Причины остановки тс в беларуси. Права сотрудника дорожно-патрульной службы. Права остались дома. Что мне за это будет

Главная / Квартира

Вы двигаетесь на автомобиле. Инспектор ГАИ, взмах жезла, остановка. Одним словом - классика. Конечно, часто мы знаем, чем вызван интерес инспектора, - нашим явным нарушением, будь то непристегнутый ремень, разговор по мобильному, маневрирование, скоростной режим и прочее. Но так бывает не всегда. Зачастую мы исправно и старательно соблюдаем ПДД, но это не спасает от событий, описанных выше. Сегодня в рамках нашего "Ликбеза" поговорим о причине остановки.

Водитель обязан и имеет право

Согласно ст.9.1 ПДД мы выполняем требование инспектора.

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.

Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Выполнив свою обязанность, мы совершенно закономерно пытаемся реализовать свое право, - узнать причину остановки.

8. Водитель имеет право:

8.1. управлять транспортным средством в установленном порядке;

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилии и должности этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.

Все ясно и понятно до того момента, пока на вопрос о причине остановки вы не услышите ответ: для проверки документов! Вы уточняете у инспектора, действительно ли вы не совершили нарушение ПДД, не вызвали подозрений манерой вождения? Действительно ли ваше путешествие из точки А в точку Б прервано исключительно любопытством инспектора? Часто эти вопросы странным образом порождают у инспекторов реакцию настороженности и неприязни. Долгие годы такой вопрос считался "почти неприличным" и анонсировал конфликт с инспектором.

Получив утвердительный ответ, вы чувствуете в глубине души легкий протест. Не все, конечно. Многие родились, выросли и живут в атмосфере, где всякий протест обзывается злом. Таким читателям рекомендую прекратить чтение на этом месте.

Этот протест свободного гражданина имеет право быть. Не нужно искать бунтарские мотивы там, где их нет. Речь идет исключительно о законе, который, как известно, обязаны соблюдать все члены общества. Поэтому мы вместе с читателем ознакомимся с нормами действующего законодательства и вместе сделаем выводы, может ли быть априори проверка документов причиной остановки.

Остановка и проверка - в чем противоречие?

Для начала нужно понять одну простую истину: остановка и проверка суть разные вещи.

Так, в п.4 ПДД и ст.11 Закона РБ "О дорожном движении" говорится о том, что формы и методы контроля за выполнением ПДД определяются МВД. Обращаемся к НПА этого ведомства. Положение о ГАИ (ПСМ №1851 от 31.12.2002), к которому часто апеллируют инспекторы, уже давным-давно претерпело изменения и дополнения в ПСМ №442 от 04.04.2011. Закон РБ "О милиции" превратился в Закон РБ "Об органах внутренних дел" (ЗОВД, 17.07.2007). Об остановке ТС, точнее - о праве это сделат, говорят п.11.9. ПСМ №442 и п.14 ст.25 ЗОВД.

О проверке документов говорят совсем другие пункты этих НПА - п.11.11 ПСМ и п.2 ст. 25 ЗОВД.

Вывод №1. Законодатель изначально разделил эти понятия, они существуют отдельно друг от друга

Далее п.11.9. ПСМ №442 говорит лишь о праве остановки для проверки технического состояния, а п.14 ст.25 ЗОВД вообще содержит обтекаемую формулировку, в которой нет ни слова о проверке документов. В разных действующих НПА я насчитал только официально прописанных 26 (!) причин остановки. На самом деле их может быть столько, сколько позволит фантазия находчивого инспектора. Но там нет и не может быть места проверке документов. Остановка - это вообще не повод для дискуссии. Имеет право, воспользовался им, и обсуждать это не имеет смысла. В конце концов, ограничить вас остановкой имеют право сотрудники еще 12 ведомств. И если все они начнут использовать активно свой административный ресурс, вы до работы никогда не доедете.

Вывод №2. Официально такая причина остановки, как для проверки документов, не содержится ни в одном действующем НПА

Теперь о проверке документов. В пункте 11.11 ПСМ №442 говорится, что документы у водителя проверяются "в предусмотренных законодательством случаях".

11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

11.11. проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.

Как раз такой предусмотренный случай указан в п.2 ст.25 Закона РБ "Об органах внутренних дел".

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел.

Как мы понимаем, для любой проверки документов необходимо обязательное условие - подозрение. Для любой! Будь то участковый или патрульный, будь то сотрудник Департамента охраны или инспектор ГАИ, это правило общее для всех сотрудников ОВД. Как оно появляется в голове инспектора, в какое время, каким образом, законодателем нигде не отражено. Видимо, "при наличии достаточных оснований полагать". Во всяком случае п.8.2 ПДД дает нам право знать причину остановки, но никакой пункт не дает нам знать причину подозрений инспектора. Химические процессы в голове инспектора, его побудительные мотивы к подозрению нам недоступны. Самый минимум, что должен сделать инспектор, - это после объяснения причины остановки сообщить нам о своем подозрении, если ему вздумалось проверить документы. Законодательство на сегодняшний день не содержит других вариантов. Это условие обязательно.

Вывод №3. Без наличия подозрения в совершении правонарушения не может быть проверки документов

Дальше опять же вопрос в смышлености инспектора, как его фантазия успевает за желанием. Но, согласитесь, всякому здравому смыслу и логике противоречит формулировка "остановка, чтобы заподозрить". Грамотный инспектор никогда не скажет "для проверки документов". Он назовет сначала причину (например, отсутствие наклейки о ТО, повреждения на кузове и еще 100 вариантов), а потом сформулирует свое подозрение (нарушение ПДД, хитрый взгляд и далее по ощущениям). Самое печальное, что такую простую и незатейливую мысль почти невозможно донести до разума большинства инспекторов. Рассказывать ему эту логическую цепочку на дороге - очень утомительное и неблагодарное занятие. А главное - часто бесполезная трата сил.

Но вы всегда можете воспользоваться правом, которое вам гарантировано п.6 ст.23 ЗОВД.

Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Попросите инспектора обосновать его требования. Внятного ответа вы, вероятно, не услышите, но после нескольких подобных вопросов есть надежда, что инспектор попробует постичь этот алгоритм. Что и требовалось доказать.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Фото из архива редакции, видео автора
Специально для сайт

Другие материалы проекта "Ликбез от Телогрейкина"

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками , отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные нормативные акты. Видеоблогеры учат, «как нужно правильно разговаривать с инспекторами, чтобы избежать поборов на дорогах». Замначальника Гродненской области Александр Войтешко ответил на провокационные вопросы на тему, считается ли проверка документов допустимой причиной остановки автомобиля.


Читать полностью в источнике с фото:

Со спора на тему «причина остановки» начинается большинство конфликтов с инспекторами, видео которых потом получают наибольшее распространение в сети. Пожалуй, самым популярным «антиГАИшным» видеоблогером Беларуси можно назвать пользователя Василия Телогрейкина, на его канале на данный момент насчитывается 7,2 тысячи подписчиков. Как он сам признался в одной из записей, вопрос инспектору о причине остановки является своеобразным тестом на грамотность и компетентность. В мировосприятии Телогрейкина сотрудник, ответивший «проверка документов», не знает закона, прав будет тот инспектор, который скажет «я вас подозреваю в...». Порой споры и стиль общения таких водителей приводят к конфликтам с применением силы. Самый громкий пример — сюжет, сделанный в Островце.

Можно ли снимать инспекторов?

Представитель Госавтоинспекции в интервью «Радио Гродно» обратил внимание на вопрос законности съемки работы инспекторов и обнародования роликов в сети: «Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 94—96 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео в интернете. В соответствии с 34-й статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Если сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. Однако здесь есть одно большое „НО“. Если вы без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото/видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34-й статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательства. Такие случаи были, и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства ».

Является ли проверка документов основанием для остановки?

— Многие считают, что если я еду по и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, — «На каком основании, какова цель остановки?». Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать». Давайте рассмотрим этот вопрос подробно. Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 , обязан останавливаться по требованиям сотрудника . Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Согласно статье 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники имеют право проверять у граждан (подчеркнем) при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденным постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением . Пункт 12 главы 3 Правил указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно, руководствуясь постановлением Совмина.

Передавать ли документы, или достаточно показать?

— Почти во всех видеороликах основной посыл — это не «предъявлять документы инспектору ДПС». Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: «Отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность». То есть если у водителя нет при себе документов либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18. На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации. Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин. Причем это не самые плачевные последствия. Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

Обязательно ли выходить водителю из автомобиля?

— Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения. Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административным арестом к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица. Предъявить и передать документы вы можете находясь в автомобиле. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти, и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине. Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

В большинстве случаев все же белорусские водители предпочитают экономить свое время на общение с инспекторами. «Никогда не понимал людей, которые разводят бадягу про причину остановки и т.п. завязывать беседу с сотрудниками на 10-15 минут, — пишет пользователь форума Onliner.by, зарегистрированный под ником jenya-2010 (орфография и пунктуация автора сохранены). — 40 секунд и двигайся дальше».

Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов, можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Ответы на злободневные вопросы публикуют «Белорусские новости» .

1. Почему мы об этом говорим?

За месяц случились два скандала, связанных с белорусскими гаишниками . В Бресте при задержании водителя инспектор ГАИ послал его на три буквы. Руководство автоинспекции, кстати, заявило, что это не оскорбление. А в Новогрудском районе гаишник, чтобы задержать водителя, разбил окно его машины. По мнению милиции, и здесь всё было по закону.

2. Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов?

По закону, сотрудники органов внутренних дел, к которым относятся и инспекторы ГАИ, имеют право проверять у граждан документы, в том числе, водительское удостоверение, если есть подозрения, что данный человек совершил правонарушение. Это закреплено в законе «Об органах внутренних дел». То есть если вы ехали по правилам, останавливать вас не должны.

Однако на практике гаишники ссылаются на положение о ГАИ, в котором закреплено, что инспекторы осуществляют контроль за соблюдением правил дорожного движения. В ПДД указано, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Поэтому проверку инспекторы ДПС трактуют как должный контроль за выполнением данных правил.

Два важных момента. Во-первых, закон «Об органах внутренних дел» имеет большую юридическую силу, чем положение о ГАИ, утвержденное постановлением Совмина. Во-вторых, произвольная проверка документов недопустима. Согласно нормам ПИКоАП, вы не можете априори быть подозреваемым в совершении правонарушения каждый раз, когда садитесь за руль. У инспектора должны быть достоверные данные о том, что конкретно у вас нет с собой удостоверения, техпаспорта или страховки. Причем свое опасение гаишник должен документально оформить.

3. Можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Деятельность ГАИ является гласной, поэтому вы можете, но не обязаны предупреждать инспектора, что ведете аудио-, фото- или видеозапись. То же касается и публикации ролика в интернете.

4. Обязательно ли передавать документы инспектору или можно показать со своих рук?

То, что водитель при остановке не передает свои документы, а показывает их через стекло, инспекторы зачастую трактуют как «неповиновение законному требованию должностного лица» (ст. 23.4 КоАП, санкция - штраф от 2 до 50 базовых величин), реже - как «нарушение иных правил дорожного движения» (ч. 5 ст. 18.22 КоАП, санкция - предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины). Так что лучше передать инспектору ГАИ весь набор документов.

5. Права остались дома. Что мне за это будет?

Инспекторы по базе проверят, есть ли у вас действующее водительское удостоверение. За данное нарушение грозит предупреждение или штраф (до 2 базовых величин). Если добровольно признаете вину и заявите, что готовы понести наказание, заплатите 0,5 базовой величины. Кстати, недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей. Возможно, данную норму исключат из закона.

6. Должен ли я выходить из машины по требованию гаишника?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если гаишник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ. По мнению адвоката Павла Латышева, автомобиль ДПС к нему приравниваться не может.

7. А пассажиров тоже могут попросить на выход?

При требовании покинуть автомобиль инспектор обязан пояснить причину со ссылкой на закон. Если машину эвакуируют в связи с неправильной парковкой, понятно, что пассажирам придется выйти. Если водителя забирают в управление ГАИ, которое обозначено как место ведения административного процесса, пассажиров также могут туда отвезти, чтобы опросить как свидетелей. Но если протокол оформляется в автомобиле ДПС, пассажиры могут оставаться на месте.

8. Инспектор разбивает стекло моей машины. Это вообще законно?

По мнению руководства ГАИ - вполне. Это объясняется вынужденной мерой при неповиновении законному требованию должностного лица. Так же трактуют и применение физической силы.

Однако по закону инспектор, во-первых, сначала должен пояснить, в чем заключается нарушение со стороны водителя. Во-вторых, предупредить его о том, что в случае неповиновения будет применена физическая сила. При этом должен соблюдаться принцип соразмерности. Заблокировать автомобиль нарушителя - куда меньшее зло, чем избить человека и повредить его авто.

Сотрудник милиции должен стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу человека, а также оказать ему первую помощь.

О каждом случае применения физической силы сотрудник органов внутренних дел обязан подать рапорт своему начальнику. Однако ознакомиться с содержанием документа водитель, к сожалению, не может. Рапорт отнесен к разряду внутренней документации.

9. Имеет ли право гаишник меня задержать?

То, что вы отказались выйти из машины, инспектор ДПС может трактовать как неповиновение. В этом случае вас могут задержать. Требуйте, чтобы время задержания внесли в протокол. С этого момента вы имеете право на защитника. Неправомерное задержание вы можете обжаловать в суде.

10. Обязательно ли платить штраф на месте?

Если вы признаёте вину и заявляете, что готовы понести наказание, заплатить штраф можно на месте или в течение пяти дней. Данное правило не распространяется на нарушения, по которым санкцией статьи также предусмотрены арест, лишение прав, конфискация или депортация. Или если своими действиями вы нанесли ущерб имуществу, здоровью человека. В иных случаях на оплату штрафа дается месяц.

Первое, что выясняет для себя инспектор, когда останавливает водителя - знает ли тот свои права и намерен ли ими пользоваться. Начинающий инспектор на это тратит несколько минут, опытный определяет сразу.
С водителем, знающим свои права, инспектор вынужден считаться. С водителем, не знающим своих прав, инспектор поступает на свое усмотрение, и чаще всего это называется должностным произволом.
К сожалению, большинство водителей толком и представления не имеет ни о своих правах, ни о том, как ими пользоваться.

ПАРАДОКСЫ - НОРМА ЖИЗНИ?

Мы знаем - бред и беспредел со стороны должностного лица - обыденность нашей жизни.
Закон, которого (к сожалению) не знают автомобилисты и не выполняют инспектора ГАИ - ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (сокращенно - ПИКоАП), вступил в силу 01 марта 2007 года.
Назначение ПИКоАП - «урегулирование» любых взаимоотношений, возникающих между инспектором и водителем.
Статьи ПИКоАП так надежно защищают водителя, что теперь он может не только оградить себя от незаконных притязаний инспектора, но и самого инспектора заставить честно выполнять свои должностные обязанности. Но водитель, не знающий своих прав, вынужден молча откупаться от незаконных притязаний инспектора.
Ваш кошелек - очень привлекательная добыча для нечестного сотрудника ГАИ. И «взламывается» он только с помощью вашей неграмотности. Я предлагаю, уважаемый водитель, этому беспределу положить конец. Мой план состоит в следующем: я разъясняю Вам Ваши права, и, если это окажется для Вас выгодно, Вы начинаете ими пользоваться. Затем я разъясняю Вам должностные обязанности инспектора и, если Вы опять сочтете это выгодным для Вас, начинаете пользоваться ими тоже.
Я гарантирую, что должностному беспределу просто не останется места. Я проконсультирую Вас по всем вопросам защиты ваших законных интересов от должностного произвола. В случае необходимости предоставлю всю необходимую информацию и мы вместе разработаем линию защиты. Вплоть до моего участия на Вашей стороне в судебном заседании. Бесплатно. Это вопрос принципа.

Конституция Республики Беларусь. Статья 62.

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Для начала Вашему вниманию предлагается самая обычная история о том, как Вы (себе в ущерб) не пользуетесь своими правами. Сразу оговорюсь, что совершили Вы нарушение или нет, в происходящем никакой роли не играет и значения не имеет. (Подробнее см. в разделе «Доказательства») Вас останавливает инспектор и просит предъявить документы. Вы документы предъявляете, инспектор Ваши документы забирает и сообщает, что Вами нарушены Правила Дорожного Движения, пункт такой-то. За что с вас полагается штраф в сумме такой-то. Указав на брошюру с выдержками статей законов и таблицей штрафов, инспектор с выжидающим выражением начинает смотреть вам в лицо.

Отвечать таким же наглым взглядом инспектору Вы скорее всего стесняетесь и чувствуете себя все более неудобно. Начинаете тянуть время. Инспектор произносит вкрадчиво-лукавое «Ну, ваше имя - отчество, что будем делать?» - и Вы (нехотя) принимаете решение - ничего не осложнять. Внутренне начинаете подчиняться воле инспектора, в душе медленно разливается равнодушие к происходящему, и Вы спокойно достаете кошелек или заранее приготовленную купюру. Отсчитываете сумму, инспектор выписывает квитанцию, меняете деньги на квитанцию, расписываетесь, получаете копию квитанции вместе со своими документами и направляетесь к машине. Рассматриваете квитанцию. Первое, что цепляет глаз - необычное название: «Постановление-квитанция». Всплывает запоздалый вопрос: «А как бы я действовал, если бы знал Закон?».

Если вас интересует, законно ли действовал инспектор, отвечаю:

1. При совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин, протокол об административном правонарушении не составляется, а лицом, уполномоченным его составлять, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте…
3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа на физическое лицо в размере низшего предела штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. (СТАТЬЯ 10.3.)

Да, инспектор действовал по закону. А по закону ли действовали Вы? Пользовались ли вы законом? Для ответа на этот вопрос рассмотрим нашу обычную историю еще раз.

Что в ней необычного с точки зрения Кодекса об Административных Правонарушениях Республики Беларусь (сокращенно - КоАП) и Процессуально-Исполнительного Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях (сокращенно - ПИКоАП), вступивших в силу 01 марта 2007 года.
За правонарушение, совершенное в силу сложившихся обстоятельств (крайняя необходимость), закон освобождает вас от административной ответственности (статья 5.3. КоАП РБ).
За малозначительностью правонарушения (отсутствие или незначительность последствий) можно было ограничиться устным замечанием (статья 8.2. КоАП РБ). Вам могло быть вынесено письменное предупреждение, признающее вас виновным, но не обязывающее к уплате штрафа.
Вы же на месте уплатили штраф. Согласно ПИКоАП, штраф подлежит оплате не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа (статья 15.3.).
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента получения его на руки (статья 11.12). В том случае, если вы не стали его обжаловать.

Добавлю, что в ПИКоАП предусмотрена отсрочка оплаты штрафа на один месяц. Также предоставлена возможность рассрочки оплаты штрафа в течение шести месяцев (статья 14.7.). Всем вышеперечисленным вы не воспользовались. Вы не пользовались законом! Чем и воспользовался инспектор. Закон предоставляет возможности, а пользоваться ими или нет, решать Вам.

Итог вашего «не пользования» законом: совершенный Вами проступок еще не административное правонарушение. Совершение административного правонарушения инспектору еще предстояло доказать. Как и Вашу вину в совершении этого правонарушения.

КоАП запрещает налагать штраф при недоказанности вины водителя в совершении правонарушения. Вынесенное наказание подлежит отмене при незначительности правонарушения, его недоказанности или недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено наказание.
Согласием «оплатить штраф на месте» Вы признали себя виновным. Оплатой штрафа (я подчеркиваю - в ответ на пока только словесные намерения инспектора возбудить в отношении Вас дело об административном правонарушении), Вы сделали признание вины свершившимся фактом. Как следствие, в течение одного года с момента уплаты штрафа вы считаетесь лицом, подвергнутым наказанию. Совершение Вами повторно аналогичного нарушения станет для Вас отягчающим обстоятельством.
Вдобавок сообщаю, что инспектор может предложить «оплатить штраф на месте», а требовать его оплаты на месте не имеет права.
Вы же имеете право оспаривать совершенное нарушение, сумму штрафа и отказаться от оплаты штрафа на месте.

ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

24. Сотрудник ДПС обязан:
24.1. знать требования Правил дорожного движения, основания и условия административной ответственности, административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946) (далее – КоАП), порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания, требования иных актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также положения настоящей Инструкции;
24.2. располагать сведениями об оперативной обстановке в зоне поста, маршрута патрулирования, закрепленного участка, доведенными на инструктажах перед заступлением на службу и совещаниях;
24.3. знать место расположения и радиопозывные ближайших нарядов дорожно-патрульной службы, место нахождения ОВД, общественных пунктов охраны правопорядка, представителей добровольных дружин по охране правопорядка на территории обслуживания и систему связи с ними, места расположения и режим работы организаций здравоохранения, охраняемых автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса на закрепленном участке;
24.4. получить по прибытии на пост, маршрут патрулирования от сменяемого сотрудника ДПС информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств организации дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к выполнению должностных обязанностей;
24.5. проверить в случае, если в предшествующую смену надзор за дорожным движением на посту, маршруте патрулирования не осуществлялся, состояние технических средств организации дорожного движения, дорог, порядок проведения на них ремонтно-строительных и других работ;
24.6. доложить о принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках непосредственному начальнику;
24.7. принимать меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
24.8. выявлять и пресекать непосредственно обнаруженные преступления и административные правонарушения, выяснять в пределах компетенции причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своей компетенции вести административный процесс при наличии поводов и оснований к его началу и отсутствии обстоятельств, исключающих такой процесс;
24.9. проверять у водителей, задержанных за совершение правонарушений, наличие документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
24.10. докладывать в течение суток о выявленном административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции, непосредственному начальнику для направления в трехдневный срок материалов в УГАИ МВД и разрешения вопроса об ответственности указанного иностранного гражданина за административное нарушение дипломатическим путем;
24.11. при получении информации о готовящемся преступлении немедленно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел или доложить непосредственному начальнику и принять возможные меры к его предотвращению;
24.12. при получении сведений от граждан о совершенных (совершаемых) преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях записать все установочные данные о заявителях, конкретном месте их совершения, кем и против кого оно совершено, и другую информацию, имеющую значение для их раскрытия. Немедленно, принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, оказанию необходимой помощи пострадавшим, выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, установлению очевидцев, сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. До прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ) обеспечить охрану места преступления, административного правонарушения, сохранность следов и вещественных доказательств;
24.13. производить неотложные действия на месте ДТП, всесторонне, полно и объективно проводить проверку обстоятельств и причин его возникновения;
24.14. по прибытии на место ДТП СОГ действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ);
24.15. выявлять и задерживать лиц, объявленных в розыск, транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, а также используемые в противоправных целях, и на которые компетентными органами наложен арест;
24.16. оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
24.17. осуществлять при необходимости регулирование дорожного движения, в том числе путем подачи сигналов жезлом, жестом руки согласно приложению 4;
24.18. предупреждать участников дорожного движения о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Предупреждение осуществляется регулировочно-распорядительными действиями, а также ограждением опасных участков дороги, в том числе с применением транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками в соответствии с Правилами дорожного движения;
24.19. быть вежливым и внимательным к гражданам;
24.20. при вынужденной обстановке оказывать содействие водителям в выведении транспортных средств за пределы проезжей части дороги, по возможности в устранении возникших технических неисправностей, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, людям пожилого возраста и детям при пересечении ими проезжей части улиц;
24.21. оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств оперативного назначения, аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее – чрезвычайные ситуации), по команде ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) осуществлять охрану общественного порядка в этих местах и получение средств индивидуальной защиты дыхательных путей и кожных покровов;
24.22. изучать порядок и условия движения транспортных средств и пешеходов и вносить в порядке, установленном Инструкцией о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 181 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 108, 8/12778), предложения по улучшению организации дорожного движения и повышению его безопасности;
24.23. осуществлять контроль за состоянием улично-дорожной сети и исправностью технических средств организации дорожного движения, исправностью наружного освещения, принимать возможные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения, препятствий для дорожного движения и обозначению опасных участков, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении на дорогах ремонтно-строительных и других работ;
24.24. докладывать по окончании несения службы своему непосредственному начальнику о результатах работы;
24.25. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
25. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда (непосредственный руководитель).
26. Старший наряда обязан:
26.1. организовать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать непосредственному начальнику (командиру) о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки;
26.2. осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении поставленных задач;
26.3. проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов ДТП и по делам об административных правонарушениях, принимать немедленные меры по устранению выявленных недостатков;
26.4. контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.

ПРАВА СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

27. Сотрудник ДПС при выполнении возложенных задач имеет право:
27.1. останавливать транспортные средства, требовать предъявления и проверять документы у водителей механических транспортных средств, предусмотренные пунктами 12-15 Правил дорожного движения;
27.2. отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами. Физическое лицо отстраняется от управления транспортным средством после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для дальнейшего следования;
27.3. проводить в устанавливаемом законодательством порядке самостоятельно, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста, освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица, а также физического лица, отстраненного от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования, оно может быть доставлено в специальный кабинет наркологического диспансера, в наркологический кабинет центральной районной больницы, в приемное отделение организации здравоохранения и госпиталя, в медико-санитарную часть, в медицинскую научно-исследовательскую организацию, в медицинский научно-практический центр, в клинику медицинского учреждения образования (далее – учреждение здравоохранения), в передвижной наркологический пункт для освидетельствования в принудительном порядке;
27.4. применять в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь, задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств и другие меры обеспечения административного процесса;
27.5. временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;
27.6. осуществлять в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 8/14719), контроль за конструкцией, техническим состоянием, своевременностью прохождения государственного технического осмотра и правомерностью переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
27.7. запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов. Запрещение действует до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
27.8. запрещать в случае выявления нарушения правил перевозки крупногабаритного, либо тяжеловесного, либо опасного груза дальнейшее движение перевозящего его транспортного средства до получения соответствующего указания от непосредственного начальника или оперативного дежурного (старшего оперативного дежурного, старшего инспектора-дежурного, инспектора-дежурного) ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) (далее – оперативный дежурный), по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части;
27.9. требовать от соответствующих организаций устранения недостатков в содержании дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
27.10. вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и делам об административных правонарушениях;
27.11. применять в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения;
27.12. проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан и должностных лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они причастны к совершению преступления или административного правонарушения;
27.13. производить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, состоящих на профилактическом учете, и других предусмотренных законом лиц;
27.14. хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
27.15. осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление;
27.16. производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
27.17. изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и доставлять их в ОВД;
27.18. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки в организации здравоохранения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам.
28. Сотрудникам ДПС предоставляются другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
29. Действие подпунктов 27.15–27.18 настоящей Инструкции не распространяется на организации и лиц, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обладающих правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом).
В отношении указанных лиц процессуальные действия, установленные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 14, 2/1291) (далее – ПИКоАП), производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь;
30. Если для установления неисправности или условия, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, требуется проведение проверки (испытания, контроля), то решение о начале административного процесса и запрещении эксплуатации принимаются только на основании данных, полученных с помощью соответствующих специальных приборов, приспособлений и инструментов, прошедшими в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях государственную поверку.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация