Разработка программного обеспечения фз 44. Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция. Закупка ПО в рамках контрактной системы

Главная / Суд
Елена Иванова 29 июля 2016 г. 13:10

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

● поставка товара;

● выполнение работы;

● оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение , прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, - это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

● договор об отчуждении исключительного права - ст. 1234 ГК РФ;

● лицензионный договор - ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

● при подготовке заявки на тендер;

● при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара - дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам - ГАРАНТ.РУ).

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара . Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать - перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии - дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком - предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Уважаемые коллеги!

Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236 .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов ).

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

С 1 января 2016 года действует запрет на допуск программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него, происходящего из иностранных государств.

Запрет на допуск ПО иностранного происхождения установлен постановлением Правительства РФ № 1236 (далее – Постановление № 1236).

Запрет на допуск при закупках устанавливается на:

  • программы для ЭВМ иностранного происхождения;
  • базы данных иностранного происхождения;
  • исключительные права на ПО иностранного происхождения;
  • права использования ПО иностранного происхождения.

Запрет на допуск устанавливается независимо от:

  • вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных;
  • формы реализации ПО и баз данных - на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи. *

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет на допуск при закупке исключительных и неисключительных прав на ПО

Заказчик, при закупке исключительных и неисключительных прав на ПО устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, за исключением случаев, когда запрет на допуск не устанавливается. Такой запрет устанавливается, в том числе и при продлении неисключительных прав на ПО.

Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС России от 3 марта 2016 года по делу № 5-2/25-16.

При планировании и подготовке извещения, документации заказчик определяет, имеется ли в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) ПО российского происхождения, соответствующее тому же классу ПО, что и планируемое к закупке.

Если в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Также не устанавливается запрет, если сведения о ПО такого класса включены в реестр, но по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.

Кроме того, такой запрет не устанавливается, если закупается ПО или права на него:

  • дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
  • сведения о котором или о закупке которого составляют государственную тайну.

Во всех остальных случаях заказчик обязан установить запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

В случае, когда заказчик не устанавливает запрет, он готовит обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения.

Обоснование невозможности соблюдения запрета утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки. Такое обоснование размещается в ЕИС одновременно с размещением извещения.

Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения утвержден Постановлением № 1236.

Ситуация: необходимо ли размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, по контрактам, заключенным в соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Информация по контрактам, заключенным в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не размещается в ЕИС.

Если данный случай относится к исключениям из Постановления № 1236, то заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств и хранить такое обоснование вместе с контрактом и иными документами о такой закупке.

При закупке ПО российского происхождения, заказчик также устанавливает запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, за исключением случаев, когда запрет на допуск не устанавливается.

В таких случаях заказчик подготавливает обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Порядком.

Ситуация: должно ли ПО российского происхождения обязательно содержаться в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Нет, не должно. Требования, о том, что ПО российского происхождения должно обязательно содержаться в едином реестре Постановлением № 1236 не установлено.

Таким образом, запрет на допуск ПО иностранного происхождения установлен постановлением Правительства РФ № 1236 (далее – Постановление № 1236). Постановление № 1236 устанавливает запрет на допуск отдельных видов работ (услуг) , что соответствует ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ может быть установлен запрет на допуск работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Проведя краткий анализ Постановления № 1236, приходим к выводу, что оно не требует от участника электронного аукциона предоставления во второй части заявки каких-либо документов, подтверждающих «непринадлежность» предлагаемого им ПО к ПО иностранного происхождения.

Считаем, что в первой части заявки участнику достаточно указать страну происхождения товара. Но если в документации заказчик установил, что, при подаче заявок участник «дополнительно подтверждает», что предлагаемое им ПО Российского происхождения (например, декларацией), то целесообразно приложить такую декларацию.

После чего, при рассмотрении вторых частей заявок его «предложение» проверяется на предмет соответствия заявленным требованиям в техническом задании.

В контракте рекомендуем прописать, что закупаемое программное обеспечение должно быть российского происхождения и в случае выявления несоответствия такого ПО указанным требованиям, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

«….Вместе с тем, в силу ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П.2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

Согласно п.2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В силу п.6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета размещение в единой информационной системе обоснования невозможности соблюдения запрета в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Указанного обоснования невозможности соблюдения запрета в ЕИС не размещено, что является нарушением ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе….»

Необходимо устанавливать запрет по статье 14

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято , которым установлен на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два . И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС . К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года.

Любое учреждение нуждается в офисной технике (в компьютерах, принтерах и т.д.) и программном обеспечении (ПО) для нее. При этом последнее можно купить как товар, вместе с техникой, на которой оно работает, или как услугу по предоставлению права пользования программой. Отметим, что в настоящее время набирает обороты переход на отечественное офисное ПО. О том, как закупать ПО, на что обратить внимание при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и какие нюансы нужно учесть, расскажем далее.

Запрет на закупку иностранного ПО

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.

Вместе с тем ч. 3 данной нормы Правительству РФ предоставлено право поддержки российских товаропроизводителей путем установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами. В частности, Постановлением от 16.11.2015 № 1236 введен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ из государств – членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое ПО и прав его использования). То есть учреждение образования не вправе закупить ПО, произведенное за рубежом.

К сведению: запрет на ПО из государств – членов ЕАЭС не распространяется. Оно закупается наравне с российским.

Отметим, что перед закупкой ПО заказчику нужно свериться с реестрами российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского ПО) и евразийского ПО. Первый размещается на сайте Минкомсвязи и доступен круглосуточно, второй пока в стадии разработки. Если необходимое для закупки ПО находится хотя бы в одном из данных реестров, заказчик обязан установить запрет по Постановлению № 1236.

Однако наличие реестра российского ПО еще не означает, что заказчики лишены возможности закупать иностранное ПО. Запреты, предусмотренные Постановлением № 1236, не применяются в случае наличия объективных причин (п. 2, 3, 4 данного постановления):

    в реестрах отсутствуют сведения о ПО (нет аналогов), соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

    ПО, сведения о котором включены в реестры и которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не отвечает установленным заказчиком требованиям к ПО, планируемому к закупке;

    закупка ПО производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;

    сведения о ПО или его закупке составляют государственную тайну.

Например, учреждение планирует закупить операционную систему MS Windows XP. В реестре российского ПО (www.reestr.min svyaz.ru) по классу «Операционные системы» зарегистрирован ряд продуктов (RAIDIX, Альт Линукс СПТ, Альт Линукс КДесктоп, ОС РОСА ХРОМ DX и т. д.). То есть в реестре есть российские аналоги. Далее нужно проанализировать эти продукты на предмет соответствия своим потребностям по функциональным, техническим и иным характеристикам. Если все российские операционные системы не подходят, можно закупить операционную систему MS Windows XP, оформив обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО из иностранных государств.

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО

Порядок подготовки такого обоснования утвержден Постановлением № 1236. В частности, оно должно содержать указание:

    на причину невозможности соблюсти запрет (обстоятельство, предусмотренное пп. «а» или пп. «б» п. 2 Постановления № 1236);

    на класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать закупаемое ПО;

    на требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с отражением класса (классов), которому (которым) оно должно соответствовать;

    на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым ПО из реестров не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО, по каждому ПО (с указанием названия программного обеспечения) (только для закупки в случае, предусмотренном пп. «б» п. 2 Постановления № 1236).

Обоснование готовится и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и размещается одновременно с извещением.

Если закупка является гостайной или заказчик работает за рубежом, такое обоснование готовить не нужно.

Как закупить ПО?

Все учреждения образования могут закупать ПО двумя способами – централизованно и в соответствии с общими требованиями Закона о контрактной системе.

Централизованные закупки

Согласно ст. 26 Закона о контрактной системе централизованные закупки являются способом организации закупочной деятельности, при котором выбор исполнителей условий контракта осуществляет не сам заказчик, а уполномоченный государственный орган или учреждение.

От редакции: более подробно о централизации рассказано в консультации Т. Шадриной «Централизованные закупки учреждений образования ».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» (далее – Постановление № 658) федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно:

    Федеральное казначейство (закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям);

    Минкомсвязи (закупит для названных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности).

Обозначенные уполномоченные органы:

    формируют потребности для осуществления централизованных закупок на основе предложений федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности;

    составляют документацию по планированию закупок и вносят в нее изменения;

    составляют закупочную документацию и проводят закупочные процедуры, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключают государственные контракты, контролируют их исполнение;

    анализируют информацию о качестве поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг по установленным соответствующим уполномоченным органом формам и порядку и обеспечивают учет указанной информации;

    ведут журналы учета обращений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных учреждений по вопросам качества поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения:

    своевременно предоставляют и (или) уточняют информацию о потребности в осуществлении централизованных закупок;

    производят передачу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств на осуществление централизованных закупок, в соответствующий уполномоченный орган;

    согласовывают с уполномоченным органом дату и время поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    направляют уполномоченному органу информацию о выявленных недостатках по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг по формам и в порядке, которые определяются уполномоченным органом;

    участвуют совместно с уполномоченным органом в приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

    подтверждают уполномоченному органу поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг и устранение выявленных недостатков по формам и в порядке, которые устанавливаются таким уполномоченным органом.

К сведению: под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр российского ПО, соответствующие дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Централизованно закупят не только программы, но и работы и услуги, связанные с разработкой, модификацией, модернизацией, установкой и настройкой, техподдержкой и обновлением ПО.

Общий порядок закупки ПО

Учреждения образования при осуществлении закупок ПО на основании Закона о контрактной системе должны учитывать следующие особенности:

1. Планирование закупок .

Закупка ПО планируется в общем порядке, путем включения ее в план закупок и план-график закупок. Однако в соответствующей графе плана-графика (27) нужно сделать отметку о применении национального режима.

2. Способ закупки .

Он определяется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Представим в таблице возможные способы.

Способ определения поставщика

Случаи применения

Электронный аукцион

Перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых заказчики должны проводить электронный аукцион, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в этом перечне. Например, учреждение планирует приобрести ПО для поддержки компьютерных программ на сумму 600 тыс. руб. по коду 58.29.14 ОКПД2. Код 58 входит в аукционный перечень, значит, закупка должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона

Открытый конкурс

Закупить ПО можно через конкурс при условии, что сведения о закупке не являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). Также конкурс невозможен, если код предмета закупки входит в аукционный перечень

Запрос котировок

В случае если цена планируемого к приобретению ПО менее 500 тыс. руб., можно провести запрос котировок, даже если оно подпадает под аукционный перечень. В таком случае нужно учитывать ограничения, установленные ч. 2 ст. 72 , ч. 2 ст. 81 Закона о контрактной системе : годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Закупка у единственного поставщика

Провести закупку ПО таким способом вправе любой заказчик при условии, что сумма закупки не более 100 тыс. руб. (нужно учитывать ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Образовательные учреждения могут купить ПО у единственного поставщика и на сумму до 400 тыс. руб. (в год таких закупок не должно быть более чем на 20 млн руб. и не больше 50 % совокупного годового объема закупок (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Образовательные организации – инновационные площадки могут закупать у единственного поставщика – правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести:
– при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей – обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
– при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений)

3. Описание объекта закупки .

При формировании объекта закупки нужно учитывать наличие технологической и функциональной связи между товарами и услугами. Ведь не секрет, что ПО заказчики довольно часто закупают вместе с компьютерами и иными устройствами.

Минфин в Письме от 19.09.2017 № 24-06-06/60727 высказал мнение, что возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его обслуживанию, поскольку названные товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности – программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.АС ПО в Постановлении от 09.04.2015 № Ф06-22212/2013 по делу № А65-18409/2014 отметил, что компьютерную технику можно закупать вместе с установленным на ней программным обеспечением, поскольку наличие такого программного обеспечения технологически связано с поставкой техники ввиду того, что использование компьютерной техники без необходимого программного обеспечения нецелесо­образно.

Между тем АС ВВО в Постановлении от 14.08.2017 № Ф01-3262/2017 по делу № А38-10848/2016 подчеркнул: если предметом закупки является поставка компьютерной техники, включать в нее услуги по передаче прав на программное обеспечение неправомерно. Программное обеспечение и компьютеры с периферийным оборудованием имеют разные коды ОКПД2.

Поскольку позиции контрольных органов и судов расходятся, учитывайте совместимость ПО и техники, и тогда штрафа за нарушение при описании объекта закупки, возможно, удастся избежать.

Отметим, что довольно часто учреждения объявляют закупку на продление лицензии на конкретное ПО, которое уже установлено у них. В таком случае заказчик вправе закупить конкретное иностранное ПО, однако он все-таки обязан обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО.

4. Иные нюансы .

Пару слов скажем о начальной (максимальной) цене контракта. Специальных требований для определения НМЦК при закупке ПО Закон о контрактной системе не содержит. Соответственно, рекомендуем использовать приоритетный метод определения НМЦК согласно ст. 22 Закона о контрактной системе – метод сопоставимых рыночных цен.

Сведения о закупке ПО размещаются по общим правилам в зависимости от выбранного способа закупки. При этом если учреждение устанавливает запрет на допуск иностранного ПО, то он должен быть зафиксирован как в извещении об осуществлении закупки, так и в документации о закупке. Если же запрета нет, одновременно с извещением размещается соответствующее обоснование (например, нет российского аналога).

Соответственно, если запрет на допуск иностранного ПО установлен, учреждение образования должно отклонять все заявки, в которых предлагаемое ПО не включено в реестры российского ПО или евразийского ПО.

В остальном никаких нюансов и особенностей нет.

Подводя итог, напомним, что Постановлением № 658 продлен переход на использование отечественного офисного ПО для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, закупая ПО, сверяйтесь с реестрами ПО и устанавливайте запреты по Постановлению № 1236 на допуск иностранного ПО. Если запреты не могут быть установлены в силу объективных причин, обоснуйте такую невозможность и разместите это обоснование вместе с извещением об осуществлении закупки.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация