Акциз, ставка. Акциз и его виды: ставки и расчёт суммы уплаты налога на акцизы. Ставки акцизов в РФ. Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет

Главная / Общество

Порядок и сроки уплаты акцизов в бюджет

Порядок и сроки уплаты акцизов в бюджет регулируются статьей 204 НК РФ. В соответствии с этой статьей уплата акциза в бюджет при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Порядок установления этой даты регулируется ст. 195 НК РФ, а именно:

Ø датой реализации (передачи) подакцизных товаров признается день их отгрузки (передачи), в том числе своему структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию;

Ø датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;

Ø датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) его организацией, имеющей свидетельство на производство продукции, не содержащей денатурированного этилового спирта.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Общий порядок и даты уплаты акцизов представлен в таблице 7.

Таблица 7. Порядок и сроки уплаты акцизов.

Кроме этого действующим законодательством предусмотрена уплата авансовых платежей по акцизам. Этот порядок регулируется статьей 194 НК РФ.

Обязанность по уплате авансового платежа акциза возлагается на производителей алкогольной или спиртосодержащей продукции.

Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата налога по алкогольной или спиртосодержащей продукции до:

Ø приобретения спирта-сырца, этилового спирта или коньячного спирта.

Ø до передачи одним структурным подразделением организации другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого или передаваемого спирта-сырца, этилового спирта или коньячного спирта (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период.

Уплата авансового платежа акциза осуществляется не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового или коньячного спирта, планируемого к закупке или в следующем налоговом периоде.

Пример 22.

Ликероводочный завод планирует приобрести в марте 1 200 л этилового спирта для производства на его основе алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 29%.

Действующая ставка акциза на указанную алкогольную продукцию составляет 500 руб. за 1 л безводного спирта.

Соответственно организация должна заплатить авансовый платеж по акцизу до 15 февраля исходя из планируемого объема к закупке и действующей ставки акциза, то есть

500 руб./л 1 200 л 96% /100 = 576 000 руб.

Налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж акциза, обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:

1. копию платежного документа (или несколько копий, если закупка спирта осуществлялась у нескольких поставщиков), подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты суммы авансового платежа акциза;

2. копию (копии) выписки банка, подтверждающую списание указанных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

3. извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза в четырех экземплярах;

Если закупка этилового или коньячного спирта осуществляется у нескольких производителей, упомянутые документы должны быть представлены в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза.

Авансовые платежи по акцизам не уплачивают организации, осуществляющие производство:

Ø вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта;



Ø пиво и напитки из пива если при производстве не используется этиловый спирт в качестве сырья;

Ø парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Вопросы для самопроверки освоения темы

1. Общая характеристика акцизов, их экономическое содержание, цель применения.

2. Плательщики акцизов.

3. Перечислите перечень подакцизных товаров.

4. Перечислите объекты обложения акцизом.

5. Перечислите хозяйственные операции, которые не облагаются акцизами.

6. Порядок определения налоговой базы для расчета акцизов.

7. Налоговый период при расчете акцизов.

8. Налоговые вычеты и порядок применения при налогообложении подакцизных товаров.

9. Сроки уплаты акцизов в бюджет.

10. Особенности исчисления и внесения в бюджет акцизов по алкогольной продукции.

11. Особенности и порядок исчисления акцизов по табачным изделиям

12. Акцизы на нефтепродукты.

Тема 4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) − один из основных налогов в РФ. Порядок исчисления и уплаты этого налога регулируется главой 23 НК РФ «Налоги на доходы физических лиц».

Плательщиками налога могут быть как граждане России, так и иностранные граждане, но получившие или получающие доходы на территории РФ. Налоговое законодательство РФ делит этих налогоплательщиков на 2 группы:

Ø лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

Ø лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения ими дохода на территории РФ.

Налоговыми резидентами Российской Федерации могут быть физические лица вне зависимости от их гражданства или его отсутствия. Статус налогового резидента или, наоборот, его отсутствие определяется продолжительностью пребывания на территории РФ. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также выполнения своих служебных обязанностей. Для каждой из названных групп налогоплательщиков налоговым законодательством РФ предусмотрены разные налоговые ставки.

В общем виде налог на доходы физических лиц рассчитывается произведением полученного дохода на налоговую ставку. Однако для целей налогообложения налоговое законодательство РФ различает происхождение дохода. По этой причине в Налоговом кодексе РФ установлены пять различных ставок.

В отношении доходов, получаемых физическими лицами, налоговое законодательство разделило всю их совокупность на две группы:

Ø доходы, учитываемые для целей налогообложения;

Ø доходы, не учитываемые для целей налогообложения.

Кроме этого российское законодательство для целей налогообложения выделяет доходы, полученные в виде материальной выгоды.

Материальная выгода как объект налогообложения используется в налоговом законодательстве РФ с 1997 г. С точки зрения налогового законодательства к доходам налогоплательщика в виде материальной выгоды относятся:

Ø доход, полученный физическим лицом от покупки товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, на льготных условиях,например, со скидкой;

Ø экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

Ø доход от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.

В целом же Налоговый кодекс РФ для целей налогообложения четко определяет перечень доходов, получаемых от источников в Российской Федерации и от источников за ее пределами. Наиболее распространенными доходами являются заработная плата и другие вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, доходы от продажи имущества, доходы от использования имущества, дивиденды, страховые выплаты, авторские вознаграждения и т. д.

Согласно действующему законодательству при исчислении и уплате налога на полученные доходы налогоплательщик имеет право применить налоговые вычеты. Эти вычеты связаны с:

Ø личностью налогоплательщика, его общественными заслугами, наличием у него детей;

Ø его социальной активностью;

Ø куплей-продажей имущества;

Ø его профессиональной деятельностью.

Исчисление и уплата НДФЛ в бюджет возможна двумя способами. Первый из них предполагает исчисление и уплату налога налогоплательщиками самостоятельно, исходя из полученных ими доходов.

Второй способ предполагает исчисление и перечисление НДФЛ в бюджет так называемыми налоговыми агентами. Как правило, такими налоговыми агентами по НДФЛ являются работодатели налогоплательщика-физического лица.

Общие положения исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, находившиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ст. 207 НК РФ ). Время краткосрочного выезда (менее 6-ти месяцев) физического лица за пределы РФ для лечения или обучения этот период времени не прерывает. Налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ ).

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др.

При определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ ).

Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом. При этомне обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинался, например, с 1 июля 2006 г. и заканчивался 30 июня 2007 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ ).

При определении периода в 183 календарных дня суммируются все календарные дни, в течение которых физическое лицо находилось в России, и дней выезда за границу на краткосрочное лечение и обучение в течение идущих подряд 12 месяцев.

Порядок определения периода продолжительностью 183 дня представлен в примере 23.

Пример 23.

Гражданин Иванов И.И в период с 21 октября 2014 г. по 20 октября 2015 г. находился на территории РФ и за ее пределами. Дни пребывания на территории РФ и за границей в течение 12 подряд следующих календарных месяцев распределены следующим образом:

Таким образом, на территории РФ Иванов И.И находился 250 дней. Следовательно, в целях уплаты налога на полученный доход Иванов И.И. признается налоговым резидентом РФ.

Российское налоговое законодательство установило перечень физических лиц, которые освобождены от уплаты налога на полученные доходы. К таким лицам относятся:

Ø пенсионеры, не имеющие других доходов, кроме государственных пенсий;

Ø инвалиды, получающие государственную пенсию, и не имеющие других доходов;

Ø безработные граждане;

Ø граждане, получающие пособие по уходу за ребенком;

Ø индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

4.4 . Налоговый период, дата получения дохода, налоговые ставки

Законодательно урегулирована и представляет собой исчисление размера налога при проведении различных операций с товарами, облагаемыми акцизным налогом. Сумма налога вносится в конечную стоимость продукта.

Это означает, что каждый субъект, который принимает участие в производстве и реализации таких товаров, выполняет расчёт суммы акциза для уплаты. Во время реализации он передаёт эту обязанность очередному субъекту вплоть до конечного потребителя продукта, на которого обычно ложится конечное бремя оплаты акциза.

Как начисляется акциз

Акцизом облагаются подакцизные товары, реализуемые на территории РФ. Обязанность по уплате этого налога лежит на его производителе.

Которые установлены на территории России (ст.193 НК):

  1. Твердая (специфическая) – неизменная сумма на каждую единицу реализуемой продукции.
  2. Адвалорная – проценты от общей стоимости товара.
  3. Комбинированная – использование специфической и адвалорной ставок одновременно.

В последние годы в основном применяется комбинированная ставка – для табачной продукции, и твёрдая – для всех остальных видов подакцизной продукции.

Акциз рассчитывается на дату проведения операции с подакцизным товаром. Датой начисления налога следует считать:

  1. При оптовой продаже – день передачи продукции покупателю.
  2. При розничной продаже – дата передачи товара предприятию розничной торговли с целью последующей реализации.
  3. При передаче товара в залог — налог начисляется в день проведения торгов. В остальное время залог налогом не облагается, так как он не является передачей товара для реализации.
  4. При недостаче – в день обнаружения недостачи. Налогом облагается только та часть продукции, которая выше нормы естественной убыли.
  5. При передаче товара владельцу давальческого сырья – в день составления акта приёма-передачи.
  6. При реализации товара через посредника – день передачи товара посреднику.

Как его рассчитать

Каждый налогоплательщик обязан по окончании налогового периода самостоятельно рассчитать сумму акцизного налога к уплате в бюджет. Сумма исчисленного налога передаётся продавцом покупателю подакцизной продукции для последующей оплаты.

  • Во всех расчётных документах (чеках, реестрах, ) сумма налога выделяется в отдельную строку.
  • Исключениям являются продукты, реализуемые за границами Российской Федерации и нефтепродукты. Если реализуются товары, не подлежащие обложению акцизным налогом, то в документах ставится отметка «Без акциза».
  • Рассчитанные продавцом акцизные налоги, предъявляемые покупателю, относятся к расходам, при начислении налога на прибыль.

Общая сумма

Для расчёта общей суммы акциза необходимо исчислить акцизы по всем видам реализованной за налоговый период продукции, которые облагаются налогом по разным ставкам, а затем сложить полученные значения.

Суммы акцизов по нефтепродуктам исчисляются отдельно от других видов подакцизной продукции.

Общая сумма акцизного налога рассчитывается по окончании данного налогового периода по всем операциям, произведенным с подакцизной продукцией в этот период. При этом необходимо учитывать все изменения, которые привели к увеличению или уменьшению налоговой базы в этом периоде. Если в прошедший налоговый период не проводилось раздельного учёта по разным категориям продукции, база должна быть рассчитана на основе наивысшей установленной налоговой ставки по единой налоговой базе, относящейся ко всем подакцизным операциям.

Формула расчета

При твердой ставке акциз (А) равен: А = К х С, где К – количество реализованных товаров, С – фиксированная (твёрдая) ставка.

Пример . Завод «КВА» изготовил 1300 л. пива и передал его фирме «Алия» для последующей продажи. Сумма акциза, которую обязан выплатить завод «КВА» составляет: 1300 х 30 = 39 000 руб.

  • А – акциз;
  • О – общее количество реализованных продуктов;
  • ТС – специфическая (твёрдая) ставка;
  • ОС – общая сумма, вырученная за реализацию продуктов;
  • АС – адвалорная ставка.

Пример . Табачная фабрика «Легат» выпустила 4 000 пачек сигарет, по 20 штук сигарет в одной пачке. Цена одной пачки – 70 руб. Все изготовленные сигареты куплены сетью магазинов за 280 000 рублей.

Размер акциза к выплате в бюджет:

  1. Размер налога по твёрдой ставке: 4 000 х 20 х 1 = 80 000 руб.
  2. Размер по адвалорной ставке: (70 х 4 000) х 10 % = 28 000 руб.
  3. 80 000 + 28 000 = 108 000 руб.

Минимальная ставка на 1000 сигарет составляет 1500 рублей. Полученная рассчитанная сумма налога не может быть меньше минимально установленной ставки, поэтому табачной фабрике необходимо выплатить в бюджет 150 000 рублей, а не полученную при расчёте сумму.

Порядок и специфика исчисления акциза


Порядок исчисления акциза рассматривается в ст. 194 НК РФ.
Размер акцизного налога равен произведению налоговой ставки по акцизу и налоговой базы на конкретный товар. Налоговая база устанавливается отдельно на каждый вид подакцизной продукции, которая реализуется или передаётся, и зависит от установленных на этот товар ставок налогообложения (статья 187 НК):

  1. При специфической ставке налогообложения налоговая база равна объёму всей реализованной подакцизной продукции в натуральном выражении.
  2. При адвалорной (процентной) ставке база равна стоимости всех реализованных товаров и акцизов.
  3. При комбинированной ставке (которые состоят из твёрдой и адвалорной ставок) твёрдая (специфическая) ставка умножается на количество реализованных товаров в натуральном выражении и к полученному значению прибавляется процентная доля наибольшей розничной стоимости реализованных товаров, которые подлежат расчёту по адвалорной ставке.

Если какие-то части выручки получены в иностранной валюте, то перед определением базы её следует перевести в рубли по курсу Центробанка на дату проведённой операции с данным товаром. В налоговую базу не могут быть внесены средства от проведённых операций с продукцией, не подлежащей акцизному налогообложению.

  • Пример 1. Если пивзавод за истекший налоговый период реализовал 850 литров , то именно эта величина будет налоговой базой.
    Пример 2 . При производстве и реализации табачной продукции налоговая база (Н) определяется следующим образом: Н = А х В, где А – цена одной пачки сигарет, В – количество реализованной продукции.

Примеры расчета

Пример 1 . Фирма «Фактор» в последнем налоговом периоде изготовила 1329 литров товаров, содержащих спирт: продукты бытовой химии в аэрозольных упаковках из металла. Для этого было закуплено 720 литров спирта. Акцизная ставка на спирт – 39 рублей.

  1. Определение суммы акциза по приобретенному спирту: 39 х 720 литров = 28 080 руб.
  2. Определение суммы акциза к уплате: 0 х 1329 – 28080 = -28080 руб.

Итого: предприятие получит возмещение этой суммы из бюджета государства.
Пример 2 . Фирма не ведёт раздельный учёт разных видов подакцизной продукции. За прошедший месяц выпущено 850 литров пива. Следует рассчитать сумму акциза по пиву.

Налог рассчитывается по максимальной ставке: 19 рублей за литр: 850 х 19 = 16 150 рублей.

Пример 3 . Фабрика по производству табака продала 2000 кг своих товаров по средней цене 8000 рублей. Ставка налога равна 1800 рублей за кг.

  1. Общая стоимость табака: 2 000 х 8 000 = 16 000 000 руб.
  2. Сумма акциза: 2 000 х 1 800 = 3 600 000 руб.

Рассчитываем авансовые платежи

Авансовым платежом называют выплату налога за или спиртосодержащий продукт до того, как приобретается этиловый или коньячный спирт для изготовления этой самой подакцизной спиртосодержащей продукции. Это вид платежа должны выполнить производители подакцизных продуктов.

Для определения величины авансового платежа учитываются общее количество спирта, приобретаемого или передаваемого другому структурному подразделению, и установленная ст. 193 НК РФ ставка акцизного налога. Авансовый платёж рассчитывается за все операции прошедшего налогового периода.

При некоторых условиях организация может быть освобождена от обязанности уплатить авансовый платеж, например, при производстве:

  • вин и винных напитков с содержанием спирта менее 6% от общего количества продукции, выпущенной из виноматериалов, изготовленных без спирта;
  • пива и других продуктов из пива, изготовленных без использования спирта;
  • парфюмерных, косметических товаров и продуктов бытовой химии в виде аэрозолей в металлических бутылках.

Для получения освобождения от платежа необходимо предоставить банковский гарантийный документ, в котором банк обязуется удовлетворить все претензии налоговых органов, если не уплатит или не полностью выплатит сумму акциза.

Авансовый платёж совершается до 15 числа настоящего налогового периода, на основе совокупного количества этилового или коньячного спирта, которое планируется закупить или передать в наступающем налоговом периоде для дальнейшего изготовления подакцизных алкогольных или спиртосодержащих товаров.

Пример. Винный завод запланировал в следующем месяце произвести некоторое количество алкоголя с содержанием спирта 28 %. Для этого будет закуплено 900 литров этилового спирта. Установленная ставка на такой спирт – 400 рублей на 1 литр.

Сумма налога по подакцизным товарам уплачивается в бюджет по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций. Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки: уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем;

Уплата акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период: не позднее 25-го числа отчетного месяца авансовый платеж - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца; не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

В январе пивоваренный завод реализовал через принадлежащий ему магазин 200 000 л пива с объемной долей этилового спирта 5% Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет за январь, составит

200 000 л 1 руб. 55 коп. = 310 000 руб.

Уплате по сроку 28 февраля подлежит акциз в сумме, равной 155 000 руб. (310 000 / 2 = 155 000 руб.).

Соответственно по сроку 15 марта сумма подлежащего уплате акциза также составит 155 000 руб. (310 000 руб. - 155 000 руб.).

В статью 204 НК РФ внесено изменение, согласно которому уплата акцизов по алкогольной продукции, реализуемой с подакцизных складов оптовой торговли за период с 16-го по последнее число отчетного месяца, должна производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налог по подакцизным товарам уплачивается по месту водства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, - по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

В случае, если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.

Организация произвела спирт на территории Ростовской области и передала его для реализации своему обособленному подразделению,

Организация имеет в своей структуре спиртозавод и ликеро-водочный завод, находящиеся в различных областях.

При передаче спирта ликеро-водочному заводу для производства алкогольной продукции уплата акциза производится следующим образом.

Как предусмотрено п.

1 ст, 183 НК РФ, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации освобождается от уплаты акцизов. Таким образом, в данной ситуации спиртозавод не является налогоплательщиком акцизов по тем объемам спирта, которые переданы для производства алкогольной продукции. Именно поэтому и декларацию спиртозавод предоставлять не должен.

Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период.

находящемуся на территории Краснодарского края. В этом случае акциз на спирт должен начисляться в момент его реализации покупателем со склада, находящегося в Краснодарском крае. При этом уплата акциза на спирт и представление декларации должны осуществляться на территории Ростовской области.

Организация произвела алкогольную продукцию на территории Ростовской области и передала ее для реализации принадлежащему ей акцизному складу, находящемуся на территории Краснодарского края. Акциз по данному объему алкогольной продукции должен начисляться в момент отгрузки алкогольной продукции покупателям со склада, находящегося в Краснодарском крае, здесь же в Краснодарском крае должна производиться уплата акциза и предоставляться декларация по тем объемам алкогольной продукции, которая реализована с данного склада.

По всем подакцизным товарам, за исключением алкогольной продукции, срок представления в налоговый орган декларации - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

ФКС-1Я

Федорова А. А.

Национальный институт

им. Екатерины Великой

Факультет:

Экономики и менеджмента

Контрольная работа

По налогам и налогообложению

«1. Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.

2. Плательщики объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц.»

Введение

1. Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов

Налогоплательщики

Объекты налогообложения акцизами

Сумма налога

Сро­ки и порядок уплаты налога.

2. Плательщики объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Определение статуса налогоплательщика

Определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход

Список использованной литературы


Введение

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г. этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота. По данным за 2003 г. поступления этого налога занима­ют 9,3% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.

Акцизы являются шестым по величине налогом в бюджетной системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указанный налог в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых «подакцизными». При достаточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существен­ную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта. Следует отметить, что акцизами облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые на территории РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

Вотличие от большинства других налогов налог на доходы физических лиц в российской налоговой системе имеет бога­тую историю. Активные дискуссии по поводу необходимости введения в России подоходного налога начались еще в конце XIX в., но до 1916 г. вопрос о налогообложении доходов граждан решен не был. Наиболее убедительным аргументом против введения этого налога был тот, что доходы населения слишком низки и население не будет его платить, а масштаб уклонений от уплаты сделает подоходный налог с физических лиц неприменимым для России. Тем не менее в 1916 г. был введен первый Закон о подоходном налоге с физических лиц, предусматривавший платежи этого налога с 1917 г. по итогам 1916 г. Однако февральские события 1917 г. фактически отме­нили этот налог. И все же 1918 год стал годом введения по­доходного налога, который в той или иной форме существует в России до настоящего времени.

Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 де­кабря 1991 г. № 1998-1 был принят наряду с большей частью других законов, регулирующих вопросы налогообложения, и отменен в связи с введением в действие гл. 23 Налогового ко­декса РФ. Как и в большинство законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшиеся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректиро­валась шкала подоходного налога.

Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов

Налогоплательщики

Организации и физические лица становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложе­нию акцизами. Таковыми являются, в частности, российские организации, а также иностранные юридические лица, международные организации, созданные на российской территории. Плательщиками налога по подак­цизным товарам, производимым на российской территории, являются так­же иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщики - участники этого договора несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акциза. Вместе с тем НК РФ установлено, что лицом, исполняющим обязанности по ис­числению и уплате всей суммы акциза, является лицо, ведущее дела про­стого товарищества или договора о совместной деятельности. В том же случае, если ведение дел простого товарищества или договора о совмес­тной деятельности осуществляется совместно всеми участниками, они должны самостоятельно определить участника, исполняющего обязанно­сти по исчислению и уплате всей суммы акциза.

Объекты налогообложения акцизами

Объектом налогообложения акцизами зако­нодательство признает в первую очередь операции по реализации на рос­сийской территории налогоплательщиками произведенных ими подакциз­ных товаров, за исключением нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин), а также опе­рации по реализации предметов залога и передачу товаров по соглаше­нию о предоставлении отступного или новации.

Кроме того, объектом обложения акцизами признается передача прав собственности на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов, одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате труда.

Несколько иной объект налогообложения установлен для операций с нефтепродуктами. При этом объект налогообложения в данном случае различается в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплатель­щика свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Указанные свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим или производство нефтепродуктов, или их оптовую реализацию, или оптово-розничную реализацию, или же розничную реализацию нефтепродуктов.

Исходя из этого НК РФ определил с 1 января 2003 г. в качестве объек­та обложения акцизами следующие операции с нефтепродуктами:

Оприходование организациями или индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов. В целях обложения акцизами оприходованием считается принятие к учету подакцизных неф­тепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов;

Получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по про­изводству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов организа­циями или индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельств;

Получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. При этом получением нефтепродуктов согласно НК РФ считаются их приобретение в собственность, оприходование нефтепродуктов, как полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов, так и самостоя­тельно произведенных из собственного сырья и материалов, а также по­лучение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

Передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья или материалов, не имеющему свидетельства. При этом передача нефтепродуктов третьему лицу по поручению соб­ственника приравнена к передаче нефтепродуктов собственнику.

Сумма налога

Сумма налога по товарам, облагаемым по твердым (специфическим) налоговым ставкам, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии с изложенным выше порядком.

Сумма налога по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствую­щая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по товарам, облагаемым по смешанным ставкам, исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и по твер­дым ставкам.

Так же как и по НДС, сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода, который по акцизам установлен как календарный месяц.

Для определения времени возникновения налогового обязательства налогоплательщика по акцизу важно установить дату реализации, пере­дачи или получения подакцизных товаров.

При реализации или передаче подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов, в розницу акциз включается в цену указанного товара, и при этом на ярлыках товаров и ценниках, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога выделяться не должна.

При передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям переда­чи произведенных из давальческого сырья нефтепродуктов собственни­ку этого сырья, должна предъявляться к оплате указанному собственни­ку давальческого сырья. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза при этом должна быть выделена отдель­ной строкой.

Вычеты.

Вчастности, вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные им при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа и использованных в дальнейшем в качестве сырья для произ­водства других подакцизных товаров.

Вычеты могут производиться также в случае передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если давальческим сы­рьем являются подакцизные товары. В этом случае вычитаются суммы налога, предъявленные и уплаченные собственником указанного давальческого сырья при его приобретении или уплаченные им при ввозе этого сырья, выпущенного в свободное обращение на российскую территорию, а также суммы налога, предъявленные и уплаченные собственником это­го давальческого сырья при его производстве.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация