В чем суть произведения багульник. Юрий яковлев - багульник

Главная / Суд

Рассказ «Багульник» Юрия Яковлева впервые издан в 1972 году. Это была эпоха развитого социализма в нашей стране. Управлял нашим государством в то время Леонид Ильич Брежнев. Обстановка в СССР была стабильная. Все люди работали, а ученики посещали школы. Ученики тогда большую часть времени они были предоставлены сами себе. Школьники самостоятельно гуляли и учили уроки.

Главным героем рассказа является советский школьник Костя. В те годы в школах ценилось чувство коллективизма. Дети обязаны были вступать в пионерскую организацию и делать все сообща. Одним из главных действующих лиц является и молодая учительница – Женечка. Именно она заинтересовалась поведением Кости и узнала о его добрых делах, которые он держал в тайне.

Мальчик Костя имел скрытный характер. Про таких людей говорят, себе на уме. Его называли молчальником. У него не было близких друзей в классе. Костю недолюбливали в классе. Не жаловала школьника своим вниманием и классная руководительница. Но один поступок заставил учительницу взглянуть на мальчика совсем другими глазами.

Костя принес в школу нераспустившиеся веточки растения и поставил их в воду. Одноклассникам этот поступок Кости показался странным и даже смешным. Один из школьников даже попытался подмести прутиками пол. Но вскоре букет зацвел красивыми, розовыми цветочками. Веточки превратились в чудесный, ароматный букет.

Про Костю одноклассники рассказывали, что он часто гуляет с какими-то собаками разных пород.

Любопытная молодая классная руководительница решила провести собственное расследование жизни мальчика.

Однажды она пошла за ним после школы. Мальчик ненадолго зашел к себе домой. Потом же стали твориться странные дела. Костя позвонил в квартиру, в которой жил пенсионер. Он поговорил с ним. У старого человека была собака, но пенсионер уже не в силах был гулять с ней. Костя вышел из квартиры с ярко-рыжим сеттером. Тот послушно пошел гулять по улице с мальчуганом. Выгуляв собаку, мальчик вернул ее хозяину и пошел дальше.

Следующая собака, породы боксер, по кличке Атилла, находилась на балконе двухэтажного дома. Мальчик подтащил к балкону лестницу. Собака спустилась вниз. Костя покормил пса. А затем, они пошли на прогулку. Атилла все время поджимала одну больную лапу. Собака преданно смотрела на своего друга. Дворничиха, укоризненно, сказала, что хозяева пса уехали отдыхать. Костя поднял собаку обратно и убрал лестницу. Когда он уходил Атилла смотрела ему вслед грустными глазами. Учительнице почему-то захотелось остаться с этой собакой.

Затем мальчик побежал к своему другу, прикованному к постели, из-за тяжелой болезни. У приятеля была такса по кличке Лапоть. Женечка, как следопыт, следила за мальчиком, слушала его разговоры. Больной пожаловался, что его мать хочет отдать Лаптя. У нее не хватает времени гулять с собакой утром. Тогда Костя предложил взять на себя и эту обязанность. Он только немного пожаловался, что в школе тянет на тройки и все время хочется спать. Выгуляв Лаптя, он благополучно вернул его хозяину и направился дальше, на берег моря.

Там жила большая собака, у которой погиб хозяин. Но она все равно продолжала ждать его. Мальчик накормил собаку. Наконец-то он заметил свою учительницу. Костя сказал ей, что собаки продолжают ждать своего хозяина, даже если тот погиб.

Сделав все свои дела, мальчик бежал домой. Он отчищал одежду от собачьей шерсти и садился учить уроки. Когда приходили родители, то они заставали своего сына за домашними заданиями. О его помощи собакам и их хозяевам они ничего не знали.

На следующий день Женечка рассказала о добрых делах Кости своим ученикам. Она попросила их относится к нему уважительно и терпимо. Ведь мальчик так много делает добра.

Это произведение учит нас любить животных и быть внимательнее к окружающим нас людям. А также оно напоминает нам, что надо быть добрыми и сострадательными к нуждающимся в помощи животным и людям. Больше всего привлекает внимание в этом рассказе, то что автор сравнил Костю с веточками растения багульник. С виду незаметный мальчик имеет очень красивую душу.

Обновлено: 2018-08-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Урок внеклассного чтения в 5классе.

Тема урока «В детях стараюсь разглядеть…»

(По рассказу Ю.Яковлева «Багульник»).

Цель : открыть для учащихся имя писателя Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.

Задачи :

Образовательная : показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный », «личность».

Развивающая : учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать тест от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.

Воспитательная : воспитывать любовь к людям, животным, помочь ученикам увидеть в человеке личность, а не внешность.

Наглядность :

компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу, цветочки из бумаги для ребят, веточки в стеклянной банке.

«…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

(Ю.Яковлев «Багульник»)

Лексическая работа :

Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому - нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2 . Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, не огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. ---«…Мой дом -мои книги,- писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, на этот раз застал в моем доме своих старых добрых знакомых….Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку….Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями. Писатель Ю.Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом - в книгу. Вперед….

Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я - у вас понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…..

Главными героями рассказа являются дети, и сам Ю. Яковлев так сказал: « В детях стараюсь разглядеть…. (завтрашнего взрослого человека… .» (ТЕМА УРОКА)

Наша задача последить, как удается писателю это сделать.

1 БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание ) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.

Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу года в ноябре 1940 в обороне, участвовал в обороне Москвы, был ранен.Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.

Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.

Основные темы произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие . Викторина по сообщению.

БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ « БАГУЛЬНИК».

Учитель . Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Кто является главным героем рассказа. (Правильно, мальчик Коста ) Какое о нем у вас сложилось впечатление: (как вел себя на уроках). Понравилось ли вам его поведение? Докажите примерами из текста .

(Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При этом энергично тряс головой- разгонял сон- и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал).

Учитель . Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке.

Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю.

Учитель. Кем считали Косту в классе (Молчальником)

Учитель. Объясните лексическое значение слова. Работа со словарем . (Слайд)

Молчальник - нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Учитель . Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников

(Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение).

Работа со словарем. Лексическое значение слова разражение .

Раздражение - нервное состояние, недовольство и злость. (Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами .

Учитель . Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник.

Индивидуальное задание. Чтение наизусть отрывка (« Он принес в класс пучок тонких прутиков…….

Багульник!- буркнул он и пошел прочь.)

Учитель . Как отнеслись к этому поступку ребята . Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.

Учитель. Что же говорили ребята? (можно сценку- полилог).

1 Ученик:

у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.(слайд)

2Ученик : Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!(слайд)

3 Ученик :(рассмеявшись) : Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! (слайд)

4Ученик :Он держит трех собак! Правду говорю!

1ученик: А сет тер.

2 ученик : А боксер.

3 ученик: А такса.

Автор : Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, Кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел.

Физминутка.

Учитель. А как относилась к нашему герою учительница .( Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста -интересный человек).

Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила.

Задание. Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока…….(запись звонка). Что делает Коста . (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью.)

Учитель . Чем для Косты является звонок ? (Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления)

Куда он мчится? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь ).

Задание.1 группа.Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы) Анализ пересказа учащимися.

Задание 2 группа. Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с бсксером.»

Задание 3 группа.Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик». (Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.)

Учитель .Что вас больше всего поразило в эпизоде Встреча с четвертой собакой. Учитель.Как собаки относятся к мальчику ? они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все ч еловеку, они преданы ему).

Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). Позиция автора. Автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на своё поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия, а его сердце стало чутким и отзывчивым к чужой беде.

Учитель. Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).

Учитель. Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?(Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)

Учитель. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?(Может быть, собак, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)

Учитель .Вспомним других героев рассказа. Учительница. Задание. Найдите в тексте слова, характеризующие учительницу, её портрет: « Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. На улице её никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго ещё не затихает стук подковок…»

Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети её любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка).

Инсценировка окончания рассказа:

Автор : На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул.Сперва никто не замечал, что он спит.Потом кто-то захихикал.

Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших….Им надо помогать.

Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора.

Учитель. С какими героями ещё вы встретились в данном рассказе? (Одноклассники)

Учитель. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? (Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие- неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобно Костиной. Ясно одно: им нужна помощь Женечки

Вывод: В отличие от одноклассников,- Коста - личность.

Лексическое значение слова. Работа со словарем

Слайд. Личность- человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

Смысл названия рассказа.

Учитель. Ребята, как называется наш рассказ? («Багульник »). Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение « Багульник» , а не « Коста?» (Косту можно сравнить С багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка « шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

Тема. Идея, Жанр.

Учитель. Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? (Основную мысль).

Учитель. Назовите жанр произведения. (рассказ) Какую задачу ставил перед собой автор . (Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)

Учитель . Дети должны понять, что в окружающей нас действительности не все спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «НЕТ» БОЛИ, УНИЖЕНИЯМ, СТРАДАНИЯМ.

Работа с темой урока .

Тема урока: « В детях стараюсь разглядеть… ». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы.

Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте ? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети, и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Учитель. А какого завтрашнего человека видите вы в себе. Коллективная творческая работа . Напишите это на цветочках багульника, что есть у вас на столе и прикрепите цветы к веточкам (звучит музыка)

Учитель. Вот и наши веточки багульника расцвели!

Что полезного вы взяли для себя и что можете посоветовать взрослым?

Вывод. Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «… Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве. И пусть тебя не удивит, что и эта книга в какой-то степени обо мне самом. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь! »

Учитель . В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева?

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Домашнее задание. Смотри слайд

Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…»

Спасибо за урок!


В приведенной ниже статье изложено краткое содержание "Багульника" Яковлева. Советский писатель, сценарист, журналист Юрий Яковлевич Яковлев всю свою жизнь посвятил созданию произведений для детей всех возрастов и очень гордился этим своим призванием. Им, в частности, был написан сценарий для знаменитого мультфильма про белого медвежонка Умку.

А рассказ, о котором мы хотим поведать, был опубликован в 1972 году.

Странный мальчик

Эта история увидена и рассказана одним из ее главных героев - молодой учительницей Евгенией Ивановной, которую за глаза все звали Женечкой. У нее в классе учился странный мальчик. Да и имя у него странное - Коста.

Мальчик, по мнению учительницы, вел себя безобразно.

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь. При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон, и смотрел на доску, а через несколько минут снова зевал.

Для любого учителя это зевание и было бы особенно оскорбительным - разве захочет спать ученик на интересном уроке? То есть Евгении Ивановне казалось, что зевает Коста от скуки. И это ее раздражало.

Но, кроме того, мальчик был неразговорчив и причины своей сонливости не объяснял. А однажды ранней весной он принес пучок каких-то прутиков и поставил в воду, в стеклянную банку. Нашлись желающие подмести пол этим импровизированным веником, но Коста отнял и снова поставил в воду.

Вскоре веточки зацвели. За окном еще не весь стаял снег, а на подоконнике:

Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой.

Оказалось, что это был багульник. Он испускал аромат - тонкий и таинственный. Коста ненадолго стал в классе волшебником.

И Женечка стала присматриваться к мальчику. Странно, но едва успевал прозвенеть звонок с последнего урока, как Коста вскакивал с места и первым покидал класс. Хватал пальто в гардеробе и на ходу, ловя руками рукава, бежал из школы. Куда ж он так спешил?

Упомянем в кратком содержании "Багульника" Яковлева, что одноклассники болтали про Косту разное. Одни говорили, что видели, как он гулял с рыжим сеттером. Другие утверждали, что у него мощный боксер тигрового окраса. Третьи видели черно-коричневую малявку на кривых ногах - таксу. Получается, что у Косты было три собаки.

А его родители ни о каких псах и слыхом не слыхивали. Вернувшись с работы, они заставали сына за столом, бубнящего глаголы или решающего задачи. Им и в голову не могло прийти, что он сам вернулся только что и едва успел отчистить брюки от собачьей шерсти.

Женечкина погоня

Как развивались события, важно и для краткого содержания "Багульника" Яковлева. Куда срывался Коста? Куда так торопился? Этот вопрос тревожил молодую учительницу. И однажды она не выдержала и проследила за ним. Шла на расстоянии, стараясь не стучать каблучками.

Коста заскочил домой на пять минут лишь для того, чтобы бросить портфель и наскоро проглотить часть холодного обеда. Оставшееся он взял с собой. А потом выбежал из дома и нырнул в соседний переулок. Вошел в подъезд дома и позвонил в дверь. Женечка слышала, как лаяла и скреблась с той стороны собака, пока дверь не открыли.

Артюша

Веселый огненно-рыжий сеттер и Коста выбежали во двор, едва не сбив с ног учительницу. Впрочем, они даже не обратили на нее внимание. Пес был счастлив:

Он кружился по двору, припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Косту в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

А хозяином Артюши, упомянем об этом в кратком содержании "Багульника" Яковлева, оказался человек с одной ногой и костылем. Вернувшись, Коста сказал ему "до завтра" и ушел.

Атилла

До следующего дома они - мальчик и Женечка следом, прошагали квартала три. На балконе двухэтажного дома стоял боксер тигрового окраса и ждал Косту. Мальчик подтащил от сарая к балкону лестницу, и по ней Атилла (так звали собаку) спустился на землю.

Коста вынул из карманов остатки обеда, завернутые в газету, покормил пса. А тот был голоден,

Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.

Женечка слышала, как вслед им дворничиха произнесла с неодобрением о хозяевах пса:

Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду!

Лапоть

В одном из соседних домов жил парнишка. Он болел и был прикован к постели. Это у него обитала та самая такса - третья собака, с которой дружил и гулял Коста. Женя услышала, как больной мальчик сказал, что его мать собирается продать собаку, потому что некому гулять с ней по утрам. Подумав, Коста обещал забегать утром, но очень рано, до школы.

А потом они пошли с таксой по имени Лапоть гулять. А Женечка незаметно последовала за ними.

Отгуляв и с этим псом, Коста двинулся к морю. Женечка с трудом поспевала за ним: идти было трудно - перешагивая корявые сосновые корни, она сломала каблук.

Сенбернар у моря

На песчаных берегах сушились сети, лежали перевернутые лодки. Здесь, вглядываясь в морскую даль, словно ждала кого-то, стояла собака. У нее была большая голова, печальные глаза, тяжелые лапы и царственная львиная походка.

Коста уговаривал ее поесть - предлагал остатки обеда, принесенные из дома. Собака равнодушно жевала. Она понимала: ей надо выжить, чтобы дождаться хозяина. Потом она немного погуляла с мальчиком, и снова, усевшись у перевернутой лодки, принялась ждать. А Коста говорил ей:

Ты хороший... Ты верный... Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское... Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.

Заметив учительницу, мальчик не удивился. Он объяснил:

Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.

И они вместе - учительница и мальчик, вернулись в город. Коста очень торопился. Ему надо было вернуться домой до прихода родителей и привести себя в порядок. И как ни в чем не бывало сесть за уроки. Дальше ему предстояло чтение глав из учебников и приготовление домашних заданий. Сидеть приходилось допоздна. Все бы ничего, но на другой день очень хотелось спать.

Коста торопился, но он помог Женечке с ее сломанным каблуком, прибив его - так, как умел.

А на другой день, не выдержав, Коста все-таки заснул на последнем уроке. Кто-то засмеялся. Но учительница строго сказала:

Вы знаете, почему он уснул? ... Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.

А когда прозвенел звонок, она разбудила его, и, мальчик, верный своему обещанию, тут же побежал к своим четвероногим друзьям.

Вот так заканчивается эта история. Мы привели краткое содержание рассказа "Багульник" Юрия Яковлева.

Главные герои

Кто такая Женечка? Это Евгения Ивановна - молодая учительница в классе, где учится Коста. Благодаря ее любопытству мы и узнаем историю Косты. Вот ее портрет:

Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Судя по сюжету, она любопытна, неугомонна. Добросовестна, неравнодушна и упряма. Поскольку не только обижается на то, что мальчик спит на уроках, но и решает проследить за ним. И проходит весь ежедневный маршрут Косты до конца. Женечка умеет сочувствовать:

Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника.

А вот про внешность мальчика автор нам ничего не сообщает. Это неважно. Так непрезентабельные, невидные, никчемные, казалось бы, прутики, которые вдруг зацвели, стали волшебными, преобразились. Вот таким стал и Коста. И уже неважно, каким он был. Перестало иметь значение, что он с трудом переползал с тройки на тройку, засыпал на уроках и был молчальником. Главное - он умел дружить.

Вот все, что можно поведать в кратком содержании о главных героях "Багульника" Яковлева.

Идея произведения такова: не зависит от формы носа и разреза глаз человеческая доброта, милосердие и верность. И раскрывается она порой неожиданно - так же, как красота зацветающего багульника.

Кроме того, мальчик помогал не столько собакам, сколько людям, их хозяевам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Это был краткий пересказ "Багульника" Юрия Яковлева.

Цели урока:

- услышать нравственное звучание рассказа;

Создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Багульник”;

Воспитывать любовь к людям, животным.

Оборудование: портрет писателя, полка с книгами, тексты рассказа “Багульник”, иллюстрации (багульник, изображение собак), шумовые записи (школьный звонок, шум морского побережья).

Лексическая работа.

Молчальник – нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

…он менялся в её глазах, как веточка багульника.

Ю. Яковлев “Багульник”

Ход урока

1. Поэтическая 5-минутка.

Е. Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Ребята, что общего между стихотворением Е. Евтушенко и рассказом Ю. Яковлева?

2. Работа по теме урока

1) Слово учителя.

Эхо детства слышится во многих произведениях Ю. Яковлева. Вот только некоторые из них: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”.

Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Багульник”, поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…

Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.

2) Сообщение темы урока.

3) Осмысление рассказа “Багульник”.

Вы помните: героем рассказа “Багульник” является мальчик Коста. Он для вас новый человек, но думаю, о нём у вас сложилось определённое впечатление.

Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. (Текст: неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.)

Кем считали Косту в классе? (Молчальником.)

Объясните смысл этого определения (Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.)

Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (У учителей он вызывал раздражение.)

Записываем слово в тетрадь. Объясним его значение, уточним в толковом словаре.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость: сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.

(Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)

Но однажды одноклассники забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он “волшебник”, а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Что произошло в классе? (Обращаемся к тексту.)

(Текст. Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду.)

И вот чудо: веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)

Почему герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек.)

Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему? Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. (Запись школьного звонка.) (Найти в тексте. Вот Коста вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью. Звонок последнего урока для него – сигнальная ракета. Она зовёт Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления.)

Куда он мчится? (К людям и собакам, которым нужна его помощь.)

Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями. (Сообщение ребят.)

1 ученик. “Коста нырнул в кривой переулок…Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр”.

2 ученик. “Теперь пришлось бежать три квартала…Он молча пошевелил обрубком хвоста”.

Запись шума морского побережья. Чтение отрывка наизусть. (“Но вот Лапоть отгулял…Она ждала”.)

Сравните собак. (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой; они верят человеку; они преданы ему.)

А каковы хозяева? (Есть любящие, ответственные. Есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы. “Люди ведь!” - с сожалением и горечью говорит о них дворничиха.)

Посмотрим, каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами. (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе; выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами.)

Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нём. (Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный (Объяснить лексическое значение слова, записать в тетрадь), наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце преданного друга.)

Подумайте, почему Коста так лёгок в общении с собаками и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадёжно…)

Поговорим о людях – героях рассказа. Поговорим о них подробнее.

Учительница. Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; таких учителей дети любят и между собой называют Женечкой , т. е. ласково, как близкого и родного человека. Хороший и интересный педагог эта Женечка.)

Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? (Одноклассники изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как повели бы они себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки.)

Коста. Он бывает разным. Но это его лицо. В минуты “волшебства”, общения с четвероногими друзьями и их хозяевами лицо мальчика прекрасно, он уверен в необходимости доброго дела.

Коста – личность (Лексическая работа. Записать в тетрадь: Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.) А мы уже видели: в том, что надо быть добрым, нужным людям, Косту убеждать не приходится.

3. Итог урока.

О чём рассказ Ю. Яковлева “Багульник”? (Рассказ о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек.)

Почему же писатель назвал произведение “Багульник”? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно.)

Текст. “Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником . Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника”. (Эпиграф к уроку.)

4. Оценки за урок.

5. Домашнее задание.

Сочинение-размышление “Встречаются ли в наше время люди, похожие на Косту?”

Об авторе.

« У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Ю.Я.Яковлев

Ю.Я.Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. В его произведениях интересные сюжеты, но очень значимо то, что они имеют большое воспитательное значение. Читая рассказы, дети стремятся стать лучше, чище, порядочнее, походить на любимых своих героев. Поэтому так любят ребята читать рассказы Ю.Яковлева, а ещё смотреть мультфильмы по его произведениям. Например, про Умку. Помните?

«Багульник». Краткое содержание рассказа.

  • Героя -Косту- одноклассники не воспринимали серьёзно. Вечно он сидел и зевал на уроках, будто его ничто не интересует. Всегда молчал, не любят молчунов ни дети, ни учителя.
  • Однажды он принёс в класс веточки, поставил их в банку с водой. Все подсмеивались над ним, даже пытались подмести пол этим веником. А он ухаживал за веточками. И вдруг однажды они зацвели — распустился багульник. На улице снег, холод, а здесь — весна. « Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник».
  • А ещё он очень любил собак. Ребята часто видели, как он гуляет то с одной, то с другой, с третьей. Откуда они у него? Он бежал к ним, как только заканчивались уроки: « Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления» .
  • Оказывается, Коста помогал пожилым людям гулять с их собаками, подкармливал их и делал это с огромной радостью. А однажды он просто спас собаку¸ которую хозяева оставили одну в квартире, а сами уехали. Коста по лестнице пробирался до балкона и кормил собаку. «Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности».
  • А ещё он помогал гулять с таксой — собакой мальчика, прикованного к постели.
  • Обо всём этом узнала молодая учительница — Евгения Ивановна, которая однажды решила посмотреть, куда так быстро убегает после уроков Коста.
  • Вечером Коста вышел на берег моря. Здесь ждала своего хозяина, давно погибшего, собака. Исхудалая, она всматривалась вдаль. Коста погладил её, дал поесть. « Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря».
  • На другой день Коста снова заснул на последнем уроке. Ведь он так мало спит, помогая собакам и людям. Учительница рассказало об этом детям. И они уже больше не смялись над Костой, а тихо сидели вокруг него. А потом Коста проснулся, «вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью».

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Доброта»

Что такое доброта?

Можно ли воспитать в человеке такое качество, как доброта?

Почему именно доброта — основа нравственности человека?

Какое нравственное качество вы цените больше всего? На данный вопрос многие отвечают, что доброту. Да, именно доброта — основа порядочности, внимательности ко всему живому, отзывчивости, милосердия. Добрый человек не способен на жестокость,он всегда поможет тем, кто так нуждается в поддержке.

Именно таким показан герой рассказа « Багульник» — Коста. У него нет в классе друзей, все даже над ним подсмеиваются. А оказывается, он такой добрый. Всё свободное от школьных занятий время он посвящает помощи тем,кто нуждается: гуляет с собаками пожилых людей, даже прикованного к постели мальчика. А ещё он поддерживает и помогает псу, который живёт в старой лодке (этот домик для него тоже сделал Коста) и ждёт хозяина, который уже никогда не вернётся.

Всё это Коста делает с радостью, он живёт этим, это суть его характера: помогать нуждающимся.

Не случайно, когда ребята узнали об этом, они другими глазами взглянули на него. Читатель уверен, что все они тоже начнут делать добрые дела — ведь так много вокруг людей, которым нужна помощь.

Как веточка багульника, расцветая, озаряет всё вокруг красотой, так и доброта способна на чудеса. Она заразительна. Окружающим тоже хочется делать добрые поступки.

Человек не рождается добрым или злым. Таким он становится. Поэтому доброту нужно воспитывать с детства. Такие произведения, как «Багульник» Ю.Яковлева — настоящий учебник жизни для подростков и юношества. Не случайно автор писал, что его книги помогают ребятам жить, становиться добрее друг к другу.

Тема: «Нравственные качества человека»

Какого человека называют высоконравственным?

Какие качества личности позволяют судить о человеке, как о порядочном, нравственном человеке?

Можно ли понять человека по его внешности, не видя его поступков, действий.

Обманчивость внешнего, поверхностного восприятия человека.

Как часто о человеке мы судим по его внешности, незначительным ежедневным действиям, не пытаясь понять, какова у него душа, чем он дышит, живёт, что в мире для него является важным.

Так и одноклассники Косты видели в нём лишь слабого ученика, который не готовился к урокам, отставал по всем предметам, был пассивен, а иногда даже засыпал на последнем уроке. Сколько смеха – то было! И никто не пытался понять, а каков он, их одноклассник.

Но однажды Коста всех удивил: он поместил в банку веточки багульника. А потом багульник вдруг расцвёл. Это было такое чудо! Ребята даже подумали, что Коста- настоящий волшебник. Оказывается, как он любит природу, как восхищается нежностью распустившейся веточки!

А скольким людям он помогает, как заботится о собаках, не зная усталости. Куда девается его пассивность! Он активен, радостен, ведь занимается любимым делом. Понимаешь, как прекрасна его душа, как много добра излучает она.

Человек прекрасен своими делами, поступками. И не всегда он пытается что-то доказать людям, как он хорош. Он просто тихо делает своё любимое дело, и надо уметь понять душу этого человека, чтобы почувствовать, как она прекрасна.

Нравственность- это поведение человека по законам морали, добра, порядочности, справедливости. Нужно учиться видеть красоту человека, как сделали это одноклассники Косты, поняв, что это человек, достойный уважения.

Тема: «Взаимоотношения людей»

Как должны строиться отношения между людьми?

Почему так важно уметь отличать порядочного и доброго человека от безразличного и даже жестокого?

Какие нравственные принципы должны быть в основе человеческих взаимоотношений?

Человек живёт среди людей, именно в обществе он становится личностью. Как важно, чтобы именно в детстве были положены основы нравственности, те ценности, которым потом человек будет следовать всю жизнь.

Жизненный урок преподал Коста своим одноклассникам, даже не желая этого. Своей любовью к природе,к собакам- братьям нашим меньшим, своей добротой и отзывчивостью по отношению к беспомощным людям и собакам он снискал уважение товарищей. Как хорошо, что они смогли понять это, что их учительница Евгения Ивановна помогла им увидеть, как прекрасен Коста. Он,словно куст багульника, сначала такой неприметный, но прошло время, и все увидели, что душа и поступки его- прекрасны, как прекрасен куст цветущего багульника. И отношение к Косте совершенно изменилось — от насмешливости до восхищения и уважения.

Отношения между людьми должны строиться на основе уважения, сопереживания. Надо уметь видеть в каждом то лучшее, что часто скрывается от первого взгляда. Понимать людей, ценить их- этому учит автор рассказа.

Тема: «Настоящий учитель»

Каким должен быть настоящий учитель?

Какова роль школьного учителя в воспитании детей, в формировании в них нравственных качеств?

Сколько учителей было и есть в жизни людей! Наверное, каждый хранит в своей душе тёплые воспоминания о своих школьных учителях, которые не только давали знания, но и учили жизни.

Ещё очень молода Евгения Ивановна- учительница из рассказа Ю.Яковлева. Но читатель понимает, это настоящий учитель. Именно она помогла ребятам понять, каков Коста, сама сделала всё, чтобы выяснить причину вечного «отсутствия» мальчика на уроке, когда он думает, кажется, совсем не об уроках. Да и устаёт он почему-то, даже засыпает на уроке. Что с ним происходит? Она выяснила, что он помогает людям и животным. В её глазах Коста просто вырос — он прекрасен. «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».

Настоящий учитель способен понять ученика, увидеть в каждом то хорошее, что делает его настоящей личностью. Он учит понимать других, тем законам нравственности, которые создавались народом веками: жить, помогая другим, милосердно относиться к окружающим, природе и животным, оценивать человека по его делам, а не словам.

Как прекрасно, когда есть такие учителя, как Евгения Ивановна!

Тема: «Формирование личности ребёнка»

Каковы пути формирования личности ребёнка?

Какова роль взрослых в воспитании детей, особенно школьных учителей?

Что должно примером в жизни для ребёнка, как должен учиться жить по законам нравственности?

Воспитание личности — одна из наиважнейших задач в семье, школе, в обществе в целом. С детства ребёнка учат поступать «хорошо, а не плохо», прививая навыки нравственного поведения.

Большая роль в этом – деятельность школьного учителя, его уроки доброты, которые он проводит ежедневно, ежечасно — на уроках, во внеурочное время, беседуя с детьми, как это делает Евгения Ивановна.

Порой и сами дети могут преподносить, сами того не желая, уроки доброты и порядочности. Милосердия и отзывчивости, как это сделал Коста — просто своим поведением, своим желанием помочь тем, кому эта помощь нужна.

Ребёнка учит буквально всё: небольшая веточка вдруг расцветшего багульника может совершить настоящее чудо: дети становятся вдруг добрее, порядочнее.

Каждое слово, поступок, даже жест взрослого — всё воспитывает ребёнка. Близость к природе, возможность ухаживать за растениями, животными — всё это делает их добрее.

Рассказ Ю.Яковлева « Багульник»- настоящий учебник жизни для детей. И если,прочитав его, они становятся лучше, то значит автор выполнил свою задачу- написал произведение, которое помогает подросткам жить. Он говорил: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация