1 основанием административной ответственности является. Патолого-анатомическое вскрытие не производится. Правонарушение – это

Главная / Налоги

Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административный проступок к тому представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

  • 1. Нормативное: систему норм, регулирующих ее;
  • 2. Фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
  • 3. Процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

  • 1. Ее общие положения и принципы;
  • 2. Систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;
  • 3. Составы административных правонарушений;
  • 4. Круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
  • 5. Производство по делам об административных правонарушениях;
  • 6. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Следует подчеркнуть, что юридическое (т.е. нормативное) основание административной ответственности составляет сейчас именно закон, а никакой иной правовой нормативный акт (указ, правительственное постановление и т.д.). Участие местных представительных органов и органов исполнительной власти всех уровней (включая федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ), а также Президента РФ в установлении административной ответственности КоАП исключает.

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным фактическим основанием административной ответственности правонарушителя.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В качестве признаков административного правонарушения названы:

  • 1. Противоправность означает запрещенность действия (бездействия) законодательством об административных правонарушениях.
  • 2. Виновность выражает субъективное вменение - деяние признается административным правонарушением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности.
  • 3. Наказуемость подразумевает наличие нормы Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие).

Административным правонарушением признается деяние, влекущее в соответствии с КоАП либо законом субъекта РФ именно административную (по перечню административных наказаний, указанных в ст. 3.2 КоАП), а не другую юридическую ответственность. Формулируя составы пограничных с преступлениями административных правонарушений, КоАП этот признак иногда подчеркивает особо - в виде оговорки: «…если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, в ч. 4 ст. 14.25, ст. 15.24 и др.) или «… при отсутствии признаков преступлений» (ст. 7.27).

Часть 1 ст. 2.1 Кодекса указывает на две формы деяния (внешнего акта поведения человека), признаваемого административным правонарушением: действие (активное поведение) и бездействие (пассивное поведение, выражающееся в не совершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).

Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступа­ют: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления, и другие указанные в особенной части КоАП РФ, в гл. 5-11.

Объективная сторона любого правонарушения (будь то уголовное преступление или административное правонарушение) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

Одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения.

Кроме указания на деятельную сторону виновного субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КоАП РФ могут содержаться прямые указания на конкретные критерии проступка, такие, как: систематичность, моральное и этическое отношение лица к совершаемому деянию и т.д.

Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

«Противоправность, негативные последствия и причинно-следственная связь в своей совокупности являются элементами объективной стороны любого состава правонарушения, и, в частности, административного, независимо от того, «простое» оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать постоянными или основными».

Виновные лица - это физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права.

В отношении физических лиц устанавливается минимальный возраст привлечения к административной ответственности, ст. 2.3. КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В КоАП отдельно оговариваются составы правонарушений, где субъект правонарушения должен иметь специальный статус, - должностное лицо, предприниматель.

«Термином «должностные лица» помимо названных субъектов Кодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица - субъектов, приравненных к должностным лицам.

В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности».

Привлечение данных лиц к административной ответственности не исключает их одновременной дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения.

Таким образом, в определенных законом случаях эти лица несут ответственность как субъект со специальным статусом, причём ответственность у них будет дисциплинарная, во всех остальных на общих основаниях.

Юридические лица. «Организации обозначены КоАП в качестве субъектов ответственности, по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП юридические лица - не субъекты ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемом Кодексом механизме административного наказания».

Всех субъектов можно классифицировать следующим образом, предложенным Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

Единственным фактическим основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и обобщающего в составе административного проступка все предусмотренные нормами административного права элементы, как-то: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Следует отметить, что наказуемость за совершенное противоправное деяние означает, что административным проступком может быть признано исключительно конкретное противоправное, виновное деяние (действие или бездействие либо последовательное действие с бездействием или бездействие с действием - совокупность составов административного правонарушения), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность, в частности административная. Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо или его должностные лица могли, но не приняли всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно административно-правовой норме КоАП РФ указание на умышленность совершенного противоправного проступка необходимо во всех случаях, когда лицо привлекается к ответственности за правонарушение, совершаемое только по умыслу, поэтому российское законодательство прямо указывает в отдельных составах административных правонарушений на умышленный характер вины. Умышленная вина носит более социально опасный характер, нежели неосторожная вина, так как лицо осознает и осознавало, что совершает противоправное деяние.

Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюдения установленных норм и правил, а также в непринятии всех зависящих мер по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Правовая возможность для соблюдения норм и правил имеет место только в том случае, когда определенное поведение лица юридически обеспечено; применительно к сложившейся ситуации - когда проверка законности перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации является правом покупателя. При этом приобретатель должен иметь фактическую возможность воспользоваться таким правом при данных конкретных обстоятельствах. Лишь одновременное наличие двух предпосылок: юридической и фактической - позволяет утверждать, что лицо имело возможность соблюсти нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное деяние, виновное лицо как субъект административного правонарушения не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности оно должно было и могло предвидеть наступление неблагоприятных последствий для правоотношений, охраняемых административным правом.

Крайняя необходимость освобождает лицо от административной ответственности лишь в тех случаях, когда данное лицо не могло защитить свои или чужие интересы, не прибегнув к нарушению иных значимых правоотношений. В этой связи, если в конкретной обстановке можно было избежать опасности иными действиями или средствами без причинения вреда правоохраняемому интересу, нельзя ссылаться на состояние крайней необходимости.

Таким образом, совершая действия при крайней необходимости, следует отметить, что угроза нарушения правоохраняемым интересам со стороны «третей силы» должна быть реально существующей и соответствовать характеру действия, совершаемому виновным субъектом для избежания еще больших негативных последствий. Это вытекает из правила недопущения превышения пределов крайней необходимости. Например, жизнь или здоровье человека неизмеримо выше любых имущественных ценностей.

Еще одним обстоятельством, исключающим виновность лица за совершение административного правонарушения, является невменяемость. В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Процессуальное основание ответственности, прежде всего, включает в себя те индивидуальные или право-обеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает и реально осуществляется. Эти акты подчеркивают объективную сторону ответственности, т. е. то, что без соответствующей реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях. Об этих основаниях и пойдет речь в этой главе.

Причем хотелось бы отметить, что протокол об административном правонарушении сам по себе не является процессуальным основанием административной ответственности. Как и не является им заявление уполномоченного органа или должностного лица о привлечении к ответственности юридического лица или предпринимателя, направленное в соответствии со ст. 202 АПК РФ.

Протокол об административном правонарушении является тем основанием, при наличии которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с постановлением прокурора, определением о проведении административного расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.28.1 КоАП РФ). Наличие составленного протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот факт, что в дальнейшем будет иметь место применение административного наказания.

Например, итогом административного расследования (ч.6 ст. 28.7 КоАП РФ), а также итогом рассмотрения дела об административном правонарушении (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ) может стать постановление о прекращении дела об административном правонарушении, и в этих случаях мы не можем говорить о наличии административной ответственности. В то же время законодательство об административной ответственности допускает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (ч.1 ст.28.6 КоАП РФ).

Однако и отсутствие протокола, по той категории дел, где он необходим, заявления о привлечении к административной ответственности, направленного в соответствии со ст. 202 АПК либо другого процессуального документа, предусмотренного КоАП РФ, несоблюдение процессуальной формы этих документов может сделать невозможным и саму ответственность.

Процессуальным основанием административной ответственности является акт компетентного органа о наложении конкретного административного взыскания за конкретный административный проступок на конкретное виновное лицо.

В соответствии со ст. 29.9. КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении», по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения (постановления). Решение по существу дела оформляется постановлением. В случае же, если выносимым решением не рассматривается дело по существу, а разрешаются иные процессуальные вопросы, то выносится определение.

Перечень постановлений является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Таким образом, можно сделать вывод, что основания административной ответственности состоят из трех главных аспектов, которые необходимы для наступления реальной ответственности.

Основанием юридической ответственности в узком смысле является состав правонарушения, то есть наличие всех элементов, составляющих акт правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), выступающих в неразрывном единстве, как единое целое.

Однако состав правонарушения – это решающее, но не единственное основание юридической ответственности. Основанием юридической ответственности в широком смысле является наличие трех оснований: нормативного, фактического, процессуального. Поэтому в юридической литературе, нередко ставиться вопрос не об «основании» юридической ответственности, а об ее «основаниях».

Под основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности.

В административной науке принято выделять три основания административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное. По мнению Д.Н.Бахраха, анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ееоснования:

Нормативное основание – это наличие нормы права, предусматривающей возможность возложения ответственности.

Фактическое основание – это наличие факта правонарушения (фактически совершенного деяния), с которым связывается возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность (административное нарушение).

Процессуальное основание – это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права(содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.

Для наступления реальной административной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить административное наказание за правонарушение.

Этой позиции также придерживаются В.В. Денисенко, Н.М. Конин. Однако ряд авторов выделяют два вида оснований применения административной ответственности: нормативное и фактическое (A.M. Азбукин, М.Н. Бирюков, И.Н. Зубов, А.К. Мустафин, А.П. Шергин, А.Ю.Якимов).

По мнению Е.В.Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок – это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности».



Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т.е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут быть, но до издания (т.е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, – административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).

Страница 3 из 4

§ 3. Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является

нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, -

административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено

виновно и невиновно. Действующее законодательство закрепляет принцип, согласно

которому индивидуальные субъекты (граждане, должно­стные лица) несут

ответственность только за виновные действия. Что же касается организаций, то они

отвечают за административ­ное нарушение независимо от того, виновны ли они.

Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обяза­ны выяснять,

доказывать наличие вины. Организации несут ответ­ственность за то, что правило

нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От

ответственности за неис­полнение обязанности в таких случаях освобождает только

дейст­вие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к

административной ответственности за сам факт совершения адми­нистративного

нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности,

в том числе к лицам, занима­ющимся ею без образования юридического лица.

В административном праве соответствующие нормы появились впервые в Законе СССР

«О правах, обязанностях и ответственно­сти государственных налоговых инспекций»

«Предприятия и организации подлежат ответственности

за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение

произошло вследствие непреодолимой силы или неправомерных действий должностных

лиц таможенных органов СССР».

В принятом в 1993 г. ТК РФ установлено: «Предприятия, учреж­дения и организации,

а также лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования

юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за

исключени­ем случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия

непреодолимой силы» (ч. 6 ст. 231). Следовательно, по ТК РФ ответ­ственность без

вины несут не только организации, но и лица, зани­мающиеся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица.

Кстати, и в гражданском праве в связи с развитием в нашей стране

предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 части первой нового

ГК РФ сказано:

«1. Лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим

образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности),

кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания

ответственности...

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или

ненадлежащим образом исполнившее обязатель­ство при осуществлении

предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что

надлежащее исполнение ока­залось невозможным вследствие непреодолимой силы, то

есть чрез­вычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким

обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обя­занностей со стороны

контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров,

отсутствие у должника необходи­мых денежных средств».

Таким образом, по действующему законодательству основанием привлечения к

административной ответственности индивидуаль­ных субъектов является

административное правонарушение, а кол­лективных субъектов (во многих случаях!)

Просто администра­тивное нарушение. Необходимо еще раз подчеркнуть, что

админис­тративное нарушение, деликт может быть виновным или объективно

противоправным. И если к ответственности привлекается органи­зация, во многих

случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

В ст. 10 КоАП РСФСР содержится следующее определение: «Ад­министративным

правонарушением (проступком) признается пося­гающее на государственный или

общественный порядок... права и свободы граждан, на установленный порядок

управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за

которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность».

Законодатель поставил знак равенства между названиями «ад­министративный

проступок» и «административное правонаруше­ние». Можно выделить следующие его

признаки.

1. Это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое

повлекло или могло повлечь наступление вред­ных последствий.

2. Это противоправное деяние. Не все нарушения норм админис­тративного права

являются административными проступками. И в то же время административными

санкциями охраняются многие нормы трудового, гражданского, земельного и иных

отраслей права. Административный проступок - это деяние, которое нарушает нор­мы

административного и иных отраслей права, охраняемые адми­нистративными

взысканиями.

Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность

является обязательным признаком администра­тивного проступка. «Никто, -

провозглашено в ст. 8 КоАН, - не может быть подвергнут мере воздействия в связи

с администра­тивным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке,

установленных законодательством». Административная ответствен­ность может

наступить, если лицо совершило правонарушение, предусмотренное соответствующей

статьей КоАП РСФСР или ино­го нормативного акта.

3. Это виновное деяние, т. е. деяние волевое, сознательное, отно­шение

правонарушителя к нему заслуживает упрека, порицаемо.

4. Возможность применения административных взысканий явля­ется общим свойством

административных правонарушений. В боль­шинстве случаев, если выявлен проступок,

виновного привлекают к административной ответственности. Но компетентные

государствен­ные органы вправе не налагать административного взыскания и

передать материалы на рассмотрение общественной организации или трудового

коллектива, ограничиться замечанием, если с учетом характера совершенного

правонарушения и личности правонару­шителя к нему целесообразно применять меру

общественного воз­действия. Реализация административных санкций не обязательно

сопутствует административному проступку, но возможность их при­менения является

его обязательным свойством.

Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не

всем. Исключение установлено, например, ст. 16 КоАП, в которой сказано:

«Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и

начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за админис­тративные

правонарушения по дисциплинарным уставам». На ос­новании дисциплинарных уставов

на виновных налагаются дисцип­линарные взыскания, но это не преобразует

административные деликты в дисциплинарные.

Основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - «Мар Т»; Ростов Издательский центр «Мар Т», 2004. - С.17..

Среди таковых принято выделять следующие:

  • 1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;
  • 2) фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения);
  • 3) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученного-административиста Е.В. Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок - это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма выступает в качестве юридического основания административной ответственности» Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964. С.79.

Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. - М.: Юринформцентр, 2001. - С.18.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).

Действующее законодательство определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом ПМР об административных правонарушениях или законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Таким образом, административное правонарушение - это, во-первых, деяние, т.е. либо действие - как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение - это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих - физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении).

Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, - не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия - достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП ПМР.

Административное правонарушение - это всегда виновное деяние, т. е. виновность - это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность (Сущность, применение и эффективность административных взысканий). Л., 1975. стр. 58 Это касается физических лиц как субъектов административных правонарушений. Что же касается юридических лиц, то юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП ПМР предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

И последний обязательный признак административного правонарушения - это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения. Учебное пособие - М.:ИКЦ «Мар Т»; Ростов: Издательский центр «Мар Т», 2004. - С.17.

Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «Мар Т»; Ростов н/Д: Издательский центр «Мар Т», 2004. - С.17

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

    нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

    фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

    процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ . Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того, чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация