Должностные обязанности инспектора гибдд. Административный регламент МВД РФ. Категории водительских прав

Главная / Авто

В каких случаях сотрудники ДПС имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие? В отношении кого запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие?

Сотрудники ДПС имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

для пресечения сопротивления оказываемого сотруднику;

задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающихся скрыться;

для отражения вооруженного сопротивления;

для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны, а также лиц подвергнутых административному аресту и заключению под стражу, когда оказывают сопротивление сотруднику милиции;

остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться.

В качестве специальных средств могут применяться: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства принудительной остановки транспорта, электрошоковые устройства.

Применение огнестрельного оружия допускается в следующих случаях: для защиты граждан от нападения, опасного для жизни и здоровья; для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется требованиям сотрудника милиции остановиться.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, кроме случаев оказания ими сопротивления.

Огнестрельное оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц, с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст очевиден, или известен сотруднику, кроме случаев оказания ими сопротивления.

Имеет ли право инспектор осуществлять свою деятельность, используя для этого личный автотранспорт?

Сотрудник ДПС вправе использовать свой личный автотранспорт в случае осуществления скрытого контролирования дорожного движения. При этом сотрудник обязан быть в форме, иметь нагрудный знак и жезл.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.

В каких случаях сотрудники ДПС должны оказывать содействие гражданам?

Сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам в следующих ситуациях:

в организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения;

в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности;

в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута;

в возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать автомобили для проверки в темное время

Нормативные акты не содержат указание на право сотрудников ГИБДД останавливать автомобили вне стационарных постов в темное время суток. В качестве исключения в период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а в случае перевоза груза - документов на перевозимый груз.

В темное время суток или в условиях плохой видимости сотрудники ГИБДД должны иметь помимо прочей экипировки и оружия светоотражающее снаряжение, отражающий знак или светящийся жезл. Кроме того, Наставление по работе дорожно-постовой службы ГИБДД МВД РФ прямо обязывает своих сотрудников "выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения. Выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного автомобиля. Сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) должны подаваться своевременно".

Невыполнение законных и своевременно выраженных требований сотрудников ГИБДД об остановке транспортного средства влечет административную ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ водитель, не исполнивший требования об остановке, может быть подвержен штрафу. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "О милиции" сотрудники ГИБДД имеют право использовать огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться.

Какие действия инспектор ГИБДД имеет право произвести в отношении автомобиля при остановке?

При остановке транспортного средства инспектор вправе:

проверить представленные документы: водительские права; техпаспорт; доверенность; талон о прохождении технического осмотра; документы на перевозимый груз; лицензию на право осуществления перевозок; документы водителей и пассажиров;

проверить соответствие действительности данных указанных в техпаспорте и произвести проверку транспортного средства на угон;

произвести досмотр автомобиля, груза и личный досмотр водителя и пассажиров, в случае если есть подозрение, что водитель совершил противоправные деяния;

произвести изъятие подозрительных вещей, оружия и предметов;

произвести административное задержание водителя и пассажиров по подозрению в

причастности к совершению преступления или правонарушению.

В законодательстве нет прямого указания, как скоро водитель должен среагировать на сигнал остановки и как быстро остановиться.

Водители транспортных средств сами вправе решать, есть ли необходимость подъезжать к инспектору, выходить или не выходить из машины.

Когда инспектор подойдет к автомобилю, необходимо передать ему документы.

Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:

а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;

д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;

е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

В каких случаях сотрудник ДПС может доставить нарушителя в дежурную часть?

Сотрудник ДПС вправе доставить нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных ст. 27.2 КоАП РФ, в случае, если:

при правонарушении невозможно составить протокол на месте, а составление является обязательным;

если нарушены правила по охране порядка и безопасности движения, а у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить некоторые необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.

По факту доставления нарушителей в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел составляется рапорт в двух экземплярах, один из которых с отметкой дежурного его регистрации выдается сотруднику ДПС.

Кто может осуществлять контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения?

Контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции.

Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.

За что имеют право остановить автомобиль?

Основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:

нарушение Правил дорожного движения водителями или пассажирами;

наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;

нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно- транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, - административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС - правда .

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку . Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру - правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение - специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых - вымысел .

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права - вымысел .

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, - правда .

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужно - правда .

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?
  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС - вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание - участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги - тоже.

На дорогах мы часто встречаемся с сотрудниками ГАИ. К сожалению, не все из них придерживаются регламента, иногда они помнят о своих правах, но напрочь забывают об обязанностях. Во время общения с представителями закона могут возникнуть разные спорные ситуации. Поэтому водителю не лишним будет ознакомиться с обязанностями инспектора.

Административный регламент МВД РФ

Административный регламент ГАИ (Приказ 185 МВД РФ) состоит из 5 разделов и 18 дополнений, описывающих обязанности, которые обязан выполнять работник ГАИ. В Приказе 185 МВД РФ и автолюбитель сможет почерпнуть немало драгоценной информации для себя. Эти сведения приободрят вас, когда в очередной раз «выпадет честь» пообщаться с инспектором на трассе. Итак, разберем избранные места Административного регламента детально.

Сигналы, подаваемые инспектором

Инспектор ГАИ обязан посылать сигнал машинам четко и понятно. Команда остановки автомобиля посылается жезлом, световозвращателем (круг с красным сигналом), рукой, устремленной на конкретную машину, или с помощью громкоговорителя. Помимо этого, используется свисток, звук, задействуются и специальные световые сигналы. Синхронно указывается место остановки.

Причина остановки

Ровненько себе ехал, и тут бац – полосатый жезл перед глазами. Не паниковать – это прежде всего. Помните о грамотной на обочине, ибо инспектор неусыпно отслеживает ваши действия. Если вдруг он заметит оплошность при парковке – штрафа не миновать. Непременно задействуйте , когда хоть самую малость сомневаетесь в маневре. Подошедший автоинспектор обязан сразу осведомить вас о причине остановки (вы можете оставаться в салоне). Чем может быть вызвана остановка ТС:

1. Вы превысили скорость.

2. Совершили опасный обгон или обгон под запрещающий знак.

3. Нарушили правила преодоления развилки и ЖДП.

4. Вы забыли пристегнуться.

5. Появились ориентировки насчет подозрительного ТС (угон автомобиля, его причастность к ДТП, административному правонарушению или криминалу).

6. Необходимость опросить вас как свидетеля или правонарушения, очевидцем которого вы могли стать.

7. Вы и ваши пассажиры понадобились в качестве понятых.

8. Инспектор вынужден задействовать ваше ТС (пункт 4 Административного регламента, абзац 5 это допускает).

9. Если срочно потребовалось оказать (к примеру, ДТП).

10. Осуществляется рейд-проверка ТС, находящихся в них граждан, перевозимых грузов (лишь при наличии акта начальника органов внутренних дел).

11. Сверка документов на право водить данное ТС, документов на имеющийся груз (сугубо на стационарных постах ДПС).

12. Действия регулировщика.

13. Отсутствие талона техосмотра.

14. Отсутствие номерных знаков или невозможность распознать номера из-за грязи или повреждений.

15. Случившиеся ДТП или преграда (обвал, оползень).

Действия инспектора при остановке автомобиля

Подойдя к припарковавшейся машине, инспектор должен отрекомендоваться и показать свое удостоверение в раскрытом виде. Вы можете записать его ФИО, звание, номер жетона на груди.

Далее надлежит сообщить причину остановки. Если инспектор не может четко озвучить причину, вы имеете право ехать дальше. Помните о культуре речи. Было бы нелишним во время разговора с инспектором использовать фиксирующие устройства (диктофон, мобильник). Работник полиции также должен быть непредвзятым, спокойным и сдержанным. К водителю надлежит обращаться на «Вы». Свои требования и трактовки формулировать четко и внятно, избегать двусмысленного понимания фраз.

Когда водитель нуждается в помощи, инспектор также обязан отрекомендоваться, придерживаясь регламента, затем внимательно вас выслушать и дать нужные пояснения или подсказать, где можно получить необходимую помощь (больница, станция ТО и др.). В случае остановки по принуждению, инспектор обязан сразу назвать водителю нормативный акт нарушения. Гражданам напоминают их права и обязанности. Инспектору возбраняется делать записи в документах граждан в непредусмотренных для этого местах.

Если затеялся спор, инспектор разъясняет порядок обжалования своих действий (согласно п.23 Административного регламента), уведомляет о местоположении отдела ГАИ и сообщает телефон непосредственного начальника. Если остановка потребована без причины, то это нарушение статьи 12.35. КоАП. Инспектору могут назначить даже штраф до 20000 рублей.

Составляем протокол

Протокол – процессуальный документ, составляемый при наличии определенного события либо состава административного правонарушения. Согласно статье 26.2. КоАП, протокол – это прямое доказательство вины водителя.

На месте правонарушения инспектор заполняет бланк шариковой ручкой, реже вносит данные на печатающем устройстве. Каждое административное правонарушение подразумевает статью закона. Если она не указана, то протокол не имеет юридической силы.

В протоколе заполняются такие графы:

- дата и место оформления протокола.

Должность/звание и ФИО инспектора.

Информация о хозяине машины.

ФИО и адреса свидетелей и потерпевших.

Иногда слова очевидца выручают водителя. Свидетелем возникшей на дороге ситуации может стать ваш пассажир, прохожий или водитель другой машины.

- наименование нарушенного нормативного документа, место и время совершения правонарушения, а также детальное описание обстоятельств нарушения.

Название статьи о правонарушении.

В графу «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело» вам позволяется вписать свое несогласие с процедурой оформления протокола.

Вам разрешается добавить к протоколу схему, ходатайство и т.д. Если для объяснительной в протоколе уже нет места, пишите дальше на новом листке, а в протоколе в графе "объяснения лица" отметьте, что они прилагаются.

В протоколе фиксируется и то, что права и обязанности вам разъяснили. После оформления протокола ознакомьтесь с текстом, чтобы внести поправки (если понадобится). Проверьте точность составления схем и рисунков (если таковые прилагаются). В пустых местах нарисуйте Z (дабы не появлялись позже фиктивные показания), и только теперь вы можете подписаться. Помните, что вам обязательно должны предоставить копию протокола. Никакие поправки после этого не вносятся.

Ответственность за ваш отказ подписаться не предусмотрена. Если вы отказались подписать протокол, то делается запись: «От подписи отказался» (обязательно при понятом). Инспектор может вручить и постановление (это повлечет за собой разбирательства в суде) или постановление-квитанцию на оплату штрафа. Когда инспектор вас поторапливает при оформлении протокола, или еще хуже, вырывает протокол из ваших рук – это пренебрежение вашими правами. Спокойно заявите о своем законном праве написать объяснение в протоколе.

Инспектор может не сделать схему ДТП – обязательно впишите в свое объяснение слова «Схема не составлялась». Ваша дальновидность не даст шанса нечестному инспектору составить схему ДТП позже и прикрепить ее к вашему протоку с подписью «Водитель от подписи отказался». Инспектор вручил вам копию протокола без схемы – требуйте и ее. В противном случае пометьте: «Копию схемы не вручили».

Инспектор не внес в протокол свидетелями родственников (якобы это заинтересованные лица) – впишите всех свидетелей в протокол своей рукой. Если реальных очевидцев не было, то ставьте Z в графе свидетелей (дабы потом они не материализовались). Ни в коем случае ничего не пишите под диктовку инспектора, чтобы все написанное не обернулось против вас. Объяснительную составляйте сами. Возможно ли оспорить протокол? Можно, но проблематично. Особенно с припиской «С нарушением согласен». Даже в этом случае боритесь за свои права до конца, правда, в суде и только с адвокатом.

Инспектор вправе предложить

В принципе, человек в погонах внушает почтение или страх. И это правильно. Но вот когда инспектор начинает юлить, то держите ухо востро. Инспектор может попросить вас выйти из машины, но никак не приказать. Такая просьба уместна, когда:

1. Нужно незамедлительно устранить неисправность автомобиля.

2. Происходит нарушение норм транспортировки груза (высыпание, скатывание, протекание).

3. Водитель пьян.

4. Требуется дополнительная сверка номера мотора.

5. Требуется досмотр машины.

6. Необходим личный досмотр.

7. Нужна помощь пострадавшим.

8. Нужна помощь инспектору ГАИ (угроза его жизни).

Просьба открыть багажник автомобиля допускается, если возникла необходимость проверить состояние газового оборудования или дополнительного топливного бака. Если все в норме, то там больше нечего.

В случае вынужденной остановки инспектор может предложить вам пройти контроль трезвости (индикаторная трубка). Вы имеете право отказаться. В этом случае тест на трезвость делают в больнице при 2 свидетелях (работники полиции не могут быть свидетелями). После получения результатов анализа составляется протокол на спецбланке (если алкоголь выявлен). Сотрудник ГАИ не имеет права удерживать вас для проверки технического состояния более 20 минут (время на устранение неполадок или составление протокола сюда не входит).

Подписывайтесь на наши ленты в

Причины, почему автомобиль можно остановить:

    Возникла угроза для движения других автомобилей.

    Инспектор имеет информацию о вашей причастности к действиям, противоречащим закону.

    Есть информация, что транспорт использовали в противозаконных целях либо он находится в розыске.

    Вы стали участником аварии, инспектору нужно опросить вас о подробностях происшествия.

    Помощь водителя нужна пострадавшим в аварии или сотруднику полиции.

Инспектор не может остановить автомобиль, где ему заблагорассудится. Для остановки отведены специальные места. Правда, есть исключения: когда место для остановки специально отмечено или есть опасность для безопасности других участников движения.

Инспекторы не могут действовать самовольно. Существует Закон о полиции, утвержден МВД Административный регламент по контролю безопасности движения (приказ от 02.03.2009 № 185).

Цель этих правовых актов: четко зафиксировать, на какие действия имеют права служители закона, какие несут обязанности.

Знание законов РФ не повредит гражданам, поможет уверенно отстоять свои права.

Должен ли автовладелец покидать свою машину?

Два случаая, когда требование выйти из машины является законным:

  1. Нужно устранить поломку транспорта или нарушения в перевозке грузов
  2. Есть признаки, что водитель пьян.
  3. Нужно проверить, достоверность информации, указанной в регистрационных документах.
  4. Необходимость досмотра вещей и перевозимых грузов.
  5. Если участникам движения без вашей помощи не обойтись, у инспектора есть право попросить вас покинуть автомобиль.
  6. Поведение водителя угрожает полицейскому.

Если инспектор захочет проверить номерные знаки агрегатов самостоятельно, без вашего участия - смело отказывайтесь. На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять документы без водителя, есть четкий ответ - не имеет.

Административный регламент защищает права водителя, указывает на возможность присутствовать при проверке.

Остановка по подозрению в пьяной езде становится причиной для многочисленных споров. Поэтому остановимся на этом моменте подробнее.

За езду в пьяном виде закон карает сурово, вплоть до лишения прав и уголовной ответственности.

Какие признаки говорят о том, что водитель пьян?

Признаки опьянения детализированы в пункте 126 Административного регламента по контролю безопасности движения (далее -«Административный регламент»): от водителя пахнет алкоголем, его поза и движения неустойчивы, кожа покраснела, речь нарушена, а поведение отличается от нормального. Не нужно, чтобы были заметны все эти признаки, достаточно одного из них. Лишение прав за алкоголное опьянение - самое малое наказание.

Какие по закону есть обязанности сотрудника ГИБДД?

Водителю, чтобы комфортно чувствовать себя при общении с представителями власти, нужно знать обязанности сотрудника ГИБДД. Кто предупрежден, тот вооружен!

  • Инспекторы проверяют документы водителя, а сами должны открыть разворот своего документа, подтверждающего их полномочия.
  • Инспектор должен вам разъяснить свою должность, звание и фамилию. Только после этого может взять у вас документы для проверки.
  • Вам обязаны разъяснить положения законов: КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) и статьи 51 Конституции. Поясним, что статья 51 Конституции гласит о том, что вы не должны давать показания против самого себя и своих близких.
  • Разъяснить, в чем именно виноват водитель, какой пункт правил дорожного движения нарушен.
  • Помните, инспектор не имеет права что-либо помечать в ваших документах. Если вы передали паспорт, в который вложены деньги, иные ценные вещи, инспектор должен его вернуть и предложить, чтобы вы дали пустой документ.
  • Разрешить водителю использовать средства записи. Если запись по закону вести нельзя, разъяснить положения закона водителю.
  • Остановить машину понятными для водителя сигналами.
  • Разъяснить права водителя, обжаловать действия сотрудников ГИБДД, сообщить место, где находятся дежурные и номера телефонов.

Вроде все ясно, понятно написано в законе. На практике возникают проблемы. Родители ищут ответ на вопрос: имеют ли право сотрудники ГИБДД остановить машину? Как должны действовать представители власти?

Водителям не всегда удается отстоять свои права в мировых судах. Суды завалены административными делами, важные детали упускаются из вида. Водителям не остается ничего иного, как искать правду в вышестоящих инстанциях.

Необоснованные решения дорого обходятся. Нарушителей лишают прав, выписывают штрафы, а за пьяную езду могут и свободы лишить.

Автовладельцам нужно проявлять бдительность в общении с инспекторами, использовать допущенные нарушения при остановке в свою пользу.

Судебная практика

Постановление Верховного суда от 1 декабря 2015 года, № 85-АД15-6.

Суть дела. Инспектор остановил водителя по подозрению в пьяной езде. Заведено дело. Мировой судья в деталях разбираться не стал и оштрафовал водителя на тридцать тысяч рублей, лишил прав на год (часть 1 статьи 12.8 КоАП).

Районный и областной суд не стали разбираться и решение не изменяли. Но автовладелец не сдался, настаивал на установлении сути происшествия. Вера в справедливость его не подвела.

Заключение суда

Врач-нарколог обследовал водителя неправильно. Нарушена Инструкция по проведению мед. освидетельствования на состояние опьянения лица, управляющего транспортом.

Водителя обследовали двумя разными техническими проборами, что повлияло на достоверность результатов. Жалобу водителя судья удовлетворил, несправедливые решения отменил.

Еще одно дело из практики Верховного суда - Постановление от 22 декабря 2015 года, № 5-АД15-41.

Суть дела. Водитель не подчинился инспектору, не поехал на освидетельствование в мед. учреждение. Поплатиться за непослушание пришлось свободой на полтора года, плюс штраф заплатить тридцать тысяч (часть 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях). Но водитель решение оспорил. Как оказалось, не зря. В Верховном суде выяснили, кто прав, кто виноват.

Суд пояснил: обязанности сотрудников ГИБДД нарушались.

Вот доказательство нарушений: водителя отправляли на обследование в больницу, но понятые не участвовали, видеозапись происходящего не велась.

При получении доказательств нарушен Кодекс об административных правонарушениях. Поэтому доказательства не могут использоваться по делу, не подтверждают факт езды в пьяном виде.

Итог понятен: решения нижестоящих судов отменили, а водитель может снова сесть за руль.

Любому водителю, рано или поздно, придется общаться с инспекторами ДПС , если конечно, подобных контактов не было раньше. Но не каждый водитель знает, какие требования сотрудника ГИБДД правомерны, а какие являются превышением должностных полномочий. Инструкторы по вождению расскажут, какие права имеет сотрудник ДПС в отношении автовладельцев, согласно букве закона.

Нужно ли останавливаться?

Любой сотрудник полиции имеет право останавливать автомобиль в том случае, если у него есть веские основания считать, что именно вы совершили (либо намереваетесь совершить) правонарушение, или в том случае, если у него на руках имеется ксерокопия приказа начальника УВД о проведении спецмероприятия, например антитеррористической операции.

Автоинспекторы также могут останавливать транспортное средство на спецпостах ДПС для проверки документов . Причем причину для остановки он может озвучить любую, например проверку вашей адекватности.

Посмотрим видеосюжет о правах инспектора на досмотр:

Удачи вам на дорогах, соблюдайте Закон и ведите себя достойно с сотрудниками ГИБДД. Того же требуйте и от них!

В статье использовано изображение с сайта www.flexcom.ru



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация