Узнать доходы федеральных госслужащих в. Реестр деклараций о доходах госслужащих

Главная / Общество

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м — полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, — у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. «Город 812» побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

— Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
— Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

— И много было таких сигналов?
— За последние годы – ни одного.

— В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
— Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

— Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

— Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

— Что обычно скрывают госслужащие?
— Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

— А машины какие скрывают?
— В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

— Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
— Из государственных служащих — выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

— Это только чиновники?
— Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

— А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
— В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

— Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
— В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

— А как можно не знать, чем владеет жена?
— Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно — супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

— Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
— Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

— Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
— Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

— Но уголовная-то ответственность возможна?

— Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

— Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
— Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Нина Астафьева

Декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В статье 8 документа говорится, что государства - участники Конвенции должны "устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов".

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. "О противодействии коррупции". 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" и указом президента от 8 июля 2013 года. "Вопросы противодействия коррупции" список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него были включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 года правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО "РЖД", ПАО "Роснефть" и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны публиковать их.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой "в связи с утратой доверия". Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательства, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе начали публиковаться на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В "открытой" версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в администрации президента РФ, в Управлении по вопросам противодействия коррупции. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого, было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году - 32 тыс.). Грубые нарушения признаны в 16 тыс. случаев (в 2015 году - 18 тыс.) - столько должностных лиц различного уровня были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Всего с формулировкой "за утрату доверия" в России в 2016 году было уволено порядка 400 человек, 177 из них - по итогам проверок деклараций (в 2015 году - 800 человек). Кроме того, материалы 1 тыс. проверок выявили факты, которые потребовали привлечения к работе правоохранителей. Было возбуждено 680 уголовных дел.

Согласно действующему законодательству государственные служащие ежегодно представляют сведения не только о своем имуществе и доходе, но и об имуществе и доходах супруга и несовершеннолетних детей. На каждого члена семьи заполняется отдельная справка, форма которой утверждается указом Президента РФ. Кроме госслужащих, сведения о доходах представляются:

  • служащими местных органов власти;
  • лицами, претендующими на поступление на государственную или муниципальную службу.

В справке указываются сведения об имущественном положении за прошедший календарный год. Заполнять справку на своего супруга госслужащий должен в том случае, если он состоял в официальном браке 31 декабря прошедшего года. При этом нужно учитывать ряд моментов:

  1. Если расторжение брака происходит через суд, то судебное решение вступает в силу только через месяц после его принятия. Поэтому если решение о расторжении брака вынесено в декабре прошедшего года, то брак считается расторгнутым только с января нынешнего года после вступления решения в силу. Следовательно, в подобной ситуации госслужащий отчитаться о доходах бывшего супруга за прошедший год все еще обязан.
  2. Если в отчетном году служащий не состоял в браке, а зарегистрировал брак только в нынешнем году, ему не нужно заполнять справку о доходах супруга за прошедший год.
  3. Справка на ребенка оформляется в том случае, если 31 декабря отчетного года ему еще не исполнилось 18 лет.

Когда и как представляется ?

Скачать форму справки

Человек, поступающий на госслужбу, представляет справку о доходах вместе с остальными документами, необходимыми для трудоустройства. Госслужащие ежегодно в период с 1 января по 30 апреля представляют справку в кадровую службу своего учреждения. Закон не предусматривает возможности продления этого срока, поэтому откладывать оформление справки на последние числа апреля нежелательно.

Необходимо отметить, что служащие, находящиеся в длительном отпуске или на больничном, обязаны представить такую справку наравне с остальными. При этом допускается направление этого документа по почте, но вот в электронном виде справку представить нельзя.

Бывают ситуации, когда служащий не имеет нужных сведений для заполнения справки на супруга или ребенка (например, если супруги фактически прекратили взаимоотношения). В таком случае госслужащему необходимо не позднее 30 апреля подать в кадровую службу заявление с подробным обоснованием причин, в силу которых заполнение справки невозможно. Что касается лиц, поступающих на госслужбу, то они не вправе подать такое заявление и должны в обязательном порядке представить сведения о доходах членов своей семьи.

Как правильно заполнить раздел 1 справки (о доходах)?

При заполнении справки в качестве дохода учитываются только денежные средства (наличные и безналичные), полученные в прошедшем году. Полученный годовой доход необходимо отразить в одной или нескольких графах раздела 1.

В качестве дохода по основному месту работы следует отразить сумму, полученную в том учреждении, в котором служащий состоит на госслужбе в момент представления справки. Если же в отчетном году служащий был трудоустроен в другом месте, то полученный там доход следует указать в строке «Иные доходы». При этом отражаемая сумма дохода должна соответствовать сумме, указанной в справке формы 2-НДФЛ.

Доход от педагогической или творческой деятельности отражается в отдельных графах только в том случае, если он не является доходом по основному месту работы (например, если супруга служащего работает преподавателем, то ее зарплата отражается как основной доход, а не как доход от педагогической деятельности).

Если служащий или члены его семьи имели в прошедшем году вклады в банке, то в строке 4 раздела 1 нужно указать сумму процентов, начисленных за этот год. Дивиденды и другие доходы от ценных бумаг отражаются в строке 5.

В строке 6 указываются все иные доходы, в том числе:

  • пособия;
  • пенсии;
  • материнский капитал (если в прошедшем году он был хотя бы частично использован);
  • алиментные платежи;
  • зарплата, полученная при работе по совместительству;
  • выручка от продажи имущества;
  • деньги, полученные в дар или по наследству.

Нужно учитывать, что не признаются доходом и не отражаются в справке суммы налогов, возвращенных гражданину из бюджета в качестве налогового вычета.

В каких случаях заполняется раздел справки о расходах?

Раздел 2 справки, посвященный расходам госслужащего, заполняется только при одновременном выполнении 2 условий:

  • служащим или членом его семьи в отчетном году были приобретены недвижимость, транспорт либо ценные бумаги;
  • покупная стоимость названных объектов превышает общий доход служащего и его супруги за 3 года, предшествующих отчетному (например, если заполняется справка за 2014 год, то будет учтен доход за 2011-2013 гг.).

Если названные объекты поступили в собственность безвозмездно, то данный раздел не заполняется. Кроме того, не отчитываются о своих расходах лица, заполняющие справку в связи с поступлением на госслужбу.

При заполнении этого раздела помимо стоимости приобретенных объектов нужно указать и источник получения средств для их покупки. Важно отметить, что таких источников может быть несколько и к их числу относится не только зарплата, но и личные сбережения, получение денег в дар или по наследству и т. п. При этом какие-либо доказательства в подтверждение источника получения денег госслужащий представлять не должен.

Как отразить сведения об имуществе и банковских счетах?

В разделе 3 фиксируется информация о недвижимости и транспорте, находящихся в собственности служащего, его супруги или детей по состоянию на 31 декабря прошедшего года. При заполнении сведений о недвижимости нужно указать:

  • наименование объекта (например, «3-комнатная квартира»);
  • вид собственности (индивидуальная, долевая либо совместная);
  • остальных собственников объекта (если собственность совместная);
  • долю лица, в отношении которого заполняется справка (если собственность долевая);
  • месторасположение и площадь объекта;
  • реквизиты правоустанавливающих документов на недвижимость.

Сведения об источнике средств для приобретения недвижимости указываются только лицами, специально названными в законе (например, госслужащими, назначаемыми на должность Президентом РФ), и только в отношении имущества, расположенного за границей.

При заполнении сведений о транспортных средствах указывается их наименование, вид собственности, а также название органа, в котором они поставлены на учет.

В раздел 4 справки вносятся сведения о банковских счетах, в том числе о депозитных вкладах и счетах зарплатных и кредитных карт. При этом необходимо отразить остаток средств на счете по состоянию на 31 декабря прошедшего года (во избежание ошибок целесообразно запросить в банке выписку по операциям на счете). При внесении сведений о кредитной карте в столбце «Остаток на счете» ставится ноль. Если счет в банке был закрыт ранее 31 декабря отчетного года, то сведения о нем в данном разделе отражать не следует.

Как заполнить разделы справки о ценных бумагах и имущественных обязательствах?

В раздел 5 включаются сведения о находящихся в собственности акциях и других ценных бумагах, а также о наличии долей в уставном капитале организаций. Доходы от ценных бумаг в этом разделе не отражаются (они указываются в разделе 1).

В раздел 6 вносится следующая информация:

  1. О недвижимых объектах, находящихся в пользовании лица, например квартире, занимаемой по договору соц. найма, или жилом помещении, фактически предоставленном родственниками для проживания. При этом нужно указать вид объекта, форму пользования (аренда, социальный наем и т. п.), реквизиты договора о предоставлении имущества, а также адрес и площадь объекта. Если договор о передаче имущества в пользование не заключался, в столбце «Основание пользования» следует указать: «Фактическое предоставление».
  2. О финансовых обязательствах на сумму 500 тыс. руб. и более, по которым одной из сторон (заемщиком или кредитором) является лицо, в отношении которого заполняется справка. Сюда относятся договоры займа, кредита, долевого участия в строительстве и т. п. При этом указываются только те обязательства, которые имелись по состоянию на 31 декабря отчетного года.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация