Защита в чрезвычайных ситуациях кем работать. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость

Главная / Земля

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

3.5.1. Основные принципы обеспечения безопасности населения и территории Российской Федерации

В основу концепции безопасности положены результаты анализа и обобщения последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране и за рубежом, а также достижения науки и техники в области обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды. Основное её назначение – достижение наиболее рационального уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации, снижение до минимума ущерба экономике, потерь населения и обеспечение эффективных действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Успешное решение задач по обеспечению безопасности населения и территорий достигается при поэтапном выполнении большого объема организационных технических и технологических мероприятий, значительная часть которых должна выполняться заблаговременно, т. е. до возникновения чрезвычайной ситуации. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На первом этапе выявляют потенциальные источники возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории или предприятии и оценивают риск их возникновения. Выявляя опасности природного характера, прежде всего оценивают потенциальную возможность возникновения землетрясений, наводнений, ураганов, экологических катастроф и массовых инфекционных заболеваний.

Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в техносфере выявляются с использованием принципа «нулевого риска». Он состоит в том, что на большинстве хозяйственных объектов, несмотря на принимаемые меры, всегда имеется вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (отклонение от нуля). На основе вероятностного анализа выявляются потенциально опасные производства, участки работ, а в населенных пунктах – потенциально опасные объекты производств.

На втором этапе прогнозируют последствия воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на население и подведомственные территории. Для этого используют методики, разработанные для каждого вида чрезвычайной ситуации с учетом особенностей (специфики) региона.

На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:

1) осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них;


2) организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

4) организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.

Комплекс мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них содержит:

Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей;

Оповещение населения и органов управления звеньев РСЧС об опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

Планирование действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

Обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Накопление и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты.

Все виды перечисленных профилактических мероприятий должны быть выполнены заблаговременно, чтобы обеспечить более надежную защиту населения и территории.

Защита населения в

До возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется накопление средств индивидуальной и коллективной защиты, составляются планы эвакуации населения по всем видам чрезвычайных ситуаций, и в ходе чрезвычайной ситуации они используются.

Устойчивая работа хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации обеспечивается по двум направлениям:

1) реализация требований норм проектирования при строительстве новых хозяйственных объектов;

2) внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы действующих хозяйственных объектов.

Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях строящихся хозяйственных объектов осуществляется при использовании специальных норм проектирования, государственных стандартов и отраслевых требований. Второе направление обеспечения устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации реализуется путем внедрения комплекса мероприятий на действующих хозяйственных объектах с целью повышения устойчивости функционирования слабых элементов инженерно-технического комплекса, систем управления, снабжения и других сторон деятельности хозяйственных объектов. Для этого на всех потенциально опасных хозяйственных объектах периодически составляют декларацию безопасности и проводят исследования устойчивости работы по каждому из возможных видов чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) проводятся при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки с использованием всех сил и средств РСЧС. Эти работы планируются заблаговременно, т.к. при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-политического характера образуются очаги поражения, зоны заражения, затопления, пожаров.

Обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы планируются заблаговременно, а реализуются при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

3.5.2. Выявление источников возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий

Для прогнозирования последствий сильных взрывов, землетрясений и катастрофических движений воздуха используется типовая методика, позволяющая определять масштабы и возможные последствия сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздуха.

Вначале определяют величину поражающих факторов, ожидаемых при возникновении этих видов чрезвычайных ситуаций, т.е. величину ΔР ф (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, кПа), силу землетрясения (в баллах), скорость урагана, смерча, бури (в м/с). Имеется математический аппарат для расчета величины ΔР ф в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС.

Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными в табл.7 приводится характеристика очага поражения.

Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения.

В случае сильных взрывов и землетрясений очаг возможного поражения изображают в виде концентрической окружности вокруг центра (эпицентра) взрыва (землетрясения), а в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха - в виде полос правильной и неправильной формы.

Форма и размеры очагов поражения, образующихся в случае возникновения крупномасштабных пожаров техногенного происхождения, зависят от следующих факторов:

Пожарная опасность производства;

Степень огнестойкости зданий и материалов;

Плотность застройки;

Метеорологические условия.

Пожарная опасность производства определяется технологическим процессом, видом готовой продукции предприятия, характеристикой инженерно-технического комплекса объекта и другими факторами.

По пожарной опасности объектам присваиваются пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Объекты нефтегазовой промышленности относятся обычно к категории А, т.к. являются одними из наиболее опасных в пожарном отношении.

Огнестойкость зданий и сооружений определяется способностью к возгоранию их элементов и пределами огнестойкости каких-либо частей зданий, сооружений. Предел огнестойкости – это предел в часах от начала воздействия огня на конструкцию до образования в ней трещин или достижения в ней температуры 200˚С, или до обрушения конструкции. Различают пять степеней огнестойкости зданий и сооружений: I, II, III, IV, V.

Плотность застройки – процентное отношение суммарной площади, занимаемой всеми зданиями и сооружениями предприятий, к общей площади территории хозяйственного объекта.

При плотности застройки менее семи процентов пожары практически не распространяются, т.к. между зданиями и сооружениями большие расстояния. При плотности застройки, равной 7-20%, могут возникать отдельные пожары. При плотности застройки более 20% обычно возникают сплошные, массовые пожары и огненный шторм.

Руководящие органы РСЧС на хозяйственном объекте анализируют имеющиеся данные и определяют местоположение возможных очагов горения, а также все факторы, влияющие на распространение пожаров, а затем на картах или схемах изображают возможные очаги поражения при интенсивных пожарах.

Таблица 7

Характеристика зон возможного очага поражения

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера стали бичом современного общества. Именно по этой причине подготовка специалистов по Защите в чрезвычайных ситуациях одна из важнейших задач ССУЗов работающих в составе МЧС. Профильные учебные заведения готовы начать подготовку специалистов в области Защиты в ЧС готовы принимать учащихся уже после 9 классов. Но получить образование по данной специальности можно не только в училищах МЧС, но и в других средних учебных заведениях.

Девятиклассники, поступившие на обучение по данной специальности должны будут проучиться 3 года 10 месяцев. В случае, если они выберут заочное или вечернее обучение то срок учебы увеличится до 5 лет 4 месяцев. Для тех, кто планирует получить специальность по углубленным программам срок обучения составит на 1 год больше. Дополнительный год обучения позволит выпускникам решать задачи организационного характера в области профессиональной деятельности.

Популярные материалы

По завершении обучения выпускники получат квалификацию Техник спасатель. С такой квалификацией они могут работать по профессиям:

  • Водитель автомобиля, вездехода, аэросаней и других мототранспортных средств;
  • Водолаз
  • Газорезчик, газоспасатель;
  • Пожарный или пожарный десантник;
  • Спасатель

Для выполнения профессиональных задач студентам придется научиться:

  • Сбору и обработке информации о нештатных ситуациях, в том числе и на местах развития чрезвычайных ситуаций;
  • Проводить оперативное планирование, организацию и выполнение мероприятий связанных с устранением последствий ЧС;
  • Заниматься мониторингом и прогнозированием развития ситуации на потенциально опасных объектах;
  • Выполнять работы по профилактике и предотвращению возникновения ЧС;
В рамках обучения по специальностями студенты пройдут обучение по предметам связанным с профилем деятельности. На этих занятиях они освоят основные сведения и получат практические навыки владения специальной техников, средствами связи и управления.

В рамках обучения для студентов организуют практические занятия. Практику студенты проходят в подразделениях МЧС, отрядах решающих поисково-спасательные отряды и т.д.

По завершении обучения студенты проходят итоговую аттестацию. Аттестация может быть проведена или в форме дипломной работы (проекта) или в виде государственного экзамена.

Заработная плата выпускников данной специальности может составлять суммы приведенные ниже:

HeadHunter Vacancy
HeadHunter Vacancy
  • Спасатель

    Создана: 26.03.2019

    Регион: Майлуу-Суу

    Предполагаемый уровень месячного дохода: не указан

  • Спасатель

    Вакансия компании: ОсОО Pro Olimp KG Travel

В этой статье, мы подробно объясним, что такое «Техносферная безопасность», дадим определение, расскажем об истории возникновения специальности, предоставим законодательные акты РФ и дадим рекомендации о том, стоит ли учиться по этому направлению. Мы также объясним, кем работать по направлению «Техносферная безопасность» и получать ли специальность «Техносферная безопасность».

Начнем…

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации.

Так что же это за специальность «Техносферная безопасность» и что нужно знать в первую очередь?

  • это главная специальность, которую необходимо получить специалисту по охране труда для осуществления своей деятельности. Вы это поймете, если дочитаете данную статью до конца;
  • это укрупненное направление подготовки среди специальностей по охране труда таких как «Безопасность технологических процессов», «Безопасность технологических производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Защита окружающей среды» и проч. Поэтому именно эту специальность мы рекомендуем получать прежде всего будущим, а также действующим специалистам по охране труда.

Специальность подходит тем лицам, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью. Выпускники по данной специальности в короткие сроки занимают руководящие должности. Например, становятся руководителями служб охраны труда.

В связи с тем, что государство уделяет особое внимание вопросам охраны труда на предприятии, спрос над данную специальность значительно превышает предложение. Поэтому проблем с трудоустройством не будет. Так, достаточно зайти на любой сайт вакансий, чтобы убедиться в этом.

Кем работать по специальности «Техносферная безопасность»?

Лица, прошедшие подготовку по специальности «Техносферная безопасность» могут работать по следующим профессиям:

— специалист по охране труда;
— инженер-эколог;
— специалист надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности
— специалист экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по ОТ и проч.)

Так, что это за специальность «Техносферная безопасность»? Все профессии этой специальности не связаны с физическим трудом. Необходимые умения — это прежде всего, знать законодательство в области охраны труда, соблюдать должностные инструкции и нормативные акты. Аналитические способности работника должны быть на среднем уровне. Данные профессии универсальны. Они сочетают в себе как гуманитарные, так и технические навыки. Выбор, кем работать по данной специальности за Вами!

Специальность «Техносферная безопасность», востребованность

Специалист по охране труда – это наиболее востребованная профессия. Об этой профессии можете прочитать на странице

Инженер-эколог – это специалист, который занимается вопросам сохранения окружающей среды. В процессе своей деятельности эколог изучает состояние поверхности земли, оценивает воздействие вредных веществ на атмосферу. Эколог может работать как в природоохранных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В настоящее время профессия инженера-эколога считается не очень востребованной, но в связи с тем, что государство начало уделять особое вниманию проблемам экологии, профессия эколога в будущем будет более востребована.

Специалист надзорных организаций – это фактически профессия «Государственный инспектор по труду». Инспектор труда является служащим трудовой инспекции. Он проводит проверки предприятий на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда. Профессия инспектора труда по специальности «Техносферная безопасность» является востребованной.

Специалист экспертных организаций – это прежде всего эксперт по оценки условий труда на предприятиях. Т.к. специальную оценку условий труда должны проходить все предприятия, поэтому данная профессия является востребованной.

Вывод: специальность «Техносферная безопасность» очень востребована! Вам достаточно сделать свой выбор, кем работать по специальности «Техносферная безопасность». А затем

Какая заработная плата специалистов по «Техносферной безопасности»?

При выборе любой профессии необходимо определиться, насколько она будет интересной и какова будет оплата труда. «Техносферная безопасность» — что это за специальность и какова зарплата? На первый вопрос мы ответили. Что касается оплаты труда, то можно сказать, что она выше, чем по другим специальностям.

Оплата труда «Техносферная безопасность» по состоянию на 2018 год по данным сайта HeadHanter :

Средняя заработная плата специалиста по охране труда:
Москва и Санкт-Петербург — 50-90 тысяч рублей
В северном регионе России – 50-70 тысяч рублей
В центральном регионе России – 25-35 тысяч рублей

Средняя заработная плата инженера-эколога:
Москва и Санкт-Петербург — 35-50 тысяч рублей
В северном регионе России – 35-40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 15-25 тысяч рублей

Средняя заработная плата государственного инспектора труда:
Москва и Санкт-Петербург — 55 тысяч рублей
В северном регионе России – 40 тысяч рублей

Средняя заработная плата эксперта по специальной оценки условий труда:
Москва и Санкт-Петербург — 45-65 тысяч рублей
В северном регионе России – 40-50 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей

Нужно ли специалисту по охране труда проходить подготовку по Техносферной безопасности?

Если вы собираетесь работать, либо уже работаете специалистом по охране труда, у вас может возникнуть вопрос: Получать ли специальность «Техносферная безопасность»? Постараемся ответить.

В настоящее время специалист по охране труда должен вести свою деятельность строго в соответствии с . В нем есть обязательное требование к должности специалиста. Занимать должность специалиста по охране труда имеют право лица, имеющие высшее или среднее образование по охране труда. В случае отсутствия должного образования по охране труда, специалист должен

Вывод:

Если Вы желаете работать специалистом по охране труда, Вам просто необходимо образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность»!

Если Вы уже работаете специалистом по охране труда в организации, то Вам достаточно иметь специальность в дипломе «Техносферная безопасность» либо аналогичную по охране труда, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств» и проч.

История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость

Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.

Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:

Код специальности Направления подготовки

280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей

В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».

В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.

В связи с этим вышел Приказ Минобрнауки РФ 17.09.2009 г. N 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» , в котором перечислены все возможные специальности для бакалавриата и магистратуры.

В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.

Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:

Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)

Техносферная безопасность

=

280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280201 Охрана окружающей среды
280102 Безопасность технологических процессов
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280200 Защита окружающей среды
280202 Инженерная защита окружающей среды

В 2013 году на смену Приказа 337 от 17.09.2009 года вышел Приказ 1061 от 12.09.2013 г. с обновленным перечнем специальностей . С точки зрения нашей специальности этот приказ ничего не поменял, кроме кода направления подготовки. Код направления подготовки «Техносферная безопасность» 280700 меняется на коды 20.03.01, 20.04.01 и 20.06.01.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация