Сценарии по правам ребенка. Развлечение по правам ребенка в детском саду. Сценарий. Старшая - подготовительная группа. Чтобы все были здоровы

Главная / Общество

ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Я рада встрече с вами. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в сказочную страну, а в какую именно вы узнаете позже. Впереди вас ждут занимательные вопросы, игры и много полезной информации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

2 ученик.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас –

Мы с тобой из разных рас.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я,

И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, в какую страну мы оправимся. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей. У каждого из вас на парте есть буклет в котором записаны эти права.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

5 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

6 ученик.

Будь всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен,

С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

7 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки –

Все люди на планете.

На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав –

Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

Какие желания были у Жени?

У неё было право выбора?

На что она потратила последний лепесток?

Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –

Права у всех равны.

14 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Каждый из вас гражданин! Это означает, что у вас есть права и обязанности. Они записаны в Конституции.

Что такое Конституция?

Когда отмечают День Конституции жители нашей страны? (Ответы детей)

Конституция – это документ, в котором излагаются права и обязанности граждан, проживающих в России.

Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

- 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

- какие обязанности есть у школьников.

Выберите предложения, не подходят для нашего дружного коллектива (все задания на слайдах)

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. 15 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

16 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!

Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Говоря о правах, мы должны помнить об обязанностях, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей Республики, в том числе ребенок.

Обратимся к статье 20 обязанностей ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Сценарий мероприятия

«Путешествие в страну прав и обязанностей»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.

Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста

Количество участников : 3 команды по 10 человек.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение

Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия,

фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним;

карточки с заданиями;

конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права;

3 листа ватмана,

карандашный клей на каждую команду.

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Добрый день юные граждане своей страны.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

ОТРЫВОК ИЗ М/Ф "ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ". СТОП ПАУЗА

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)

Да, с одной стороны, вроде бы хорошо.

А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей).

Педагог обобщает и подводит детей к мысли:

Комфортно ли нам будет жить в такой стране?

Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать ? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.

ОТРЫВОК ИЗ М/Ф «ЧИПОЛИНО» СТОП ПАУЗА

Слайд1

Понравится ли нам жить в такой стране? (ответы детей)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности ? (Ответы детей).

Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон и привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Слайд 2

Мы отправляемся в путешествие по стране прав и обязанностей.

Давайте знакомиться, команда Приобской СОШ, капитан бежит ко мне, аплодисменты. Команда Приобской НОШ, капитан присоединяется к нам, аплодисменты. Команда «Дома детского творчества «Новое поколение», капитан спешит к нам, аплодисменты.

Я не зря пригласила капитанов команд, мы сейчас произведем жеребьевку, ваша задача достать шарик, какого цвета вам достанется шарик, такого цвета вы берете карточки для записи ответов и возвращаетесь в свои команды.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Познакомимся с правилами игры:

Звучит вопрос, вы командой обсуждаете и пишете вариант ответа на карточки, ответ отдаете жюри, на выполнение задания дается 1, 2 минуты.

Если команда будет громко обсуждать ответ, или пользоваться домашними заготовками, телефонами, ответ не засчитывается и снимается штрафной балл.

Уважаемые игроки, телефоны поставьте на беззвучный режим.

Правила понятны, вопросы есть? Отправляемся в путешествие!

Слайд № 3

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

Обязанности и права, ты должен знать как дважды – два.

В наш, бурный, XXI век, культурный,

Здравый человек осмыслить должен

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей

И право чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Конвенция о правах ребенка вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

ВОПРОС: Какие основные требования прописаны в Конвенции о ребенке?

Слайд № 4

ОТВЕТ: Выживание, развитие, защита прав и активное участие в жизни общества

ВОПРОС: Так что же такое право человека.

Слайд № 5

ОТВЕТ: Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

ВОПРОС: Кем устанавливаются и охраняются права?

Слайд № 6

ОТВЕТ: Права устанавливаются и охраняются государством.

ВОПРОС: Какие права вы знаете? (Ответы детей).

Слайд № 7

ОТВЕТ: У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

ВОПРОС : Какие права ребенок имеет с рождения?

Слайд № 8

ОТВЕТ: Право на гражданство, на имя отчество и фамилию, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".

Слайд № 9

Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется.

Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор.

Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности, ведь прав без обязанностей не бывает.

ВОПРОС: Что такое обязанности человека?

Слайд № 10

ОТВЕТ: Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей.

Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, по дому, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их. Внимание на слайд.

Слайд № 11

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.

ВОПРОС: А какие обязанности соответствуют этому праву? Что вы обязаны делать, чтобы не потерять право на жизнь?

Слайд № 12

ОТВЕТ: Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.

А выполнять эту обязанность вы можете соблюдая правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда, на занятиях в творческих объединениях и т.д..

Итак, мы вспомнили, что такое права и обязанности, а теперь попробуем разобраться со следующим заданием: вам необходимо выбрать предложение, в которых говорится о правах ребенка.

Слайд № 13, 14

Карточку с ответами отдаем жюри.

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ : определите, что является обязанностью школьника?

Слайд № 15

ОТВЕТ : варианты 1 и 2

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ, выберите правильный ответ на вопрос.

Слайд № 16

ОТВЕТ : варианты 2

ВОПРОС: Какой первый официальный документ выдается каждому ребенку который не предусматривает уплаты госпошлины и фотографии.

Слайд № 17

ОТВЕТ : свидетельство о государственной регистрации - факта рождения ребёнка, свидетельство о рождении.

Спасибо за ответы и мы с вами прибыли на творческую станцию «ДОМИНО»

Слайд № 18

Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать эту шифровку, сложить две половинки в одну строчку, наклеить на лист бумаги. Команды выполняют задание, время 5 минут.

Внимание правильные ответы

Слайд № 19
*образование – право на бесплатное образование;

* отдых и развлечение – право на отдых и досуг;

* книги и журналы – право на информацию;

* семья – право жить с родителями;

* одежда, подарки – право на заботу и внимание;

* собственность – право на личное имущество;

* творчество – право заниматься искусством;

* поддержка родителями – право на защиту и опеку;

* получение паспорта – право на гражданство;

* физкультура и спорт – право на здоровый образ жизни;

Слайд № 20

Следующая станция «УГАДАЙКА»

Вам необходимо ответить на вопросы. На своих листочках вы ставите цифру 1 и напротив неё пишите цифры варианты ответов. Например вопрос 1, варианты ответов 10, 12, 13.

Задание понятно, слушаем первый вопрос.

Слайд № 21

    В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? (8.«Лиса и заяц», 5. Три поросенка», 13 «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? (3. «Лягушка – путешественница», 12. «Волшебник Изумрудного города»)

    В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? (11. «Снежная королева», 15. «Дюймовочка», 7. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

    У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (16. «Золушка», 17. «Двенадцать месяцев» 6. «Морозко».)

    В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жестокому обращению? (11. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 4. «Красная Шапочка», 1.«Волк и семеро козлят».)

    Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? (14. «Приключения барона Мюнхгаузена», 2.«Кот в сапогах», 9.«Приключения капитана Врунгеля»)

Задание выполнено, листочки отдаем жюри, а наша следующая станция

Слайд № 22

Конкурс «Песня о правах»

Для каждой из команд исполняется песня (в записи). Ваша задача сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. Песня «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2. Песня «Чему учат в школе», (Право на образование.)

    «Песенка черепахи», (Право на отдых).

Наша игра подошла к концу, и закончить её хочется на оптимистической ноте сказать стихами

Очень много стран на свете, э то знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих с амый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь д ать ответ в один момент.

Главных много - выбирайте, т ам - король, здесь - президент!!!

Про царей и про вождей з наем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней д ля страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его - Право на надежду

Наступил торжественный момент, осталось узнать, какой команде сегодня повезло чуть больше. Слово предоставляется жюри.

Слайд № 23

Всем спасибо за игру, Очень хочется, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Отстаивая свои права, уважайте и чужие права, но не забывайте про свои обязанности.

Жармакова Алия Темирбаевна

Воспитатель

ГККП «Ясли-сад «Ботакөз» при отделе образования Шортандинского района

Цель: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Ведущий: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Но у меня нет никакого волшебного способа. Может нам кто -нибудь поможет? (показ на кувшин)-стучит по нему. Из кувшина «появляется» Старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч: Куда мой кувшин занесло? (смотрит по сторонам) Что за чудные дети тут собрались?

Ведущий: Старик Хоттабыч, это дети детского сада тебя встречают.

Старик Хоттабыч: (думает) Детский сад? Это место мне не знакомо.

Ведущий: хочешь Хоттабыч ребята тебе песню споют, и ты узнаешь, что такое детский сад.

Старик Хоттабыч: С удовольствием послушаю.

Дети исполняют песню.

Старик Хоттабыч: Вот, что такое детский сад! Понятно ….. одно только не понятно, зачем вы меня из кувшина позвали?

Ведущий: мы с ребятами хотим отправиться в путешествие, но незнаем никакого волшебного способа. Может ты Хоттабыч, с нами отправишься, вед ты волшебник.

Старик Хоттабыч: С вами? О, нет, мои дорогие детки, с вами мне никак нельзя, я назначен хранителем Великой книги.

Ведущий: Что эта за книга?

Старик Хоттабыч: О,эта книга непростая, она вам знакома. Вы перелистаете страницы, и поймете о чем она. А поможет нам в этом волшебная палочка. Надо ею взмахнуть, один раз чихнуть и сразу поймете о чем она.

Ведущий: Вот спасибо чародей,

Всех ты выручил детей!

Ну, что поверим в волшебство волшебной палочки? Глаза закрыли, один раз чихнули!

(дети сделали, открыли глаза, а Хоттабыч стоит на месте)

Что такое?

Старик Хоттабыч: Вас много, а палочка одна. Дорогие дети, вам нужно очень дружно волшебством заниматься. Крепче глазки закрывайте и в чудеса поверьте.

(дети закрывают глаза и один раз чихают)

На ковре появляется сундук.

Ведущий: Хоттабыч, что это?

Старик Хоттабыч: Это сундучок.Палочкой машет и достает конверт, а в нем загадка.

Всех по-разному зовут:

Кот –Мурлыка,

Пес –Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво- Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое…..(имя).

Правильно. Первое право каждый имеет право на имя.

Ведущий: Кто дает имя детям? Зачем нам имя?

Ответы детей.

Игра «Шляпа знакомств»

Дети сидят на своих местах. Поочередно им одевается шляпа и они называют свое И.Ф.О.

Старик Хоттабыч: молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушино право на имя.

Ведущий: а как называется документ куда записывают родители ваши Ф.И.О.

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Старик Хоттабыч: взмахивает своей палочкой.

(Дети дружно закрывают глаза и один раз чихают.)

На ковре спит мальчик.

Ведущий: ребята, кажется, этот мальчик что-то говорит во сне, давайте послушаем.

Антошка: Не хочу картошку копать: чего пристали?

Ведущий: Кто это ребята? Да, это Антошка, давайте его разбудим.

Антошка: Эй, вы кто такие? Чего меня будете?

Ведущий: (гладит голову): не вредничай. А мы с ребятами предлагаем тебе помочь нам разгадать какую книгу хранит Старик Хоттабыч.

Антошка: А картошку копать не будем? Нет? Тогда ладно.

Старик Хоттабыч: Здоровается с Антошкой. Взмахивает палочкой и достает из сундука второй конверт. Дает ведущему.

Ведущий: Открывает, в нем ребус « 7я» .

Здесь задание: нужно разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано? Правильно, это слово «семья».(показ картинки)

Антошка: Как эта мама похожа на мою маму! Я даже соскучился по ней и по папе тоже.

Дидактическая игра «Назови родственников»

Давайте дадим детям имя.

Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

А как можно назвать маму и папу одним словом?

Кем приходится Маша своим родителям?

У мамы и папы есть мама, кем она приходится для Миши и Маши?

У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

Кто Миша дедушке?

Кто Маша бабушке?

Как назвать группу людей, живущих вместе?

Ведущий: у наших детей есть право на семью, на заботу и любовь.

Старик Хоттабыч:в змахивает палочкой и достает конверт и дает Антошке.

Антошка: читает загадку:

Мама работала

Папа трудился,

А я в детском садике все находился

Все, кто устал от работы нелегкой

Имеют право на….. (отдых)

Ооо,я люблю отдыхать!

Ведущий: как ты отдыхаешь?

Антошка: я лежу, гуляю, дома телевизор смотрю. А вы ребята как отдыхаете?

Ответы детей.

Ведущий: это третье право-право на отдых.

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт и дает его ведущему.

Ведущий: читает загадку

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у в хода стоят тапки…..(дом)

О каком праве пойдет речь? Четвертое право –право на жилье.

Игра «Построй замок»

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт, дает ведущему.

Ведущий: читает загадку

Чтобы вырасти успешным,

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим,

Недостаточно питаться

Мы использовать должны,

Право на (показ картинки)…..образование.

Игра « Собири ранец»

Ведущий: ребята, вы знаете, что мы имеем право на медицинское обслуживание, на лечение.

Антошка: ой, ой, ой от ваших прав у меня разболелась голова.

Старик Хоттабыч: нужно вызвать врача.

Ведущий: ребята, как вызвать врача?

– Алло, срочно нужна ваша помощь, ждем Вас.

Звучит музыка, вбегает Айболит, осматривает детей.

Айболит: больше гулять на улице. А ты грызи морковку, в ней много витаминов. Не сиди долго возле телевизора. Ну, где больной? Осматривает Антошку.

Витамины нужны для здоровья, а что еще нужно делать,чтобы быть здоровым?

Ответы детей: заниматься физкультурой.

Айболит: Закаляйся, детвора

В добрый час- физкульт

Дети: УРА!

Показ аэробики Айболита с детьми.

Айболит: ну мне пора. Срочный вызов. Всем пока.

Антошка: Ну, вот я и выздоровил.

Ведущий: Ребята давайте вспомним все наши права:

– право на имя

– право на семью

– право на отдых

– право на жилье

– право на образование

– право на медицинское обслуживание

Показ картинки –право на игру

Старик Хоттабыч: эти все права ребята я и храню в этой Великой книге, называется она КОНВЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ.

Показ книги.

Звучит песня «Детство», дети и танцуют.

Прощание с Антошкой и Стариком Хоттабычем.

Сценарий познавательного праздника «Права ребенка»
к 20 ноября - международному Дню защиты прав ребёнка

(для детей среднего школьного возраста)

Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; понятиями «декларация», «конвенция»; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека; познакомить с важнейшими нормами поведения в общественных местах; помочь юным гражданам научиться оценивать свои поступки.

Ход мероприятия

Слайд №1

Здравствуйте, юные друзья! Давным-давно, как только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:

  • Что они могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров. В конце концов им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

Слайд №2

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) – международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения. Принята Декларация 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В ней говорится, что люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.

Как вы думаете, а у детей права есть?

Конечно, есть. Ведь дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.

Слайд №3

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, которая унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел, деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решить мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Слайд №4

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка(1989).

Слайд №5

Конвенция - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств. В ней государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. В Конвенции о правах ребенка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребенка. Сюда включены как права, присущие всем людям, так и особые, «детские» права. О правах ребенка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы хотим познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Слайд №6

Главное право каждого человека – право на жизнь.

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Давайте вспомним знаменитую сказку английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и поразмышляем.

Чтение отрывка из сказки «Алиса в Зазеркалье» «
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Нет, растерянно сказала Алиса.
- Конечно, не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете делать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «- Эй!», или еще как-нибудь».

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь? (ответы детей)

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы с тем, что если все дети одинаковы, то им надо вместо имен давать номера?
  2. Согласны ли вы, что дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам?

Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка!

Для чего же нужно имя? (ответы детей)

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Слайд №7

В Конвенции прав ребенка есть статья, которая звучит так :Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Ребята, как вы думаете, нужен ли каждому из нас дом? (ответы детей)

Конечно, иметь свой дом очень важно, так как это место, где человеку тепло, уютно, где его понимают. Все вы читали русские народные сказки, поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина. (ответы детей)

Правильно, изба. Часто действия сказок происходят прямо в избе. Вспомните: великий богатырь Илья Муромец просидел на печи 33 года.

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы, что на достойное жилище имеют право только дети строителей?
  2. Посмотрите на рисунок и скажите, украшают ли стены дворца надписи, сделанные ребятами? Слайд №8

Слайд №9

В Конвенции прав ребенка записано : Каждый ребенок имеет право на достойное жилище. Согласно статье 25 Конституции, жилище неприкосновенно.

Ребята, а как вы думаете, почему каждому ребенку необходимо учиться? (ответы детей)

Слайд №10

Конвенция прав ребенка и это предусмотрела. В ней есть статья, которая гласит : Каждый ребенок имеет право на образование.

В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребенка и использует для этого птиц? (Баба-Яга из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

Слайд №11

В Конвенции прав ребенка записано: Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью.

В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестер? (Золушку из одноименной сказки Ш. Перро.)

Как вы думаете, были ли нарушены права Золушки? Какие?

Слайд №12

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Давайте посмотрим, какие у вас еще есть права.

Слайд №13

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой исполняет Кристина Орбакайте.

Сюжет следующий: в провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины. Девочку встречают с неприязнью и дают ей кличку Чучело. Только Дима Сомов оказывает ей поддержку. Ребята всем классом прогуливают урок литературы, пойдя в кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго готовились. Ребята решили найти виновного и наказать, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней и даже жестоко избивают.

Показ сюжета . Слайд №14

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, изображающего девочку.

Скажите, какое у вас общее впечатление после просмотренных фрагментов из фильма? (Жалко главную героиню). Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения. В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях ребенка, какие права Лены Бессольцевой были нарушены? Право на жизнь, на существование(Железная Кнопка предложила сжечь предателя) , на имя (дали ей кличку Чучело), нарушена статья 19 (ребята решили использовать в качестве мести физическую и психологическую форму расправы, оскорбления).

А теперь давайте ответим на «правовые» вопросы по мотивам произведений известных российских и зарубежных писателей.

Сценарий мероприятия «Путешествие в страну прав и обязанностей»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста

Количество участников: 12 — 15 чел.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Чиполлино», «Нехочуха» или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.

Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.

Ход мероприятия

— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно — что хочешь, то и делай.

(отрывок из м/ф «Вовка в тридевятом царстве»)

— Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь — гуляй, хочешь — играй. Можно в школу не ходить и т.п.)

— Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.

(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:

— Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

— А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (отрывок из м/ф «Чиполлино»)

— Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

— А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).

— Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

— А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием «Нехочухия».

Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).

(отрывок из м/ф «Нехочуха»)

— Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

— Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).

— Права — это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

— А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

— Но не бывает прав без обязанностей.

Обязанность — это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные — в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное — помнить о своих обязанностях и выполнять их.

— Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.

— А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).

— Главная ваша обязанность — охранять свою жизнь и здоровье.

— А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).

— Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.

Правила поведения в школе

— А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.

— Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

После выполнения задания правильные ответы показываются на доске Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника

Школьник обязан выполнять все требования учителя

Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.

Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому.

— А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду…).

— Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей)

— Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно. Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.

А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.

Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого - равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация