Осуществление государственной экспертизы условий труда, ее цели и особенности проведения. Работодателям о государственной экспертизе условий труда Цели государственной экспертизы условий труда

Главная / Суд

Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

– федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  1. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

Процедура проведения специальной оценки условий труда

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

– оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

– оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

– затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Исключение риска привлечения к административной ответственности

Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  1. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

– органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

– работники;

– профессиональные союзы.

Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

– сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

– повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

– предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  1. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал

Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

Если экспертиза проводится по обращению заявителей

Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

Если экспертизу назначает суд

Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

2) при ознакомлении с материалами дела.

Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

  1. Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизы Необходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

Ответ: Нет.

Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

Ответ: Да.

Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

– плата за экспертизу;

– плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  1. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

– установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

– выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

Привлечение к административной ответственности

Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

Ответ: Нет.

Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда прописана в статье 21 Основ и статье 216^ ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке определённом Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профсоюзных органов.

15. Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности прописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.

Что это

Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.

Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.

Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.

Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.

Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.

При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.

Цели проверки:

  • специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
  • при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
  • условия труда работников.

Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.

Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.

Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.

Законодательство

Основные законы:

  • права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;

    Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .

Видео: специальная оценка

Какие задачи решает

Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:

  • обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
  • договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
  • полная занятость, по возможности, трудовых кадров.

Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.

После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.

Варианты на предприятии

Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.

В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

назначение после проведения аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?

Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.

Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.

Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.

Обязанности комиссии:

  • определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
  • проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
  • составление акта экспертизы условий труда;
  • на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.

назначение без проведения

На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.

Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.

Обязанности экспертной комиссии:

  • начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
  • сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
  • выявление класса условий труда по отраслям;
  • составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.

Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.

Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.

Проведение независимой экспертизы условий труда

При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:

  • заявитель;
  • проверяющий;
  • проверяемая организация.

заявители

Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.

Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.

Основания для проведения:

  • постановление органов судебной власти;
  • обращение работников;
  • обращение работодателя;
  • обращение органов исполнительной власти.

Цели заявителей:

  • проведение аттестации рабочих мест;
  • оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
  • фактические условия труда;
  • при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.

кто осуществляет

Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.

Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.

Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.

При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.

На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.

документы

Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.

Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:

  • государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
  • при оценке аттестации рабочих мест:

    1) штатное расписание;
    2) численность работников;
    3) структура подразделения и организации в целом.

    При наличии травматизма:

    1) степень;
    2) количество;
    3) причины.

  • договора с работниками;
  • список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
  • акты о проводимых медосмотрах;
  • расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
  • наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
  • журналы инструктажа;
  • документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
  • документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа

получение заключения

После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).

В него входят выводы по проведенному исследованию.

Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.

Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.

Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.

срок

Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.

Законодательно срок не может превышать 1 месяц .

В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.

кто оплачивает

В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:

  • оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
  • фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
  • проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.

В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.

Центр экспертизы условий труда

Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.

Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.

Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.

Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.

Заключение

Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.

Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .

Комментарий к статье 216.1

1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная оценка в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (ч. 1 ст. 21 Закона об охране труда).

Названные органы решали поставленные перед ними законодательством задачи и тем самым способствовали реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Наряду с этим ст. 216.1 уточнила задачи, подлежащие решению в ходе государственной экспертизы условий труда, определила объекты государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов. Однако в связи с тем, что начиная с 1 января 2007 г. оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда должна производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215 ТК), указанные в ч. 1 комментируемой статьи государственные органы осуществлять государственную экспертизу условий труда этих проектов не вправе.

3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регулируется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

В связи с изменением порядка проведения оценки соответствия проектов строительства и реконструкции промышленных объектов требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215 ТК) данное Положение подлежит применению только в части, касающейся экспертизы иных, помимо названных проектов, документации и материалов по условиям труда, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

4. В соответствии с названным Положением государственной экспертизе условий труда (в т. ч. проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан в письменной форме изложить причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой - остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

" № 6/2017

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом?

Работодателям о государственной экспертизе условий труда.

Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее – Административный регламент). Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом? В статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.

Работодателю целесообразно инициировать проведение госэкспертизы в том случае, если у него есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ.

Напомним, что к расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:

  • расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
  • расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Следует помнить: если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление.

К сведению:

Если в ходе госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом, в частности, когда из-за неправильного проведения СОУТ допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными, они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены.

Если по итогам госэкспертизы понижен класс вредности, работодателю необходимо провести внеплановую СОУТ с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. При этом проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

При снижении или отмене гарантий и компенсаций нужно изменить обязательные условия трудового договора. Это возможно:

  • либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
  • либо по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, вносимых в , между работником и работодателем.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда?

Государственную экспертизу условий труда проводят:

  • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Лица, осуществляющие госэкспертизу, наделены определенными правами и обязанностями.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда

Имеют право:

– в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

– запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

– проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ

– составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

– обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений

Названные органы осуществляют госэкспертизу в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 № 549н (далее – Порядок проведения госэкспертизы).

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления срока проведения экспертизы установлены в абз. 2 п. 18 названного порядка: при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 27 настоящего порядка, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абз. 1 настоящего пункта.

Предоставление Рострудом госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме:

  • на официальном сайте Роструда;
  • в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
  • на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги.

Информация может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений, при личном приеме.

Результатами предоставления государственной услуги по осуществлению госэкспертизы условий труда, которые направляются заявителю в срок не позднее трех рабочих дней с даты их оформления, являются (п. 14, 18 Административного регламента):

  • направление заявителю в соответствии с его заявлением заключения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте (рабочих местах) работодателя;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин ее непредоставления.

Пунктом 15 Административного регламента установлено, что госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом не предусмотрено участие иных организаций в ее предоставлении.

К сведению:

Плата за предоставление госуслуги не взимается (п. 31 Административного регламента).

Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

  • полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
  • контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
  • наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга. Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте;
  • обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
  • сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).

Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):

  • отчет о проведении СОУТ у работодателя;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

К сведению:

Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:

  • либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
  • либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

К сведению:

Заявление, в том числе направленное в электронном виде, регистрируется должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в течение одного рабочего дня со дня его поступления (п. 33 Административного регламента).

При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.

После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.

При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?

Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).

В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):

  • отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
  • непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
  • поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Административные процедуры предоставления госуслуги перечислены в п. 49 Административного регламента.

К сведению:

При подаче заявления через Единый портал госуслуг служба обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния исполнения административных процедур предоставления госуслуги с размещением на портале соответствующей информации.

Итак, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов к должностному лицу, которое:

  • в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку соответствия оформления зарегистрированного заявления и комплектности прилагаемых к нему документов требованиям п. 20 и 21 Административного регламента (п. 52 регламента);
  • по результатам проверки вносит руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы предложение о возможности предоставления государственной услуги или оформляет уведомление о невозможности ее предоставления с указанием причин (п. 53 Административного регламента);
  • при наличии оснований для непредоставления госуслуги в течение двух рабочих дней составляет уведомление и представляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы (п. 54, 56 Административного регламента).

К сведению:

В случае выявления некомплектности документов в уведомлении дополнительно указываются сведения о перечне недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также о сроках их подачи в полном объеме, которые не должны превышать 30 рабочих дней с даты отправления уведомления.

  • подписывает уведомление и направляет его заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа – если отсутствует возможность получения недостающих документов;
  • принимает решение о предоставлении госуслуги – при наличии возможности получения документов посредством запроса. Об этом решении он информирует должностное лицо в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

При неподаче в 30-дневный срок запрашиваемых документов ранее поступившие для предоставления государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю с уведомлением.

После процедуры проверки документов проводится процедура оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. При выполнении указанной административной процедуры должностное лицо анализирует заявление, а также прилагаемые к нему и (или) полученные документы посредством сравнения их положений о составе, порядке предоставления и размерах гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, установленных работнику (работникам), занятым на указанных в заявлении рабочих местах, с аналогичными требованиями ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ в отношении следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

При осуществлении данной административной процедуры рассматриваются только рабочие места, указанные в заявлении. Срок исполнения административной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с даты установления оснований для предоставления госуслуги.

Результатом исполнения процедуры оценки соответствия является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемых работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ, иных законодательных и нормативных правовых актов, действующих у работодателя отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективного договора, локальных нормативных актов работодателя (при наличии).

К сведению:

Не является несоответствием установление повышенных по сравнению с ТК РФ размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

По результатам проведения оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда должностное лицо составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проекте заключения должен содержаться вывод о соответствии (несоответствии) состава, порядка предоставления и размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям трудового законодательства и государственным нормативным требованиям охраны труда.

К сведению:

Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда прилагаемых к заявлению документов в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, требования которого не соблюдены.

Проект заключения:

  • составляется в двух экземплярах;
  • визируется должностным лицом службы;
  • подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы;
  • утверждается руководителем (заместителем руководителя) службы.

Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если заявление поступило в службу с Единого портала госуслуг, заключение, оформленное в электронном виде, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала госуслуг.

К сведению:

Второй экземпляр заключения остается в уполномоченном структурном подразделении службы. Копия заключения направляется работодателю в случае, если работодатель не является заявителем.

Работодатели заинтересованы в проведении госэкспертизы условий труда в том случае, если у них есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ. Бесплатно соответствующая услуга предоставляется Рострудом при направлении соответствующего заявления и комплекта документов. Порядок проверки документов, оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление результатов проведения экспертизы осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н и зарегистрированным в Минюсте 26.04.2017.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация