План проведения противоаварийной тренировки на опо. Учебные тревоги и противоаварийные тренировки. Каковы особенности подготовки плана ликвидации аварий на шахте, на узле связи, на ГТС, на машиностроительном и металлургическом предприятии, на водопроводе

Главная / Налоги

На предприятиях, эксплуатирующих взрывоопасные объекты, необходимо систематически проводить учения по ликвидации аварийных ситуаций. Учебные тревоги позволяют осуществлять мониторинг и оценку эффективности плана противоаварийной защиты объекта, готовности персонала к локализации и ликвидации ЧС, обеспеченности предприятия материально-техническими средствами для устранения аварий.

Как показывает практика, в ходе учений на предприятиях нередко допускаются нарушения в части исполнения плана ликвидации аварийной ситуации. Это говорит о том, что в случае наступления реальной угрозы могут возникнуть риски, связанные с существенным материальным ущербом, повышенной техногенной опасностью и, что наиболее серьезно, потерей человеческих жизней. Иными словами, авария на локальном объекте может разрастись до более крупных, угрожающих масштабов и привести к самым плачевным и непредсказуемым последствиям.

Данный материал освещает ход и итоги учений на взрывоопасном объекте, которые были проведены на одном из предприятий Республики Татарстан. Противоаварийная тренировка была осуществлена при надзорном участии представителей Ростехнадзора. Предлагаемый обзор организованных учений может стать для предприятий, эксплуатирующих ОПО, руководством к действию - инструментом для оценки того, как в общем порядке должен осуществляться ход учений, и каким образом персонал может предотвратить распространенные ошибочные шаги, допускаемые при имитируемой аварийной ситуации.

Условная авария с выбросом пропана произошла на складе готовой продукции одного из предприятий Республики Татарстан. Правильность действий штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований предприятия при ликвидации возможного ЧП оценивала группа наблюдателей, состоящая из представителей Приволжского управления Ростехнадзора.

Место проведения гипотетической аварии было выбрано неслучайно: склад готовой продукции, где в больших количествах обращаются нефтепродукты и реагенты, расположен на территории газоперерабатывающего завода, в непосредственной близости от других, не менее опасных объектов сторонних организаций (база сжиженных газов, автогазозаправочная станция, управление магистральных газопроводов), а также автомобильной дороги Казань - Уфа. Можно представить, какие могут быть последствия в случае реальной технической аварии. Тактико-специальные учения необходимы для проверки готовности персонала предприятия к оперативному устранению последствий ЧП на взрывоопасном объекте, а также отработки взаимодействия с территориальными органами МЧС России и местными органами исполнительной власти.

Итак, товарный оператор при ведении технологического процесса обнаружил неисправность - на емкости с пропаном образовалась трещина сварного шва, в результате чего произошла разгерметизация и утечка ядовитого газа - и окриком предупредил окружающих об аварии. Сам же оператор при попытке покинуть опасную зону получил отравление и потерял сознание. В это время ответственные за спасательные работы лица уже включили электросирену, вызвали оперативные службы - профессиональных газоспасателей, пожарных и скорую помощь - и организовали встречу прибывающих на место ЧП.

До приезда спасателей в зараженной зоне отрабатывали навыки бойцы из числа персонала цеха (НАСФ). Согласно указанию начальника установки они эвакуировали пострадавшего, оказав ему первую медицинскую помощь, затем определили границы загазованной зоны, оградили место аварии, отключили поврежденную емкость и опорожнили ее. При этом «нештатники» постоянно производили замеры состояния воздушной среды в зоне локализации.

Согласно плану локализации аварии руководитель спасательных работ эвакуировал из зоны заражения работников, не задействованных в ликвидации инцидента, уточнил состояние технологического процесса с целью предупреждения возможных осложнений, а начальник цеха организовал командный пункт.

Подоспевший на место аварии пожарный расчет организовал водяную завесу для изоляции газа с использованием брандсбойдов и переносных распылителей. Орошение производилось до полного устранения последствий аварии. Затем при помощи пены был обезврежен разлитый по земле пропан.

Спасатели установили пневматический пластырь на поврежденном участке емкости, подача воды и пены прекратилась, а пострадавший был госпитализирован в медицинское учреждение - после этого на месте локализации аварии прозвучала команда «Отбой».

По окончании учебно-тре-нировочного занятия был произведен его разбор, причем обсуждение было довольно бурным. Со стороны наблюдателей было высказано много замечаний к проведению учения. Если для простого обывателя все происходящее могло показаться красочным, хорошо отрепетированным спектаклем, то представители надзорного органа заметили, что спасатели и по времени не уложились, и действия выполняли несогласованно.

Как отметил руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Петров Борис Германович, на предприятии отнеслись слишком условно к инсценированной аварии, в реальной ситуации можно было бы не досчитаться не только пострадавшего, но и практически всех спасателей. В связи с этим по итогам учебно-тренировочного занятия предприятию был выдан акт с замечаниями для устранения.

На опасных производственных объектах возможны аварии, возникающие по различным причинам: это, прежде всего, износ оборудования и основных фондов, проявление человеческого фактора. Исходя из требований безопасности, руководству предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, необходимо заранее предусмотреть возможные аварии и разработать четкий план действий по их локализации, ликвидации и уменьшению возможных последствий.

Тактические учения по ликвидации инцидентов и ЧС позволяют, в свою очередь, оценить качество плана действий при аварийной ситуации, а также отработать навыки персонала, задействованного в локализации и ликвидации аварий.

Помимо того что на предприятии была проведена серьезная оценка готовности к ликвидации аварийных ситуаций, Ростехнадзор также осуществил в рамках данного хозяйствующего субъекта обследование опасных производственных объектов. Мероприятия были проведены надзорной службой в рамках плановой проверки.

В общей сложности на предприятии специалисты Ростехнадзора выявили более 500 нарушений требований промышленной безопасности. На 19 должностных лиц были составлены протоколы об административных правонарушениях. Предприятию выдано предписание с установленными сроками на устранение замечаний.

Проверкой были охвачены 14 опасных производственных объектов предприятия. В числе проверенных ОПО - установки газоперерабатывающего производства, магистральные продуктопроводы и промысловые трубопроводы, насосные станции, сети газопотребления, товарно-сырьевые базы. Кроме того - склады готовой продукции, воздухоразделительные установки, расположенные сразу в нескольких районах Республики Татарстан. Все перечисленные объекты в связи с обращением в большом количестве взрывопожароопасных веществ требуют повышенного внимания как со стороны надзорного органа, так и руководства самого предприятия.

Инспекторы установили, что на предприятии имеются нарушения требований промышленной безопасности и положений Градостроительного кодекса РФ при строительстве опасных производственных объектов: часть реконструированной установки сероочистки функционировала без разрешения на ввод в эксплуатацию. Также на предприятии не проработана Декларация промышленной безопасности в связи с технологическими изменениями на ОПО, что влияет на условия безопасной эксплуатации объектов.

Претензии проверяющих касались и неудовлетворительного технического состояния оборудования, часть которого, несмотря на значительный износ, продолжает работать без проведения необходимой экспертизы промышленной безопасности и с отключенными системами противоаварийной защиты, а в операторных помещениях при ведении опасных технологических процессов используются устаревшие технические устройства. Нарушения были также обнаружены в эксплуатации сосудов, работающих под давлением, газового оборудования, промысловых трубопроводов.

Предприятию предписано в установленный срок устранить выявленные нарушения, оказывающие влияние на уровень промышленной безопасности, техногенную защищенность территорий функционирования опасных объектов.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности

"Инструкция

по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

II. Учебные тревоги

5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее -комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

6. При проведении учебных тревог проверяются:

возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

В плане проведения учебной тревоги указываются:

дата и время проведения учебной тревоги; вид аварии и место ее возникновения; порядок проведения учебной тревоги.

11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

состояние пунктов спасения персонала при аварии; состояние средств коллективной защиты; состояние запасных выходов из аварийного участка.

15. При проведении учебной тревоги проверяются: порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с

действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии); время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации; порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА; время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

III. Учения по плану ликвидации аварий

17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

прекращение поступления воды на аварийный участок; остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания; отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА; задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ; отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами

комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

дата проведения;

вид и место аварии;

отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

26) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование;

27) за трое суток извещать территориальное подразделение уполномоченного органа о намечающихся перевозках опасных веществ, наличие которых на промышленном объекте является основанием для декларирования согласно приложению к настоящему Закону;

28) осуществлять постановку на учет, снятие с учета в территориальных подразделениях уполномоченного органа опасных производственных объектов;

29) согласовывать с уполномоченным органом проекты (в том числе локальные) на строительство, реконструкцию, модернизацию, ликвидацию опасных производственных объектов;

30) при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов проводить приемочные испытания с участием представителя уполномоченного органа.

Сноска. Статья 11 в редакции - Закона РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

Статья 11-1. Обязательное декларирование промышленной безопасности

1. Обязательному декларированию подлежат объекты, на которых разрабатываются, производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества согласно приложению к настоящему Закону, расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, горные, геологоразведочные, буровые (в том числе на шельфах морей и внутренних водоемах), взрывные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых , работы в подземных условиях, источники радиоактивного и ионизирующего излучения, гидротехнические сооружения опасных производственных объектов, вооружение и боеприпасы .

2. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) разрабатывается, пересматривается в составе проекта на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики;

2) факторы опасного влияния (каждого фактора в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой);

3) технологические данные о распределении опасных факторов;

4) анализ опасности и риска;

5) технические решения по обеспечению безопасности;

6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций;

7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях;

8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий;

9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

4. Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо организацией, аттестованной на проведение работ в области промышленной безопасности.

Правила разработки декларации устанавливаются уполномоченным органом.

5. Декларация уточняется при изменении сведений промышленной безопасности, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности в течение трех месяцев с момента появления изменений.

6. Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Владелец организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за своевременность представления, полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, в соответствии с законами Республики Казахстан.

При внесении изменений в декларацию ее повторная экспертиза обязательна.

8. Декларация в двух экземплярах представляется вместе с экспертным заключением в составе проекта или отдельным документом представляется в уполномоченный орган для регистрации. Один экземпляр хранится в уполномоченном органе, один в организации, эксплуатирующей опасный объект.

9. Эксплуатация опасного объекта без декларации запрещается.

Сноска. Статья 11-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 статью 2); с изменениями, внесенными Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 12. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности

1. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности возлагаются на владельцев опасных производственных объектов, имеющих опасные производственные объекты.

2. Программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации должны быть согласованы с территориальным подразделением уполномоченного органа.

3. Экзаменационную комиссию возглавляет:

Для специалистов с высшим и послесредним образованием - представитель уполномоченного органа;

Для рабочих профессий - представитель территориального подразделения уполномоченного органа.

4. Программа ежегодного обучения правилам безопасного выполнения работ должна быть продолжительностью не менее сорока часов и утверждена территориальным подразделением уполномоченного органа.

5. Проверке знаний подлежат все лица, занятые на опасных производственных объектах.

6. Комиссия по приему экзаменов должна состоять из лиц, прошедших проверку знаний. Состав комиссии определяется владельцем опасного объекта, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа.

7. Обучение работников опасных производственных объектов и прием экзаменов могут производиться в учебной организации, аккредитованной уполномоченным органом.

8. В состав комиссии должны входить более трех человек.

9. Экзаменационные билеты утверждаются уполномоченным органом.

10. Результаты проверки знаний оформляются протоколами. Протоколы проверки знаний хранятся три года.

11. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения, подписанные председателем экзаменационной комиссии.

12. Удостоверение действительно на всей территории Республики Казахстан на период указанных в нем сроков.

13. Лица, не сдавшие экзамен повторно, к работе не допускаются.

14. Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе.

15. Все расходы по организации обучения, в том числе по оплате труда членов экзаменационной комиссии, возлагаются на владельца опасного производственного объекта.

Сноска. Статья 12 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125; статья с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320(порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4. Обеспечение готовности к ликвидации аварий

Сноска. Заголовок главы 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 13. Обеспечение готовности к ликвидации аварий

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны:

1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

2) привлекать к профилактическим работам по предупреждению аварий на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации их последствий военизированные аварийно-спасательные службы и формирования;

3) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

4) обучать работников методам защиты и действиям в случае аварии на опасных производственных объектах;

5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование.

Статья 13-1. План ликвидации аварий

На опасном производственном объекте разрабатывается план ликвидации аварий.

В плане ликвидации аварий предусматриваются мероприятия по спасению людей, действия персонала и аварийных спасательных служб .

План ликвидации аварий содержит:

1) оперативную часть;

2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий;

3) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации.

План ликвидации аварий утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательными службами и формированиями.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 13-2. Учебные тревоги и противоаварийные тренировки

На опасном производственном объекте проводятся учебные тревоги и противоаварийные тренировки по плану, утвержденному руководителем организации и согласованному с территориальным подразделением уполномоченного органа.
Учебная тревога проводится руководителем организации совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа и аварийно-спасательной службы.

Итоги учебной тревоги оформляются актом. Контроль за исполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 13-2 в соответствии с Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14. Расследование причин аварий

(Исключена - Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4-1. Расследование и учет причин инцидентов, аварий

Сноска. Закон дополнен главой 4-1 - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.

Статья 14-1. Действия владельца опасного производственного объекта

1. Владелец опасного производственного объекта при отказе или повреждении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонении от режима технологического процесса (далее - инцидент):

Информирует в течение трех суток территориальное подразделение уполномоченного органа;

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"


В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий".

Руководитель
Н.Г.Кутьин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 апреля 2013 года,
регистрационный N 28028

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N 30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

II. Учебные тревоги

5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

6. При проведении учебных тревог проверяются:

возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

В плане проведения учебной тревоги указываются:

дата и время проведения учебной тревоги;

вид аварии и место ее возникновения;

порядок проведения учебной тревоги.

11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

состояние пунктов спасения персонала при аварии;

состояние средств коллективной защиты;

состояние запасных выходов из аварийного участка.

15. При проведении учебной тревоги проверяются:

порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с ПЛА;

действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии);

время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации;

порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА;

время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

III. Учения по плану ликвидации аварий

17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

прекращение поступления воды на аварийный участок;

остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания;

отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА;

задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ;

отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

дата проведения;

вид и место аварии;

отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной
власти, N 20, 20.05.2013

Учебно-тренировочного занятия по ПЛАС

Работы по локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций должны производиться в соответствии с ПЛАС, разрабатываемым для АДС. Знание ПЛАС проверяется квалификационной (экзаменационной) комиссией при допуске работников АДС к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также при проведении учебно-тренировочных занятий.

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций разрабатывается с целью:

    определения возможных аварийных ситуаций, связанных с использованием газа;

    определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

    планирования действий персонала АДС по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;

    разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

    разработки планов взаимодействия АДС с другими производственными службами эксплуатационной организации.

Учебно-тренировочные занятия персонала по локализации ликвидации аварий проводятся не реже одного раза в квартал. Графики проведения учебно-тренировочных занятий разрабатываются руководителями подразделений и утверждаются техническим руководителем предприятия.

Пример типового плана учебной тренировки.

Возможные причины аварии: нарушение целостности подземного газопровода (разрыв стыка, образование свища в результате коррозии газопровода и другие дефекты), проникновение газа через грунт и по подземным коммуникациям.

Последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварии в соответствии с ПЛАС:

1. Прием заявки и инструктаж заявителя по принятию мер безопасности до прибытия аварийной бригады согласно Памятке по инструктажу.

2. Регистрация аварийной заявки и выписка заявки аварийной бригаде.

3. Доведение до сведения состава аварийной бригады содержания заявки. Краткий инструктаж состава по порядку выполнения газоопасных работ на аварийном объекте и подготовке необходимой документации. Выезд на аварию.

4. Расстановка предупредительных знаков на въездах к аварийному объекту и охрана входов в подвал и лестничную клетку с целью недопущения открытого огня в загазованном помещении.

5. Определение концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа с помощью газоанализатора.

6. При концентрации газа в подвале до 1 % и отсутствии газа в помещениях первого этажа необходимо производить:

Интенсивную вентиляцию подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа;

Постоянный контроль за изменением концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа;

Поиск места утечки газа на вводе, в газовой разводке лестничной клетки и в помещениях первого этажа с помощью мыльной эмульсии и прибора;

Проверку на загазованность в первую очередь соседних подвалов, подъездов, тоннелей, колодцев, затем всех подземных сооружений в радиусе 50 м.

При обнаружении загазованности соседних подъездов и подвалов немедленное принятие мер, указанных в пунктах 4, 6,7 настоящего плана, и проверка на загазованность сооружений, расположенных за 50-метровой зоной.

7. При концентрации газа в подвале свыше 1 % необходимо:

Отключение жилого дома от газораспределительных сетей, выезд к месту аварии представителей городских организаций согласно плану взаимодействия служб;

Принятие мер по обесточиванию электросети загазованного объекта (отключение выполняет специализированная организация);

Определение места утечки газа внешним и буровым осмотром трассы участка подземного газопровода или приборным методом;

Вскрытие поврежденного участка подземного газопровода. При авариях на газопроводах высокого и среднего давления оповещение руководителей промышленных предприятий, котельных, а также других потребителей об отключении объектов от газораспределительных сетей.

8. Составление акта на локализацию аварии и заявки в бригаду наружных сетей на производство аварийно-восстановительных работ.

Действия персонала согласно ПЛАС

Порядок действия диспетчера.

    Принимает заявку и инструктирует заявителя согласно Памятке по инструктажу.

    Заносит в журнал содержание поступившей заявки.

    Выписывает заявку аварийной бригаде на устранение аварии.

    Знакомит бригаду с содержанием заявки и особенностями объекта.

    Подготавливает совместно с мастером (слесарем) документацию на данный объект.

    Обеспечивает выезд аварийной бригады на объект в течение 5 мин. на автомашине, укомплектованной инструментом, материалами, приспособлениями и индивидуальными средствами защиты.

    Поддерживает постоянную связь с бригадой, уточняет характер аварии.

    Докладывает, при необходимости, руководству предприятия, городских организаций об аварии согласно плану взаимодействия служб.

    Принимает к сведению решение мастера на отключение аварийного объекта (района) от газораспределительной сети.

    Обеспечивает присутствие на месте аварии представителей организаций, эксплуатирующих другие подземные коммуникации.

    Принимает меры по оказанию аварийной бригаде помощи в выделении дополнительного количества людей и механизмов.

    Передает телефонограммы руководителям промышленных предприятий и котельных о прекращении подачи газа до ликвидации аварии на газопроводе.

    Сообщает руководству службы о характере аварии и обеспечивает прибытие на место бригады для аварийно-восстановительных работ согласно плану взаимодействия служб.

    Требует от руководителя аварийных работ исчерпывающей информации о ходе работ по ликвидации аварий.

Действия мастера.

    Получает от диспетчера заявку, документацию (планшет, схему сварных стыков, исполнительные чертежи) и указания о порядке отключения объекта (района).

    Проверяет исправность газоанализатора и средств защиты.

    Инструктирует состав бригады, знакомит его со схемой отключения объекта (района) и в течение 5 мин. выезжает с бригадой к месту аварии.

По прибытии на место:

    Организует охрану входа в подвал и лестничную клетку с целью недопущения открытого огня.

    Обеспечивает постоянную проверку степени загазованности подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа.

    Сообщает диспетчеру об изменении концентрации газа в подвале и о результатах проверки на загазованность других помещений и коммуникаций.

    Обеспечивает интенсивную вентиляцию подвала и инструктаж жильцов по принятию мер безопасности согласно инструкции.

    Организует проверку плотности сварных и резьбовых соединений на вводе и внутридомовом газопроводе загазованного объекта с помощью мыльной эмульсии и приборами. Если запах газа не ощущается, нет показаний газоанализатора - выясняет у заявителя причины заявки и удостоверяется в ложной заявке.

    Проверяет на загазованность соседние подвалы, подъезды, расположенные в непосредственной близости от подземных коммуникации (тоннелей, колодцев), а затем подземные сооружения в радиусе 50 м от газопровода.

    При концентрации газа в подвале свыше 1 %:

Докладывает диспетчеру;

Закрывает задвижки;

Организует вывод жильцов из жилого помещения по заранее разработанной инструкции.

11. Вызывает через диспетчера представителей предприятий и организаций, эксплуатирующих другие подземные коммуникации, и персонал в помощь бригаде.

12. Проводит внешний и буровой осмотр (приборное обследование) отключенного участка подземного газопровода.

13. Руководит работами по вскрытию газопровода, снижению давления газа (при необходимости) и устранению его утечек.

14. Составляет технический акт на ликвидацию аварии и заявку в службу подземных газопроводов на производство аварийно-восстановительных работ. Действия слесаря:

    Уясняет характер аварийной заявки.

    Проверяет наличие газоанализатора, средств защиты и др.

    В течение 5 мин. выезжает на место аварии.

    Устанавливает наличие газа с помощью газоанализатора и участвует в поиске места утечки.

    Подготавливает необходимый инструмент, инвентарь и механизмы к работе.

    Участвует в работах по ликвидации аварии.

    Выполняет работы под руководством мастера и докладывает ему об их выполнении.

    Приводит в порядок и укладывает в аварийную автомашину инструмент, инвентарь и средства индивидуальной защиты.

Действия водителя-слесаря:

    Выезжает на место аварии кратчайшим путем в течение 5 мин.

    Поддерживает непрерывную связь с диспетчером. По прибытии на место:

    1. Ставит аварийную автомашину не ближе 15 м от места расположения загазованного объекта с подветренной стороны в положение, обеспечивающее перекрытие проездов в загазованную зону и возможность наблюдения за перемещением посторонних лиц, в ночное время - освещение фарами загазованной зоны и подключение переносного освещения.

    Выставляет предупредительные знаки в местах подхода к загазованной зоне.

    Выполняет распоряжения мастера.

Порядок организации и проведения занятий по физической подготовке

Обучение упражнениям и приемам включает ознакомление, разучивание и тренировку. Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; показать, если это необходимо, упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности упражнений применяются следующие способы разучивания:

    в целом – если упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

    по частям – если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

    по разделениям – если упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

    с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности выполнить его нельзя, а разделить на части – невозможно.

Тренировка заключается в систематическом многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий выполнения и повышением нагрузки. Тренировка обеспечивается совершенствованием двигательных навыков, физических и специальных качеств.
Тренировка проводится в следующей последовательности:

    выполнение упражнения в простой обстановке – сначала без снаряжения, а затем с снаряжением;

    выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку;

    выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты, в условиях ограниченной видимости и ночью.

Основными методами тренировки являются равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный. Основными способами организации занимающихся при выполнении упражнений являются индивидуальный или групповой. Учитывая различия в уровне подготовленности занимающихся, на занятиях используется индивидуальный подход. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения упражнений.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

    четким показом и объяснением техники выполнения упражнений;

    правильным первоначальным разучиванием упражнений;

    использованием подготовительных упражнений;

    своевременной и качественной помощью и страховкой.

Заключение

Аварийно-спасательные работы действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Основным же всегда остается принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей.

Основными отличиями ведения газоспасательных работ следует считать: необходимость работы в ИСИЗ, ограничения времени ведения спасательных работ сроком защитного действия дыхательных аппаратов и костюмов, ограничение времени ведения спасательных работ в зависимости от физико-химических свойств и степени токсичности ядовитого вещества, а также метеорологических условий в зоне ЧС.

Если рассматривать в целом, то привлечение газоспасателей к ведению аварийно-спасательных работ сводится к минимуму в повседневной жизни. Основные аварии в газовом хозяйстве связаны с утечкой газа: загазованность в помещениях, нарушения пользования газом в быту, износ сетей, повреждения техникой, падением деревьев и др. и могут быть локализованы и ликвидированы только при отключении сетей газораспределения и проветриванием, если естественно такая авария не спровоцировала пожар, взрыв. Вариантов развития аварийных ситуаций может быть бесчисленное множество. Варианты развития аварийных ситуаций должны отрабатываться при проведении учебно-тренировочных занятий. Но ненужно забывать, что приоритетом газоспасателя является спасение жизни, и какая бы авария не произошла привлечение газоспасателей актуально, так как развитие аварии может иметь непредсказуемый характер.

Список используемой литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091

    Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
    (ред. от 31.12.2014)
    "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
    "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация