Когда федеральные законы вступают в силу? Пресса о вас рф

Главная / Земля

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

По истечении... со дня официального опубликования;

По истечении... после дня официального опубликования;

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и ) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.

Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11) , Налоговым кодексом РФ . Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5 , и ). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".

Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу. По одной из них, использовать нормы отраслевых кодексов для исчисления сроков вступления в силу НПА нет оснований, так как этими кодексами устанавливается порядок исчисления сроков для регулирования конкретных видов правоотношений. Другая точка зрения предполагает возможность частичного использования норм отраслевых кодексов, в частности, статей 191 и Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), устанавливающих соответственно начало и окончание течения срока, определенного периодом времени. При этом следует исходить из допустимости применения гражданского законодательства по аналогии на основании статьи 6 названного Кодекса.

Но даже если частично и использовать нормы ГК РФ, то неоднозначность все равно остается. Так, статьей 192 установлено, что "срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока". Возникает вопрос: срок истекает в 00 часов или в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока? Например, нормативный акт опубликован 1 января и вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Если считать, что срок начал течь со дня публикации, т.е. с 1 января, то дату вступления в силу документа можно определить как 1 февраля (если срок истекает в 00 часов), так и 2 февраля (если срок истекает в 24 часа). А, применив ГК РФ, в соответствии с которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, можно получить следующие варианты дат - 2 февраля и 3 февраля. Таким образом, при различных вариантах исчисления сроков можно получить разные даты.

Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.

Пример 1.

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

1 января 2017 года в России вступил в силу ряд новых законов, правил, тарифов, налогов и других официальных документов. Редакция РАПСИ изучила все нововведения и выбрала самое актуальное, важное и интересное для разных социальных категорий своих читателей.

Что изменилось для пользователей медицинских услуг

Высокотехнологичная медицинская помощь станет доступнее. Ранее она финансировалась за счет средств федерального бюджета по квотам, теперь средства на нее будут выделяться напрямую из бюджета Федерального фонда медицинского страхования (ФОМС), благодаря чему должна значительно упроститься и ускориться процедура получения помощи. Также упрощается и порядок направления российских граждан на лечение за пределы России.

С другой стороны, введено ограничение на выдачу анаболиков во всех лекарственных формах, кроме гелей, кремов и мазей. Ранее они выписывались по рецептам без количественного ограничения, теперь же рекомендовано выписывать их по одной упаковке на рецепт. Вероятно, такими методами решено бороться с проблемой допинга.

С 2017 года в РФ заработает федеральный реестр инвалидов. На первом этапе, с 1 января, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

Каждый инвалид получит доступ к «личному кабинету», где сможет ознакомиться с информацией о денежных выплатах, мерах социальной поддержки, ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

Заработает федеральный регистр людей с ВИЧ, который призван помочь получить полную информацию о количестве больных, по лечению и обеспеченности лекарствами. Благодаря его работе появится возможность перейти к адресным закупкам препаратов для терапии вируса в зависимости от потребностей каждого внесенного в регистр пациента. Вводить принудительное включение в регистр и ответственность за непостановку на учет не планируется.

Что изменилось для интернет-пользователей

Иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, теперь обязаны платить НДС в размере 18% .

Последствием этого «налога на Google» возможно станет соответствующий рост стоимости некоторых книг, фильмов, программ и игр, которые продают через интернет. В частности, корпорация Google разослала пользователям своих сервисов уведомление о возможном росте стоимости подписок на 18%.

Официально это изменение призвана уравнять условия для российских и иностранных интернет-компаний. Однако представители отрасли отмечают, что российские компании, которые используют иностранные платформы для реализации своего контента (например, iTunes, AppStore, Google Play), могут также попасть под действие документа, в результате чего есть риск, что им дважды придется платить НДС.

Зато благодаря другим поправкам в Налоговом кодексе российским пользователям интернета теперь оплата госуслуг будет стоить на 30% дешевле, чем их стоимость офлайн. Станут дешевле и услуги ГИБДД - оплата госпошлины при регистрации транспорта физических лиц, получении водительских удостоверений и другие. Онлайн теперь можно будет купить и полис ОСАГО в электронном виде.

Также начнут принимать документы через интернет российские суды: такая возможность появилась на официальных сайтах всех судов общей юрисдикции. Чтобы подать документы, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Данный порядок не распространяется на подачу электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также на запросы, жалобы или предложения.

Что изменилось для работодателей, предпринимателей и работников

Работодатели смогут проверить квалификацию своих работников. Начнет работать система независимых центров оценки соответствия соискателей положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Для этого работодателю потребуется только получить у проверяемого письменное согласие и оплатить экзаменацию. Работодатели, которые будут направлять работников для прохождения оценки квалификации, смогут претендовать на налоговые льготы.

При желании и сами работники получат возможность сдать экзамен, чтобы доказать соответствие своей квалификации профстандартам и требованиям. В этом случае прохождение экзамена оплачивается самим работником. В случае успешного прохождения оценки квалификации работнику будет выдано свидетельство о квалификации. Результаты неудовлетворительно пройденного экзамена можно оспорить.

Также коснутся работодателей новые условия оформления трудовых отношений: теперь все страховые взносы будут курировать налоговые органы. Вместо страховых плат в различные фонды им нужно будет платить единый социальный страховой сбор, из-за чего потребуется сдать новую отчетность.

Сумму единого налога на вмененный доход можно будет уменьшать на сумму страховых взносов, уплаченных не только за работников, но и за самого налогоплательщика.

Организации получат право переходить на упрощенную систему налогообложения, если их доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн рублей (вместо 45 млн ранее). У кого доход по итогам налогового периода составит более 150 млн рублей лишатся такого права (ранее было 60 млн рублей).

Сократится число проверок в отношении юрлиц и предпринимателей. Проверка будет проводиться, только если потребитель ранее обращался с претензией к организации или предпринимателю, но ее отклонили или не рассмотрели. Перед тем как провести внеплановую проверку по обращению, надзорный орган должен будет сам проверить изложенные факты, в том числе на предмет анонимности. Если речь идет о незначительном нарушении, т.е. без вреда жизни, здоровью и пр., а виновник ранее не привлекался к ответственности, то орган контроля вправе ограничиться предостережением.

Что изменилось для учащихся

Из ЕГЭ в 2017 году исчезнут тестовые задачи. Например, по русскому языку письменно у школьников проверят знания по грамматике и правописанию, а устно нужно будет продемонстрировать культуру речи, ширину кругозора и умение доносить мысль до собеседника. Также, согласно новой системе оценки знаний, на конечную цифру в аттестате будет влиять как оценка за сданный экзамен, так и оценка по итогам года.

Студенты, обучающиеся в системе среднего профессионального образования на очном отделении, получат право на отсрочку от службы вне зависимости от своего возраста.

Что изменилось для владельцев недвижимости

Оплата общедомовых нужд становится обязательной для жителей многоквартирных домов.

Вступает в силу федеральный закон, предусматривающий создание Единого реестра недвижимости и единой учётно-регистрационной системы. Регистрация жилплощади переходит полностью в электронный формат, а налог теперь будет начисляться на кадастровую стоимость, которая превышает инвентаризационную.

Также теперь объектами недвижимости признаны машиноместа (гаражи, парковочные места и пр.). Они теперь могут передаваться по наследству, использоваться в качестве залога (в т.ч. по ипотеке), но их купля-продажа отныне подлежит госрегистрации. Новые правила также установили порядок описания границ машиномест и иные особенности их государственного кадастрового учета.

Что изменилось для покупателей недвижимости

© РИА Новости. , Владимир Первенцев | Перейти в фотобанк

Отнесение машиномест к объектам недвижимости легализует практику заключения с застройщиком договоров участия в долевом строительстве в отношении парковочных мест. Риски приобретателя будут застрахованы.

В целом, с 1 января у дольщиков появился специальный компенсационный фонд, который заменил страховку. Застройщики в обязательном порядке теперь должны вносить в него средства, исходя из цены договора долевого участия, но не более 1% от суммы договора. Эти деньги пойдут на компенсации участников долевого строительства в случае возникновения проблем с застройкой.

Также новый закон призван обеспечить информационную открытость застройщиков. Отныне они обязаны публиковать на официальных сайтах всю необходимую документацию и информацию о строящихся объектах, включая договоры участия в долевом строительстве и фотографии со стройки.

Закон расширяет полномочия контролирующих органов в части надзора за целевым использованием застройщиком привлеченных средств, соблюдением графика строительства и привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами. Если застройщик нарушит срок устранения недостатков объекта долевого строительства, ему придется заплатить пени.

При сдаче объекта застройщик обязан передать гражданину полную инструкцию по его эксплуатации. Участник долевого строительства в течение гарантийного срока вправе предъявить требования к застройщику в связи с ненадлежащим качеством объекта. Если же застройщик откажется внесудебно урегулировать ситуацию, гражданин имеет право обратиться в суд.

Что изменилось для туристов

Создан фонд, который будет выделять деньги на вывоз туристов из-за границы или их размещение за рубежом, если туроператор обанкротится. Помимо договора страхования за неисполнение обязательств туроператоры должны иметь фонд персональной ответственности. Он формируется за счет ежегодного взноса, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Другой фонд теперь призван компенсировать туристам ущерб в случае банкротства туркомпании. Взносы в этот фонд зависят от количества клиентов: от 50 тысяч рублей, которые должны внести в него туроператоры, отправившие на отдых не более 10 тысяч клиентов, до 500 тысяч рублей от крупных компаний, обслуживающих более полумиллиона клиентов.

Законом также предусмотрено создание единого федерального реестра турагентств. На сайте «Турпомощи» любой путешественник сможет проверить, есть ли у турагента договор с туроператором, и имеет ли он право торговать путевками.

Кроме того, теперь билеты в обе стороны и документы о бронировании места проживания туристу обязаны выдать не менее чем за сутки до начала путешествия.

Отдельно принят закон, ужесточающий контроль за безопасностью детского отдыха, особое внимание в нем уделено качеству используемого транспорта.

Между Россией и Японией упрощены визовые формальности на взаимной основе. Отменяется требование об обязательном наличии гарантийного письма от японского гражданина при самостоятельной организации поездки в Японию. Впервые вводится система многоразовых виз сроком на три года и с пребыванием в стране максимум 30 дней подряд.

Что изменилось для должников

Вступил в силу закон о защите прав физических лиц при взыскании долгов. Деятельность коллекторов теперь узаконена. Будет создан государственный реестр коллекторов, однако те, кто в него не попадет, но продолжит попытки выбивания долгов, будут признаны нарушителями закона.

Согласно новым поправкам, при взыскании долгов коллекторам запрещено причинять вред должнику, угрожать, оказывать психологическое давление, применять силу, повреждать имущество... Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, общаться по телефону более одного раза в сутки и двух раз в неделю. Закон также оговаривает право заемщика отказаться от общения с любым коллектором. Кроме того, коллекторам запрещается раскрывать сведения о должнике и его долге третьим лицам.

Прописанные в законе нормы распространяются исключительно на физических лиц, имеющих просроченную задолженность по потребительским кредитам, и не распространяются на индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по кредитам на предпринимательскую деятельность.

Что изменилось для преступников

Вводится новый вид уголовного наказания, альтернативного лишению свободы, - принудительные работы. Ими осужденные будут заниматься в специальных исправительных центрах, где не будет такой строгой охраны, как в исправительной колонии, но покидать территорию центра осужденный сможет лишь с разрешения администрации.

В ходе исполнения принудительных работ на осужденного будут распространяться положения Трудового кодекса, за исключением права самостоятельно выбрать работу и уволиться. Осужденный может пользоваться мобильным телефоном и интернетом, обращаться при необходимости к врачам по медицинскому полису, предусмотрено и право на отпуск в размере 18 дней после первых шести месяцев работы.

Осужденный может рассчитывать на 80-95% заработанных денег, за вычетом возмещения расходов по проживанию в общежитии и оплаты по искам о возмещении ущерба.

Предположительно, заключенные могут частично заменить мигрантов на рынке неквалифицированного труда.

Что изменилось для потребителей алкоголя

С 1 января повышаются ставки акцизов на алкогольные напитки. Сбор на шампанское вырастет от 1 до 10 рублей, на зарубежные вина на 9 рублей, сидр, медовуху — на 12 рублей, на пиво - на 1 рубль, крепкий алкоголь - на 18-23 рублей.

Вводится запрет на любую розничную продажу этилового спирта. Вводятся понятия «спиртосодержащие лекарственные препараты» и «спиртосодержащие медицинские изделия». Производители фармацевтический субстанций отныне должны вести учет спирта в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), что призвано помочь в борьбе с производством поддельного алкоголя.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация