Административная жалоба и производство по ней. Виды жалоб. Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора. Идем в суд

Главная / Бизнес

По форме поступления: по почте; на личном приеме; через уполномоченное лицо; через органы власти; через средства массовой информации; от других органов, учреждений, организаций.

По признаку поступления: первичная; повторная; дублетна; неоднократная; массовая.

По типу: телеграмма; письмо; устная.

По категориям авторов жалоб (обращений): участник войны; дети войны; инвалид Великой Отечественной войны; инвалид войны; участник боевых действий, ветеран труда, инвалид i группы; инвалид II группы; инвалид III группы; ребенок-инвалид; одинокая мать; мать-героиня; многодетная семья; лицо, пострадавшее от Чернобыльской катастрофы; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Герой; Герой Советского Союза; Герой Социалистического Труда; ребенок; другие категории.

По социальному положению авторов жалоб (обращений): пенсионер; рабочий; крестьянин; работник бюджетной сферы; государственный служащий; военнослужащий; предприниматель; безработный; ученик, студент; служитель религиозной организации; лицо, лишенное свободы; лицо, свобода которого ограничена; другие.

По результатам рассмотрения: решено положительно; отказано в удовлетворении; даны разъяснения.

По форме жалобы можно классифицировать на: административную жалобу; исковое заявление.

Жалоба и административный иск - это специфические формы обращения физических и юридических лиц, через которые они выражают собственное недовольство действиями или бездействием, решениями публичных органов управления и их должностных лиц. Административный иск (исковое заявление) во многом схож с административной жалобой, но сходство это внешнее. В административной жалобе исковое элемент находится в латентной форме. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не оговаривает его участия в административном процессе. "Жалобщик, - как справедливо отмечал М. Д. Загряцков, - не имеет признаки стороны в споре о праве, он остается лицом, которое просит" 1 . Такое положение в правовых отношениях имеет характер вертикали. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Подача иска в административный суд влечет возникновение оригинальных управленческих отношений: они являются правоохранительными и одновременно - горизонтальными, в них субъекты (гражданин-истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец не ожидает "милости" сверху, а получает решение независимого и объективного органа. Физическое или юридическое лицо, недовольное действиями (бездействием) или решениями публичной администрации, принимает личное участие в процессе как сторона. Право административного иска является правом гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права в области публичного управления.

Надо остановиться на терминах "жалоба" и "обжалования", поскольку в теоретической литературе и на практике эти сроки часто употребляют как синонимичные.

Впервые недоразумения относительно этих сроков вызвал законодатель, который в Конституции СССР 1977 года использовал выражение не "право на жалобу", а "право на обжалование".

Понятие жалобы было определено выше, а обжалование - это установленный нормами права последовательный порядок действий по подаче жалобы в публичной администрации (суда) и ее должностных лиц (судей), которые уполномочены решать административно-правовой спор (в пределах установленной компетенции) в целях охраны субъективных прав и интересов, которые нарушены или могут быть нарушении решениями, действиями или бездействием властного субъекта административно-правовых отношений.

то Есть обжалование - это деятельность по реализации публичной жалобы. Порядок реализации жалобы зависит от того, к какому органа (должностного лица) обращается лицо. Соответственно, обращение лица к публичному органа управления регламентируется законодательством об обращениях граждан, другими нормативно-правовыми актами отраслевого направления, которые определяют процедуры рассмотрения положительных дел управленческого и сервисного характера.

Обращение субъекта в административный суд с исковым заявлением тянет административно-процессуальный рассмотрение первого требованиям судебного процесса.

Таким образом, рассмотрение и разрешение жалоб физических и юридических лиц осуществляется публичной администрацией в определенном, регламентированной правовыми нормами порядке - в отдельном административно-процедурном производстве.

    Общие . Любым гражданином, любым органом, судом.

    Специальные . Ограничены рамками конкретных производств. Например, производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарные взыскания.

Также они бывают:

Порядок подачи и рассмотрения общей и административной жалобы регулируется ФЗ от 2.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Срок подачи общей административной жалобы не установлен (в любое время можно подать).

Общую административную жалобу может подать любой гражданин как в защиту своих интересов, так и в защиту интересов других лиц. Общая административная жалоба подается в государственные (муниципальные органы).

Виды общей административной жалобы:

По форме изложения:

Требования к письменной жалобе (обращению):

    В шапке указывается наименование органа, Ф.И.О. должностного лица.

    Указывается Ф.И.О. заявителя, почтовый адрес

    Пишется «жалоба»

    В конце – требование о восстановлении нарушенных прав.

    Личная подпись и дата.

    Если не указана фамилия гражданина и почтовый адрес, то жалоба анонимная, ответ на нее не дается. Однако если в ней есть сведения о преступлении или правонарушении, то она пересылается в компетентный управомоченный орган.

    Если в жалобе присутствуют оскорбления или нецензурная речь, жалоба не рассматривается

    Если содержимое жалобы не поддается прочтению, ответа на нее также не будет

    Если гражданин неоднократно обращался с данной жалобой в государственный орган, и ему неоднократно давались ответы на жалобы, то государственный орган вправе прекратить переписку с этим гражданином (о чем уведомляется гражданин-заявитель)

    Размер ущерба органы власти рассматривать не могут. Это касается уже искового производства.

25.09.2007 Производство по жалобе.

Жалоба подается в тот государственный муниципальный орган, который может разрешить проблему, указанную в жалобе (вопросы, поставленные в жалобе).

Если жалоба подается в некомпетентный орган, то в течение 7 дней со дня регистрации жалобы жалоба пересылается в орган должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать, с обязательным уведомлением гражданина-заявителя.

Если разрешение вопросов относится сразу к компетенции нескольких органов власти, то органом, в который поступила жалоба, делается копия жалобы и отправляется дополнительно в каждый орган, уполномоченный ее рассмотреть.

Любое обращение гражданина, в том числе и жалоба, подлежит регистрации.

В государственном органе, куда она была направлена регистрация производится в течение 3 дней с момента поступления жалобы в государственный орган.

Это действие имеет юридическое значение. Именно со дня регистрации жалобы исчисляются сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем уведомляется гражданин.

Продление срока должно быть обоснованным (например, если требуется дополнительная проверка по жалобе.

Срок подачи жалобы не установлен (в любое время он может подать жалобу, заявление в государственный орган).

После рассмотрения жалобы по существу государственным органом, на нее дается ответ.

Документ подписывается руководителем государственного муниципального управления.

Ответ по жалобе должен быть оформлен в письменном виде, даже в том случае, когда жалоба поступила по информационным системам общего пользования.

Ответ по жалобе отсылается по почтовому адресу, указанному в жалобе.

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод - все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные - поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные - поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

Они перечислены в Федеральном законе "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образецкоторой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Административная жалоба: общая характеристика

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность - когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

О необходимости административной жалобы

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Специальный вид жалобы

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников - зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Принятие решения по жалобе

Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен. Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней. В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Пример жалобы

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

В правом верхнем углу составляется "шапка" жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление. После шапки следует написать название документа: "Жалоба". А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях. К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.

Подавать жалобы на действия или деятельность должностного лица или организации – одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией. Причем в зависимости от спорной ситуации жалоба может быть подана до подачи искового заявления или административного иска, одновременно с ним или во время рассмотрения дела.

На сайте представлены примеры жалоб и рекомендации по их составлению различной тематики. От жалоб в государственный орган до жалобы на почту, на детский сад, на страховую организацию и др. В отличие от досудебных претензий, обязательность жалобы законом не предусмотрена. Вместе с тем подача такого документа может не только разрешить возникший индивидуальный спор, но и повлиять на практику применения законов или осуществления профессиональной деятельности.

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация