Для чего служит общак? Общак на зоне. Как распределяется и кто за ним смотрит

Главная / Земля

Воровской клан имеет свои кассы, которые называются общаком,99 т.н. нелегальный фонд взаимопомощи заключенных. "Общак" бывает двух видов - лагерный и свободный.

Лагерная касса формируется внутри зоны и служит для поддержки карцеров и изоляторов, подкупа администрации, закупок спиртного и наркотиков, а также для личных расходов лидера.

В каждом отряде существуют «шнифты», местные кассы, за которые головой отвечают шнифтари - группа осужденных, назначенных «вором в законе». Они и собирают со всего отряда дань на общак: сигареты, чай, продукты, деньги и разную туалетную утварь. Размер дани устанавливает сходка. Помимо общих поборов, берется налог с карточных игр. В 70-х годах за каждый стук (игру) в очко зэки отчисляли рубль, буру - два рубля, терц - пять. Налог оплачивал проигравший.

Хотя "общак" предназначен для заключенных, живущих по правильным понятиям (мужики и блатные), иногда из этого правила делаются исключения: некоторая часть "грева" из "общака", направляемого в ШИЗО и ПКТ, должна распределяться между содержащимися там козлами и опущенными. На практике многие из перечисленных принципов (добровольность взносов, равноправие в получении помощи и т.д.) нарушаются.

Но основные средства в "общак" в местах лишения свободы поступают из свободных касс, расположенных на воле. Они поддерживают целые зоны небольшими суммами, но регулярно. Так называемая «воровская дорога» принимает деньги почти ежедневно. До 70-х годов в "общак" платили не только осужденные, но и целые лагеря. Суммы были небольшие - до 150-200 рублей с зоны. Таким образом, ИТК общего, усиленного и строгого режимов поддерживали зоны особого и крытого (тюремного) содержания. После того, как свободные "общаки" превратились в мощные финансовые структуры, такая необходимость отпала.

В первые годы своего существования свободный "общак" пополнялся добровольными взносами воров. Своим уловом делились карманники, грабители, домушники, фальшивомонетчики, шулеры и прочий уголовный элемент. Собранные деньги на очередном сходняке клали в тайник. Им мог служить сейф, спрятанный в каком-то заброшенном месте. Воры выбирали кассира и вручали ему ключи от сейфа. Хранитель "общака" только тем и занимался, что оберегал кассу. Разумеется, хранилище было символическим: любой «шнифер» или медвежатник (взломщик сейфов), знающий о тайнике, мог в считанные минуты его раскрыть. Но воровская касса была "знаменем полка" т.е. символом воровской власти. Любого, кто пытался похитить "общак" - ждала неминуемая смерть. Когда воровские ревизоры выявляли недостачу, начиналось целое расследование. Обычно спрашивали с кассира. Иногда общаковые деньги замораживали - клали на длительное хранение. Например, их могли закопать на кладбище под видом свежей могилы. Был случай, когда в 50-х годах кассир тайком взял из "общака" небольшую сумму. Пропажа обнаружилась случайно. Вор божился, что собирался вернуть деньги через неделю, после воровского скока (кражи). Братва понимающе кивала, но кассира все же убила. Новые законники переносят эмоции на второй план, предпочитая им четкий экономический расчет. Когда один вор вернулся из тюрьмы и купил на общаковые деньги без ведома братвы трехэтажный особняк, сходка пожурила его за неправильное поведение. Затем ему было приказано продать дом, вернуть в "общак" деньги и заплатить штраф, который был вдвое выше самого долга. На все давались сутки. Опешивший вор просил уменьшить штраф или хотя бы дать отсрочку, но братва не отступила. Чтобы не умереть, он воспользовался своим правом законника и взял из "общака" кредит под бешеные проценты. Погасив долг, вор стал работать на возвращение кредита. Говорят, что он все-таки расплатился и остался жив.

Изначально "общак" создавался с вполне благородной целью (пусть и не совсем благородными методами) – для оказания помощи лицам, попавшим в места лишения свободы, а также их родственникам. Но за последние несколько десятилетий функции воровской кассы сильно изменились.

Современные свободные "общаки" могут существовать в виде легальной финансовой структуры, но в основном их прячут в глубокое подполье.

Банковский счет могут арестовать, к наличности же подобраться почти невозможно. Поэтому воры стараются хранить наличность, притом твердую валюту, которая в меньшей степени подвержена инфляции. Такая касса хорошо охраняется. Число хранителей свободного общака порой достигает двадцати бойцов, которых выбирают на сходняке. Стеречь кассу - дело почетное и довольно прибыльное. Эту миссию поручают фанатикам, самым преданным воровскому делу законникам. О месте хранения денег и способе их получения знает лишь охрана (ее называют сообщаковой братвой). Она ложится на дно и живет на конспиративных квартирах по фальшивым паспортам. Система безопасности общака продумывается настолько, что заговор внутри сообщаковой братвы ничего не даст. Воры-охранники получают право убить любого законника, даже самого авторитетного, который попытается запустить руку в кассу.

Органами внутренних дел был обнаружен письменный документ, который назывался "Закон преступного мира, правил общака и воровской идеи". Он составлен примерно так же, как школьный учебник, - в расчете на весьма средних читателей.

Эта письменная инструкция содержит разъяснения по следующим вопросам:

Вопрос: Что такое общак?

Ответ: В преступном мире общак - это святое место. Общаком должны руководить только святые люди и достойные мужики, то есть воры и достойные мужики.

Вопрос: Есть ли у общака понятия слов, понятия по мастям?

Ответ: Да, есть. Касается рулевых общака. Эти люди в воровской идее должны быть кристально честными, преданными душой и сердцем идее справедливых людей. Далее, быть вежливыми, культурными, остроумными, иметь глубокие понятия в идеологии, философии, юридической науке, а также иметь заслуги в долголетней арестантской жизни. Каждый рулевой должен иметь на своем воспитании от 5 до 15 человек.

Вопрос: Есть ли у общака линия справедливости?

Ответ: Да, есть.

Вопрос: Есть ли линия солидарности?

Ответ: Есть.

Вопрос: Какая?

Ответ: У общака существует только один "котел". Что в него приходит – первым долгом ворам, затем в крытую и в больницу, штрафной изолятор. Правильная расстановка людей в общаке: каждый несет ответственность за свое место.

Вопрос: Какая структура общака

1. Голова общака - 2 чел.

2. Бытовые удобства, жилзоны, личное и общее свидание - 2 чел.

3.Производственная зона - 2 чел.

4. Бур, изолятор, санчасть, больница - 2 чел.

5. Камеры хранения - 2 чел.

Рулевые общака должны смотреть за личным фондом общака. Рулевые содержатся полностью за счет фонда общака.

Вопрос: Имеет ли общак грубый характер или жестокость?

Ответ: Да, имеет. Только к тем людям, которые идут против идеи справедливости, справедливых людей и оскверняют воровскую идею.

Вопрос: Если люди из системы МВД проявили какой-либо беспредел в отношении преступного мира

Ответ: В течение 15 суток "общак" обязан ответить им теми же методами.

Имеются сведения, что существует даже всесоюзный "общак", общая сумма которого исчисляется сотнями миллионов долларов.100 Он предназначен для: *

помощи другим осужденным, заключенным и их семьям; *

дальнейшего расширения преступного бизнеса; *

подкупа представителей исполнительной и законодательной властей (чиновников, депутатов всех уровней с целью обеспечения лоббирования интересов преступных сообществ, а также получения различных льгот и привилегий для контролируемых преступными сообществами предприятий, фондов, банков и др.); *

подкупа сотрудников ОВД, РУОПа, ИУ, СИЗО, прокуратуры и судов; *

легализации преступного бизнеса, постепенного его перевода на «законные рельсы»; *

создания материальной и финансовой базы преступных объединений; *

выполнения пропагандистско-психологической функции; *

организации противодействия сотрудникам пенитенциарных учреждений

Еще по теме d. Общак.:

  1. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова, Л.А.Чиканова. 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу российской федерации: комментарии и разъяснения, 2007
  2. 1. Какие отношения регулируются трудовым законодательством?
  3. 2. Какие нарушения в сфере труда признаются дискриминационными?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

Общак является важной частью криминальной субкультуры. Понятие криминального общака как своего рода аналога бюджета начало формироваться тогда, когда в России появились каторга и каторжане. Тогда общаком были деньги, которые подавали каторжникам сердобольные люди. Эти средства собирались и делились поровну. С того времени общак как явление и принципы его формирования неоднократно менялись.

В России общаком бывали и общинные кассы - они служили «страховым фондом» на случай утраты имущества или неблагоприятных событий в жизни общин (например, общие деньги были у старообрядцев). Подобную функцию и сейчас выполняют криминальные общаки.

Виды общака

Существуют два вида общака: лагерные и свободные. Главный принцип их формирования остается неизменным десятилетиями. «Каждый по мере возможности своих сил должен заботиться об пополнении общака», - говорится в воровском законе. Контролирует общак пользующийся уважением лидер.

Лагерные общаки

В колониях и СИЗО общак формируется из двух источников: передач заключенным и из средств региональных общаков и отдельных преступных группировок. Не все заключенные могут участвовать в пополнении общака. У некоторых есть родственники, регулярно высылающие посылки, – таким людям полагается делиться. Другие же посылок не получают, поэтому не обязаны участвовать в формировании общей казны. О добровольности участия регулярно напоминают смотрящие и воры в законе. Не положено лишать человека последних средств. Однако это правило часто нарушается.

Также берется налог с карточных игр. В СССР в 70-е годы размер такого налога варьировался в зависимости от вида игры: за одну партию игры в «очко» в общак отчислялся рубль, а за партию в «терц» – пять. Платил всю сумму проигравший.

До 70-х годов менее строгие исправительно-трудовые учреждения платили в общак за содержание более строгих. Впрочем, суммы были небольшими – около 150 рублей в год с каждой колонии общего, усиленного и строгого режима в пользу зон тюремного содержания и особого режима. Но через некоторое время набрали силу свободные общаки, и необходимость сбора средств с колоний отпала.

Свободные общаки

Они формируются за счет взносов от группировок и отдельных криминальных элементов. В общак кладется и часть платы за разрешение споров. В свободных общаках нередко существовала практика «членских взносов», когда каждый участник группировки был обязан ежемесячно отдавать в общую кассу некую сумму. Долги записывались в особую книгу, а потом взыскивались силой или списывались за заслуги.

В советское время общаком мог служить обычный сейф, спрятанный в надежном месте. Его охранял выбранный казначей. Вскрыть такой сейф не составляло труда, но общак был предметом гордости преступного сообщества. Растрата каралась смертью – фактически, это было оскорблением объединения. Г. Глонти и Г. Лобжанидзе в книге, посвященной ворам в законе, приводят такой случай: «В 50-х годах кассир тайком взял из общака небольшую сумму. Пропажа обнаружилась случайно. Вор божился, что собирался вернуть деньги через неделю, после воровского скока (кражи). Братва понимающе кивала, но кассира все же убила».

В современных условиях предпочитают взыскивать растрату. Того, кто запустил руку в общак, предупреждают о сроках возврата и начинают начислять бешеные проценты за каждый день.

Иногда современные свободные общаки могут выглядеть как легальная финансовая структура или офшорная фирма, но чаще это - хранилище наличных денег, находящееся под надежной охраной. «Держат» общак воры-законники и бойцы-охранники. У последних есть право убить любого законника, который позарится на кассу.

Для чего служит общак?

Лагерная касса служит для подкупа администрации, снабжения штрафного изолятора и карцера, закупок запрещенных веществ. Распределение средств производится с санкции вора в законе или смотрящего. В камерах СИЗО или исправительных учреждениях нуждающиеся могут обратиться с просьбой к хранителю. В карцерах или при транзите хранитель сам следит за тем, чтобы у всех было необходимое. Тот, кто распоряжается общаком согласно правилам не может тратить средства на себя без общего разрешения. В противном случае он может лишиться привилегий, а то и жизни.

Свободные общаки изначально создавались для того, чтобы «греть» находившихся в местах лишения свободы и помогать их родственникам. Но в 90- годы XX века многие свободные общаки стали своего рода аналогом краудфандинга (практика финансирования проекта или предприятия за счет привлечения большого количества небольших сумм денег от множества людей). На общие средства начали создавать или покупать банки, финансировать общие бизнес-проекты, кредитовать коммерсантов и обеспечивать отмывание и юридическое сопровождение средств. Легализация преступного бизнеса стала одной из главных целей использования общаков. Также средства свободных общаков активно применяются для подкупа властей и выполнения пропагандистской функции.

Хотя в современных учреждениях уголовно-исполнительной системы нередко внедряются законные альтернативы общака» в виде своеобразных «касс взаимопомощи» заключенных, само явление исчезнет еще не скоро. Пока существует нелегальный бизнес и преступность, будут и «темные» деньги, помогающие создавать влиятельные организованные структуры.

— Большая тема касается общака. Зачем он, как распределяется, кто за ним смотрит, нужно ли отдавать «чайку» и деньги в общак, кому можно брать из общака, могу ли я дать в общак три пачки сигарет, а потом взять 100 гр. чая?
— Я был осужден в Свердловской области. Отбыл там какое-то время. Потом не знали, куда меня этапировать. В итоге, этапировали подальше от дома, в Пермскую область, в колонию общего режима. Да, там меня встретили папа, отчим, оба они уже покойные. Встретили, поддержали, дали чай, курить, костюмчики, бирочки, фисочки. Это же нормально, когда вас близкий человек встречает. Да любой старый арестант скажет, что я прав. Мало ли, может, кто-то у вас срок отбывает, и вы приехали, неужели вас просто не поддержат?
Так вот. Поднимаюсь я на барак, встречается мне с моего же поселка общий близкий знакомый сестры. Что, как у них там было по молодости, я не знаю. Мне приходит перевод – полторы тысячи. Я подхожу к нему и интересуюсь: «Как мне, допустим, Вася, поступить? Пацаны подходили и спрашивали, буду ли я уделять внимание в общак?» Я же шел с тюрьмы, со Свердловской тюрьмы, а там у меня никого вообще не было. Мне собрали нормально и продукты питания, и вещи первой необходимости. Т.е. были и такие мысли, а может не надо уделять или все же надо? Общий знакомый сестры говорит: «Смотри сам. Удели по возможности столько, сколько ты считаешь нужным, чтоб и тебе не во вред было, и в общаке нормально». Я спокойно отовариваюсь на 750 рублей. Чай, курить, печенье, конфеты, письменные принадлежности, белье, мыло хозяйственное – все это я приношу в общак добровольно. На это мне ребята говорят: «Молодец!» Второй раз приходит перевод на ту же сумму. Я уже не иду ни к кому, не интересуюсь. Подходит время момента ларька, я опять иду, отовариваюсь на половину того, что мне пришло, и приношу снова в общак. Да, конечно, меня за это поощряют, молодец, первый раз заехал, хоть и на общий режим, но понимает, что такое общак. И получается так, что третий раз мне отправляет перевод мама, тоже покойная. А у меня случились трения, сыр-бор, как нынче говорят, с «козлами». И мне хоп, «пятнашку». Всё, я поехал. Сидели мы втроем. Одному было чуть больше сорока, второму около тридцати лет, ну и я, самый зелененький был. Сидим мы день, без курева, даже без чинариков. День, два, три, четыре. А на пятый день под «роботом», т.е. под дверями, лезет «патрон», т.е. нычка. Там три сигареты и спички. И в этом «патроне» вообще ничего не написано: ни от кого, ни кому. Мы втроем друг на друга смотрим, мол, кому это? Никто не знает. Конечно, тут мы как оголодавшие накинулись, покурили. А получается, «робот» открывается, стоит мой подельник и говорит: «Ну, что, Хохол, подарки-то словили?» Смена либо нормальная была, либо контролер нормальный. Т.е. никто не стоял, в затылок не дышал: «Слышь, ты, «баландёр», быстрее давай». Конечно, я ему ответил от души. В последующие сутки, через чутки, на вторые, к нам залетало курить периодически, Опять же, отбыв «пятнашку», заработал еще нарушение, еще одну «пятнашку». Меня выпускают на «баню» в отряд, ночь чтоб переспать и обратно в изолятор. Да, конечно, я подхожу к ребятишкам, которые собирают общак, смотрят за общаком. Спрашиваю, что это вот за хрень такая, было такое: получил первый перевод, я уделил в общак 750 рублей, получил второй, снова уделил 750 рублей. Они меня спрашивают: «И что?! Ты всю «пятнашку» просидел без курева?» Говорю: «Первые пять суток 100%, а потом нам «баландёр» закидывал». Меня спрашивают, кто я такой. Говорю: «А на диете разве никто из вас не состоит?» Мне ответили, что да, состоим. Вот подойди к «диет-окошку» и узнай. Там Сережа такой, вот с такой мордой. Конечно, на казенных-то харчах отожрался. Он хоть и козел был, баландер, но старых друзей не забывал, молодец. Вторую «пятнашку» я поехал отбывать. Там было более-менее гладко. Кому-то по личности заходило, кому-то с общака, кому-то просто может свои же, семейники, уделяли внимание. И скажу так, коротко и ясно, отбыв очередную «пятнашку», я пересмотрел взгляд на многие вещи. Пошел спокойно в ларек, как обычно. И чтоб не брать мне пять пар трусов, семнадцать пар носков, сорок пачек «Примы», килограмма три чая. Для кого? Я взял то, что мне любо, захотелось. Пришел спокойно на общак, зашел в проход, сел, своим общим знакомым, близким предложил пойти покурить, пообщаться. Подходят ко мне ребята, спрашивают: «Что, как положение?» Я говорю: «У меня нормальное. А у вас как?» «А у нас хромовато в общаке», — говорят. Я им возьми и ответь, не грубя: «А я не считаю нужным больше уделять внимание в общак». Спросили, почему. Я им ответил, почему: первую «пятнашку» я просидел без ничего, вторую «пятнашку» я просидел. Кому-то «загоняли» по личности, кто-то кому-то из близких внимание уделял. Но с колхоза не было вообще ничего. Вот так – не было. Отнеслись к этому по-свински. И после этого, когда я им всю суть «распедалил», говорю: «Я больше не считаю возможным и нужным уделять внимание в общак». Кому считал нужным, соберу пакетики, скажу ребятам, ну что, ребята, пойдем ребята в гости, посидим, чифирнем, покурим. И я был прав.
Т.е. хотите уделять внимание в общак, ради бога, принуждать вас никто не будет. Никто не вправе вас укорять. Вы вправе уделять по возможности внимание в общак. Вы имеете право подойти, спросить, во сколько ты, Василий, поехал этап на «красный крест», сколько ты уделил туда внимания. Либо поехал человек на ЕПКТ, сколько ты ему уделил внимания. Тот, кот за общаком смотрит, он может и так сказать: «Ты, что во мне сомневаешься? Какие-то подозрения есть?» «Нет, я не сомневаюсь». Т.е. за такие вопросы мне никто по голове не даст. Я вправе поинтересоваться, что, сколько, куда пошло. Потому что я каждый месяц регулярно уделяю внимание. Это на данный момент люди сейчас у нас молодые, крутые, с баблом, с папками, мамками, сват, друг, приятель. Не так, как раньше было. Полторы тысячи – и я миллионер уже. Сейчас же чуть ли не миллионами кидают на лицевой счет. Так помимо этого в ж* тащат со свиданки. И если считаете нужным уделить внимание, ради бога. Но вас никто принуждать не будет.
— Давай поговорим, не как оно должно быть по понятиям, а как в реале есть. колония колонии рознь, допустим. Зачем он вообще нужен, общак?
— Отвечу коротко и ясно. Общак нужен как таковой. Едет, например, человек на больничку, на этап или просто на ЕПКТ, и нет у него возможности откуда-то взять, либо просто, чтобы кто-то ему уделил внимание. Не имеет значения, кто он: «блатной», «работяга», «гребень», всем должны уделять внимание.
— Думаешь, всем равномерно распределяется? Что «блатному», что «работяге»?
— На данный момент не знаю, давно никуда не езжу. Допустим, по 2011 году я шел на этап, я шел «мужиком». Были среди нас и «гребни» и «блатные». Был затронут вопрос такой на пересылке: никому внимания что ли не уделили с общака? Да, все тупо молчали, но ведь это же узналось на пересылке все равно. Как? Да вот так: ты со мной попал на «шмон», приятель с другим попал на «шмон» и, пожалуйста, правда выплывает сразу. Тебе просто задают вопрос: «А что ты, едешь и молчишь, как «баландер»? У тебя же есть чай, курить?» «Так мне с общего уделили». Все. Что ты молчишь-то. У тебя же никто это не отбирает. Это тебе с общего уделили внимание. Ты же едешь на «красный крест», не имеет значение куда, пусть на пересылку, режим содержания тебе меняют, либо просто на ЕПКТ едешь. Суть общака – проста, независимо, кто ты, как ты, ты едешь куда-то, почему, зачем. Тебе обязаны просто уделить внимание. Хоть ту же пачку «Максима», пусть даже очень и очень плохо в «колхозе». Пачку «Максима» и коробок спичек, полтинник чая, если есть, конфеты в дорогу обязаны дать. Ну и, допустим, я поехал на этап, подошел к ребятам, сказал: «У меня нет рыльно-мыльного». Все, мне нашли пасту, щетку и мыло, и мыльницу, и полотенце вафельное, т.е. «колхозное». Я ничем этим не побрезговал. Поблагодарил ребят и поехал.
— Ты едешь по этапу. У тебя есть чай, курить. И у соседа есть, и у второго есть, и у третьего. К тебе он подходит и говорит, Вадик, у тебя же есть курить? А ты, допустим, не хочешь давать, ты знаешь, что у него нормальная «положуха». Как отказать? Может, какая-то фраза есть?
— Могу ответить коротко и ясно. Просто не считаю нужным дать тебе. Либо по-другому: у меня есть, но на раздачу нет, потому что я иду, сам не знаю, куда и на сколько. Где я и что поймаю? Да, мы попадаем на «шмон» вместе. И у тебя выплывают, допустим, три блока сигарет, три килограмма чая. А у меня – всего три пачки курева и 100 гр. чая. Есть разница? Конечно, есть. И ты же ко мне подходишь и говоришь: дай курить, дай чифирнуть. И я на этот момент правильно отвечаю: на раздачу нет. И скажите, что я еще не прав.

В России понятие общака появилось еще в дореволюционное время, когда каторжан гнали по этапу в места ссылок. Сердобольные жители расположенных по пути городов и деревень иногда подавали заключенным копейку-другую. Дорога была длинной. К ее окончанию у заключенных собиралась неплохая сумма, которую делили поровну на всех.

Общак всегда был важен для любого криминального сообщества, хоть правила его сбора, хранения и распределения в разное время и менялись. В России общаки имелись не только у зэков, но и у законопослушных граждан (например, старообрядцев). Они играли роль страховых средств на случай непредвиденных обстоятельств.

Разновидности общаков

Есть всего 2 разновидности общаков : свободные и лагерные. Оба уже многие десятилетия формируются по одному принципу: пополняет общак каждый член сообщества обязательно, но по мере возможностей. Контролирует кассу лидер группы.

Лагерный общак

В колониях общак собирается из средств, которые передают семьи заключенных и члены криминальных группировок на свободе. Зэки, получающие передачи от родни, пополнять казну обязаны. Тот, кто ничего не получает «с воли», освобождается от этой повинности. За переделом имущества следят смотрящие и главари - воры в законе. По тюремным правилам, человек должен добровольно отдать свою долю. Лишать его последнего никто не имеет права, хотя чаще бывает как раз наоборот.

В общак поступает и «налог» с карточных игр. Его размер зависит от игры. В Советском Союзе 70-х годов проигравший партию в «очко» вносил в общак 1 рубль, в «терц » - 5 рублей. Существовала между заключенными и своеобразная взаимопомощь. До 70-х годов зэки, содержавшиеся в обычных тюрьмах, вносили в общак колоний строгого режима по 150 руб./год. Это правило было упразднено, когда члены преступных группировок на воле стали собирать так называемые «свободные» общаки.

Свободный общак

Доходы в свободные общаки поступали из разных источников. Обычно это были «членские взносы» от целых групп и отдельных лиц. Каждый член банды был обязан пополнять общак . В противном случае его имя попадало в долговую книгу, после чего долг выбивали силой или принуждали виновника выполнить какое-то тяжелое поручение.

В советское время общак хранили в обычном сейфе у надежного человека («казначея»). Наказание за растрату общих средств был одно - смерть. Преступная группировка воспринимала воровство из общака как тяжкое оскорбление. Покарать могли и за самую ничтожную сумму. Даже если казначей одолжил часть средств с твердым намерением вернуть их после очередного «скока » (ограбления), при обнаружении недостачи его все равно расстреливали.

Сейчас растратчика не убивают, а «ставят на счетчик». Под угрозой смерти его заставляют вернуть украденное, причем, как можно скорее. За каждый день просрочки набегают бешеные проценты. Современные свободные общаки зачастую маскируются под легальные (иногда оффшорные ) компании. Порой кассу в наличных держат сами воры-законники. Охрану осуществляют бойцы, имеющие право убить любого покусившегося на общую собственность.

Для чего он нужен

Общак собирают для разных целей: на дачу взяток администрации лагеря, покупку наркотических веществ, помощь заключенным, которые находятся в карцере, и пр. Распоряжается средствами смотрящий или вор в законе. Кассир не имеет права тратить деньги на себя, если на то не было общего решения. За самоуправство он может расстаться с жизнью.

Свободные общаки создаются для помощи членам группировки, находящимся за решеткой, а иногда и их родственникам. В 90-е годы воровские общаки разрослись до невероятных размеров. Они стали использоваться для приобретения банков, подкупа властей и запуска бизнес-проектов, которые позволяли легализовать («отмывать») поступающие от преступной деятельности средства.

Сейчас криминальные структуры не создают общаки в чистом виде. Их место заняли так называемые «кассы взаимопомощи». Несмотря на изменившееся название, суть явления осталась той же. Деньги от нелегальной деятельности все так же используются для создания могущественных и четко организованных криминальных структур.

Средства в общак вносятся исключительно по желанию, никто не имеет права к этому принуждать. В местах лишения свободы не принимаются взносы от «ментов» (ранее служивших в правоохранительных органах) и «обиженных» (осужденных, которые подвергаются половому насилию).

Общак – дело добровольное

При необходимости помощь из общака оказывается как самим преступникам, независимо от того, где они в данный момент пребывают: в местах лишения свободы или на воле, так и людям, в той или иной степени соприкасающимся с преступным миром. Причем следует иметь в виду, что не участвовавшие в формировании общака, не могут рассчитывать на него. Исключение делается для новичков, только что и в первый раз попавших за решетку, и для тех, кто содержится на кресте (т.е. в тюремной больнице) и под крышей (в крытой тюрьме, где на прогулку выводят на крышу здания). Это относится и к обиженным.

Получив на кресте или под крышей грев из общака, арестанты непременно делятся им из чувства солидарности. Грев – это деньги, а также продукты питания и предметы первой необходимости, которые собираются и отправляются в расчете на всех заключенных, достается он даже обиженным.

Общак подразделяется на простой и воровской.

Воровской общак

Воровской общак собирается как в местах лишения свободы, так и на воле и предназначается только для нужд воров в законе. Если общак находится у положенца (того, кто не является вором в законе, но наделен его полномочиями в месте заключения), то при первой же возможности он должен передать его законникам. В этой связи стоит напомнить, что большинство бывших воров в законе были лишены этого звания из-за того, что они польстились на общаковые средства. Таких людей ожидает потеря либо головы, либо в лучшем случае статуса, если их заслуги перед преступным миром очень велики.

Воровской общак страны – это огромные денежные средства, которые на общегосударственном сходняке (сходке) доверяют самому уважаемому из воров в законе, первому среди равных.

Простой общак

Простой общак существует параллельно воровскому. В местах лишения свободы он собирается в камерах, в которых ответственность за него несут только смотрящие. В некоторых камерах вкладываются также в отдельные общаки на крест или под крышу. На свободе общак может быть городским, районным и даже областным. Все зависит от количества на определенной территории людей, придерживающихся воровских обычаев.

Если на воровской общак выделяются, как правило, деньги или наркотики, то для взносов в обычный нет никаких ограничений, сойдет даже пара носков. Кстати, часть выигрыша в азартных играх переводится в общак в обязательном порядке, при этом в каждой тюрьме и на каждой зоне существуют свои ставки.

Как только бродяга (человек авторитетный и живущий по воровским законам) переступает порог камеры, он в первую очередь интересуется наличием в исправительном учреждении воров в законе и общака. Воров в законе в этот момент может и не оказаться, но общаковый список в камерах ведется обязательно, если имеет место воровской ход

Общаковый список

Это отчет, хранящийся либо у вора в законе, либо у положенца и отражающий поступления в общаковый бюджет и его расходы. За утерю списка вора в законе лишают титула, а положенца – жизни.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация