Как оформлять фотографии чтоб сохранить авторское право. Договор с фотографом

Главная / Квартира

В эпоху современных цифровых технологий фотографы все чаще сталкиваются с проблемой защиты своих авторских прав. После публикации фотографий в Интернете множество людей копируют их, не чтут авторское право и совершенно не задумываются о последствиях. Однако авторские права на фотоизображения в любом случае принадлежат фотографу. Как же защититься от присвоения авторства на свои фотографии? Какими правами обладает фотограф?

Где ему разрешено вести фотосъемку и как он может распоряжаться своими фотографиями? Ответы на эти вопросы сегодня должен знать каждый человек, занимающийся фотографическим творчеством.

Авторские права на фотографии

Фотографические произведения, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, относятся к объектам авторских прав. Причем неважно опубликованы или не опубликованы эти фотографии – с момента создания изображения за фотографом сразу же закрепляются определенные права.

Авторские права подразделяются на личные неимущественные и имущественные права фотографа. Если личные неимущественные права являются неотделимыми от авторских, то имущественные права могут быть переданы по закону автором другим лицам или организациям. Передача имущественных прав на фотографии осуществляется по договору между фотографом и частным лицом (или организацией), после чего, последний, получает право распоряжаться данными фотоизображениями. Авторское право на фотографии действует в течение всей жизни фотографа и еще пятьдесят лет после его смерти.

К личным неимущественным правам фотографа относятся:

  • право авторства, то есть право фотографа признаваться автором снимка. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение этого права преследуется законом;
  • право на имя, то есть право фотографа указывать или не указывать на фотографии свое имя, либо подписывать снимок своим псевдонимом. Соответственно, никто не вправе раскрывать псевдоним автора, либо снимать его имя с фотографии;
  • право на защиту репутации автора подразумевает, что любые изменения или искажения фотографии должны проводиться только с согласия фотографа;
  • право обнародования фотографии предполагает возможность автора разрешать или не разрешать публикацию снимка, причем это право, согласно законодательству, может быть реализовано только один раз. Фотограф может по каким-либо причинам отозвать свою фотографию уже после обнародования, воспользовавшись правом отзыва.

Российское законодательство устанавливает следующие имущественные авторские права фотографа:

  • право на печать и тиражирование фотографии;
  • право на распространение экземпляров фотографии посредством продажи или бесплатной раздачи;
  • право на изменение и переработку снимка;
  • право на публичный показ фотографии, в том числе по телевизионным каналам;
  • право на импорт экземпляров фотоизображения.

Фотография или отдельная ее часть охраняется авторским правом, поэтому для ее использования должно быть получено разрешение от автора в устной или письменной форме. Имущественные права фотографа могут быть переданы посредством договора о передаче прав. В случае же использования оригинального снимка или его части без авторского договора нарушаются права фотографа, и он может потребовать выплаты денежной компенсации в суде. Согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ, за незаконное использование фотографии можно требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Но существуют ситуации, когда авторское право не может защитить фотографа. В частности, снимки, сделанные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом в силу изменения законодательства. Кроме того, если фотограф выполняет съемку по служебному поручению, данному ему его работодателем, то полученные фотографии относятся к категории «служебных». И если личные неимущественные права фотографа полностью распространяются на эти снимки, то имущественные авторские права в данном случае переходят уже к работодателю.

Также фотография может использоваться без согласия фотографа и выплаты ему соответствующего вознаграждения, если она публикуется в изданиях и видеозаписях учебного характера. Фотография может быть свободно воспроизведена в обзоре текущих событий по телевизионным каналам или репродуцирована образовательным учреждением из периодики для последующего показа в учебном процессе.

Право фотографа на ведение фотосъемки

Достаточно часто в своей практике фотографы сталкиваются с тем, что им запрещают вести фотосъемку на территории кафе, магазинов, метро или других объектов. При этом ссылаются на свои собственные правила или действующее законодательство. В частности, на право собственника запретить ведение фотосъемки на территории принадлежащего ему объекта в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ, где ведется речь о содержании права собственности. Однако в действительности в этой статье ничего не говорится о том, что сбор информации об имуществе посредством фотосъемки приравнивается к пользованию или распоряжению этим имуществом. Таким образом, запреты на фотосъемку, основанные на праве собственника, не имеют под собой законной силы.

На самом же деле право фотографа на получение и произведение информации закреплено Конституцией РФ и законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Любые же ограничения на получение и сбор информации или возможность пользования ею устанавливается федеральными законами, принимаемыми исключительно российским правительством.

Иными словами, фотограф имеет право снимать практически все, что находится перед объективом его фотокамеры за исключением случаев, предусмотренных различными нормативными актами. Согласно российскому законодательству, запрещена съемка:

  • на территории объектов Федеральной таможенной службы;
  • кораблей и военных объектов на берегу с борта иностранных кораблей;
  • в зданиях судов и исправительных учреждений;
  • закрытого заседания Государственной Думы;
  • в зданиях Госстроя (осуществляется только по разрешению);
  • в административных зданиях Министерства топлива и энергетики и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • в пределах пятикилометровой полосы вдоль государственной границы.

Если говорить о съемке людей, то зачастую можно услышать мнение о том, что фотограф, снимающий человека в общественном месте без его ведома, нарушает тем самым право последнего на «тайну частной жизни». Но получение таких изображений никто не вправе запретить, нарушение законодательства может произойти только уже после несанкционированного обнародования фотографий и их дальнейшего использования без согласия человека, изображенного на фото.

Защищать свои авторские права на фотографию – это достаточно сложная задача, если Вы не придерживаетесь определенных правил. В частности, лучше не передавать свои фотографии в формате RAW и рабочие файлы заказчику, а тем более, публиковать их. Поскольку снимки в формате RAW уже сами по себе являются весомым аргументом в пользу того, что именно Вы являетесь автором этих фотографий. Доказать же обратное, если у человека, нарушившего закон об авторском праве имеются фотографии в том же формате, становится более сложно. Нужно взять себе за правило перед публикацией своих фотографий в Интернете или печатных изданиях размещать на них информацию об авторе, то есть поместить на снимки знак охраны авторских прав, состоящий из буквы С, обрамленной окружностью, имени и фамилии владельца авторских прав и даты первого опубликования фотографии. Это избавит Вас от лишних проблем и позволит добиться выплаты денежной компенсации при обращении в суд за защитой своих авторских прав.

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии - также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер - определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

    Выбор освещения для фотосъемки;

    Оформление обстановки;

    Управление размещением объекта съемки;

    Обработка фото в соответствующих программах;

    Иные (см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно - см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно - человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в ).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права - ©. По большому счету все его функции сводятся к одному - информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель - лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.

Но вопросы остаются, а значит, тема до сих пор актуальна. Давайте выясним, когда и как можно публиковать чужое и всегда ли можно публиковать свое?

Что такое авторские права на фото и какие они бывают?

Какими правами обладает фотограф?

1. Исключительным правом на снимок.
Автор решает, где и с какой целью он размещает свои работы. Имеет право передавать исключительные права на свои произведения за гонорар или бесплатно.

4. Правом на неприкосновенность произведения.
Никто, кроме автора, не имеет права видоизменять фотографию (перекрашивать отдельные элементы в графических редакторах, добавлять текстовые надписи, делать зеркальные отображения, видоизменять размер и пропорции и т. д.).

5. Право на обнародование произведения.
Право выставить впервые на обозрение собственное произведение (в прессе, в интернете, на фотовыставке).

6. Право на авторское вознаграждение (гонорар). За передачу исключительных авторских прав фотограф может получить вознагржадение. Если в договоре не предусмотрена безвозмездная передача, то считается, что работы переданы на возмездной основе.

Кому принадлежит авторское право на изображение человека?

Получается, фотограф сделал снимок человека, но права ему не принадлежат? Действительно так, но не совсем. Фотографу по-прежнему принадлежат авторство и авторское имя, а остальные права на произведения он сможет реализовать только с согласия того, кто изображен на фото.

Однако нет правил без исключений.

Без согласия модели фотограф может использовать произведение, если:

1. Снимок будет опубликован в общественных, государственных и политических интересах (фотографии политических деятелей, розыск пропавших людей, в т. ч. преступников и др).
2. Человек попал в кадр при съемке публичных мест или на публичных мероприятиях. При этом в кадре понятно, что не он главный персонаж.
3. Если фотограф оплатил работу модели. В этом случае мы очень рекомендуем заключать договор, в котором будут прописаны условия и обнародования, и дальнейшего использования снимка, и период действия данного договора.

Пожалуйста, обратите внимание!
Модель без согласия фотографа тоже не имеет права обнародовать и использовать снимки, т. к. тем самым будут нарушены авторские права на фотографии. Поэтому составление договора очень важно, даже если вы хотите разместить результат своей фотосессии у себя на странице.

Плагиат фотографий или правомерное использование?

Как следует поступить, если снимать вы не умеете, а картинка для сайта или блога нужна?

1. Купить нужное фотографическое изображение у автора, подписав соответствующий договор с ним.
Обратите внимание, покупка изображения передает вам право на изображение, но не дает право на имя. Поэтому автора фото надо все же указывать.

2. Заплатить за лицензию на платном фотостоке.
Внимательно читайте условия использования изображений. Вполне возможно, что на них могут стоять дополнительные ограничения: «не использовать в коммерческих целях», «не видоизменять» и пр. Проверьте, вероятно, у данного ресурса при регистрации открывается пробный период, когда вы можете бесплатно скачать несколько изображений.

3. Выбрать снимок, размещенный .

4. Просмотреть бесплатные фотостоки, обратив внимание на каких условиях предоставляются изображения для скачивания.

5. Не нужно согласие, в случае когда работа цитируется для информационных, полемических и научных целей, в оправданном объеме. Здесь тоже важно не забыть указать авторство источника информации.

Теперь, когда мы разобрались с основными правами фотографа и модели, узнали как не нарушить авторские права, давайте посмотрим, какие неожиданности нас могут ждать при публикации собственных фотографий в интернете.

Авторские права в Инстаграме

Материалы, опубликованные в социальных сетях, тоже имеют автора, и на их использование нужно согласие. Однако на них имеет право и социальная сеть!
Все мы не глядя ставим галочку в соглашении. Давайте посмотрим выдержки из этих документов.

Права (условия использования, находящиеся по ссылке)

Instagram не требует прав на любые Материалы, публикуемые вами на Сервисе или с его помощью. Но вы предоставляете Instagram неисключительное, полностью оплаченное и не подразумевающее выплату авторского гонорара, допускающее передачу и сублицензирование, действительное во всех странах разрешение на использование Материалов, опубликованных вами на Сервисе или с его помощью, в соответствии с Политикой конфиденциальности Сервиса, доступной по ссылке , включая, но не ограничиваясь разделами:
3. «Передача вашей информации»,
4. «Как мы храним вашу информацию»,
5. «Персональные настройки, касающиеся вашей информации».

Вы можете решать, кому будут доступны ваши материалы и действия, в том числе ваши фото, как описано в «Политике конфиденциальности».

Другими словами, подписывая данное соглашение, вы разрешаете Инстаграму и любому, кому он решит передать право (сублицензирование) использовать ваши снимки! Да, не все. Если у вас закрытый аккаунт, то это невозможно, а если открытый, то материалы считаются доступными.

Авторские права Вконтакте

Приведем выдержки из Пользовательского соглашения, опубликованного во ВКонтакте:

Здесь, помимо того, что мы разрешаем использовать наши фотоматериалы для продвижения самой социальной сети, мы разрешаем всем пользователям копировать наши снимки! С одной-единственной оговоркой — для личного некоммерческого использования. Если вы копируете фотографии в соцсети и размещаете их на другом сайте, оказывающем услуги или продающем товар, то такое действие уже не рассматривается как использование изображений в личных целях.

Штрафы за плагиат изображений и нарушение авторских прав на фото

● Согласно ГК РФ компенсация, выплачиваемая автору, чьи права были нарушены, может составлять от 10 000 до 5 000 000 рублей (размер выплат устанавливается судом, но по судебной практике обычно за использование один раз одной фотографии в интернете взыскивается 20 000 - 30 000 рублей. Соответственно, если несколько фотографий или одна фотография дублируется несколько раз, то сумма вырастает пропорционально на это количество).
● Если ваше изображение распечатали на открытках или постерах, напечатали на сумках или обоях, то компенсация может устанавливаться в двукратном размере стоимости контрафактной продукции.
● Если , можете требовать его удаления и настаивать на компенсации морального вреда.

Давайте подведем итоги .

1. Изображения в интернете тоже охраняются авторским правом.

2. При съемке людей и фотограф, и модель заинтересованы в составлении грамотного договора.

3. Если вы берете фото с ресурса, где разрешается его использование делайте скриншот:

a. разрешения на использование (так, чтобы была видна адресная строка),
b. подтверждения размещения этого фото на сайте (скриншот страницы, где это изображение хорошо видно, с адресной строкой).

4. Если вы нашли свою работу, незаконно используемую в сети, делайте принтскрин страницы, где она размещена, заверяйте нотариально, ищите ее авторов и пишите претензию в суд. Грамотно написанная претензия позволяет удалить незаконно размещенный снимок даже из социальных сетей.

Елена Махотина, по предоставленным материалам юридической службы « »

Уточняющие вопросы вы можете задать в комментариях. Если вам нужна помощь в составлении претензии или авторского договора, пишите нам на почту: [email protected]

В закладки

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко - мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать - я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения - вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») - дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» - там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США - нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии - нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить , на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием - указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые - запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте . Там же есть поиск . Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя - нарушение авторских прав. А заэмбедить - можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное - Getty Images

В закладки

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко - мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать - я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения - вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») - дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» - там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США - нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии - нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить , на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием - указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые - запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте . Там же есть поиск . Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя - нарушение авторских прав. А заэмбедить - можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное - Getty Images



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация