Земельное законодательство субъекта рф. Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Главная / Суд

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует « земельными » . В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений.

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах». Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр – регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Источником земельного права является Лесной кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда. Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством.

Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

Вопросы реализации права застройки земельного участка отражены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» урегулированы вопросы права собственности на земельные участки. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяет правовой режим земельных участков, используемых для ведения фермерского хозяйства, а также Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». определяет порядок установления охранных зон вокруг таких объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, иных прав на землю и сделок с земельными участками. В Законе РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» отражены особенности использования земель в закрытом административно-территориальном образовании.

Земли с/х назначения те, что находятся за чертой поселений и предоставлены или предназначены для нужд с/х. В их составе выделяются как собственно с/х угодья, пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками, другими многолетними насаждениями, так и земли под предприятиями для хранения и переработки с/х продукции. Эти территории могут использоваться только для с/х производства. Такие угодья подлежат особой охране.

Земли поселений это территории в пределах черты города или поселка. Они, в свою очередь, делятся на зоны: жилую, общественно деловую, для инженернотранспортных инфраструктур, рекреационную, с/х использования, специального назначения, для военных объектов. В пределах одной такой зоны действует единый градостроительный регламент, включающий в том числе и требования специального законодательства, например, об охране объектов культурного наследия, о ж/д транспорте и т.д. Соблюдение градостроительного регламента обязательно для всех: и владельцев и арендаторов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения это участки, расположенные за чертой поселений, предназначены для эксплуатации соответствующих объектов. В состав таких земель могут также включаться охранные зоны. Если кто-то владеет участком в такой зоне, землю у него не отберут, но он будет обязан подчиняться особому режиму землепользования, который может ограничить или запретить отдельные виды деятельности.

Еще есть земли особо охраняемых территорий. Это те, что имеют особое научное, историкокультурное значение, места, где люди лечатся или отдыхают. Они полностью или частично изъяты из оборота, там установлен особый режим. Так, на землях заповедников запрещается любая деятельность, не связанная с задачами заповедника, участки там нельзя приватизировать и продавать как дачные наделы, например.

К землям лесного фонда относятся как собственно леса, так и те территории, где леса когда-то были, и их предстоит восстановить. Земли без леса могут передаваться в аренду для с/х деятельности.

Земли водного фонда это территории, занятые водоемами, а также места водозаборов, гидротехнические сооружения, охранные зоны.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Их не продают ни гражданам, ни организациям, за исключением земель из фонда перераспределения.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР: землеустройство государственный управление

  • - Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) (гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);
  • - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.);
  • - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 4, 17);
  • - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды);
  • - Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности);
  • - Закон о земельном кадастре;
  • - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);
  • - комментируемый Закон.

Можно также выделить ряд иных федеральных законов, в которых затрагиваются вопросы землеустройства, например:

  • а) по вопросам финансирования землеустройства:
    • - Закон РФ "О плате за землю" (в ред. от 20 августа 2004 г.) (ст. 24);
    • - Закон РСФСР "О социальном развитии села" (в ред. от 28 апреля 1993 г.) (ст. 13);
    • - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. от 28 июля 2004 г.);
  • б) по вопросам организации проведения работ по землеустройству:
    • - Закон о местном самоуправлении в РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) (п. 12, 13 ст. 60);
    • - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О геодезии и картографии".

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

Земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

  • - Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 "О государственном земельном контроле";
  • - Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 (в ред. от 1 августа 2001 г.) "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России";
  • - Постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам";
  • - Приказ Роскомзема от 2 августа 1993 г. N 38 "О проведении инвентаризации земель";
  • - Приказ Госкомзема РФ от 3 марта 1998 г. N 28 "Об организации конкурсов (торгов) на проведение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель";
  • - Приказ Роскомзема от 26 апреля 1994 г. N 32 "Об организации комплексных проверок использования земли";
  • - Приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России";
  • - Приказ Госстроя РФ от 2 августа 1999 г. N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях";
  • - Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (в ред. от 29 июля 2002 г. N П/301) "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки") (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2753);
  • - Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Требованиями к кадастровому делению") (зарег. в Минюсте РФ 2 июля 2001 г. N 2776);
  • - Приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т.О-06-02-01") (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2757);
  • - Приказ Росземкадастра от 3 июля 2001 г. N П/129 "Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра";
  • - Приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. N 38-1 "Об отмене Инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости";
  • - Приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" (зарег. в Минюсте РФ 24 октября 2000 г. N 2426);
  • - Приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 "О территориальных органах и подведомственных организациях Федеральной службы земельного кадастра России".

Правовые подзаконные акты:

  • - письмо Роскомзема от 14 июня 1996 г. N 1-16/1240 "О методических рекомендациях по кадастровой оценке земли";
  • - письмо Роскомзема от 14 мая 1996 г. N 5-16/1004 "О порядке выкупа земельной доли";
  • - письмо Роскомзема от 16 января 1995 г. N 2-12/77 "О структуре кадастровых карт и планов земель";
  • - письмо Роскомзема от 9 ноября 1994 г. N 2-12/1749 "Пояснения к Техническим требованиям к плану участка";
  • - "Технические требования к плану участка" (утв. Роскомземом от 11 июня 1993 г., с изм. от 9 ноября 1994 г.). В дополнение к данному документу установлено, что Технические требования к плану участка следует применять только при купле-продаже гражданами Российской Федерации земельных участков или их частей для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства другим гражданам Российской Федерации;
  • - письмо Роскомзема от 28 декабря 1994 г. N 1-16/2096 "О порядке определения нормативной цены земли";
  • - письмо Роскомзема от 10 января 1992 г. N 3-15/51 "О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан";
  • - письмо Роскомзема от 27 марта 1995 г. N 3-15/582 "О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель";
  • - письмо Роскомзема от 29 июля 1994 г. N 3-14-2/1139 "О Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель";
  • - "Инструкция по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

В части, не противоречащей действующему российскому законодательству, остается в силе и ряд актов СССР по вопросам землеустройства. К ним относятся:

  • - Постановление Совмина РСФСР от 10 апреля 1975 г. N 225 "Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству";
  • - Постановление Совмина РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 "О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах";
  • - Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. "Об утверждении общих начал землепользования и землеустройства";
  • - "Общие начала землепользования и землеустройства" (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.).

В завершение комментария данной статьи необходимо отметить, что многие указы Президента РФ, регулировавшие земельные отношения, утратили свою силу в связи с принятием Земельного кодекса РФ и других федеральных законов, тем самым завершив столь нужную миссию по "латанию пробелов" на этапе формирования нового земельного законодательства.

Другой немаловажный момент, на который следует обратить внимание: в случае коллизий норм комментируемого Закона и норм иных законов (включая Земельный кодекс РФ), регулирующих землеустроительные отношения, следует применять нормы ФЗ "О землеустройстве" как Закона специального. Остальные законы будут являться общими по отношению к комментируемому Закону в сфере землеустройства.

1. Конституция РФ регулирует земельные правоотношения в трех статьях: 9, 36, 72.
В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения. Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.
Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности. Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.
Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".
Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.
Подпункт "в" п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Данная норма реализуется по следующим правилам:
а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.
2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.
К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и др.
Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право - комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О недрах" и др.
3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.
Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.
4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах - от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Еще по теме § 7. Правовое регулирование земельных правоотношений:

  1. Раздел III. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Земельное законодательство, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ). В ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подчеркивается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

S РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Многие субъекты РФ приняли земельные кодексы либо земельные законы (Республика Карелия, Воронежская область, Саратовская область и др.). Наряду с крупными кодифицированными актами субъекты РФ принимают многочисленные акты по отдельным вопросам регулирования земельных отношений.

Например, 16.07.1997 принят Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве». При этом в субъектах РФ принимаются не только законы, но и НПА органов исполнительной власти. Огромное количество таких актов принято правительством и мэром Москвы.

НПА не только субъектов РФ, но и муниципальных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями (в том числе вышестоящего подчинения) и гражданами. Компетенция муниципальных образований определяется ФЗ 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законодательством субъектов РФ. В ряде случаев компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений определяется ЗК РФ. В частности, согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.

Учитывая и используя свои полномочия, субъекты Федерации принимали свои земельные законы прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.


Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нпа принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;

4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

В настоящее время осуществляется приведение этих и других законов субъектов Федерации в соответствии с земельным кодексом РФ от 25.10.01.

Органы местного самоуправления издают акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п.4 ст.2 ЗК).

Органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (п.1 ст.11 ЗК), обеспечивают выбор земельного участка для строительства (ст.31 ЗК), определяют порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливают нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст.33 ЗК), устанавливают ставку земельного налога для земель поселений, устанавливают правила землепользования и застройки (п.2 ст.83 ЗК, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, в сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земельного законодательства.

Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1. «Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"» от 3 августа 1996 г. 932;

2. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.»от 14 февраля 1997 г. 166;

3. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует «земельными» . В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений.

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах». Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр – регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Источником земельного права является Лесной кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда. Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством.

Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

Вопросы реализации права застройки земельного участка отражены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» урегулированы вопросы права собственности на земельные участки. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяет правовой режим земельных участков, используемых для ведения фермерского хозяйства, а также Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». определяет порядок установления охранных зон вокруг таких объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, иных прав на землю и сделок с земельными участками. В Законе РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» отражены особенности использования земель в закрытом административно-территориальном образовании.

Земли с/х назначения те, что находятся за чертой поселений и предоставлены или предназначены для нужд с/х. В их составе выделяются как собственно с/х угодья, пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками, другими многолетними насаждениями, так и земли под предприятиями для хранения и переработки с/х продукции. Эти территории могут использоваться только для с/х производства. Такие угодья подлежат особой охране.

Земли поселений это территории в пределах черты города или поселка. Они, в свою очередь, делятся на зоны: жилую, общественно деловую, для инженернотранспортных инфраструктур, рекреационную, с/х использования, специального назначения, для военных объектов. В пределах одной такой зоны действует единый градостроительный регламент, включающий в том числе и требования специального законодательства, например, об охране объектов культурного наследия, о ж/д транспорте и т.д. Соблюдение градостроительного регламента обязательно для всех: и владельцев и арендаторов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения это участки, расположенные за чертой поселений, предназначены для эксплуатации соответствующих объектов. В состав таких земель могут также включаться охранные зоны. Если кто-то владеет участком в такой зоне, землю у него не отберут, но он будет обязан подчиняться особому режиму землепользования, который может ограничить или запретить отдельные виды деятельности.

Еще есть земли особо охраняемых территорий. Это те, что имеют особое научное, историкокультурное значение, места, где люди лечатся или отдыхают. Они полностью или частично изъяты из оборота, там установлен особый режим. Так, на землях заповедников запрещается любая деятельность, не связанная с задачами заповедника, участки там нельзя приватизировать и продавать как дачные наделы, например.

К землям лесного фонда относятся как собственно леса, так и те территории, где леса когда-то были, и их предстоит восстановить. Земли без леса могут передаваться в аренду для с/х деятельности.

Земли водного фонда это территории, занятые водоемами, а также места водозаборов, гидротехнические сооружения, охранные зоны.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Их не продают ни гражданам, ни организациям, за исключением земель из фонда перераспределения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация