Выход из российского гражданства. Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов для выхода из гражданства РФ

Главная / Бизнес
  1. Как и прием в гражданство Российской Федерации, выход из гражданства РФ связан с соблюдением гражданином Российской Федерации ряда требований, установленных в комментируемом Законе. В этом заключается содержание разрешительной экспатриации, которая, в отличие от свободной экспатриации, предполагает условия, которым должен соответствовать человек, желающий прекратить отношения гражданства, в противном случае выход из гражданства запрещается. Устанавливая требования по выходу из гражданства Российской Федерации, государство таким образом обеспечивает выполнение гражданином обязательств перед государством, другими гражданами и организациями, а также исключает возможность уйти от ответственности за совершение правонарушений на территории Российской Федерации.

Требования по выходу из гражданства, установленные в комментируемом Законе, согласуются с Конституцией РФ, которая предусматривает в ч. 3 ст. 55 возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Согласно позиции Конституционного Суда РФ в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом “в” статьи 20 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”).

  1. Введение системы ограничений при выходе из гражданства РФ является традиционным для отечественного законодательства о гражданстве. Закон от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства” устанавливал, что увольнение из русского подданства осуществлялось при выезде из России. Для этого необходимо было внести взнос в казну части нажитого капитала. В случае если кто-либо из поселенцев, владеющих землями в собственности, пожелал выехать вовсе из государства, то он должен был при выезде продать купленную им землю кому-то из живущих в России, в противном случае земля поступала в казну государства безвозмездно. Лица мужского пола старше 15 лет могли быть уволены из русского подданства лишь при совершенном отбытии ими воинской обязанности. Кроме того, Правила о выдаче паспортов иностранным гражданам, приезжающим в Россию через европейскую границу и проживающим в Империи 1860 г., устанавливали в ст. 19, что иностранцы, вступившие в русское подданство, имеют право по уплате могущих быть на них казенных, общественных и частных долгов и недоимок, возвратить в прежнее подданство.

В советских законодательных актах ограничения при выходе из гражданства до Закона СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX “О гражданстве СССР” не встречаются. Начиная с Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., в тексте актов указывалась только возможность выхода из гражданства. Закон СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX “О гражданстве СССР” в ст. 17 устанавливал основания, когда выход из гражданства СССР мог быть ограничен, и когда выход не допускался. Возможность ограничения выхода из гражданства была обусловлена наличием у ходатайствующего неисполненных обязательств перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций. Выход из гражданства СССР не допускался, если лицо:

– привлечено в качестве обвиняемого;

– в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению;

– если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности СССР.

С незначительными редакционными уточнениями аналогичные ограничения выхода из гражданства были установлены в ст. 21 Закона СССР от 23 мая 1990 г. “О гражданстве СССР”.

  1. Предложенная в комментируемой статье система ограничений выхода из российского гражданства существенно упрощена по сравнению с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. В ч. 2 ст. 23 настоящего Закона в качестве ограничений выхода из гражданства Российской Федерации устанавливались:

– проживание или намерение поселения в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом РФ;

– после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

– привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу либо наличие в отношении заявителя вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда.

  1. Установление запрета выхода из гражданства РФ при наличии обязательства, не выполненного перед государством, является ограничением, распространенным в практике государств. Комментируемый Закон не раскрывает содержание ограничений, однако из содержания статьи следует, что речь идет об обязательствах перед государством, обязательства перед физическими и юридическими лицами прямо в комментируемом Законе не устанавливаются. Обязательства, невыполнение которых является причиной отказа в выходе из гражданства РФ, устанавливаются в федеральном законе. Однако перечня этих обязательств в настоящее время на законодательном уровне нет. Указание на запреты встречается лишь в п. 24 Положения и в бланках заявлений о выходе из гражданства Российской Федерации. Из чего следует, что обязательствами, препятствующими выходу из гражданства Российской Федерации, являются военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба по призыву, уплата законно установленных налогов и сборов. Настоящие обязательства относятся к категории конституционных обязанностей, установленных ст. ст. 57 и 59 Конституции РФ.

Военная служба по призыву особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органах ФСБ, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях. Порядок прохождения военной службы по призыву устанавливается Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы, регламентируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256.

Налоговые обязательства определяются Налоговым кодексом РФ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными актами и выражаются в уплате установленных налогов и сборов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В качестве подтверждения отсутствия налоговых обязательств для выхода из гражданства Российской Федерации заявителем предоставляется справка об отсутствии задолженности по уплате налогов. Порядок выдачи справки регламентируется Приказом МНС России от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ “Об утверждении порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации”.

  1. Привлечение лица компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вступление в отношении его обвинительного приговора в силу исключают возможность выхода из российского гражданства.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, обвинительный акт или составлено обвинительное постановление. Статус обвиняемого, органы, осуществляющие уголовное преследование, порядок вынесения и вступления в силу обвинительного приговора суда определяет Уголовный процессуальный кодекс РФ. Следует учитывать, что по смыслу комментируемой нормы привлечение лица в качестве подозреваемого по уголовному делу не исключает возможность обращения его с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации.

  1. Отсутствие гарантий приобретения иного гражданства также часто встречается в законодательстве государств в качестве основания ограничения выхода из гражданства. Настоящее ограничение соответствует ч. 1 ст. 7 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), согласно которой если закон государства разрешает отказ от гражданства, такой отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретет другого гражданства.

Относительно рассматриваемого ограничения выхода из гражданства РФ Конституционный Суд РФ определил, что оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан РФ. В Определении от 19 июня 2012 г. N 1228-О Конституционный Суд РФ отметил, что в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам РФ гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке. Вытекающий из положения п. “в” комментируемой статьи запрет на выход из гражданства РФ с целью приобретения статуса лица без гражданства согласуется с международной практикой, в частности с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 г., которая закрепила в качестве одного из принципов, на которых должны основываться регулирующие гражданство правовые нормы каждого государства-участника, стремление избегать безгражданства (пункт “b” статьи 4) (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом “в” статьи 20 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”).

В целях недопущения выхода из гражданства Российской Федерации лица, не имеющего иного гражданства или гарантий его приобретения, заявителем представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации.

  1. В отличие от приема в российское гражданство комментируемый Закон не содержит каких-либо исключений из оснований, ограничивающих выход из гражданства Российской Федерации. Полномочий по принятию решения о выходе из гражданства РФ без соблюдения хотя бы одного из условий, перечисленных в настоящей статье, компетенция Президента РФ не предусматривает. Однако отказ в выходе из гражданства носит временный характер, и в соответствии с ч. 1 ст. 36 не исключает возможность повторного обращения с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации по истечении 1 года.

Так, например, обязательно следует посетить отделение налоговой службы и запросить справку, подтверждающую отсутствие налоговых задолженностей у гражданина. Если неуплаченных налогов нет, справка будет выдана без проблем. При наличии же задолженности уполномоченный налоговый орган обязан отправить отказ в выдаче справки в ответ на запрос.

Отказ должен в письменном виде причины (в данном случае – наличие задолженности определенной суммы), по которым выдача справки временно невозможна. В таком случае, необходимо сначала заплатить налоги, после чего можно будет спокойно получить справку в налоговой .

Если молодому человеку, планирующему переезд в другую страну с , приходит повестка о призыве на военную службу, есть только один выход из ситуации – выйти из гражданства после прохождения срочной службы в рядах Вооруженных сил.

То же самое касается и правонарушителей, осужденных по уголовным делам. Наличие открытого уголовного дела и вынесенного обвинительного приговора делает невозможным выход из гражданства Российской Федерации. По крайней мере, пока гражданин не отбудет назначенное наказание.

При обзаведении необходимым для процедуры пакета документов также следует обратиться за справкой о выдаче иностранного гражданства в консульство государства, в которое планируется переезд. В противном случае, отсутствие такой справки может быть расценено как отсутствие гарантий в предоставлении человеку гражданства . Это может повлечь за собой отказ в выходе из гражданства РФ.

В остальных случаях гражданин имеет полное право стать гражданином другого государства.

Внимание! Отказ в выходе из гражданства России, не имеющий в основе достаточных причин на базе законодательства РФ, является незаконным.

В этом случае есть смысл отстаивать свои права. Любое незаконное решение можно обжаловать в прокуратуре.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

ГЛАВА IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. 2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. 2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации. 2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей. 3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации. 4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей. 5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации регламентируется Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации"

Статья 18.

Статья 19.

Выход из гражданства Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

  • а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
  • б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

  • Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
  • Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
  • Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Между тем, государство может отказать в выходе из гражданства, при определенных обстоятельствах, указанных в ст. 20 Закона.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

  • а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

То есть, как мы видим из вышесказанного, законом предусматривается право граждан в установленном порядке отказаться от гражданства России. При этом для государства не имеют значения причины, по которым принимается данное решение, однако необходимо соблюдение определенного порядка действий при выходе из гражданства РФ.

Как выйти из гражданства РФ. Алгоритм действий

В первую очередь нужно уточнить, есть ли у вас право на выход из гражданства России

В отличие от ряда зарубежных стран, в России выход из гражданства носит разрешительный характер. В следствии чего, отказ от гражданства РФ не возможен, если у гражданина имеются не выполненные перед РФ обязательства, установленные федеральным законом (ст. 20 Закона N 62-ФЗ).

Сюда входят: отсутствие задолженности по уплате налогов, привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу, наличие вступившего в законную силу приговора, отсутствие другого гражданства или гарантии его приобретения, обязанность по прохождению срочной военной службы и пр.

В зависимости от местонахождения гражданина существует различный порядок отказа от гражданства РФ.

  • — В отношении лиц, которые проживают на территории Российской Федерации, действует общий порядок выхода из гражданства;
  • — Лица, проживающие на территории иностранного государства, могут воспользоваться упрощенным порядком выхода из гражданства (п. п. 1, 2 ст. 19 Закона N 62-ФЗ, от 31.05.2002г.);
  • — Лица, проживающие на территориях, которые подверглись преобразованиям, вправе выйти из гражданства согласно условиям международного договора (ст. 21 Закона N 62-ФЗ).

Кроме того, упрощенный порядок применим при выходе из гражданства ребенка, если один из родителей (единственный родитель) является гражданином другого государства. Для этого, согласно п. 3 ст. 19 Закона N 62-ФЗ от 31.05.2002года, необходимо заявление обоих родителей (заявление единственного родителя).

Какие документы нужно подготовить для выхода из гражданства РФ

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (абз. 1 п. 24), утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, необходимо представить:

  • — установленной формы заявление;
  • — документ о наличии у гражданина другого гражданства или подтверждение такой возможности (полномочным органом иностранного государства), в случае выхода из гражданства РФ;
  • справка об отсутствии задолженности по уплате налогов из налогового органа РФ ;
  • — квитанция об оплате госпошлины (2000 руб.);
  • — паспорт гражданина РФ;
  • — документ, о смене фамилии, имени или отчества (если было изменение фамилии, имени или отчества);
  • — три черно-белых или цветных фотографий (размер 30 x 40 мм).

Для выхода из гражданства РФ в упрощенном порядке, кроме названных документов понадобятся и другие, а именно:

  • -документ, подтверждающий разрешение иностранного государства на проживание в нем;
  • -документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в РФ.

Данные документы должны быть представлены, если соответствующие данные отсутствуют в паспорте.

Обращаем ваше внимание, что заявление об отказе от гражданства России в упрощенном порядке имеет установленную форму, и отличается от заявления для общего порядка.

Куда подавать документы на выход из гражданства РФ

Заявление на выход из гражданства России с пакетом документов нужно подавать в:

территориальные подразделения Федеральной миграционной службы РФ в случае общего порядка выхода из гражданства;

дипломатические представительства или консульские учреждения РФ на территории иностранного государства, в случае упрощенного порядка выхода из гражданства.

Нужно получить справку о выходе из гражданства РФ

При общем порядке выхода из гражданства РФ, срок принятия решения составляет до одного года со дня приема заявления и всех требуемых для этого документов.

При выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке, срок принятия решения составляет до шести месяцев со дня приема заявления и всех требуемых для этого документов.

При принятии решения о выходе из гражданства, гражданин будет проинформирован лично или по почте. После этого ему выдадут справку о прекращении гражданства РФ и изымут паспорт гражданина России, загранпаспорт и вкладыш (при наличии) в свидетельство о рождении.

Согласно закону, выход из гражданства РФ возможен:

a. по ходатайству гражданина. Оно подается на имя Президента РФ через органы внутренних дел внутри РФ или консульские учреждения РФ за границей; выход из гражданства оформляется указом Президента, который касается либо одного человека, либо группы лиц, но при этом персонально каждого;

b. в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Обращение человека в данном случае называется заявлением, оно подается внутри РФ в органы внутренних дел, за границей - в консульские учреждения РФ, которыми и разрешается по существу.

Итак, закон связывает выход из гражданства РФ исключительно с личным обращением человека. Однако одного желания недостаточно. Требуется решение компетентных государственных органов.

Ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ.

Эта формулировка закона означает, что, если у человека есть дети или родители, которых он обязан материально поддерживать, если он платит алименты или долги по исполнительному листу и т. п., в выходе из гражданства РФ может быть отказано, если у РФ нет договора с соответствующим государством, предусматривающего содействие при взыскании долгов с бывшего гражданина.

В некоторых ситуациях закон однозначно определяет, что выход из гражданства РФ не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (ч. 3 ст. 23).

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г., в редакции Указа Президента РФ от 27 декабря 1993 г. (далее - Положение 1993 г.) содержит список документов, представляемых при подаче ходатайств и заявлений о выходе из гражданства. В том числе требуются личная декларация об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ; для граждан призывного возраста - справка из военного комиссариата о том, что им не направлена повестка о призыве на срочную службу; если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства РФ несовершеннолетних детей, то представляются: копии свидетельств о рождении, установлении опеки или попечительства, лишении родительских прав; письменное согласие сторон на прекращение или сохранение гражданства ребенка, если один из родителей или опекунов остается гражданином РФ; письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.


По официальным данным, с января по сентябрь 1996 г. 71,6 тыс. россиян получили в органах МВД России разрешение выехать на постоянное жительство за границу. Более 90% выехало в страны дальнего зарубежья. В том числе в Германию -73,3%, в США - 9,6%, в Израиль - 12,8%. В Федеральной миграционной программе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г., говорится, что «эмиграция из РФ в настоящее время не имеет острого проблемного характера», как в прошлом, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г. и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы, по данным Программы, ежегодное количество эмигрантов колеблется от 60 до 80 тыс. человек.

По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн человек в год. Трудно себе представить, как изменится ситуация с выездом из РФ, если другие страны установят облегченный порядок приема наших сограждан на работу. Вряд ли тогда можно будет сказать, что эмиграция из РФ не имеет острого характера.

Следует разделять вопросы о выходе из гражданства и о выезде из РФ. Строго говоря, о выходе из гражданства можно просить, оставаясь в России. Соответственно можно выезжать из РФ, не ходатайствуя о выходе из российского гражданства. Но поскольку взаимосвязь между названными явлениями все же существует, напомним, что в РФ принят Федеральный закон от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». По этому закону российскому гражданину может быть временно ограничено право на выезд из РФ по ряду оснований, в том числе: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на 10 лет; при призыве на военную службу - до ее окончания; при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; при осуждении за совершение преступления -до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; при сообщении о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Для иностранного гражданина выезд из РФ может быть ограничен в следующих случаях: если он задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; если осужден за совершение преступления на территории РФ, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; если уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; если не выполнил предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

Из приведенных положений вытекает, что если россиянин выйдет из гражданства РФ, находясь на территории РФ, то Россия потеряет возможность ограничить его выезд по основанию допуска к секретным сведениям. Тем более что закон о гражданстве не предусматривает возможности отклонения ходатайства о выходе из гражданства РФ по соображениям государственных интересов. И Конституция РФ в ст. 6 провозглашает, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Как же быть? Думается, учет интересов государства является естественным условием решения всех вопросов относительно связи лица и государства, что ни в коей мере не ограничивает права гражданина на выход из гражданства. Такой учет интересов государства предполагается при решении любых вопросов, связанных с правами человека и гражданина, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. И, наверное, Россия поступит вполне справедливо, записав в новом законе о гражданстве, что вопросы выхода из гражданства решаются с учетом государственных интересов РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация