Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться после. Этапы проведения процедуры. Правовой акт о проведении аттестации

Главная / Квартира

Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.

Цель аттестации - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.

В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:

А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;

Б) достигшие возраста 60 лет;

В) беременные женщины;

Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации - принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.

Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;

Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 17

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий определенные обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.

В данной статье рассмотрен процесс проведения аттестации государственных служащих, определены основные принципы и виды оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, раскрыты общие положения об аттестации, порядок ее проведения.

Понятие "аттестация", задачи проведения

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

  • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
  • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Сроки и условия проведения аттестации

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

  1. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  2. об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих <1> (далее - Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
<1> Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

Этапы аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

  1. организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  2. мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  3. утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  4. создание аттестационной комиссии;
  5. подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  6. проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Правовой акт о проведении аттестации

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 - 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов "за" и "против" конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

Образование

Стаж работы по специальности

Профессиональная

компетентность

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

Качество выполненной работы

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

Умение работать с документами

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

Служебная этика, стиль общения

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

Участие в управленческом

процессе принятия решений

Способность к самооценке

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013)".

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1036);

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1499 "О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст. 5542).

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

5. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

II. Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9-12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

24. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по решению руководителя государственного органа после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих;

б) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов комплексной оценки деятельности гражданского служащего.

7.2. По результатам внеочередной аттестации, проводимой в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы в государственном органе, а также в другом государственном органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданские служащие, признанные по результатам внеочередной аттестации не соответ­ствующими замещаемой должности гражданской службы либо соответствующими ей при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, имеющими преимущественное право на замещение должности гражданской службы не признаются.

7.3. Основаниями для проведения внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (далее - внеочередная аттестация по соглашению сторон) могут быть:

Неудовлетворительная оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по результатам последней комплексной оценки деятельности гражданского служащего;

Несоответствие должностному регламенту объема выполняемых должностных обязанно­стей по замещаемой должности гражданской службы;

Предложение о включении гражданского служащего в федеральный кадровый резерв или в кадровый резерв государственного органа;



Другие основания.

7.4. Внеочередная аттестация гражданского служащего по соглашению сторон может прово­диться по предложению любой из сторон служебного контракта.

7.5. Гражданский служащий, изъявивший желание пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон, до 15 февраля текущего года после согласования этого вопроса с руководите­лем структурного подразделения направляет соответствующее заявление на имя руководителя государственного органа в кадровую службу. Руководитель структурного подразделения должен завизировать заявление гражданского служащего в течение пяти рабочих дней с момента получения, отразив свое мнение по данному вопросу.

7.6. В случае несогласия с проведением внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон руководитель структурного подразделения обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления гражданского служащего направить свои письменные мотивированные возражения в кадровую службу.

7.7. Учитывая результаты комплексной оценки деятельности гражданского служащего, руководитель структурного подразделения имеет право выступить с инициативой проведения внеочередной аттестации этого гражданского служащего по соглашению сторон. В этом случае руководитель структурного подразделения до 15 февраля теку­щего года направляет свое мотивированное обращение на имя руководителя государственного органа о проведении внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон.

7.8. После получения согласия Руководителя государственного органа на проведение внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон кадровая служба письменно уведомляет об этом гражданского служащего. В случае несогласия пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон гражданский служащий обязан в течение пяти рабочих дней направить свой письменный отказ на имя Руководителя государственного органа в кадровую службу.

7.9. Решение о проведении внеочередной аттестации по соглашению сторон и сроках ее про­ведения оформляется приказом Руководителя государственного органа.

VIII. Заключительные положения

8.1. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

8.2. Кадровая служба устанавливает число гражданских служащих, прошедших аттестацию, определяет число гражданских служащих, признанных соответствующими и не соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, а также включенных в график аттестации, но не прошедших аттестацию по различным причинам, обобщает замечания и предложения, высказанные на заседаниях аттестационных комиссий, и информирует об итогах аттестации руководителя государственного органа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 27

к методическому инструментарию

Проект Приказа о проведении аттестации государственных гражданских служащих

ПРИКАЗ

от __________ № _______

О проведении аттестации государственных гражданских служащих

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – федеральный закон), Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110, Положением о проведении аттестации в __________________ (наименование государственного органа) , утвержденным ___________________________________ (наименование правого акта государственного органа) в целях определения соответствия государственных гражданских служащих (далее – гражданских служащих) замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы на основе оценки их профессиональной служебной деятельности ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести с__________по________20___г. аттестацию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в ____________________________ (наименование государственного органа) .

2. Утвердить персональный состав аттестационных комиссий согласно приложению 1 к настоящему приказу .

3. Утвердить график проведения аттестации гражданских служащих (далее - график) согласно приложению 2 к настоящему приказу.

4. Непосредственным руководителям гражданских служащих в установленные графиком сроки представить в ___________________ (наименование кадровой службы государственного органа)

Аттестация государственных гражданских служащих – важное кадровое мероприятие, которое обязательно для всех сотрудников, занимающих таковые должности. Оно помогает определить, подходит ли работник для означенной работы, соответствует ли всем требованиям, которые она выдвигает. И для того, чтобы аттестация гражданских служащих прошла без нарушений, необходимо знать, какими нормами она регулируется и какие законодательные акты утверждают процедуру проверки навыков сотрудников.

Процедура аттестации гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – комплексное мероприятие, проводимое работодателем для того, чтобы узнать, кто из его работников не соответствует должностным критериям. При этом в законе Российской Федерации, а именно в Указе Президента от 01.02.2005 №110, различают два основных вида аттестации гражданских служащих:

  • Аттестация, которая проводится с определенной частотой – один раз в три года.
  • Внеочередная аттестация гражданских служащих. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по нескольким причинам. Это может быть обоюдное соглашение сторон, заключивших трудовой договор или же решение руководителя территориального подразделения государственного органа.

Есть ещё одна группа причин, по которым можно провести повторную аттестацию гражданского служащего. Это соответствующее решение руководителя о том, что на предприятии необходимо провести сокращение должностей. Также аттестация гражданского служащего раньше срока возможна, если от начальства поступило распоряжение о сокращении заработной платы определенным категориям работников.

Аттестация гражданского служащего проводится для всех категорий гражданских служащих, кроме некоторых исключений. Среди них есть:

  • Сотрудники, которые не проработали на гражданской должности ещё и года;
  • Специалисты, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы и находящиеся в отпуске по беременности или уходу за ребенком;
  • Сотрудники, которые замещают руководящие или советнические должности временно, по заключенному срочному контракту;
  • Сотрудники, которые прошли сдачу квалификационных тестов меньше чем за год до начала аттестации;

Вся процедура проверки знаний служащих проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап. Во время подготовительного этапа руководитель предприятия должен сделать несколько обязательных шагов для того, чтобы начать процедуру аттестации гражданских служащих.

Если непосредственный начальник служащего решил оставить свой отзыв в отчете, который сотрудник собрался отправлять аттестационной комиссии, ему необходимо будет указать и другую дополнительную информацию. Например, сведения о тех поручениях, которые он выполнил – насколько сложные, как быстро и как качественно.

За неделю до того, как начнутся заседания аттестационной комиссии, работники кадровой службы предприятия должны ознакомить сотрудника не только с документацией, но и с отзывом, который о нём оставил начальник.

За сотрудником остается право корректировать показания, которые указаны в составленной о нем характеристике. Если он не согласен с тем, что написано в бумаге, составленной его руководителем, то он может добавить отсутствующую информацию и составить заявление о том, что не согласен с тем отзывом, который отправил его руководитель. Также сотрудник имеет право передать аттестационной комиссии просьбу отозвать его прямого начальника.

Второй этап – аттестация служащих. Аттестация проводится в следующем порядке. Служащие, состоящие в комиссии, приглашают каждого работника, который должен пройти проверку, на заседание. Есть вероятность, что он не сможет прийти. Если это произошло по уважительным причинам, например, по болезни, то заседание просто переносится. А если он не явился на заседание без уважительной причины или если совсем отказался прийти, то тогда, вместе с переносом заседания, руководитель обязан наказать провинившегося дисциплинарно.

Любые обсуждения работника, которые проходят на комиссии, должны следовать нескольким правилам. Первое – затрагивать только деловые качества сотрудника. Второе – быть максимально объективными в оценке.

Третий этап – заключительный. Решение принимается аттестационной комиссией путем голосования. Если за одно из решений оказывается больше голосов, то оно становится действующим и заносится в протокол заседания.

После того, как аттестация закончилась и все результаты собраны, комиссия начинает принимать решения. Они, проанализировав все собранные данные, могут выставить одну из следующих оценок:

  • Сотрудник на все 100% соответствует требованиям, которые представлены к должности.
  • Сотрудник, прошедший аттестацию, не только на все 100% соответствует требованиям, но также может быть включен в список кадрового резерва для роста по карьерной лестнице;
  • Сотрудник будет соответствовать занимаемой им должности, если его отправят на курсы переподготовки или повышения квалификации;
  • Сотрудник не соответствует условиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности.

После того, как аттестация закончилась и все вопросы были выяснены, отчет о проделанной работе отправляется работодателю. Срок выполнения этой задачи – не больше 7 суток.

После того, как отчет аттестационной комиссии оказывается на руках работодателя, у того есть месяц, чтобы принять окончательное решение по тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководитель организации может:

  • Отправить не сдавшего аттестацию сотрудника на переобучение или повышение квалификации;
  • Принять решение о том, что сотрудника необходимо понизить в должности;

Также стоит отметить, что служащий имеет право отказаться от перевода и поездки на курсы повышения квалификация. В таком случае у работодателя не остается выбора, и он разрывает со служащим трудовой договор, освобождая должность гражданского служащего.

Ответственность на государственной гражданской службе

Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.

Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:

  • Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
  • Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
  • Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
  • Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;

А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.

Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:

  • Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
  • Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
  • Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
  • Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;

После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.

Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.

У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:


Обжалование результатов аттестации

У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.

Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.

И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация