Язык слепых. Алфавит брайля для слепых. Как устроен шрифт

Главная / Суд

Азбука Брайля - так называется алфавит, который используют для чтения незрячих или слабовидящих людей. Ее также называют шрифт для слепых. Эта азбука выглядит как выпуклые точки на поверхности листа. Прикасаясь к обозначениям, можно «считывать» буквы. Этот способ прочтения дает возможность людям со слабым зрением получить образование, усваивать новую информацию и общаться с другими людьми в письменной форме. Эта система применима не только для книг, но и для цифровых приборов.

Что собой представляет азбука Брайля?

Название азбуки пошло от имени его создателя - Луи Брайля.

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта


Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали - 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй - в обратном порядке. Это усложняет чтение.


Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

Азбука Брайля - это система письменности, позволяющая людям с дефектами зрения распознавать буквы и символы при помощи тактильной чувствительности пальцев.

Навыки чтения и письма по методу Брайля позволяют слепым и слабовидящим людям быть грамотными и независимыми, получить работу, общаться по интернету с друзьями и коллегами из других стран.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота - существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Недостатки системы:

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе - почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля - просто огромные по величине.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ - используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ - используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела - в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Азбука Брайля на русском языке

Русский шрифт Брайля был создан в 1881году, его корректировали только 1 раз - в 1918 году, когда отменили буквы «i», «фита» и «ять».

В Российской Федерации при работе с брайлеровскими текстами используются листы обычного размера повышенной плотности. По международному стандарту промежуток между точками равен 2,5 мм, а количество строк на листе - не больше 25.

Азбука Брайля: таблички

Указатели, мнемосхемы и таблички, выполненные шрифтом Брайля и информирующие о графике работы и месторасположении офисов в здании, давно используются во многих странах:

  • В образовании: колледжами, университетами, детсадами, простыми и спортивными школами, интернатами.
  • В медицине: поликлиниками, частными медицинскими клиниками, больницами, реабилитационными центрами, санаториями.
  • Ощественными учреждениями: муниципалитетами, службами социального и пенсионного обеспечения и т. п.
  • Предприятиями, магазинами в торговых центрах, банками.
  • Общественным транспортом: метро и автобусами.
  • Библиотеками, театрами, выставками, музеями, филармониями.

Несколько лет назад Евросоюз издал закон об обязательном наличии надписей для слепых и слабовидящих людей в пассажирских лифтах и на маркировке всей производимой фармацевтической продукции.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Надписи, выгравированные на наградах, которые будут вручены участникам Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году , сделаны шрифтом Брайля, сообщил в четверг глава оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко.

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт, разработанный для письма и чтения слепых французским тифлопедагогом (педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми) Луи Брайлем (Louis Braille, 1809-1852), который сам ослеп в трёхлетнем возрасте.

В основе шрифта положены комбинации из точек. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек, расположенных в два столбца, по три в каждом. Существует также восьмиточечная система Брайля, в которой содержатся еще две точки (т. е. в каждом столбце содержится по четыре точки).

Брайль принял порядок букв латинского алфавита. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева, потом слева и справа, затем справа. Этими же знаками обозначаются и буквы русского алфавита с добавлением специальных знаков. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.

Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что процесс чтения осуществляется по выпуклым точкам, поэтому прокалывать их надо с обратной стороны листа (справа налево), а уже чтение происходит стандартно — слева направо. При чтении точки нумеруются по столбцам сверху вниз. Соответственно при записи они идут в обратном порядке.

Традиционный шеститочечный Брайль включает 64 символа, 63 из которых информативные и пробел. А в восьмиточечном шрифте Брайля содержится 256 символов: 255 информативных и пробел. Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек, часто используются двуклеточные знаки (состоящие из двух знаков, по отдельности имеющих свои функции), дополнительные знаки (знаки больших и малых букв разных алфавитов, цифровой знак и т. д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка .

Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 миллиметра, диаметром — 1,4 миллиметра записывается в ячейке размером 4,2 миллиметра на 7 миллиметров. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Он читается с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст.

На основе шрифта Брайля можно достичь скорости чтения 150 слов в минуту, что составляет примерно половину быстроты чтения зрячих .

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была "История Франции", которая вышла в 1837 году. Шрифт Брайля был официально принят во Франции лишь в 1853 году, через год после смерти его создателя от туберкулеза. В мире существует ряд издательств, выпускающих книги со шрифтом Брайля. Крупнейшим из них является Лондонский Королевский национальный институт для слепых. Помимо книг и газет, он издает ноты, экзаменационные документы и даже банковские извещения.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось в 1885 году.

Форматы листов для печати шрифтом Брайля отличаются, что чаще всего связано с национальными особенностями типографического дела. В России и на постсоветском пространстве лист содержит 25 строк по 30 или 35 знаков в каждой и имеет размер 23 на 31 сантиметров.

В настоящее время система Брайля приспособлена для разных языков, даже китайского. Он был, к примеру, адаптирован для таких редких языков как гуарани (распространен в Парагвае), тибетского и дзонг-кэ (официальный язык государства Бутан).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Когда человек теряет зрение на оба глаза, говорят о слепоте. Он перестает что-либо видеть и даже ощущать свет. Также человек не может ориентироваться в окружающей обстановке и выполнять свою работу. В такой ситуации не помогают оптические приборы.

Нарушение или потерю зрения вызывают различные факторы. Врожденная слепота возникает вследствие внутриутробных заболеваний или пороков развития. Отсутствием зрения могут страдать дети и взрослые люди. Это связано с врожденной слепотой или же заболеваниями и травмой органа зрения. Причиной слепоты людей зрелого возраста могут быть сосудистые заболевания или . В последнем случае зрение может восстановиться после операции.

Незрячие люди в России, несмотря на физические ограничения, имеют возможность работать. Для этого создано общество слепых. Оно также проводит просветительскую и культурно-массовую работу среди незрячих людей. Благодаря наличию специальных книг, выполненных шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков, слепые люди могут научиться читать, писать, а также печатать.

Обучение незрячих пациентов

В России обучение незрячих и слабовидящих детей является обязательным. В школах учатся ученики со зрением от 0,05 до 0,2. Их обучают с применением лупы и других приемов, улучшающих зрение. Кроме того, для их обучения используют шрифт с увеличенными буквами. В специализированных школах обучают как совершенно слепых детей, так и имеющих зрение до 0,05. Для их обучения применяют разные методы и наглядные пособия, которые акцентируют внимание на осязание и слух. В библиотеках для незрячих людей имеются аудиоматериалы и обычные издания, а также специальные таблички со шрифтом Брайля.

В Российской государственной библиотеке для незрячих людей, которая является крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа, есть специализированные пособия. Они представлены огромной коллекцией рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с отсутствием зрения узнавать разные объекты и ощущать их.

Широко используются компьютерные электронные устройства. Альтернативным вариантом печатным изданиям являются аудиокниги. Они позволяют слушать инсценировки и спектакли на цифровом плеере. Также свой вклад вносят волонтеры, на специальных сайтах которых созданы свободные для прослушивания и распространения аудиокниги.

Разрабатываются и выпускаются различные устройства, которые заменяют зрение. Новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала является проект «Тактильное виденье» (модель визуально-замещающих аппаратов). В этих изданиях используют русский шрифт Брайля, клавиатуру и дисплей. Они помогают незрячим людям работать с текстами, создавать и редактировать их. Информация считывается с экрана с помощью специальной программы на основе генератора речи. Благодаря этому устройству жизнь людей, страдающих отсутствием зрения, становится более полноценной.

Система шрифта Брайля

Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя. Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения. Но метод Барбье имел недостаток - знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.

Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.

Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице - слева направо. При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз. Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.

Это происходит следующим образом:

  • в верхнем правом углу находится первая точка;
  • под ней идет вторая;
  • нижний правый угол занимает третья точка;
  • вверху слева располагается четвертая точка;
  • ниже ее - пятая;
  • в левом нижнем углу - шестая.

Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой - восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам. Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали - 5мм. Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.

Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см. Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать. Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.

Использование шрифта Брайля

В шрифте Брайля 63 информативные символы и один пробел (шестьдесят четвертый). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, так же, как и в обычном шрифте, присутствует пробел. Иногда применяют многоклеточные символы, которые состоят из нескольких знаков, имеющих по отдельности свои функции. Дополнительные символы также могут использоваться в шрифте Брайля. Это цифры, а также заглавные и прописные буквы алфавита.

Каждое знаковое сочетание имеет несколько значений, число которых иногда превышает десяток. Шрифт Брайля наносят на бумагу специальными письменными предметами - особым грифелем и прибором. Это является причиной того, что какие-либо изменения в выделении, конфигурации, размере, форме букв априори невозможны. Символы выделяют с помощью специальных знаков. Их ставят перед малыми и заглавными буквами.

Если в наличии имеются шрифты разных типов, то эти знаки устанавливают как до, так и после выделяемых слов или частей предложения. Верхний и нижний индекс, а также математический корень выделяется символом с обеих сторон. Для того чтобы создать текст или его часть курсивным начертанием, его помещают между условными тегами (специальными отметками).

В плане своего построения шрифт Брайля является особенным. При его применении меняются некоторые грамматические нормы. Вследствие этого человек, обучившийся шрифту Брайля, при работе на неадаптированном к потребностям незрячих пользователей компьютере будет допускать грамматические ошибки. Это случается по той причине, что, например, в шрифте Брайля игнорируется прописная буква, после запятой и перед тире не ставится пробел, отсутствует промежуток, который отделяет число и знак номера, а также для схожих символов (дефис и тире) применяется одно и то же обозначение. Для того чтобы незрячий человек не допускал ошибок, ему дополнительно необходимо пройти специальное обучение.

Шрифт Брайля при помощи различной комбинации точек в одной клетке воспроизводит алфавитные, цифровые и музыкальные символы. Эта система позволяет писать слова и буквы иностранного алфавита, математические и компьютерные символы, а также уравнения. Шрифт Брайля является эффективным средством, развивающим незрячим людям навыки пунктуации, грамматики и правописания. Эта система доступно и просто описывает схемы и графики, которые очень сложно описать устно.

После того, как незрячий ребенок освоит шрифт Брайля, он может начать знакомиться с компьютером со специальным дисплеем и начать работать на особом принтере. Текст нужно читать указательным пальцем одной или обеих рук. Его воспринимают на ощупь и быстро понимают благодаря компактности и легкости знаков. Предназначение этого пособия - обучить в домашних условиях людей, имеющих хорошее зрение. Это позволит общаться с невидящими членами семьи, оставлять им номер телефона или писать записки. Важным также является то, что зрячие люди смогут обучиться читать то, что им напишет тот, кто обучался по системе Брайля. У них появится возможность общаться без посредников. Данное руководство может быть успешно использовано учителями школ и реабилитологами.

Как печатают шрифтом Брайля

Для того чтобы создать источник информации шрифтом Брайля, нужны прибор и грифель, а также печатная машинка. Между двух пластмассовых или металлических пластинок приспособления вкладывается лист бумаги, который ими же зажимается. В верхней части есть ряды прямоугольных окон, а в нижней - углубление, соответствующее каждому окну. Ячейка пластинки аналогична ячейке шрифта Брайля. Знак образуется по причине давления на бумагу грифеля. При сдавливании углубления в нижней пластине выдают определенные символы. Печать записи производится справа налево, по той причине, что воспроизводимый текст будет расположен на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2 и 3 располагается с правой стороны, а с цифрами 4, 5 и 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка имеет шесть клавиш, которые соответствуют шести точкам в ячейке.

В печатной машинке для перевода строки имеется ручка вала, а также «пробел» и «возврат назад». На клавиши, с помощью которых формируется знак, следует нажимать одновременно. Таким образом, при каждом надавливании печатается буква. По правой и левой стороне от «пробела» расположены по три клавиши.

Как же осуществляются нажатия? Указательным пальцем левой руки надавливают на клавишу, расположенную слева от «пробела». Это точка 1. Средним пальцем этой же руки нажимают на центральную клавишу, которая следует за клавишей, соответствующей точке 1. Так осуществляют начертание точки 2. Безымянным пальцем нажимают на последнюю клавишу, которая соответствует точке 3.

Пальцами правой руки нажимают на клавиши, расположенные с противоположной стороны. Рядом с пробелом находится клавиша, которая соответствует точке 4. За ней находится клавиша, соответствующая точке 5. На нее рекомендуется нажимать средним пальцем. Точке 6 соответствует последняя клавиша, на которую нажимают безымянным пальцем. При начертании следует задействовать обе руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Текст, напечатанный на машинке, можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Для того чтобы освоить систему Брайля, необходимо приложить определенные усилия. Но это не пустое занятие. Проявив усердие, можно достичь хороших результатов. Главное -стремиться к поставленной цели.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация