Система права во франции. История правовой системы франции

Главная / Суд

Французское право, с одной позиции, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы˸

1)романскую , куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2) германскую , включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право . Франция прошла длительную правовую историю, и в базе её современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединои̌ XX в.) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала выработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций. Во-первых, эти кодексы не преследуют цели ʼʼпереосмыслитьʼʼ совокупность норм какой-либо отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в ᴇᴦο традиционном понимании. Во-вторых , по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая ʼʼклассическоеʼʼ распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу ᴇᴦο законодательной деятельности. И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение её актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти˸ ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления . Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Правовая система Франции и ее особенности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовая система Франции и ее особенности" 2015, 2017-2018.

Франция- это, в отличие от США, страна конституционного плюрализма. Каждому значимому этапу в истории ее государственной жизни соответствовала свой конституционный документ.

«Франция- это страна, где наиболее четко утвердилось деление права на публичное и частное, идущее от римского права. Практическое применение этого деления выразилось в дуализме судебных систем, одна из которых - это иерархическая система судов, находящихся под суверенной властью кассационного суда, а другая- судебная система, во главе которой стоит Государственный совет».

С другой стороны, можно утверждать, что Франция- это страна кодексов. Кроме классических, наполеоновских ГК (1804), Уголовного кодекса (1810 г.), Уголовно-процессуального кодекса (1810 г.), Гражданского процессуального (1806) и Торгового кодексов (1807) после 1939 г. были приняты многочисленные узкоотраслевые кодексы: Дорожный кодекс, Жилищный кодекс, Таможенный кодекс, Общий налоговый кодекс, Сельский кодекс, Горный кодекс, Административный кодекс, экологический кодекс, Кодекс городского планирования, Кодекс общественного здоровья, семьи и социального обслуживания, кодекс организации компаний и др.

Особенностью этих консолидированных актов является то, что «они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов». Причем объем и значимость регламентарной составляющей во Франции достаточно велики. Тщательно ограничивая сферу законодательной деятельности парламента и четко подразделяя существующие законы на финансовые законы, программные законы и органические законы, Конституция «представляет никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительно-распорядительными и иными государственными органами».

Прежде всего это ордонансы , т.е. акты принимаемые правительством с разрешения парламента.

Другая разновидность делегированного законодательства правительственные декреты . «Некоторые из них могут быть приняты непосредственно самим правительством, однако после заключения Конституционного Совета,.. Другие же декреты издаются президентом страны без предварительных их обсуждений в правительстве и без каких-либо заключений». Наконец, к нормативным актам относятся постановления, инструкции, циркуляры, уведомления.

В целом следует отметить, что в современной правовой жизни закон потерял свое былое могущество. Наряду с актами исполнительной власти, (о чем сказано выше) другими источниками права являются судебная практика и обычаи. В то же время вопрос о признании доктрины источником права является дискуссионным.

В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону, в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест в качестве источника права принадлежит прецеденту.

Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть странАфрики, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.

Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном примере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы - Франция, от германской - ФРГ.

Правовая система Франции

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и в первые последовавшие за ней годы, в особенности в период правленияНаполеона в качестве первого консула, а затем и императора.

Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее развитие французского законодательства:

  • 1. декларация прав человека и гражданина 1789 года.
  • 2. ряд конституционных актов периода революции и кодификация важнейших отраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года, Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года, уголовно-процессуальный кодекс 1808 года и уголовный кодекс 1810 года.

Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне.Так, например, Декларация прав человека и гражданина считается основной частью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодекса три (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связи с объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими.

В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих, действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в них отводилась «Обычаям Парижа».

Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века, формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции, то по крайней мере на территории её больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера. Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в «Обычаях Парижа».

Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимаютКонституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946 года.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы - акты парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных» законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской манере. Изменения в этих кодексах также вносятся посредством издания соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.

Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.

Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, налоговый, таможенный и др.

Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Это то, что касается романской группы, а теперь перейдём к германской.

Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий "Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще". Кодекс состоит из трех книг: "О лицах"; "Об имуществах и различных видоизменениях собственности"; "О различных способах, которыми приобретается собственность". Первая книга.включает семейное право.

Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, принят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине критикуется такая "дуалистическая" система, поскольку, как считают многие ученые-юристы, торговые отношения - это те же гражданско-правовые отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного наймами это почти полное отсутствие регламентации открывало широкий простор для "хозяйской власти". Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в "трудовой кодекс", но удалось это лишь частично; то, что обычно называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства (например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т.д.). Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов - актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) - государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) - судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в "источник в рамках закона". Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

Сегодня Францию в отличие от России можно в полной мере назвать страной с правовой системой, базирующейся на детерминантах континентально-европейского стиля правового мышления, то есть образа (манеры)

интеллектуальной деятельности в юридической сфере, где доминирует внешний по отношению к социальной среде (как правило, законодательный) способ правообразования, а генезис и институционализация имеют европейский, а не островной характер. Генерация французской правовой системы представленной выше групповой направленности возникла в ХУІІ веке и пришла на смену детерминантам традиционного (обычно-правового) способа правообразования. В пользу этого утверждения говорят исторические факты, подтверждающие появление именно нормативно-правовых регуляторов общественных отношений, прежде всего ордонансов. В этом же столетии в Сорбонне впервые в истории страны открывается кафедра французского права (1679 г.). Окончательное укоренение на французской социальной почве кон-тинентально-европейского стиля правового мышления произошло в конце ХУІІ столетия, когда правовой сепаратизм кутюмов ушел в небытие, уступив место доктрине единства правовой системы Франции. Такому во многом судьбоносному повороту в своей истории Франция обязана, безусловно, политическим событиям 1789 г. Отныне только закон был вправе ограничивать свободу индивида, он же гарантировал равенство граждан в реализации их личных и имущественных прав. Как отмечают французские авторы, вслед за созданием первых кодификационных актов французская юриспруденция впала в настоящую «мистическую зависимость от закона»1. В последующие периоды развития собственной правовой системы Франция в целом не отступала от избранного ранее пути. Вектор ее развития вплоть до современного этапа онтологизации можно назвать эволюционным. Ей не были свойственны те скачкообразные революционные преобразования национального правопорядка, которые потрясали отечественную правовую систему. Однако означает ли тот факт, что, если во Франции укоренился преимущественно внешний по отношению к социуму способ правообра-зования, то французская правовая система испытывала на себе влияние исключительно юридического позитивизма? Положительный ответ на этот вопрос будет достаточно простым, но не совсем правильным и точным. Анализ французской правовой доктрины Х^І-ХХІ ст. позволяет говорить сразу о нескольких диалектически единых направлениях в социальной науке, ставших идеологическим базисом для одноименной правовой системы.

Какова же природа указанных социальных доктрин и в чем проявляется функциональная направленность их преломления? Исторически первой крупной социальной доктриной, оказавшей первостепенное детерминирующее воздействие на формирование континентально-европейского стиля правового мышления во Франции, стала социальная платформа эпохи Просвещения, и прежде всего доктрина «рационалистического естественного права», рассматривающая содержание права с позиции существования естественного права как выражения разумной природы человека. Ярким выразителем идей этого этического направления стал Ш.-Л. Монтескье.

Помимо доктрины «рационалистического естественного права», эпоха Просвещения дала континентально-европейскому стилю правового мышления и другие немаловажные генетические основы. Именно в этот период убедительно проявил себя «юридический мистицизм», то есть социальная доктрина, воспринимающая правовой феномен (в субъективном и объективном значении этого слова) как некую догму, не имеющую под собой рациональных обоснований. Когда Ж.-Ж. Руссо в «Общественном договоре» пишет, что «l homme est né libre», то есть «человек рожден свободным», мы имеем дело с декларацией как раз такого догматического порядка. В данном случае на общем фундаменте юснатурализма французская правовая система получила догму чисто юридического порядка. Именно эта догма, декларирующая неотчуждаемость ряда субъективных прав личности (права на жизнь, на достоинство личности, на свободу и etc.) стала для вершителей Великой французской революции надежной идеологической платформой и руководством к действию. Благодаря ее реализации Франция смогла стать пионером в европейском территориальном пространстве в деле юридического провозглашения и закрепления основ правового статуса «человека свободного». Мы имеем здесь в виду, конечно же, принятие Национальным Учредительным собранием в августе 1789 г. Déclaration des Droits de l"Homme et du Citoyen.

Революционные события 1789 г. оказали решающее влияние не только на развитие французской политической, но и правовой системы. Революционные набаты, по сути, были похоронными маршами традиционному феодальному праву Франции. При этом если первое десятилетие после Великой французской революции прошло под эгидой естественно-правового этического учения (в самых различных его проявлениях), то начало ХІХ в. ознаменовало появление совершенно нового для французской правовой системы идеологического базиса - «юридического фетишизма». Отчасти это этическое направление можно назвать одним из многочисленных вариантов внешней объективации «юридического мистицизма». Но в отличие от аналогичного направления в естественно-правовой школе права (речь о котором шла выше) «юридический фетишизм» начала ХІХ в. во Франции имел совершенно иные генетические корни. Ослепленные политическими событиями конца Х^ІІ в., французские законотворцы искренне уверовали в то, что смогут создать неоспоримые юридические предписания, а создав некий комплекс правовых норм, возвели их в разряд догмы и фетиша. Фетишем в данном случае выступили знаменитые «les cinq codes» (пять кодексов): Code Civile 1804 г., Code de procedure Civile 1806 г., Code de Commerce 1807 г., Code d instruction Criminelle 1808 г., Code Penal 1810 г.

Прямым следствием иституционализации на французской идеологической правовой карте такого этического течения, как «юридический фетишизм», стало появление «экзегетической школы толкования»1 («L École de l exégèse»).

Оценивая представленную выше идеологическую платформу «юридического фетишизма», следует отметить, что ее детерминанты получили дальнейшее развитие во французской правовой системе (вплоть до настоящего времени), эволюционируя в юридический догматизм менее строгого порядка. Однако принципиальная недооценка потенциала диалектического развития правового феномена, его определение как заданного явления вне влияния временных факторов, способного решить все проблемы регламентации общественных отношений настоящего и будущего, изначально поставили под угрозу беспощадной (и вполне оправданной!) критики весь комплекс теоретических конструкций «юридического фетишизма». Именно этот априорный изъян сугубо догматического порядка стал основной причиной появления на идеологической сцене французской правовой системы нового подхода к существу правового феномена. Этим подходом стало социологическое учение о праве2. Его апологетами стали Ф. Жени, Р. Салейль, Э. Ламбер. Эпохальным событием следует считать выход в свет работы Ф. Жени, посвященной проблемам юридической интерпретации, «Méthode d interprétation et source en droit privé positif», в которой не только было представлено социологическое виденье существа правового пространства, что делалось и ранее, но предлагался принципиально новый метод толкования юридических предписаний - «méthode de la libre recherce scintifique» («свободного научного поиска»).

Что же касается современного периода развития континентально-европейского стиля правового мышления во Франции3, то он, на наш взгляд, проходит под эгидой «неотечений» этического порядка. Мы имеем в виду здесь прежде всего неореалистические правовые конструкции и идеологические базисы юридического неофетишизма.

Своеобразие неореализма Франции заключается в том, что, с одной стороны, это течение, впитав в себя конструктивные основы нормативизма Ганса Кельзена, упрочило позиции системообразующей линии континентально-европейского стиля правового мышления, а с другой - явило юридическому миру достаточно своеобразную теорию толкования «Théorie réaliste de l interprétation»4 (TRI). Отправной точкой этой теории следует считать тезис о том, что тексты закона носят неопределенный характер («principe de l indetermination textuelle»), а нормы права - нет («principe de determination normative»)5. Таким образом, в эпоху современного неореализма французская правовая система столкнулась с опасностью, о которой предупреждал Ф. Жени еще в конце ХІХ в., когда критиковал представителей «L École de l exégèse» за открытие дороги к субъективизму судей под маской поиска и утверждения мистической воли законодателя.

Что касается оценки «юридического неофетишизма», институционализировавшегося во Франции с середины ХХ в., то он, на наш взгляд, приобрел прежде всего международно-правовой генезис. Если ранее, в эпоху создания «les cinq codes» национальное право становилось той панацеей, с которой французские юристы связывали решение всех проблем юридической зоны действия, то начиная с середины ХХ в. таким фетишем стало выступать международное гуманитарное право.

Подводя итоги, отметим следующее. Со времени первых шагов французской правовой системы по пути институционализации континентально-европейского стиля правового мышления (ХУІІ в.) эта общественная подсистема испытала на себе влияние таких крупных идеологических детерминант: доктрина «рационалистического естественного права»; «юридический догматизм»; «юридический мистицизм»; социологическое учение о праве; «юридический неофетишизм» наднационального характера действия.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация