Парижский клуб (The Paris Club) - это. Международные клубы кредиторов Парижский клуб кредиторов представляет собой

Главная / Суд

Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому для преодоления долгового кризиса были выработаны механизмы многостороннего урегулирования внешнего долга.

Парижский клуб – это неформальная организация промышленно развитых стран мира, где обсуждаются проблемы по урегулированию, отсрочке платежей по государственному долгу стран. Парижский клуб объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Основная задача Парижского клуба заключается в том, чтобы восстановить платежеспособность должника, смягчив долговое бремя, помочь ему частично расплатиться с кредиторами.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

s наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;

s обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

s равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Эти программы основываются на монетаристких концепциях и предусматривают такие меры как борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, снятие ограничений на приток иностранного капитала, девальвация национальной валюты и т.д. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Как правило, долги реструктурируются на основе пересмотра условий и графика платежей только на один год, но в порядке исключения может быть применен «глобальный» подход, когда пересмотру подлежит вся сумма накопленного долга.

Бывают и исключения из этого правила. Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Лондонский клуб создан в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность.

Лондонский клубофициально известный как «Консультативный комитет коммерческих банков», объединяет более 600 коммерческих банков. Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Однако, в отличие от Парижского он занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

Урегулирование банковского долга происходит методом секъюритизации долга, т.е. трансформации долга, зафиксированного на банковских счетах, в долг в форме ценных бумаг. При этом банки вынуждены частично списывать долг в различной форме, зато получают в свое распоряжение ликвидные ценные бумаги.

Урегулирование банковского долга, как и официального, происходит, если страна-должник придерживается разработанной для нее программы. Основными методами решения долговых проблем у клуба являются реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

1) Положение об общем доступе . При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов.

2) Положение о равноправии . Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

3) Положение об обязательной подписке . В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

В отношении беднейших стран, основная задолженность которых относится к категории официальной, действуют льготные механизмы, вплоть до списания долга. Многие страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику, используемые при этом меры регулирования включают как прямые, так и косвенные формы регулирования.

Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций. К косвенным мерам относятся: регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты.

Лондонский клуб, как и Парижский клуб, стремится облегчить внешнюю задолженность развивающихся стран. Ни один их этих клубов не является международной компанией. Их состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру обязательства. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть задолженности данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом займе. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых долгов, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией задолженностей коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает займы официальным кредиторам.

Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения займа в Лондонском клубе частные банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей долга, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов частных банков, предоставляющих долги той или иной стране. Хотя в реструктуризации обязательства Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных займов должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы займа, так и процентов. Вместо этого частные банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре обязательства содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения задолженности.

Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения займа, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных займах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим задолженностям. Процесс пересмотра погашения коммерческого задолженности. Реструктуризация займа в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре обязательства.

Самой важной группой кредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этими кредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. Интересы крупных кредиторов не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих долгов. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость мировой финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какова структура мирового денежного рынка?

2) Что представляет собой рынок евровалют и какие функции он осуществляет?

3) Какова характеристика рынка краткосрочных депозитно-ссудных операций?

4) Какие ценные бумаги относятся к купонным инструментам мирового денежного рынка?

5) Какие ценные бумаги относятся к дисконтным инструментам мирового денежного рынка?

6) Почему деривативы мирового денежного рынка в основном привязаны к процентной ставке?

7) Какова структура мирового кредитного рынка?

8) Какие существуют формы международного кредита?

9) С какой целью были созданы Парижский и Лондонский клубы?

10) Какие формы безналичных расчетов используются при организации международных банковских расчетов?

Тесты:

1. К финансовым инструментам мирового денежного рынка относят:

a) денежные и валютные сделки, деривативы

b) купонные и дисконтные ценные бумаги, деривативы

c) процентные и валютные сделки, деривативы

d) дисконтные и валютные сделки, деривативы

e) процентные и дисконтные сделки.

2. Соглашение о покупке финансового инструмента с обязательством продать его на определенную дату в будущем по согласованной цене:

a) соглашение об обратной покупке

b) соглашение о будущей процентной ставке

c) обратное соглашение о процентной ставке

d) обратное соглашение о выкупе

e) соглашение о процентном фьючерсе

3. Какой финансовый инструмент не относится к деривативам мирового денежного рынка?

a) процентный опцион

b) процентный фьючерс

c) процентный своп

d) процентный спот

e) свопцион

4. LIBOR – это ставка:

a) парижского межбанковского рынка депозитов

b) американского межбанковского рынка

c) казахстанского рынка

d) лондонского межбанковского рынка

e) японского межбанковского рынка

5. К инструментам мирового кредитного рынка относят:

a) казначейский вексель

b) фондовый варрант

c) товарный вексель

d) депозитарную расписку

e) депозитный сертификат

6. Тратта – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) именной вексель

d) вексель на предъявителя

e) коммерческая бумага

7. Ценная бумага, свидетельствующая о наличие депозита в банке или другом финансовом институте с фиксированной ставкой и сроком – это:

a) депозит до востребования

b) депозитный сертификат

c) депозитный контракт

d) депозитное соглашение

e) депозитное обязательство

8. Краткосрочный необеспеченный вексель – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) коммерческая бумага

d) именной вексель

e) казначейский вексель

9. Структура мирового кредитного рынка включает:

a) рынок краткосрочных и долгосрочных обязательств

b) рынок долговых ценных бумаг и рынок банковских кредитов

c) денежный рынок и депозитный рынок

d) депозитный рынок и кредитный рынок

e) денежный рынок и кредитный рынок

10. Условное денежное обязательство банка покупателя в пользу банка продавца – это:

b) вексель

c) аккредитив

d) платежное поручение

e) платежная карточка

Литература

1. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

2. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

3. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

5. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

6. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

7. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / К.В.Рудый - Мн.: БГЭУ, 2003 – 123с.

Парижский клуб - основной форум, на котором страны-кредиторы ведут переговоры по долгам официального сектора. Долги официального сектора - это обязательства, которые либо эмитированы, либо застрахованы или гарантированы правительствами стран-кредиторов. Парижский клуб включает 19 постоянных членов: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США , Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Другие страны-кредиторы могут принимать участие в переговорах в случае, если они являются кредиторами стран-должников и заинтересованы в учете их интересов.

Парижский клуб кредиторов не представляет собой формальную организацию. Но у клуба есть секретариат в рамках Казначейства Франции, который возглавляет представитель казначейства.

В ходе переговоров о снижении долговой нагрузки правительств стран-должников члены Парижского клуба, исходя из общих согласованных принципов, все же применяют дифференцированный подход к разработке условий конкретных реструктуризаций. После обращения страны-должника в Парижский клуб с заявлением о необходимости реструктуризации постоянные члены формируют Комитет, который совместно с представителями международных финансовых институтов и региональных банков развития проводит переговоры с правительством страны-должника об условиях реструктуризации. МВФ и МБРР представляют экспертные оценки степени обремененности страны-должника суверенным долгом и перспективам ее социально-экономического развития. В настоящее время наличие согласованной с МВФ программы кондишинелити и выделения кредита «стэнд-бай» выступает обязательным условием начала переговорного процесса в рамках Парижского клуба. Общие данные о деятельности Парижского клуба за время функционирования отражает таблица 1.

Общие итоги функционирования Парижского клуба, 1956-2015 гг.

1. Общее число соглашений о реструктуризации

2. Число стран, заключивших соглашения о реструктуризации

3.Общий объем реструктурированного долга

583 млрд долл.

4. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе «классических условий»

5. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Хьюстонских условий

6. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Неапольских условий

7. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Кельнских условий

Источник: http://www.clubdeparis.org.

При разработке условий реструктуризации суверенного долга Парижский клуб преследует цель стабилизации платежей по обслуживанию долга для страны-должника. В основу переговоров положены общие принципы и детализирующие их правила реструктуризации официального долга стран-должников.

Общие принципы Парижского клуба:

  • 1. Решения Парижского клуба принимаются на основе от случая к случаю;
  • 2. Все решения достигаются при полном консенсусе стран-кредиторов;
  • 3. Переговоры о снижении долга применяются только к странам, действительно нуждающимся в освобождении от долга, предпосылкой начала переговоров выступают программы МВФ по адаптации экономической политики (кон-дишинелити) страны-должника;
  • 4. Требуется солидарность в том смысле, что все кредиторы будут применять согласованные в ходе переговоров условия при заключении двусторонних соглашений со страной должником;
  • 5. Парижский клуб стремится к сопоставимости условий реструктуризации для разных кредиторов, т.е. страна-кредитор не может предоставить стране-должнику более благоприятные условия, чем те, что согласованы членами Парижского клуба.

Детализирующие правила клуба определяют:

  • 1) типы долга: соглашения Парижского клуба охватывают только средне- и долгосрочный долг общественного сектора и кредиты, привлеченные официальным сектором страны-должника до определенной даты «отсечения»;
  • 2) разграничение потока и запаса платежей по обслуживанию и погашению долга; выделение потока платежей позволяет стране-должнику преодолеть временные трудности дефицита платежного баланса, а запаса - помогает оценить, какую долю накопленного страной долга будет охватывать соглашение с Парижским клубом;
  • 3) условия текущих платежей суверенным кредиторам;
  • 4) провизии по долговым свопам, т.е. сделкам по обмену накопленной задолженности на другие активы, такие как иностранная помощь, материальные активы или долг, номинированный в национальной валюте страны-должника.

Достигнутое в ходе переговоров консенсусное решение оформляется как соответствующий протокол («согласованная минутка»), оно носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным соглашением.

Условия Парижского клуба реструктуризаций суверенного долга.

Классические условия - стандартные условия, они доступны для любой страны, столкнувшейся с кризисом суверенного долга. Их конкретные параметры в наименьшей степени детализированы. Величина задолженности, подлежащей реструктуризации, может охватывать до 100% официального долга, хотя в отдельных случаях учитывается задолженность только по запасу долга. Срочность долга может быть продлена до 10 лет, а льготный период - до 5 лет. Процентные ставки по новым условиям устанавливаются на уровне рыночных ставок на момент достижения кредиторами консенсуса.

Хьюстонские условия были разработаны в 1990 г. на встрече Большой семерки в Хьюстоне, штат Техас. Они применяются при выработке условий реструктуризации задолженности официального сектора стран, относимых к группе стран с низкими средними доходами. По новым условиям обслуживания и погашения задолженности обычно предусматриваются более длительный серый период и период погашения по сравнению с классическими условиями.

Неапольские условия (заменили Торонтские и Лондонские условия) были разработаны в 1994 г. на встрече Большой семерки в Неаполе и применяются в отношении группы бедных стран. Страна-должник может рассчитывать на такие условия, если способна получить кредит от Мирового Банка или Международного агентства содействия развитию. Неапольские условия предусматривают более льготные условия реструктуризации для стран-должников. Так, если Лондонские условия допускали списание до 50% от номинала запаса долга, то Неапольские условия - до 67% чистой текущей стоимости долга для стран, у которых среднедушевой размер ВВП менее 500 долл, или уровень долга 350% от доходов от экспорта, и до 50% для остальных стран-должников. Лондонские условия содержали три варианта реструктуризаций:

  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 23 лет по сниженным процентным ставкам без льготного периода;
  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 25 лет по рыночным процентным ставкам с 16-лет-ним льготным периодом;
  • - реструктуризация условий обслуживания долга по кредитам официальной помощи развитию с продлением периода до 30 лет с 20-летним льготным периодом.

Неапольские условия, помимо больших списаний номинала долга, предусматривали также несколько вариантов:

  • ? капитализация процентных платежей (50%) и их погашение в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом;
  • ? общая сумма долга погашается в течение 23 лет с 6-лет-ним льготным периодом и прогрессивной шкалой обесценения;
  • ? реструктуризация долга на 40 лет с 16 или 20-летним льготным периодом при неизменности процентной ставки для кредитов по программам официальной помощи развитию.

Кельнские условия (заменили Лионские) были согласованы в июне 1999 г. Они были разработаны для урегулирования проблемной задолженности стран, которые МВФ и Мировой Банк отнесли в 1996 г. к группе сильно обремененных долгом беднейших стран (Highly Indebted Poor Countries Initiative, HIPC). Если первоначально в 1988 г. при реструктуризации задолженности Мали было списано 33,3% (по торонтским условиям), то данные условия допускают списание до 90% запаса долга.

Эвианский подход. В 2003 г. Парижский клуб объявил о новом, более гибком подходе к разрешению долгового бремени. Вместо использования экономических индикаторов для определения возможности освобождения от долга, данный подход делил потенциальных соискателей снижения суверенного долга на две группы. Первая группа - это страны, подпадающие под Н1РС, а вторая - все остальные. Страны-должники из первой группы могли рассчитывать на возможность реструктуризации суверенного долга по кельнским условиям. До начала переговоров о списании долга страны должны пройти через тщательный анализ социально-экономических условий от МВФ, который оценит степень устойчивости долга, потребности в инвалютной ликвидности, или же страна столкнулась с обеими проблемами. Если эксперты МВФ приходят к выводу, что страна-должник столкнулась с временными проблемами дефицита инвалютной ликвидности, ей в ходе переговоров о реструктуризации долга кредиторы Парижского клуба могут перенести платежи по обслуживанию и погашению задолженности на будущие периоды. Если эксперты МВФ заключают, что долговая динамика страны неустойчива, у нее отсутствуют долгосрочные ресурсы для погашения долговых обязательств, а накопленный объем долга негативно влияет на ее будущую способность платить, страна может рассчитывать на реструктуризацию долга. При этом по официальным кредитам помощи развитию срок может быть установлен до 40 лет при льготном периоде до 18 лет.

В соответствии с Эвианским подходом отсутствуют стандартные условия снижения долгового бремени суверена, при обращении правительства страны в Парижский клуб кредиторы могут предлагать к обсуждению спектр возможных вариантов, как применявших в прошлом, так и новых.

Лондонский клуб кредиторов официально получивший название «Комитет коммерческих банков-советников», является форумом, в рамках которого проводятся переговоры о реструктуризации долга, предоставленного суверенным заемщикам коммерческими банками без гарантий (страхования) своих правительств. В таблице 2 представлено сопостав-

Отличительные особенности работы Парижского и Лондонского клубов кредиторов 1

Лондонский клуб

Парижский клуб

Тип долга

Реструктуризация долга перед коммерческими структурами

Реструктуризация долга перед официальными кредиторами

Начало переговоров

Определяется должником (дата, указанная в заявлении должника о неспособности платить по долгу)

Определяется кредитором (дата, когда страны-кредиторы отказываются предоставить стране-должнику новые кредиты)

Представление интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Комитет банков-советников, образованный из наиболее заинтересованных банков-кредиторов

Интересы кредиторов представляют наиболее влиятельные банки, вне зависимости от их доли в финансировании долга

Возможность пересмотра основной суммы долга и процентов

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб ведет переговоры о пакете мер по реструктуризации долга, банки становятся собственниками новых евробондов

Соглашения предыдущих периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержки должников со стороны

МВФ и других финансовых институтов

Не требуется

Реструктуризация долга сочетается с требованием подписания соглашения о выделении траншей со стороны МВФ и альтернативного кредитования из других

источников

ление отличительных черт функционирования Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Переговоры о реструктуризации в рамках Лондонского клуба основаны на трех основных принципах:

  • 1) недопущение дискриминации любого кредитора;
  • 2) равного подхода ко всем кредитам в зависимости от объема риска каждого банка;
  • 3) обязательности соблюдения условий реструктуризации.

Различия между Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Хотя у обоих клубов общая цель - реструктуризация задолженности стран-должников, в их деятельности есть существенные различия. Лондонский клуб кредиторов разрабатывает и ведет переговоры об условиях реструктуризации суверенной задолженности перед частными кредиторами, а Парижский клуб - перед официальными кредиторами. У Лондонского клуба кредиторов нет постоянных членов или секретариата, а у Парижского клуба есть секретариат и постоянные члены. Урегулирование суверенной задолженности в рамках Парижского клуба опирается на согласованные принципы и правила, Лондонский клуб более свободен в выборе условий реструктуризаций и учете особенностей социально-экономических условий развития конкретных стран-должников.

После обращения страны-должника в Лондонский клуб, из коммерческих банков, на долю которых приходится основная доля задолженности суверена, формируется Комитет банков-советников, как правило, его состав не превышает 15 банков. Комитет уполномочен выражать интересы всех банков-кредиторов в переговорах с официальными представителями данной страны-должника. После достижения консенсуса со страной-должником Комитет обязан получить согласие от банков-кредиторов, на долю которых приходится 90-95% официальной задолженности страны-банкрота, только после этого может быть подписано официальное соглашение. Поскольку у страны-должника может быть более сотни банков-кредиторов или тысячи розничных инвесторов в ее долговые инструменты, то процесс достижения ими согласия может быть продолжительным. По этим причинам переговоры с Комитетом Лондонского клуба носят более длительный характер и сопряжены с большими затратами для страны-должника, чем переговоры о реструктуризации с Парижским клубом кредиторов.

Обычно в объем реструктурируемого долга Лондонским клубом не включаются процентные платежи, в то время как Парижский клуб пересматривает первоначальные условия обслуживания и погашения и основного долга, и процентных платежей. Лондонский клуб кредиторов, в отличие от Парижского, может пересматривать условия обслуживания и погашения долга без получения страной-должником кредитов «стенд-бай» от МВФ. Парижский клуб кредиторов обычно не соглашается на продолжительность периода консолидации долга, превышающую один год, в то время как у Лондонского клуба кредиторов этот период может длиться 2- 3 года. Задолженность официального сектора перед кредиторами Лондонского клуба может пересматриваться несколько раз, а перед кредиторами Парижского клуба - только один раз, за исключением группы наиболее бедных стран-долж-ников.

  • Weiss M. A. The Paris Club and International Debt Relief. - Congressional Research Service, 2013, December 11. - 8 p.

Учитывая тот факт, что Парижский клуб состоит из стран-кредиторов, считающихся лидерами мировой экономики, его влияние намного выше Лондонского. Парижский клуб имеет два основных направления деятельности:

  1. Выдача кредитов развивающимся странам, то есть странам третьего мира.
  2. Реструктуризация задолженности и урегулирование долговых споров между странами-кредиторами и странами-должниками.

Парижский клуб не имеет формального статуса, поэтому в своей деятельности он руководствуется выработанными правилами и принципами. Членство в этом клубе неформальное, поэтому на заседаниях по урегулированию задолженности может участвовать любая страна, имеющая непогашенный межправительственный кредит.

Чтобы получить помощь Парижского клуба в реструктуризации долга стране-должнику необходимо предъявить убедительные доказательства того факта, что без реструктуризации она никак не может более выплачивать долг. Как правило, этими доказательствами являются другие крупные кредиты. Кроме того, на решения Парижского клуба влияют прогнозы МВФ относительно той или иной страны.

Еще Парижский клуб оказывает реальную помощь странам-должникам, проводящим определенную экономическую политику. Помощь в этих макроэкономических преобразованиях оказывается в виде дополнительных ссуд и займов.

Кредиты, полученные от стран-участников Парижского клуба, распределяются равномерно между всеми странами-должниками. То есть для всех стран-кредиторов устанавливается один и тот же льготный период погашения. И если одна из стран-кредиторов пошла на уступки своему должнику, должник имеет право требовать таких же уступок и от остальных своих кредиторов.

Основная идея Парижского клуба - оказание всесторонней помощи беднейшим странам-должникам, совершенно не способным самостоятельно справиться со всеми кредитами. Опираясь на общественное мнение, участники Парижского клуба периодически списывают таким странам часть их долгов. С 1994 года клуб таким образом списывал до 67% от общей суммы задолженности, а в настоящее время - до 80%.

Конечно, такая скидка предоставляется не всем странам. Они должны не только принадлежать к числу беднейших стран планеты, но и проводить позитивные экономические преобразования.

Лондонский клуб

Структура Лондонского клуба состоит из коммерческих банков и различных фондов, оказывающих кредиторские услуги различным странам. Основная деятельность Лондонского клуба - урегулирование вопросов погашения проблемной задолженности стран перед банками. Причем Лондонский клуб занимается только теми долгами, которые не обеспечены гарантиями какого-либо государства.

В своей деятельности Лондонский клуб придерживается следующих принципов:

  1. К каждому должнику обязательно вырабатывается индивидуальный подход.
  2. Пересмотр условий погашения долга должен быть подкреплен доказательствами невозможности должника выполнять свои обязательства.
  3. Потери от реструктуризации чьего-либо долга равномерно распределяются между всеми участниками Лондонского клуба.
  4. Руководство клуба (председатель и секретариат) периодически обновляется.

Так же как и Парижский клуб, Лондонский ставит перед собой цель облегчить долговое бремя бедных стран планеты. Впервые свою деятельность Лондонский клуб начал в 1976 году, облегчив кредитное бремя Заиру.

Особенности Лондонского и Парижского клубов

Несмотря на схожесть в их деятельности, клубы все же сильно отличаются друг от друга. Парижский клуб, объединяющий центральные банки и министерства финансов развитых стран, имеет гораздо большие финансовые возможности. Страны-участники Парижского клуба из соображений политики дают взаймы много и с большим удовольствием.

Члены Лондонского клуба всегда ограничены в деньгах, поэтому кредиты дают крайне осторожно, под большие проценты и комиссии. Их можно понять: частные банки денег не печатают, дают в долг кровно заработанные и в случае невозврата их не защитят ни гарантии, ни страховки.

При рассмотрении вопросов урегулирования проблемной задолженности в Лондонском клубе создается комитет, в который входят представители банков, выдавших 90-95% от суммы всех кредитов должника. В парижском клубе комитет представлен главами центральных банков и министрами финансов независимо от их доли в рассматриваемом долге.

Таким образом, правила и принципы реструктуризации и списания долгов в Парижском клубе всегда одни и те же для всех должников. В Лондонском клубе те же правила и принципы могут существенно различаться в зависимости от страны, в которой проходит совещания и от состава консультационного комитета.

Окончательное решение по долговым вопросам в Лондонском клубе принимается на основе решений консультационного комитета, в Парижском клубе - на основе прогнозов МВФ.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЛУБАМИ КРЕДИТОРОВ: ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ

Введение

1.1. Основные принципы работы Парижского клуба

1.2. Основные принципы работы Лондонского клуба

Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов

2.1. Взаимоотношения России с Парижским клубом кредиторов

2.2. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов

Заключение

Список использованной литературы

парижский лондонский клуб кредитор

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:

Выдача кредитов развивающимся странам

Реструктуризация уже имеющейся задолженности.

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

2. Проведение должником определенной экономической политики.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно нс только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

1. Индивидуальный подход к каждой стране-должнику.

2. Обусловленность пересмотра погашения долга.

3. Равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.

4. Отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур по пересмотру долга.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

·рассмотеть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;

·исследовать историю и преспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Предметом исследования курсовой работы являются международные кредитные отношения. Объект исследования – развитие взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов

1.1 Основные принципы работы Парижского клуба

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы .

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются и вопросы погашения долгов и России как кредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами .

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет .

Хьюстонские условия: До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

Было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

В мире функционируют два важных организации, которые занимаются реструктуризацией внешних долгов стран-должников - это Парижский и Лондонский клуб кредиторов.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставляемые членам клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая клубом практика ограничивает также сумму компромисса страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн долларов, или 10% от общей суммы требований к данной страны-кредитора (в зависимости от того, что больше). Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывает экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны производит соглашение о реструктуризации ЕЕ внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского клуба страны, испытывающих трудности в выплате долгов другим и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название "Парижский клуб" не совсем точное, хотя это - неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное - нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с политикой конфиденциальности, проводимой им: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового состояния того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Однако при более 50 лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемых для просмотра графиков платежей по обеспечению государством экспортных кредитов. В последующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму более 350 млрд долл. Свой вклад вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантирована государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Создан не как орган, постоянно действующий, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, является держателем обязательств по долгам, по которым необходим пересмотр условий погашения. Большую часть ссуд и кредитов развивающихся, а также государств Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе нужно назвать МВФ, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, конечно, саму страну-должника, обращается с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, а их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, поскольку должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым отдельно. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципа равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что от них льготы относительно условий погашения долга не будут использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включая коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Основная специфика их деятельности заключается в завуалированной деятельности, поскольку и клубы, и страны-должники стараются не афишировать свои трудности в финансовой сфере, связанные с выплатой долговых обязательств.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация