На сколько дней выдаётся больничный лист при орви. Дают ли больничный при том или ином заболевании: рассматриваем различные случаи. Больничный документ при протезировании зубов

Главная / Квартира

Автор Якушина Екатерина Викторовна, к.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://mediaeducation.ru/

В настоящее время Интернет является одним из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, онлайн поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации не только из книг, энциклопедий, газет, но даже из теле- и радио- сообщений.

Интернет-технологии постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами и информационными ресурсами, аудитория расширяется, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Подросток может заниматься вопросами ядерной физики наравне со взрослыми людьми, а взрослый может играть в сетевую игру с детьми, находясь на их уровне.

В целом в современном обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета.

Тем не менее, несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.

Примеров недостоверной информации можно привести много. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.

Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются так называемые фейковые, фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, например оппозиционным активистам, или людям, которые хотят привлечь внимание к той или иной проблеме некорректным путем. Эти новости, способные с быстротой молнии «зацепить» обычного пользователя сети, могут распространяться с огромной скоростью, по ходу обрастая все новыми и новыми подробностями. Это могут быть новости или реакция на какую-либо новость, поддержанная пользователями социальных сетей. Такая информация может подолгу копироваться, «перепостиваться» в сети. К примеру, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата Виталия Милонова, а также комментарии к этой новости.

Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости при этом могут быть самые обычные. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.

Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.

Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.

Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщало, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия – свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий – от научного сотрудника до учащегося начальной школы.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.

Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.

Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации. В качестве источников информации могут выступать:

физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
● реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
● виртуальная информационная среда
● документы
печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
● сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)

Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.

Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.

Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.

Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.

Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.

Итак, одним из доказательств достоверности информации является наличие ссылок на источники информации.

Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.

На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.

В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.

Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.

Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает.

Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провокационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество перепостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?

Также можно выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация. Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.

В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.

Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.

Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших - НСН (Национальная служба новостей, или NNS - National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.

Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности, можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам . Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru - Школьная коллекция . Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.

Следующий момент. На который мы хотели бы обратить внимание – проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.

Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.

Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией - недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации - селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.

Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.

Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.

Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.

Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.

Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.

Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются:
● доводы к личности, к публике;
● аргументы к авторитету;
● сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
● бездоказательная оценка утверждений противника;
● аргументы к жалости;
● аргументы к силе;
● подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
● принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
● аргумент к тщеславию и т.п.

Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:

● владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос,
● исследовать источники информации,
● научиться критически отбирать и оценивать информацию,
● уметь проверять фактические ошибки,
● изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры,
● уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
● сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации,
● систематизировать информацию, искать скрытый смысл.

Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.

Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.

В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:

● На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
● Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
● Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
● Кому адресовано это сообщение?
● Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
● Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
● Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
● Какая аргументация используется.
● Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
● Есть ли в тексте фактические ошибки?
● Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
● Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
● Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.

Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:

● установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
● поставить конкретные задачи;
● определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
● учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
● активизация мыслительной деятельности;
● указание на возможные ошибки и контроль исполнения.

Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.

Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.

Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Использованная литература:

Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL.

Больничный лист оформляется при необходимости самому застрахованному лицу (болезнь, травма, санкурлечение, протезирование) или для ухода за больным ребенком, недееспособным родственником.

Ответ на вопрос, сколько больничных можно брать в год, дан в ст.6 ФЗ-№225 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: без ограничения, до полного восстановления работоспособности. При этом законодатель дает развернутое определение каждого возможного вида нетрудоспособности и порядка назначения, расчета и лимита выплаты пособий по каждому из них.

Страховые случаи

Законодатель определил порядок предоставления и оплаты больничного. В каждом страховом случае он свой.

Всего страховых случаев, дающих право на оформление листка нетрудоспособности, несколько. Это:

  • болезнь или травма самого застрахованного;
  • уход за больным членом семьи;
  • долечивание после болезни в санаториях, профилакториях и т.п.;
  • протезирование;
  • карантин.

При наступлении любого из перечисленных страховых случаев застрахованный получает освобождение от работы на такое время, какое сочтет нужным дать лечащий врач. При этом главным критерием длительности больничного листа является восстановление здоровья застрахованного. Именно от тяжести недомогания зависит, сколько раз в год можно брать больничный и какова будет его длительность.

Продолжительность оплачиваемого больничного

Болезнь или травма самого застрахованного. Лечащий врач, оформляя больничный, обязан придерживаться существующих правил выдачи. Единолично он выдает больничный на срок до 15-ти дней. Если выздоровление не наступило, бюллетень продлевается по решению врачебной комиссии до момента восстановления работоспособности. Этот период может составлять 10-12 месяцев. Если улучшения нет, больничный закрывают и оформляется инвалидность.

При этом застрахованный получит оплату за 4 месяца непрерывной болезни или 5 месяцев с перерывом (не касается лиц, болеющих туберкулезом, им оплачивается весь срок нахождения на больничном до даты выздоровления или ухода на инвалидность). Если застрахованный работает по срочному договору, больничный лист может быть оплачен не более чем за 75 дней.

В таблице указаны зависимости между продолжительностью листка нетрудоспособности и болезнью.

Уход за больным членом семьи. Больничный оформляется также, как и в случае заболевания самого застрахованного, на тот срок, который требуется для полного выздоровления члена семьи. При этом законодатель регламентирует количество дней по уходу, которые будут оплачены. Иными словами, застрахованный может брать больничный без ограничения по продолжительности, но с ограничением по числу оплачиваемых дней:

  1. Уход за ребенком до 7 лет - оплата не более 60 дней в году, ограничений по продолжительности больничного нет.
  2. Уход за ребенком до 7 лет со списочным заболеванием - оплата не более 90 дней в год, ограничений по продолжительности больничного нет.
  3. Уход за ребенком от 7 до 15 лет, оплата не более 45 дней в год. Продолжительность одного больничного - 15 дней.
  4. Уход за ребенком-инвалидом не старше 18 лет - оплата не более 120 дней в год. Ограничений по продолжительности больничного нет.
  5. Уход за ребенком до 18 лет с заболеванием ВИЧ, злокачественными новообразованиями - оплачивается весь период ухода без ограничения.
  6. Уход за иными членами семьи - оплачивается не более 30 дней в год, ограничение по продолжительности - 7 дней.

Регламентируются условия оплаты и то, сколько дней в году можно брать больничный по каждому страховому случаю, статьей 6 ФЗ-№255 .

В видео специалист рассказывает на какой срок выдается листок нетрудоспособности

Оплата при увольнении и производственной травме

Размер оплаты больничного после увольнения, если не прошло 30 дней с даты расторжения трудового договора и не найдено новое место работы, предусмотрен статьей 7 ФЗ-№255 . На продолжительность нахождения на больничном после увольнения статус заболевшего (неработающий) не влияет. Больничный продлевается на нужное для выздоровления время решением врачебной комиссии и оплачиваются все дни нетрудоспособности, но из расчета 60% от среднего заработка на последнем месте работы.

Интересные факты

Согласно закону устанавливать и менять период нетрудоспособности имеет право только врач. Поэтому, когда врач настаивает на продлении больничного исходя из самочувствия больного, а руководство угрожает штрафом или другими санкциями, если работник откажется приступать к работе, то закон полностью поддерживает работника и он может отстоять свои права в суде.

В случае получения травмы на производстве или профзаболевания пособие по больничному не корректируют коэффициентом страхового стажа (225-ФЗ от 27.07.2010 г.). Если травма произошла в случаях указанных в ст.227 ТК РФ, то есть попадает под определение «производственная», работнику выдается акт, подтверждающий это. Только при наличии такого акта больничный оплачивается в соответствии с установленными правилами, за исключением одного: работнику обязаны выплатить 100% рассчитанного по среднедневному заработку пособия независимо от размера страхового стажа.

Кроме этого, работодатель должен оплатить период реабилитации и расходы на медикаменты. Также учитывается, по какой причине случилась производственная травма. В случае вины работника вопрос назначения выплат трактуется не в пользу пострадавшего.

Максимальный размер выплаты по больничному листу в месяц при производственной травме не должен превышать максимального размера страховых выплат за 4 месяца.

Сколько больничных листов можно брать в год, зависит от состояния здоровья застрахованного, частоты наступления несчастных случаев или получения травм, здоровья близких и детей. При этом надо помнить, при каких условиях оплачиваться будет не то количество дней нетрудоспособности, на которое выдан бюллетень, а разрешенное законодательством.

Если работник вынужден брать больничный по уходу за ребенком на больший, чем будет оплачен срок, врач все равно должен выдать больничный лист. Выдавать вместо больничного справку он не вправе. Только больничный может служить подтверждением отсутствия на работе по причине болезни ребенка.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы - задавайте их в комментариях

В данной статье мы разберем на какой максимальный срок выдается больничный лист в стандартных и тяжелых случаев, при уходе за ребенком, во время беременности и родов, после операции, во время карантина и на время посещения санатория.

Кто выписывает больничный лист?

Единая форма бланка для оформления больничного листа разработана Минздравомсоцразвития в 2011 г (приказ №347н ). Правом на выдачу больничных листов обладают только организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность. Начать оформление больничного можно как в день обращения к врачу, так и в момент закрытия больничного. Непосредственно документы могут быть выписаны только лечащим врачом пациента . Врачи скорой помощи, а также сотрудника центра по переливанию крови таковыми не являются, и вопреки бытующему мнению, не вправе выписывать подобного рода документы. Чтобы получить больничный лист, работнику необходим только паспорт.

Кому выдается больничный лист?

Больничный лист могут выдать только лицу, которое вносит средства в Фонд соцстраха через работодателя либо на самостоятельной основе .

Застрахованным лицом, которому может выдаваться больничный лист, является:

  • гражданин РФ;
  • иностранец или лицо, не имеющее гражданство, но которое проживает на территории РФ на постоянной или временной основе и осуществляющее на ней трудовую деятельность.

Кто определяет срок больничного листа?

Опираясь на приказ №624н от 29.06.11 (ред. от 02.07.14) лечащий врач определяет длительность листа нетрудоспособности. Предугадать протекания болезни никто не может, главным критерием закрытия больничного является полного выздоровление пациента. Законом определен максимальный срок бюллетеня – 15 календарных дней. Если этого времени не хватило, чтобы здоровье пациента пришло в норму, врач поднимает вопрос о продлении больничного перед медицинской комиссией. Ее возглавляет руководитель (главный врач) конкретного медицинского учреждения. В случае, если комиссией определен благоприятный исход болезни, но процесс выздоровления предполагает длительное время, больничный может быть продлен от 10 до 12 мес. Такое решение не означает, что,получив бюллетень в феврале, следующий прием состоится в октябре. До тех пор пока больничный будет открыт, пациенту необходимо регулярно (не менее двух раз в месяц) посещать лечащего врача и каждый месяц обследоваться врачебной комиссией.

В стандартной ситуации максимальный срок больничного листа, выписываемый один врачом, не должен превышать 30 дней. Однако в законе прописаны случаи, когда это ограничение не работает.

Срок больничного при стандартном случае

Стандартная ситуация обращения в поликлинику – простуда, отравление, перелом и т.п. Лечащий врач определяет курс лечения и выписывает больничный. При обращении работника в конце дня, по желанию лист временной нетрудоспособности может быть от следующего дня с целью сохранения ЗП за отработанные часы. Больничный должен составлять не менее 3-х и не более 15 календарных дней. В противном случае в дело вступает врачебная комиссия.

Срок больничного листа при тяжелом заболевании

Если диагностировано тяжелое заболевание (онкология, туберкулез и т.п.), бюллетень может быть продлен до 4-х месяцев. В случае, если за это время здоровье больного не позволяет выйти на работу, то назначается медико-социальная экспертиза с целью определения прогноза протекания болезни. При отрицательном прогнозе, пациенту присваивается инвалидность, положительном – больничный продлевается до 10 мес, при туберкулезе – до 12. В случае отказа пациента о проведения экспертизы, больничный закрывается автоматически.

Если больной проходит стационарное лечение, то больничный обязан быть выписан на все время нахождения в больнице. При выписке больничный может быть закрыт не сразу, а продлен максимально на 10 дн, в случае, если лечащий врач рекомендовал восстановить силы дома.

Срок больничного листа при уходе за ребенком

В зависимости от возраста ребенка больничный выдается:

Возраст ребенка

Срок продления больничного листа по уходу

возраст< 7 лет

Больничный выписывается на весь срок болезни ребенка. Есть ограничение в виде 60 дней (90 дней для особых случаев) больничного по уходу за ребенком на одного взрослого.

7 <возраст< 15лет

Действуют правила как при выдаче листа нетрудоспособности для взрослого человека. В особых случаях, больничный выдается на весь период болезни, при ограничении, что 1 взрослый может брать больничный максимум на 120 дней в году (за исключением ВИЧ-инфицированных и онкологических больных)

возраст> 15 лет

Взрослый выписывает больничный максимум на 3 дня. Этот срок может быть продлен до 7 дней по решению врачебной комиссии.

Лист нетрудоспособности нельзя получить если:

  • несовершеннолетний ребенок проходит лечение в стационаре;
  • ребенок заболел во время вашего оплачиваемого или неоплачиваемого отпуска;
  • вы находитесь в декретном отпуске или же на больничном по родам и уходу за малышом.

Максимальный срок больничного листа при беременности и родах

Права беременных прописываются в ТК РФ. Согласно нему предусмотрены следующие сроки больничных листов:

Срок больничного при карантине

Если имелся факт контакта с заразным больным и есть вероятность заражения, вам может быть выписан больничный лист на срок действия карантина, который в свою очередь зависит от характера и вида болезни.

Срок больничного на время посещения санатория

Бюллетень на время прохождения лечения в санатории, курортах и иных местах положен только в случае, если направление на лечение было назначено вашим лечащим врачом. Больничный будет включать в себя все время нахождения на лечение и дорогу. При условии, что лечение предстоит длительное, больничный выписывается только на определенные дни.

Срок больничного после операции

До- и послеоперационное лечение предполагает нахождение больного на стационаре (за исключением мелких операций, после которых больного сразу отпускают домой). Согласно закону № 252-Ф3 больничный лист вступает в силу в день поступления больного и закрывается в день его выписки. Закон также позволяет продлить больничный максимум на 10 дней, которые пойдут на отдых после курса лечения.

После ряда сложных операций, лечащий врач может прохождение лечения в профилактории, тогда больничный лист продлевается еще на 24 дня.

В случае, если и этого времени не хватило на реабилитацию, вы можете обратиться к врачебной комиссии, которая сможет принять решение о продлении больничного листа максимум на 10 мес. Критичным условием принятия положительного решения является положительная динамика в лечении, а также постоянно прохождения осмотра больного у лечащего врача.

Если комиссия, продлив больничный на несколько месяцев, спустя полгода не видит улучшения состояние больного, созывается медико-социальная экспертиза с последующим присвоения человеку группы инвалидности

Например: у вас внезапно воспалился аппендицит, вы поступили с жалобами в среду, в тот же день провели операцию по его удалению. После операции вы пролежали в стационаре 7 дней, после чего хирург прописал вам 4 дня на отдых и реабилитацию дома. Итого полученный больничный лист оказался продолжительностью 11 дней.

Выписывает ли больничный лист стоматолог?

Зубной врач имеет право выписать лист нетрудоспособности на срок не более 7 дней. В случае получения направления от врача на протезирование зубов, больничный лист выписывается на все необходимое на эту процедуру время, в том числе и дорогу. То же самое касается и фельдшера. Если стоит вопрос об уходе за больным родственником, вам полагается максимально з-х дневный больничный.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. При увольнении со старой работы и оформления на новую, переболели ОРЗ, на руки выписали бюллетень сроком на 15 дней. Кто может оплатить мне больничный лист.

Ответ№1. В течение 30 дней после увольнения с последнего места работы, работодатель обязан оплатить вам больничный в размере 60% от СМЗ.

Вопрос №2. Вы приносите на работу 4-ый подряд лист временной нетрудоспособности без перерыва, может ли работодатель отказать в выплате больничного пособия?

Ответ№2. Согласно п.1 ст.6 закона №255-ФЗ Если работник заболел или получил травму и временно не может выходить на работу, при этом имеется несколько больничных листов подряд, работодатель обязан оплатить все полагающееся пособие. Понятие максимальное количество дней нетрудоспособности имеет силу только в случае наличия у человека инвалидности, в противном случае, больничные листы могут выписываться до полного выздоровления человека.

Вопрос №3. В первый день очередного оплачиваемого отпуска человек слег с ангиной. На руках имеется лист о временной нетрудоспособности. Как в этом случается производится выплата пособия и что делать с отпуском?

Ответ №3. Больничный при условии наличия всех необходимых документов оплачивается в обычном порядке. Работник сам может выбрать отгулять положенный отпуск сразу по истечении больничного или в любое другое оговоренное время.

Вопрос №4. Что делать, если больничный пришелся на командировку?

Ответ №4. В этом случае из периода командировки исключаются дни болезни. Деньги, полагающиеся работнику на эти командировочные дни, просто заменяют на больничные.

Вопрос №5. Что если в загранкомандировке работник заболел. Выдадут ли ему тогда лист о временной нетрудоспособности?

Ответ №5. Если болезнь настигла работника заграницей, местные врачи также выдадут ему больничный лист на иностранном языке. Для легализации их в России, необходимо будет заменить лист временной нетрудоспособности на русский аналог, точнее перевести на русский язык выданный заграницей документ. Далее с этим больничным листом работник идет в больницу по месту жительства, где врачебной комиссией принимается решение о замене и легализации документа. В противном случае ФСС не примет во внимание больничный лист и не возместит компании выплаченное работнику пособие о временной нетрудоспособности.

ОРВИ, или острая респираторная вирусная инфекция - это острая вирусная инфекция дыхательных путей . Возбудителями этой болезни, как правило, являются вирусы гриппа, аденовирусы и риновирусы.

Во время заболевания поражаются такие органы, как бронхи, трахея, легкие. При ОРВИ характерны болезненные ощущения в области горла и носа. Наиболее часто болеют дети, поскольку в детском возрасте иммунная система еще не до конца устойчива к болезням.

Если дети болеют ОРВИ около 10-12 раз в течение года, то взрослые подвержены этой инфекции около 3-6 раз в год.

В зону риска входят люди, которые во время работы непосредственно контактируют с большим количеством людей: офисные сотрудники, учителя, работники сферы услуг и другие. ОРВИ опасно в том случае, если его не лечить или же лечить неправильно, начинать принимать лекарства слишком поздно.

Осложнения могут быть серьезными:

  • заболевания сердца;
  • печени;
  • дыхательных путей;
  • органов слуха.

Поэтому достаточно важно вовремя диагностировать заболевание и принять необходимые меры. Выходить на работу больному человеку крайне не рекомендуется: высок риск заразить других людей и получить осложнения больному.

Как получить освобождение от работы с этой болезнью и долго ли держат?

Если есть температура и слабость, нужно соблюдать постельный режим. Для этого необходимо открыть больничный лист.

Получить справку о нетрудоспособности можно в поликлинике по месту жительства , обратившись к врачу-терапевту. Можно оформить больничный и в частной клинике.

Обратившись в частную клинику, обязательно нужно проверить лицензию у учреждении. Если клиника официально не зарегистрирована, то выданный больничный лист будет недействительным.

Если у больного температура, то можно вызвать участкового врача на дом. Для этого нужно позвонить в регистратуру поликлиники по месту жительства и вызвать врача-терапевта или же дежурного врача, если день вызова выпал на выходной день. Справку о нетрудоспособности можно оформить на дому, но для его закрытия обязательно нужно явиться в поликлинику.

ВАЖНО! При высокой температуре можно вызвать бригаду скорой помощи. Но работники скорой не имеют права выдавать больничные листы. В любом случае придется обратиться к врачу-терапевту.

На сколько дней дают больничный при ОРВИ? Минимальный срок, на который выдают документ, составляет 3 дня. За это время больной может сдать необходимые анализы. Если же температура и симптомы ОРВИ держатся более двух-трех дней, то больничный оформляют на пять-семь дней.

Обычно каждые два дня пациент проходит осмотр у врача-терапевта, который решает: продлевать ли больничный или же закрыть его.

Так как же получить больничный с вирусной инфекцией:


Согласно приказу Министерства Здравоохранения №624, больной имеет право обращаться в любую поликлинику , имея при себе полис обязательного медицинского страхования и паспорт. Если болезнь настала врасплох, а больной не может обратиться в поликлинику по месту прописки, необходимо сделать следующее:

  • написать заявление о прикреплении к ближайшей поликлинике (есть человек заболел, например, в другом городе);
  • оформить больничную карту в регистратуре;
  • пройти осмотр у врача-терапевта, который в случае необходимости откроет больничный.

Дается ли при ангине?

К такому острому заболеванию, как ангина, многие относятся несерьезно: не принимают антибиотики, занимаются самолечением и посещают работу. Но больной пренебрегает тем фактом, что ангина опасна непредсказуемыми осложнениями.

Воспаление при ангине может возникнуть даже в сердце - порок сердца является опасным для жизни осложнением при ангине. Несвоевременное лечение может привести даже к хирургическому вмешательству - инфекция проникает в ткани, и образовываются гнойники.

Лечение при ангине должен назначать только врач. Терапевт нередко назначает мазок из горла, чтобы выявить, какие именно бактерии вызвали ангину. После обследования назначаются конкретные антибиотики, которые способны убить именно нужный вид бактерий.

ВНИМАНИЕ! Заниматься самолечением в домашних условиях при ангине опасно для здоровья!

При ангине врачи советуют соблюдать постельный режим , поэтому понадобится оформление справки о нетрудоспособности.

Как взять подобный отгул?

Последовательность открытия больничного листа при ангине аналогична оформлению при ОРВИ. Нужно вызвать врача на дом, который и оформит больничный (если у зараженного повышенная температура).

Скорее всего, врач-терапевт направит на обследование: сдача крови, мазок из горла, при осложнения осмотр у ЛОРа. После сдачи анализов врач скорректирует назначенное лечение.

На сколько дней дают больничный при ангине? В среднем, для полного лечения ангины необходимо около одной-двух недель.

Больничный при острых симптомах могут оформить сразу на пять дней, а потом его продлить при необходимости. После недельного лечения документ могут продлить в том случае, если пациента осмотрит заведующий отделением. Общая длительность освобождения от работы - один месяц.

Заполнение листа при закрытии (код болезни)

Правила заполнения больничного регламентируется приказом Министерства Здравоохранения №624. Правильное заполнение больничного очень важно, поскольку этот вид документа освобождает работника от труда и дает право получить финансовую компенсацию.

ВАЖНО! Закрыть лист о временной нетрудоспособности можно в том месте, где его открывали.

Закрыть лист обязан тот врач, который его открывал. Это обязательные условия для закрытия.

Пошаговая инструкцию в закрытии больничного:


В случае ошибки в заполнении придется повторно обратиться в медицинское учреждение.

Запись в листке должна быть произведена только черной гелиевой ручкой и печатными буквами. Знаки не должны заходить за границы ячеек. В противном случае придется переоформлять документ.

Надо ли предупреждать работодателя?

Стоит учесть, что при заболевании обратиться к врачу нужно в первый же день болезни в утреннее или дневное время. Если вызвать врача вечером, то запись в больничном будет начинаться со следующего дня.

Это означает, что работник пропустил один день работы без уважительной причины. Поэтому очень важно сразу же позвонить работодателю и предупредить о состоянии здоровья.

В законодательстве нет пункта, который обязывал бы сотрудника предупреждать работодателя о больничном. Но в целях избегания конфликтов и недопониманий, все же лучше позвонить на работу и предупредить о взятии больничного.

Заключение

Эффективность лечения ОРВИ и других вирусных заболеваний во многом зависит от постельного режима и своевременно начатого лечения.

Поэтому работнику рекомендуется в первый же день обратиться в медучреждение, чтобы получить квалифицированную помощь. Только в таком случае болезнь пройдет без осложнений. А законное пребывание в постельном режиме обеспечит справка о временной нетрудоспособности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация