Система оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений

Главная / Общество

Трудовой кодекс РФ. Глава 21. Статья 144.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

-в федеральных гос. учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-в гос. учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

-в муниц. учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

-федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

-гос.учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

-муниц.учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Билет 15.

1.Историческая эволюция отраслей соц. Сферы.

Медицинская, образовательная деятельность, институты социального страхования стали интенсивно развиваться в период промышленной революции. Индустриализация породила новый массовый социальный слой – рабочих мануфактур, фабрик, заводов. Работники предприятий стали создавать общества и фонды взаимной солидарности. Они представляли собой различные формы коллективного страхования от потери или уменьшения доходов вследствие болезни, травмы, старости. Такое страхование осуществляли некоммерческие организации.

Индустриализация и развитие социальной мобильности населения вызвали необходимость создания новых систем помощи бедным и большего участия государства в регулировании социального обеспечения и социального страхования. В конце XIX – начале XX вв. начинают формироваться системы обязательного социального страхования, регулируемого государством. Первая такая система была создана в Германии в 80-е гг. XIX в. по инициативе О. Бисмарка. В 1883 г. был принят закон о страховании по случаю болезни. В России с начала XIX в. было организовано бесплатное оказание врачебной помощи рабочим на казенных горных предприятиях. С 1866 г. владельцы крупных предприятий были обязаны устраивать больницы для рабочих и предоставлять им бесплатную медицинскую помощь. С середины XIX в. в ряде городов вводится местный маркированный налог – больничный сбор, за счет поступлений от которого предоставлялась бесплатная медицинская помощь различным категориям их жителей.. С 1904 г. начинается практика заключения коллективных договоров между работодателями и рабочими, предусматривающих выплату денежных пособий во время болезни. Российская революция 1917 г. и создание социалистического государства обусловили формирование качественно новых институциональных систем в социальной сфере. В течение 1917 г. страхование на случай болезни и безработицы было распространено на всех работающих по найму лиц. В 1918 г. впервые в мире в Советской России было провозглашено право всех граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В 1920-е гг. в нашей стране параллельно развиваются системы бюджетного финансирования медицинской помощи и медицинского страхования, средства которого используются для улучшения медицинского обслуживания работников промышленности.

В 1933 г. кардинально изменилась организационная структура системы социального страхования. Районные страховые кассы были ликвидированы, функции расходования средств социального страхования – переданы профсоюзным организациям на предприятиях, а также краевым и областным советам профессиональных союзов.

Система социального страхования стала выполнять функции обеспечения работающих в народном хозяйстве, за исключением колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности, лечением и оздоровлением в профилакториях и санаториях, пособиями по беременности и родам и т.п. За счет средств государственного бюджета финансировались бесплатное предоставление медицинской помощи социальное обслуживание престарелых и инвалидов.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

Комментарий к Ст. 144 ТК РФ

1. Установление в бюджетных учреждениях федерального, регионального и муниципального уровней различных систем оплаты труда работников (в том числе и тарифных систем) путем коллективно-договорного и локального регулирования влечет соблюдение определенных требований.

2. В числе таких требований — учет положений соответствующих нормативных правовых актов (РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления), положений ЕКТС и ЕКС, государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

3. Минимальный уровень оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обеспечиваемый за счет средств соответствующего бюджета, не может быть ниже базового уровня оплаты труда, устанавливаемого Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам работников.

4. Определение профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих возложено на Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898).

5. Правительство РФ в Постановлении от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4893) предусматривало для лиц, указанных в данном документе, введение в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда.

Для реализации положений данного документа должен был быть принят целый ряд нормативных правовых актов, однако многие из таких актов приняты не были.

6. С 1 декабря 2008 г. действует Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852).

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г., утвердив Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, возложило на Минздравсоцразвития России обязанность принять ряд нормативных правовых актов по вопросам введения новых систем оплаты труда и дать разъяснения по этим вопросам.

8. Действуют следующие основные Приказы Минздравсоцразвития России:

— от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 3);

— от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 2);

— от 27 августа 2008 г. N 450н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 14 августа 2008 г. N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 10);

— от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 6);

— от 14 августа 2008 г. N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной формы» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10) и др.

9. Федеральные государственные органы и учреждения — главные распорядители средств федерального бюджета утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития России:

— перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утв. Минздравсоцразвития России.

10. Минздравсоцразвития России своими приказами утвердило профессиональные квалификационные группы по отдельным группам должностей в зависимости от сферы экономической деятельности.

11. Необходимо отметить, что регулирование вопросов оплаты труда ряда категорий работников бюджетного сектора экономики (федеральных государственных гражданских служащих, судей, прокурорских работников и др.) происходит по особым правилам, устанавливаемым нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ), при отсутствии в целом какой-либо упорядоченной системы.

Второй комментарий к Статье 144 Трудового кодекса

1. Изменено название статьи и ее содержание. В прежней редакции статья предусматривала право всех работодателей устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В ней также закреплялся порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

В новой редакции данная статья предусматривает порядок установления как систем оплаты, так и стимулирования труда, но только работников государственных и муниципальных учреждений. О порядке установления тарифных систем оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений говорится и в ст. 143, в соответствии с которой эти системы устанавливаются для работников федеральных государственных учреждений Правительством РФ, государственных учреждений субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

Статья 144 предусматривает, что системы оплаты и стимулирования труда (в том числе тарифные системы оплаты и стимулирования труда) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами (федеральными и субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами. Представляется, что содержание указанных двух статей не согласуется и не дает ответа на вопрос, что же устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а что — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Данная статья закрепляет ряд гарантий для работников государственных и муниципальных учреждений. К ним относятся общие для всех работников государственные гарантии по оплате труда, закрепленные в ТК РФ, и дополнительные: заработная плата указанных работников не может быть ниже базовых окладов, ставок соответствующих квалификационных групп, установленных Правительством РФ. Это означает, что Правительство должно устанавливать определенный минимальный размер ставки (оклада), обязательный как для субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Поскольку устанавливать размеры ставок (окладов) ниже этого размера закон запрещает, то на соответствующем уровне он может либо совпадать с установленным Правительством РФ, либо превышать его.

3. Впервые в оборот правового регулирования вводится новое понятие «профессиональные квалификационные группы». Однако законодатель указывает лишь на самые общие признаки данного понятия и делегирует федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, установить критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам.

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила - закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия - базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация