Статью 5 федерального закона о правовом положении иностранных граждан в российской федерации. Глава i. общие положения. Право на получение РВП

Главная / Налоги

Название документа

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(постатейный)

(А.А. Рождествина)

(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Источник публикации

Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс

РОЖДЕСТВИНА А.А.

Примечание к документу

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15.09.2006.

См. также следующий материал:

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 115-ФЗ"

(постатейный)

(под ред. В.И. Шкатуллы)

(Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)

Текст документа

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

А.А. РОЖДЕСТВИНА

Рождествина Анна Анатольевна - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская Правовая академия" Минюста России.

В издании дается постатейный комментарий Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данный Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Для разъяснения Закона были приняты нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - многие из них проанализированы в Комментарии. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ были внесены существенные изменения в данный Федеральный закон, которые вступят в силу с 15 января 2007 года, - они также учтены в Комментарии.

Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности, студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 сентября 2006 года.

Список сокращений

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

ФМС РФ - Федеральная миграционная служба Российской Федерации;

МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации;

МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации;

п. - пункт;

см.- смотри;

т.е. - то есть;

т.п. - тому подобное.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 110-ФЗ,

от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

В комментируемой статье устанавливается предмет регулирования данного Федерального закона. Данный Закон:

1) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации означает тот или иной набор и объем их прав и обязанностей. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство или подданство иностранного государства. Факт принадлежности к гражданству иностранного государства доказывается паспортом или равнозначным документом, выданным в этом государстве.

Объем прав и обязанностей иностранных граждан определен в общих чертах в Конституции Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 62 которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такие случаи ограничения прав иностранных граждан и содержатся в комментируемом Федеральном законе;

2) регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина является деятельность на основании трудового договора, заключенного между иностранным гражданином и российским работодателем, осуществляемая на территории Российской Федерации. Такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, в ст. 11 которого установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а согласно ст. 3 - никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Понятие предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В этой же статье определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К иной деятельности, которую может осуществлять иностранный гражданин на территории Российской Федерации, относится военная служба по контракту, которой является особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Статья 2. Основные понятия

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья определяет основные понятия, которые используются в данном Федеральном законе. Так, иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше данных понятий, необходимо определить, что понимается под гражданством Российской Федерации и кто может быть гражданином Российской Федерации. Таким образом, под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:

Лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона;

Лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

По рождению;

В результате приема в гражданство Российской Федерации;

В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

По иным основаниям.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

Оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

Проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

Владеют русским языком.

Указанный срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

Предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

Признание лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица:

Имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

Имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

Являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

Родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

Состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

Являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации, если они:

Проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение трех лет непрерывно;

Обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

Имеют законный источник средств к существованию;

Обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

Владеют русским языком.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

Выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

В течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

Использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

Состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

Преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

Осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при изменении государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Факт принадлежности к гражданству иностранного государства доказывается паспортом или равнозначным документом, выданным в этом государстве. Понятие "подданство" используется в некоторых монархических государствах и по существу равнозначно понятию гражданства.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием:

Для выдачи иностранному гражданину визы либо

Для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Порядок выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию регулируется:

Статьей 16 данного Федерального закона;

Правилами оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденными Приказом МИДа РФ от 12 февраля 2004 г. N 1833;

Приказом МВД РФ от 31 января 2003 г. N 72 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений";

Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию может выдаваться:

1) Министерством иностранных дел Российской Федерации по ходатайству:

Федеральных органов государственной власти;

Дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

Международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами по ходатайству:

Органов местного самоуправления;

Юридических лиц;

Граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Приглашения оформляются на основании письменных заявлений, составленных на русском языке, от руки (разборчиво) или с использованием технических средств (пишущих машин, компьютеров) без использования сокращений и аббревиатур. Оно должно содержать:

Фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

Дату и место рождения;

Гражданство приглашаемого лица;

Государство его проживания;

Номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность;

Цель поездки;

Предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации;

Предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации;

Наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства;

Номер и дату принятия решения о выдаче приглашения;

Срок действия приглашения.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию является основанием для выдачи иностранному гражданину визы, т.е. выданного уполномоченным государственным органом разрешения на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

3. Миграционная карта - документ:

Подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации;

Служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.

Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.

Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.

Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в сданной иностранным гражданином миграционной карте отметку о его выезде из Российской Федерации и передает ее должностному лицу органа иммиграционного контроля.

4. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное:

В виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо

В виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину.

В 2019 году президент РФ Владимир Путин внёс глобальные изменения в закон, регламентирующий пребывание иностранных граждан на территории страны.

Поправки призваны облегчить гражданам Украины процесс получения гражданства. Кроме того, были внесены важные изменения в закон относительно самой процедуры получения.

Основополагающие тезисы

115 Федеральный закон регламентирует полный перечень прав и обязанностей иностранного гражданина на территории страны. В 2019 году в него были внесены последние изменения. Это огромный документ, содержащий 38 статей. Каждую статью знает не каждый юрист, поэтому для иностранного гражданина важно знать ключевые положения, регламентирующие его нахождение в России.

Закон каждый год претерпевает небольшие изменения . Большинство иностранцев знают основные положения, распространяющиеся на такие важные процедуры, как регистрация, получения временного разрешения и вида на жительство. Плюс очень важно знать, имеет ли иностранный гражданин какие-либо послабления в миграционных вопросах.

Новая версия закона от 2019 года регламентирует именно требования для получения постоянного гражданства украинских граждан и жителей Крыма, который с 2014 года считается территорий России. Граждане Украины, вне зависимости от города проживания, могут по упрощённой процедуре оформлять российское гражданство. При этом они должны соответствовать определённым требованиям. Официально закон вступит в силу с 1 сентября , но собирать документы и готовиться к процедуре необходимо уже сейчас.

Изменения для жителей Крыма

Крым в России официально считается частью страны с 2014 года. В первое время у жителей региона были проблемы с получением российского гражданства. Процедура не была идеальной, поэтому требовались поправки в закон. До сих пор руководство РФ делает всё возможное, чтобы упростить получение гражданства для нового региона страны.

Новые поправки в законе рассчитаны на создание преимуществ иностранным гражданам, незаконно депортированным с территории Крымской АССР. Также действия закона распространяется на всех родственников по прямой восходящей линии. Если кто-то из них был незаконно депортирован, то иностранный гражданин вправе воспользоваться подобными поправками.

Федеральный закон регламентирует, что указанная категория граждан может рассчитывать на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.

Для этого необходимо предоставить только справку о реабилитации.

Её можно получить в одной из организаций:

  • орган внутренних дел;
  • прокуратора РФ;

Для иностранного гражданина, соответствующего критериям, возможно получение преференций и на усыновлённых детей и супругу. Количество лет в браке не имеет значения.

Основные изменения в ФЗ Российской Федерации №115

В июле Совет Федерации РФ принял положительное решение по поправкам в новую версию закона.

Основные изменения:

  • Снятие препятствий для получения гражданства РФ для жителей Украины.
  • Обязательная присяга при вступлении в гражданство России.
  • Отмена гражданства для лиц, осуждённых за террористическую деятельность.

Основные изменения вступят в силу 1 сентября 2019 года. Теперь в законе существует прямая ответственность за нарушение конституции. Любые ложные сведения могут послужить поводом для отмены гражданства. Теперь в законе этот пункт закреплён текстом присяги.

В случае нарушения иностранным гражданином обязательств, написанных в присяге, возможно лишение гражданства. Этот пункт разработан, прежде всего, в качестве борьбы с террористическими организациями, члены которых получают гражданство обманным путём, но до нынешнего года не лишаются его, согласно закону страны.

Присяга при получении гражданства

До 2019 года иностранным гражданам не требовалось торжественно клясться о соблюдении конституции страны. С сентября эта процедура станет обязательной для каждого иностранного гражданина.

Важно понимать, что изменения в законодательстве не коснутся следующих категорий граждан:

  • человек, получивший российское гражданство при рождении;
  • гражданин, получающий паспорт в 14 лет;
  • любой гражданин России.

Данная поправка внесена только для иностранных граждан, претендующих на официальный статус в РФ. Текст клятвы был утверждён 12 июля. Получить гражданство, не зачитав клятву, становится невозможным с 2019 года.

До сих пор остаются некоторые вопросы по процедуре. Предполагается, что клятва будет произносится каждым человеком в торжественной обстановке. В законе прописано, что клятва будет одним из обязательных требований.

Текст клятвы содержит стандартную речь. Человек называет своё имя и клянётся соблюдать Конституцию, законы страны и исполнять обязанности гражданина.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после прочтения клятвы, при надлежащем её исполнении.

Дополнительно в законе прописано, что от присяги освобождаются недееспособные лица, но это правило должно быть удостоверено решением суда. Поблажка касается и тех, кто по состоянию здоровья не способен прочитать текст присяги.

Изменения для украинцев

Для украинцев введены беспрецедентные послабления в вопросе получения российского гражданства. Законом снимаются практически все возможные препятствия для получения российского паспорта. До 2019 года украинцы получали гражданство на общих правах.

В связи с нестабильной политической ситуацией в стране, большой поток украинцев желает иммигрировать в Россию. Руководство РФ приняло закон, позволяющий существенно облегчить саму процедуру получения гражданства.

Теперь любой гражданин Украины свободно может отказаться от своего гражданства и и паспорт в РФ.

Изменения в законе вызваны тем, что ранее требовался официальный отказ от гражданства, который было необходимо направить в уполномоченный орган Украины.

С этим пунктом возникали проблемы, так как руководство Украины отказывало многим гражданам в отказе от гражданства без объяснения причины. В таком случае получение российского гражданства для них становилось невозможным. Новый закон призван решить эту проблему для всех украинцев.

Теперь каждый гражданин Украины по желанию может отказаться от своего гражданства уже на территории России. Человек может покинуть страну и получить гражданство в России на упрощённых условиях.

По новой схеме уже в России украинцы будут писать отказа от гражданства Украины в пользу России. Документ оформляется нотариально. Оригинал остаётся в России, а копия отправляется на Украину. Ребёнок до 18 лет не вправе самостоятельно принимать решение о гражданстве. За него это могут сделать родители. Необходимо официальное ходатайство об отказе от украинского гражданства. Схема такая же, как и со сменой гражданства у взрослых.

При этом остаётся ряд существенных ограничений.

На упрощённое получение гражданства могут претендовать:

  • носители русского языка, постоянно проживающие в России;
  • украинцы, чьи предки проживали на территории Советского Союза в пределах границы РФ.

Вышеуказанные требования проверяются специальной комиссией. В случае положительного решения лицо, претендующее на гражданство, освобождается от прохождения тестирования на знание русского языка, законодательства и истории страны. Вся процедура будет значительно упрощена. По факту нужно будет пройти только одно собеседование.

Ранее подобный порядок оформления документов оформления документов был неофициальным. По факту некоторые украинские граждане, проживающие в Донецких и Луганских республиках, могли рассчитывать на получение российского гражданства по такой схеме, но испытывали проблемы с точки зрения законодательства.

Теперь порядок оформления документов закреплён законом. По факту теперь любой гражданин Украины при большом желании без особого труда может получить гражданство Украины.

Лишение гражданства террористов

Заключительное изменение в законодательстве касается преступников. Ранее в России не было практики отзыва решения о гражданстве для любых осуждённых. То есть если человек совершил самое страшное преступление, он всё равно оставался гражданином страны. Даже если получал пожизненное заключение, гражданство у него сохранялось, что могло давать определённые привилегии его родственникам.

Новая версия закона предполагает лишение гражданства любого лица, получившего гражданства, осуждённого за терроризм.

Речь идёт только о тех, кто получал гражданство, являясь изначально иностранным гражданином другой страны. На россиян эта поправка не распространяется.

Основанием для лишения гражданства за указанные преступления будет служить только окончательный приговор суда. После этого гражданство будет отозвано. Суд должен установить, что получение российского гражданства предполагало совершение преступлений террористической и экстремистской направленности.

Официально отобрать гражданство теперь могут у любого иностранца, нарушившего присягу. В законе прописано, что лишение гражданства происходит, если заявитель не имел намерений нести обязанности, прописанные в Конституции РФ.

Важно, что в отношении родственников решение об отмене гражданства не принимается, даже если преступник, получивший гражданство, был осуждён за терроризм. По закону, каждое лицо отвечает только за себя, однако, если будет доказан факт сокрытия информации, то гражданства могут быть лишены и родственники, знавшие о намерениях преступника. Этот пункт в любом случае не касается лиц до 18 лет, которые при любых обстоятельствах не будут лишены гражданства.

Финансовые изменения для мигрантов в 2019 году

Финансовый кризис сказался и на положении мигрантов. Теперь введена дополнительная государственная пошлина.

Все мигранты должны оплачивать:

  • многократное пересечение границы (1000 рублей);
  • тест по русскому языку, основам права и истории (5 тысяч рублей);
  • тест для граждан ДНР и ЛНР (2 тысячи рублей).

Новые законы соответствуют современным политическим реалиям. Основные поправки касаются граждан Украины. По официальным данным около миллиона украинцев ожидают получения гражданства РФ на территории России. От правительства Украины они не могут получить отказ, поэтому процедура затягивается на долгий срок. Решение о присяге принято для повышения уровня патриотизма в Российской Федерации. Во многих странах новые граждане дают присягу. Теперь и России будет торжественная процедура при получении паспорта.

Данный документ является основным из числа тех, которые призваны регулировать порядок пребывания граждан зарубежных государств в Российской Федерации. Профильное законодательство в данной области периодически подвергается изменениям, и описываемый акт не стал исключением. Именно об этом законе мы и поговорим далее, плюс, параллельно объясним некоторые положения о миграционном учете.

ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан,

Официальный текст можно почитать на множестве профильных сайтах, одним из которых является «Консультант плюс». В РФ данный закон был принят 25 июля 2002 года. До этого момента в стране действовали нормы, принятые еще в СССР. Понятно, что новой России требовалось обновление и в данном направлении, поэтому, примерно в ноябре 2000 года Дума начала работать над проектом. Деятельность законотворцев принесла свои плоды, и теперь мы имеем довольно совершенный и эффективно работающий настоящий федеральный закон.

Изменения, последняя редакция ФЗ 115

Последние поправки в ФЗ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ были внесены в декабре текущего года. В частности, изменения коснулись порядка получения и оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в РФ ( и ), а также размеры государственной пошлины по ряду оснований.

Теперь основным документом для работы будет значиться именно патент. Поправка предусматривает, что теперь работник может законно трудиться у физического лица, либо же в любой организации, тогда как ранее имелось разграничение в этом плане. Плюс, работодатель обязан принимать в штат граждан в том случае, если патент был получен в этом же регионе. Т.е. имеется своеобразная привязка документа к региону. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты.

Последняя редакция закона о правовом положении иностранных граждан в РФ с изменениями предусматривает также и наказание (ответственность) за несоблюдение его норм (глава 6 статья 35). Российский уполномоченный орган в лице ФМС в соответствии с положениями описываемого акта может привлекать нарушителей к ответственности.

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов,

Согласно требованиям описываемого Федерального закона о легализации доходов, получение и незаконная легализация доходов добытых преступным путем в РФ преследуется по закону. В законодательном плане обозначены операции, подлежащие императивному контролю со стороны государства. Также в тексте закона даны и некоторые пояснения, из которых важно выделить следующие:

  • выгодоприобретатель — субъект, в интересах которого происходит заключение соглашения;
  • замораживание — блокировка денег в безналичном выражении и запрет на любые манипуляции с ними (касается физических лиц и учреждений):
  • бенефициарный владелец — преимущественный (конечный) правообладатель.

Если изучить текст закона о легализации доходов в последней редакции даже поверхностно, можно установить, что исполнительный контроль в данном плане ведется достаточно строгий. ЦБ требует (в рамках исполнения требований описываемого нами закона) немедленной реакции со стороны учреждений, поэтому часто бывает так, что при попытке использовать средства, оказывается что банк уже заблокировал счет (расчетный счет). 115 ФЗ о противодействии легализации отмыванию доходов имеет не местный, а федеральный характер распространения.

115 ФЗ о концессионных соглашениях

Иностранцы — это лица, которые проживают в другом государстве, но не являются его гражданами.

Иностранные граждане имеют доказательства того, что они принадлежат к гражданству другого государства. Обычно права иностранных граждан ограничены в отличие от жителей, которые имеют гражданство конкретной страны. Чтобы устроиться на работу, требуется специальное разрешение. Государство, в котором живут иностранные граждане, может позаботиться о высылке или депортации.

Чтобы урегулировать отношения к иностранным жителям, был принят Федеральный закон.

Действующий Федеральный закон определяет права иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Он регулирует взаимоотношения между иностранными лицам и органами местного самоуправления, государственной власти, должностными лицами. Отношения с иностранными гражданами возникают при проживании или осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

ФЗ-15 был одобрен Государственной думой и вступил в силу после одобрения Совета Федерации 10 июля 2002 года. Последние изменения были внесены 17 апреля 2017 года.

Текст ФЗ-115

Настоящий Федеральный закон №115 (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан») включает 7 глав и 38 статей. Законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и определяется международными договорами РФ.

Чтобы просмотреть последние изменения, дополнения и поправки, скачайте закон в последней редакции по следующей .

Последние изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в России»

Последние изменения в ФЗ-155 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» были внесены 17 апреля 2017 года. Поправки, внесенные в закон, носят технический характер, сохраняя порядок операций, подлежащих контролю.

Статья 18

Статья 18 ФЗ-115 была дополнена пунктами 3,5-3,6. Она описывает особенности постоянного проживания граждан на территории РФ. В случае выдачи вида на жительства пункты 1 и 2 статьи 18 становятся недействительными:

  • Жителю из-за рубежа;
  • Близкому родственнику.

Согласно закону для получения вида на жительства необходимо предоставить справку о реабилитации. Она выдается в органах внутренних дел или в прокуратуре.

Дополнительно были внесены изменения в пункт 8 статьи 9 действующего закона.

Статья 9

Вид на жительство не выдается иностранцу, если он не соответствует подпунктам 1-7, 12, 13 действующего ФЗ. Если документ имеется, он также аннулируется в соответствии с вышеописанными пунктами.

Ниже рассмотрены основные статьи закона, в содержание которых изменения не вносились.

Статья 5

Ст 5 ФЗ-115 описывает порядок и сроки временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Срок пребывания соответствует сроку выдачи визы. Исключением считаются случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7

В ст 7 ФЗ-115 перечислены основания для отказа в выдаче вида на жительство иностранному гражданину.

Список оснований :

Статья 13

В ст 13 ФЗ-155 описывается возможность трудиться на территории РФ. Жители из-за рубежа могут:

  • Доказать квалификационные навыки к труду;
  • Выбирать профессию и сферу деятельности;
  • Пользоваться собственным имуществом для организации предпринимательской деятельности.

В качестве работодателя выступает юридическое или физическое лицо с правом закона на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. Труд жителей из-за рубежа используется на основании заключенного с ними трудового договора. Работодателем может быть иностранное лицо, которое имеет зарегистрированное, согласно закону, индивидуальное предпринимательство в Российской Федерации.

Статья 27

Ст 27 ФЗ-115 при последней редакции утратила законную силу.

Чтобы скачать действующий закон с изменениями и дополнениями, перейдите по указанной .



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация