Паспорт ссср. Положение о паспортах

Главная / Общество

В период с 1 июля 1975 г. по 1 января 1976 г. производить выдачу гражданам паспортов старого образца в соответствии с Положением о паспортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 г., с учетом последующих его дополнений и изменений.

Установить, что до обмена гражданам паспортов старого образца на паспорта нового образца сохраняют силу ранее выданные им паспорта. При этом десятилетние и пятилетние паспорта старого образца, срок действия которых истечет после 1 июля 1975 г., считаются действительными без официального продления срока их действия до обмена на паспорта нового образца.

Гражданам, проживающим в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались, при выезде в другую местность на продолжительный срок выдаются паспорта, а при выезде на срок до полутора месяцев, а также в санатории, дома отдыха, на совещания, в командировки или при временном привлечении их на посевные, уборочные и другие работы выдаются исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся справки, удостоверяющие их личность и цель выезда. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

3. Министерству внутренних дел СССР разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и утвердить мероприятия, обеспечивающие проведение работы по выдаче паспортов нового образца в установленные сроки.

Советам Министров союзных и автономных республик и исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящихся оказывать содействие органам внутренних дел в организации и проведении работы, связанной с выдачей паспортов нового образца, и принять меры к улучшению размещения работников паспортных служб, а также к созданию им необходимых условий для обслуживания населения.

4. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры к выполнению подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1960 г. N 231 "О мерах по устранению канцелярско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан" и устранить имеющиеся еще случаи требования от граждан разного рода справок, когда необходимые данные могут быть подтверждены предъявлением паспорта или других документов.

1. Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик является основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина.

Без указанных паспортов проживают военнослужащие и прибывшие на временное жительство в СССР советские граждане, постоянно проживающие за границей.

Документами, удостоверяющими личность военнослужащих, являются удостоверения личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений.

Документами, удостоверяющими личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, являются их общегражданские заграничные паспорта.

2. Паспорта изготовляются по единому для всего СССР образцу на русском языке и языке соответствующей союзной республики, а для автономных республик, автономных областей, автономных округов также на языке соответствующих автономной республики, автономной области, автономного округа.

Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери, в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит.

В паспорте граждан вносятся также следующие сведения о родившихся у них детях: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения. Записи этих сведений производятся органами записи актов гражданского состояния.

О прописке и выписке - органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.

В предусмотренных законодательством случаях органы внутренних дел производят в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, отметки об обязанности платить алименты.

С согласия граждан в их паспортах производятся учреждениями здравоохранения отметки о группе и резус-принадлежности крови владельца паспорта.


23
Реферат:
«История российского паспорта»

Введение

Одна из важных примет сегодняшнего времени
- возрождающийся интерес наших современников к поиску своих корней. История большой страны складывается из истории каждой семьи. В судьбе любой семьи, как в капле, отражается судьба целой страны…
ХХ век был трагическим для России. Горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, террор и репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити!
Безусловно, сведения об истории развития паспортной системы в России имеют значение для генеалогических исследований, потому что в каком бы веке это не происходило, паспорта, выдаваясь, оставляли следы в документах, которые можно найти в архивах и изучить.

1. До 1917 года…

1.1 Начало паспортной системы


Основные принципы паспортной системы в Российской Империи были установлены еще в начале 18 века.
В 1719 в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности были введены проезжие грамоты .
В 1724 установлены правила об отлучках крестьян и введены покормежные и пропускные письма , в них были описаны рост, лицо и приметы отпущенного. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещикам и приказчикам. Вторые - лицам, отправляющимся в другие уезды. За передвижением населения надзирали местные административные органы и полиция. Крестьян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам.
С 1763 паспортполучил значение как средство сбора паспортной пошлины .
С 1803 вместо прокормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян ввели печатные паспорта , действительные только в России.
В 1894 паспортные пошлины были оставлены только для привилегированных сословий; в 1897 окончательно отменены.
С 30-х гг. и до конца XIX века основным законом, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся «Устав о паспортных и беглых». Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта .
Закон обязывал всех лиц предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую на установленных в городах заставах, а по прибытии на место - полиции. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.
Для крестьян и мещан было установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и срока их действия (максимально до 3 лет).
Паспортная книга составлялась частными приставами, на крестьян - в волостных правлениях. Там фиксировались проезжие грамоты, подорожные листы, паспорта, виды на жительство и др. В них содержались следующие сведения: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, вероисповедание, семейное положение - состав семьи. Встречаются и другие варианты паспортных книг, где указаны такие данные: номер дома, фамилия, имя, отчество, звание, откуда прибыл, когда дан паспорт, в чьем доме живет, вид на торговлю, ремесло, когда и куда убыл. Они хранятся в региональных архивах: фондах частных приставов, волостных правлений. Система выдачи паспортов менялась; общим были кратковременные сроки их действия.
С 1883 домохозяева непременно должны были извещать полицию о всех прибывших и выбывших во всех городах, посадах и местечках, представляя в полицию их паспорта для регистрации.

1.2 Положение о видах на жительство 1894


Положение 3 июня 1894 о видах на жительство, законом 2 июня 1897 было распространено на всю империю, кроме губерний бывшего Царства Польского и Финляндии, лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, лиц войскового сословия казачьих войск, финляндских обывателей, иностранных подданных, проживающих в империи, на лиц, отбывающих за границу и оттуда возвращающихся, лиц римско-католического духовенства, инородцев, приисковых рабочих, скопцов, ссыльнопоселенцев и состоящих под полицейским надзором, учреждаемым по распоряжению административных властей. По отношению ко всем этим лицам, а также к обывателям губерний Царства Польского, сохранили свою силу прежние узаконения о паспортах.
С 1 января 1895 началась выдача новых по форме документов. Книги записи (учета) паспортов заводились в местах выдачи паспортов: по месту службы лиц, состоящих на государственной службе, духовенству - духовных учреждениях, полицейских управлениях, мещанских и ремесленных управах и т.д. В паспорт вносились приметы его владелица (при отсутствии фотографии), а также место жительства, сословная принадлежность, вероисповедание; графы о национальности не было.
В местах постоянного проживания паспорт не требовался, кроме городов объявленных на положении чрезвычайной и усиленной охраны.
Там, где действовали правила надзора за промышленными заведениями, рабочие также обязаны были иметь паспорта. Не требовалось паспортов при отлучках в пределах уезда и за его пределами - не более, чем на 50 верст и не более, чем на 6 мес., а от лиц, нанимавшихся на сельхозработы, - и на больший срок, но лишь в волостях, смежных с уездом постоянного жительства.
В паспорт вносились жены, сыновья и опекаемые до 18 лет, дочери до 21 года и находящиеся на содержании владельца паспорта лица преклонного возраста. Мужчины до 17 лет и девицы до 21 года могли получать вид на жительство лишь по просьбе родителей или опекунов, замужние женщины - только с согласия мужа. Паспорт мог быть выдан по распоряжению начальства и женам лиц, находящихся в безвестной отлучке или страдавших умопомешательством.
Установлены точные правила о том, в каких случаях общества и домохозяева в праве отказывать в выдаче или возобновлении паспортов отлучающимся членам обществ или крестьянских дворов.
Неотделенным членам крестьянских семейств, даже и совершеннолетним, вид выдавался только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальника (мирового посредника).
Дворянам не служащим, лицам, уволенным от государственной службы, офицерским чинам и чиновникам запаса, почетным гражданам, купцам и разночинцам видами на жительство служат бессрочные паспортные книжки, выдаваемые полицейскими управлениями (в столицах - участковыми приставами).
Лицам, состоящим на гражданской службе, и духовенству всех исповеданий, кроме римско-католического, эти книжки выдаются по месту служения или от подлежащих духовных властей. Такие же книжки выдаются вдовам и достигшим совершеннолетия дочерям означенных лиц.

1.3 Устав о паспортах 1903 (с дополнениями 1906- 1 909)

В 1903 был издан Устав о паспортах (с изменениями и дополнениями 1906-1909 гг.), принципиально не отличавшийся от положения (1894 г.). Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности.

Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка (например, «черта оседлости» для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов) так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции. Отбывшие наказание в исправительно-арестантских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях (в отдельных случаях по решению Особых Совещаний при министре внутренних дел) находились под особым полицейским надзором. Этим лицам паспорта выдавались только с разрешения полиции, а в них делалась отметка о судимости владельца и производилась запись, ограничивающая места проживания.

Царский указ от 5 октября 1906 представлял крестьянам одинаковые в отношении государственной службы права с другими сословиями и свободу избрания места постоянного жительства, без чего было невозможно проводить столыпинскую реформу Столыпинская аграрная реформа (Реформа крестьянского надельного землевладения в России. Разрешение выходить из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 09.11.1906), принудительное землеустройство (законы 1910 и 1911 гг.) и переселенческая политика имели целью ликвидацию малоземелья….Реформа потерпела неудачу. Переселенчество - перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности (Сибирь, Дальний Восток). Было основным средством внутренней колонизации. .

С 5 октября 1906 официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться Паспортной книжкой . В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

1.4 Паспорта иностранцев и заграничный паспорт для русских

В России приезд иностранцев был обставлен разными ограничениями уже в московском периоде; пограничные воеводы могли пропускать иностранцев в пределы государства лишь с разрешения высшего правительства.

Самый ранний документ полицейского учета иностранцев - проезжая грамота, официально введенная указом 1719. Содержала сведения: имя, фамилия, откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях. Сохранились они только в личных фондах федеральных и региональных архивов.

Более поздний документ полицейского учета иностранцев - подорожная. Исполняла ту же функцию, как и проезжая грамота. Выдавалась на проезд в Россию иностранцев высшими должностными лицами. В документе указывались имена и фамилии иностранцев, состав семьи, если они выезжали с семьей, чин, звание, место назначения, цель поездки. Подорожные хранятся в региональных архивах в фондах полицейских управлений.

По положению 1894 г. иностранцев допускали в Россию только по паспортам Российских миссий и консульств или по засвидетельствованным ими иностранным паспортам; в противном случае иностранцы подлежали высылке, а если страна их подданства отказывалась их принимать, то их рассматривали как бродяг.

Иностранцам паспорта выдавали только на 1 год. Иностранцы, жившие в крупных городах, должны были сдавать свои паспорта в полицмейстерскую канцелярию. Оттуда паспорта после проверки отправляли в специальные коллегии. Чтобы уехать из страны, нужно было ждать, пока канцелярия не проверит, не должен ли кому в России отъезжающий. Только после согласования с Коллегией иностранных дел давалось разрешение на выезд. Паспорта тех, кто плыл из страны морем или на судах, выходящих из российских портов, регистрировали в Адмиралтейской коллегии.
В Соборном уложении 1649 есть глава «О проезжих грамотах в иные государства». Такие грамоты выдавали по преимуществу купцам, которые везли свои товары за рубеж. «А будет кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю; а в городах воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездить». Потом появилась так называемая «опасная грамота». Давали такую грамоту на время жизни и работы за рубежом. Грамота «опасала» (или оберегала) русских от любых недоразумений за границей.
В 18 веке для того, чтобы уехать за рубеж, нужно было получить «пашпорт» («пас»), который выдавала Коллегия иностранных дел за плату (кроме выезда по государственным делам) в размере восьми алтын и двух денег.
Заграничные паспорта выдавали сначала беспрепятственно, но Павел IС 1796 по 1801 правил Павел I (1754 - 1801). Сын Петра III и Екатерины II. Убит заговорщиками - дворянами. воспретил поездки молодых людей за границу для учебы. В 1_й трети 19 в. выезд был свободным и неограниченным, но в 1831 установили, что молодежь от 10 до 18 лет непременно должна воспитываться в России под угрозой потери права на государственную службу; исключения допускались лишь по Высочайшему соизволению. Пребывание за границей дольше указанного в паспорте срока и отказ на требование вернуться рассматривались как государственное преступление.
По закону 18 февраля 1831 заграничные паспорта выдавали главные начальники края: губернаторы, градоначальники, после того, как полиция удостоверяла благонадежность лица. Удостоверение полиции могло заменить ручательство благонадежных лиц. Паломники, ехавшие на богомолье в Иерусалим, должны были получить разрешение Синода.
Русским подданным разрешалось пребывать за границей 5 лет, русским купцам, торгующим на Востоке - 7 лет. В паспорте содержались следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, занятие, место жительства, сведения о семье Не всегда, приметы, цель и место путешествия. В учреждениях, выдававших паспорта, оставались их дубликаты. Их можно найти в региональных архивах: фондах канцелярий генерал-губернаторов, полицейских управлений, личных фондах.
С 1834 заграничные паспорта для дворян выдавали не более, чем на 5 лет, для других сословий - на 3 года; в 1851 срок пребывания за границей для дворян сократили до 2 лет, для прочих - до 1 года. Паспорта выдавали после троекратной публикации в газетах об отъезде и уплате пошлины в 250 руб. за каждое полугодие. При Александре II C 1855 по 1881 правил Александр II . (1818 - 1881). Старший сын Николая I. На его жизнь был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Убит народовольцами в 1881 г. пошлины и публикации отменили, срок дозволенного пребывания за границей увеличили до 5 лет. Заграничные паспорта выдавали губернаторы и градоначальники по удостоверении полицией отсутствия законных препятствий к отъезду или по ручательству благонадежных лиц.
Лицам, жившим в приграничных местностях, в т.ч. владевшим землей в сопредельном государстве, выдавали особые сроком на 3 и 8 месяцев пропускные легитимационные билеты с указанием переходных пунктов, где таможенники свидетельствовали каждый переход.

2. После 1917

С 1918 документом, удостоверяющим личность гражданина РСФСР, начали считаться трудовые книжки. С 1924 стали выдаваться удостоверения личности сроком на три года. С 1927 юридическая сила подобных документов распространилась на метрические выписки о рождении или браке, справки домоуправлений и сельсоветов о проживании, служебные удостоверения, профсоюзные, военные, студенческие билеты…

2 .1 Постановление о единой паспортной системе и обязательной прописке и выписке

27 декабря 1932 в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано постановление №57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов»

Положение о паспортах устанавливало, что все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта. В паспортизированных местностях паспорт являлся единственным документом, удостоверяющим личность владельца. Все прежние удостоверения, ранее служившие видом на жительство, отменялись. Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство. Обязательной стала и выписка - для всех, кто выбывал из пределов данного населенного пункта совсем или на срок более двух месяцев; для всех, покидающих прежнее местожительство, обменивающих паспорта; заключенных; арестованных, содержащихся под стражей более двух месяцев.

Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались: социальное положение («рабочий», «колхозник», «крестьянин-единоличник», «служащий», «учащийся», «писатель», «художник», «артист», «скульптор», «кустарь», «пенсионер», «иждивенец», «без определенных занятий»), постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт.

2.2 Режимные территории

Предприятия и учреждения должны были требовать от принимаемых на работу паспорта (или временные удостоверения), отмечая в них время зачисления в штат. Первоначально предписывалось проведение паспортизации с обязательной пропиской в Москве, Ленинграде (включая стокилометровую полосу вокруг них), Харькове (включая пятидесятикилометровую полосу) в течение января - июня 1933. Их территории со стопятидесятикилометровыми полосами вокруг объявлялись режимными . В том же году предполагалось закончить работу в остальных регионах страны, подпадавших под паспортизацию.

Постановлением Совнаркома СССР №861 от 28 апреля 1933 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» к режимным были отнесены города Киев, Одесса, Минск, Ростов-на-Дону, Сталинград, Сталинск, Баку, Горький, Сормово, Магнитогорск, Челябинск, Грозный, Севастополь, Сталино, Пермь, Днепропетровск, Свердловск, Владивосток, Хабаровск, Никольско-Уссурийск, Спасск, Благовещенск, Анжеро-Судженск, Прокопьевск, Ленинск, а также населенные пункты в пределах стокилометровой западноевропейской пограничной полосы СССР. В этих местностях запрещалось выдавать паспорта и проживать некоторым лицам, которые под контролем органов милиции подлежали выдворению в другие и т.д.................

15 ноября 1932 – Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О паспортной системе и разгрузке городов от лишних элементов».


Главной особенностью паспортной системы 1932 года было то, что паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство сразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Уехать в город и жить там без паспорта они не могли: согласно п.11 постановления о паспортах такие "беспаспортные" подвергаются штрафу до 100 рублей и "удалению распоряжением органов милиции". Повторное нарушение влекло за собою уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 года в УК РСФСР 1926 года статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет. Таким образом, для колхозника ограничение свободы места жительства стало абсолютным. Не имея паспорта, он не мог не только выбрать, где ему жить, но даже покинуть место, где его застигла паспортная система. "Беспаспортный", он легко мог быть задержан где угодно, хоть в транспорте, увозящем его из села.


Положение "паспортизованных" жителей городов было несколько лучшим, но не намного. Передвигаться по стране они могли, но выбор постоянного места жительства был ограничен необходимостью прописки, причем паспорт стал единственно допустимым для этого документом. При приезде на выбранное место жительства, даже при перемене адреса в пределах одного населенного пункта, паспорт должен был быть сдан на прописку в течение 24 часов. Прописанный паспорт был необходим и при приеме на работу. Таким образом, механизм прописки стал мощным инструментом регулирования расселения граждан по территории СССР. Разрешая или отказывая в прописке, можно эффективно влиять на выбор места жительства. Проживание без прописки каралось штрафом, а при рецидиве - исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев (уже упомянутая статья 192а УК РСФСР).

При этом также колоссально возросли возможности контроля за гражданами, резко облегчился механизм полицейского сыска: возникла система "всесоюзного розыска" через сеть "паспортных столов" - специальных справочных центров, созданных в населенных пунктах. Государство готовилось к "большому террору".

Большая Советская Энциклопедия 1939 года, "забыв" о том, что 9 лет до того писала энциклопедия малая, уже заявляла вполне откровенно:
"ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА, порядок административного учета, контроля и регулирования передвижения населения посредством введения для последнего паспортов. Советское законодательство, в отличие от буржуазного, никогда не вуалировало классовую сущность своей П.С., пользуясь последней в соответствии с условиями классовой борьбы и с задачами диктатуры рабочего класса на разных этапах строительства социализма".

Паспортную систему начали вводить с Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Минска, Ростова-на-Дону, Владивостока и в течение 1933 г. распространили на всю территорию СССР. В последующие годы она неоднократно дополнялась и совершенствовалась, наиболее значительно - в 1940 году.

Однако даже такая паспортная система не обеспечивала для рабочих и служащих столь же прочной закрепленности, как для колхозников. Нежелательная "текучесть" кадров сохранялась. Поэтому в том же 1940 году паспортная система была дополнена целой серией законодательных актов, закрепляющих рабочих и служащих еще и по месту работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года был запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий, а также самовольный переход с одного предприятия или учреждения на другое. За самовольный уход устанавливалось уголовное наказание: от 2-х до 4-х лет заключения. Для создания круговой поруки директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу такого "самовольно ушедшего" работника, также предавались суду.

Через месяц, 17 июля 1940 года, Указом Президиума Верховного Совета уголовная ответственность за самовольный уход с работы была распространена также на трактористов и комбайнеров МТС. Указ Президиума ВС СССР от 19 октября 1940 года установил уголовную ответственность инженеров, техников, мастеров и квалифицированных рабочих за отказ подчиниться решению администрации о переводе их с одного предприятия на другое: теперь эти категории лиц могли в любое время быть переселены насильственно в любое место и поставлены на любую работу (в пределах их квалификации).

Теперь закрепление было полным. Практически никто в СССР уже не мог выбирать по своему желанию ни места жительства, ни места работы.

Послесталинский период

Новое "Положение о паспортах" было утверждено Советом Министров СССР постановлением от 21 октября 1953 года, однако оно во всех основных чертах подтвердило уже установившуюся паспортную систему, отличаясь от нее лишь в деталях.
Был несколько расширен список местностей, где граждане были обязаны иметь паспорта. Кроме городов, районных центров и поселков городского типа паспорта вводились по всей территории прибалтийских республик, Московской области, ряда районов Ленинградской области и в пограничных районах СССР. Жители большей части сельских местностей по-прежнему были лишены паспортов и не могли без них покидать место жительства более чем на 30 дней.

Для паспортизованных граждан был сохранен режим прописки. Прописке подлежали все лица, сменившие место жительства хотя бы временно, на срок выше 3 суток. Вводилось понятие временной прописки (при сохранении постоянной по месту жительства). Паспорт во всех случаях должен был быть сдан на прописку в суточный срок и прописан в городах не позднее 3 суток со дня прибытия, а в сельских местностях - не позднее 7 суток. Постоянно прописаться можно было только при наличии штампа о выписке с предыдущего места жительства. Важным новым ограничением было введение в текст "Положения" так называемой "санитарной нормы", когда необходимым условием прописки являлось наличие в данном жилище некоего минимума жилплощади на каждого жильца. Норма эта была разной в разных городах.

Разумеется, сохранена была и уголовная ответственность за нарушение паспортного режима. Статья 192а УК РСФСР не претерпела изменений. Введены были и административные наказания должностных лиц за прием на работу лиц без прописки (штраф до 10 рублей), управдомов, комендантов общежитий, домовладельцев и т.п. за допущение проживания без прописки (штраф до 100 руб., а в Москве - до 200 рублей) и т.д. Все эти лица при повторных нарушениях подпадали также под действие статьи 192а УК РСФСР.

Позднее, с введением новых уголовных кодексов (в 1959-1962 годах в разных республиках), мера наказания за нарушение паспортного режима была изменена. Проживание без паспорта или без прописки стало теперь караться лишением свободы на срок до 1 года или исправительно-трудовыми работами на тот же срок, или же штрафом. При этом необходимым условием стало не менее чем троекратное нарушение паспортных правил (в первый и во второй раз нарушения карались административно - штрафом).

Поскольку по обвинениям такого рода легко было сфабриковать уголовные дела, они часто использовались для преследования инакомыслящих, а особенно бывших политзаключенных, юридическое положение которых было особенно уязвимо. Из наиболее известных примеров можно указать на осуждение Анатолия Марченко на 2 года лагерей в 1968 году и Иосифа Бегуна на 3 года ссылки в 1978 году. Первый был арестован сразу после написания им открытого письма в поддержку Пражской весны, второй - около здания, где шел суд над Ю. Орловым. Оба эти бывшие политзаключенные были формально осуждены за нарушение паспортного режима.

Режимные города

Кроме основных положений, заключавшихся в "Положении о паспортах", были приняты еще многочисленные постановления, ограничивающие свободу поселения. Появилось понятие так называемых режимных городов, где прописка регулировалась особенно строго. К их числу относились Москва, Ленинград, столицы союзных республик, крупные промышленные и портовые центры (Харьков, Свердловск, Одесса и т.п.). Принято было постановление о прекращении строительства в этих городах новых фабрик и заводов, чтобы, в дополнение к административным мерам, уменьшать тягу населения в крупные центры. Но главным регулирующим методом оставались по-прежнему административные ограничения.

Отдельные предприятия получали право прописать в данном городе (например, в Москве) определенное число лиц в течение года в пределах установленной квоты. В огромном большинстве это были предприятия военной промышленности либо просто имеющие военное значение, однако встречались и забавные исключения из этой закономерности. Так, в Москве стали прописывать рабочих-строителей ввиду нехватки рабочих рук на стройках столицы. Другое неожиданное исключение составили дворники.

Перевод Москвы и других крупных городов в разряд "режимных" быстро привел к патологическому искажению структуры рабочей силы не только в самих этих центрах, но и на периферии, где таких ограничений не было. Москвичи-специалисты, в особенности молодые специалисты - выпускники вузов, стали пытаться любыми средствами остаться в Москве, понимая, что, однажды уехав, более они туда не вернутся. В результате периферия стала быстро ощущать недостаток квалифицированных специалистов.

Такой контроль был впервые введен еще в сталинский период, в 30-е годы, когда неопубликованные инструкции ввели ограничения для лиц, отбывших заключение по печально знаменитой статье 58 УК РСФСР (а в ряде случаев и для членов их семей), а также для отбывших наказание за тяжкие преступления (хотя бы и не политические). Однако главным объектом, на который были направлены эти инструкции, были все же жертвы 58-й статьи. Возникло до сих сохранившееся в русском языке понятие 101-го или 105-го километра: ближе этого расстояния к Москве и другим крупным центрам упомянутым лицам селиться было воспрещено. Поскольку все же естественная тяга к родным, оставшимся в городах, да и просто к культурным центрам побуждала людей селиться как можно ближе к ним, вскоре вокруг Москвы, Ленинграда и других городов образовались целые пояса, населенные бывшими лагерниками, которые в те времена в СССР насчитывались миллионами.

Освободившиеся из лагерей получали паспорта как все прочие граждане, и необходимо было их как-то выделить из общего ряда, чтобы контролировать их расселение. Это было сделано с помощью системы шифров. Паспорт имел двухбуквенную серию и числовой номер. Буквы серии составляли особый шифр, хорошо известный работникам паспортных столов и отделов кадров предприятий, хотя сам владелец паспорта ни о чем не догадывался (система шифров была секретной). По шифру можно было судить не только о том, был ли владелец паспорта в заключении или нет, но и о причине заключения (политическая, хозяйственная, уголовная статья и т.д.).

Инструкции 50-х гг. расширили и усовершенствовали систему контроля над нежелательными элементами. К их числу отнесены были новые категории граждан, среди них особое место заняли так называемые "тунеядцы".

70-е гг: "отмена крепостного права"

Новое "Положение о паспортной системе в СССР" было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года за №677. Самое существенное отличие его от всех предыдущих постановлений - это то, что паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. За шесть лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов.

Тем самым колхозники были хотя бы уравнены в правах с жителями городов. Однако самый режим прописки новое "Положение о паспортах" оставило практически неизменным.

Одновременно с новым "Положением о паспортной системе" Совет Министров СССР принял постановление "О некоторых правилах прописки граждан" (№678 от 28 августа 1974 года). Первые четыре пункта этого постановления были опубликованы, следующие шесть имели гриф "не для печати".

В опубликованной части постановления основным был первый пункт, несколько смягчающий ограничения на прописку. В этой части постановление разрешало прописку в городах и поселках городского типа целой категории граждан, независимо от того, удовлетворяет площадь санитарной норме или нет. Так, было разрешено прописывать мужа к жене и наоборот, детей к родителям и наоборот, братьев и сестер - друг к другу, демобилизованных из армии - на жилплощадь, где они проживали до призыва в армию, отбывших наказание - на жилплощадь, где они проживали до ареста и т.д. Эти смягчения были продиктованы необходимостью устранить хотя бы наиболее варварские ограничения, приводившие раз за разом к прямому разрушению семейных связей.

Основной пункт неопубликованной части, пункт 5, тут же устанавливал изъятия из этого "либерального" постановления, исключавшие, в частности, для бывших политзаключенных возможность вернуться на прежнее место жительства, если оно, по тем или иным соображениям, должно быть очищено от "нежелательных элементов"

Перечень мест, закрытых для бывших политзаключенных, естественно, не был опубликован. Известно, однако, что в него входили Москва и Московская область, Ленинград и ряд районов Ленинградской области, столицы союзных республик и ряд крупных промышленных центров, пограничные районы СССР и, по-видимому, еще целый ряд местностей, четко не определенных (насколько можно судить по практике, решение о запрете на проживание бывших политзаключенных могло приниматься местными властями).

Это постановление подтвердило и окончательно закрепило формально существовавшую и ранее практику изгнания инакомыслящих из крупных культурных центров с целью уменьшить их влияние, а также не допускать их возможных контактов с иностранными гражданами, которым, в свою очередь, нельзя было без специального разрешения посещать глубинные районы СССР. Изгнание из крупных центров инакомыслящих, у которых остались там семьи и друзья, также стало важным инструментом внесудебных репрессий.

Современность

25 июня 1993 года президент Б. Ельцин подписал принятый Верховным Советом Российской Федерации закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Фактически, однако, Закон этот в Российской Федерации не действует. На всей территории России по-прежнему органы милиции продолжают требовать от граждан выполнения разрешительных правил прописки.

В 1953 постановлением Совмина СССР №1305-515 были исключены из числа режимных около ста пятидесяти городов и местностей, все железнодорожные узлы и станции. Режимные ограничения сохранялись в Москве и в двадцати четырех районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте. Уменьшились размеры запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, на Карельском перешейке). Сокращен перечень преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все контрреволюционные преступления, бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой).

По положению о паспортах от 21 октября 1953 жители сельских местностей (за исключением режимных) продолжали жить без паспортов. Если же они привлекались временно, сроком не более чем на один месяц, на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики, им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда. Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в дома отдыха, на совещания, в командировки. Если же они отправлялись за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше тридцати дней, то обязаны были прежде всего получить паспорт в органах милиции по месту жительства.

С октября 1953 паспорта выдавались: бессрочные - лицам, достигшим сорокалетнего возраста, десятилетние - лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние - лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще одни тип паспорта - краткосрочный (на срок не более шести месяцев) - в случаях, когда люди не могли представить все необходимые для получения паспорта документы, при утрате паспортов, а также выбывающим из сельской местности на сезонные работы (в «отход»). Последние получали краткосрочные паспорта на срок действия договоров и могли обменять их лишь в случае перезаключения ими договоров.

В сентябре 1956 объявлялась амнистия советским воинам, осужденным за сдачу в плен врагу в период Отечественной войны. Органам милиции предписывалось обменять ранее выданные паспорта (с ограничениями), отныне они могли ехать на постоянное жительство в любой район страны, включая режимный. В январе 1957 было разрешено проживание и прописка калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местностях, из которых их ранее выселили.

28 августа 1974 постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 паспорта гражданина СССР нового образца. Это положение устанавливало, что паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста. Выдача и обмен новых документов должны были проводиться с 1976 по 1981.

Сельским жителям паспорта не выдавались. Они были приписаны к своим колхозам. Считалось, что поскольку колхозники редко выезжают за пределы своего населенного пункта, отдельный документ им не требуется.
Если житель сельской местности собирался поехать куда-нибудь дальше райцентра, он обязан был получить в сельсовете особую справку, срок действия которой составлял 30 дней. Причем выдавалась она только с разрешения председателя колхоза, а тот мог и не разрешить человеку уехать. Поэтому существовавший порядок впоследствии назвали «крепостным правом». Власти опасались, что, получив свободу передвижения, крестьяне не захотят и дальше за гроши надрываться на полях и фермах и сельское хозяйство будет разрушено.
Многие колхозники стремились еще в 14-15 лет отправить детей учиться в город, в фабрично-заводские училища и техникумы. В колхоз в добровольно-принудительном порядке записывали только с 16 лет. Если подросток оставался до этого возраста в городе, то он автоматически получал паспорт. Сельские парни, отслужив в армии, не возвращались в родные места, а устраивались работать на заводы, стройки, в милицию, лишь бы попасть в город.
Паспортов лишали и тех, кто работал на тяжелых работах. Например, шахтерам вместо паспортов в отделах кадров выдавали специальные удостоверения, с которыми они не могли ни уйти с работы, ни устроиться на другое место, ни даже покинуть определенное им место проживания.
Для военнослужащих паспорт заменяло удостоверение личности. Выдавались такие удостоверения только офицерам или прапорщикам на весь период нахождения их на военной службе. В них указывались номер войсковой части, воинское звание и должность, отметки о личном оружии, группе крови, дактилоскопии и т. д. Гражданский паспорт сдавался при поступлении на военную службу и выдавался после увольнения из рядов Вооруженных сил в обмен на сдачу удостоверения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация