Федеральный закон о электроэнергетике. Новый закон об электричестве

Главная / Общество

Сначала я хотел выложить только архив закона, потом решил, что лучше разместить текст полностью. Отредактировал немного и понял, что текста слишком много и читать его будет просто не удобно (да и сомневаюсь я, что его кто-то будет читать «от корки до корки»). Поэтому я составил содержание и решил опубликовать только его. Ссылка на скачивание документа, как обычно, в конце поста.

Формат документа: .doc (MS Word)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 09.03.2010 N 26-ФЗ, от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 26.07.2010 N 188-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 08.03.2011 N 33-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике

Статья 3. Определение основных понятий

Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

Глава 3. ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ОБЩЕРОССИЙСКАЯ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ

Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети

Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью

Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети


Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети

Глава 4. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 11. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Статья 12. Субъекты оперативно-диспетчерского управления

Статья 13. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Статья 14. Функции субъектов оперативно-диспетчерского управления

Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы

Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления

Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления

Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

Глава 5. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике

Статья 23.1. Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках

Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

Статья 23.3. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции

Статья 24. Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии

Статья 27. Утратила силу. — Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

Статья 28. Техническое регулирование и контроль (надзор) в электроэнергетике

Статья 29. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике

Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор

Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике

Глава 6. ОПТОВЫЙ РЫНОК

Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка

Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация

Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры

Статья 34. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка

Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке

Статья 36. Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии

Глава 7. РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ

Статья 37. Основы организации розничных рынков

Статья 38. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией

Статья 39. Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Статья 41. Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов

Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации

Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии

Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019 года

Предисловие.

В пояснительной записке "" указывалось, что предпосылкой для принятия законопроекта "Об электроэнергетике" явились следующие обстоятельства.

"Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Предметом правового регулирования § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанных с куплей - продажей электроэнергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и др., положения указанных статей Гражданского кодекса фактически не применимы. Предметом правового регулирования отдельных Федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики … являются частные вопросы отношений в секторе - такие, как ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики; но при этом ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка".

В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике " указано было на то, что

"предметом правового регулирования законопроекта является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии".

В пояснительной записке содержалась "концепция проекта Федерального закона "Об электроэнергетике", в частности, указывалось, что

"принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования".

Первоначально текст Федерального закона "Об электроэнергетике" был опубликован 31.03.2003 года в "Собрании законодательства РФ" N 13, 01.04.2003 года в "Парламентской газете" (N 59), 01.04.2003 года в "Российской газете" (N 60).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с последними изменениями , внесенными Федеральными законами от 29.07.2018 N 271-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, вступившими в силу 01.01.2019 года (ред. 53).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Основы организации электроэнергетики

Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Глава 6. Оптовый рынок

Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» содержит в себе восемь глав и 47 статей. Именно данное законодательство предполагает особенности правового регулирования аспектов обеспечения энергетики и прочие вопросы, которые касаются данной сферы деятельности.

Нормы федерального закона об электроэнергетике 35-ФЗ

  1. В первой главе определяются все положения, которые имеют общее значение. В данном случае формируется аспект предмета регулирования, определяется сам закон об электроэнергетике, формируются все основные понятия данного закона;
  2. Также в законе четко определены основы организации электроэнергетики. То есть, существуют нормы, которые определяют правовое регулирование, технологическая и экономическая основа, общие принципы организации экономических отношений в данном вопросе. То есть, формируются все принципы, которые определяют отношения экономического плана в области государственной политики в отношении электроэнергетики;
  3. Формируется понятие единой национальной электрической сети. Все данные аспекты формируются в главе 3. В ней определяются понятия и правовые аспекты статуса единой системы, организация управления, услуги по передачи электрической энергии, а также особенности последующего развития данной системы;
  4. Есть нормы, которые определяют оперативно-диспетчерское управления в энергетики. Формируется понятие данной системы, определяются субъекты управления, основные принципы, функции и пр. Также, существует понятие аварийного режима. Есть нормы, которые определяют контроль за системой управления диспетчерскими службами. Формируется гражданско-правовая ответственность и пр. То есть, определяются системы, которые курируют и контролируют все вопросы по диспетчерскому управлению в сфере электроэнергетики;
  5. Система государственного контроля и регулирования определяется в пятой главе. Именно тут вы сможете найти все данные по принципам и методам регулирования и контроля, сможете узнать о полномочиях правительства в данных вопросах, а также узнаете все основы, которые позволяют курировать и регулировать тарифы в электроэнергетике. Также есть нормы, определяются тарифы оптового и розничного рынка.

Особенности законодательной базы

Сразу же следует сказать о том, что законодательная база в данном вопросе разработана и проработана до мелочей. Именно по этой причине, государство имеет уникальные возможности максимально контролировать вопрос потребления энергии, ее распределения и пр.

Нужно обратить ваше внимание на то, что в законодательстве весьма детально описаны все аспекты формирования тарифов. То есть, именно в данном законе вы сможете найти информацию о том, а каких основаниях определяются все тарифы, как для физических лиц, так и для оптовых закупщиков.


Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные...


Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...


Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации», N 2202-1, в статье 24 содержит в себе информацию о понятии «представление об устранении нарушений закона»....


Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового...

Энергетика - одна из ведущих отраслей современной Российской экономики. В настоящее время на территории РФ функционирует порядка 700 электростанций общей мощностью в 236,34 ГВт, составляющие ЕЭС Российской Федерации. Для регулирования их деятельности Государственной Думой РФ был принят соответствующий закон.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ принят 23 февраля 2003 года и одобрен Советом РФ 12 марта 2003 года. Действительный закон о электроснабжении регламентирует деятельность объектов ЕЭС, юридические аспекты экономических отношений в области электроснабжения и определяет права и обязанности юридических лиц и потребителей в обозначенной сфере. Основанием для действительного закона является Конституция Российской Федерации.

ЕЭС (ОЭ) играет ведущую роль в осуществлении электроснабжения населения. Собственники электропроизводящих предприятий, входящих в состав Общероссийской Электросети, ограничиваются в своих правах. Эти нормы приняты в рамках обеспечения безопасности потребителей электрической энергии.

Рассматриваемый закон предусматривает ограничения по части:

  • Прав на оформление договорённости об электроснабжении с эксплуатацией объектов электрохозяйства, составляющих часть Единой Энергетической Системы;
  • Эксплуатации, признания непригодными для эксплуатации системных объектов без постановления органов управления ЕЭС.

Рассмотренные ограничения не применяются для изъятия у собственников доходов, приобретённых посредством осуществления права на энергетическую деятельность, предусмотренного законом.

При нарушении органом управления Единой Национальной Электросети условий, утверждённых в п. 1 ст. 21 настоящего закона, законные владельцы предприятий, осуществляющих электроснабжение, получают право самостоятельного заключения договоров по предоставлению электричества. Соответственно, в рамках рассматриваемого случая снимается запрет, предусмотренный в ч. 1 ст. 7 закона 35-ФЗ об электричестве для населения.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление системами электроснабжения производится в соответствии нормам технического устава. Цель систематизированного управления - обеспечение безопасности, надёжности и высоких качественных характеристик процесса .

Организацией, на которую возлагаются управленческие обязанности в пределах ЕЭС РФ, является системный оператор . Это акционерное общество, доля непосредственного участия в уставном капитале которого по закону не может составлять более 52% процентов в период реформирования. По истечению указанного периода, доля акционеров должна составлять 100%.

Настоящий Федеральный закон не уполномочивает системного оператора и другие оперативно-диспетчерские системы энергетических объектов на закупку, продажу и производство электричества, кроме как для обеспечения работы и электроснабжения ЭС.

При возникновении опасностей деформации оборудования и прекращения (ограничения) тепло- и электроснабжения, объявляется режим чрезвычайной ситуации (ст. 15 настоящего Федерального закона). Действия управляющих органов в критических условиях регламентируются в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Согласно нормативным актам актуального текста ФЗ об энергоснабжении 35-ФЗ надзор за деятельностью руководства Единой Энергетической Системы РФ, наложение запрета на дальнейшую трудовую деятельность недобросовестных операторов - прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

При оплате услуг по предоставлению электроснабжения, учитывается компенсация затрат на расходы по организации администрирования по осуществлению электроснабжения, и экономически обоснованную прибыль. Тарифы на электричество для населения регулируются непосредственно государством.

Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона, при упорядочивании цен и надбавок учитываются:

  • Расчётные себестоимость и прибыль, предполагаемая от предоставления услуг по энергоснабжению;
  • Затраты на выработку и сбыт электроэнергии коммерческими предприятиями;
  • Результаты плановой деятельности ЭС со времени действия предшествующих тарифов;
  • Соответствие требованиям акта об энергоснабжении и повышении качественной эффективности;
  • Наличие открытых и прозрачных взаимоотношений с потребителями и населением.

В Федеральный нормативный акт об электричестве планомерно вводятся изменения. Последние поправки были внесены 30 июня 2017 года.

Скачать Федеральный закон об электроэнергетике

В целях ознакомления с нормативами в отношении электроснабжения в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с положением действительного закона. Актуальный текст Федерального закона «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ можно скачать по

Последние изменения, внесенные в ФЗ 35

Последние поправки в действительный Федеральный закон ФЗ-35 были внесены 30 июня 2017 года и вступили в силу 18 июля 2017 года. Изменения коснулись нескольких статей и положений.

Ч. 8.1 ст. 23 настоящего закона об электроснабжении дополнена новыми абзацами 4, 4 и 6. В их тексте утверждается процентная ставка акционерного сообщества в отношении ЕЭС - 50% плюс одна голосующая акция. Субъекту, согласно юридическому праву, принадлежит энерговырабатывающее оборудование суммарной мощностью не менее 10 000 МВт.

Ст. 32 рассматриваемого закона дополнена пунктом 1.1, гласящим о положении субъектов оптового рынка по отношению к планируемым реформам в сфере энергоснабжения на территории Дальневосточного округа.

Годами ранее существенные поправки были внесены и в другие статьи. Федеральным законом N 196-ФЗ, принятым 23 июня 2016 года, утверждены правки в статье 2 нормативного акта об электроснабжении. В ч. 1 ст. 2 говорится, что рассматриваемое законодательство базируется на принципах Конституции Российской Федерации и состоит из нормативов Гражданского кодекса, ФЗ-35 и Указов Президента Российской Федерации.

К рядовой терминологии 35-ФЗ, согласно ст. 3 действительного Федерального закона, относятся понятия:

  • Электроэнергетика - экономическая отрасль РФ, вовлечённая в сферу экономических отношений, основанных на выработке и реализации электрической энергии;
  • Единая Энергетическая Система - централизованная совокупность предприятий, осуществляющих энергоснабжение на территории Российской Федерации;
  • Субъекты электроэнергетики - юридические и физические лица, деятельность которых относится к энергетической системе и области электроснабжения;
  • Потребители электроэнергии - граждане, приобретающие электроэнергию для личных или производственных нужд.

Согласно поправкам на основании Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 26 35-ФЗ указывается порядок преобразования объектов электрообеспечения в случае смены законного владельца. Новый собственник обладает полномочиями присовокупления в технологическом смысле к энергопринимаемому устройству объект электроснабжения, принадлежащий другому лицу. Это допускается в случае выполнения владельцем всех технологических условий по эксплуатации и содержанию объекта энергоснабжения. При передаче права собственности и получении вытекающих из этого полномочий, новый владелец обязан уведомить сетевую организацию.

Согласно поправке в ч. 8 ст. 38 настоящего закона об электроснабжении, произведённой на основании 196-ФЗ от 23 июня 2016 года, меры, предпринимаемые в случае дефицита электроснабжения, возникновения внештатных ситуаций и аварий, производятся уполномоченными представителями оперативно-диспетчерского управления. Порядок соблюдения мер предосторожности и ограничений определяется Правительством Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация