Запрещена публикация произведения по копирайту. Что такое копирайт и как его сделать

Главная / Авто

Сегодня так и слышатся со всех сторон такие слова, как «копирайт», «рерайт», «копирайтер». Но что они означают? Что такое копирайт и рерайт?

Что называют копирайтом?

Определений копирайта существует множество, но все они сводятся примерно к следующему. Термин этот произошел от английского copyright и переводится как «авторское право». Изначальное его значение - право на владение авторским текстом. Однако часто под словом «копирайт» подразумевается «копирайтинг» (от англ. copywriting), то есть сам авторский текст. Поэтому для простоты и понятности далее будем называть копирайтом любые оригинальные авторские статьи.

Итак, что такое копирайт? Обобщенно - это написание уникального текста. Именно на уникальность делается особенный упор.

Некоторые ошибочно считают копирайтом только рекламный, то есть продающий текст. Однако это неверно хотя бы потому, что ни в одном из вариантов перевода не упоминается о рекламной или какой-либо другой направленности текста.

История возникновения копирайта

Чтобы полнее ответить на вопрос, что такое копирайт, обратимся к истории.

Время возникновения копирайта можно соотнести с моментом появления письменности, если говорить о нем, как о рождении уникального текста. Однако примерно в том виде, который он имеет сейчас, копирайтинг появился лишь в конце XIX столетия в странах Европы. В связи с расширением торговли владельцы мастерских и магазинов поняли необходимость описания и рекламы товара.

Как известно, спрос рождает предложение, и по всей Европе стали открываться рекламные агентства. Однако писать тексты самостоятельно было некогда, и для этого нанимали специальных людей. Их не вводили в штат и платили совсем немного. Таких создателей текстов и можно назвать первыми копирайтерами.

И только во второй половине XX века копирайт вышел за пределы чисто рекламных текстов и стал проникать во все сферы деятельности человека.

Чем рерайт отличается от копирайта?

Что такое копирайт и рерайт, есть ли разница и в чем она? Ключевое различие этих двух вариантов создания текста - в уникальности.

Рерайт, или рерайтинг, - переработка чужого текста с помощью перефразирования, применения синонимов, изменения структуры без внесения собственных мыслей и идей. Необходим он для того, чтобы уже опубликованный в Интернете текст поисковые системы определяли как уникальный.

Рерайт бывает поверхностный и глубокий. Поверхностный рерайт может сводиться к простой замене слов на синонимы. При глубоком рерайте в получившемся тексте практически невозможно узнать исходный. Это связано с тем, что меняется структура, стиль, способ подачи. От оригинального текста остается только смысловая наполненность. Поэтому бывает сложно отличить правильный копирайт от рерайта высокого качества.

Что же касается затрачиваемого времени, то рерайт требует намного больше усилий, так как исполнителю приходится обрабатывать, осмысливать и переписывать чужие идеи и мысли. Однако начинать рекомендуется все же именно с рерайта, так как очень сложно с первого раза написать хороший оригинальный текст, не пользуясь конкретным источником.

Знак копирайта

Кроме самого копирайта, понимаемого как создание уникального текста, можно услышать про так называемый значок копирайта. Что это такое и для чего он нужен?

Знак копирайта выглядит как буква «с», заключенная в круг. И обозначает он защиту частной интеллектуальной собственности от незаконного копирования. То есть, ставя этот знак после своей публикации, вы как бы заявляете свои права на нее. Однако ваш текст можно будет копировать цитированием с указанием источника и имени автора.

Как поставить знак копирайта? На некоторых ноутбуках есть специальная клавиша. В принципе, можно обойтись и без нее. Один из самых простых способов поставить знак копирайта в Word - это открыть вкладку «Вставка», в меню выбрать «Символ» и во всплывающем окне со знаками выбрать необходимый. Еще один способ: удерживая клавишу Alt, набрать на цифровой панели справа 0169. Также можно перевести клавиатуру на английскую раскладку, написать букву «С» и взять ее в скобки, а потом нажать Enter.

Выглядит знак копирайта так: .

Виды копирайтинга

Чтобы ответить на вопрос, как сделать копирайт, нужно разобраться в существующих видах этого способа создания текстов.

Принято различать два основных вида: обычный копирайт и SEO-копирайт. В чем же их различие?

В этом отношении любое литературное произведение, оригинальная мысль или еще неизвестная в Интернете новость будет считаться копирайтом.

SEO-копирайт основан на других принципах. Копирайтер, пишущий подобные тексты, ориентируется на поисковые системы, а для этого пользуется так называемыми «ключами». «Ключи» - это те фразы, которые люди чаще всего набирают в поисковых системах, для получения необходимой информации. Публикация уникальных текстов с использованием этих ключевых фраз позволяет сайту подниматься по лестнице популярности в различных поисковиках.

Практически все тексты, публикуемые в Интернете, преследуют одну цель - увеличить популярность сайта. В связи с этим любой копирайт или рерайт на сегодняшний день имеет SEO-направленность.

Копирайт сегодня

Что такое копирайт сегодня? Рынок реализации контента, как уникального, так и не совсем, чрезвычайно велик. Существует множество бирж и сервисов, где можно заказать или написать текст.

В принципе, такие сайты располагают большим количеством готовых текстов и немалым числом копирайтеров, готовых создать статью на заказ. Биржа, таким образом, выполняет роль посредника, который следит за соблюдением правил и выполнением договоренностей как заказчиком, так и исполнителем.

Где можно заработать копирайтеру

Где можно выполнять копирайт статей и зарабатывать на этом? Как уже было сказано выше, для этого существуют биржи копирайта, вот самые популярные и подходящие для новичков:

  • Advego - давно существующая и хорошо зарекомендовавшая себя биржа. Однако из-за высокой конкуренции и большого количества исполнителей сложно начать работу и найти хорошего заказчика для длительного сотрудничества.
  • Etxt - немногим уступает по популярности предыдущей бирже. Здесь новичку намного проще получить заказ и начать работать. Цены сильно отличаются и зависят от сложности работы и рейтинга исполнителя. Основной минус - на первых порах придется выполнять заказы по очень низким ценам.
  • SDFF - особенность этой биржи в том, что цена на все заказы фиксированная, заказчик и исполнитель не общаются между собой. По сути, сама биржа выступает в роли заказчика. Большой плюс - в отличие от первых двух на этой намного проще и быстрее можно вывести деньги со счета, что немаловажно.

Новичку в сфере копирайта лучше выбрать одну из этих бирж, так как они давно существуют и успели хорошо себя зарекомендовать на рынке, а значит, нет риска стать обманутым мошенниками.

Заключение

Итак, что такое знак копирайта, сам копирайт и чем он отличается от рерайта, мы выяснили. Нет сомнения в том, что со все возрастающей ролью Интернета в нашей жизни будет развиваться и разрастаться такое направление фриланса, как копирайт. Все больше владельцы сайтов начинают осознавать ценность качественного, уникального, интересного и постоянно обновляющегося контента, следовательно, копирайтеры пока не рискуют остаться безработными.

«Copyright» является юридическим понятием, которое признается большинством стран. с английского языка этого слова означает «авторское право». Оно возникает сразу же после окончания работы над субъектом. «Copyright» дает создателю оригинального произведения на него в течение ограниченного времени (оно везде разное: на изобретение длится 20 лет, а на литературное произведение — 70 лет). Но на вопрос: "Копирайт — что это?", ответ будет однозначный — совокупность установленных государством и охраняемых им же правил и моральных норм, регулирующих отношения в обществе между людьми в сфере интеллектуальной собственности. Эти принятые законодательные акты могут распространяться не только на обнародованные, но и на необнародованные оригинальные произведения.

Другое значение слова копирайт — это знак, представляющий собой латинскую букву «С», заключенную в окружность. Его ставят рядом с именем автора (или и годом издания. Это по сути своей способ оповещения, который был установлен в 1952 году (ВКАП) об авторском праве. Сегодня обозначение часто носит информационный характер, а за ложную информацию об авторской принадлежности ряд стран, включая США, преследует нарушителей по закону. В Женеве в 1996 году представители из 160 стран подписали документы о создании ВОИС — это Всемирная организация, которая занимается защитой Таким образом, знак говорит, что произведение защищено, и его нельзя воспроизводить (копировать), не имея на то разрешения собственника.

Однако читателю может быть интересно не только, копирайт по своей сути, но и как его набрать на компьютере. Этот знак можно ввести в текст, а также вставить в авторскую подпись (под созданным им уникальным контентом), если, не отпуская клавишу Alt, последовательно нажимать на следующие четыре цифры: 0, 1, 6, 9 (на цифровой клавиатуре). Другой способ — это в Word 2007 перейти во вкладку «Вставка» и выбрать кнопку «Символ». В открывшейся табличке следует найти знак, кликнуть на него, затем на команды «Вставить» и «Закрыть». При этом курсор должен стоять строго в том месте, куда необходимо встроить требуемый символ.

Что такое копирайт? Это право, ограничивающее использование (копирование или воспроизведение) оригинального произведения теми, кто не имел к его созданию никакого отношения. Поэтому уникальный субъект может упоминаться в комментариях, в критических, научно-исследовательских или учебных материалах, а также в информационных сообщениях. Но во всех этих случаях необходимо делать корректную ссылку на первоисточник. Цитирование допускается, но объем его ограничивается двумя абзацами. То есть использование оригинальной информации или произведения должно быть честным по отношению к его создателям.

Однако следует рассмотреть ответ на вопрос, что такое копирайт, в совокупности с темой, на какие произведения распространяется понятие Оно касается создания и использования (издания, исполнения, показа и прочее) произведений литературы, науки, искусства, баз данных, программных продуктов и другой творческой деятельности в данных областях. Понятие «Copyright», если его рассматривать в прямом смысле, является более узким, предполагающим только разрешение на копирование. То есть означает, что только сам автор может пользоваться плодами своего детища. Получается, что область защиты авторских прав безгранична и, в некоторых случаях, доходит до абсурда (например, фотографировать произведения архитектуры нельзя без разрешения на то архитекторов, их создавших, запрещается рисование шаржей на книжных героев, распечатывание на принтере страниц из интернета и так далее).

Есть и обратная сторона медали, которая поможет осветить, что такое копирайт. Сегодня много говорится о защите прав создателя уникального контента для того, чтобы он мог воспользоваться плодами своего труда. Однако «Copyright» в большей степени выгоден крупным организациям, способным отстоять свои права. При этом, многие вещи, из-за монополизации, из простых становятся сложными: например, обычные пользователи Сети могут получить нужную информацию только благодаря сложным и не всегда правомочным действиям, связанным со скачиванием программ, просмотрами фильмов, а также с получением новостей. Другой пример связан с перепроизводством информации, так как из-за запрета на копирование происходит многократное переписывание одних и тех же тем. Поэтому вопросы авторских прав являются юридически сложными, так как они не успевают за развитием современной социокультурной ситуации, а в отношении такого термина, как копирайт, не все однозначно.

Копирайт (copywrite) – это экзистенциальный текст…

Будем проще: копирайтом называют статью, написанную непохоже на другие материалы по теме. То есть автор рассказывает о своем личном опыте или перерабатывает известную информацию глубже, чем в случае .

Принципиальной разницы между рерайтом и копирайтом для целей заказчика нет. Ему до всех этих букв на самом деле… Он заинтересован в отдаче с текста, а каким образом статья написана — не тревожит его прагматичную душу.

Как писать копирайт?

Отлично, если вы берете «свою тему». Кем вы были до того, как ? Врачом? Пишите про медицину. Строителем — про ремонт. Даже если вы только вчера окончили школу, то вам будет, что рассказать про ЕГЭ. Молодая мама может писать об уходе за ребенком, беременности, социальных выплатах. Кредиты, хобби, модели техники — вряд ли вы живете на необитаемом острове и не сталкивались ни с чем, из предложенного в заказах. А если вы поклонник Робинзона Крузо — ищите темы про туризм и выживание в экстремальных условиях.

Профессионализм копирайтера выражается не в его глубоких познаниях в той или иной области, а в умении найти, обработать и изложить доступную информацию в новом ключе.

Можно писать и на совершенно незнакомую тему, описывать товарные бренды, о которых вы никогда не слышали, например. Вряд ли вам ставят задачей, создать статью о неведомой всему человечеству штуковине.

Обо всем на свете
Есть тексты в интернете.

Интернет — не только источник заработка копирайтера, но и его творческая муза и энциклопедия. Ищите схожие статьи, анализируйте. Выбирайте из них самое, на ваш взгляд, важное. Отсеивайте лишнее — некоторые рерайтеры, которым лень учиться копирайтингу, загадили сеть своими дурными вымыслами. Фильтруйте — включайте здравый смысл.

Пользуясь исходниками, не держите их перед глазами. Ваша задача вникнуть в тему, для того чтобы написать копирайт. Если вы будете постоянно сравнивать свой текст с исходником, то у вас получится рерайт.

Другие значения слова «копирайт»

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация