Регистрация объектов недвижимости осуществляется. Новые правила регистрации недвижимости. Какие объекты недвижимости подлежат государственной регистрации

Главная / Земля

Страница 16 из 22


Объекты государственной регистрации

Все объекты, подлежащие государственной регистрации и учету, можно, исходя из ГК РФ
(ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона о госрегистрации, объединить в пять групп: право собственности, вещные права, ограничение прав, сделки с недвижимым имуществом и сами физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной, общей и др.

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Согласно ст. 216 ГК РФ вещные права? это право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ), право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ) и другие права. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут их осуществлять самостоятельно, без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на недвижимость к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются (п. 3 ст. 216 ГК РФ), и они могут продолжать в отношении имущества свои правомочия (действия), предусмотренные соответствующими статьями ГК РФ (ст. 216, 265, 268, 294, 296). Поэтому любое вещное право, регламентируемое ГК РФ, должно быть зарегистрировано.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитута (ст. 274, 277 ГК РФ), ипотека (ст. 334 ГК РФ); доверительное управление (ст. 1017 ГК РФ) и аренда (ст. 651, 658 ГК РФ), которые имеют неодинаковую правовую природу. Так, сервитут? это ограниченное вещное право, ипотека? способ обеспечения обязательств, а аренда и доверительное управление? договорные обязательства. Следует обратить внимание на кажущееся несоответствие положений ГК РФ, где говорится о регистрации договоров аренды, и Закона о госрегистрации (ст. 26), где имеется в виду регистрация прав аренды недвижимого имущества. Поскольку само право аренды воплощается в договоре аренды, то и регистрироваться должен именно договор как носитель права аренды.

Права же и обязанности арендодателя и арендатора, возникающие из договора аренды, являются обязательственными, и, по ГК РФ, они не должны регистрироваться.

Государственная регистрация передачи недвижимости в доверительное управление осущест-вляется в том же порядке, что и переход права собственности. Согласно ст. 30 Закона о госрегистрации любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

Четвертая группа объектов регистрации? действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мены, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продаже с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и ст. 25 Закона о госрегистрации, вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания недвижимого имущества, или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Особое место занимают сделки, совершенные до вступления в действие Закона о госрегистрации. В соответствии с п. 2 ст. 6 данного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются действительными без их государственной регистрации, которая может проводиться по желанию их обладателей. Если же регистрируются сделки с объектами недвижимости после введения в действие Закона о госрегистрации, то требуется регистрация на этот объект прав, возникших раньше, т.е. до введения рассматриваемого нормативного акта.

Кроме государственной регистрации могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ), а также кадастровый и техничес-кий учет (инвентаризация) объектов недвижимости, т.е. описание и индивидуализация земельного участка, здания и др. объектов. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет имущества, который ведут различные государственные органы (БТИ, земельная служба и др.). Субъектами государственной регистрации являются держатели прав на недвижимое имущество.



Оглавление
Механизм управления недвижимостью
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цели и принципы управления недвижимым имуществом
Формы государственного регулирования рынка недвижимости
Управление имущественным комплексом в г. Москве
Демократизация управления недвижимостью? народные предприятия
Государственное регулирование земельных отношений
Цели и формы государственного регулирования земельных отношений
Функции государственного регулирования земель

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствие с ГК РФ.

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Вещные права -- это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда, которые имеют неодинаковую правовую природу.

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мен, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Кроме государственной регистрации, может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет объектов недвижимости, который ведут различные государственные органы (БТИ, КЗРиЗ и др.).

Субъектами государственной регистрации являются собственники объектов недвижимости, держатели прав на них (арендаторы, пользователи, обладатели сервитутов и др.), с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т. е. в соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер - сжатое, цифровое выражение набора характеристик объекта, исключающее его смешение (отождествление) с другим объектом. Федеральный закон определяет кадастровый номер как «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета...».

Государство гарантирует права на объекты недвижимости, которые становятся товаром только после государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат, кроме прав на недвижимое имущество, и все сделки с объектами недвижимости. Так, при продаже коммерческого объекта недвижимости стороны обязаны осуществить сначала государственную регистрацию заключенного договора на его продажу, затем по передаточному акту произвести фактическую передачу этого объекта покупателю, после чего осуществить государственную регистрацию права собственности покупателя на этот объект недвижимости.

Несоблюдение сторонами государственной регистрации сделки с объектами недвижимости влечет ничтожность сделки. Однако, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации заключенной сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Права на объекты недвижимости в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. В соответствии с ГК сделка с недвижимостью, не прошедшая регистрацию, не порождает правовых последствий. Порядок регистрации установлен ст. 131 ГК РФ.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости с 1 февраля 1998 г. осуществляется на основании закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-Ф3 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С этого момента времени государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней стала юридическим актом признания и подтверждения возникновения, ограничения или прекращения прав на недвижимость. Государственная регистрация производится по единой системе записей по каждому объекту в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним , который хранится бессрочно . Осуществляется регистрация в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость – регистрационной палате.

ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, заключающие в себя правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и книги учета документов.

Дела правоустанавливающих документов открываются на каждый объект недвижимости, который идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел ЕГРП. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимости, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках о справках из ЕГРП, об иных документах.

Идентификация объекта недвижимости осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Кадастровый номер необходим для кодировки объекта недвижимости; увязки земельного участка и объектов недвижимости, на нем находящихся; увязки объектов недвижимости с определенной территорией, экономической зоной, административным районированием, увязки графической и семантической информации в базе данных.

Кадастровый номер строений или других объектов недвижимости строится на основе кадастрового номера земельного участка с дополнением номера объекта на земельном участке.

Кадастровый номер имеет иерархическую структуру – от номера субъекта Российской Федерации до номера конкретного объекта недвижимости А: Б: В: Г: Д: Е, где:

    А – номер субъекта РФ, определяемый Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству;

    Б – номер административно-территориального образования, входящего в состав субъекта РФ, определяемый органом исполнительной власти данного субъекта;

    В – номер зоны (микрорайона, квартала, иной учетной единицы), утвержденной органом местного самоуправления;

    Г – номер земельного участка, присваиваемый исходя из существующего порядка учета земельных участков;

    Д – номер здания или сооружения, присваиваемый исходя из существующего порядка их учета;

    Е – номер жилого или нежилого помещения, присваиваемый в соответствии с существующим порядком их учета;

: – разделитель составных частей кадастрового номера.В случае если в установленном порядке объекту недвижимости не

присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимости в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.

ЕГРП состоит из отдельных разделов, идентифицированных кадастровым или условным номером определенного объекта недвижимости (рис. 5.2). Каждый раздел состоит из трех подразделов, т.е. законом установлена трехзвенная классификация объектов недвижимости:

– первое звено – земельный участок;

– второе – здания, сооружения и иные объекты недвижимости, связанные с землей;

– третье – объекты, входящие в состав здания, сооружения (квартиры, нежилые помещения и иные объекты).

При подаче заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу «Особые отметки» ЕГРП вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязаний в отношении данного объекта.

Регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если

ограничение регистрируется не правообладателем, обязательно уведомление правообладателя о зарегистрированном ограничении. Регистрация ограничений права возможна только при наличии регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе.

I. Краткое описание каждогообъекта недвижимости (адрес,вид, площадь, назначение и инаянеобходимая информация)

II. Записи о праве собственности ииных правах на каждый объектнедвижимости, имяправообладателя, данныеудостоверения личностифизического лица, адрес,указанный правообладателем, видправа, размер доли в праве и т.д.

III. Записи об ограничениях(обременениях) правасобственности и других прав нанедвижимое имущество, датавнесения записи, имярегистратора и его подпись. Взаписях об ограничении правауказывается содержаниеограничения, срок его действия

Рис.5.2. Структура Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости

Регистрация возникновения и перехода прав на объекты недвижимости удостоверяется свидетельством, а регистрация договоров и иных сделок – специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельства и специальной надписи устанавливается правилами ведения ЕГРП.

Как в ГК РФ, так и в Законе о регистрации словосочетание «регистрация прав на недвижимость» всегда сопровождается определением «государственная». Этим подчеркивается, что регистрация объектов недвижимости является исключительно функцией

государства . Соответственно и осуществлять свои функции государство может только через свои органы и учреждения. Делегирование государственных функций коммерческим структурам , даже учрежденным государством и находящимся в его собственности, недопустимо .

Регистрация объекта недвижимости и регистрация прав – это два разных вида деятельности, требующих различных методов и знаний в абсолютно разных областях . Так, описание объектов недвижимости, которые существуют независимо от прав на них, требуют технических знаний, а установление прав на них – это юридическая практика.

Подлежат регистрации:

    Объекты недвижимости – земельные участки, участки недр, обособленные водные бассейны, здания и сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, вновь создаваемые объекты, кондоминиумы, незавершенное строительство.

    Права собственности – государственной, частной, общей совместной, общей долевой, в силу давности приобретения, другие формы.

    Вещные права – хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного пользования земельным участком, иные права.

    Ограничения прав – сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда, арест, лизинг, другие ограничения.

    Сделки, обеспечивающие: возникновение прав, изменение прав, подтверждение прав.

    Особые условия – права, возникшие до 01.02.1998 г., действительны без госрегистрации; госрегитсрация в субъектах РФ и муниципалитетах до 01.02.1998 г. действительна; госрегистрация сделок после 02.02.1998 г. требует регистрации прав на объект, возникших до 02.02.1998 г.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией возможно осуществление специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимости.

Закон о государственной регистрации детально регламентирует и устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии (рис.5.3).

Отношения по регистрации прав на объекты недвижимости регулируются только актами федерального законодательства.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется Главным управлением Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС) по месту нахождения объекта недвижимости. Основной задачей ГУ ФРС является осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенным на территории регистрационного округа.

Прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям закона

Регистрация предъявленных документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации

При отсутствии противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления внесение записи в ЕГРП

Сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами для выявления возможных

противоречий

Совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверения (особого вида свидетельств) о

регистрации

Рис. 5.3. Порядок регистрации прав на недвижимость

Поскольку право собственности возникает не с момента заключения соглашения, а с момента государственной регистрации сделок, то проверяться должен именно переход права на объект недвижимости.

Регистрационная процедура начинается с приема регистратором от заявителя пакета документов, и после уплаты государственной пошлины.

Помимо этого, к каждому типу сделки необходимо приложить свой комплект документов, соответствующий сделке, и опись, заверенную подписью заявителя.

При поступлении в ФРС заявлений и соответствующих документов на государственную регистрацию перехода права на один из объектов недвижимости, находящийся в другом регистрационном округе, ФРС направляет сообщение об этом в учреждение юстиции по регистрации прав, на территории регистрационного округа которого расположен объект сделки, и запрашивает у поименованного выше учреждения юстиции по регистрации прав сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимости, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимости. Срок ответа на запрос составляет 5 дней.

Срок рассмотрения, приостановки и прекращения заявки на переход прав на недвижимое имущество по закону – 30 дней.

Сделка с недвижимым имуществом должна быть нотариально удостоверена и зарегистрирована в госоргане, осуществляющем государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству на право обладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке, либо совершением подписи на документе, представленном для регистрации.

Государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу – при предъявлении документов, подтверждающих регистрацию данного предприятия и полномочия его представителя)

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суде.

Правовое обеспечение операций с недвижимостью установлено ГК РФ (часть II).

Продажа недвижимости регулируется статьями 549-558, предприятия – статьями 559-566; аренда зданий и сооружений – статьями 650-655, предприятий – 656-664 ГК РФ.

Переход права собственности на недвижимость к покупателю недвижимости по договору продажи подлежит государственной регистрации. В договоре продажи недвижимости должна быть предусмотрена цена этого имущества.

По договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передается право на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры или их части, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после приобретения его покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется в договоре продажи на основе полной инвентаризации предприятия.

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены участниками сделки:

– акт инвентаризации;

– бухгалтерский баланс;

– заключение независимого аудитора о состоянии и стоимости предприятия;

– перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, должны быть до его передачи покупателю письменно уведомлены о его продаже или продавцом, или покупателем.

Все объекты, подлежащие государственной регистрации и учету, можно, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона о госрегистрации, объединить в пять групп: право собственности, вещные права, ограничения прав, сделки с недвижимым имуществом и сами физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету (схема 22.4).

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной, общей и др.

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Согласно ст. 216 ГК РФ вещные права - это право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ), право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ) и другие нрава (см. схему 22.4). По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут их осуществлять самостоятельно, без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на недвижимость к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются (п. 3 ст. 216 ГК РФ), и они могут продолжать в отношении имущества свои правомочия (действия), предусмотренные соответствующими статьями ГК РФ (ст. 216, 265, 268, 294, 296). Поэтому любое вещное право, регламентируемое ГК РФ, должно быть зарегистрировано.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ), ипотека (ст. 334 ГК РФ), доверительное управление (ст. 1017 ГК РФ) и аренда (ст. 651, 658 ГК РФ), которые имеют неодинаковую правовую природу. Так, сервитут - это ограниченное вещное право, ипотека - способ обеспечения обязательств, а аренда и доверительное управление - договорные обязательства. Следует обратить внимание на кажущееся несоответствие положений Г К РФ, где говорится о регистрации договоров аренды, и Закона о госрегистрации (ст. 26), где имеется в виду регистрация прав аренды недвижимого имущества. Поскольку само право аренды воплощается в договоре аренды, то и регистрироваться должен именно до говор как носитель права аренды.

Права же и обязанности арендодателя и арендатора, возникающие из договора аренды, являются обязательственными, и, по ГК РФ, они не должны регистрироваться.

Схема 22.4.

Государственная регистрация передачи недвижимости в доверительное управление осуществляется в том же порядке, что и переход права собственности. Согласно ст. 30 Закона о госрегистрации любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только па основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мены, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продаже с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и ст. 25 Закона о госрегистрации вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости на дачном или садоводческом земельном участке либо создания гаража или иного объекта недвижимости, для строительства которого не требуется разрешения на строительство и содержащим описание объекта, является декларация (ст. 253 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.)

Приложение 1.

Приложение № 2. Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости

  • 1. Настоящие Требования устанавливают правила оформления декларации об объекте недвижимости (далее Декларация).
  • 2. Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем (далее - лицо, заполнившее Декларацию) в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости).
  • 3. В соответствии счастью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"1 Декларация является неотъемлемой частью технического плана.
  • 4. Декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости.
  • 5. В состав Декларации включаются следующие реквизиты: "Адрес (местоположение) объекта недвижимости", "Вид и назначение объекта недвижимости", "Кадастровый помер", "Техническое описание объекта недвижимости", "Правообладатель объекта недвижимости", "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости", "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости".
  • 6. Декларация может оформляться на бумажном либо на электронном носителе в виде электронного документа.

Декларация, оформленная в виде электронного документа, заверяется электронной цифровой подписью лица, заполнившего Декларацию. В указанном случае оформления Декларации на бумажном носителе не требуется.

Декларация на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров.

7. Декларация на бумажном носителе должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего Декларацию.

Подпись лица, заполнившего Декларацию, проставляется на обороте последнего листа Декларации.

8. Оформление Декларации на бумажном носителе может производиться с применением технических средств, а также ручным (от руки) или комбинированным способом. Внесение текстовых сведений ручным способом производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета.

Оформление Декларации карандашом, а также опечатки, подчистки, приписки, зачеркивания и иные исправления не допускаются.

Все записи, за исключением установленных законодательством случаев, производятся па русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Декларация оформляется на листах формата А4.

9. Нумерация листов Декларации является сквозной в пределах документа.

Если сведения, относящиеся к какому-либо реквизиту, не уметаются на одном листе, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице воспроизводятся следующие сведения: слова "Декларация об объекте недвижимости" и название соответствующего реквизита Декларации.

  • 10. Незаполненные строки реквизитов Декларации не исключаются, в таких строках проставляется знак "-" (прочерк).
  • 11. В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается официально присвоенный (почтовый) адрес. Наименования города, населенного пункта, некоммерческого объединения граждан, улицы, номера дома, корпуса, строения, квартиры указываются в случае их наличия.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в строку "Иное" реквизита "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" вносится описание местоположения объекта недвижимости с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.).

Дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.

12. В реквизите "Вид и назначение объекта недвижимости" в выбранных ячейках проставляется знак "V".

При этом указываются следующие сведения:

для здания - один из видов назначения здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

для помещения - один из видов назначения помещения (жилое или нежилое), для жилых помещений дополнительно указывается вид помещения (комната или квартира);

для сооружения в строке "Назначение сооружения" - дополнительно его назначение (например, "линейное", "гидротехническое" и т.п.).

13. В случае, если Декларация заполняется и отношении здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, в реквизите "Кадастровый номер" указывается кадастровый номер земельного участка (участков), в границах которого расположен объект недвижимости.

В случае, если Декларация заполняется в отношении помещения, указывается кадастровый номер здания (сооружения), в пределах которого расположено помещение.

В случае, если Декларация заполняется в отношении комнаты, указывается кадастровый номер квартиры, в пределах которой расположена комната.

14. В реквизите "Техническое описание объекта недвижимости" в выбранных ячейках проставляется знак "V" и указывается площадь объекта недвижимости с точностью до одной десятой квадратного метра.

В случае, если назначение объекта недвижимости (здание, помещение) указано как жилое, в общую площадь не включаются площади лоджий, балконов, веранд, террас.

В ячейке "Этаж" указывается номер этажа, на котором расположено помещение.

Сведения о материале наружных стен указываются в случае, если объектом недвижимости является здание.

15. В реквизите "Правообладатель объекта недвижимости" указываются следующие сведения:

в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания, адрес электронной почты;

в отношении юридического лица (в том числе органа государственной власти или органа местного самоуправления, выступающего от имени правообладателя - публичного образования), иностранного юридического лица - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянного действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), адрес электронной почты;

в отношении иностранного юридического лица - полное наименование, страна регистрации (инкорпорации), регистрационный номер, дата регистрации, адрес (места нахождения) в стране регистрации (инкорпорации), адрес электронной почты;

в отношении Российской Федерации и соответствующей ячейке проставляется знак "V";

в отношении субъекта Российской Федерации, муниципального образования, иностранного государства в соответствующей ячейке проставляется знак "V", а в соответствующей строке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования (согласно уставу муниципального образования) или иностранного государства.

16. В случае, если Декларация оформляется представителем правообладателя объекта недвижимости или лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени соответствующего юридического лица, в реквизите "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости" указываются следующие сведения о лице, заполнившем Декларацию:

фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя объекта недвижимости.

17. В реквизите "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости" указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих право на объект недвижимости.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания недвижимого имущества, или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Особое место занимают сделки, совершенные до вступления в действие Закона о госрегистрации. В соответствии с п. 2 ст. 6 данного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются действительными без их государственной регистрации, которая может проводиться по желанию их обладателей. Если же регистрируются сделки с объектами недвижимости после введения в действие Закона о госрегистрации, то требуется регистрация па этот объект нрав, возникших раньше, т.е. до введения рассматриваемого нормативного акта.

Кроме государственной регистрации могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ), а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости, т.е. описание и индивидуализация земельного участка, здания и др. объектов. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет имущества, который ведут различные государственные органы (БТИ, земельная служба и др.). Субъектами государственной регистрации являются держатели прав на недвижимое имущество (см. схему 22.3).

Рассматривая, какие объекты подлежат регистрации, стоит понимать важность этого процесса, как для владельца имущества, так и для органов власти. Госрегистрация - комплекс мер, направленных на официальное оформление имущества, отражение ограничений (обременений) по отношению к нему, а также перехода (прекращения) прав на недвижимость.

Главной целью проведения госрегистрации является защита прав владельцев имущества, а также внесение сведений о сооружении в государственный реестр. Окончание процесса подтверждает факт существования права собственности на конкретное имущество. Какие объекты подлежат государственной регистрации в 2018 году? Какой недвижимости это требование не касается? Рассмотрим эти моменты подробно.

Имущество, подлежащее регистрации, можно условно разделить на пять групп. Рассмотрим каждую их них подробно:

  1. Права собственности. К этой категории относятся права на различные формы владении, в том числе государственную, общую, частную и иные виды.
  2. Вещные права. Особенность в том, что лица, не относящиеся к категории хозяев, имеют меньшие возможности. Вещное право дает возможность владения, управления и пожизненного наследования имущества. Такие права несут абсолютный характер, что подразумевает возможность их осуществления без привлечения 3-их лиц. Интересно, что даже при получении права владения недвижимостью иным лицом, вещное право остается в силе. Вот почему его регистрация является обязательной.
  3. Ограничения прав. Рассматривая, какие объекты подлежат государственной регистрации, важно отметить обременения на права по отношению к имуществу. Здесь речь идет об ипотечном кредитовании, сервитутах, арендном соглашении, а также иных сделках, имеющих индивидуальные особенности. По сути, сервитут подразумевает ограничение вещного права. Что касается ипотечного кредита, здесь речь идет об обременении на залоговое имущество (до полной выплаты заемщиком задолженности по займу).
  4. Операции с недвижимостью. Не секрет, что право собственности не возникает на ровном месте. Оно появляется после оформления различных договоров, а именно обмена, покупки и продажи, передачи имущества в дар, реконструкции и так далее. При проведении сделок с имуществом регистрация прав производится на базе бумаг, которые подтверждают право применения ЗУ для возведения постройки, а также с помощью проекта или его описания. В первую очередь это касается незавершенных сооружений.

Отдельного внимания заслуживают операции, которые произведены до начала действия закона о регистрации. Так, с учетом статьи 6 (пункта 2) права на недвижимость, появившиеся до начала действия Закона, считаются теми, что имеют силу. Основанием является желание собственников (правообладателей). Если сделка регистрируется уже после вступления в силу упомянутого закона, необходимо «работать» с теми правами на объект, которые появились до вступления в силу нормативного документа.

  1. Непосредственно физические объекты (их рассмотрим ниже).

Кроме госрегистрации, может проводиться специальная работа по учету некоторых видов имущества. В большинстве случаев необходим учет в кадастре, а также техучет. В этом случае производится фиксация сведений о земельном участке, сооружении или иной недвижимости. При этом нельзя объединять под одну «гребенку» разные виды учета (правовой и технический).

Какие объекты недвижимости подлежат государственной регистрации?

В этом разделе подробно рассмотрим имущество, которое подлежит регистрации и включается в пятую группу классификации (рассмотрена выше). В нее входит следующая недвижимость:

  • Участки недр и земельные наделы.
  • Леса, насаждения.
  • Сооружения, а также их элементы. Сюда же относятся элементы инфраструктуры (транспортной, инженерной).
  • Здания и их составляющие.
  • Нежилые объекты, а также компании (те, что позиционируются как имущественные комплексы).
  • Жилые здания, имеющие помещения, предназначенные для проживания и технического характера. В этот же пункт необходимо включать дачные домики на участках, где предусмотрено право регистрации и проживания в них.
  • Квартиры и их составляющие, а также служебные и прочие помещения.
  • Комнаты.
  • Садовые домики, гаражи, а также иные постройки, имеющие потребительское назначение.
  • Жилые постройки, в которых нельзя проживать, а также хозпостройки на садовых участках.
  • Незавершенные объекты, а также кондоминиумы.
  • Прочие сооружения, которые относятся к категории недвижимости и должны быть поставлены на учет.

Какие объекты недвижимости не подлежат регистрации?

Приведенный выше перечень имеет общий характер. С его помощью трудно разобраться, какие объекты требую госрегистрации, а в отношении какого имущества эта процедура не является обязательной. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к пояснениям Росреестра.

Сотрудники упомянутого органа напоминают, что права на имущество появляются после регистрации объекта. При этом к категории «недвижимости» относятся сооружения, имеющие тесную связь с земельным участком. Это значит, что перенести объект без нанесения ему значительного вреда не получится. По закону к недвижимости можно отнести ЗУ, различные объекты (жилые и нежилые), недостроенные здания и так далее.

Покупая или создавая недвижимость, люди и юрлица стараются быстрей оформить права на эти объекты, для чего они оформляют заявление, готовят пакет бумаг и передают все это в регистрирующие органы. Но бывает, что регистратор отказывает заявителю с пояснением, что конкретный объект не подлежит госрегистрации. Причина затруднений в том, что в законодательстве нет четких указаний по поводу того, что можно регистрировать, а что - нет.

При получении негативного решения люди обращаются в судебные органы в надежде защитить интересы. В итоге суд выносит аналогичное решение, что приводит к потере времени и денег на разбирательства. Чтобы избежать этого, важно знать, какие объекты подлежат госрегистрации (в том числе в отношении права собственности), а что регистрировать не нужно.

Временные объекты

Сразу отметим, что регистрации не требуют временные объекты, к примеру, небольшие торговые точки или павильоны, находящиеся на остановках. Особенность в том, что земельные наделы для таких сооружений отводятся на конкретный период. Сами объекты изготавливаются с применением легких материалов, которые при необходимости можно легко разобрать (как правило, это сэндвич-панели). Использование таких конструкций свидетельствует о том, что конструкцию можно демонтировать и переместить на иное место. При этом функционально объект никак не пострадает.

Оформлять техпаспорт на объект, который не относится к недвижимости, для закрепления этого статуса бессмысленно, ведь по законодательству наличие такого документа не позволяет говорить о статусе имущества. Иными словами, если на объект оформлен техпаспорт, это еще не подтверждает необходимость регистрации сооружения.

Объекты вспомогательного назначения

Кроме того, регистрация права собственности не требуется по отношению к сооружениям, которые имеют вспомогательный характер. Задача таких объектов заключается в дополнении главного здания, расширение его функциональности. Такая постройка не имеет самостоятельной функции, поэтому в ее регистрации также нет нужды. В качестве примера можно привести ж/б забор, построенный вокруг какого-либо объекта или блочный пункт возле газопровода. В указанных выше случаях основные здания подлежат регистрации, в вот вспомогательные постройки - нет.

При этом собственник вправе использовать такие объекты с учетом функционального назначения при проведении коммерческой деятельности по отдельности от основной вещи. Интересно, что вспомогательное сооружение может относиться к капитальным, но регистрировать его все равно не требуется. Кроме того, наличие техпаспорта и постановка на учет в кадастре еще не подтверждает тот факт, что объект является самостоятельным.

Стоит учесть, что некоторые объекты такого рода все-таки подлежат регистрации. Речь идет о сооружениях, права на которые должны быть зарегистрированы с учетом «дачной амнистии». Это актуально, если объект расположен на ЗУ в саду или на даче. В виде примеров можно привести баню, погреб, хозпостройку или иное сооружение.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация