Новый закон о приставах на обсуждении. Сколько зарабатывают судебные приставы? А что с сокращениями

Главная / Бизнес

Служба судебных приставов не является силовой только формально. Фото с сайта www.fssprus.ru

Минюст сообщил, что работа по превращению Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в правоохранительное ведомство продлится и в 2016 году. Планировалось, что с его начала сотрудники ФССП перестанут быть гражданскими госслужащими. Но приставов остановил Минфин, отказавшийся дать денег на увеличение штата. А оно неизбежно в случае получения ФССП права на оперативно-разыскную деятельность (ОРД), конвоирование подсудимых и физическую защиту судей и свидетелей.

О корректировке планов по превращению ФССП в формально силовую структуру можно прочитать в переработанной Минюстом госпрограмме «Юстиция».

Ее проект размещен на официальном правительственном интернет-портале по обсуждению нормативных актов. Госпрограмма подверглась существенным изменениям как из-за сложностей согласования ее показателей между различными госорганами, так и, конечно, вследствие сокращения бюджетных ресурсов.

Таким образом, на предстоящий год в целях повышения эффективности исполнения судебных актов ведомство Александра Коновалова ставит перед собой две ключевые задачи. Одна, правда, является узкоспециализированной - государство решило более жестко собирать алименты с соответствующих должников. А вот вторая сформулирована так: будет приниматься федеральный закон о службе в ФССП и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на повышение уровня материальных и социальных гарантий судебных приставов.

Напомним, что в действующем законе о видах госслужбы уже несколько лет нет указания на особую правоохранительную службу, хотя гражданская и военная в качестве отдельных видов упомянуты. Приняты в отношении них и специальные законы. А вот согласовать его для всех правоохранителей и спецслужбистов в свое время так и не удалось, слишком разные интересы они лоббировали. В результате было решено, что будут некие «иные» виды госслужбы, каждый из которых будет регулироваться спецзаконом. Их уже получили ФСБ, МВД, Госнаркоконтроль и ряд других ведомств, а для МИДа было введено понятие совсем уже отдельной дипломатической службы.

Точно такой же, как и другим силовикам, закон Минюст планирует и для ФССП, указывая при этом, в частности, на то, что только после отнесения службы судебных приставов к категории «иные», возможно «решение вопроса совершенствования судебного контроля за исполнительным производством». Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов считает, что эта фраза выглядит достаточно странной. «Если суд выносит какое-то решение, требующее исполнительских действий, то приставы приступают к ним автоматически, а суд, естественно, держит их под полным контролем, по крайней мере так прописано в законодательстве», – подчеркнул депутат. Конечно, отметил он, на практике бывает по-всякому, но уж точно от статуса судебных приставов – гражданские они чиновники или силовые – эффективность этой стороны их деятельности зависеть не может.

Стоит отметить, что в откорректированном варианте госпрограммы «Юстиция» можно увидеть и такое заявление Минюста – дескать, наделение ФССП правом проведения оперативно-разыскных мероприятий также откладывается из-за того, что эта служба еще не получила статуса правоохранительной. Горовцов сообщил «НГ», что как-то на одном из заседаний своего комитета он спросил главу ФССП Артура Парфенчикова, зачем его структуре нужно право на ОРД, мол, есть у вас возможность проведения дознания, вот им и пользуйтесь. Главный судебный пристав сразу же ответил, что ОРД нужна исключительно для повышения эффективности работы его подчиненных.

Однако Горовцов считает, что все дело в практически автоматическом увеличении штатной численности, а значит, и бюджетных расходов в том случае, когда какое-то ведомство значительно расширяет свои функции и полномочия. По его мнению, все предложения Минюста на это и направлены, а привести они должны к тому, что «у этого госоргана наконец появится своя силовая структура, которую там уже давно хотели бы иметь».

Косвенное подтверждение таким догадкам, между прочим, можно найти и в материалах, представленных самим Минюстом. Там, например, говорится, что уже прорабатывался вопрос о закреплении за ФССП функции по обеспечению охраны задержанных, подозреваемых и обвиняемых, доставленных в здание суда для проведения процессуальных действий, осуществления пропускного режима в судах, обеспечения физической защиты судей и участников судебных процессов. Однако, как выяснилось, «предложение не поддержано Минфином, так как изменение повлечет увеличение штатной численности судебных приставов и соответственно дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях».

Впрочем, когда бюджетные сложности останутся позади, Минюст, конечно, обязательно вспомнит о пункте 1 перечня поручений президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр-1189, где как раз и указано, что ФССП больше не должна быть гражданским ведомством.

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

  • увеличение зарплаты, повышение престижности службы и улучшение материального обеспечения приставов;
  • упрощение процедуры исполнения через электронную систему документации;
  • профессиональное улучшение работы служебного персонала, квалификации и подготовки.

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

  • девятый абзац второго пункта статьи 11 был изменен в формулировке с “а также к военнослужащим внутренних войск ” на «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации «;
  • в четырнадцатом абзаце второго пункта статьи 12 была произведена аналогичная замена.

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.

Повышение заработных плат сегодня, пожалуй, одна из самых волнующих тем. Нет сегодня таких людей, которые бы не хотели, чтобы его оклад был увеличен. Тем более, что реалии экономики в стране далеки от идеальных, и в какую сторону сдвинется хрупкое равновесие, которого едва удалось достичь, пока неясно. Естественно, особенно вопросы повышения зарплат волнуют бюджетников, у которых и без того они не особенно большие. Поэтому много вопросов вызывает, например, заработная плата для приставов.

Что из себя представляют судебные приставы

Федеральная служба судебных приставов представляет собой исполнительную власть. В их основные должностные обязанности входит обеспечение вступления в силу судебных актов, а также контролировать их исполнение.

Данная структура делится на центральный аппарат и региональные отделения, которые отвечают за исполнение своих обязанностей в рамках разных территорий. При этом в обязанности судебных приставов входят:

  1. своевременное исполнение судебных решений;
  2. рассмотрение и изучение исполнительных производств;
  3. подача должника в розыск, определение его местоположения в рамках закона и т.д.

Что говорят в Правительстве

Идея о том, что нужно повысить такой параметр, как зарплата судебным приставам в 2016 году, уже давно витала в государственных органах власти. И Минюст даже начал разработку соответствующих документов.

Согласно этим идеям, приставы, относящиеся к категории судебных, получат увеличение окладов в пределах 50-150% от своего оклада. Основной целью столь глобального действия, как повышение зарплаты приставам в России почти в 3 раза, является улучшение престижа профессии. Ведь несмотря на все обещаемые поступающим на службу плюсы и преимущества, увольнения из данной организации носят массовый характер.

Ведь работа судебных приставов зачастую связана с людьми неблагополучными, многие из которых пьют. В результате к работникам судебной системы применяются и физическое насилие, и угрозы, и иные неприятные факторы. Выдерживать такое да еще и за небольшую заработную плату по силам не всем.

Что предлагают сделать

Законопроект предусматривал введение денежной выплаты, которая бы добавляла оклад и представляла собой надбавку за спецрежим работы, что обеспечивало бы существенное повышение зарплаты судебных приставов в 2016 году в России. Дополнить ее должно было санаторно-курортное лечение для работников судебной сферы, финансируемое за счет головной организации.

Кроме того, такие меры должны решить еще одну проблему, которая наличествует в таком органе, как ФССП, - это коррупция. Не секрет, что многие должники предлагают приставам взятки за то, чтобы они не трогали их имущество и закрыли исполнительные листы. И не секрет, что есть те сотрудники, которые на это соглашаются. Обычно при вскрытии подобных фактов аргументы идут в ход следующие: мало платят, работа неблагодарная и т.д.

Повысят ли зарплату приставам в 2016 году? Скорее всего да, особенно в современных реалиях, когда стоимость и услуг, и товаров существенно увеличилась. Тем более, что о необходимости такого повышения говорилось неоднократно, а попытки осуществить это проводятся очень часто. Идей было много – от введения специального исполнительного сбора, процент от которого шел бы непосредственно приставу, до идеи приравнивания приставов к силовикам, на фоне чего они могли бы получать схожую с ними зарплату, которая, как известно, довольно приличного размера.

При этом параллельно предлагается усилить наказание для тех, кто берет взятки. Ведь мотивировать свою нечистоту на руку отсутствием необходимых материальных средств не выйдет.

Сколько получают приставы

Свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы приставам, довольно ожидаемы. Кроме того, сами работники исполнительной сферы очень на это надеются, т.к. по факту их оклады можно назвать очень смешными. Причем нет в этой сфере даже особого традиционного разрыва между зажиточной столицей и периферией.

Как говорят эксперты, нижние чины в данной структуре могут сегодня получать всего 8-9 000 р. в месяц. В среднем ж, сегодня оклад судебного пристава оценивается в 27 000 рублей. Выжить на такие деньги практически невозможно.

От чего складывается зарплата приставов

Начисление заработной платы, равно как и индексация окладов приставов на 2016 год, зависят от нескольких важных факторов:

  • средней заработной платы по стране;
  • загруженность каждого из них;
  • звание;
  • условия их труда.

Для получения достойной и подходящей оплаты труда необходимо в идеале иметь все эти факторы еще и в высших позициях. Но из-за того, что такое относится к фантастике, можно говорить, что такие государственные служащие фактически ничем не отличимы от всех остальных граждан страны и живут ничуть не богаче их.

Что ожидают в будущем

Естественно, на этом фоне повышение зарплаты судебных приставов, последние новости по которым ловятся буквально как сводки с фронта, интересуют всех без исключения.

Конечно, надеяться на то, что они действительно будут столь высокими, как говорят в Правительстве, т.е. повышенными в 3, а то и 4 раза, надеяться не нужно. Этого не будет. У бюджета просто нет на это необходимого количества финансов. Возможно, если бы ситуация в стране и на мировой арене складывалась бы иным способом, все было бы в разы проще. Тогда приставам, конечно же, подняли бы зарплаты и даже, возможно, приблизили бы их по уровню к более высоким. Сегодня можно ожидать повышений только на сумму официальной инфляции.

Но если вспомнить, что сегодня официальная инфляция в разы отличается от реальной, можно говорить, что многие работники судебной исполнительной сферы этого увеличения особо не почувствуют. Так что, скорее всего, в 2016 году приставам стоит ожидать повышения окладов на 5-6% (хотя только за первые 2 месяца инфляция составила около 15%). Если, конечно, на официальном уровне не будут признаны другие цифры.

Кроме того, повышение, если и состоится, произойдет оно впервые ближе к концу года – примерно в октябре. Такая мера вынужденная и направлена на своевременное пополнение бюджета страны, которые в современных условиях очень серьезно страдает от санкций, колебаний цен на черное золото, а также от роста доллара и евро.

В результате, где можно сэкономить, там обязательно сэкономят. И, как показывает практика, чаще всего от таких режимов экономии страдают обычные сотрудники, которые выполняют всю основную работу, но не имеют достаточного опыта, не имеют диплома об образовании, а также не владеют специальным чином.

А что с сокращениями?

Будет ли сокращение приставов в 2016 году – это еьто, что также занимает умы многих. Пока, несмотря на всеобщую оптимизацию вокруг, про это не говорили. Судебных приставов и так катастрофически не хватает, чтобы их еще и увольнять. Тем более, что набрать на такую работу людей, обладающих высшим образованием будет крайне сложно на те зарплаты, которые им предлагаются.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация