Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий. Порядок проведения цеховых учебных занятий

Главная / Земля

26) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование;

27) за трое суток извещать территориальное подразделение уполномоченного органа о намечающихся перевозках опасных веществ, наличие которых на промышленном объекте является основанием для декларирования согласно приложению к настоящему Закону;

28) осуществлять постановку на учет, снятие с учета в территориальных подразделениях уполномоченного органа опасных производственных объектов;

29) согласовывать с уполномоченным органом проекты (в том числе локальные) на строительство, реконструкцию, модернизацию, ликвидацию опасных производственных объектов;

30) при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов проводить приемочные испытания с участием представителя уполномоченного органа.

Сноска. Статья 11 в редакции - Закона РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

Статья 11-1. Обязательное декларирование промышленной безопасности

1. Обязательному декларированию подлежат объекты, на которых разрабатываются, производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества согласно приложению к настоящему Закону, расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, горные, геологоразведочные, буровые (в том числе на шельфах морей и внутренних водоемах), взрывные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых , работы в подземных условиях, источники радиоактивного и ионизирующего излучения, гидротехнические сооружения опасных производственных объектов, вооружение и боеприпасы .

2. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) разрабатывается, пересматривается в составе проекта на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики;

2) факторы опасного влияния (каждого фактора в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой);

3) технологические данные о распределении опасных факторов;

4) анализ опасности и риска;

5) технические решения по обеспечению безопасности;

6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций;

7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях;

8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий;

9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

4. Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо организацией, аттестованной на проведение работ в области промышленной безопасности.

Правила разработки декларации устанавливаются уполномоченным органом.

5. Декларация уточняется при изменении сведений промышленной безопасности, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности в течение трех месяцев с момента появления изменений.

6. Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Владелец организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за своевременность представления, полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, в соответствии с законами Республики Казахстан.

При внесении изменений в декларацию ее повторная экспертиза обязательна.

8. Декларация в двух экземплярах представляется вместе с экспертным заключением в составе проекта или отдельным документом представляется в уполномоченный орган для регистрации. Один экземпляр хранится в уполномоченном органе, один в организации, эксплуатирующей опасный объект.

9. Эксплуатация опасного объекта без декларации запрещается.

Сноска. Статья 11-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 статью 2); с изменениями, внесенными Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 12. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности

1. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности возлагаются на владельцев опасных производственных объектов, имеющих опасные производственные объекты.

2. Программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации должны быть согласованы с территориальным подразделением уполномоченного органа.

3. Экзаменационную комиссию возглавляет:

Для специалистов с высшим и послесредним образованием - представитель уполномоченного органа;

Для рабочих профессий - представитель территориального подразделения уполномоченного органа.

4. Программа ежегодного обучения правилам безопасного выполнения работ должна быть продолжительностью не менее сорока часов и утверждена территориальным подразделением уполномоченного органа.

5. Проверке знаний подлежат все лица, занятые на опасных производственных объектах.

6. Комиссия по приему экзаменов должна состоять из лиц, прошедших проверку знаний. Состав комиссии определяется владельцем опасного объекта, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа.

7. Обучение работников опасных производственных объектов и прием экзаменов могут производиться в учебной организации, аккредитованной уполномоченным органом.

8. В состав комиссии должны входить более трех человек.

9. Экзаменационные билеты утверждаются уполномоченным органом.

10. Результаты проверки знаний оформляются протоколами. Протоколы проверки знаний хранятся три года.

11. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения, подписанные председателем экзаменационной комиссии.

12. Удостоверение действительно на всей территории Республики Казахстан на период указанных в нем сроков.

13. Лица, не сдавшие экзамен повторно, к работе не допускаются.

14. Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе.

15. Все расходы по организации обучения, в том числе по оплате труда членов экзаменационной комиссии, возлагаются на владельца опасного производственного объекта.

Сноска. Статья 12 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125; статья с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320(порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4. Обеспечение готовности к ликвидации аварий

Сноска. Заголовок главы 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 13. Обеспечение готовности к ликвидации аварий

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны:

1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

2) привлекать к профилактическим работам по предупреждению аварий на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации их последствий военизированные аварийно-спасательные службы и формирования;

3) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

4) обучать работников методам защиты и действиям в случае аварии на опасных производственных объектах;

5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование.

Статья 13-1. План ликвидации аварий

На опасном производственном объекте разрабатывается план ликвидации аварий.

В плане ликвидации аварий предусматриваются мероприятия по спасению людей, действия персонала и аварийных спасательных служб .

План ликвидации аварий содержит:

1) оперативную часть;

2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий;

3) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации.

План ликвидации аварий утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательными службами и формированиями.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 13-2. Учебные тревоги и противоаварийные тренировки

На опасном производственном объекте проводятся учебные тревоги и противоаварийные тренировки по плану, утвержденному руководителем организации и согласованному с территориальным подразделением уполномоченного органа.
Учебная тревога проводится руководителем организации совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа и аварийно-спасательной службы.

Итоги учебной тревоги оформляются актом. Контроль за исполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 13-2 в соответствии с Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14. Расследование причин аварий

(Исключена - Законом РК от 01.01.2001 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4-1. Расследование и учет причин инцидентов, аварий

Сноска. Закон дополнен главой 4-1 - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.

Статья 14-1. Действия владельца опасного производственного объекта

1. Владелец опасного производственного объекта при отказе или повреждении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонении от режима технологического процесса (далее - инцидент):

Информирует в течение трех суток территориальное подразделение уполномоченного органа;

Одним из способов обеспечения безопасности при эксплуатации ОПО является разработка и оперативная реализация при возникшей необходимости плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий – ПМЛА.

Читайте в нашей статье:

Назначение плана ликвидации аварии на опасном производственном объекте

Статьей 10 Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» установлена обязанность владельцев опасных производственных объектов планировать мероприятия по уменьшению негативного воздействия при техногенных ЧС.

ПМЛА составляют собственники опасных объектов для . В плане указывают алгоритм ликвидации аварии при различных сценариях возможных событий – взрыве боеприпасов, подлежащих утилизации, радиационном заражении, утечке сильнодействующих и ядовитых веществ в атмосферу или их сбросе на рельеф, взрыве метана в шахтах, при пожаре на объектах электроэнергетики или газопотребления и т.п.

Действия владельцев ОПО должны быть направлены не только на , но и на устранение негативного влияния на окружающую среду и социум.

Внимание

План ликвидации аварии на опасном производственном объекте IV класса разрабатывать не требуется. ПЛА для объектов электросетевого хозяйства, газовых сетей, работающих под давлением СУГ или природного газа до 0,005 мПа также не нужно составлять.

ПМЛА состоит из общего и специального разделов. Важно помнить, что у каждого предприятия есть особенности, которые нужно учитывать при разработке.

Различными ФНП в отраслях народного хозяйства РФ установлен свой порядок составления, но он не должен противоречить общим указаниям в постановлении № 730. ПМЛА составляют на каждый ОПО или его взрывопожароопасный участок, цех или иное подразделение.

Рекомендуемый состав материально-технического резерва для локализации аварии приведен в прил.5 к . Для устранения даже небольшой аварии требуются материально-технические ресурсы и привлечение как нештатных, так и . НАСФ должны быть обеспечены горячей пищей, СИЗ, инвентарем, машинами, средствами страховки, горючим для транспортных средств.

Организация должна в разделе с описанием резерва материально-технических ресурсов оценить предполагаемую сумму расходов, которую придется понести для выполнения обязательств по ликвидации аварии на ОПО. Для расчета этих сумм применяют метод экспертных оценок. Размер запаса «на черный день» должен соответствовать расходам, предусмотренным для самого худшего исхода в сценарии возможного развития событий на ОПО.

Кто должен разрабатывать план ликвидации аварий

Всех остальных работников достаточно ознакомить с их обязательными первоочередными действиями при получении сигнала об аварии на объекте (указанными в плане). Делать это можно в рамках (вводных, первичных на рабочем месте).

Подрядные организации также следует проинформировать о первоочередных действиях при получении сигнала об аварии на объекте. Делают это при вводном инструктаже подрядчика, до его допуска на опасный объект.

Срок действия и пересмотр

ПМЛА действуют различное количество времени. Чем опаснее объект, тем короче срок действия. Например, для подземных рудников он составляет всего полгода. При открытой добыче полезных ископаемых или их обогащении ПМЛА действует двенадцать месяцев. Для объектов I класса опасности срок актуальности плана – 2 года, II класса – 3 года, и пять лет для третьего класса опасности.

Планы подлежат пересмотру. Если у документа истечет срок действия, то новый план должен быть утвержден не позднее, чем за 15 суток до этого момента. Если на ОПО произошло техническое перевооружение , технологические изменения, или поменялись методики измерений, то план пересматривается не позднее 1 месяца после этого события. Также план должен быть пересмотрен по инициативе Ростехнадзора, если были выявлены недостатки при расследовании аварий.

Каковы особенности подготовки плана ликвидации аварий на шахте, на узле связи, на ГТС, на машиностроительном и металлургическом предприятии, на водопроводе

ПМЛА для предприятий по добыче угля составляют с учетом ФНР № 451 от 31.10.2016, для подземных разработок применяют . Порядок ликвидации аварий электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения в населенных пунктах координирует КЧС органов исполнительной власти в субъектах РФ на уровне городов и районов.

  • 2. Действие специфических веществ нефтепереработки на окружающую среду и организм.
  • 3. Анализ и оценка риска. Контроль риска.
  • Билет №4
  • 1.Порядок про проведения самоподготовки и аттестации по безопасности с использованием программно-информационной системы «Олимп:Окс».
  • 2. Порядок сбора и реализации образовавшихся лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
  • 3. Структура документации исм.
  • Билет №5
  • 1. Основные принципы работы комиссии оао «танеко» - членов комиссий по приёмке законченных строительством объектов
  • 2. Порядок проведения учебных тревог уровня «б» по плас: 1) Под руководством начальника цеха; 2) Под руководством главного инженера (заместителя директора).
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры.
  • Билет №6
  • 1. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.
  • 2. Формирование и характеристика сточных вод. Системы канализации Комплеса.
  • 3. Дать опредление термина "запись". Требования, предъявляемые к записям. Привести примеры.
  • Билет №7
  • 1. Планирование проведения проверок состояния промышленной безопасности на предприятии.
  • 2. Общие правила обращения с отходами.
  • Билет №8
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Порядок образования металлолома и оформления учетных документов.
  • 3. 8 Принципов менеджмента качества согласно iso 9001. Назвать и охарактеризовать.
  • Билет №9
  • 1. Порядок организации расследования и учета аварий и инцидентов
  • 2. Основные природоохранные объекты оао «танеко».
  • 3. Коррекция. Корректирующие и предупреждающие действия. Дать определения. Привести примеры
  • Билет №10
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Хранение отходов.
  • 3. Руководство по исм. Назначение документа.
  • Билет №11
  • 1. Порядок проведения тактико – специальных учений уровня «в».
  • 3. Порядок разработки и внесения изменений в общезаводские инструкции, должностные инструкции, специальные инструкции.
  • Билет №12
  • 1. .Материальное и моральное стимулирование работников, обеспечивающих промышленную безопасность.
  • 2. Какие отходы разрешается размещать в контейнере опо?
  • Область применения
  • Билет №13
  • 1. Производственный контроль по обращению с отходами производства.
  • 2. Порядок технического расследования причин инцидентов. Учет, хранение и анализ материалов расследования инцидентов. Опкпб-п-29
  • 4 Порядок расследования причин инцидентов
  • 5 Учет, хранение и анализ материалов
  • 3. Цель разработки, внедрения и совершенствования исм в оао "танеко". Рм-2012 изм.3
  • Билет №14
  • 1. Экспертиза промышленной безопасности опкпб-п-27
  • 2. Общие требования охраны окружающей среды и экологической безопасности ооос-п-10
  • 3. Порядок учета, хранения документированных процедур в оао "танеко".Стп сп 01.01
  • 1. Разрешение на проведение огневых работ.Опкпб-ои-30
  • 2. Порядок учета лома и отходов цветных и (или) черных металлов. Ооос-ои-09
  • 3.Политика в области качества Политика в области оЗиБт Политика в области обеспечения экологической безопасности
  • 1. Обязанности и ответственность руководителей и исполнителей огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Правила охраны труда и противопожарной безопасности при обращении с отходами. Ооос-п-03
  • Билет №17
  • 1. Подготовка и аттестация членов насф. Теоретическая и практическая подготовка. Права, обязанности и ответственность членов насф. Опкпб-п-28
  • 2. Учёт движения отходов. Ооос-п-03
  • 3. Управление законодательными и нормативно-правовыми актами в оао "танеко". Анализ применимости законодательных требований в оао "танеко". Стп сп 01.06
  • 1. Подготовительные работы и проведение огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Обезвреживание, транспортировка и размещение отходов. Ооос-п-03
  • 3. Представитель от высшего руководства по исм. Обязанности и ответственность. Рм. Руководство по исм
  • 1. Задачи и функции насф. Создание, структура и численность. Техническое оснащение. Размещение и комплектование. Опкпб-п-28
  • 2. Порядок производственного экологического контроля в области управления отходами производства и потребления ооос-п-04
  • 3. Внутренний аудит исм. Цели и порядок проведения. Оформляемые документы. Стп сп 05.01
  • 1. Порядок проведения тактико-специальных учений уровня «в». Опкпб-п-196
  • 2. Меры предотвращения негативного воздействия на окружающую среду на Комплексе нПиНхз. Ооос-п-10
  • 3. Роль, ответственность, полномочия в исм. Задачи и функциональные обязанности работника. Должностная инструкция (билет № 1 вопрос 3)
  • 1. Идентификация опасностей на уровне предприятия – первый и второй уровни стп пп 06.01
  • 2. Ответственность в области нарушения требований природоохранного законодательства ооос-п-10
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры. Iso 9001 "Системы менеджмента качества. Требования"
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас. Опкпб-п-196
  • 2. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки. Привести примеры экологических аспектов по структурному подразделению.
  • Т а б л и ц а 1.1 - Оценка масштаба воздействия
  • 3. Цели в области исм оао "танеко". Руководство по исм, Цели в области исм
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас. Опкпб-п-196

    3.1 В течение года, один раз в месяц, в каждой смене цеха должны проводится УТЗ под руководством начальника смены по возможным аварийным ситуациям, предусмотренные оперативной частью ПЛАС уровня «А».

    Исключение составляют участки НАСФ: участок газоснабжения; участок реагентного хозяйства; участок промышленных сточных вод; участок получения азота и сжатого воздуха, где УТЗ проводится один раз в квартал с каждой сменой, либо с проведением общего УТЗ в месяц с привлечением всех участников данного формирования.

    Дата и период времени проведения УТЗ определяются графиком, который ежегодно до 15 декабря разрабатывается специалистом ПТО, закрепленным за цехом по форме приложения «Б». При разработке графика необходимо учитывать то, что УТЗ должны проводиться в различное время суток, в том числе в ночное время.

    Проект разработанного специалистом ПТО графика проведения УТЗ, УТ по ПЛАС регистрируется в СЭД «ДЭЛО» группа документов «Программа, план, график…» под рубрикой «График УТЗ, УТ, ТСУ» и направляется на подпись начальнику ПТО и начальнику цеха, на согласование заместителю главного инженера/начальнику производства, начальнику ООТ, начальнику ОПКПБ, начальнику ПЧ-92 ФКУ «1 ОФПС ГПС по РТ (договорной), начальнику отряда ВГСО. Согласованный ЭЦП График проведения УТЗ, УТ утверждается директором завода.

    Утвержденный график направляется через СЭД «ДЕЛО» в производственные цеха завода и ОПКПБ до 20 декабря текущего года. Оригиналы графиков хранятся в ПТО в течение пяти лет.

    3.2 При проведении УТЗ по уровню «А» под руководством начальника смены РЛА является начальник смены, при этом начальник смены проверяет качество выполнения всех действий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийной ситуации, производственным (обслуживающим) персоналом, обеспеченность производств соответствующими индивидуальными средствами защиты и средствами ликвидации аварий, соответствие ПЛАС действительному состоянию производства.

    3.3 По окончании проведения УТЗ РЛА в течение рабочей смены, в которой проводилось УТЗ, проводит разбор УТЗ с производственным (обслуживающим) персоналом смены, НАСФ, ДППФ. Проведение УТЗ, выявленные замечания оформляются начальником смены в «Оперативном журнале по ликвидации аварий и проведения УТЗ, УТ по ПЛАС», оформленном по форме приложения «В» с ознакомлением сменного персонала под подпись. Качество проведения УТЗ в течение трех дней проверяет начальник цеха с отметкой в «Оперативном журнале по ликвидации аварий и проведения УТЗ, УТ по ПЛАС».

    3.4 Отмену аварийного положения при проведении УТЗ уровня «А» по ПЛАС производит начальник смены.

    3.5 При проведении комплексных и целевых проверок, согласно «Плана-графика проведения комплексных проверок», представители УПБ, ПТО завода проверяют правильность оформления и ведения документации и оснащения НАСФ проверяемого подразделения.

    2. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки. Привести примеры экологических аспектов по структурному подразделению.

    Значимый (приоритетный) экологический аспект – экологический аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

    Организация и порядок проведения идентификации

        Общее руководство работой по идентификации экологических аспектов возлагается на директора по эксплуатации.

        Организацию работ осуществляет начальник УПБ, координацию и взаимосвязь рабочих групп и Аналитической группы осуществляет начальник ОООС.

        Для идентификации экологических аспектов, распоряжением по структурному подразделению создается Рабочая группа, состоящая из опытных специалистов, в составе РГ обязательно должен быть специалист данного подразделения, обученный по курсу «Требования международного стандарта МС ИСО 14001», возглавляет РГ руководитель структурного подразделения. Состав группы не менее трёх человек.

        В обязанности членов Рабочей группы входит:

      Идентификация, последующая проверка на предмет актуальности, актуализация экологических аспектов, разработка и согласование необходимойдокументации;

      организация работы по установлению экологических целей и задач на планируемые периоды деятельности, их согласование и утверждение;

      мониторинг выполнения экологических целей и задач подразделения.

        Приказом Генерального директора по Обществу формируется Аналитическая группа из числа директоров служб, начальников управлений, главных и ведущих специалистов, возглавляет группу технический директор. Проект Приказа о создании Аналитической группы готовит начальник ОООС.

        В обязанности членов Аналитической группы входит:

      оказание консультационной поддержки при идентификации экологических аспектов (перечня видов деятельности, воздействия) при возникновении вопросов определенной специфики;

      рассмотрение и согласование результатов идентификации и определения значимости, ранжирование экологических аспектов;

      разработка совместно с рабочими группами Экологических целей и задач.

        Идентификация экологических аспектов проводится по каждому виду деятельности (выполняемой работы) для структурных подразделений промышленной и вспомогательной групп.

        Экологические аспекты для видов деятельности (услуг) отданных на аутсорсинг, при условии проведения данных работ на территории Общества, также идентифицируются. Результаты идентификации для данных работ, в дальнейшем могут являться критерием для выбора исполнителя работ (услуг).

        Идентификацию экологических аспектов для офисной группы (без учета специфики) проводят сотрудники ОООС, с привлечением компетентных специалистов структурных подразделений офисной группы.

        Экологические аспекты рассматриваются на предмет актуальности не реже одного раза в год членами рабочей группы.

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ

      Процедура идентификации экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду состоит из следующих этапов:

      Идентификация вида деятельности, продукции, услуги. Выбранный вид деятельности, продукция или услуга должны быть достаточно широкомасштабными и представительными для данного структурного подразделения и достаточно узконаправленными для однозначного толкования.

      Идентификация конкретных источников воздействия на окружающую среду. Под конкретными источниками воздействия понимаются элементы деятельности, технологические процессы, оборудование, конкретные виды продукции, услуг и отходы.

      Идентификация экологических аспектов, увязанных с идентифицированными источниками воздействия.

      Определение видов воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым экологическим аспектом – оцениваются как при нормальном режиме работы, так и в нештатных ситуациях, включая пуск, остановку оборудования, возможные аварийные ситуации и др.

      Также определяют нормативные, законодательные и иные требования, которыми регулируются идентифицированные экологические аспекты.

      Идентификация видов деятельности, процессов, продукции, услуг и конкретных источников воздействия (загрязнения) осуществляется по следующим направлениям:

      По основной производственной деятельности, к которой относятся все технологические процессы и выполняемые работы, связанные с транспортировкой, переработкой, хранением нефти и нефтепродуктов, осуществляемые в структурном подразделении. Необходимо учитывать максимально возможное количество источников загрязнения, процессов и работ, при осуществлении которых, как в нормальном режиме работы, так и при аварийных ситуациях могут возникать экологические аспекты, оказывающие или способные оказать воздействие (положительное или отрицательное) на окружающую среду.По вспомогательной производственной деятельности - работам, проводимым как самим Обществом, так и его подрядными организациями на объектах и территории Общества.

      К ним относятся следующие виды работ и технологических процессов: обслуживание, плановые текущие и капитальные ремонты, очистка, замена, установка (строительство) технологического оборудования (трубопроводов, зданий, установок), проведение технологических операций и т.д.

      По материально-техническому обеспечению, к которому относятся такие источники воздействия, как транспортировка, хранение, погрузка и разгрузка сырья, материалов, реагентов, энергоносителей, обеспечение автотранспортом и спецтехникой.

      По административно-хозяйственной, социально-бытовой деятельности, включающей использование средств автоматизации, расходных материалов, природных ресурсов, функционирование блоков питания и т.д.

      По исследовательской деятельности, включающей проведение различных видов исследований, таких как: лабораторные, аналитические исследования нефти, нефтепродуктов, катализаторов, реагентов и.т.д.

      По прошлым воздействиям всех видов деятельности на окружающую среду, если таковые имеются. К ним относятся прошлые, остаточные воздействия на окружающую среду реализованных процессов, выполненных работ как от деятельности сторонних, подрядных организаций, так и деятельности самого Общества (например: нерекультивированные земли; складирование отходов после строительных работ, почвы, загрязненные нефтепродуктами и др.).

      По воздействию окружающей среды на объекты деятельности Общества. К таковым относят всевозможные природные явления и процессы, оказывающие воздействие на производственные объекты, технологию, материалы (экстремальные природные явления, подтопление грунтовыми водами, оползни, эрозия почв и т.д.).

      Результаты идентификации видов деятельности, продукции, услуг и конкретных источников воздействия сводятся в «Перечень выполняемых работ и предоставляемых услуг структурным подразделением ОАО «ТАНЕКО» (далее по тексту «Перечень…») в соответствии с Приложением А.. Документ регистрируется в СЭД «ДЕЛО», в группе документов «ЭХД: документы общего назначения» с прикреплением «Перечня…», с заполнением поля «Рубрикатор» - «Экологические аспекты». Документ заверяется ЭЦП руководителем структурного подразделения, направляется на согласование по СЭД «ДЕЛО». «Перечень…» согласовывается ЭЦП главным инженером (для промышленной группы), для остальных - вышестоящим руководителем; а также главными специалистами Общества.

      Согласованный «Перечень выполняемых работ и предоставляемых услуг структурным подразделением ОАО «ТАНЕКО» направляется по СЭД «ДЕЛО» в отдел ООС и членам Аналитической группы.

      Для идентифицированных видов деятельности, процессов, продукции, услуг и конкретных источников воздействия, загрязнения, проводится идентификация экологических аспектов.

      Экологические аспекты условно делятся на два вида:

      элементы деятельности, которые оказывают прямое воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

      элементы деятельности, которые оказывают косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

      К экологическим аспектам, оказывающим прямое воздействие на окружающую среду и здоровье человека, относятся:

      сжигание топлива; выбросы через свечу и.т.д.

      сбросы сточных вод;

      использование оборудования, технологий, образование и размещение отходов;

      водопотребление;

      аварийные разливы нефти;

      прошлое загрязнение почв нефтепродуктами;

      использование оборудования, являющегося источником шума;

      использование оборудования, являющегося источником вибрации;

      использование оборудования, являющегося источником электромагнитного излучения;

      использование оборудования содержащего источники радиации;

      хранение сырья, материалов и реагентов, в том числе опасных на территории Общества;

      использование опасных веществ и другие.

      К экологическим аспектам, оказывающим косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, относятся:

      обучение персонала вопросам охраны окружающей среды;

      контроль и мониторинг воздействия на окружающую среду (наличие, достаточность, качество измерительного и контролирующего оборудования);

      потребление сырья и материалов;

      потребление энергоресурсов.

      Для каждого идентифицированного экологического аспекта, определяются воздействия от экологического аспекта на окружающую среду, представляющие собой как положительные, так и отрицательные изменения в окружающей среде.

      Воздействие на окружающую среду выявляется на качественном и количественном уровне в виде:

      загрязнений атмосферного воздуха и почв от выбросов (газообразных, паровых, жидкостных, парожидкостных смесей, твердых частиц и пр.);

      загрязнений окружающей среды от излучений (электромагнитных, радиационных), тепловой энергии, шума, вибраций;

      загрязнений водных объектов и почв от сбросов сточных вод, рабочих и технологических жидкостей в канализацию, водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты;

      образования и загрязнения компонентов окружающей среды от твердых отходов;

      истощения поверхностных и подземных водных объектов от нерационального водопотребления;

      загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов от нерационального потребления энергоресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, котельно-печное топливо, моторное топливо, сжатые и сжиженные газы);

      другого воздействия.

      Каждый экологический аспект может оказывать одно или несколько воздействий на окружающую среду.

      Воздействия экологических аспектов рассматриваются в трех режимах:

      при рабочем режиме работы процессов и агрегатов;

      в режиме нештатных ситуаций: при пусках, остановках и в тех случаях, когда воздействие на окружающую среду отличается от воздействия в обычных (рабочих) условиях;

    – при аварийных ситуациях.

      Идентификация экологических аспектов и их воздействий проводится на основе:

      технологических регламентов, технологических и рабочих инструкций; инструкций по видам деятельности;

      данных мониторинга и измерений;

      данных статистической отчетности;

      оценок воздействия на окружающую среду;

      расчетов предельно допустимых выбросов, сбросов;

      экологической, энергетической паспортизации;

      инвентаризации источников выбросов и сбросов, загрязняющих веществ, мест складирования отходов;

      ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН;

      данных о хранении опасных материалов и их свойствах (паспорта безопасности, сертификаты, технические условия);

      другая информация.

      Каждый идентифицированный экологический аспект, оказываемое им воздействие (-вия), регулируются рядом нормативных и законодательных документов. Например: экологический аспект «Накопление отходов производства 1-го класса опасности: отработанных ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок, отработанных и брака» регулируется следующими документами: Федеральным законом №89, ГОСТ Р 53074-2008 (МЭК 60188:2001); ОООС-П-03-2010.

      По каждому экологическому аспекту заполняется форма, согласно Приложению Б. Вся вносимая в форму информация составляет Паспорт ЭА, использующийся при определении значимости и ранжировании. Паспорт ЭА подлежит постоянному хранению в структурном подразделении, после завершения процедуры идентификации.

      Паспорт ЭА может быть оформлен как на бумажном, так и на электронном носителе информации, в последнем случае документ должен быть защищен от изменений и создана резервная копия на съёмном носителе информации.

    Определение значительности воздействий экологических аспектов на окружающую среду. Методика оценки экологических аспектов

      Оценка значимости идентифицированных экологических аспектов проводится РГ, с привлечением при необходимости Аналитической группы.

      При выделении значимых экологических аспектов Общества, каждый из идентифицированных экологических аспектов оценивается исходя из составляющих (критериев):

      масштабности;

      регулируемости;

      затратности;

      срочности.

      Для оценки каждого из критериев оцениваются приведённые в таблицах 1.1-1.4 показатели.

      Из списка приведённых значений показателей по каждой составляющей необходимо выбрать один из трёх предлагаемых вариантов, наиболее близко характеризующих оцениваемый аспект. Бальная оценка, соответствующая выбранному варианту, будет являться оценкой величины, определяющей значимость аспекта по данному показателю.

    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

    УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

    ПО ПЛАНУ ЛОКАЛИЗАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИИ


    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Настоящая инструкция устанавливает порядок проведения учебно- тренировочных занятии по Плану локализации аварийных ситуации (ПЛАС) в цехе, участке, отделении и установки на опасном производственном объекте.

    Инструкция распространяется на все цеха, участки, отделения и установки опасного производственного объекта для которых разработан ПЛАС.


    1. ^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1. Учебно –тренировочные занятия по ПЛАС проводятся в соответствии с требованиями Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и «Методических указании о порядке разработки плана локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико- технологических объектах», являются формой обучения и тренинга работников опасного производственного объекта (членов нештатного газоспасательного формирования) действиям по спасению людей и локализации аварийных ситуаций.

      2. Проведение учебно – тренировочных занятий по ПЛАС предусматривает:
    - проверку соответствия ПЛАС действительному состоянию производства;

    • проверку готовности персонала цехов, участков, отделения и установки к спасению застигнутых аварией людей и ликвидации возникших аварийных ситуаций;

    • проверку обеспеченности цехов, участков, отделения и установки соответствующими средствами для ликвидации аварий;

      1. В течение года в цехах, на участках, в отделениях, на установках в каждой смене по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным оперативной частью ПЛАС уровня «А», должны проводиться учебно- тренировочные занятия по графику. График проведения учебно – тренировочных занятий разрабатывается начальником цеха, согласовывается с службой ОТ и ПБ, отделом ГО и ЧС,
    газоспасательной службой (ГСС) и утверждается главным инженером

    (техническим руководителем) опасного производственного объекта (ОПО) по

    Форме, приведенной в приложении № 1.


      1. Учебно –тренировочные занятия по отработке действий по ПЛАС уровня «А» проводятся под руководством начальника цеха (не реже 1 раза в квартал) и могут проводиться совместно с тренировками в средствах индивидуальной защиты
    (1 раз в месяц).

      1. Контроль за правильностью действий производственного персонала цеха (членов НГСФ) при проведении учебно- тренировочного занятия, а также анализ его проведения осуществляется представителями ГСС и руководства ОПО, службы ОТ и ПБ, отдела ГО и ЧС.

      2. Ответственность за своевременное и качественное проведение учебно- тренировочных занятий, оформление необходимой документации возлагается на главного инженера (технического руководителя) ОПО.

    1. ^ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ
    УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ.

    3.1 Учебно – тренировочное занятие проводиться по плану, который заранее разрабатывается начальником цеха по одной из позиций оперативной части ПЛАС, подписывается, согласовывается и утверждается согласно приложению № 2 к данной типовой инструкции.

    3.2. В плане учебно- тренировочного занятия указывается:


    • Тема учебно-тренировочного занятия;

    • Описание аварийной ситуации;

    • № сценария Плана локализации аварийной ситуации;

    • Действия дежурного персонала (членов НГСФ) при возникновении «аварийной ситуации» согласно оперативной части ПЛАСа.
    План заканчивается строкой для замечаний по действиям персонала (членов НГСФ) и таблицой для мероприятий по устранению замечаний с сроками выполнения.

    ^ 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

    4.1. В соответствии с планом проведения учебно- тренировочных занятий начальник цеха намечает дату и время проведения учебно- тренировочного занятия.

    4.2. О дате проведения извещаются представителями ГСС и руководства ОПО, службы ОТ и ПБ, отдела ГО и ЧС.

    4.3. В начале занятия начальник цеха описывает аварийную ситуацию, предусмотренную оперативной частью ПЛАСа и опрашивает дежурный персонал об их действиях при этом. При этом проводиться проверка ПЛАСа, касающейся данной аварийной ситуации. Убедившись в знании ПЛАС дежурным персоналом, начальник цеха дает вводную. Отсутствие представителей ГСС, службы ОТ и ПБ, отдела ГО и ЧС не может служить поводом для переноса учебно- тренировочного занятия на другое время или день.

    4.4. Работник цеха, получивший вводную , действует как первый заметивший «аварию».Он окриком предупреждает об «аварии» остальной рабочий персонал цеха, немедленно оповещает начальника (мастера, дежурного аппаратчика (оператора, машиниста) бригадира) цеха, передавая всю информацию об «аварии», полученную на вводной.


      1. Дежурный аппаратчик (оператор, машинист) оценив «аварийную» ситуацию оповещает диспетчера опасного производственного объекта, начальника цеха и включает сирену (химическая тревога).

      2. Все лица, находящиеся в зоне аварии немедленно надевают СИЗ:
    а) для выхода из опасной зоны – фильтрующие противогазы;

    б) для участия в ликвидации аварии (члены НГСФ)- изолирующие костюмы и дыхательные аппараты.


      1. Персонал цеха – члены НГСФ (минимум 2 человека) в средствах индивидуальной защиты (СИЗ), берут необходимый инструмент и приступают к ликвидации «аварии». Проводят все переключения на технологических коммуникациях условно с помощью вывешивания аншлагов «открыто», «закрыто».
    Переключения на электрооборудовании производятся также условно путем вывешивания аншлагов «включено», «выключено».

      1. При наличии сведений о «пострадавших» или оставшихся в загазованой зоне: до прибытия газоспасательной службы персонал цеха - члены НГСФ (минимум 4 человека) в СИЗ, обследуют территорию цеха с целью обнаружения «пострадавших». При обнаружении «пострадавших», включают их в воздушные дыхательные аппараты, при наличии кровотечения – накладывают жгут, укладывают на носилки и выносят их из загазованной зоны кратчуйшим и безопасным путем на свежий воздух, где оказывается доврачебная помощь.

      2. Начальник цеха, получив сообщение об окончании работ по локализации «аварии», дает отбой учебно- тренировочному занятию.

    ^ 5.АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ.

    5.1 После проведения учебно- тренировочного занятия представители газоспасательной службы, службы ОТ и ПБ, отдела ГО и ЧС совместно с руководством цеха проводят

    Анализ учебно- тренировочного занятия, где дается оценка действиям персонала

    Цеха и соответствия ПЛАС.

    5.1.1. По действия персонала цеха дается оценка:


    • наличию и исправности противоаварийной защиты и оповещения об аварии;

    • подготовленности персонала цеха к действиям по ПЛАС;

    • боеспособности НГСФ цеха;

    • правильности и своевременности переключений на технологическом оборудовании;

    • умению пользоваться средствами защиты;
    5.1.2. По содержанию ПЛАСа в целом делается оценка:

    • прогнозирования всех возможных аварийных ситуаций, свойственных данному производству;

    • правильности и безопасности первичных мероприятии по локализации аварии;

    • возможности практического выполнения мероприятий по спасению людей;

    • соответствию последовательности мероприятий ПЛАС и последовательности действий их фактической значимости;

    • возможности ликвидации аварии в начальной стадии ее возникновения указанными способами и средствами.
    5.2. По окончании учебно – тренировочного занятия и на основании анализа его проведения представители ГСС, службы ОТ и ПБ, отдела ГО и ЧС совместно с начальником цеха отмечают все выявленные недостатки и определяются мероприятия по их устранению с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

    Контрольный экземпляр утвержденного плана проведения учебно- тренировочного занятия с внесенными замечаниями остается у начальника цеха, копии направляется главному инженеру (техническому директору) ОПО, начальнику ГСС (командиру ГСФ) , начальника службы ОТ и ПБ и в отдел ГО и ЧС.

    5.3 Кроме этого заполняется журнал учета упражнений в ИСИЗ (приложение №3)

    Ответственность за своевременное оформление, утверждение и передачу копии планов возлагается на главного инженера (технического руководителя) ОПО.

    5.3. При неудовлетворительных результатах проведения учебно- тренировчного занятия назначается внеочередная проверка знаний по ПЛАС и дополнительная тренировка в средствах индивидуальной защиты.

    5.4. Контроль за своевременным проведением учебно – тренировочных занятий и выполнением мероприятий, осуществляет главный инженер (технический руководитель) ОПО.

    Приложение №1

    Главный инженер ОПО

    _______________ (Ф.И.О.)

    «____»____________20__г.

    ^ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ

    ЗАНЯТИЙ по ПЛАСу с членами НАСФ ___________ цеха ОПО на 2008 год.



    Срок проведения

    Номер блока,

    № сценария


    Результат развития аварии

    Кто проводит

    Время занятия

    1

    Январь

    1 час

    2

    Февраль

    1 час

    3

    Март

    1 час

    4

    Апрель

    1 час

    5

    Май

    1 час

    6

    Июнь

    1 час

    7

    Июль

    1 час

    8

    Август

    1 час

    9

    Сентябрь

    1 час

    10

    Октябрь

    1 час

    11

    Ноябрь

    1 час

    12

    Декабрь

    1 час

    Итого: 12 часов

    Составил: Начальник _____________цеха (Ф.И.О.)

    Согласованно:

    Начальник службы ОТи ПБ (Ф.И.О.)

    Начальник отдела ГО и ЧС (Ф.И.О.)

    Приложение №2

    « Утверждаю»

    Главный инженер ОПО

    ____________ (Ф.И.О.)

    «___»__________ 200__г.

    Проведения учебно– тренировочного занятия

    С членами НГСФ _________ цеха ОПО

    По ПЛАС в _______________ месяце 200__ года.

    Тема учебно-тренировочного занятия: _________________________________________

    __________________________________________________________________________

    Описание аварийной ситуации: _______________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    Сценарий №_____ Плана локализации аварийной ситуации _______________________

    __________________________________________________________________________

    Действия дежурного персонала (членов НГСФ) при возникновении «аварийной ситуации»: ^ Первый заметивший окриком предупреждает об этом персонал цеха и сообщает об аварии аппаратчику. Аппаратчик – оценивает аварийную ситуацию; немедленно оповещает диспетчера и начальника (мастера) цеха, включает сирену (химическая тревога).

    Все лица, находящиеся в зоне аварии немедленно надевают СИЗ:

    а) для выхода из опасной зоны – фильтрующие противогазы с коробками «Б»

    б) для участия в ликвидации аварии (члены НГСФ)- изолирующие костюмы и дыхательные аппараты.

    Диспетчер производит оповещение ……….._____________________________________

    _________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Начальник цеха (Ф.И.О.)

    Дата и время проведения учебно- тренировочного занятия__________________________

    Замечания по действиям персонала________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Техника безопасности при проведении занятий.

    При проведении занятий не должно иметь следующих последствий:


    1. нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе установки, технологической схемы, цеха или производства в целом.

    2. остановки или задержки в работе смежных цехов или участков.

    3. возникновения опасности загазованности, взрыва или загорания.

    4. снижения уровня оперативно- технической готовности НГСФ и ГСП.

    Приложение № 3

    Акт проведения упражнений в СИЗ в __________ месяце 20__ года


    Дата

    Ф.И.О.

    должность

    Кол-во

    часов


    Росписи

    Содержание комплексной задачи, условия

    Члена НГСФ

    Руководителя

    Начальник __________ цеха (Ф.И.О.)

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"


    В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726),

    приказываю:

    Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий".

    Руководитель
    Н.Г.Кутьин

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    8 апреля 2013 года,
    регистрационный N 28028

    Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

    Приложение

    I. Общие положения

    1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N 30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

    2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

    3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

    4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

    II. Учебные тревоги

    5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

    Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

    Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

    Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

    6. При проведении учебных тревог проверяются:

    возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

    знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

    состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

    7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

    8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

    График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

    Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

    9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

    Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

    10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

    В плане проведения учебной тревоги указываются:

    дата и время проведения учебной тревоги;

    вид аварии и место ее возникновения;

    порядок проведения учебной тревоги.

    11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

    12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

    В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

    13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

    14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

    наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

    состояние пунктов спасения персонала при аварии;

    состояние средств коллективной защиты;

    состояние запасных выходов из аварийного участка.

    15. При проведении учебной тревоги проверяются:

    порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

    порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с ПЛА;

    действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии);

    время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

    время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации;

    порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА;

    время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

    знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

    возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

    умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

    записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

    знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

    16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

    подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

    наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

    наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

    наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

    III. Учения по плану ликвидации аварий

    17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

    Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

    18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

    19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

    20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

    21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

    22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

    23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

    остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

    прекращение поступления воды на аварийный участок;

    остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания;

    отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

    невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА;

    задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ;

    отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

    прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

    активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

    возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

    другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

    24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

    25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

    26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

    IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

    27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

    28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

    29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

    В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

    дата проведения;

    вид и место аварии;

    отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

    мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

    По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

    Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

    30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.



    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    Бюллетень нормативных актов
    федеральных органов исполнительной
    власти, N 20, 20.05.2013



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация