Неблагонадежные поставщики. Реестр недобросовестных поставщиков. Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков

Главная / Суд

Как и где получить информацию о том, что организация-поставщик не числится в реестрах недобросовестных поставщиков?

Фирма участвует в тендере. Где и как можно получить информацию, не числится ли организация - поставщик в реестре недобросовестных поставщиков и какую информацию в реестре можно получить.

Вопрос: Вопрос об участии в тендерах. Как и где получить информацию о том, что организация-поставщик не числится в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами ЮЛ" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Ответ: участник закупки предоставляет организатору тендера сведения о том, что он не находится в реестре недобросовестных поставщиков , в форме Декларации отсутствия в РНП.

Декларация составляется участником закупки, подписывается его руководителем. Форма декларации может содержаться в конкурсной документации. При ее отсутствии участник закупки может составить ее в свободной форме, на бланке организации -требования к декларации законодательством не установлены.

Например, так:

Приложение к заявке на участие в аукционе

от «___» ____________ 20___ г. №________

ДЕКЛАРАЦИЯ

Настоящей декларацией подтверждаем, что участник электронного аукциона ООО

« » соответствует требованиям об отсутствии о нем информации, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей. В период до 2017 года участник электронного аукциона соответствует требованиям об отсутствии о нем сведений в реестре недобросовестных поставщиков сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ

Директор ООО « » ______________________

Организатор закупки может самостоятельно проверить представленные участником сведения – ввести данные об участнике закупки на сайте http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html , и проверить его отсутствие в реестре.

Обоснование

Когда и как организацию могут включить в реестр недобросовестных поставщиков: основания, процедура

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в РНП информацию о следующих лицах: поставщики, с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке.

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в реестр из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке.

1) поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара;

Это существенное нарушение контракта, оно дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется или по истечении установленного срока не направит ответ, заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в силу, появятся основания включить поставщика в реестр (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

2) поставщики, которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик отказался от его исполнения;

Нарушение будет существенным, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое именно нарушение будет существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение – существенное ().

3) участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он победил:

  • в конкурсе и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • в электронном аукционе и не подписал к установленному сроку проект контракта на электронной площадке и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • в закрытом аукционе и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • в запросе котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • в запросе предложений и не подписал к установленному сроку проект контракта и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
  • при снижении цены контракта на торгах более чем на 25 процентов он не предоставил информацию о добросовестности либо информация оказалась недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • он не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, которые отличаются от условий документации, проекта контракта, заявки на участие;
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, который превышает указанную в документации сумму.

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в реестр (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

Поставщик попал в РНП. С какого момента надо отсчитывать двухлетний период нахождения в реестре, если антимонопольный орган или заказчик неправомерно затянул сроки передачи сведений в него.

Со дня, когда антимонопольный орган должен был включить такую информацию в реестр по закону.

Законодатель установил сроки, в течение которых:

  • заказчик должен довести информацию до сведения антимонопольного органа (от трех до пяти рабочих дней –

    Антимонопольный орган включает в реестр:

    • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
    • наименование, ИНН юридического лица – учредителя недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
    • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
    • идентификационный код закупки;
    • дату проведения закупки – если победитель уклонился от заключения контракта;
    • дату признания закупки несостоявшейся – если единственный участник уклонился или отказался от заключения контракта;
    • дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
    • основания и дату расторжения контракта – если его расторг суд или заказчик отказался от исполнения в одностороннем порядке;
    • дату внесения информации в реестр.
    • 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

В законодательстве отсутствует ключевое определение «реестра недобросовестных поставщиков». В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых в установленном порядке признали недобросовестными. РНП по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба России, руководствуясь Порядком ведения реестра, который утвержден постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников закупок о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если же информация об индивидуальном предпринимателе, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года, по истечении которых информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит .

Основания для внесения в РНП

РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию , которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений являются:

  • уклонение процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение , с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победитель же будет включен в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не представил все экземпляры контракта заказчику;
  • не представил надлежащее ;
  • направил по истечении тринадцати дней после .

Основания для включения уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных муниципальным контрактом).

РНП по 223-ФЗ

РНП по 223-ФЗ также ведут органы Федеральной антимонопольной службы.

Перечень сведений, которые включаются в РНП, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.

Причем в рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в РНП по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Алгоритм проверки

На главной странице сайта ЕИС на выделенной черным цветом панели слева нажимаем кнопку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». В открывшемся ниже списке выбираем «Реестр недобросовестных поставщиков».

В ЕИС размещены и реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, и реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ. По умолчанию выбраны оба варианта. Но можно искать только по одному из них, убрав соответствующую галочку.

Самый быстрый способ узнать, включены ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков — проверить по ИНН, ФАС размещает ИНН в качестве обязательной информации.

Добавляем в строку поиска ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя и запускаем поиск.

Быстрый поиск можно вести и по наименованию контрагента.

Если есть дополнительные данные, можно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».

Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку Найти.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — //rnp.fas.gov.ru/ .

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — //zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru .

Затем в данном разделе нажать по пункту “Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — //www.fas.gov.ru/ .

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей ; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей .

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

РНП по 223-ФЗ также располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующему адресу — //zakupki.gov.ru/223/dishonest/public/supplier-search.html .

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Вот мы с вами и рассмотрели основные вопросы, касающиеся реестра недобросовестных поставщиков, если у вас возникли вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад ответить. Желаю вам удачи и чтобы сведения о вас или о вашей организации никогда не попали в РНП!


Реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральной антимонопольной службой на основании сведений, поступающих от государственных заказчиков. Попадание в такой реестр компании, которая регулярно участвует в государственных закупках, грозит устранением ее с рынка госзаказа и нанесением серьезного урона для ее деловой репутации.

Реестр создан с целью стимулирования компаний-поставщиков к добросовестному исполнению взятых на себя обязательств по контрактам и призван обезопасить государственных заказчиков от неблагонадежных компаний.

Как подтвердить отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Таким образом, любой госзаказчик может без предъявления специальной декларации или справки проверить потенциальных партнеров на предмет соответствия требованиям закупки. Но если заказчик все же требует такой документ, может без особого труда его составить.

При необходимости участник государственной закупки может подтвердить факт отсутствия в реестре данных следующими способами:

  1. Прописать отсутствие данных о поставщике в реестре в составе декларации о соответствии участника требованиям .
  2. Сделать скриншот страницы с запросом о компании с официального сайта РНП и приложить его.

Требования к форме декларации в законодательстве отсутствуют, поэтому формат представления и содержание документа поставщики вправе определять по своему усмотрению. Декларацию стоит составить на фирменном бланке организации и прописать там такие сведения:

  • место и дата оформления документа ;
  • наименование документа: декларация;
  • сведения об адресате (государственном заказчике, разместившем закупку);
  • наименование компании, сведения об учредителях , членах коллегиального исполнительного органа, юрлице;
  • реквизиты (ИНН/КПП), контактные сведения (юридический и фактический адреса), если декларация готовится не на фирменном бланке;
  • указание на то, что сведения о компании и перечисленных лицах отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков по ФЗ-44 ;
  • должность составителя документа (директор или генеральный директор), его ФИО и подпись;
  • печать компании (если такая имеется).

Обычно в составе документации на госзакупку указывается требование о том, что в реестре не должно быть сведений не только о самом поставщике, но и об учредителях, членах исполнительного органа; юридическом лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа. Это надо учесть при формировании декларации. Образец декларации об отсутствии компании в РНП можно скачать по .

Могут ли отклонить участника из-за отсутствия в составе представленной документации декларации? Данный вопрос является спорным. Закон указывает лишь на возможность прописать требование об отсутствии сведений о поставщике в РНП для контракта, но не вправе ограничивать доступ к госзакупкам лицам, не оформившим соответствующую декларацию или справку.

Если организацию отстранили от участия в по той лишь причине, что она не оформила декларацию, при этом упоминание о ней в РНП отсутствует, то поставщик вправе пожаловаться на заказчика. В этой ситуации суд или ФАС с большей долей вероятности примет сторону поставщика, так как заказчик не ограничен в доступе к РНП.

Участники электронных аукционов не должны подтверждать факт отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.

Так, в ч. 5 ст. 66 44-ФЗ приводится исчерпывающий перечень документов, которые требуются при формировании заявки на участие в электронном аукционе. Среди таких документов не указано про подтверждение участниками аукциона своего соответствия ч. 1.1 ст. 31 ФЗ-44. Факт отсутствия сведений о поставщике в реестре проверяют организаторы аукциона.

Исключение из РНП

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков производится:

  • автоматически по истечении положенного срока;
  • в судебном порядке по исковому заявлению поставщика.

В первом случае поставщику не следует предпринимать никаких активных действий.

В общем случае информация о недобросовестном поставщике (подрядчике или ) подлежит исключению из реестра в течение 2 лет после ее внесения. Указанный срок нахождения поставщика в реестре может быть изменен по судебному решению (согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44).

В целях защиты информации из реестра предусмотрено автоматическое исключение сведений из реестра после того, как истек двухлетний срок. При этом о поставщике должна храниться в архиве.

Судебная практика показывает, что попадание в реестр может быть оспорено в исключительных случаях. Для оспаривания внесения сведений в реестр лицо должно быть уверено, что его права были нарушены.

Согласно ч. 11 ст. 104 ФЗ-44 поставщик может оспорить решение ФАС о включении его в реестр только через суд. Для этого ему следует обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков и о необходимости устранить такое нарушение в разумные сроки (убрать информацию из реестра).

В ФЗ-44 отсутствует указание на сроки обжалования решения антимонопольной инстанции. Но поставщику стоит ориентироваться на 3 месяца после того, как ему стало известно о включении сведений о нем в реестр, и успеть подать исковое заявление в эти временные рамки. Именно такие сроки установлены российским АПК для оспаривания ненормативных правовых актов.

При пропуске сроков заявитель также вправе ходатайствовать об их восстановлении, но на это у него должна быть уважительная причина. Например, в судебной практике был случай, когда суд отклонил иск о восстановлении сроков из-за незначительного их пропуска (это не являлось уважительной причиной, по мнению арбитража).

При подготовке искового заявления обязательно нужно указать, какие именно права поставщика были нарушены со ссылкой на законодательство ФЗ-44 и Правила ведения РНП №1062. В частности, речь может идти о неверной интерпретации фактов, неучтенные при вынесении решения обстоятельства, документы.

Одновременно с исковым заявлением поставщику стоит подать ходатайство о применении меры в виде приостановления вынесения решения о включении в реестр. Но это возможно, только если сведения о компании пока не появились в реестре. Если же такая информация уже есть в открытом доступе, то приостановить ее публикацию нельзя.

В качестве обоснования ходатайства нужно прописать, что непринятие данной меры приведет к ограничению прав компании на нормальную хозяйственную деятельность. При нахождении в реестре поставщик не сможет принять в новых закупках, что нанесет существенный вред его экономическому состоянию и деловой репутации.

При удовлетворении ходатайства заявитель вправе рассчитывать на возмещение ему реального ущерба, упущенной выгоды и нематериального вреда.

Приведем несколько примеров, когда внесение в реестр было признано необоснованным, и суд принял решение об исключении данных о поставщике из него. Например, лицо, которое признано уклонившимся от заключения контракта, может быть внесено в реестр. Но победитель торгов должен действовать умышленно и иметь признаки недобросовестного поведения.

Если же компания действовала добросовестно, и в ее действиях отсутствовал умысел по нарушению , то у нее есть шанс на исключение из реестра. Подкрепляют данное заключение выводы Конституционного суда о том, что применяемые к поставщику санкции должны быть соразмерны допущенным им нарушениям.

В судебной практике можно выделить такие примеры, когда суд решил, что поставщика нельзя признать уклонившимся от подписания контракта:

  1. Он просрочил подписание контракта из-за сбоя в работе ЭЦП , но предоставил заказчику все документы в письменной форме.
  2. Он по ошибке не приложил дополнительные документы в составе документации , но отправил их отдельно.
  3. Он просрочил подписание контракта менее чем на 2 часа .
  4. У него не было технического доступа в Интернет и контракт был подписан сразу после устранения сбоя.
  5. Возник технический сбой в программном обеспечении .
  6. Победитель допустил ошибку при расчете размера обеспечения , но потом сам ее исправил.

Для того чтобы доказать свою правоту, поставщику стоит всегда сообщать заказчику о возникших у него проблемах и использовать альтернативные каналы связи. В частности, ему следует сохранять описи вложения, уведомления о вручении, расписки и пр. Эти документы послужат доказательной базой в суде и подтвердят добросовестность поставщика.

Если контракт не был заключен по вине заказчика, то информация о поставщике также не может быть передана в реестр, так как компания не может выступать как уклоняющаяся от подписания контракта.

В случаях когда контракт был расторгнут по судебному решению, для внесения сведений в реестр должны соблюдаться два ключевых условия: основанием для его расторжения должны стать существенные нарушения, допущенные поставщиком, а заказчику требуется соблюсти досудебный порядок урегулирования спорной ситуации. Если есть решение суда о расторжении контракта, вступившее в силу, то это является безоговорочным основанием для попадания поставщика в реестр и оспорить его крайне сложно (практически невозможно).

Поставщик может оспорить решение о включении в реестр, основанное на судебном постановлении, в двух случаях: если судом не был расторгнут контракт, но он был признан недействительным, либо если поставщик докажет свою добросовестность и то, что нарушение контракта стало следствием нарушений, допущенных заказчиком.

В ситуации когда заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, информация о поставщике может быть передана в реестр при соблюдении следующих условий:

  • в контракте была предусмотрена возможность одностороннего отказа ;
  • нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер ;
  • заказчик своевременно уведомил поставщика о намерении расторгнуть контракт и имеет документальные подтверждения такого уведомления.

При несоблюдении одного или нескольких условий поставщик может требовать исключения сведений о себе из реестра.

Также шанс на реабилитацию есть у тех поставщиков, которые докажут свою добросовестность. В частности, что они выполнили свои обязательства по контракту, регулярно предоставляли отчеты о работе, а заказчик при этом нередко нарушал договоренности: не выплачивал , не предоставлял нужные для работы сведения в срок и пр.

В случае расторжения контракта по обоюдному согласию сторон сведения о поставщике не заносятся в реестр.

Основанием для оспаривания решения о включении в реестр может выступать и нарушение процессуальных требований к этой процедуре. Так, ФАС должна рассматривать вопрос о включении компании в реестр только в присутствии представителя поставщика. Т. е. он должен быть должным образом оповещен о предстоящем разбирательстве. Если антимонопольные органы об этом не позаботились, то такое решение может быть отменено.

В некоторых случаях поставщикам удавалось оспорить решение ФАС, даже если она руководствовалась судебным постановлением при внесении данных в реестр.

Если решение суда было вынесено в пользу поставщика, то с соответствующим постановлением он должен обратится в Федеральную антимонопольную службу с требованием об исключении сведений из реестра. Обычно постановление содержит сроки для удаления данных (например, в течение 3 дней после поступления запроса).

Если ФАС будет затягивать сроки, то на нее можно пожаловаться и потребовать компенсации упущенной выгоды и вреда деловой репутации.

Удаление сведений из реестра в дальнейшем не должно создать никаких дополнительных сложностей при работе на рынке государственных закупок.

Таким образом, на сегодняшний день не предусмотрена установленная форма для документального подтверждения отсутствия информации о поставщике в реестре. Для этого поставщик может подготовить декларацию в свободной форме. Подписать документ должен директор компании. При желании любой заказчик может проверить потенциального поставщика с помощью реестра, который находится в открытом доступе без справок. Информация из реестра поставщиков автоматически удаляется через 2 года после ее внесения, либо поставщик имеет возможность ее оспорить в судебном порядке, если он считает свои права нарушенными.

Если победитель закупки откажется от заключения контракта, его признают недобросовестным поставщиком, и ФАС внесет данные о нем в специальный реестр. После этого в течение двух лет заказчики не будут выбирать компанию как исполнителя контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНД) - это перечень компаний, которые уклонились от заключения контракта или контракт с которыми расторгли (по решению суда или по инициативе заказчика в одностороннем порядке). Компания может попасть в такой реестр, если нарушит правила закупок по закону или . Для компании включение в реестр недобросовестных поставщиков означает, что ее не будут выбирать в качестве контрагента в других закупках. Формально этого ограничения нет, но на практике госзаказчик проверяет вероятных контрагентов и отдает предпочтение тем, о ком нет негативных сведений. Многие заказчики прямо указывают в конкурсной документации, что участник закупки не должен значиться в реестре (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, базой недобросовестных поставщиков пользуются частные организации при проверке контрагентов. Если компанию отметят в реестре, это может отрицательно сказаться на всей договорной деятельности.

Недобросовестного поставщика в реестр вносит ФАС

Ведением реестра занимается Федеральная антимонопольная служба РФ. Ведомство вносит в перечень информацию об участниках закупки на основании (утв. ). Реестр ведут в электронном виде, он доступен на сайте Единой информационной системы . Это открытый источник, которым можно бесплатно пользоваться в ходе проверки поставщика. Данные о компании в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ или по 223-ФЗ вносят на два года. По истечении этого периода сведения из реестра убирают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Данные о компании добавят в реестр при отказе от контракта

Согласно правилам закона 44-ФЗ компанию признают недобросовестным поставщиком и внесут информацию об этом в реестр, если:

  1. Госаказчик расторг контракт с данным поставщиком в судебном порядке.
  2. Госзаказчик отказался от исполнения контракта , поскольку поставщик существенно нарушил условия сделки. Существенный признают нарушение, вследствие которого заказчик лишится того, на что рассчитывал при заключении договора ().
  3. Победитель закупки сам уклонился от заключения контракта (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Правила ФЗ-223 не предусматривают одностороннего отказа заказчика (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Уклонение от договора грозит признанием недобросовестным поставщиком и включением в реестр

Сведения о компании включат в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора. Это произойдет, если участник закупки победит и при этом:

  • не подпишет в срок проект контракта или не передаст все экземпляры заказчику;
  • не представит обеспечение или выписку из ЕГРЮЛ, когда она требуется;
  • при снижении цены более чем на 25% не представит информацию о своей добросовестности или передаст недостоверные сведения,
  • не представит обоснование своей цены сделки (ч. 3 ст. 54, ч. 13 ст. 70, ч. 1 ст. 91, ч. 11 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 5 ст. 37, ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Есть случаи, когда победитель вправе отказаться от заключения контракта после завершения торгов. Это возможно, если заказчик:

  • хочет заключить сделку на условиях, которые отличаются от изначально заявленных;
  • требует обеспечения контракта в сумме выше, чем указано в документации.

По правилам ФЗ-44 в реестр включают полные данные о недобросовестном поставщике

На основании ст. 104 Закона 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков отмечают:

  • наименование компании или ее фирменное наименование;
  • место нахождения компании;
  • ИНН или его аналог, если участник закупки - иностранное лицо;
  • ФИО учредителей компании и членов органов управления; если учредитель компании - другое юридическое лицо, наименование и ИНН учредителя;
  • сведения об объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • дату проведения закупки – если компания уклонилась от заключения договора;
  • дату признания закупки несостоявшейся – если единственный участник уклонился или отказался от заключения контракта;
  • дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дату расторжения контракта – если сделку прекратили в судебном порядке или по воле заказчика в одностороннем порядке;
  • дату внесения сведений.

Включение в реестр происходит по информации заказчика

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о компании заказчик передает в ФАС:

  • данные о компании-поставщике (подп. 1 и 2 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • данные о дате закупки или заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из итогового протокола в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоили второй номер;
  • доказательства, что компания-победитель уклонилась от контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование, почему заказчик принял решение отказаться от контракта в одностороннем порядке.

Заказчик должен передать сведения в ФАС в течение трех рабочих дней с даты подписания договора с участником, заявка которого была под вторым номером (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). В то же срок нужно известить антимонопольную службу, если контракт расторгли по решению суда или заказчика (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Если компания, которая уклонилась от контракта, была единственным участником закупки - то документы в ФАС передают в течение пяти дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). После передачи документов ведомство в течение десяти дней проверяет поступившую информацию и принимает решение, следует ли ее вносить в реестр недобросовестных поставщиков. Если компания не согласна с решением ФАС, она вправе его оспорить .

Схожие правила работают в отношении закупок по закону 223-ФЗ (ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация