Лексико-грамматические разряды существительных. Лексико-грамматические разряды имён существительных

Главная / Суд

На базе общности значений и морфологических свойств сущест­вительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды: 1) нарицательные и собственные; 2) личные и нелич­ные; 3) одушевленные и неодушевленные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) вещественные; 6) собирательные. Слова каждо­го лексико-грамматического разряда имеют свои общие черты.

    Каждый разряд объединяет слова с определенной семан­тикой. Например, собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов (или лиц) как неделимое целое (белье, молодежь, мебель и т. п.); личные существитель­ные - названия лиц - противопоставлены по своему значению всем неличным существительным (ср.: мать, сынок, строитель и картофель, школа, дубок и т. п.).

    Слова каждого разряда обладают общими грамматически­ми признаками. Так, отвлеченные существительные имеют толь­ко формы единственного, числа, в то время как большинство конкретных существительных изменяется по числам.

3) Лексико-грамматические разряды тесно связаны с грамматическими категориями и взаимодействуют с ними. На­пример, собирательные, вещественные, отвлеченные существительные выступают как слова, не изменяемые по числам, и существенно влияют на характер проявления грамматической категории числа; категория рода наполняется разным содержа­нием в личных и неличных, одушевленных и неодушевленных именах существительных.

4) Значения, на базе которых слова объединяются в лексико-грамматические разряды, не обязательно выражаются морфоло­гическими средствами. Например, в одних собирательных суще­ствительных значение собирательности выражается при помощи словообразовательных суффиксов, в других отсутствуют внешние показатели (бакалея, сор т. п.). Этим лексико-грамматические разряды отличаются от грамматических категорий, значения ко­торых регулярно выражаются морфологическими средствами.

3. Существительные нарицательные и собственные

Нарицательные существительные являются обобщенны­ми названиями однородных предметов: сестра, пилот, трактор, трава, лещ, слон, букварь, сарай, бег, доброта, восстание, море и т. п.

Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов. Среди них выделяются тематические группы: 1) имена, отчества и фамилии людей: Алек­сандр Николаевич Гвоздев, Петр Первый, Надежда и т. п.; 2) клички животных: Каштанка, Холстомер и т. п.; 3) географи­ческие названия: Россия, Ташкент, Черное море, Волга, Байкал, Арарат, Сибирь и т. п.; 4) названия исторических событий, пе­риодов, общественно-политических явлений: Октябрь, Ренессанс и т. п.; 5) названия художественных произведений, газет, журна­лов, издательств и т. п.: «Война и мир», «Хорошо!», «Правда», «Юность» и др.; 6) названия магазинов, кафе, бытовых учреж­дений и т.п.: «Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе) и др.; 7) названия театров, кинотеатров, клубов и т. п.: «Россия», «Ударник», «Прогресс», «Москвичка» и др.; 8) астрономические названия: Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и др.; 9) сорта и марки различных предметов: автомобиль «Москвич», одеколон «Сирень», конфеты «Птичье молоко» и др.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам: большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляют­ся лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.).

Употребление в форме множественного числа существитель­ных, имеющих обычно только форму единственного числа, свя­зано с определенной семантической нагрузкой. Так, форма Пет­ровы обозначает либо множество однофамильцев, либо лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Петровы, род Петровых). Наконец, форма множественного числа собственных имен используется как название разных лиц, имеющих общую черту (Обломовы, Маниловы, Печорины и т. п.).

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, боржоми, болонья, палех и т. п. К нарицательным существительным восходят собствен­ные имена: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные стра­ны), Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая револю­ция), Орел (город), «Правда» (газета), «Гроза» (драма), Мед­ведь (фамилия) и др.

При переходе собственных имен в нарицательные происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобре­тает обобщенное значение и обозначает не один какой-то пред­мет, а класс однородных предметов. Наоборот, переход нарица­тельных имен в собственные связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м. р.) и брюки галифе (ср. р.); орел (пти­ца; мн. ч. орлы, пять орлов) и город Орел (формы мн. ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма: Надежды Волк, Надежде Волк и т. п.).

Вследствие взаимоперехода нарицательных и собственных имен образуются омонимы: баня - «Баня», медведь - Медведь, весы - Весы и т. п.

Лексико-грамматические разряды существительных

Лексико-грамматический разряд – это подкласс слов внутри одной части речи, характеризующихся общим семантическим признаком, морфологическими и нередко словообразовательными свойствами.

ЛГР существительного

· одушевленность/неодушевленность,

· собственные/нарицательные,

· нариц.=>конкретные/неконкретные

· неконкретные =>собирательные/вещественные/абстрактные.

Нарицательные существительные называют предмет, действие, событие обобщенно, в ряду однородных (человек, книга, дерево, тишина).

Имена собственные называют индивидуальные объекты (Россия, Ока, Киев, Байкал, Карпаты) или представляют предмет из класса однородных как индивидуальный: это имена, отчества, фамилии, людей (Александр СергеевичПушкин), клички животных (Белка, Рекс, Пушок), названия газет, журналов, художественных произведений, издательств («Известия», «Волга», «Жизнь исудьба», «Наука») учреждений, магазинов и т.д.

Собственные и нарицательные существительные отличаются не только по значению, характеру именования предмета, есть также морфологические и орфографические особенности: имена собственные употребляются, как правило, в форме одного числа – единственного (чаще всего) или множественного и пишутся с прописной буквы, тогда как нарицательные пишутся со строчной буквы. Поскольку границы между этими типами имен подвижны, написание позволяет различать омонимы: Ампер – фамилия и ампер – единица измерения, Обломов – литературный герой и обломовы– безвольные, ленивые люди.

Нарицательные имена существительные делятся на конкретные и неконкретные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы (живые существа, вещи, явления), дискретно существующие реалии, которые можно сосчитать. Именно поэтому конкретные существительные, в отличие от неконкретных, могут сочетаться с количественными числительными (три мальчика, восемь ручек, пять групп) и изменяться по числам (институт – институты, ураган – ураганы, стая – стаи), за исключением слов, употребляемых только в форме множественного числа (гусли, очки, сутки) и имен собственных.

Неконкретные существительные характеризуются отсутствием идеи счета, они включают три разряда: вещественные, собирательные и абстрактные (отвлеченные) существительные.

Вещественные существительные обозначают однородное по составу (твердое, сыпучее, жидкое, газообразное) вещество. Это названия пищевых продуктов (сыр, мука, макароны), химических элементов (кислород, сера, кремний), тканей (бархат, ситец), металлов (железо, медь), растений (рожь, мята) и др. Большинство вещественных существительных употребляется только в форме ед. числа (молоко), меньшая часть – в форме множ. числа(сливки).

Следует обратить внимание на особенности употребления вещественных существительных. Некоторые слова восполняют парадигму по числу, образуя форму мн. числа, при этом изменяют основное значение: они обозначают сорт, разновидность вещества (масло и растительные масла – льняное, соевое, оливковое), массу вещества на большом пространстве (играть впеске и в пескахСахары), изделие из этого вещества (хрусталь и Стол заставлен хрусталями).

Собирательныесуществительные обозначаютсовокупное множество живых существ или предметов и употребляются в форме ед. числа, за исключением лишь некоторых слов (деньги, дрова, финансы). Собирательное значение, как правило, выражается суффиксально (студенчество, мошкара, беднота, комарье, листва).

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, состояния и чаще используются только в форме ед. числа (идеализм, свежесть, белизна,благородство, ходьба, сварка, признание, радость).Некоторые из них образуют форму мн.ч., развивая при этом новые значения: различное проявление качества, свойства, действия (высокие, низкие скорости), длительность, интенсивность проявления состояния (морозы, боли), повторяющееся действие (постукивания, крики).

Все существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные называют живые существа – людей и животных, неодушевленныесуществительные – неживые предметы. Грамматически одушевленность/неодушевленность проявляется в совпадении формы вин. падежа во мн. числе с формой род.падежа у одушевленных существительных (вижу братьев, сестер,животных), с формой им. падежа у неодушевленных существительных (вижу деревья, скамейки, фонари) . У слов мужского рода одушевленность выражается и в ед. числе (остановил грузовик и расспрашиваю водителя).

Одушевленность/неодушевленность слов регулярно выражается также синтаксически – формой вин.падежа мн. числа согласуемых слов. У несклоняемых существительных это единственное средство выражения: встретили прибывших кутюрье, взрослых какаду, огромных шимпанзе; надели красивые кашне, модные пальто.

Грамматическое выражение одушевленности/неодушевленности тем более важно, что представление о живом и неживом в сознании человека (это как раз отражено в языке) и в науке, реальной действительности не всегда совпадает. Например, неодушевленными оказываются названия растений, конкретные существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, полк, стая, табун). К неодушевленным словам относятся все неконкретные существительные, включая и собирательные, обозначающие совокупное множество лиц (детвора, крестьянство).

Вместе с тем, к одушевленным же существительным причисляют слова, обозначающие неживые предметы: названия кукол (матрешка, неваляшка,петрушка, марионетка, айболит), названия мифических существ (кентавр, Юпитер), карточные термины (валет, король, туз), названия шахматных фигур (конь, слон, ферзь, король), слова мертвец, покойник, утопленник (Ср.: трупы – неодушевленное существительное).

Колебания в определении одушевленности/неодушевленности наблюдаются у слов: бактерия, бацилла, куколка, микроб, личинка (Личинки зеленой мухи содержатбактерий, изучать бактерии.

Имена существительные мы употребляем чаще других частей речи: на 100 слов в среднем приходится около 40 имён существительных.

Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное - хлеб языка».

1. Что такое имя существительное?

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». Например:

Кто? - человек, кто? - орёл, кто? - Карлсон.

Что? - яблоко, что? - движение, что? - воспоминание.

Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа и падежа.

Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. Например: яблоко, человек, дружба.

2. Синтаксическая роль имен существительных

В предложении имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего - подлежащим или дополнением. Например: Учитель взял мою тетрадь.

В данном предложении два имени существительных: учитель и тетрадь. Поставим к ним вопрос, чтобы определить, какими членами предложения они являются: (кто?) учитель, это подлежащее; взял (что?) тетрадь, это дополнение.

А также имя существительное в предложении может выступать в роли:

Сказуемого (Москва - столица) Москва - (что такое?) столица.

Определения (Я увидел лестницу на чердак) лестницу (какую?) на чердак.

Обстоятельством (В углу стоял шкаф) стоял (где?) в углу.

3. Учебное наблюдение

Распределим слова дворец, кукуруза, ворота, снег, дружба, медведь, мечта по трём группам.

Слова дворец, ворота, медведь отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать, можно пересчитать.

Слова кукуруза, снег отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать (но не всегда), можно измерить, взвесить (нельзя пересчитать).

Слова дружба, мечта отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя измерить, взвесить или пересчитать.

Распределяя слова по соответствующим группам, мы разделили имена существительные на основе общего для их лексических значений семантического признака. С греческого языка слово «семантика» переводится как «обозначающий». В языкознании семантика - раздел, изучающий значение единиц языка.

4. Лексико-семантические разряды

По значению все имена существительные можно разделить на 4 группы:

1. Конкретные имена существительные называют предметы и процессы, которые можно сосчитать (как правило, такие имена существительные имеют формы ед. и мн. числа; исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы):

  • книга - две книги, много книг;
  • столик - два столика, много столиков;
  • учитель - два учителя, много учителей.

2. Отвлечённые (или абстрактные ) имена существительные называют явления и понятия, воспринимаемые мысленно. Это действия, процессы, состояния, качества. (Такие имена существительные нельзя посчитать):

  • храбрость, дружба, бег.

3. Вещественные имена существительные называют различные вещества, которые нельзя посчитать (но их можно измерить). Это химические элементы, полезные ископаемые, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства и др. Они употребляются или в ед., или во мн. числе:

  • опилки, соль, цемент.

4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое. Употребляются только в форме ед. числа, не поддаются счёту:

  • детвора, мебель, воронье.

5. Распределяем имена существительные по лексико-семантическим разрядам

Нужно обращать внимание на такие слова, как «взвод», «группа», «табун», «отряд», «стая». Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Такие имена существительные являются конкретными, и их можно посчитать.

Имя существительное «детвора» называет неопределённую по количеству совокупность лиц, одинаковых по возрасту, как единое целое. Это имя существительное не поддаётся счёту. То есть, нельзя сказать «две детворы». Это имя существительное является собирательным.

А в словосочетании «группа детей» имя существительное «группа» называет конкретный ограниченный набор лиц и поддаётся счёту: можно сказать «две группы детей», «несколько групп». Это конкретное имя существительное.

Имя существительное «вороньё» называет неопределённую по количеству совокупность одинаковых по виду предметов как единое целое. Оно не поддаётся счёту. Нельзя сказать «два воронья». Это собирательное имя существительное.

А в словосочетании «стая ворон» имя существительное «стая» называет конкретный, ограниченный набор предметов. Оно поддаётся счёту: можно сказать «две стаи», «несколько стай». Это имя существительное является конкретным.

Некоторые существительные в зависимости от значения, проявляющегося у них в контексте, могут рассматриваться то как вещественные (браслет из серебра), то как собирательные (столовое серебро).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О лексико-семантических разрядах имен существительных ().
  2. Rudocs.exdat.com ().

Домашнее задание

Задание 1. Выпишите слова, которые являются существительными, и докажите их принадлежность к этому классу слов.

Жизнь, завтра, завтрак, ожидание, зелень, зеленый, зеленеть, смех, ура, обрыв, много, синева, посеребрить, переход, прыжок, прыг, двойка, удваивать, двойной.

Задание 2. Приведите примеры слов, обозначающих: 1) названия людей; 2) наименования животных; 3) вещей; 4) веществ; 5) явлений природы; 6) событий; 7) признаков; 8) действий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация