Крупный ущерб по ст 293 ук рф. Чем грозит служебная халатность

Главная / Суд
  1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
    наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
    1.1. То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —
    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    (часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
    (часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
    (примечание в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 265-ФЗ)

Комментарий к статье 293 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.
Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.
Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.
Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
2. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.
3. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также комментарий к ст. 285).
4. По своей конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновность лица, а значит и состав халатности, исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.
6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.
7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный вид халатности, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Понятие тяжкого вреда здоровью содержится в ст. 111 УК.
8. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) имеет место в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.
9. При разграничении состава халатности с иными составами преступлений необходимо исходить и из того, что этот состав является общим по отношению к целому ряду специальных норм (нарушение различных правил (строительства, производства работ, несения службы и иных)).

При их невыполнении может быть вменено дисциплинарное или административное наказание.

Но в случае, если невыполнение обязанностей должностным лицом, приводит к деструктивным последствиям – в адрес ответственного лица вменяется уголовная ответственность.

Понятие

Должностная халатность – преступление, которое вменяется исключительно должностному лицу за бездействие в пределах своих должностных и функциональных обязанностей, а также – за несоответствующее выполнение возложенных на него, обязанностей.

Служебная халатность, как должностная преступность вменяется исключительно в пределах выполнения профессиональных обязанностей, а не каких-либо иных .

Служебная халатность содержит прецедент преступления в тех случаях, когда по причине ненадлежащего выполнения обязанностей, должностным лицом, возникло последствие, которое нанесло имущественный или иной ущерб, государственному, муниципальному или частному имуществу.

Поэтому должностная халатность – это преступление против государственной системы ценностей и установленного государством порядка, а также, направленное на непредумышленное причинение материального и морального вреда.

Это преступление совершается не по умыслу, а в силу самонадеянности должностного лица, которое предполагает, что всё обойдётся благополучно и без его усилий.

Уголовный кодекс России предусматривает ответственность за халатность в соответствии с пунктами статьи 293 УК РФ.

Уголовно-правовая характеристика


Уголовно-правовая характеристика
этого преступления определяется путём установления доказанной фактической связи между действием или бездействием должностного лица и ущерба или ущемления прав граждан, которое произошло в результате определённого действия или бездействия.

Должностное лицо несёт ответственность за все неправомочные распоряжения, выполнение которых приводит к имущественному или иному ущербу.

Если при выполнении квалифицированной работы неквалифицированным сотрудником, проводимой по приказу руководителя, происходит порча имущества, ответственность вменяется руководителю.

Например, при установке сложного дорогостоящего оборудования , проводимой молодым сотрудником с ненадлежащей квалификацией, происходит сбой, и оборудование выходит из строя.

При условии, что сотрудник взялся за эту работу без ведома руководства – он будет признан материально ответственным лицом за порчу оборудования.

В обратном случае – происшедшее будет иметь статус должностной халатности руководителя.


Должностное лицо обязано оформлять все работы письменными документами, иначе, в случае возникших проблем, устные распоряжения не будут иметь никакой правовой силы .

При случаях техногенных катастроф, крупных хищений или коррупции в руководящих и административных структурах, всегда назначается проверка деятельности должностных лиц, по выявлению преступной халатности.

Это связано с необходимостью установления взаимосвязи преступной деятельности не только с возможными сообщниками, но и с лицами, попустительствующими преступникам.

Если лицо, обязанное контролировать деятельность другого лица , не усматривает в его преступных действиях нарушений – оно проявляет преступную халатность.

Состав

Преступление рассматривается в составе преступлений против государственной власти , интересов государственной службы и органов местного управления.


В состав преступления входят все непредумышленные действия должностного лица, которые повлекли имущественный ущерб по его недосмотру.

К составу преступления относятся также упущенные (не полученные) выгоды, которые могло получить государство или муниципалитет при соответствующем исполнении обязанностей должностного лица.

Например, должностное лицо получает рационализаторское (или иное) предложение , которое может существенно повысить эффективность производства или муниципального администрирования, но откладывает его рассмотрение и забывает о нём.

Доказанность такого служебного проступка, может вменить ответственность за служебную халатность.

Объект


Объект преступления
– имущественные и иные интересы государства, муниципалитета и отдельных граждан, а также, должностные инструкции, в отношении которых было совершено нарушение.

К объективной стороне относятся результаты преступной халатности и отдельные факты действия или бездействия должностного лица, приведшие к материальному или иному ущербу .

Рассматривая объективную сторону, при расследовании этого преступления, внимательно изучаются должностные инструкции должностного лица, так как все действия, которые оно не обязано было выполнять, снимают с него обвинение в халатности.

Субъект


Субъект преступления
– должностное лицо, не выполнившее должностных инструкций, что привело к необратимым последствиям.

К субъективной стороне относятся непосредственные характеристики должностного лица как руководителя и как личности.

Зачастую выявляется, что субъект не виновен в нарушении инструкций , так как осведомлял своё руководство о том, что данные обязанности выполнить не может или объявлял, что уровень его квалификации не соответствует предъявляемым требованиям.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующие признаки определяются во втором и третьем пунктах указанной статьи настоящего кодекса.

К ним относится:

  1. Размер нанесённого ущерба.
  2. Гибель человека.
  3. Гибель двух и более, человек.

Наказание


Наказание определено пунктами статьи в соответствии с его квалификацией, оно составляет :

  1. Штраф в размере до 120 тыс. рублей, или до объёма заработной платы, получаемой в течение года.
  2. Обязательные работы (120-180 час.) или арест до 3 месяцев.
  3. Лишение свободы сроком до 5 лет, с возможным запретом занимать определённые должности (в случае гибели человека).
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, с возможным запретом занимать определённые должности (в случае гибели двух и более, человек).

Примеры из судебной практики

Судья был осужден по ст. 293, ч. 2 за невнимательное отношение к изучению материалов дела, в соответствии, с чем вменил подсудимой ошибочное наказание в виде лишения свободы, которое она исполняла в течение 2,5 лет.

Права подсудимой были значительно нарушены, за это время её здоровье значительно ухудшилось, и она полностью лишилась своего имущества.

После проверки деятельности следственного отдела, в котором были выявлены многочисленные дисциплинарные и правовые нарушения в деятельности следователей, в отношении начальника следственного отдела, был возбуждён иск по обвинению в должностной халатности.

Однако при внимательном изучении должностных инструкций и обстоятельств дела, было определено, что обвиняемая, в соответствии со своими должностными инструкциями была обязана контролировать только результаты предварительного следствия.


Подменять следователя в ведении дела, она не имела права .

Это обстоятельство отменило причину обвинения, иск был отклонён.

В заключение, нужно отметить, что занимаемое служебное положение не только не отменяет требуемых действий, связанных с занимаемой должностью, но и налагает дополнительную ответственность .

Каждое дееспособное лицо понимает, что в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, оно может принести ущерб государству или обществу.

Но этого недостаточно – лица, занимающие ответственные должности обязаны предвидеть последствия пренебрежительного отношения к своей работе и делать всё возможное, чтобы эти последствия предотвратить .

При разграничении халатности и злоупотребления должностными полномочиями предлагается учитывать психическое отношение к управленческому решению, обстоятельства его принятия и подготовительную организационную деятельность.

В соответствии со ст.293 УК РФ халатность это как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее указанные в норме последствия. В отличие от должностных злоупотребления (ст. 285) и превышения (ст. 286), в диспозиции халатности речь идет не о полномочиях, а об обязанностях

От халатности необходимо отграничивать неисполнения или недобросовестное исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с исполнением должностных полномочий субъекта, даже если они у него имеются .

УК РФ предусматривает ответственность за ряд посягательств, где последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти являются результатом ненадлежащего выполнения субъектом своих профессиональных обязанностей, — это причинение смерти по неосторожности (ч. 2 и 3 ст. 109), неоказание помощи больному (ч. 2 ст. 124), нарушение правил охраны труда (ст. 143), а также правил безопасности при ведении тех или иных видов работ (ст. 216, 217) и др.

Деятельность должностных лиц представляет собой не только принятие властных, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных решений, но и выполнение профессиональных или технических обязанностей, Наибольшую трудность при квалификации халатности вызывают ситуации, когда реализация лицом своей должностной функции основана на ошибочной оценке, которую это лицо дает фактическим обстоятельствам, требующим согласно закону выбора вариантов должного поведения.

Действительно, при формулировании признаков составов должностных преступлений и их квалификации нужно учитывать наличие правовых и организационных форм осуществления государственных функций. В первом случае должностные лица принимают решения, которые влекут за собой юридические последствия для других, изменяют правоотношения.

Вторую форму характеризует оперативно-техническая и профессиональная деятельность, которая создает предпосылки для реализации функций в правовых формах и обеспечивает ее. Организационная форма не предполагает принятия управленческих решений, а состоит в совершении должностным лицом технических, профессиональных действий. Например, процессуальное решение следователя о задержании подозреваемого — это правовая форма реализации функции уголовного преследования, а его привод или физический захват, осмотр места происшествия, допросы свидетелей и потерпевшего — организационная.

Правовые и организационные формы в деятельности должностных лиц тесно взаимосвязаны. Поэтому излишне категоричным выглядит, например, утверждение о том, что "неисполнение должностным лицом профессиональных обязанностей не образует объективной стороны халатности. Действительно основной чертой, характеризующей должностных лиц, является их способность принимать решения, создающие юридические последствия для других. Но управленческому решению предшествуют изучение документов, оценка доказательств, установление наличия или отсутствия иных оснований, в том числе и тех, исследование которых явилось результатом труда подчиненных.

Неверно исключать из содержания объективной стороны халатности небрежное осуществление функций государства в организационной, технической форме

Судебной практике известны случаи, когда халатность состояла именно в ненадлежащем выполнении организационных обязанностей, которые только связаны с осуществлением должностных полномочий представителей власти. Так, инспекторы дорожно-патрульной службы, получив от граждан сообщение о нахождении в безлюдном месте в беспомощном состоянии человека, которому незамедлительно требовалась медицинская помощь из-за ранения, к месту происшествия не выехали, степень тяжести травмы не выяснили, обстоятельств получения травмы не установили, а ограничились вызовом скорой медицинской помощи. Потерпевший, находившийся продолжительное время в беспомощном состоянии из-за сильного кровотечения, скончался от общего переохлаждения организма. За халатность были осуждены два сотрудника полиции, проходившие службу в отделе охраны и конвоирования. В результате небрежного отношения полицейских к своим обязанностям осужденный совершил побег.
Дело в том, что сотрудники полиции являются представителями власти, и, реализуя свои права и обязанности, они обеспечивают осуществление функций соответствующими органами.

В п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ законодатель прямо указал, что должностными лицами являются представители власти либо лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных органах и учреждениях. Представители власти проявляют себя как должностные лица, не только используя свои полномочия, но и исполняя обязанности. В свою очередь, руководящий работник медицинского учреждения может быть признан субъектом должностного преступления, только если он руководит другими сотрудниками или принимает имущественные решения.
Сложнее квалифицировать халатность должностного лица при осуществлении государственных функций в правовой форме, когда субъект принимает неверное, порождающее общественно опасные последствия управленческое решение, после изучения его законности и обоснованности подчиненными. По ст. 293 УК РФ были квалифицированы действия директора школы, который, небрежно относясь к своим обязанностям, несколько раз утверждал список на зачисление заработной платы, предоставляемый ему бухгалтером. В списке были указаны лица, которые в действительности в школе не работали. Их заработную плату обращала в свою пользу бухгалтер, которая была осуждена за мошенничество.
Большой вред причиняет халатность распорядителей бюджетных средств в сфере закупок для государственных нужд и при приеме уже выполненных работ. Совершение преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, при осуществлении приватизации движимого и недвижимого имущества причиняет ущерб не только экономике, но и безопасности государства. Часто технической подготовкой масштабных административно-хозяйственных решений руководителей, организацией конкурсов и аукционов занимаются их подчиненные.
В России в эпоху финансово-экономических перемен функции государства и методы их реализации претерпели значительную трансформацию. Переход от распределительной экономики к рыночным отношениям обусловил развитие договорных отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности. Очевидны проблемы уголовно-правового реагирования на преступления, совершаемые должностными лицами при осуществлении функций государства методом договорного регулирования. Во-первых, оно явно не соответствует мере криминализации данной сферы и величине причиняемого ущерба; во-вторых, у следователей возникают трудности при отграничении расхищения бюджетных средств от бесхозяйственности и должностной халатности. Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2007 — 2011 годы свидетельствуют о росте числа лиц, осужденных за халатность, некоторое снижение

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» действия должностного лица, заключившего «договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг», следует квалифицировать как растрату вверенного имущества.
Формированию правильного представления о признаках халатности будет способствовать определение ее места среди общих видов должностных преступлений. Так, злоупотребление должностными полномочиями совершается путем принятия необоснованного (непринятия необходимого) властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного решения. Деяние состоит в общественно опасном изменении правоотношений. Способ такого преступления проявляется в правовой форме осуществления функций государства. Этим критериям соответствуют специальные виды злоупотребления должностными полномочиями. Так, незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ) и заведомо незаконное задержание (ч. 1 ст. 301) представляют собой злоупотребления при осуществлении функции уголовного преследования.
Превышение должностных полномочий — это общественно опасные действия, совершение которых становится возможным и (или) значительно облегчается благодаря должностному положению субъекта. Обстановку такого преступления характеризует осуществление виновным функций государства в организационной (неправовой) форме. Вред, причиняемый превышением, не имеет характера юридических последствий. В качестве примеров можно привести: нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК РФ), принуждение к даче показаний (ч. 2 ст. 302). Как превышение должностных полномочий следует квалифицировать требование начальника о сборе денежных средств с подчиненных, о производстве работ, не связанных с деятельностью государственной организации либо хотя и связанных, но без официального распоряжения об их проведении и при отсутствии полномочия принимать такие решения.
Халатность — это неосторожное преступление, поэтому его объективная сторона не характеризуется особым способом. Посягательство, предусмотренное ст. 293 УК РФ, нужно отграничивать не только от пассивного, но и от активного злоупотребления полномочиями. Например, должностное лицо действует, подписывая акт приема работ, если они не были выполнены или выполнены, но не в полном объеме. В приведенном примере об осознании незаконности принимаемого решения, т.е. должностном злоупотреблении могут свидетельствовать установленная корыстная или иная личная заинтересованность подписанта, показания свидетелей о его осведомленности о невыполнении условий контракта, очевидный характер недостатков. Часто в подобных ситуациях халатность и даже превышение должностных полномочий вменяются только потому, что не выяснены мотивы, имеющие значение для квалификации, причины, побудившие к ущербному для государства решению, или виновный «не пойман за руку». Такая квалификация является компромиссной.
При халатности должностное лицо уклоняется от исполнения обязанностей не преднамеренно, что характерно для злоупотребления должностными полномочиями, а по забывчивости, невнимательности или в силу отсутствия должной подготовки. Отношение виновного к содеянному в диспозиции ст. 293 УК РФ характеризуется «небрежностью» и «недобросовестностью».

В норме, предусматривающей ответственность за халатность, законодатель указал на небрежное отношение именно к службе, т.е. к деянию, а не к наступившим общественно опасным последствиям, что характерно для других неосторожных преступлений. Поэтому при решении вопроса о том, было ли преднамеренным или неосторожным необоснованное властное, организационно-распорядительное, административно-хозяйственное решение, нужно учитывать обстоятельства его принятия, предшествующие этому организационные и технические действия. Если при злоупотреблении виновный преднамеренно использует свои полномочия вопреки интересам общества и государства, то при халатности он не изучает надлежащим образом фактические обстоятельства дела и правовые основания принимаемого управленческого решения, не контролирует деятельность подчиненных, которые его готовят и оформляют. При совершении преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, должностное лицо не маскирует небрежно принимаемое решение, так как не предвидит его общественно опасных последствий или рассчитывает на их предотвращение. Виновный в злоупотреблении должностными полномочиями пытается придать своему поведению «законный вид и толк», потому что осознает неизбежность причинения вреда личности, обществу или государству. Это объясняется способом совершения преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, который проявляется в управленческом решении, непосредственно создающем юридические последствия, деструктивно изменяющем правоотношения. Судебной практике неизвестны случаи покушения на злоупотребление должностными полномочиями.

Похожих статей пока нет.

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Судебная практика и законодательство - УК РФ. Статья 293. Халатность

Конституционность части второй статьи 252 и пункта 3 статьи УПК Российской Федерации оспаривается С.В. Веккером в части, предусматривающей наделение суда первой инстанции полномочием изменять обвинение, поскольку осуществленная судом на основании этих норм переквалификация его действий с части второй статьи 293 (Халатность) на часть вторую статьи 118 (Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности) УК Российской Федерации выходит за рамки функции правосудия.

1. Служебная халатность, то есть неисполнение или

ненадлежащее исполнение должностным лицом своих

служебных обязанностей вследствие недобросовестного

отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических

лиц, наказывется штрафом от пятиднсяти до ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух

лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с

лишением права занимать определенные должности

либо заниматься определенной деятельностью на срок

до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенное должности либо заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет и со штрафом от ста до двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.

1. Объективная сторона преступления возможна в следующих формах:

1) невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей;

2) ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

Невыполнение обязанностей представляет собой бездействие должностного лица в условиях, когда оно должно

было и могло совершить действия, которые входят в круг

его служебных обязанностей.

Ненадлежащее выполнение обязанностей - это действия должностного лица в пределах служебных обязанностей, которые выполнялись не так, как того требуют интересы службы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных полномочий

выражается не только в одноразовом действии или бездействии, но и в продолжительной бездеятельности или

ряде действий, совершенных ненадлежащим образом.

Данное преступление характеризуется тем, что виновный имеет объективную возможность действовать так, как

того требует интересы службы, но он безответственно, некачественно относится к выполнению своих обязанностей, в

связи с чем выполняет их ненадлежащим образом (поверхностно, небрежно) или вообще не выполняет действия, входящие в его компетенцию.

Понятие -тяжкое последствие- см. в примечании к

2. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной небрежности (должностное лицо не предвидит вредных последствий невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, хотя должно было и могло их предвидеть)

или преступной самонадеянности (должностное лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение).

3. Субъект преступления - только должностное

(служебное) лицо.

Еще по теме Статья 367. Служебная халатность:

  1. Служебная и коммерческая тайны Понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация