Конспекты юриста. Конституция российской федерации

Главная / Бизнес

Особенности Конституции РФ

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, который наделен высшей юридической силой и который закрепляет и регулирует общественные отношения в сфере правового положения личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также основ функционирования публичной власти.

Сущность Конституции заключается в том, что она призвана служить главным ограничителем для власти в ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Назначение Конституции состоит в закреплении основ конституционного строя, прав человека и гражданина, основ организации государства и основ осуществления публичной власти.

Замечание 1

Конституция РФ является основным законом общества и государства. Ей присущи свойства основного закона, и они обусловлены тем, что Конституция в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований и итоги развития всей правовой системы.

Конституции как основному закону государства присущи следующие особенности:

    она регулирует самую широкую сферу общественных отношений, которые затрагивают интересы всех граждан;

    в ней находят закрепление основы политической организации общества и экономического устройства государства;

    она определяет основные направления судебной деятельности органов государства: законодательных и исполнительных;

    регламентирует вопросы внешнеполитической деятельности государства;

    ей присущ особый порядок принятия и изменения.

Юридическими свойствами Конституции являются характерные признаки, которые определяют качественное своеобразие этого документа (рис. 1).

Эти признаки следующие:

    выступает в качестве основного закона государства;

    наделена высшей юридической силой;

    составляет ядро всей правовой системы страны;

    обладает стабильностью.

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Замечание 2

Итак, Конституция РФ - основной закон страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым актам. Ни один правовой акт, который принимается в стране: будь то федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, судебное решение и т.д., не могут противоречить основному закону государства, а если он противоречит, то приоритетное значение имеют нормы Конституции.

В семейном законодательстве учтены положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, а также основных обязанностях родителей и детей.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция РФ является основным источником конституционного, а также всех других отраслей российского права. Конституционные нормы обязательны для всех и носят учредительный характер.

Основные функции и свойства Конституции

Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:

    учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;

    организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;

    идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;

    информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;

    стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;

    программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.

Рисунок 2. Основные функции Конституции РФ

Конституция, являясь основой нормативно-правовых отношений, обладает следующими свойствами:

  1. Основополагающий характер.
  2. Нормативность.
  3. Высшая юридическая сила.
  4. Особый порядок принятия.
  5. Учредительность.

Понятие конституции РФ

Конституцией Российской Федерации называется правовой акт высшего уровня, который занимает особенное место в системе права современного государства, датой ее принятия считается 12 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

1. Конституция представлена актом, который может приниматься народом или от его имени.

2. Народ представлен в демократическом государстве носителем суверенитета и источником власти, вследствие этого он обладает учредительной властью, которая вправе изменить базисы устройства, общества, и государства.

3. Наличие особого предмета конституционного регулирования – специфика тех отношений в обществе, которые она вправе регулировать и закреплять.

4. Юридические особенности Конституции предопределяют ее юридическую специфику, а именно:

  • Верховенство Конституции – все государственные, общественные структуры, граждане должны действовать согласно принципам, нормам, концепциям, заложенным в Конституцию РФ.
  • Юридическая сила Конституции – законы и правовые акты не должны вступать в противоречия с Конституцией РФ, все должны соблюдать ее и законы.
  • Центральная роль в правовой системе – именно Конституция определяет, какие акты могут принимать разные органы.
  • Охрана Конституции – осуществление охраны в разных формах органами государственной власти.
  • Особенный порядок принятия и последующего пересмотра Конституции, внесение в нее исправлений.

Алгоритм внесений изменений и поправок.

Основными политико-правовыми свойствами Конституции РФ признано легитимность и стабильность.

  • Легитимность – это принятие Конституции в установленном правом порядке или в порядке, признанном обществом. Содержание Конституции должно быть одобрено обществом, то есть легитимность Конституции является основой власти демократии и правового государства, условием авторитета, конституционной законности и правопорядка.
  • Стабильность – это свойство присущее Конституции РФ, которое отражает ее устойчивый характер, слабую подверженность изменениям и переменам вследствие воздействия временных политических и социально-экономических конъюнктур.

Сущность Конституции РФ заключается в утверждении общедемократических основ, предполагает жизнь граждан в государстве как полноправных ее членов, которые согласны или не согласны с ней. Все граждане имеют право высказывать свои взгляды и их отстаивать.

Конституция РФ , которая действует на данное время – это выражение воли народа РФ, представителей разных национальностей, которая выражается всенародным голосованием, направленным на закрепление основы жизнедеятельности государства и общества, с помощью которых могут воплотить принципы общей демократии, и признают человека, его права и свободы.

Структурой Конституции РФ является порядок, с помощью которого группируются однородные конституционные нормы в разделы, главы и обуславливается последовательность их расположения.


Функции Конституции РФ

1. Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой действующего законодательства.

2. Учредительная функция закрепляет основные базисы организации и развития государства. А именно, Конституция учреждает:

  • наименование государства – Российская Федерация;
  • полную власть народа – демократию;
  • название всех органов государственной, исполнительной и судебной власти, наделяя их полномочиями;
  • главу государства – Президента РФ.

3. Организационная функция означает регламентацию организации деятельности разных государственных институтов.

4. Политическая функция показывает роль Конституции РФ в обществе, и ставит цель ограничение политической жизнь и борьбы за власть рамками.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6.Стабилизирующая функция свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

8. Внешнеполитическая функция является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

1. Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику сущности и юридических свойств Конституции РФ как Основного Закона общества и государства. Опишите порядок внесения поправок и дополнений в нее.

Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).

Конституция РФ – это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.

Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:

· Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.

· Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.

· Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.

· Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).

· Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Юридические свойства Конституции РФ, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

1. выступает в качестве основного закона государства;

2. обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

3. является основой всей правовой системы страны;

4. стабильность.

Конституция РФ является Основным Законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15) . Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.

Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции (ст. 8, 34, 35 и др.).

Трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37).

Семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и др., где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах:

1. Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3–8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3–8).

2. Круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции). В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.

Существенно различаются процедуры пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок изменения положений гл. 3–8 Конституции РФ определен в ст. 136 Основного Закона и в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Такие изменения вносятся путем принятия специальных законов о поправках. Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).

В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправке (поправках) к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке (данных поправках) допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение семи дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции РФ не касается порядка изменения лишь одной конституционной нормы – ч. 1 ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Российской Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности.

Рассмотренные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.

2. Используя текст Конституции РФ, конституцию либо устав своего субъекта, монографическую и учебную литературу, проанализируйте способ разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ. Что такое исключительная компетенция, компетенция совместная и остаточная компетенция.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов - это принцип федеративного устройства России. Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Конституция РФ (статья 5) говорит о равноправии всех субъектов федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Тем не менее, исторически сложившаяся асимметричность федерации сказывается на правовом статусе ее субъектов, но при этом не затрагивает основных аспектов реализации принципа равноправия.

Конституция РФ наделяет субъектов федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с федерацией (статья 72) и исключительная компетенция субъектов федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию федерации и совместную компетенцию федерации и ее субъектов. Права выхода из Российской Федерации ее субъекты не имеют, как, впрочем, и члены всех других существующих федеративных государств. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Рассмотрим разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ на примере Свердловской области.

Предметы ведения Свердловской области определяются, исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области определяются Конституцией Российской Федерации.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области Свердловская область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.

В ее ведении находятся:

а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, контроль за их соблюдением и исполнением;

б) определение административно-территориального устройства области;

в) установление системы областных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности на основании общих принципов организации системы органов государственной власти, формирование областных органов государственной власти;

г) управление и распоряжение государственной собственностью Свердловской области;

д) определение направлений социально-экономического развития Свердловской области, утверждение и выполнение программ социально-экономического развития Свердловской области; утверждение и выполнение областных государственных целевых программ Свердловской области;

е) иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области (статья 23 Областного закона «Об уставе Свердловской области»

В совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области находятся:

а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

Полномочия Свердловской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области определяются, исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними областными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Исключительная компетенция – предметы ведения Федерации.В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; з) и др.

Совместная компетенция - осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектами. Это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел. Перечень таких вопросов является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ).

Компетенция определяется не путем перечисления конкретных полномочий субъекта, а в виде общего установления, очерчивающего сферу деятельности и предметы ведения данного субъекта. Именно такой способ наделения компетенцией субъекта РФ закреплен в ст. 73 Конституции РФ. Согласно ей субъекты РФ обладают всеми полномочиями, за исключением тех, которые закреплены за РФ. Остаточная компетенция означает, что субъект РФ вправе решать тот или иной вопрос постольку, поскольку его решение не отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.

3. Каким образом в Конституции РФ закреплены политические права граждан.

Политические права - это мера возможного поведения гражданина по вопросу осуществления политической власти. Отличительной чертой всех политических прав является то, что они непосредственно связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, обладая при этом ярко выраженным политическим содержанием. Можно выделить следующие конституционные основы политических прав и свобод граждан в Российской Федерации:

1) политические права являются средством осуществления народовластия в России. Политические права связаны с различными проявлениями политической власти в Российской Федерации;

2) политические права являются конкретным, законодательно Урегулированным способом привлечения каждого российского гражданина к осуществлению политического народовластия, при котором граждане как носители этих прав выступают в качестве активных участников политической жизни;

3) политические права принадлежат исключительно гражданам России, что позволяет им участвовать в управлении государственными и общественными делами по вопросу о формировании как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие политические права и обязанности граждан:

1) Право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе и имеют право участвовать в отправлении правосудия. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

2) Право обращений. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ).

Под обращением гражданина понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

3) Право на объединение.

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку " каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов.

Общественные объединения - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Определенные ограничения установлены и для некоторых категорий российских граждан.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

· общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

· общественный фонд (не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

· общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

· орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

· политическая партия (это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).

4) Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Согласно статье 31 Конституции РФ, « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует следующие понятия:

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.

2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»// «Российская газета», 1998 г. N 46.

3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//«Российская газета», 2004 г. N 131.

4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 23.07.2008)// «Российская газета» 1995 г. N 100.

5. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 25.12.2009)// „Российская газета“ 1998 г. N 104.

6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ „О политических партиях“ (ред. от 01.02.2010)// „Парламентская газета“2001 г. N 132.

7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ // „Российская газета“2006 г. N 95.

8. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// «Российская газета» 2002 г. № 106.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008)//»Российская газета", N 17, 27.01.1996.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)//«Российская газета», N 256, 31.12.2001.

11. Областной закон «Об Уставе Свердловской области» от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ (в ред. от 18.01.2006).


Список использованной литературы

1. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для вузов (под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко). Изд. Юнити-дана, 2007. – 767 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2004.

3. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 608 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учеб. М., 2005.


Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Областной закон «Об Уставе Свердловской области» от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ (в ред. от 18.01.2006).

Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Конституция основной закон Российской Федерации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Современное государство не может полноценно существовать и функционировать без Конституции. Конституция РФ, будучи основным законом государства, является индикатором изменений происходящих в стране и обществе.

История принятия Конституции РФ

26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Новая Россия нуждалась не только в грамотном управлении, но и в адекватном законодательстве. На протяжении почти 10 лет не было ни того, ни другого. Документом, подтверждающим суверенный статус России, стала "Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года. Данный документ закреплял название нового государства: Российская Федерация. Помимо этого, Декларация официально сообщала о необходимости принятия новой Конституции для новой страны.

Вплоть до 1993 года страна жила без Конституции. Только в начале 1993 года была создана комиссия для разработки её проекта.

После того, как проект Конституции был готов, государство организовало референдум. Перед этим, во всех основных печатных СМИ был представлен текст будущей Конституции РФ, чтобы население смогло ознакомиться с её содержанием. Однако, как показывает история, мало кто читал то, что в Конституции было написано.

В процессе подготовки конституции принимали участие консультанты из ЕС и США. По этой причине нынешняя российская Конституция требует серьезной доработки, так как она писалась не для суверенного государства, а для потенциальной американской колонии.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции из них проголосовало свыше 54%, что означало принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

Официальной датой принятия действующей Конституции РФ является 12 декабря 1993 года.

В 1994 году вступили в силу указы президента РФ Б.Н. Ельцина "О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря". Начиная с 1994 года, день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов и 9 глав. В текст действующей Конституции регулярно вносятся изменения, направленные на укрепление суверенитета страны и преодоление коллизионности современного российского законодательства.

Конституция РФ 1993 года отличается от своих предшественниц тем, что содержит совершенно новые понятия, характерные для действующего государственного строя. Прежде всего, следует отметить, что в Конституции РФ 1993 года по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие от ранее действовавших конституций в СССР. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В действующей Конституции закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства. В 1993 года последовательно проведен классический принцип государственности, а именно разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст.10).

Одной из ключевых статей Конституции РФ является констатация целостности государства и правовой независимости власти в РФ. В ст.З подчеркивается: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 года, в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Но эти аспекты успешно отражены в тексте Основного закона РФ. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю, установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13, "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. В Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Российская Федерация провозглашена правовым государством.

В современной Конституции сформулированы основы конституционного строя РФ:

  • высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации и ее прямое действие на всей территории государства;
  • обязательное соответствие законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации;
  • нормы об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Принятая в 1993 году Конституция впервые в истории российского права четко регламентирует тот факт, что законы, которые не опубликованы официально, не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Впервые в Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы.

Глава 1 Конституции РФ регламентирует государственное устройство и основы действующего конституционного строя в РФ, закрепляет основные права и свободы.

Права и свободы гражданина согласно Конституции РФ

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению со своими советскими предшественниками, содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Действующая Конституция закрепляет принцип разделения властей. Согласно её нормам, Президент РФ не входит в систему исполнительной власти . Он занимает особое самостоятельное место в системе высших органов. Президент РФ является главой государства, гарантом конституционного строя. Он стоит над ветвями власти. На него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти Федерации и др.




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация