Изымать участки для государственных нужд. Алгоритм и основания изъятия земельного участка для государственных, муниципальных нужд и в связи с использованием не по назначению

Главная / Земля

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

бесплатную консультацию:

+7 (499) 350-84-15 Москва +7 (812) 309-75-63 Санкт-Петербург

Вконтакте

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд – это вид совокупных гражданско-правовых и земельных отношений, который допускает к участию государственные или региональные органы власти с одной стороны, с другой стороны – владельца ЗУ или лицо, распоряжающееся им на иных основаниях.

Выражается в форме прекращения , основанного на законодательных нормах, допускающих изъятие. Опирается на Земельный кодекс РФ, в частности: статьи , , , , . Так же регламентируется статьёй 239 ГК РФ . Статьи 51 , 55 ЗК РФ определяют условия реквизиции ЗУ.

В случае с определяется расторжением договора аренды, инициируемым хозяйствующим субъектом, с предоставлением аналогичной замены или без предоставления. Расторжение допускается при получении согласия арендатора и составлении соглашения о добровольном расторжении, с определением технических моментов и нюансов правовых последствий.

Как правило, административные органы определяют условия равнозначной замены надела. При условии наличия возведённого капитального или иного строения, владельцу компенсируется его стоимость.

Предоставляемые органом власти, он вправе оспорить в суде только ту часть процедуры, которая связана с его имущественными правами, то есть с возведёнными им строениями и иными стоимостными объектами, расположенными на участке. При условии, что целевое использование допускало их возведение.

Иной вопрос возникает изъятием земельного участка у собственника . Его права более стабильны и определяют полноценное имущественное владение недвижимостью. Процедура изъятия у граждан в этом случае усложняется. Согласование производится поэтапно, а властям требуется добиться его согласия, либо получить решение суда. Собственник может предъявить претензии, как в сторону неравноценности предоставляемого надела, так и в сторону компенсации, которая предложена со стороны администрации, за стоимостные объекты, расположенные на его территории.

Если арендуемые земли переходят во владение хозяйствующему субъекту непосредственно, то находящиеся в собственности граждан – изначально снимаются с регистрационного учёта в записях Государственного кадастра недвижимости (ГКН), а затем отчуждаются муниципалитету с перерегистрацией права собственности и постановкой на , с присвоением нового кадастрового номера.

Основания, условия и причины принудительного изъятия

Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?

Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих :

  • строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
  • Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
  • Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
  • Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.

Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.

На этом основании изъятие допускается :

  1. при использовании ЗУ не в соответствии с установленным целевым назначением.
  2. В связи с его не использованием в течение определённого законодательством срока. (это называется изъятие неиспользуемых земельных участков)

Такое вмешательства государства в имущественные права недобросовестных земледельцев продиктовано тем, что земли относятся к важному экономическому ресурсу, допускающему повышение благосостояние граждан. Те из них, кто ориентируется лишь на инвестирование в землю, с целью дальнейшего накопления капитала за счёт повышения , поступает незаконно, нарушая возможности других граждан, желающих распоряжаться землёй по-хозяйски.

Особенно негативно относится орган власти к лицам, которые не проводят застройку участка, полученного для этих целей из числа земель ИЖС. Такие наделы ориентированы на повышение степени обеспечения граждан населённого пункта жильём. Недобросовестное удерживание ЗУ в бесхозном состоянии нарушает регламент планирования администрацией, жилищной политики региона.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Получение указания на изъятие ЗУ в соответствии целям и задачам проводимых или планируемых государством работ, определяется на федеральном уровне. Распоряжение носит резолютивный характер и передаётся в сторону региональных властей, которые обязаны:

  • ответить согласием;
  • принять к рассмотрению;
  • организовать работы по изъятию участков.

В число видов организационной деятельности входит нижеследующее:

  • согласование процедуры с правообладателем;
  • оценка частных владений;
  • установление выкупной стоимости;
  • процедура (выкупа).

Решение об изъятии земельного участка принимается органом местной власти на основании федеральной резолюции. Муниципалитет подготавливает постановление об изъятии и знакомит с ним граждан, попавших под программу расселения путём предоставления аналогичных условий или выкупа.

В Постановлении требуется указать :

  1. причины, на основании которых допускается прекращение права пользования;
  2. сроки, определённые для проведения работ;
  3. федеральная резолюция, регламентирующая изъятие;
  4. примерный план работ.

Постановление утверждается главой городского или областного исполкома, в зависимости от территории участков, подлежащих расселению. Если затрагиваются сельскохозяйственные земли или населённые пункты сельской администрации, копия документа отсылается в местный исполком. Так же в адрес районных центров выдаётся резолюция по привлечению уполномоченных лиц к исполнению распоряжений и организации работ.

Собственник земельного участка извещается о его изъятии трижды . В первом случае оно высылается после получения муниципалитетом федеральной резолюции, где формулируются причины проведения процесса, с опорой на составленное Постановление. Во втором случае граждане извещаются по окончании организационных работ, когда определяются основные их виды и выявлены участки, подлежащие изъятию. Третье извещение направляется в виде резолюции, требующей освобождения указанной территории.

Сроки изъятия регламентируются в отношении последнего уведомления, которое должно предоставляться заинтересованным лицам не позднее чем за 1 год до начала производства работ по расселению обозначенного массива. В течение указанного срока, граждане попавшие под программу изъятия земель обязаны составить соглашение с муниципалитетом или попытаться оспорить принятое исполкомом решение. По завершении указанного срока сопротивление принятому решению недопустимо, так как оно может нанести существенный вред проводимым работам, с вытекающими правовыми последствиями.

Соглашение об изъятии оптимальный вариант действий в данной ситуации. Однако граждане могут контролировать принцип соразмерности предоставления компенсации и предъявлять уместные требования и претензии, что не противоречит процедуре.

Соглашение об изъятии земельного участка, образец которого доступен и в конце статьи, составляется в свободной форме, бланки разрабатывает администрация. Для каждого собственника вносятся соответствующие его недвижимому имуществу параметры из числа следующих:

  • наименование уполномоченного органа;
  • сведения о собственнике;
  • технические и кадастровые характеристики ЗУ;
  • сведения (например, );
  • серия и номер свидетельства о собственности;
  • сведения о наличии (отсутствии) капитального строения;
  • технические и кадастровые характеристики строения;
  • стоимость недвижимости.
  1. Собственник обязуется освободить территории к указанному органом власти сроку.
  2. Администрация обязуется предоставить соразмерную компенсацию. Условия компенсации прописываются подробно.

На основании этого документа граждане получат обещанные условия для организации нового места проживания или ЗУ аналогичной и целевого назначения.
Это вся процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Чаще всего никаких особенностей и нюансов здесь не возникает.

Гарантии возмещения убытков

Принудительное изъятие земельного участка предусматривает возмещение убытков. Они возмещаются в предусмотренном Земельным и Гражданским законодательством,порядке. Они восполняются из бюджета того ведомства или структуры власти, которая инициировала проведение работ, причиной которых стало расселение граждан. Однако все действия координируются на уровне высших законодательных структур , что допускает принятие ими решения об использовании бюджетных средств по усмотрению. То есть фонды, из которых осуществляется компенсация, могут меняться, но для заинтересованных лиц, попавших под действие программы, санкционирование действий происходит при согласовании с местной администрацией, которая выступает гарантом имущественных интересов населения.

Глава местного исполкома получает полномочия по координированию работы с правообладателями ЗУ. Он обязан определить ресурс равноценного возмещения убытков на основании п.1 ст. 62 ЗК РФ . Равноценность не может устанавливаться субъективно, для этого проводится административная ревизия земель и оценка капитальных строений, на них располагающихся.

Установленная стоимость указывается в соглашении, составленном с собственником. На основании соглашения предоставляется:

  1. денежная компенсация;
  2. земельный участок;
  3. ЗУ и денежная компенсация;
  4. иные варианты по соглашению сторон.

Особенности временного изъятия ЗУ

Некоторые виды работ допускают временное изъятие земель с последующим возвращением. Они применяются, когда в целом проведение работ:

  1. не нарушает экологию территории;
  2. создаёт временные сооружения;
  3. не наносит порчу почве;
  4. возвращает ЗУ в изначальном виде;
  5. использует ЗУ короткий срок, не превышающий 3 лет.

Алгоритм изъятия аналогичен, но выкупа в данном случае не происходит , так как не возникает правовых оснований, допускающих постоянное использование со стороны государства или муниципалитета. Соответственно, сумма компенсации существенно уменьшается.

Нередко в таких случаях органы власти оформляют земли под публичный , который в принципе не возмещается. Однако граждане вправе затребовать во временное пользование другие , которые могут вернуть в назначенный срок.

При изъятии недвижимости на основании распоряжения органов власти, главным, регламентирующим права собственника документом, гарантирующим сохранение его имущественных прав, станет составленное с администрацией соглашение. В иных случаях – решение суда.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

+7 (499) 350-84-15 Москва +7 (812) 309-75-63 Санкт-Петербург

Вконтакте

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Земельный участок может быть выкуплен для государственных и муниципальных нужд. Решение о выкупе земельного участка принимается соответствующими органами исполнительной власти и подлежит государственной регистрации. О его принятии письменно уведомляется собственник не позднее, чем за один год до предполагаемого выкупа земельного участка. С согласия собственника земельный участок может быть выкуплен до истечения этого срока.

Выкуп земельного участка возможен лишь с согласия собственника

Плата за земельный участок (выкупная цена) , а также сроки и условия выкупа определяются соглашением сторон. Выкупная цена складывается из рыночной стоимости земельного участка, рыночной стоимости недвижимости, находящейся на земельном участке, а также всех убытков, причиняемых собственнику выкупом земельного участка, включая и упущенную выгоду.

По соглашению с собственником, ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением о выкупе земельного участка либо, если не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, то орган исполнительной власти, принявший решение о выкупе земельного участка, вправе в течение двух лет со дня письменного уведомления собственника о решении выкупить земельный участок, обратиться в суд, который и должен разрешить возникший спор.

Изъятие земельного участка.

Земельный участок также может быть изъят по решению органа исполнительной власти в следующих случаях:

    Если земельный участок не используется по назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законодательством.

В этот срок не включается:

а). время, необходимое для освоения земельного участка;

б). время, в течение которого невозможно использовать земельный участок из-за стихийных бедствий;

в). время, когда земельный участок невозможно использовать в виду наличия обстоятельств, исключающих такое использование.

    Если земельный участок используется с грубым нарушением правил рационального использования земель , т.е. используется не в соответствии с его назначением, использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель, значительно ухудшает экологическую обстановку.

Порядок изъятия земельного участка:

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельного участка, обязан заблаговременно известить собственника о допускаемых им нарушениях, и если собственник не устранит их, вправе принять решение об изъятии земельного участка.

Если собственник согласен с решением об изъятии земельного участка и письменно уведомит об этом орган, принявший решение об изъятии, то земельный участок продается с публичных торгов.

Если же собственник не согласен с изъятием земельного участка, то орган, принявший решение об его изъятии вправе обратиться в суд и земельный участок уже будет изыматься только по решению суда.

    Ограниченные вещные права на землю.

Среди вещных прав на землю выделяют не только право собственности, но и такие ограниченные вещные права, как право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитут, которые также предоставляют право владения, пользования и частично распоряжения земельным участком, но в объеме ограниченном, по сравнению с правомочиями собственника.

а). Право пожизненного наследуемого владения:

приобретается исключительно гражданами и только на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.


КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных имуниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав наземельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
5. Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

1. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т.е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст.281 ГК (см. коммент. к этой статье).
ЗК (ст.49) предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных: с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст.55).
Из положения комментируемой статьи о том, что выкуп земельных участков в зависимости от того, для чьих нужд они изымаются, осуществляется Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, можно сделать вывод, что выкупная цена выплачивается из средств соответствующих бюджетов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Комментируемая статья предусматривает, что указанные решения принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ. Отсюда вытекает, что если земельный участок необходим для федеральных нужд, то решение об его изъятии (выкупе) принимается федеральным органом исполнительной власти. Если земельный участок необходим для нужд субъектов РФ и муниципальных образований, то решение принимается исполнительным органом власти субъекта РФ. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд. Следовательно, при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии соответствующего решения.
Комментируемая статья предусматривает, что государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяются земельным законодательством. Действующее земельное законодательство пока не определило конкретных органов государственной власти, уполномоченных принимать указанные решение. ЗК (ст. 9 и 10) указывает лишь, что изъятие земель для нужд Российской Федерации и для нужд субъектов РФ является прерогативой соответственно Российской Федерации и ее субъектов. Статья 11 ЗК относит к полномочиям органов местного самоуправления изъятие земель для муниципальных нужд. Принимая во внимание норму комментируемой статьи, не дающую права органам местного управления принимать указанные решения, и во избежании коллизии данной нормы со ст.11 ЗК целесообразно следовать указанному выше правилу, в соответствии с которым органы местного самоуправления принимают решение об обращении в органы исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием необходимости принятия решения об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков. Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии: стадию предварительного согласования места размещения объекта и стадию принятия уполномоченным государственным органом решения об изъятии земельного участка.
На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, т.е. до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка.
3. В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка применяется его письменное уведомление обэтом органом, принявшим решение об изъятии. С учетом указанного выше порядка изъятия земельного участка это практически означает, что земельный участок может быть изъят у собственника только через год после принятия соответствующего решения. Но в соответствии с действующим порядком изъятия земель для государственных и муниципальных нужд собственник практически уведомляется об этом раньше принятия решения об изъятии земельного участка, а именно на стадии предварительного согласования. В связи с этим принципиальное правило о том, что изъятие земельного участка у собственника может иметь место не ранее чем через год после его уведомления, следует увязать со стадией предварительного согласования места размещения объекта.
4. Комментируемая статья допускает изъятие части земельногоучастка только с согласия его собственника. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправеобратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен сизъятием части его участка, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, то тогда может быть поставлен вопрос об изъятии всего земельного участка по изложенной процедуре, включая и судебное рассмотрение спора.
5. ЗК (ст.63) предоставляет собственнику земельного участка ряд дополнительных к п.3 комментируемой статьи гарантий, к которым относится следующее. Изъятие земельных участков для указанных нужд, в том числе путем их выкупа, осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды; возмещения рыночной стоимости земельного участка, еслиему бесплатно не предоставлен в собственность равноценный земельный участок.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация