Субъективные права виды и меры. Объективное и субъективное право. Способы приобретения и реализации

Главная / Бизнес

один из обязательных компонентов содержания правоотношения представляет собой вид и меру возможного поведения управомоченного субъекта. Оно включает возможности троякого порядка: а) возможность обладателя субъективного права определить свое поведение в правоотношении; б) возможность определить свои притязания к обязанному субъекту правоотношения; в) возможность обратиться в случае неудовлетворения притязаний с требованием к правоохранительному органу за оказанием соответствующей юридической поддержки. Термин субъективное право используется и для отграничения от объективного права, т.е. права, действующего в государстве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВО СУБЪЕКТИВНОЕ

предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов. В отличие от объективного права (совокупности, или системы реально существующих юридических норм) П. с. выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе как по усмотрению только этого лица.

П. с. как мера возможного, или дозволенного поведения не может осуществляться его носителем произвольно, независимо от других юридических норм. Реализуя свое П. с., участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. Например, осуществляя свое право собственности на вещь, строение, участок земли, заключающееся в свободном пользовании, владении и распоряжении ими, лицо не может не считаться с законными интересами и правами других лиц. Предоставляя гражданам и их объединениям определенные права и свободы, законодатель любой страны устанавливает в то же время конституционные пределы осуществления таких прав.

Так, объявляя, что граждане России и их объединения "вправе иметь в частной собственности землю" (ст. 36), Конституция РФ в то же время устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ).

Провозглашая, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и "принадлежат каждому от рождения" (ст. 17), Конституция России одновременно устанавливает пределы их осуществления путем указания на то, что осуществление прав и свобод человека и гражданина "не должно нарушать права и свободы других лиц". Кроме того, Конституция РФ указывает на возможные ограничения П. с. и свобод "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства" (ст.55).

В случае незаконного ограничения прав и свобод граждан или их объединений в отношении виновных лиц и организаций должны следовать меры правового воздействия. Конституция РФ (ст. 53) особо декларирует, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Это касается также возмещения вреда, причиненного противоправными действиями одних лиц в отношении других.(М. М.)

П. с. физического лица (см.) или юридического лица (см.) необходимо включает в себя охраняемую государством возможность этого лица требовать известного поведения от других лиц. Вместе с тем это не исчерпывает понятия П. с, так как последнее – не только возможность требовать от другого лица известного поведения, но и определенное поведение самого управомоченного лица; это поведение обеспечено принадлежащей управомоченному лицу возможностью требования.

П. с. нельзя отождествлять с притязанием в смысле возможности привести аппарат государственного принуждения в действие, так как такое отождествление может привести к неправильному выводу о том, что гражданин СССР лишь в тех случаях осуществляет П. с, когда обращается в суд или в надлежащий административный орган за защитой своих законных интересов от их нарушений.

В действительности в подавляющем большинстве случаев физическими и юридическими лицами в СССР принадлежащие им П. с. осуществляются без необходимости приведения аппарата государственного принуждения в действие для защиты нарушенных прав. Таким образом, П. с. включает в себя право притязания, но не сводится к нему одному, являясь.более широким понятием.

Сущность, характер, содержание и объем П. с. производны от классового типа данного права и в конечном счете обусловлены материальнымл основами общества. Так П. с. граждан СССР отражают характерные особенности социалистической демократии (см.) как нового, высшего типа демократии (см.), всесторонне гарантирующей каждому гражданину использование на деле принадлежащих ему П. с.

Совокупность субъективных прав граждан СССР дает наглядное представление о том, как в области советского права находит свое отражение действие основного экономического закона социализма. Цель социалистического производства – человек с его потребностями– является целью советского права. Каждое из субъективных прав граждан СССР выражает заботу Советского государства о человеке, о максимальном удовлетворении его потребностей.

Совершенно иная картина в эксплуататорских государствах, особенно в государствах современного капитализма. Экономическая основа капиталистического общества – частная собственность на орудия и средства производства, наличие эксплуатации человека человеком предопределяют в конечном итоге сущность, содержание и характер П. с. граждан капиталистических государств. В капиталистических странах П. с. могут пользоваться только лица, обладающие собственностью. Трудящиеся же в силу отсутствия у них средств к существованию фактически не могут воспользоваться правами, формально провозглашаемыми «для всех» в буржуазных законах. Кроме того, империалистическая буржуазия, неспособная дальше управлять прежними методами, все больше наступает на основные права граждан, ликвидирует остатки провозглашенных ею ранее демократических прав и свобод – этих важнейших П. с. граждан. Все это является прямым следствием действия основного экономического закона современного капитализма, состоящего в обеспечении максимальных капиталистических прибылей монополистическим объединениям за счет усиления эксплуатации, угнетения и обнищания народных масс метрополий и колоний, милитаризации народного хозяйства и ведения империалистических войн.

Отличное определение

Неполное определение ↓

— весьма сложное и многогранное явление. От правильного понимания права зависят и правопорядок в обществе, и уровень правовой культуры населения, и повседневное отношение людей к государству, предписаниям, которые от него исходят.

Различают право объективное и субъективное (рис. 1.1).

Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

Рис. 1.1. Значения понятия «право»

Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по которым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях). Поэтому в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения.

Различают также позитивное право, исходящее от государства, и естественное, принадлежащее человеку от рождения.

Право может пониматься в неюридическом смысле (моральное право, корпоративное право как притязания, вытекающие соответственно из норм морали, а также корпоративных норм, т.е. действующих в общественных организациях), однако это значение нами затрагиваться более не будет.

Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение отражает нормативный подход к праву (право как система норм).

Установление норм государством означает, что наибольшая их часть принимается компетентными государственными органами (законодательными, исполнительными).

Санкционирование норм предполагает, что государственный орган, принимающий нормативный акт, содержащий нормы права, отсылает тех лиц, которым он адресуется, к нормам обычаев. Такой обычай тем самым приобретает силу правового обычая и становится правовой нормой. Например, эта ситуация может наблюдаться в области перевозок морским транспортом, в сфере банковской деятельности.

Право в объективном смысле обладает рядом признаков:

  • особая нормативность — заключается в том, что право проявляется вовне как система официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм — правил поведения. Эти нормы содержатся в нормативных актах — законах, подзаконных актах, а также некоторых других источниках права;
  • формальная определенность — четкость, стабильность, которые проявляются в представительно-обязывающем характере правовых норм (когда норма содержит субъективное право одного субъекта и противостоящую ему обязанность другого субъекта), в особой структуре правовой нормы, в четком выражении смысла правил поведения, установленных или санкционируемых государством;
  • государственно-волевой характер права — право выражает государственную волю общества, которая обусловлена разными условиями (экономическими, духовными, национальными, религиозными и т.д.) его жизни. Государственная воля соединяет различные интересы, притязания социальных групп, слоев населения, не зависит от воли отдельных лиц и их объединений, проявляется в устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правилах поведения. Волевой характер права проявляется и в том, что для возникновения, изменения или прекращения правоотношения необходимо волеизъявление правосубъектного лица;
  • системность — взаимосвязанность, целостность и единство действующих правовых норм; при этом содержание вновь появляющейся нормы должно учитывать содержание других норм;
  • властно-регулятивный характер — право призвано регулировать, упорядочивать, властно воздействовать на поведение участников общественных отношений; регулирование поведения происходит на основе государственной воли;
  • обеспеченность со стороны государства — право, которое устанавливается или санкционируется государством, поддерживается его принудительной силой. В случае нарушения требований норм к лицу, допустившему отклонение, применяются государственно-принудительные меры;
  • общеобязательность — требования правовых норм обязательны для всех лиц, которые находятся на территории, подпадающей под юрисдикцию данного государства (исключение могут составить некоторые работники посольств, консульств иностранных государств);
  • связь с государством — именно государство устанавливает, санкционирует правовые нормы, поддерживает их соблюдение через возможность применения государственного принуждения; в то же время само право регулирует деятельность государства в лице государственных органов, государственных служащих.

Понятие права в объективном и субъективном смыслах

Сложность правопонимания во многом объясняется тем, что категория права используется для обозначения хотя и родственных, но различных явлений общественной жизни. Ею обозначаются как самостоятельный юридический вид социальных регуляторов, так и субъективные притязания личности, предусмотренные различными видами социальных норм (юридических, моральных, политических и т. д.).

При этом юридическая наука занимается исследованием права как системы юридических норм, выраженных в законодательстве, которое получило наименование объективного права, и права как юридического притязания конкретного субъекта, которое получило наименование субъективного права.

Деление права на объективное и субъективное не случайно. Оно используется лля отражения различного социального назначения и функциональной связи двух родственных, взаимодополняющих, но несовпадающих правовых явлений.

Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами. Поэтому оно существует независимо от воли и желания отдельных лиц и коллективов, принадлежит всему обществу, отражая баланс интересов его представителей. Появившийся на свет человек сталкивается с уже сложившейся системой норм, которые он должен соблюдать. Даже законодатель, принимающий или изменяющий отдельные юридические акты, не в состоянии изменить исторически сложившуюся систему права.

Право в объективном смысле обладает качествами всеобщности и общеобязательности. Оно закрепляет границы юридической свободы в типичных социально значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом. Причем границы этой свободы устанавливаются не только с помощью субъективных прав, но и юридических обязанностей.

Право в субъективном смысле (субъективное право) представляет собой вид и меру юридически возможного поведения конкретного субъекта. Оно зависит от его пожеланий и возможностей. Складываясь в определенную систему, субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.

Между этими двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, которое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на основе объективного. Однако было бы неверным утверждать, что все без исключения субъективные права предусмотрены объективным правом. В связи с этим достаточно вспомнить теорию естественного права.

Действующее законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные варианты поведения человека, урегулировать все жизненные ситуации. Да в этом и нет необходимости.

В демократически организованном обществе действует принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, дозволено». Он имеет определенные ограничения, отражающие уровень цивилизованности государства и своеобразие правового положения отдельных субъектов (например, должностные лица вправе делать лишь то, что входит в их компетенцию). Однако в целом этот принцип верно отражает характер взаимоотношений государства и личности. Личность должна быть относительно свободной, иметь возможность проявить разумную инициативу и предприимчивость, составляющие основу социального прогресса. В то же время не следует забывать, что субъективное право не является самопровозглашенным. Оно разрешено государством (в пределах, не допускающих нарушение прав других лиц и общества в целом) и потому обладает юридической природой, находится под его защитой.

Структура объективного и субъективного права

Как система юридических норм понимается как право объективное, поскольку нормы права:

  • создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Здесь следует оговориться, что право в определенной мере зависит от индивида, поскольку он в некоторой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (например, путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа. Вместе с тем нужно отметить, что нормы права должны отражать объективную реальность и в этом аспекте они являются объективными;
  • отделены от конкретных индивидов (выражены в нормативных актах и других источниках права);
  • касаются неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что данный смысл (объективное право) вкладывается в термин «право» и в словосочетания «российское право», трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа. Если термин «право» употребляется без оговорок, то под ним всегда подразумевается право в объективном смысле, т. е. система юридических норм.

Итак, право в объективном смысле — система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида.

Вместе с тем в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет о естественных правах, которые, как отмечаюсь ранее, действуют вне зависимости от того, признал их официально законодатель или пет.

В правовой науке и юридической практике используется понятие субъективное право.

Субъективное право субъективно в том смысле, что оно, во- первых, связано с субъектом, принадлежит ему; а во-вторых, зависит от его воли и сознания.

Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество; организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях идет речь о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. Право в субъективном смысле составляет система прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве, а также присущих индивиду от рождения.

Иначе говоря, субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

Важно подчеркнуть, что субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

Структура субъективного права

Субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права.

Имеются различные подходы к количеству и характеристикам таких правомочий. Большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В.Лазарев, В.Н. Хроианюк, С.Н. Братусь и др.) выделяют два-три правомочия.

Однако более точной представляется позиция Н.И. Матузова, который в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выражающихся в возможности:

  • действовать , т. е в праве на собственное поведение управо- моченного лица (право-поведение);
  • требовать , т. е в праве на должное поведение со стороны других лиц (право-требование)-,
  • пользоваться определенным социальным благом , т. е в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право- пользование);
  • иметь защиту, т. е в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право-притязание).

Следует отметить, что субъективное право подкрепляется соответствующей юридической обязанностью (юридической — значит закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах).

Например, праву лица на получение образования (ст. 43 Конституции РФ) корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить эту возможность (построить образовательное учреждение, оборудовать его, содержать штат преподавателей и г. д.). Такая обязанность вытекает как из Конституции РФ (ст. 2,17, 43), так и из текущего законодательства (прежде всего Закона РФ «Об образовании»).

Праву работника милиции проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если есть основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения (ст. 11 Закона РФ «О милиции»), корреспондирует обязанность лица представить такой документ.

Если же правовой обязанности нет, то имеет место простое дозволение , а не субъективное право. Например, каждый может прогуливаться по улице, заводить дома кошку или собаку, ходить за грибами и ягодами. Здесь действует дозволительный принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Так, никто не обязан гарантировать предоставления тех же кошек, подвозки до места сбора грибов, и поэтому нет оснований говорить о субъективном праве.

Итак, в современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: объективное право, субъективное право.

Иногда термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «правовая система », (правовые системы: англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.). Кроме того, термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных организаций, права, возникающие на основе обычаев, и т. д.

Понятие права. Субъективное и объективное право.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.

1) Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.

2) Философский подход:

Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.

3) Социологический подход:

Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только называет эти нормы.

Воплощение права в определенных юр-ких источниках носит название «объективное право» - это критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юр-кие возможности и др. субъектов общественных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1) всеобщности (уст. общий для всех порядок);

2) общеобязательность (распространяет свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного гос-ва);

3) способность определять рамки юр-кой свободы участников общественных отношений;

4) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Право представляет собой единство объективного и субъективного.

Субъективное право – это конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности (отдельный чел-к, объединение людей, класс, общество в целом). Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА.

Для субъективного права характерны:

1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3) возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4) защита и охрана гос-м.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права.

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юр. литературе классифицируют функции на:

1) - внутренние и внешние.

Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:

- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;

- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

Специально юр. функции делятся на:

2) - регулятивную и охранительную.

Регулятивная ф . – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.

Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Виды норм права.

Современное законодательство состоит из разнообразных по хар-ру и содержанию норм права. Выяснение их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев:

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на : императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).

Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.).

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений , нормы права делятся на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4)По выполняемым функциям делятся на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на: постоянные и временные.

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм , делятся на: общие и специальные .

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).

8) Самостоятельная разновидность специализированные нормы:компенсационные, коллизионные нормы.

Компенсационные нормы – регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и др. потерь направленных на защиту граждан и их законных интересов.

Коллизионные нормы – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы ) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы ), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др. ).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства (»позитивного права" ), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию ) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право ) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права ) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона ). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона ). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права ) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм ) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения ).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы ). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества. )
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть ), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

Понятие и виды НПА в РФ.

НПА – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)

Для НПА характерны след. признаки:

1) письменная форма;

3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

5) иерархическая подчиненность актов.

По юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;

2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;

3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-ых комитетов;

4) решения и постановления местных органов гос. власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления;

6) НА муниципальных (негос-ых) органов;

7) Локальные НА – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все НА делятся на:

НА гос. органов;

НА иных соц-х структур (муниц-х органов, профсоюзов, АОи т.д.);

НА совместного хар-ра (гос-х органов и соц-х структур);

НА принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия НА делятся на:

- общефедеральные; - НА субъектов РФ; - НА ОМС;

- локальные НА.

В зависимости от срока действия НА делятся на:

- НА неопределенно – длительного действия; - временные НА.

Черты системы права

:- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

Ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

Она обусловлена социально-эк-ими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

Имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;б) дозволение;в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Объекты правоотношения.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»: 1)объектом могут

выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны (плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи, ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

Субъекты правоотношения.

Субъекты правоотношений его участники, имеющие субъективные права и обязанности. Это физ. лица, организации (или коллективные субъекты), гос-во 9или органы гос-ва), а также социальные общности – народ, нации, население.

Субъект правоотношения должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ. так и юр. лицам.

Применительно к физ. лицам различают 3 элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юр. обязанности.

Возникает с рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это способность индивида своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Д. связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме наступает с совершеннолетия, а до это человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной).

Дети и душевнобольные полностью недееспособны.

Недееспособное лицо - лицо, вследствие болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими.

Деликтоспособность – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение. Наступает с разного возраста в зависимости от вида юр. отв-ти. Например, административная отв-ть - наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая отв-ть – с 18 лет, уг. отв-ть – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет.

У юр. лица все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юр. лица.

Из определения, данного в начале статьи, следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Материальное содержание правоотношения складывается из

«дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников. Иоффе обосновывает это следующим образом:

«Во-первых, юридическое содержание норм права представлено сформулированными в них общими правилами поведения, которые в правоотношении приобретают значение конкретных правил, адресованных его участникам. Но желательное и должное поведение участников правоотношения фиксируется в их субъективных правах и обязанностях.

Во-вторых, специфика того или иного явления, отучающая его от других, смежных явлений, заключается в его содержании. Но специфика правового отношения в том и состоит, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей.

В-третьих, содержание всякого явления должно сопутствовать ему от момента его возникновения до момента его исчезновения. Допустив противное, мы пришли бы к нелепому выводу о возможности существования бессодержательных явлений. Но именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения».

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие юридического содержания правоотношений - его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица - только субъективная обязанность.

Виды правонарушений.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»

К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.

Законность и правопорядок.

Законность - это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

В настоящее время законность трактуется в 3-х аспектах:

1)принцип гос-но-правовой жизни , что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества;

2) метод гос-го руководства обществом , предполагающий, что гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах;

3) режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между гос. властью и личностью.

Принципы законности:

1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны.

2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.

3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.

4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.

5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.

7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок – есть порядок основанный на праве.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которые достигаются с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Различия между правопорядком и общ-ым порядком заключаются в следующем:

1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции ; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва;

2) у них разная нормативная основа ; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия;

4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия ; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра;

5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элементарному составу; ОП – шире П.

Классификации власти:

1) с точки зрения социального уровня различают власть:

- в масштабе всего общества;

- внутри коллектива (организации);

Субъективное право.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Субъективное право.
Рубрика (тематическая категория) Право

Субъективное право – это мера возможного поведения личности, важнейший элемент её конституционного статуса. Структура субъективного права, включая права человека, состоит из четырех элементов˸ право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование.

С юридической точки зрения всякое право человека - субъективно. Это означает, что выработанные в юридической науке характеристики субъективных прав в основном относятся и к правам человека.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантированная государ­ством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности,важнейший элемент её конституционного статуса. Субъективными права называются потому, что они принадлежат отдельным субъектам (отдельным лицам, группам, общественным организациям и т.д.) и их использование зависит от воли этих субъектов. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит ещё и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Обычно субъективные права возникают в процессе реализации правовых норм на базе возникновения юридических фактов. Например, в случае утраты багажа пассажир самолета имеет право предъявить авиационному предприятию-перевозчику требования на основании нормы, закрепленной ст. 125 Воздушного Кодекса РФ. Но в данном случае мы имеем дело не с правом человека, а с обычным субъективным правом, существующим в рамках правоотношений, связанных с договором перевозки.

Когда же идет речь о правах человека, то они имеют естественный характер, возникают с момента рождения личности, а правовые нормы только фиксирует наличие этих прав. Причем права человека существуют и в тех случаях, когда государство, принимая законодательство, их не признает.

Таким образом, права человека не связаны с правовыми нормами отдельных государств так, как обычные субъективные права.

Каждое субъективное право, включая права человека, имеет сложную структуру, т. е. состоит из элементарных, дробных частей, именуемых правомочиями. Юридическое содержание каждого права человека образует конкретные правомочия (юридические возможности). Их взаимосвязь образует определенную структуру. Надо заметить, что структура правомочий, составляющих содержание прав че­ловека, совпадает со структурой обычного субъективного права.

Таким образом, структура субъективного права , включая права человека, состоит из четырех элементов (см. схему 51

1) совершать определенные поступки (право-поведение );

  • - , их хар-ка.

    Сод-ие правоотн-ия –субъективные юр. ПиО - имеет двойственный хар-р: - Юр. сод-ие – возм-ть опр д-ий управомоченного, необходимость их сов-ть или воздержаться. - Фактическое – сами д-ия, в кот. реализуются ПиО. Правоотн-ие может состоять из одной или нескольких юр. связей. ... .


  • - Субъективное право

    Литература: Schuppe, Begriff des subjektiven Rechts, 1887; Zenthofer, Das subjektive Recht, 1891; Thon, Rechtsnorm und subjektives Recht, 1878; Jellinek, System der subjekfiven offentlichen Rechte, 2 изд. 1905; Nicol-Speyer, Systematische Theorie des heutigen Rechts, ч. I, 1911, стр. 181-317; Kornfeld, Sotiale Machtverhaltnisse, 1911, стр. 197-268; Hold von Fernek, Die Rechtswidrigkeit, 1903, T. I, особенно §§ 11 и 33; Hellwig, Anspruch und Klagrecht, 2... .


  • - Объективное и субъективное право

    В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Такой подход обусловлен философской интерпретацией объективных причин исторического развития, т. е. не зависящих от человеческой воли и восприятия, и субъективными... .


  • - Субъективное право и юридическая обязанность

    Они образуют юридическое содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения является поведение участников правоотношения. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием. Субъективное право – это предусмотренная... .


  • - Субъективное право и юридическая обязанность

    Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой меру свободы участников правоотношения. При этом воля каждого из участников оказывается одновременно и свободной, и огра ничейной. Так, управомоченное лицо в своих правопритязаниях не может выходить за... .


  • - Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, элементы и их взаимосвязи.

    Субъективное право-это мера возможного поведения субъекта, гарантированная государством. ЮО – это мера должного поведения субъекта, предписанная государством. Широкий подход: СП – совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей. ... [читать подробнее] .


  • - Субъективное право и юридическая обязанность

    Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага,... .


  • В юридической науке, как было показано выше, все права граждан именуются на сугубо профессиональном юридическом языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

    При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д. По своему существу политические и личные свободы являются субъективными публичными правами; им по преимуществу присущи та индивидуализация и та связь с личностью, которые составляют основной признак всякого субъективного права.

    В настоящее время высказываются отдельные предложения о необходимости пересмотра сущности и определения субъективного права как меры возможного поведения, в частности в контексте принципа «не запрещенное законом дозволено». Не обязательно, мол, перечислять разные общие возможности, если теперь можно все, что не подпадает под запрет.

    На первый взгляд в такой позиции есть определенный резон. Свободная деятельность человека есть его естественное право. Поэтому не возникает и надобности в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, стало быть, дозволено; напротив, существует потребность в определении запретов.

    И все же такой подход уязвим. Дело в том, что сфера дозволенного в правовой системе и в обществе в целом не исчерпывается субъективными правами, она гораздо шире. В частности, многие юридические возможности опосредуются законными интересами, праводееспособностью, другими правовыми категориями. «Все, на что лицо имеет право, дозволено, но не на все дозволенное оно имеет право». Когда речь идет о субъективном праве, то имеется в виду не вообще абстрактная возможность, а конкретные ее разновидности и границы, иначе говоря, зафиксированные в законе «меры», «дозы», «порции».

    Субъективное право всегда предполагает не только гарантию со стороны государства, но и соответствующую обязанность других лиц. Если нет этой обязанности, перед нами простое дозволение, а не субъективное право. Дозволение может стать правом только тогда, когда будет запрещено нечто мешающее этой дозволенности. Но дозволить одному - не значит юридически обязать другого. Простое дозволение свидетельствует лишь об отсутствии ограничения (запрета). Для субъективного же права характерны такие черты, как точная мера поведения, признание и гарантированность государством, обеспеченность противостоящими обязанностями, возможность защиты через суд.

    Поэтому формула «не запрещенное законом дозволено» нисколько не умаляет ценности и необходимости субъективных прав как официальных указателей (определителей) соответствующих действий субъектов, не подменяет и не отменяет самого этого института. При этом интерес индивида - практическая основа всякого субъективного права. Сегодня суть проблемы заключается в том, чтобы наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством гражданские, политические, культурные и личные права, создать надежные механизмы их реализации, соотнести с той системой благ и с теми процессами, которые протекают в обществе, в том числе рыночного характера.

    Общее учение о субъективных правах, несмотря на изменение ситуации, не поколеблено. Более того, именно в новых условиях эта категория, основанная главным образом на обязательственных, рыночных отношениях, должна заработать в полную меру, как и другие юридические понятия и институты.

    Здесь важно освободиться от голых, нежизненных схем, формальных построений, умозрительности, которыми в прошлом изрядно грешило наше правоведение. Необходимо ориентироваться не на принципы, а на ценности. Старые теоретические постулаты должны быть переосмыслены, принять современные органичные формы, которые призваны соответствовать приоритетам, провозглашенным новой Россией. В этой связи представляется искусственным, например, деление прав (с точки зрения их юридической природы) на субъективные и какие-то иные, несубъективные, права «второго сорта». В частности, довод, согласно которому конституционные права не являются субъективными, так как якобы находятся вне правоотношений, несостоятелен. Указанные права, как это теперь доказано, также существуют в рамках правоотношений, только особых, общерегулятивных, возникающих из норм Конституции и носящих первичный, базовый характер.

    Русская прогрессивная правовая мысль настойчиво отстаивала в свое время именно эти идеи - идеи признания за публичными, как тогда принято было говорить, правами качества реальных субъективных прав личности.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация