Основные правила предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Предоставление жилья по социальному найму — что это такое

Главная / Квартира

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В действующей Конституции РФ в неизменном виде сохранен принцип нормирования жилья, предоставляемого из государственного, муниципального жилищных фондов. Так, согласно п.3 ст.40 социальное жилье предоставляется в соответствии с установленными законом нормами.

Однако, в отличие от императивного установления в ЖК РСФСР нормы жилой площади в размере 12 квадратных метров на человека, ЖК РФ устанавливает лишь порядок определения нормы. Так, согласно п.2-3 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Между тем, думается, что именно на федеральном уровне в кодифицированном акте следовало бы установить гарантию права на жилище в виде минимального размера нормы предоставления, ведь речь идет об удовлетворении основной жизненной потребности гражданина.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 2) сдавать жилое помещение в поднаем; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; 4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; 5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение в соответствии с целевым назначением; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обмен. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Обмен осуществляется на основании заключенного между указанными нанимателями договора об обмене жилыми помещениями.

Предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) ЖК РФ не предусмотрен.

1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (далее - решение) принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием для заключения договора социального найма.

2. В договоре социального найма помимо нанимателя указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя

Комментарий к ст. 24 Закона

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 27.03.2012 N 594 "Об утверждении отдельных типовых распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" утверждены формы решений о предоставлении жилых помещений.

Указанным нормативным актом предусмотрены 52 вида решений (распоряжений). Общие требования к оформлению типовых видов распоряжений ДЖПиЖФ также установлены. Так, структура распоряжения содержит:

Название распоряжения;

Описательную часть;

Распорядительную часть.

Название распоряжения содержит информацию:

О предоставлении, о закреплении, о заключении, об отмене, о внесении изменений и т.д.;

Фамилия, инициалы заявителя;

Вид обеспечения (по договору найма, по договору купли-продажи и т.д.);

При необходимости уточняющую информацию (в дополнение к занимаемому помещению, со снятием с жилищного учета, адрес регистрации и т.д.)

Указания к оформлению названия распоряжения:

ФИО заявителя - пишутся фамилия и инициалы, в скобках указать состав (на семью из ____ человек; на одного);

В распоряжениях о предоставлении субсидии, жилого помещения по договору КПР, КПИ в случае предоставления части семьи с освобождением занимаемого жилого помещения в названии распоряжения не использовать слова "без освобождения занимаемого жилого помещения", "с освобождением занимаемого жилого помещения";

При написании названия распоряжения использовать полужирный шрифт.

Описательная часть содержит следующую информацию:

1. Данные о жилой площади заявителя и членов его семьи;

2. Данные о членах семьи заявителя;

3. Данные об отсутствии иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых заявитель и члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

На территории города Москвы и Московской области данные подтверждаются на основании выписок из ЕГРП, на остальной территории Российской Федерации - на основании личных заявлений.

4. Данные по жилищному учету семьи заявителя;

5. Данные о 10-летнем проживании в городе Москве семьи заявителя и по ухудшению жилищных условий;

6. При рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения заявителю Комиссией по жилищным вопросам Правительства Москвы указать:

Дату и номер протокола;

Содержание принятого решения.

7. Данные о включении в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.

8. Основания для издания распорядительной части (предоставления жилого помещения, отмены распоряжения и т.д.).

Распорядительная часть содержит следующую информацию:

1. Данные о предоставлении;

2. Указания о снятии с жилищного учета (при необходимости);

3. Обязательства заявителя и членов его семьи при освобождении занимаемого жилого помещения;

4. Указания Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы;

5. Указания по изменению вида жилищного фонда;

6. Указания Управлению государственного учета и использования жилищного фонда города Москвы;

7. Указания Управлению прав собственности города Москвы в жилищной сфере;

8. Условия отмены распоряжения;

10. Указания по контролю за выполнением распоряжения;

Подписывается распоряжение одним из заместителей руководителя Департамента

Автор комментария: Адвокат Полина Кузнецова

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 № 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 316-ФЗ)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) - жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (ч. 1 ст. 60 ЖК РФ). Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Правила ст. 52 ЖК РФ, регулирующей принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, адресованы как малоимущим, так и гражданам иных категорий, о которых говорилось выше. Принятие указанных граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган. Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на таком учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), то такой гражданин по его выбору может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Граждане принимаются на учет на основании заявлений, поданных в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства. Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, установленных законодательством (ст. 58 ЖК РФ). К заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить документы, подтверждающие право состоять в качестве нуждающегося в жилищном помещении. Орган местного самоуправления, принявший заявление гражданина, выдает расписку с указанием перечня принятых документов и даты их поступления.

В течение 30 рабочих дней со дня получения документов соответствующий орган местного самоуправления обязан рассмотреть указанное заявление и представленные вместе с ним документы и вынести решение о принятии гражданина на учет или об отказе в этом. Если принято положительное решение, то орган местного самоуправления обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения выдать заявителю на руки либо направить ему по почте или с курьером документ, подтверждающий решение о постановке гражданина на учет.

Правила и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сгруппированные в ст. ст. 57-59 ЖК РФ, имеют обязательное значение для всех региональных и муниципальных органов в Российской Федерации, имеющих отношение к обеспечению граждан жильем. По общему правилу жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Однако из указанного правила предусмотрены исключения - вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.


Основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт - решение о предоставлении жилого помещения (ч. 3, 4 ст. 57 Кодекса), принятое органом местного самоуправления, которое выдается или направляется гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия.

Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено гражданину по договору социального найма, учитывается площадь жилого помещения, уже находящегося у него в собственности, если таковое имеется. Одновременно учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, как правило, должны предоставляться жилые помещения в виде квартир или жилых домов (если в составе соответствующего жилищного фонда имеются дома, предназначенные для проживания одной семьи). Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в исключительном случае (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ).

Среди граждан по-прежнему пользуется популярностью жилье, которое предоставляется в наем. После получения социального жилья многие граждане в дальнейшем могут претендовать на его приватизацию, что делает такую сделку весьма заманчивой. Рассмотрим, что представляет собой социальный найм жилья, а также какие документы нужны для оформления данной сделки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Что такое социальный найм жилья?

Социальный найм – это сделка, в результате которой граждане получают в пользование квартиры, дома и другие жилые помещения на особых льготных условиях .

Порядок предоставления и пользования таким жильем регулируется жилищным законодательством, а именно гл.7 и 8 ЖК РФ.

Лица, для которых доступно социальное жилье, определены местным и федеральным законодательством.

Если решение о выделении жилья исходит от федеральных органов власти, то выделяться жилое помещение будет из резервов государственного фонда, а если решение принял муниципалитет, то он и будет выделять недвижимость .

Предоставление происходит в порядке очередности – граждане, которые подходят под установленные критерии, подают документы, становятся на специальный учет и ждут своей очереди.

Важным моментом при подписании договора социального найма является, что полученное жилье можно приватизировать на общих основаниях.

Приватизация квартиры по договору социального найма позволит жильцу получить больше прав на имущество – для его продажи, обмена, дарения, сдачи в наем и т.п.

Граничные сроки приватизации все время продлеваются, поэтому съемщики социального жилья еще имеют возможность оформить на него полноценное право собственности.

Кому предоставляются жилые помещения?

Право на получение такого жилья есть у малоимущих граждан, которые официально определены как нуждающиеся в помещении для проживания . Для этого должны быть следующие основания:

  • Граждане и члены их семьи не являются съемщиками помещений по договорам социального найма;
  • Граждане относятся к нанимателям социального жилья (или являются членами их семьи), однако имеющееся у них жилье меньше установленной нормы;
  • Проживают в жилых помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям.
  1. Дети, которые являются сиротами или остались без родительского попечения ;
  2. Лица, страдающие тяжкими формами хронических заболеваний (их перечень установлен законодательно);
  3. Лица, проживающие в помещениях, признанных непригодными для дальнейшего использования и не подлежащими ремонту .

Получить квартиру из государственного фонда также имеют право следующие категории граждан, которые определены специальными федеральными законами:

  • Инвалиды I и II групп ;
  • Лица, ставшие инвалидами в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии ;
  • Ветераны Великой Отечественной Войны ;
  • Жертвы катастроф и стихийных бедствий, которые утратили свое жилье ;
  • Военнослужащие, получившие увечья вследствие профессиональной деятельности .

Куда обратиться для заключения договора?

Чтобы стать на учет для получения социального жилья, гражданам из перечисленных категорий необходимо подать в соответствующий государственный орган заявление и документы, подтверждающие их материальное положение.

Все услуги, связанные с оформлением договора социального найма жилого помещения предоставляются бесплатно и срок предоставления не должен превышать 1 месяц.

Для заключения договора необходимо обратиться в администрацию муниципального образования . Нужно представить документы:

  1. О составе семьи (копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о браке и т.п.);
  2. Решение муниципалитета о выделении жилья ;
  3. Заключение о сносе здания или переведение его в нежилой фонд, о признании его аварийным и т.п.;
  4. Выписку из домовой книги по месту регистрации всех членов семьи ;
  5. Выписку о состоянии финансового лицевого счета ;
  6. Справки с Росреестра об отсутствии у всех членов семьи в собственности жилых помещений .

После сдачи документов, вам будет выдана расписка в их получении и назначен день для подписания договора.

Договор социального найма

Предметом договора обязательно должно быть обособленное имущество – комнаты общего пользования или неизолированные помещения предоставляться в социальный найм не могут.

К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК):

  • Жилой дом, часть жилого дома;
  • Квартира, часть квартиры;
  • Комната.

В соответствии с договором найма, собственник жилья предоставляет его другому лицу во временное пользование и за определенную плату. Сторонами договора в этом случае являются:

  1. Наймодатель — владелец имущества. В случае с социальным жильем им является соответствующий государственный или муниципальный жилищный фонд .
  2. Наниматель — гражданин, который будет использовать имущество и вносить за него плату .

Для договора социального найма предусмотрено четкое указание предмета сделки . То есть, в документе должно быть отмечено:

  • Какое именно жилье предоставляется в найм – дом, квартира или их доля;
  • Размер жилья, его месторасположение (адрес, этаж);
  • Описание помещения, а также имущества, которое в нем находится и т.п.

Договор социального найма является бессрочным, т.е. заключается без установления срока его действия (статья 60 Жилищного кодекса РФ).

Однако в некоторых случаях он может быть прекращен раньше. Основания для этого напрямую зависят от того, кто выступает инициатором прекращения договора.

Права и обязанности сторон по договору

Как и при заключении любой другой сделки, договор социального найма предусматривает возникновение у его сторон определенных прав и обязанностей .

Для нанимателя

Регулируются в соответствии со ст.67 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Использование жилья по назначению и лишь в тех пределах, которые допускаются законодательством;
  • Обеспечение сохранности сдаваемого помещения, а также имущества, которое в нем находится;
  • Поддержание жилья в надлежащем состоянии;
  • Проведение текущего ремонта в жилом помещении;
  • Внесение платы за пользование помещением – своевременно и в полном объеме.

Необходимо информировать наймодателя об изменениях, которые могут происходят у съемщика жилья, это может стать причиной для перемены условий и оснований, по которым жилье предоставляется ему в социальный найм .

Права :

  1. Сдавать полученное помещение в аренду третьим гражданам (поднаем);
  2. Вселять в жилье других лиц;
  3. Требовать от наймодателя исполнения своих обязанностей (в частности, сюда относится предоставление коммунальных услуг, а также проведение капитального ремонта помещения);
  4. Разрешать временное проживание в помещении других людей;
  5. Обменивать занимаемое жилье на другое.

При ненадлежащем исполнении условий договора со стороны наймодателя съемщик может требовать уменьшения размера оплаты за помещение или возмещения расходов и убытков.

Для наймодателя

Регулируются ст.65 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Передача съемщику помещения, которое свободно от прав на него со стороны других лиц;
  • Обеспечение коммунальных услуг надлежащего качества;
  • Осуществление капремонта;
  • Принятие участия в мероприятиях по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения и дома, в котором оно находится.

Права :

  1. Получать от нанимателя оплату за жилье, предоставленное в наем;
  2. Требовать от съемщика внесения оплаты за пользование коммунальными услугами.

Наймодатель может требовать от жильца возмещения ущерба причиненного имуществу, а в некоторых случаях и расторжения договора .

Кроме этого, жилищным законодательством и самим договором социального найма для обеих сторон сделки могут быть предусмотрены и другие права и обязанности, возникающие как у нанимателя, так и у наймодателя.

Алгоритм действий, которые необходимо пройти, чтобы получить квартиру по договору социального найма

  1. Постановка гражданина на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или нуждающегося в жилом помещении.
  2. Получение положительного решения от государственного органа о предоставлении соответствующего жилья. Оно выдается в письменном виде и является основанием для дальнейшего заключения договора.
  3. Сбор и подача необходимых документов .
  4. Подписание договора .
  5. Вселение в жилое помещение (основанием для этого является подписанный договор).

Жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, должно находиться в пределах того населенного пункта, где он проживает.

Плата по договору

В совокупности плата за социальное жилье состоит из таких элементов:

  • Арендная плата по договору. В большинстве случаев граждане, с которыми заключен договор социального найма, являются малоимущими, а поэтому от необходимости такой оплаты освобождаются.
  • , которыми пользуется жилец. В соответствии с договором эта обязанность полностью ложится на жильца. Размер оплаты устанавливается либо на основании данных с измерительных приборов, либо при помощи нормативов и показателей, установленных для каждого вида предоставляемой услуги.
  • Платежи на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения . Сюда относится оплата услуг управляющих компаний и покрытие расходов, необходимых для проведения ремонтных работ. Конкретный размер устанавливается органами местного самоуправления и зависит от многих факторов: площади жилья, уровня благоустройства дома, его месторасположения и т.д.

Получение социального жилья является хорошей альтернативой для граждан, которые проживают в неблагоприятных условиях или не имеют возможности приобрести собственную квартиру или дом.

В соответствии с договором социального найма жилье предоставляется на бессрочной основе и в размерах не меньше установленных нормативов. Как правило, единственной финансовой обязанностью жильца в этом случае является оплата коммунальных услуг и текущего ремонта в помещении.

Если вам отказывают в заключении договора социального найма. Предлагаем посмотреть видеоролик.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация