Теория всего. Теория всего Статья 25.1 кодекса об административных правонарушениях

Главная / Суд

Новая редакция Ст. 25.1 КоАП РФ

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарий к Статье 25.1 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Это - участники производства. Конкретные формы выражения их процессуальной право- и дееспособности различны, что определяется той процессуальной ролью, которая отводится каждому из них.

В одних случаях совершаемые ими действия служат юридическими фактами, влекущими за собой возникновение административно-процессуальных отношений, в других они вступают в такого рода отношения в силу определенных обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальными нормами и т.д. Главное в общей характеристике этих лиц заключается в том, что каждый из них (видовой их набор достаточно разнообразен) является стороной возникшего административно-процессуального отношения. Обобщенно - это стороны возникающего в результате совершения административного правонарушения процессуального отношения, предметом которого является рассмотрение и разрешение в установленном законом порядке индивидуального административно-юрисдикционного дела.

Число участников производства значительно (11), что свидетельствует о его состязательном характере и о стремлении законодателя создать необходимые условия для установления по делу объективной истины.

Конечно, ведущая роль принадлежит судье, органу, должностному лицу, на которых возложена главная процессуальная обязанность - рассмотрение и разрешение дела по существу. Именно они принимают решение по делу, а также обеспечивают процессуальные гарантии участников производства.

Новеллой является включение в состав участников производства прокурора.

2. Как правило, дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием такого лица или его законного представителя (в отношении юридического лица). Предусмотрена возможность рассмотрения дела в их отсутствие. Например, если от них поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или же такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом необходимо иметь данные о том, что лицо было надлежаще извещено о дате и месте рассмотрения его дела. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство. В таком случае возможен привод физического лица (о юридическом лице в этом плане ничего не сказано). Следует считать, что производство без участия лица, в отношении которого ведется производство, является исключением из общего правила.

При рассмотрении дела, влекущего в качестве административного наказания административный арест или административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, обязательно. Особые условия предусмотрены для несовершеннолетних, в отношении которых ведется производство. Если обсуждение обстоятельств дела может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения этих обстоятельств.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть дополнена с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.


Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года — см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 25.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 данной статьи подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо (см. комментарии к ст. 2.3 — 2.6, 2.10).

В ч. 1 комментируемой статьи определены права лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.

КоАП предусмотрены различные процессуальные действия, совершаемые при возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.1 — 28.9) или подготовке к рассмотрению указанного дела (ст. 29.1), а также при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.2 — 29.13).

Применительно к ч. 1 комментируемой статьи о понятии ходатайства см. комментарий к ст. 24.4. Право заявления ходатайств не предусмотрено для свидетеля, за исключением случаев опроса потерпевшего в качестве свидетеля (см. ч. 4 ст. 25.2, ст. 25.6 КоАП), понятого (см. ст. 25.7 КоАП), специалиста (см. ст.

25.8 КоАП), переводчика (см. ст. 25.10 КоАП), остальные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены указанным правом.

О лицах, правомочных заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику, см. п. 1 комментария к ст. 25.13, о статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается отсутствие физического лица, законных представителей юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится производство по указанному делу, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при подготовке к рассмотрению данного дела. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 24.2 КоАП.

Применительно к ч. 3 комментируемой статьи об административных правонарушениях, влекущих административный арест и административное выдворение, см. соответственно п. 1 комментария к ст. 32.8, п. 1 комментария к ст. 32.9.

О статусе несовершеннолетнего см. п. 1, 2 комментария к ст. 2.3.

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 143-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

КоАП РФ 2018 для водителей

Статья 12.1
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

Статья 12.2
Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Статья 12.3
Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

Статья 12.4
Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид»

Статья 12.5
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

Статья 12.6
Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

Статья 12.7
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Статья 12.8
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Статья 12.9
Превышение установленной скорости движения

Статья 12.10
Нарушение правил движения через железнодорожные пути

Статья 12.11
Нарушение правил движения по автомагистрали

Статья 12.12
Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

Статья 12.13
Нарушение правил проезда перекрестков

Статья 12.14
Нарушение правил маневрирования

Статья 12.15
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Статья 12.16
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Статья 12.17
Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Статья 12.18
Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Статья 12.19
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

Статья 12.20
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Статья 12.21
Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

Статья 12.21.1
Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

Статья 12.21.2
Нарушение правил перевозки опасных грузов

Статья 12.21.3
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Статья 12.22
Нарушение правил учебной езды

Статья 12.23
Нарушение правил перевозки людей

Статья 12.24
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.25
Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

Статья 12.26
Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Статья 12.27
Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Статья 12.28
Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

Статья 12.29
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Статья 12.30
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.31
Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

Статья 12.31.1
Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Статья 12.32
Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

Статья 12.32.1
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

Статья 12.33
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.34
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.35
Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Статья 12.36
Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

Статья 12.36.1
Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства

Статья 12.37
Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 8.23
Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Статья 11.23
Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

Статья 11.26
Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

Статья 11.27
Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

Статья 11.29
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения

Статья 19.22
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок

Статья 20.25
Уклонение от исполнения административного наказания

Статья 25.7
Понятой

Статья 27.13
Задержание транспортного средства

Статья 264.1
УК РФ — Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Главная - Дополнение ПДД - КоАП РФ

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим не установлено иное.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Ст. 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарий к ст. 25.1 КоАП

1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Судебная практика по статье 25.1 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 11-АД16-29

25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5


Постановление Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 67-АД17-1

25.1 , статьями 25.6 и 25.12


Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2017 N 78-АД17-1

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.


Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2017 N 19-АД16-17

Дело рассмотрено судьей Пятигорского городского суда Ставропольского края в отсутствие Ханашевич Я.В., оснований полагать, что при этом были нарушены положения части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела Ханашевич Я.В. извещалась по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, посредством почтовой связи, конверт вернулся в суд неврученным с отметкой отделения связи об истечении срока хранения (л.д. 46).


Постановление Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 18-АД17-1

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.


Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 5-АД16-249

В силу статей 25.1


Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 5-АД16-251

В силу статей 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правом на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов наделены: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.


Решение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 69-ААД17-1

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.


Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 67-АД17-3

Из приведенных законоположений следует, что законодательство об административных правонарушениях исключает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, заинтересованным в его разрешении. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2013 N 1180-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 25.1 , статьями 25.6 и 25.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".


Постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 72-АД17-2

Также опровергается материалами дела ссылка в жалобе на то, что Еремину В.Д. не были разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации. В протоколе об административном правонарушении имеется подпись Еремина В.Д. о разъяснении ему прав.


Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N 5-АД17-6

В силу статей 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правом на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов наделены: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.


1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4007).

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (в ред. Федерального закона от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3082).

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Статья 25.1 КоАП

Эта статья о правах автолюбителя, предоставленных ему статьёй 25.1 КоАП. Если вы хотите прочитать текст самой статьи, то скачайте КоАП . Вам останется только открыть закон на станице со статьёй 25.1.

При возбуждении и рассмотрении любого дела об административном правонарушении (составление протоколов, вынесение постановления) сотрудник ГИБДД обязан разъяснить автолюбителю его права. Помимо этого, права автолюбителю должны быть разъяснены при любом ограничении его прав (пункт 20 ), даже если протокол или постановление при этом не составляются.

Какие права есть у автолюбителя при общении с сотрудником ГИБДД?

Основные права, которые есть у автомобилиста при общении с сотрудником ГИБДД, перечислены в статье 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Естественно в статье дан далеко не полный перечень прав водителей. Тем не менее, именно статью 25.1 КоАП и (право не свидетельствовать против себя и своих близких) сотрудник ГИБДД обязан разъяснить водителю, в случае предъявления к нему каких-либо претензий в сфере дорожного движения.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД не исполнять вышеуказанную обязанность?

Далеко не все сотрудники ГИБДД исполняют данную обязанность надлежащим образом. Например, права могут быть не разъяснены вовсе; права могут быть разъяснены не в полном объёме; права могут быть не разъяснены, а перечислены формально (без какого-либо разъяснения). К тому же, как было указано ранее в статье 25.1 КоАП РФ содержаться не все права, а лишь их часть. Например, данной статье нет указания на право автолюбителя , УСБ и т.д.

Чтобы не зависеть от добропорядочности сотрудника ДПС автолюбитель должен взять инициативу в свои руки. Речь о том, что каждый автолюбитель, который хочет чувствовать себя защищенным при разговоре с сотрудником ГИБДД, должен заранее (ещё до встречи с инспектором) изучить те права, которые у него есть при общении с дорожной полицией. В таком случае необходимость в разъяснении прав со стороны сотрудника ГИБДД, по сути, отпадает (но не снимает с него данной обязанности).

Естественно начать изучение своих прав нужно с пресловутой статьи 25.1 КоАП. Из текста данной статьи водитель узнает, что у него есть право: представлять доказательства, давать объяснения, заявлять отводы и ходатайства, пользоваться помощью юриста, знакомиться с материалами дела.

Если некоторые правовые возможности, представленные данной статьёй, будут непонятны автолюбителю или неясно как реализовать данные права при реальном конфликте с сотрудником ДПС, то придётся открыть комментарий к данной статье. На страницах уже неоднократно разъяснялась, как реализовать права, перечисленные в статье 25.1 КоАП, в дорожных условиях.

После изучения КоАП необходимо будет также прочитать статью 51 Конституции Российской Федерации. Право не свидетельствовать против себя при общении с сотрудником ГИБДД по значимости не уступает всем остальным правам вместе взятым. Ведь при составлении протоколов или вынесении постановления ГИБДД любое слово произнесённое автолюбителем всегда будут пытаться толковать против него самого. Для собственного развития также не лишним будет почитать комментарии к данной статье учёных-юристов.

Автолюбитель, который посвятит такому самообразованию хотя бы один вечер, будет чувствовать себя при гораздо более защищенным. Ведь он будет знать свои права, а также реальный механизм их реализации на дороге.

Из судебной практики (не разъяснение 25.1 КоАП):

Р Е Ш Е Н И Е

Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи …

при секретаре …

с участием... Н.С.

…. представившей …

рассмотрев жалобу... на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ... Н.С. привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде <данные изъяты>

Н.С. не согласился с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, обратившись с жалобой, в которой указал:

Ему не разъяснили существо нарушения предусмотренного Правилами дорожного движения, в связи с чем, не смог реализовать свое право на фиксацию замечаний в протоколе;

В протоколе не отражено время употребления им алкогольного напитка;

Сотрудник ГИБДД не ознакомил его с протоколом об административном правонарушении, в связи с чем, не смог зафиксировать в протоколе свои замечания;

Копия протокола об административном правонарушении ему не вручалась;

В судебном заседании ему не разъяснили права предусмотренные Главой 25 КоАП РФ;

При медицинском освидетельствовании не было установлено время употребления им алкоголя;

Протокол о состоянии алкогольного опьянения составлен с участием понятых, которые являлись административно задержанными, что нарушает его права;

При составлении протокола не понимал обстоятельств составления протокола ввиду состояния опьянения;

Транспортным средством управлял без признаков алкогольного опьянения;

Вывод суда об употреблении алкогольных напитков в момент совершения ДТП ошибочный;

При назначении наказания судом не учтено, что он впервые привлекается к административной ответственности, его работа связана с разъездами и управлением транспортным средством

Просит суд постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ.

Заявитель... Н.С. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным доводам, просил отменить постановление мирового судьи <данные изъяты> о привлечении его к административной ответственности и прекратить производство по делу.

Защитник... . поддержала жалобу, полагая, что судебное решение мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято на основании противоречивых доказательств, полагает необходимым его отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно требований п. 8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Пунктом 5 ч.1 ст. 29.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, при рассмотрении дел об административных правонарушениях лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что при рассмотрении дела мировым судьей не выполнены требования п. 5 ч.1 ст. 29.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ...у Н.С., привлекаемому к административной ответственности по <данные изъяты> Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не были разъяснены его права, предусмотренные административным законодательством.

Факт разъяснения прав в административном производстве подтверждается протоколом судебного заседания, либо специальным бланком (подпиской) - в тех случаях, когда протокол судебного заседания не ведется.

Из материалов дела следует, что протокол судебного заседания мировым судьей не велся, отдельный бланк протокола (подписки) разъяснения прав...у Н.С. отсутствует.

Не выполнение мировым судьей положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого судебного разбирательства, повлекло нарушение прав... Н.С. на судебную защиту, предусмотренную ст. 25.1 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Не разъяснение лицу, привлекаемому к административной ответственности, прав предусмотренных ч.1 ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является существенным нарушением порядка привлечения лица к ответственности и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствие с п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления, и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении... Н.С. к административной ответственности по <данные изъяты> Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежит отмене, и, с учетом положений ч.1 ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, направлению на новое судебное рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка <данные изъяты> в отношении... по <данные изъяты> Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно после принятия, но в соответствие с ч.1 ст.30.12 КоАП РФ, может быть обжаловано в порядке надзора в Ивановский областной суд.

Судья …



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация