Пристав отказывает в возбуждении исполнительного производства. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Главная / Суд

И последний, опять же, в 3-х дневный срок принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Далее, статья 31 Федерального закона регламентирует дальнейшие действия пристава в случае отказа в возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав исполнитель в трехдневный срок, если считать со дня поступления к нему документов, либо выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, либо постановление о возбуждении производства. И вот по каким причинам пристав может отказать в возбуждении производства. Рассмотрим все варианты. Причины отказа в возбуждении исполнительного производства Причина № 1. Исполнительный документ есть, но он предъявлен без заявления взыскателя, либо взыскатель в этом документе не расписался.

Что это значит? Распределение деятельности основано на районировании. Например, районный суд обслуживает Ленинский район города, существует подразделение приставов, обслуживающее ту же территорию.


И, если исполнительный лист выдан ленинским судом, его исполнение ложится на отдел ФССП того же района. Исключение составляют сводные производства, объединяющие несколько дел.
В этом случае группа приставов не ограничена пределами одного района. Однако решение о передачи производства группе принимается руководством.
Истечение срока На исполнение решения, получившего законную силу, дается 3 года. Имеются и другие случаи, в частности, по алиментам, по возмещению ущерба жизни и здоровью, где длительность исполнения дольше.
Если время упущено, взыскатель обращается в суд с просьбой восстановить его.

Статья 99. отказ в возбуждении исполнительного производства

Закона об исполнительном производстве); — замены штрафа за преступление другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (п. 2 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); — смерти должника-осужденного или объявления его умершим по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); 7) предъявление судебного акта, акта другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ не вступившего в законную силу, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению; 8) предъявление исполнительного документа, который не подлежит исполнению в соответствии с законодательством.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Внимание

Отказ в возбуждении исполнительного производства – действие судебного пристава, свидетельствующее об отсутствии оснований принимать к производству исполнительные документы. Ниже описан перечень оснований для отказа и другие связанные с этим нюансы.


Особенности производства Исполнительное производство – это продолжение судебного процесса, в основном гражданского, хотя закон затрагивает исполнение решений арбитражных судов, а также судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административных исков и актов других органов. Действия пристава регулируются законом, подзаконными актами и методическими рекомендациями.

Периодически вопросы его деятельности затрагиваются ППВС и обзорами практики. Полномочия по отказу Отказ в возбуждении исполнительного производства – это действие, урегулированное законом.

Пристав не вправе совершать его на свое усмотрение.

Статья 31. отказ в возбуждении исполнительного производства

Закона об исполнительном производстве, судом или судебным приставом-исполнителем, а также в случае отмены приговора в части назначения штрафа за преступление (ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); 6) предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по которому было окончено ввиду: — фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве); — фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве); — выплаты штрафа за преступление в полном объеме (п. 1 ч. 15 ст.

В чем причина? Как Вы помните, исполнительные действия проводятся по месту жительства должника либо по последнему известному месту жительства. Так что, внимательно читайте исполнительный документ, который Вам выдал суд, и при обнаружении ошибок и опечаток, которые встречаются достаточно часто, сразу же требуйте их исправления, как говорится, не отходя от кассы. Причина № 3. Истечение срока для предъявления исполнительного документа, в том случае, если этот срок не был восстановлен в судебном порядке. Тут, я думаю, Вам понятно. О восстановлении сроков я подробно писал вот в этой статье.
Причина № 4. Поданный документ, по сути, не является исполнительным документом либо не ответствует требованиям, которые предъявляются к исполнительным документам. Тоже достаточно популярная причина.

Механизм обжалования отказа в возбуждении исполнительного производства

Важно

Все движения по делу, так или иначе, описаны в законе. Перечень оснований отказа является исчерпывающим, другое дело, что они не собраны в одной статье.


Когда возможен отказ в возбуждении исполнительного производства, указывается в ст. 31 закона. Основания можно поделить условно на две группы:
  • первая – это формальные и устранимые нарушения;
  • вторая – обстоятельства в принципе исключают производство по делу.

В нашей стране более 50% исполнительного производства связано с взысканием денежных средств. Поэтому хочу рассмотреть случай из моей практики о неверном толковании норм права в сфере дебиторской задолженности. Ко мне обратился генеральный директор ООО «Х» с такой проблемой: по решению суда с организации «У» было взыскано 2 миллиона рублей, решение суда вступило в законную силу, на руки получен исполнительный лист и ранее предъявлен к исполнению. Но тем временем организация «У» была признана банкротом и исключена из реестра.
Пристав-исполнитель вынес отказ в возбуждении исполнительного производства на основании п.2.5 ст. 31 229-ФЗ. Но при этом не было учтено, что имеются солидарные должники. Таким образом, взыскатель вправе потребовать исполнения обязательств от любого из них, пока не будет погашена образовавшаяся в данном случае дебиторская задолженность.

Судебный пристав исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства если

И снова здравствуйте! Исполнительное производство - это достаточно сложный процесс, который регулируется не менее сложным Федеральным Законом, который, в свою очередь, мы разбираем в этом разделе. Сегодня я расскажу об отказе в возбуждении исполнительного производства:

  • когда это происходит;
  • по каким причинам;
  • и каковы последствия для для взыскателя и должника.

Итак, мы остановились на подаче заявления о возбуждении исполнительного производства. Если Вы помните, я писал: сначала взыскатель подает заявление о возбуждении производства вместе с исполнительным документом в службу судебных приставов, в течении трех рабочих дней канцелярия службы передает эти документы непосредственно судебному приставу.

Пристав отказывает в возбуждении исполнительного производства

Как возбудить исполнительное производство? Исполнительное производство – это принудительное исполнение судебного решения, которое регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) Об исполнительном производстве (далее 229-ФЗ) и Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации.Возбуждается исполнительное производство в течение трех дней по заявлению держателя исполнительного листа либо в течение суток при немедленном исполнении. Подводя итог 2016 года, я отмечаю небывалый рост отказов приставов-исполнителей.

Причины могут быть различны, исчерпывающий перечень приведен в п.1 ст.31 229-ФЗ. Причем основания отказа можно условно поделить на две категории: когда взыскатель может самостоятельно исправить недостатки (п.1-4, п.7 ст.31 229-ФЗ) и повторно обратиться с заявлением к судебному приставу и основания, по которым требование не подлежит исполнению.

Часто приставы возвращают исполнительный лист по той причине, что работники суда, при заполнении документа, допустили технические ошибки и описки. Причина № 5. Исполнительный документ уже ранее принимался службой судебных приставов для исполнения, однако, производство по нему было прекращено. Причина № 6. Исполнительный документ также ранее поддавался в службу судебных приставов, но исполнительное производство по нему было окончено. Причина № 7. Судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, не вступил в законную силу. Здесь есть исключения: это судебные акты, которые подлежат немедленному исполнению. Я говорил о них в предыдущих статьях. Причина № 8. Исполнительный документ не подлежит исполнению именно Федеральной службы судебных приставов, возможно каким-то другим государственным органом. Причина № 9.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - действие судебного пристава, свидетельствующее об отсутствии оснований принимать к производству исполнительные документы. Ниже описан перечень оснований для отказа и другие связанные с этим нюансы.

Особенности производства

Исполнительное производство - это продолжение судебного процесса, в основном гражданского, хотя закон затрагивает исполнение решений арбитражных судов, а также судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административных исков и актов других органов.

Действия пристава регулируются законом, подзаконными актами и методическими рекомендациями. Периодически вопросы его деятельности затрагиваются ППВС и обзорами практики.

Полномочия по отказу

Отказ в возбуждении исполнительного производства - это действие, урегулированное законом. Пристав не вправе совершать его на свое усмотрение. Все движения по делу, так или иначе, описаны в законе. Перечень оснований отказа является исчерпывающим, другое дело, что они не собраны в одной статье.

Когда возможен отказ в возбуждении исполнительного производства, указывается в ст. 31 закона. Основания можно поделить условно на две группы:

  • первая - это формальные и устранимые нарушения;
  • вторая - обстоятельства в принципе исключают производство по делу.

Перечень оснований отказа

Заявитель имеет право на открытие дела, если:

  • исполнительный документ поступил без заявления или на заявлении нет подписи обратившегося лица;
  • заявление подано не в то управление (нарушен принцип территориальности);
  • пропущен срок предъявления исполнительного документа;
  • исполнительный документ не соответствует требованиям законодательства;
  • по тому же исполнительному документу уже велось производство, и оно было прекращено;
  • не вступил в силу документ, на основании которого выдан исполнительный лист;
  • суд отсрочил или предписал исполнить решение путем рассрочки;
  • исполнительный документ обязывает выдать незаконно перемещенного ребенка через границу, но ребенок достиг возраста, при котором исполнение исключается, например, 18-летнего. Международное соглашение может предусматривать и иную возрастную планку.

Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства шире, и статья 31 прямо отсылает на иные положения закона.

Недостатки заявления

Инициатором исполнительного производства служит взыскатель, написавший заявление. Его форма или образец предоставляются или на сайте, или в отделении службы.

Обычно граждане забывают расписаться или лицо, представляющее интересы взыскателя, забывает приложить копию доверенности. Иные недостатки - отсутствие номера счета в банке, на который делаются переводы денежных средств, сведений о взыскателе и должнике, их месте жительства и т.д. Как ни странно, но написание заявления вызывает трудности у граждан.

Принцип территориальной работы

Отказ пристава в возбуждении исполнительного производства возможен из-за обращения не в то подразделение. Что это значит? Распределение деятельности основано на районировании. Например, районный суд обслуживает Ленинский район города, существует подразделение приставов, обслуживающее ту же территорию. И, если исполнительный лист выдан ленинским судом, его исполнение ложится на отдел ФССП того же района.

Исключение составляют сводные производства, объединяющие несколько дел. В этом случае группа приставов не ограничена пределами одного района. Однако решение о передачи производства группе принимается руководством.

Истечение срока

На исполнение решения, получившего законную силу, дается 3 года. Имеются и другие случаи, в частности, по алиментам, по возмещению ущерба жизни и здоровью, где длительность исполнения дольше.

Если время упущено, взыскатель обращается в суд с просьбой восстановить его. В заявлении доказывается уважительность причин пропуска, факт того, что заявитель не мог обратиться в ФССП по объективным причинам, от него не зависящим.

Этот вопрос решается исключительно на уровне суда, и здесь отказ судебного пристава в возбуждении исполнительного производства более чем обоснован.

Исполнительный документ не соответствует закону

Ст. 13 закона об ИП указывает требования к содержанию исполнительного документа. Например, какие сведения указываются о судебном решении, постановлении о розыске ребенка.

Дополнительные требования касаются сотрудничества с другими странами в области исполнительного производства согласно международным договорам, в частности, Минской и Кишиневской Конвенции между странами СНГ.

Если, например, нет подписи или печати должностных лиц и органа, которые должны присутствовать на документе, пристав отказывает в открытии.

Тоже касается нотариальных документов и других бумаг, подлежащих исполнению.

Производство было уже ранее прекращено

Иногда производство закрывают за давностью, если у должника нет имущества или доходов, которые бы служили источником погашения долга. Пристав вправе закрыть дело за невозможностью взыскания.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусматриваются еще целым рядом статей, например, в случае смерти должника, либо отмены акта, на основании которого производилось взыскание (ст.ст. 43, ст. 103 и т.д.).

Отсрочка, рассрочка и отсутствие законной силы

Суд может вынести по заявлению ответчика решение о рассрочке или отсрочке по уважительной причине. В этом случае исполнение откладывается, и принудительное взыскание невозможно.

Может случиться так, что судебный акт еще не вступил в силу, но на него выдан исполнительный лист. Если нет определения суда о немедленном исполнении такого решения, то открытие производства будет незаконным.

Оформление постановления

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.

Перечень сведений в постановлении пристава следующий:

  • название подразделений, адрес офиса;
  • дата принятия решения;
  • должность, фамилия, инициалы пристава;
  • номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
  • разрешаемый вопрос (об открытии производства);
  • ссылка на законодательство;
  • существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
  • порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
  • дата и подпись.

На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.

Порядок обжалования

Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства предусматривается двумя способами:

  • путем подачи жалобы начальнику отдела приставов;
  • путем подачи жалобы в суд в порядке КАС (действие последнего распространяется на все исполнительные производства, несмотря на то, каким органом выдан исполнительный лист, кроме арбитражного суда).

Общий срок обжалования - 10 суток с момента вынесения отказа или с момента, когда о нем стало известно.

Схема жалобы начальнику

Заявление оформляется следующим образом:

  • наименование органа должностного лица (или просто начальнику отдела без указания фамилии и инициалов);
  • сведения о заявителе (адрес проживания);
  • сведения о производстве (номер и предмет производства);
  • описание обстоятельств, доводы ссылки на закон, почему отказ незаконен;
  • просьба (отменить постановление об отказе, его номер дата, кем вынесено);
  • подпись и дата.

Схема жалобы в суд

Последовательность оформления иска:

  • истец - заявитель сведения о нем;
  • ответчик - пристав-исполнитель;
  • должник - третье лицо и сведения о нем;
  • обстоятельства жалобы;
  • доводы о незаконности;
  • просьба отменить постановление и обязать возбудить исполнительное производство;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись и дата.

Число копий документов согласно количеству участников процесса. Судьи часто обязывают оплачивать госпошлину, хотя здесь она не нужна.

Судебная практика по отказам в возбуждении исполнительного производства, показывает формальность действий приставов. Причины, по которым они отказывают, часто надуманны и связаны больше с желанием затянуть начало новых производств, т.к. руководство давит на сотрудников из-за статистических показателей.

Срок обжалования обычно отсчитывается с момента, когда стало известно о принятии решения, фактически со времени получения документа. Чтобы не столкнуться с преградами, юристы, страхуясь, просят восстановить срок подачи жалобы, ссылаясь на задержки из-за плохой работы почты.

Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа - отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 - 23 Закона об

исполнительном производстве;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.

2 ч. 1 ст. 47 Закона);

Выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 - 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация