Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе. Консультация для воспитателей. Формирование основ пожарной безопасности в детском саду Формы организации по формированию противопожарной безопасности

Главная / Суд

Уважаемые родители!

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте,поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой - огонь; папа щёлкнул зажигалкой - опять огонь; первая осознанная встреча Нового года - и всё небо полыхает огнями петард. Поэтому, перед вами родители стоит следующая задача: самостоятельно научить детей действовать в сложной ситуации.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют ваши поступки и действия, отображают поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, необходимо установить чёткое «нельзя» ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и опасным предметам. Пока ваш ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. - следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы вы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. Поэтому, уважаемые родители, вам нужно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии нас взрослых.

После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём - закладываете вы, родители, а мы стараемся вам помочь.

Реакция детей во время пожара:

Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой - голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно, расскажите ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарные помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не пугайте ребенка тем, что при его плохом поведении позовете страшного дядю-пожарного, рассказывайте ребенку истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родители, вам нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

1. Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!

2. Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!

3. Не искать укрытия в горящей квартире!

4. Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 01 или 112 и звать на помощь соседей!

Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую марлю и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги. Дым имеет свойство подниматься вверх.

Помните, пожар легче предотвратить, чем его потушить.

Огонь - это очень большая опасность!


Сегодня 1 просмотр этой страницы

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.

Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

Т.Юрмин "Кто плохой?";

В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

К.Паустовский "Барсучий нос";

Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

С.Михалков "Дядя Стёпа";

Л.Толстой "Пожарные собаки".

Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".

А. Шевченко "Как ловили уголька"

Кроме того, необходим показ имеющихся диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?

При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:

существование явления "пожар", его опасность и последствия;

источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);

правила поведения при пожаре.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!

Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!

Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:

1. Что нужно знать, если возник пожар в квартире?

2. Можно ли играть со спичками и зажигалками?

3. Чем можно тушить пожар

4. Можно ли самостоятельно

пользоваться розеткой?

5. Знать номер пожарной службы

6. Главное правило при любой

опасности (не поддаваться

7. Можно ли без взрослых

пользоваться свечами?

8. Можно ли трогать приборы

мокрыми руками?

В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫХ НЕТ ДОМА, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1. Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.

3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.

5. Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры

6. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнётесь

7. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна 8. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.

Консультация для родителей "С огнем не шути!"

Наиболее часто гибель дошкольников происходит на пожарах. Ежегодно на них в Беларуси гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникновения пожаров — самые разнообразные.

Огонь всегда привлекал детей. Малыши видят, как появляются огненные языки пламени, когда родители зажигают спички. И ничего страшного не происходит. Однако, если взрослые вовремя не объяснят ребенку об опасности, сопровождающей даже крохотный огонек, пожара не миновать.

Во многих случаях причиной возникновения пожара по вине дошкольников становятся игры с различными горючими средствами и материалами, к которым относятся спички и зажигалки, свечи и факелы, электроприборы (утюги, обогреватели и т. п.), бенгальские огни, бензин или тара из-под него. Как правило, это происходит в сараях, сенохранилищах, подвалах, гаражах, чердаках, жилых помещениях, когда дети находятся там без взрослых.

Опасность возгорания может поджидать ребенка и на улице. Начало лета совпадает с обильным цветением тополей. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух — предмет забав: стоит поднести спичку — и он вспыхивает, как порох. Огонь скользит по нему, как по бикфордову шнуру, пробегая десятки метров, и часто заканчивается пожаром. Нередко дети школьного возраста, которые зажигали пух, успевали убежать, а малыши получали ожоги.

Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно, телевизор. А ведь телевизор нередко бывает источником возникновения пожара. Около половины массы этого электроприбора составляют полимерные материалы, которые при горении выделяют токсичные вещества, способные вызвать отравление. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях.

Перечисленные выше причины возникновения пожаров, в результате которых пострадали дети, наиболее часто встречающиеся. В большинстве их дети не смогли избежать беды из-за своей неподготовленности к действиям в той или иной экстремальной ситуации. Однако дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым — это опасность, от которой нельзя спрятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. В каждом дошкольном учреждении ведётся работа с детьми по правилам поведения в опасных ситуациях, эту работу обязательно должны поддерживать родители. Знание детьми элементарных правил безопасности и умение сориентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских шалостей.

Расскажите детям о пожарной безопасности.

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире:

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в деревне

  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
  • Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
  • Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

Пожарная безопасность в лесу

  • Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
  • Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
  • Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Если начался пожар:

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
  • Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
  • Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
  • Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Консультация для родителей

«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте . Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой - огонь; папа щёлкнул зажигалкой - опять огонь; первая осознанная встреча Нового года - и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет - огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. - следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам» .

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

  • Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
  • Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой - голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
  • Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

  • звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
  • в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
  • не тушить огонь в квартире самостоятельно;
  • выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
  • ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
  • если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

Наиболее незащищённая часть населения - дети. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя ещё большее любопытство ребёнка. Попав в разные жизненные ситуации или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств, растеряться. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях,о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.Необходимо научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности необходимо определить основные цели и задачи:

Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

Воспитание грамотного участника дорожного движения;

Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Основные принципы реализации данных задач и формирование первоначальных основ безопасности:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др. виды);

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

Заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

Ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

На основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Форма организации учебно - воспитательного процесса:

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры - занятия;

Заучивание правил безопасного поведения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно - ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Обыгрывание ситуаций

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Обыгрывание ситуаций(правильного и не правильного поведения);

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого и ребёнка.

Работа с родителями - одно из направлений воспитательно- образовательной деятельности ДОУ,т.к. ничто так не воспитывает детей, как наглядный пример взрослых. Нужно помнить, что главное для детей - это личный пример их родителей. Необходимо объяснить родителям важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

Родительские собрания; круглые столы;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей.

Условия создания предметно-развивающей среды:

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входит:

Оформление уголка безопасности;

Подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Сюжетно-ролевые игры «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» , «В гостях у светофора» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Если малыш поранился», «Один дома» и т. д.

Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

Подготовила:
Воспитатель ср. группы
Юрченко Н.Н.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
Дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

1. Безопасное поведение. Что это?
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

2. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
v первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),
v второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.
Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.
Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности. Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:
Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется родителям;
Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;
Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, чтобы дошкольник мог без запинки их назвать;
Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;
Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать;
Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них воняет), понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается — то это плохо.
Дошкольник должен знать об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т.д.
Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;
Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.
Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) — особенный акцент надо сделать на явлениях, присущих данной местности.
Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
Используя в своей работе пособия К. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» и «Как обеспечить безопасность дошкольников», можно познакомить ребенка со всеми основами безопасного поведения.
Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»
Тема «Взаимная забота и помощь в семье»
Психологическая безопасность ребенка зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии ребенка. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.
Тема «Опасные предметы»
Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
Тема «Опасные ситуации дома»
Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).
Тема «Один дома»
Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку
Тема «Если ребенок потерялся»
С появлением в городах больших торговых центров все чаше отмечаются случаи, когда родители теряют своего ребенка в лабиринтах ярких, красочных отделов с множеством товаров. В этих случаях растерянность и страх как взрослого, так и ребенка часто приводят к их неадекватному поведению. И здесь очень важно правильно повести себя.
Тема «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»
Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, важно познакомить его с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем
Тема «О правилах пожарной безопасности»
Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями, о правилах пожарной безопасности.
Тема «Правила поведения при пожаре»
Пожар — ситуация, оказавшись в которой каждый может растеряться, запаниковать. Ребенок должен усвоить элементарные правила поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать.
Тема «Правила поведения на воде»
Беседуйте с ребенком о соблюдении правил безопасности на воде, объясняя ему различные ситуации и предлагая меры предосторожности.
Тема «Небезопасные зимние забавы»
Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий для детей в зимнее время года — катание с горки, катание на коньках на катке, игры в снежки. Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут оказаться травмо — и даже смертельно опасными для дошкольников.
Тема «Поведение ребенка на детской площадке»
Чаще обсуждайте с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте ребенка. Стремитесь к тому, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.
Раздел «Безопасность на дорогах и улицах»
Тема «Правила безопасного поведения на улицах»
Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у ребенка стереотип безопасного поведения. Он должен умело применять правила и легко ориентироваться на улице. Ребенок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция. Надо только научиться «понимать» их и взаимодействовать с ними.
Тема «Дорожные знаки»
Научить ребенка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, — непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребенок берет на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребенку новые интересные сведения.
Тема «О правилах поведения в транспорте»
Воспитание у дошкольника навыков безопасного поведения в транспорте так же важно, как и формирование умения правильно вести себя на улице, на дороге, ведь транспорт — сфера повышенной опасности.
Раздел «Безопасный отдых на природе»
Тема «Правила поведения на природе»
Важно познакомить ребенка с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Следует объяснить ребенку, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.
Тема «Опасные насекомые»
Из рассказов взрослых о природе ребенок должен узнать о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного. Среди, казалось бы, крошечных и безобидных насекомых есть осы, шершни, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребенка от нежелательных последствий.
Тема «Ядовитые растения»
Знакомя дошкольника с растениями, следует рассказать ему об отличительных особенностях этих растений, об их пользе для человека, о том, что многие растения являются лекарственными и человек уже давно использует их. Помимо лекарственных растений существуют ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Следует обязательно показать ребенку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.
Ядовитые растения никогда нельзя трогать.
Тема «Правила поведения при грозе»
Необходимо дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга. А главное — познакомить с правилами поведения во время грозы. Беседы, игры, чтение художественной литературы на эту тему стимулируют развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях.
Тема «Правила поведения при общении с животными»
Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства. Но, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное — заботиться и ухаживать за ними.
Для каждой из этих тем в пособии приводятся правила (приложение № 1), которые можно и нужно объяснить детям и постараться, чтобы они поняли их и запомнили.

3. Средства ознакомления детей с основами безопасности
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:
Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);
Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).
Художественная литература (приложение № 2) заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.
Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:
на формирование основ гигиены:
— «Мойдодыр»,
— «Королева зубная щётка»,
— «Птичка тори»,
на формирование правил поведения на дороге:
— «Мой приятель светофор»,
на формирование правил поведения в зимнее время года:
— «Зимняя сказка»,
на формирование основ здорового образа жизни:
— «Богатырская каша»,
— «Зарядка для хвоста»,
о правилах поведения при пожаре:
— «Приключения Болека и Лелека»,
— «Пожар в квартире»,
— «Вера и Анфиса тушат пожар».
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация