Земельный спор. Спор о границах земельного участка. Как устанавливаются границы земельных участков в садовых, дачных некоммерческих объеденениях граждан (СНТ, ДНТ)? Как определить границы снт Определение границ снт

Главная / Суд

ДАЧНЫЕ СПОРЫ. САДОВОДУ НА ЗАМЕТКУ

Не секрет, что многие садоводческие объединения представляют собой аналог осиного гнезда под предводительством самых шумных и больших особей (председателей и правления). В связи с ростом цен на электричество, увеличением размера обязательных платежей напряженность возрастает. Споры, зарождающиеся на так называемых общих собраниях, часто переходят с лужаек в судебные залы.

Примечание. Если вы считаете, что в вашем родном "колхозе" с вами обходятся несправедливо, то эта статья - для вас.

Также она пригодится тем, кто пытается самостоятельно оформить права на свой земельный участок. В какой суд обращаться? Надо сказать, что все споры между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или гражданами, ведущими хозяйство в индивидуальном порядке, с указанными объединениями рассматриваются судами общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
Даже если речь идет о признании недействительными решений общего собрания о внесении изменений в наименование, устав общества, решений правления о передаче земельных участков в собственность граждан. Дело в том, что дачное некоммерческое партнерство не является партнерством, объединяющим коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, а также не является некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, поэтому этот спор не относится к подведомственности арбитражных судов. Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.

Что надо сделать до суда Часто случается, что граждане обращаются в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, не попытавшись сначала оформить его в порядке, предусмотренном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. в порядке упрощенной административной процедуры оформления права собственности. Судья в таком случае на стадии принятия к производству иска проверяет наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, обратившимся в суд, мер для его оформления в судебном порядке. Если таковые документы (например, отказ регистрирующего органа) будут отсутствовать, то судья на основании ст. 136 ГПК РФ оставляет исковое заявление о признании права собственности на земельный участок без движения. Объясняется это тем, что в иске должно быть четко указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Председатель не вправе единолично решать вопросы членства Часто председатели садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений забывают о том, что они не всесильны и не имеют права единолично решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или собрания уполномоченных. Прежде всего это вопросы членства в указанных объединениях. Органами управления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления (ст. ст. 20, 21 Закона N 66-ФЗ), причем принятие граждан в члены садоводческого товарищества и исключение из числа его членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных) этого товарищества. Таким образом, решение о принятии в члены (прекращении членства), принятое председателем единолично, незаконно.

Выход - дело добровольное Если член объединения принял решение о прекращении членства, то ему нет необходимости спрашивать чьего-то позволения и уж тем более дожидаться решения общего собрания. Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется. В этом состоит разница между добровольным выходом и исключением. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 9 п. 1 ст. 19 Закона N 66-ФЗ). Если для исключения из членов объединения необходимо не менее 2/3 голосов общего собрания (пп. 2 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ), то для добровольного выхода члена объединения не требуется решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, установленного Законом для исключения из числа его членов.

Наследник вправе вступить в члены объединения Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 2 ст. 18 Закона N 66-ФЗ). Примечание. Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения, поскольку в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

Является нарушением не только прямой отказ в приеме в члены, но и длительное нерассмотрение заявления о приеме в члены товарищества общим собранием.

Размер взносов может зависеть от размера участка А также от того, сколько участков принадлежит члену объединения. Все зависит от того, что указано в уставе объединения. Закон N 66-ФЗ не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов. В нем содержится лишь определение членских взносов как денежных средств, периодически вносимых членами объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (ст. 1 Закона N 66-ФЗ). Бесспорно то, что размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Однако Закон не запрещает установление размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, и (или) от количества принадлежащих члену объединения земельных участков. Наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка. Установление размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости. Тем более что при реализации общего принципа платности землепользования (ст. 65 Земельного кодекса РФ) также учитывается площадь земельных участков.

Занятие земель общего значения Споры с требованием освободить земли общего значения, неправомерно занятые гражданами, встречаются довольно часто. Суды эти требования, как правило, удовлетворяют, но при условии, что доказан не только факт самого занятия, но и то, что эти действия привели к ущемлению прав истца. Самый яркий пример - самовольное занятие земель общего пользования, ограничение доступа (возведение забора), перекрытие объездной дороги и проезда к пожарному водоему. Такие действия не соответствуют ст. ст. 21 и 34 Закона N 66-ФЗ и также нарушают права других членов данного товарищества.

Благоустройство дороги не порождает собственности на всю дорогу Часто граждане, особенно те, кто проживает на своих участках круглогодично, скидываются и за свой счет доводят до ума общие дороги, обновляют покрытие, кладут асфальт и т.п. Дело хорошее, но надо четко понимать, что благоустройство объекта общего пользования не влечет за собой возникновения права собственности на дорогу как объект недвижимости, если такая дорога уже создана и находится на землях общего пользования. Дело не меняет и тот факт, что остальные члены объединения никак не участвовали в благоустройстве. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ). То есть право собственности на сооружение (дорогу) как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если оно создано именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализировано в качестве объекта недвижимости. Если на землях общего пользования объединения уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, то ее благоустройство за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости.

Недействительность собрания. Установлены четкие критерии Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания. Общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20 Закона N 66-ФЗ), причем оно правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов такого объединения. Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения (ст. 21 Закона N 66-ФЗ). Как правило, суды устанавливают: - соответствие закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества; - соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания; - наличие кворума на собрании; - соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества; - соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям. При этом следует помнить, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ, которым подраздел 4 разд. I части первой ГК РФ дополнен гл. 9.1 "Решения собраний". Теперь решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ).

Признание права собственности за землю на территории СНТ Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ). Е
сли в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении. Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется. Как показывает судебная практика, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: - испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; - данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Закона N 66-ФЗ (до 23 апреля 1998 г.); - гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях. Много конфликтов по-прежнему возникает между садоводческими объединениями и гражданами - собственниками земель, которые не желают хозяйствовать в коллективе.
Разумеется, колхоз по-прежнему дело добровольное, но вопрос - в порядке пользования общей инфраструктурой. Известно, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Такие "индивидуалисты" имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В противном случае на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов указанные граждане лишаются права пользоваться указанными объектами. Размер такой платы при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. В случае если одна из сторон - гражданин или объединение - отказывается от заключения такого договора, то она может быть принуждена к его заключению судом (п. 1 ст. 421, ст. 445 ГК РФ).
Ранее считалось, что правом потребовать заключения такого договора обладают только сами граждане. Однако это не так: объединение также вправе потребовать этого и, что более актуально, ставить вопрос о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за пользование объектами общей инфраструктуры. То есть, если "индивидуалист" уклоняется от заключения договора и при этом продолжает пользоваться объектами общей инфраструктуры, расходы, понесенные объединением на содержание указанного имущества, являются неосновательным обогащением этих граждан.
Таким образом, "индивидуалисты", уклоняющиеся от заключения договора, должны заплатить за пользование общими объектами (ст. 1102 ГК РФ), причем отсутствие договора между собственником земельного участка и объединением не освобождает собственника от внесения платы. Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов объединения и не связывается с членством, а расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет объединение, - обязательные платежи (ст. ст. 1, 8 Закона N 66-ФЗ). При этом суд не примет доводы о том, что собственник не пользуется принадлежащим ему участком. Право собственности помимо прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом предполагает несение бремени содержания своего имущества (п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ).

Споры о границах Границы участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяются по сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на участок, а если такой документ отсутствует, то по сведениям, содержащимся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Проблема в том, что участки, как правило, предоставлялись без межевания и кадастрового учета. И в настоящее время многие участки по-прежнему не поставлены на кадастровый учет либо поставлены на кадастровый учет декларативно и их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены. В случае если точные границы участка не установлены, т.е. сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, и установить их местоположение на местности не представляется возможным, суд потребует от истца следующих доказательств: - спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка; - ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании.
Местонахождение спорной границы суд будет определять путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.), при условии что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
Если площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, то суд проверяет: - за счет каких земель образовалась данная разница; - производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы; - осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к его земельному участку; - имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор; - как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
При этом не служит безусловным основанием для отказа от иска точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам, потому что это может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца.

Если вы не согласны с данными госкадастра Практика показывает, что если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, то суд принимает указанные границы. В данном случае почти бесспорным доказательством будет являться несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ, и суд, уже без оглядки на длительность существования фактических границ, скорее всего, примет решение об их приведении в соответствие с результатами кадастровых работ. Доводы истца или ответчика о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут. При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности: - наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка; - наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права; - что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.

Если в акте о согласовании границ нет подписи соседа Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ может быть основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с указанными лицами, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (ч. 3 ст. 39 указанного Закона). Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ). Суды будут устанавливать не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствии подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и последствия такого нарушения. Очевидно, что отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. В то же время данное обстоятельство не всегда рассматривается как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными. Судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ). Поэтому суд будет устанавливать, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца. Напоследок следует отметить, что начиная с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым внесены многочисленные изменения в гл. 4 ГК РФ. В соответствии со ст. 3 указанного Закона к некоммерческим партнерствам применяются нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

В любом садоводческом товариществе существуют участки земли общего пользования, которые могут быть прирезаны к территории любого участника СНТ. Так как общая собственность товарищества может принадлежать или членам товарищества, или гражданам, выплачивающим аренду за использование участков земли в составе садового товарищества. Изучите материал о том, может ли участник СНТ претендовать на земли общего пользования в пределах товарищества.

В пределах территории садового товарищества осуществляется выделение территории под участки общего пользования, на которых предполагается размещать объекты для общего использования. Формирование общих территорий происходит путем проведения процедуры межевания всей территории СНТ. Если в пределах границ СНТ осуществляются любые сложные работы кадастровыми инженерами, то все общие участки земли будут внесены в кадастровый план территории садоводства.

Чтобы прирезать часть территории общего пользования к собственному участку, выберите способ приобретения этой земли:

  • Выкупить участок общего пользования у СНТ;
  • Взять в долгосрочную аренду;
  • Получить территорию после проведения перераспределения участков земли между собственниками в пределах территории СНТ.

Чтобы выкупить территорию общего пользования у СНТ, необходимо решать вопрос с председателем товарищества. Чтобы получить землю путем перераспределения границ существующих участков, необходимо заручиться согласием соседей, чьи участки непосредственно граничат с территорией инициатора перераспределения и территорией ЗОП.

В любом случае, если территория, которую необходимо присоединить к собственному участку, располагается в пределах границ СНТ, то все решения могут приниматься только на собрании всех участников СНТ. На этом собрании предложите купить земли ЗОП у СНТ на условиях, которые будут приемлемы и покупателю и СНТ.

Для правильной постановки вопроса относительно земель ЗОП изучите возможности правления СНТ и полномочия общего собрания членов СНТ:

  • Общее собрание уполномоченных представителей садового некоммерческого товарищества, огороднического, дачного некоммерческого объединения может решать вопросы относительно формирования и применения имущества указанного СНТ;
  • Собрание уполномоченных имеет право формировать размер резервных фондов товарищества для осуществления основных целей товарищества, которые прописаны в уставе СНТ, назначать уплату взносов с каждого члена товарищества;
  • Планировать, осуществлять и контролировать проведение межевания в пределах территории СНТ, принимать проект развития и планирования расширения территории садового товарищества;
  • Выносить на повестку собрания все возможные вопросы, касающиеся деятельности СНТ для принятия коллективного решения в рамках проводимых собраний собственников участков земли в пределах СНТ.

Если удается убедить правление садоводческого товарищества в необходимости или допустимости продажи указанной части земли, то приступайте к оформлению договора на приобретение участка, который необходимо заключить с СНТ.

Оформите решение собрания в письменном виде, чтобы на документе были поставлены подписи собравшихся участников садового некоммерческого товарищества. Это необходимо для того, чтобы позже решение собрания не признали недействительным или принятым под влиянием заинтересованной стороны.

Чтобы решение общего собрания СНТ, ОНО или ДНО можно было считать законным, необходимо присутствие более половины участников указанного вида объединений или товариществ владельцев участков земли. Учтите, что количество уполномоченных не должно быть меньше половины от их числа.

Чтобы принимать участие в собрании членов товарищества, необходимо личное присутствие. Допустимо пользоваться услугами доверенного лица, но при этом обязанности и права такого лица должны быть регламентированы и заверены председателем СНТ.

Решение о приобретении территории ЗОП в пределах СНТ принимается прямым голосованием путем подсчета большего количества голосов. Обратитесь к председателю СНТ или иного некоммерческого объединения землепользователей с просьбой выкупить конкретный участок земли общего пользования. После голосования и подсчета голосов заключите сделку по приобретению земли, если решение принято положительное.

После регистрации права собственности на новый участок земли его можно объединить с уже существующим земельным наделом.

Существует возможность расширить территорию земли в пределах СНТ путем инициирования процедуры перераспределения участков земли в СНТ.

Для начала процедуры перераспределения земельных участков изучите причины проведения таких действий в отношении земельных участков, находящихся в ведении муниципалитета или в частном владении.

Инициировать перераспределение земельных участков можно при следующих обстоятельствах:

  • Перераспределение земельной территории в пределах СНТ, если с данным товариществом был заключен договор о дальнейшем развитии территории садового товарищества и расширении СНТ. При этом перераспределение земельных наделов проводится с целью привести границы участков в соответствии с границами СНТ, которые должны располагаться в соответствии с проектом межевания территории СНТ;
  • Перераспределение границ территорий в пределах СНТ для устранения вклиниваний участком земли, принадлежащих разным собственникам, что мешает применять земельные наделы в полной мере в соответствии с их целевым назначением. При этом имейте в виду, что увеличение площади каждого смежного участка происходит за счет земель общего пользования только в рамках допустимого увеличения общих границ СНТ. Одним из важных условий является то, что полученные после распределения участки не могут превышать максимальных размеров участков земли, находящихся в частной собственности;
  • Изменение размеров участков земли в пределах СНТ не может превышать установленные размеры земельных наделов для ведения садово-огороднической деятельности, для ведения личного подсобного хозяйства, для осуществления ИЖС;
  • Перераспределение участков земли в пределах СНТ может происходить по причине возведения капитального сооружения на территории СНТ либо по причине изъятия определенных участков для нужд государства или муниципалитета. За счет земель СНТ происходит компенсация изымаемой территории ее владельцу с ведома председателя СНТ и по решению общего собрания членов товарищества.

Чтобы получить возможность присоединить часть ЗОП к собственному участку, составьте обращение к администрации поселения, если земли ЗОП принадлежат государству, или к председателю, если территория ЗОП в ведении СНТ.

Чтобы увеличить шансы на успешное присоединение земель общего пользования, воспользуйтесь услугами кадастрового инженера, который реализует следующие действия:

  • Разработает и зафиксирует на бумаге план по межеванию участка земли;
  • Оформит необходимость проведения перераспределения в пределах определенной территории;
  • Составит схемы географического положения всех участков в пределах СНТ;
  • Осуществит иные специальные действия, призванные помочь оформить земли общего пользования в собственность.

Заявление о перераспределении земельных участков

Чтобы официально оформить процесс перераспределения земель, находящихся в ведении муниципалитета или частного владельца, обратитесь в администрацию поселения с письменным заявлением, в котором изложите основания для проведения перераспределения земли в пределах СНТ.

Учтите, что в обращении по поводу перераспределения земли должны присутствовать следующие пункты:

  • Паспортные данные составителя обращения в администрацию населенного пункта, контактные данные;
  • Если обращение инициировано юридически лицом, то следует представить данные о местоположении и регистрации организации, предоставить выписку из ЕГРЮЛ, предоставить ИНН юридического лица;
  • Точный кадастровый номер участка земельного массива, который требуется перераспределить в рамках территории СНТ;
  • Данные о проекте перераспределения участков путем осуществления межевания территории, если указанный проект получил одобрение;
  • Данные о почтовых адресах заявителя, чтобы возможно было несколькими способами донести информацию.

Документы для перераспределения земельных участков

Обязательно подготовьте следующие бумаги, которые необходимо приложить к заявлению на перераспределение территории земельного участка в пределах СНТ:

  • Выписка из ЕГРН в отношении собственника участка земли, если записи в реестре нет, то владелец обязан представить документы, которые удостоверят его права на распоряжение земельным участком;
  • Предъявить одобренный проект осуществления межевания земельного надела, в пределах которого планируется проведение процесса перераспределения земель, или предъявить схему местоположения участка земли, составленную кадастровым инженером;
  • Если инициатор перераспределения участков земли в пределах СНТ пользуется услугами представителя, необходимо представить доверенность, заверенную председателем СНТ;
  • Если процесс перераспределения начинает иностранное юридическое лицо, проверьте все данные о нем, предоставленные в переводе на русский язык. Перевод документов о регистрации юридического иностранного лица в соответствии с законами его страны должен быть заверен нотариально.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет документ на соответствие, если такие моменты обнаруживаются, тогда заявление на перераспределение участков земли в пределах СНТ отправляется на доработку заявителю.

Срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

После рассмотрения заявления на перераспределение земли в пределах СНТ уполномоченный орган вынужден в течение 30 суток принять любое из изложенных ниже решений:

  • Схема расположения участков после перераспределения принята, утверждена и отправляется инициатору процесса перераспределения земли;
  • Принимает проект по межеванию территории в соответствии с перераспределением земельных наделов, при этом заявитель получит письменное согласие на оформление соглашения о перераспределении земли;
  • Отказывает заявителю в проведении процесса перераспределения территории с указанием оснований такого действия.

Делая вывод, знайте, что заявление может быть не принято по причине некорректного заполнения данных заявителя, из-за наличия нарушений при подготовке документов. Очень часто причиной отказа бывает факт подачи заявления в орган государственной власти, который не занимается рассмотрением подобных документов. Иногда причина отказа состоит в отсутствии некоторых документов в приложении к заявлению, на которые ссылается заявитель в тексте обращения.

Определить границы поможет межевание – работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Наше СНТ (Шатурский район) существует с 1988 года. Тогда все границы отмерялись рулеткой, делалась привязка к местности, создавался план товарищества. Сейчас все границы (товарищества и участков) прокладываются через «спутниковую привязку». Существуют расхождения со старой привязкой, разница доходит до 1 сотки. Что делать в данной ситуации? Будут ли другие кадастровые номера на земельные участки? Надежда Минина, г. Москва

В 1988 году измерения в садоводческом товариществе проводились, вероятнее всего, для подготовки генерального плана объединения, и все участки сейчас числятся как ранее учтенные. Генеральный план садоводческого некоммерческого товарищества не содержит координат границ земельных участков, поэтому для их установления нужно проводить межевание.

Межевание - это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Проводится оно на основании заявления владельца земельного участка кадастровому инженеру для проведения геодезических работ.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, которые содержатся в документе, подтверждающем право на земельный участок. Если такой документ отсутствует, опираться нужно на сведения в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Обращаю внимание на то, что без межевания границы земельного участка не определены, где они находятся, достоверно не известно. В такой ситуации возможны злоупотребления, споры с соседями о местоположении границ участков, самовольный захват земельного участка не только со стороны соседей, но и других лиц.

Узнать, проводилось ли межевание земельного участка и установлены ли его границы, можно самостоятельно, посмотрев Публичную кадастровую карту на сайте Росреестра в сети Интернет. Можно также запросить выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) на свой земельный участок, сделать это можно через МФЦ (многофункциональный центр) или территориальное отделение Росреестра. Из данного документа вы узнаете кадастровый номер своего земельного участка, сведения о правообладателе, адрес местонахождения и данные о границах и площади.

Если выяснится, что межевание земельного участка не проводилось, надо обратиться к кадастровому инженеру, заключить с ним договор на проведение геодезических работ. Результатом работы кадастрового инженера и будет межевой план земельного участка.

Обязательным приложением межевого плана земельного участка является акт согласования границ, который нужно подписать у собственников соседних земельных участков.

Кадастровый инженер, который занимается оформлением межевого плана, извещает всех заинтересованных лиц о проведении собрания по согласованию границ участка.

Если соседи отказываются подписывать акт согласования границ, то разрешить этот спор можно в судебном порядке. Ответчиком по гражданскому делу об установлении границ земельного участка будет правообладатель соседнего (смежного) земельного участка, с которым возник межевой спор.

В качестве третьего лица по делу привлекается СНТ, на территории которого находятся спорные земельные участки.

По какому принципу устанавливаются границы?

Границы устанавливаются в соответствии с генеральным планом (планом застройки, планом территорниального планирования). План утверждается Алминистрацией соответствующего района и хранится в Управлении архитектуры.

ПРИМЕР.
Право собственности на земельный участок у Е.А. возникло по договору купли-продажи земельного участка. Первым собственником данного земельного участка являлась мать Е.А. – Л.А. Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Л.А. на основании действовавшего в 1993-м году Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1).
Статья 30 указанного кодекса регламентирует порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или пожизненное наследуемое владение: «При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю».
В соответствии с распоряжением Л.А. был предоставлен в собственность земельный участок площадью 910 кв.м..
Статья 32 Земельного кодекса РСФСР определяет, что право на использование земельных участков возникает только «… после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды».
Иного порядка предоставления (порядка предоставления земель по фактическому пользованию) земельных участков в собственность граждан земельное законодательство не предусматривает.
Т.е. возможность приступить к использованию своего земельного участка у Сторон могла возникнуть только после установления границ своих земельных участков в соответствии с межевыми знаками. Поэтому доводы ответчиков об отсутствии межевых знаков являются не состоятельными.
Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок Л.А. был выделен земельный участок площадью 910 кв.м., границы которого были закреплены в натуре с помощью натянутых веревочных ограждений с межевыми колышками.
В результате естественного износа указанные межевые знаки с течением времени пришли в негодность и были заменены на забор из сетки-рабицы. В результате смены ограждения произошло смещение забора вглубь участка Е.А., и как следствие – уменьшение площади земельного участка до 890 кв.м.
Ответчиками в настоящий момент чинится препятствие Истцу по установлению забора в изначальные границы.

В обоснование требований о факте наличии кадастровой ошибки в определении местоположения границ земельных участков Ответчики заявили о необходимости проведения судебной землеустроительной экспертизы. Ответчики ошибочно полагали, что наличествует кадастровая ошибка в определении координат границ земельных участков.
Эксперты ООО «Э…» исследовали фактическое землепользование, сложившееся в границах земельных участков З.П., Н,П, и Е.А.. Факт наличия несоответствия фактического и законодательно установленного землепользования сторонами по делу не оспаривался.
Как указывает эксперт в выводах (абз. 2, стр. 13), при вычислении координат и площади земельного участка Е.А. границы определялись согласно проекту планировки и застройки СНТ «Здоровье». Определение границ СНТ согласно проекту планировки и застройки является единственно возможным согласно действующему законодательству, как указывается выше.
Более того, в соответствии с ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), «после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность» (п. 4. ст.14 Закона).
ЗК РФ 2001 года частью 4 ст. 11.4 также установлен порядок выделения земельных участков под садоводство: «Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом».
Т.е. ни законодательство предшествующего периода (1993 г.), ни ныне действующее законодательство в сфере регулирования отношений, складывающихся в рамках садоводческого землепользования, такого понятия как «фактическое землепользование» не предусматривает, а равно, как и процедуру установления границ по фактическому землепользованию. Существует один единственный законный способ владения, пользования и распоряжения земельными участками в границах садовых, огороднических и дачных объединений граждан – в соответствии с генеральным планом застройки, утвержденным в установленном порядке. Представленный в судебном заседании генеральный план был признан Сторонами верным.
Ссылки Ответчиков в обоснование заявленных требований на нормы права, а именно абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, вместо указанной выше ч. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, в данном деле не подлежат применению, поскольку регулируют отношения по «Приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения», т.е. находятся вне сферы регулирования правоотношений землепользования в садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Рассматриваемые земельные правоотношения в соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») регулируются этим Законом: «Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам».
Также не подлежит применению и п.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяющий, «…что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, и при отсутствии таковых — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка». Поскольку в отношении земельного участка Е.А таковыми документами являются свидетельство о праве собственности за земельный участок и кадастровый паспорт в соответствии с генеральнымй планом СНТ, и в отношении Ответчиков, также свидетельства о праве собственности на принадлежащие им земельные участки и генеральный план СНТ), а поэтому говорить об отсутствии сведений о границах спорных участков не приходится, а следовательно, о применении 15-летнего срока владения земельным участком также невозможно.

А забор по границе СНТ обезательно должен быть? Или это на усмотрение дачников?

Добрый день, в соответствии со СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения":

5. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО (ДАЧНОГО) ОБЪЕДИНЕНИЯ
5.1.* По границе территории садоводческого (дачного) объединения, как правило, предусматривается ограждение.
Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.).

Ограждение территории садоводческого (дачного) объединения не следует заменять рвами, канавами, земляными валами.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Мои участки находятся в границе снт. хочу от них отделиться. Членом их снт не являюсь. Возможно?

Вопрос абстрактный. Отделение - в Вашем случае понимается как? Ну, например, в результате отделения будут достигнуты какие-то (какие?) параметры.

Здравствуйте, Максим!
Раз вы не являетесь членом СНТ, вы уже отделились. Вопрос лишь в том, пользуетесь ли вы инфраструктурой СНТ? Электрическими сетями, водопроводом или дорогами, вывозом мусора и т.д.
Если пользуетесь, то нужно заключить на это Договор с СНТ. Если не пользуетесь-заключайте напрямую Договор с Энергосбытом и обустраивайте свои подъездные пути, скважины и т.д. Вы не написали какая у вас конкретно ситуация.






© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация