Объявления о торгах имущества должника. Существует две формы реализации имущества должника. Признание аукциона несостоявшимся

Главная / Авто

Реализация арестованного имущества судебными приставами - процесс уже вполне обычный. Он не вызывает у граждан особых вопросов. Точнее, столкнувшись с реализацией конфискованного или арестованного имущества, никто не будет слишком сильно волноваться. У данного процесса есть свой порядок действий, а также условия и правила проведения. Все это крайне важно, более того, это все закреплено законом. Давайте попробуем разобраться, как именно приставы могут реализовывать то или иное имущество, которое было изъято у собственника. К чему нужно готовиться, связываясь с данным процессом?

Все по закону

Начнем с того, что процедура реализации арестованного имущества судебными приставами регулируется законом. Более того, есть специальная статья в российском законодательстве, которая регламентирует правила реализации арестованного имущества. Приписываются правила в законе "Об исполнительном делопроизводстве". Нам понадобится статья 87.

Здесь можно увидеть множество особенностей, предписываемых каждому типу имущества. Важно, что, согласно законам, у должника в некоторых случаях есть возможность самостоятельно реализации. Для этого "стоимость" процесса не должна превышать 30 000 рублей, отсутствуют споры относительно этой цифры. Явление очень редкое. В противном случае происходит реализация арестованного имущества судебными приставами.

Как действуют

Но что это за процесс такой? Чего нужно ждать? Каким именно образом будет все происходить? Возникает очень много вопросов относительно нашей сегодняшней темы.

Здесь все предельно просто и легко, если хорошенько разобраться. Сама по себе процедура реализации собственности, которая была арестована или изъята судом, называется продажей. То есть приставы и уполномоченные органы будут проводить сделку купли-продажи имущества гражданами. Этот процесс уже ни у кого не вызывает никаких подозрений и опасений. Ведь система уже давно всем известна. Более того, граждане довольно часто обращаются к покупке конфискованного или арестованного судом имущества. Особенно когда речь идет о недвижимости. Почему? Об этом - немного позже. Для начала следует выяснить, как происходит продажа арестованного имущества. Ведь свои ограничения и сроки есть у всего.

Второй шанс

Торопиться с реализацией не стоит. Начинается данный процесс с того, что у гражданина изымают его собственность по тем или иным причинам. Судебные приставы уведомляют человека о его задолженности и направляют ему соответствующие документы, которые говорят об изъятии имущества. Этот процесс, пожалуй, самый важный. Ведь никто просто так прийти и отнять собственность не может. Каждому по закону должны дать шанс.

На что? На погашение задолженности. Ведь процесс продажи арестованного имущества судебными приставами начинается тогда, когда за гражданином числится серьезный долг. Именно так показывает практика. При этом срок погашения оного тоже четко установлен. Гражданин имеет право на закрытие задолженности в течение 30 дней после уведомления о конфискации. Если никакие меры не будут предприняты, можно попрощаться со своей собственностью. Она будет изъята, а затем передана для продажи приставами.

Оценка

Первый и очень важный этап, который должен быть проведен до начала продажи, - это оценка арестованного имущества. Без нее нельзя обойтись. К слову, придется пригласить для этого оценщика. Он быстро сможет установить реальную стоимость собственности, по которой придется ее продавать.

Оценивается все: и ценные бумаги, и недвижимость, и драгоценности. Правда, скорее всего, стоимость данных товаров неприятно удивит. Практика показывает, что арестованное имущество обычно оценивается не слишком высоко. Даже если в действительности оно представляет особую ценность.

Что нужно, чтобы произошла реализация имущества судебными приставами? Процедура, как мы уже выяснили, начинается с оценки собственности. Итак, гражданину выслали уведомление об изъятии имущества, прошло 30 дней, а долг не погашен. Теперь нужно как можно скорее оценивать собственность и выставлять ее на продажу. Уложиться с вызовом оценщика придется в один месяц. Опись имущества судебными приставами без оценки считается недействительной.

По какой цене будет происходить выставление той или иной цены? Если никаких особенностей у собственности нет, то будет браться ее рыночная стоимость. После того как пристав получит результаты, можно начинать непосредственную реализацию. В действительности ничего трудного в этом нет. Особенно для покупателей.

Как продают

Реализация арестованного имущества судебными приставами, как мы уже выяснили, происходит при помощи продажи собственности. Это довольно распространенный случай. То, что было изъято, просто выставляется на продажу приставами на некоторый срок, по ценам, которые выдал оценщик.

Правда, есть здесь одна особенность. Дело все в том, что реализация конфискованного имущества судебными приставами, когда оное превышает стоимость в 500 000 рублей, происходит при помощи проведения аукциона. При этом обратить внимание стоит на то, что чаще всего подобный процесс относится к недвижимости - квартирам, домам, земельным участкам. Получается, что именно аукцион - основной путь реализации.

Выставление на продажу арестованного имущества происходит приставом-исполнителем при помощи специальных официальных ресурсов. И процесс полностью контролируется властями. То есть встретить на каком-нибудь любительском сайте продаж (например, "Авито") арестованную собственность почти невозможно. Вас все равно перенаправят на специальную базу, которая относится к тому или иному суду в России.

Сроки

Отдельное внимание уделим продолжительности нашего сегодняшнего действия. Сроки реализации арестованного имущества судебными приставами четко установлены. Они не слишком большие. Сколько дано на этот процесс? За вычетом уведомления собственника, а также проведения оценки остается всего 2 месяца для проведения торгов и аукционов.

Что будет, если не уложиться в данный временной промежуток? Ничего страшного. Просто нереализованное имущество начнет дешеветь. Каждые 2 месяца просрочки снижают стоимость собственности на 15 %. Получается, чем дольше не покупают, тем ниже будет цена в конечном итоге.

Если говорить о проведении аукционов, то приставы-исполнители на сайте "Роисмущество" выкладывают возможные варианты товара, а также сроки проведения процесса. Если к тому моменту не набирается определенное количество участников, торги считаются несостоявшимися. Это значит, что теперь недвижимость будет выставлена на повторный процесс, но уже дешевле на 15 %. Ценник снижается до тех пор, пока не проведется успешная сделка. В этом отношении нет никаких ограничений.

После того как торги или сделка купли-продажи состоялись, исполнитель-пристав составляет соответствующий акт. В нем должны быть указаны все данные о товаре. Данная процедура не вызывает никаких проблем, ведь граждане в ней непосредственно не замешаны. Все, что должен знать покупатель, - это просто информацию о том, что он приобретает. В обязательном порядке его должны уведомить об особенностях имущества. Точнее, сообщить, что это арестованная собственность. Некоторые все еще не доверяют таким сделкам.

Не всегда можно

Порядок реализации арестованного имущества судебными приставами прост. Как видите, ничего особенного в этом нет. Только составление многочисленных актов, отчетов и уведомлений. Но имеются здесь некоторые ограничения.

Например, нельзя арестовать имущество, которое было отдано под залог. Кроме того, данное ограничение действует тогда, когда сумма долга не превышает 3000 рублей. Явление редкое, но оно имеет место. Получается, не всегда и не во всех случаях можно производить арест. Как следствие, реализация тоже не производится.

Для взыскателя

Это еще не все. Если опираться на данные, описанные в законах РФ, то при отсутствии реализации имущества в течение месяца судебные приставы-исполнители направляют взыскателю уведомление с предложением оставить себе данную собственность. А точнее, выкупить ее.

Здесь гражданин ничем не ограничен. Свой ответ он в обязательном порядке направляет в соответствующие органы. На размышления дается 5 дней. Именно такой срок установлен законодательством. При согласии взыскателя оставить себе арестованное имущество выкуп происходит со скидкой. Какой именно? От указанной рыночной стоимости нужно отнять 25 %. Именно по такой цене взыскатели имеют право выкупать имущество.

Если же ответ получен не был или же гражданин оформил отказ, торги продолжаются не сразу. Вместо этого право на возвращение имущества передается должнику. В данном случае придется погасить долг, а также выкупить свою собственность. На практике данное явление встречается крайне редко. Ведь с должниками обычно разговор короткий.

Стоит ли

В принципе, сама процедура продажи арестованного имущества судебными приставами понятна. Она предельно проста. Направляется извещение должнику, потом ему дается месяц на закрытие долга. Если этого не происходит, то будет проводиться опись имущества с обязательным участием оценщика. Разумеется, данный процесс подразумевает составление соответствующего акта. Далее товар выставляется на продажу, чаще всего на аукционе. Возможно снижение стоимости на 15 %, если в установленные законом сроки не произошел сбыт имущества. И так снова и снова. Ничего трудного.

Только вот у некоторых покупателей возникает вопрос: а стоит ли вообще связываться с покупкой арестованного имущества? Ведь некоторые боятся обмана и проблем. Практика показывает, что причин для опасения нет. Более того, на аукционах часто можно выкупить чье-то имущество (особенно недвижимость) по доступным ценам. Если уж вы привыкли осторожничать, попросите полную информацию у приставов-исполнителей о том, что вы собираетесь купить. Вам должны разъяснить, по каким причинам имущество было изъято.

Договор

На деле все куда проще, чем кажется. Реализация арестованного имущества судебными приставами - процесс довольно распространенный. Более того, он пользуется у граждан огромным спросом. На то есть свои собственные причины. Например, стоимость собственности.

Тем не менее не всегда стоит паниковать, если у вас изъяли имущество. В некоторых случаях судебные приставы могут пойти вам навстречу. То есть когда вы по каким-то причинам не смогли погасить долг и предотвратить опись. Распространяется это правило на случаи, когда имущество представляет особую ценность для собственника. При подобном положении можно попытаться договориться. Например, о продлении срока погашения долга. Это не совсем законно, но такая перспектива есть. Так что, если вы стали жертвой задолженности, не паникуйте. Постарайтесь договориться, погасить долг и вернуть себе имущество. Либо выкупите его, когда представится такая возможность.

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Ю.В. БЕЛЯНОВ

    В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.

    После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.

    Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .

    Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.

    Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .

    Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.

    Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.

    Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.

    Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.

    В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.

    В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.

    Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.

    В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.

    Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.

    Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .

    Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.

    Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.

    Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.

    В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.

    Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.

    Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.

    Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.

    Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.

    Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.

    Список литературы

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
    4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
    5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
    11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.

    References

    1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
    2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
    3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
    4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
    5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
    11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
    12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Если гражданин признается банкротом по решению Арбитражного суда, все его имущество подлежит реализации. Реализация имущества должников - обязательная процедура, целью которой является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Каковы ее особенности и порядок осуществления?

Основания для реализации имущества

Согласно продажа имущества должников возможна только после реструктуризации задолженности. При реструктуризации разрабатывается и утверждается план ее погашения. Должник на этом этапе может быть ограничен в своих действиях, а его имущество еще не находится под арестом. Если реструктуризация не помогла погасить все обязательства перед кредиторами, начинается реализация имущества должников.

Продажа имущества инициируется только в судебном порядке в двух случаях:

  1. По инициативе должников (решение утверждается после признания заявления о банкротстве полностью обоснованным).
  2. По инициативе финансового управляющего (если в течение установленного срока не поступило ни одного предложения о плане погашения обязательств перед кредиторами).

Судебная процедура принятия решения

Признание физического лица банкротом и дальнейшая процедура продажи его имущества в судебном порядке возможны, если:

  • конкурсные управляющие, должник или уполномоченные организации не смогли разработать и утвердить план реструктуризации;
  • план реструктуризации не признан собранием кредиторов;
  • суд в одностороннем порядке аннулировал исполнение плана реструктуризации;
  • нарушены пункты мирового соглашения;
  • после окончания процедуры реструктуризации долга дело о банкротстве возобновилось.

Реализация имущества должников после получения ими статуса банкротов производится под руководством финансового управляющего. Арест на имущество не накладывается. Однако гражданин ограничен в праве распоряжения собственностью. Все операции могут быть осуществлены только под контролем финансового управляющего.

Что подлежит реализации

С момента признания физического лица банкротом все его имущество подлежит реализации для погашения задолженности. Перечень предметов собственности, который не может быть реализован, определяется в 446 статье Гражданского кодекса. В него входят:

  • жилье должника, если оно является единственным пригодным для его проживания;
  • участок земли единственный пригодный для проживания;
  • предметы индивидуального использования за исключением драгоценностей и роскоши;
  • оборудование или инструменты, необходимые для выполнения работы;
  • скот, корм, павильоны для животных, если они находятся в личном пользовании;
  • продукты;
  • топливо;
  • награды и призы.

Продажа имущества должников невозможна при стоимости его менее 10 тысяч рублей. Все, что стоит дороже, выставляется на торги.

Полномочия финансового управляющего

Финансовый управляющий полностью распоряжается имуществом банкрота. Под его руководством проходят все операции, в том числе и реализация имущества должников на торгах. Сделки, которые проводятся банкротом лично, признаются ничтожными.

Управляющий может:

  • распоряжаться деньгами неплательщика на его счетах в банках;
  • проводить операции по этим счетам;
  • выполнять юридические права неплательщика;
  • присутствовать и сопровождать судебные процессы (сюда относятся также арест и реализация имущества должника).

Порядок реализации имущества должника

Процесс реализации имущества банкрота включает в себя четыре этапа.

  1. Производится опись и оценка имущества. Все, подлежащее аресту и продаже на торгах, изымается. Выявляются предметы, которые не могут быть реализованы.
  2. Под руководством финансового управляющего в суд подается положение о реализации предметов собственности с утвержденными сроками продажи и стоимостью.
  3. Продажа предметов собственности на торгах. Как правило, процесс длится 6 месяцев, но этот срок может быть увеличен по решению суда. Имущество, которое передается кредиторам в счет погашения задолженности, также должно быть продано в течение этого периода. Предметы собственности, которые стоят дороже 100 тысяч рублей, реализуются на публичных торгах. Если финансовому управляющему не удается продать предметы собственности, они возвращаются должнику с составлением передаточного акта.
  4. Средства, полученные от продажи предметов собственности, передаются кредиторам. Если их не хватает для полного погашения долга, неплательщик уже не обязан их выплачивать, поскольку признан банкротом.

Оценочные работы

Оценка имущества должника - важнейший этап в От ее исхода зависит эффективность исполнительных мер. Банкрот заинтересован в высоких оценках имущества, а кредиторы - в реальных.

Оценка предметов собственности неплательщика в соответствии с 85 статьей закона "Об исполнительном производстве" выполняется судебными приставами согласно актуальным рыночным ценам. Судебные приставы, как правило, привлекают к этому оценщиков, поскольку нередко должники и взыскатели бывают не согласны с результатами процедуры. Та сторона, которая оспаривает результаты работ, оплачивает в полной мере стоимость услуг оценщика.

Оценка стоимости ценных бумаг производится путем запроса судебных приставов к организаторам торгов на соответствующем рынке. Цена паев в инвестиционных фондах определяется путем запроса стоимости в управляющую организацию.

Торги по реализации имущества должников и порядок их проведения

После проведения оценочных работ начинается реализация предметов собственности должника на открытых торгах, которые проводятся в формате аукционов.

С каждым "шагом" аукциона возрастает стоимость лота. Размер "шагов" устанавливается организаторами торгов, как правило, он составляет не более 10% первоначальной стоимости предмета. Принимать участие в торгах может каждый житель России. Выигрывает тот, кто предлагает большую сумму.

Ответственными за проведение торгов назначаются финансовые управляющие, либо сторонние предприятия. Организационные работы по проведению аукциона оплачиваются из средств неплательщика.

Торги имущества должников признаются несостоявшимися, если ни один потенциальный покупатель не подал заявку на участие. Если заявка была подана одним покупателем и в ней была указана стоимость лота выше первоначальной, финансовый управляющий продает объект собственности банкрота.

Если не состоялись, они проводятся вторично. При этом цена лотов будет ниже примерно на 10 % изначальной стоимости. Если вторая попытка проваливается, продается за счет публичного предложения. Стоимость и сроки реализации в публичном предложении снижаются пропорционально времени продажи объектов собственности.

Торговые площадки

На электронных торговых площадках происходит реализация имущества должников. «Сбербанк АСТ» является наиболее популярной среди них. Также существуют и другие онлайн-площадки:

  • "Фабрикант" (сайт гарантирует прозрачность проведения сделок, предлагает более 30 типов процедур купли-продажи).
  • "Центр Реализации" (организует торги на повышение или понижение).
  • "Лот-Онлайн" (универсальная площадка, с помощью которой реализуются предметы, товары и услуги).
  • "ЮТэндер" (полностью автоматизированная площадка, которая хранит данные о торгах в течение 10 лет).

"Сбербанк АСТ": особенности

Как уже говорилось, одна из крупнейших электронных торговых площадок в России, где происходит реализация имущества должников, - «Сбербанк АСТ». Аббревиатура АСТ расшифровывается как «автоматизированная система торгов».

Появилась она в июне 2009 года по распоряжению российского правительства как оператор по проведению электронных торгов, в сферу деятельности которого входит заключение госконтрактов на поставку товаров и оказание услуг для нужд страны.

Регламент ее работы полностью определен в Федеральном законе № 94.

По приказу Министерства экономического развития в 2009 году «Сбербанк АСТ» выбрали победителем по результатам конкурса среди электронных площадок. В этом же году организация получила государственную аккредитацию на пятилетний период.

«Сбербанк АСТ» занимается проведением электронных торгов по запросу различных коммерческих предприятий и предоставляет площадки для крупных корпоративных клиентов. Также здесь производятся закупки для нужд самого «Сбербанка России».

Какие виды задолженности не могут быть аннулированы

Хотя продажа объектов собственности является эффективным методом удовлетворения требований кредиторов, банкротство не может аннулировать некоторые виды задолженности:

  • алименты;
  • платежи кредиторам по возмещению материального и морального ущерба, в том числе в связи с причинением вреда жизни и здоровью;
  • обязательства по оплате труда;
  • обязательства по выплате выходных пособий;
  • возмещение банкротом убытков юридичекому лицу, бывшим участником которого он являлся;
  • возмещение имущественного ущерба;
  • задолженность за последствия ничтожных сделок.

Реализация имущества банкротов - многоэтапный процесс, требующий привлечения множества специализированных организаций. Она признается завершенной только после передачи денежных средств кредиторам. Но эта схема в реальной жизни далеко не идеальна. В судебной практике нередко применяются и дополнительные меры для скорейшей продажи имущества банкрота, в том числе и привлечение квалифицированных юристов для контроля за протеканием всего процесса.

1. При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

2. Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

4. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона.

5. Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к управляющей компании об их погашении.

6. Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

10. Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.

11. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

12. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.

Специфика

Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.

Договор

Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.

Участники

На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.

Оформление сделки

Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.

Признание аукциона несостоявшимся

В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.

Нюанс

Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.

Изъятие материальных ценностей

В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.

Специфика реализации объектов

Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.

Признание субъекта неплатежеспособным

Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.

Нормативная база

ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.

Открытые и закрытые мероприятия

Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация