Как избежать наказания за спровоцированное ДТП? Если водитель спровоцировал дтп, он должен остановиться

Главная / Суд

Верховный суд России признал виновным водителя, подрезавшего чужую машину и спокойно уехавшего с места ДТП, поскольку он сам и его автомобиль в этом инциденте не пострадали. Средства массовой информации поспешили обрадовать законопослушных автолюбителей, что теперь провокаторам не уйти от наказания. Но так ли это на самом деле?

Дерево точно не виновато

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д. А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова - без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда - от мирового до Верховного - пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

В России обеспечить единообразие судебных решений призваны постановления Пленума Верховного суда РФ. Обобщая судебную практику, судьи ВС РФ изучают решения других судов, в частности Верховного суда и высших судов субъектов РФ. Есть также обзоры судебной практики Верховного суда, на который могут ссылаться все региональные судьи. В обзоре, как правило, содержатся разъяснения по различным ситуациям и анализ конкретных дел. И хотя ни обзоры, ни даже постановления Пленума ВС не являются нормативными актами, судьи всех уровней стараются руководствоваться этими документами, чтобы их решения «устояли» в высших инстанциях.

Что подскажет судьям Пленум?

Таким образом, в отличие от решений Конституционного Суда РФ, официально опубликованная практика других высших судов России судебным прецедентом не является, хотя она и учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона. И лишь арбитражные суды обычно признают наличие прецедента.

Возможно, после решения Верховного суда, защитившего водителя, который пострадал не по своей вине, провокаторов аварий станут чаще признавать виновными и наказывать. Но однозначно утверждать, что «ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание», все-таки рано.

Во-первых, хотелось бы дождаться постановления Пленума ВС на этот счет. Во-вторых, в каждом конкретном случае судья все равно должен разбираться, учитывая обстоятельства дела и показания очевидцев происшествия.

Обычно трудно доказать, что авария случилась из-за машины, которая уехала. Если удалось зафиксировать, чьи опасные маневры вызвали ДТП, и найти «беглеца», то его как минимум можно привлечь к ответственности за оставление места происшествия. Но надо еще доказать, что он видел аварию и имел к ней отношение.

Кто прав, кто виноват?

Разберем две типичные ситуации. На красный свет пролетает лихач. Водитель, который тронулся на разрешающий зеленый сигнал светофора, резко тормозит, чтобы избежать столкновения. И получает удар в зад, потому что в двигавшейся сзади машине не ждали такого подвоха. Раньше всегда был виноват тот, кто ехал сзади.

Второй случай: водитель легковушки обгоняет фуру, но, увидев приближение встречной машины, резко выворачивает руль вправо, подрезает фуру и та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Обочина оказывается мягкой, и фура переворачивается. Виноватым в аварии всегда становился водитель фуры, так как легковушки и след простыл.

Специалисты по разбору происшествий и опытные водители советуют: если вас подрезают, не виляйте в сторону, не меняйте полосу движения. Иначе виновным могут объявить именно вас. Правила дорожного движения не предусматривают в случае возникновения опасности выполнения каких-либо маневров. Водитель не должен выезжать на полосу встречного движения или объезжать препятствие по обочине. Он должен только тормозить.

Если же избежать ДТП не удалось, придется собирать доказательства, искать свидетелей, запрашивать записи дорожных камер. Не лишним будет и наличие у участников аварии видеорегистратора.

Читайте также

Верховный суд России признал виновным водителя, подрезавшего чужую машину и спокойно уехавшего с места ДТП, поскольку он сам и его автомобиль в этом инциденте не пострадали. Средства массовой информации поспешили обрадовать законопослушных автолюбителей, что теперь провокаторам не уйти от наказания. Но так ли это на самом деле?

Дерево точно не виновато

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д.А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова – без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда – от мирового до Верховного – пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

В России обеспечить единообразие судебных решений призваны постановления Пленума Верховного суда РФ. Обобщая судебную практику, судьи ВС РФ изучают решения других судов, в частности Верховного суда и высших судов субъектов РФ. Есть также обзоры судебной практики Верховного суда, на который могут ссылаться все региональные судьи. В обзоре, как правило, содержатся разъяснения по различным ситуациям и анализ конкретных дел. И хотя ни обзоры, ни даже постановления Пленума ВС не являются нормативными актами, судьи всех уровней стараются руководствоваться этими документами, чтобы их решения «устояли» в высших инстанциях.

Что подскажет судьям Пленум?

Таким образом, в отличие от решений Конституционного Суда РФ, официально опубликованная практика других высших судов России судебным прецедентом не является, хотя она и учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона. И лишь арбитражные суды обычно признают наличие прецедента.

Возможно, после решения Верховного суда, защитившего водителя, который пострадал не по своей вине, провокаторов аварий станут чаще признавать виновными и наказывать. Но однозначно утверждать, что «ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание», все-таки рано.

Во-первых, хотелось бы дождаться постановления Пленума ВС на этот счет. Во-вторых, в каждом конкретном случае судья все равно должен разбираться, учитывая обстоятельства дела и показания очевидцев происшествия.

Обычно трудно доказать, что авария случилась из-за машины, которая уехала. Если удалось зафиксировать, чьи опасные маневры вызвали ДТП, и найти «беглеца», то его как минимум можно привлечь к ответственности за оставление места происшествия. Но надо еще доказать, что он видел аварию и имел к ней отношение.

Кто прав, кто виноват?

Разберем две типичные ситуации. На красный свет пролетает лихач. Водитель, который тронулся на разрешающий зеленый сигнал светофора, резко тормозит, чтобы избежать столкновения. И получает удар в зад, потому что в двигавшейся сзади машине не ждали такого подвоха. Раньше всегда был виноват тот, кто ехал сзади.

Второй случай: водитель легковушки обгоняет фуру, но, увидев приближение встречной машины, резко выворачивает руль вправо, подрезает фуру и та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Обочина оказывается мягкой, и фура переворачивается. Виноватым в аварии всегда становился водитель фуры, так как легковушки и след простыл.

Специалисты по разбору происшествий и опытные водители советуют: если вас подрезают, не виляйте в сторону, не меняйте полосу движения. Иначе виновным могут объявить именно вас. Правила дорожного движения не предусматривают в случае возникновения опасности выполнения каких-либо маневров. Водитель не должен выезжать на полосу встречного движения или объезжать препятствие по обочине. Он должен только тормозить.

Если же избежать ДТП не удалось, придется собирать доказательства, искать свидетелей, запрашивать записи дорожных камер. Не лишним будет и наличие у участников аварии видеорегистратора.

Изменят ли ПДД?

В силу пункта 1.2 ПДД Дорожно-транспортное происшествие – это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Если автомобиль, водитель которого нарушил ПДД и тем самым спровоцировал ДТП, каких-либо повреждений не получил, то очень непросто доказать, что в действиях этого водителя имеется объективная сторона состава правонарушения. Ведь в определении понятия «дорожно-транспортное происшествие» ничего не говорится о транспортных средствах, имевших непосредственную причастность к аварии.

Опираясь на наше законодательство, можно выделить три категории ответственности:

  1. Материальная – возмещается виновником другому участнику аварии, который пострадал во время дорожного происшествия, потому как наличие ущерба (будь то финансового, морального или физического) является основополагающей произошедшей аварии на дорожном полотне. Помимо нанесенного ущерба, зачастую предусматривается дополнительная компенсация, к примеру, потерянная заработная плата на момент оформления ДТП.
  2. Административная – применяется к водителю, который спровоцировал чрезвычайное происшествие на дорожном полотне, если во время нее не пострадал ни один человек. Если на теле пострадавших в ДТП есть небольшие ссадины или ушибы, но они не имеют никакой претензии, то телесными повреждениями они считаться не будут. На сегодняшний день выделяются такие виды админответственности:
  3. Уголовная. Данная категория ответственности наиболее суровая и ложится она на плечи водителя, который, по мнению сотрудников правоохранительных органов, спровоцировал ЧП, если его деяния привели к травмам или же смерти. При этом виновника могут наказать следующим образом:

Помимо вышеперечисленных штрафных санкций здесь предусматривается еще и дополнительный вид наказания – лишение прав управления любым ТС сроком до 3 лет. Гражданская ответственность может коснуться не только лиц, участвующих в ДТП, но и посторонних людей, которые, к примеру, одолжили свое транспортное средство другу или родственнику.

Что же касается уголовной и административной ответственности, то эти категории сугубо индивидуализированы, другими словами, ответственность возлагается исключительно на водителя, который спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.

Хотелось бы отметить, что сотрудники правоохранительных органов могут наложить на участников ДТП как гражданскую ответственность, так и комбинированную (гражданско-уголовную, гражданско-административную).

Что такое штрафные санкции?

В настоящее время большинство водителей не видят разницы между понятиями штраф за ДТП и возмещение ущерба. Если компенсация выплачивается водителю, авто которого пострадало во время дорожно-транспортного происшествия, то штраф – это оплата, которая поступает на счет государственного учреждения.

И что самое важное, каждый автолюбитель, который спровоцировал аварийную ситуацию, должен понимать, что штраф взыскивается не за само дорожное происшествие, а за несоблюдение ПДД, повлекшее ДТП.

О размерах штрафных санкций за ненадлежащее исполнение правил дорожного движения можно подробно прочесть в 12 главе КоАП.

Как расценивается ДТП в административном законодательстве?

Сам по себе термин ДТП приводится исключительно в статье 12.27. Именно в этом пункте перечисляются виды штрафных санкций, которые могут быть выдвинуты виновнику чрезвычайного происшествия на дорожном полотне за невыполнение ПДД уже после того, как произошла авария.

К данным правонарушениям можно отнести:

  1. Ненадлежащее исполнение возложенных на виновника обязанностей, которые предусмотрены правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, в котором данное лицо является участником, карается наложением штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Если участник ДТП покинул место происшествия, то его ожидает более строгое наказание, начиная от административного ареста до изъятия водительского удостоверения сроком до 1,5 лет.
  3. Употребление алкогольных напитков, психотропных или наркотических препаратов автолюбителем, который является участником аварии, до момента проведения освидетельствования – влечет административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Кроме этого, за совершение такого правонарушения водителю грозит изъятие водительского удостоверения сроком на два года.

Наиболее распространенные причины ДТП

Предлагаем вашему вниманию три самые, по мнению экспертов, распространенные причины возникновения чрезвычайных происшествий на дорожном полотне.

Всему виною алкоголь!

С каждым годом количество водителей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении, неумолимо растет. И если ранее горе-водителя за такой проступок ожидала административная ответственность (штраф, изъятие прав и т.п.), то, начиная с 2015 года, на его плечи ложится сразу уголовная, при условии, что факт вождения в нетрезвом состоянии повторился в течение года от последнего подобного правонарушения.

Теперь поговорим о дорожно-транспортных происшествиях. Если же раньше нетрезвого виновника аварии, приведшей к смертельному исходу, могли осудить на срок от 1 до 7-9 лет ограничения свободы, то теперь нижняя граница составляет 2 и 4 года, в зависимости от количества пострадавших (одна, две и более).

Несоблюдение дистанции между ТС

Термин «Безопасная дистанция» рассматривается на первых занятиях в автошколе. Если выражаться более простым языком, то безопасная дистанция – это оптимальное расстояние от ТС, движущегося впереди вас по той же полосе и в том же направлении, которое позволяет избежать столкновения при резком торможении первого, не прибегая ни к каким маневрам.

Однако, соцопросы показали неутешительную статистику. И именно несоблюдение дистанции становится предвестником аварии. Оказывается, что в настоящее время далеко не все автолюбители хотя бы приблизительно знают, чему равен тормозной путь его ТС на той или иной скорости при различных погодных условиях.

Так, легковой автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, может остановиться:

  • сухая асфальтная дорога – через 27 метров;
  • мокрое покрытие – 39 метров;
  • гололедица – 145 метров.

Примерно такой и будет безопасная дистанция. Вдобавок ко всему, чтобы не спровоцировать ДТП и не получить штраф за несоблюдение дистанции, необходимо обеспечить оптимальное расстояние между авто для того, чтобы другое ТС, совершающее обгон, могло свободно вписаться в него.

Какой же штраф получит виновник ДТП за несоблюдение дистанции? Штрафные санкции выписывают согласно статье КоАП 12.15 часть 1 – неправильное размещение ТС на проезжей части. Сколько же заплатит виновник дорожно-транспортного происшествия в этом случае? Всего 1500 рублей.

Хотелось бы отметить, что штраф за несоблюдение дистанции выписывается исключительно при реально случившейся аварии. Вдобавок ко всему, именно вышеуказанная статья будет фигурировать в постановлении при условии, что оба транспортных средства находились в движении.

Исходя же из практики, в некоторых случаях штраф за несоблюдение дистанции можно не платить, доказав, что виновником аварийной ситуации на дороге являетесь вовсе не вы, а второе (а иногда и третье) лицо.

Движение автомобиля задним ходом

Нередко движение задним ходом приводит к дорожно-транспортному происшествию, причем большинство водителей уверены, что той дистанции, которая у них есть для маневра, вполне достаточно.

В настоящее время существует достаточно большое количество ситуаций, при которых движение задним ходом неприемлемо. Регулировка правомерности такого действия осуществляется в соответствии с ПДД.

Движение задним ходом – это довольно-таки сложный маневр, который требует от водителя пристального внимания и профессиональных навыков.

Факт того, что угол обзора значительно ограничен, приводит к тому, что той дистанции, которая предполагается водителем для осуществления движения задним ходом, не достаточно, вследствие чего и происходят аварии на дорогах.

И перед тем как выполнить движение задним ходом, следует удостовериться в том, что сзади нет других ТС и пешеходов. Если же видимость пространства сзади очень плохая, то в данной ситуации автолюбители прибегают к сторонней помощи.

Движение задним ходом неприемлемо:

  • на перекрестке;
  • на пешеходном переходе;
  • во время движения по автомагистрали;
  • на железно-дорожных переездах;
  • на остановочных пунктах;
  • в тоннеле;
  • на участках с низким процентом видимости (менее ста метров);
  • на мостах, эстакадах, путепроводах.

Руководствуясь правилами дорожного движения, хотелось бы добавить, что категорически запрещено совершение движения задним ходом на тех участках дорожного полотна, на которых не предусмотрен разворот.

Движение задним ходом допускается:

  • на односторонних дорогах (причем автолюбитель должен удостовериться в том, что своими действиями его транспортное средство не мешает прочим участникам дорожного движения осуществлять полноценную езду);
  • до вхождения в тоннель;
  • до появления моста, автомагистрали;
  • перед ж/д переездом;
  • на проезжей части допускается кратковременное движение задним ходом.

Как же будет наказан правонарушитель за несоблюдение ПДД? Величина штрафных санкций за совершение неполноправных действий зависит от деталей самого правонарушения.

Так, опираясь на пункт 12.11 КоАП, за езду задним ходом по автомагистрали на правонарушителя возлагается штраф в размере 2500 рублей. Если же вы будете осуществлять такой маневр по обочине или разделительной полосе, то, согласно п. 9.9 ПДД, вам придется заплатить в госбюджет 500 рублей.

Соблюдайте ПДД и будьте бдительны на дрогах. Удачи!

Водитель, попавший в аварию по вине лихача, может избежать наказания. Такой вывод сделал Верховный Суд, рассмотрев одно из
дел.

Наверняка каждому знакома такая ситуация. Водителя «подрезает» другая машина, вследствие чего он вынужден выехать на встречную полосу. В таком случае практически неизбежно столкновение, виновником которого чаще всего сегодня могут признать человека, двигавшегося по встречке не по своей воле.

Однако вскоре ситуация может поменяться. Во всяком случае, в судебной практике намечаются новые тенденции.

Что решил Верховный Суд

Он рассмотрел жалобу одного из водителей, который судами предыдущих инстанций был лишен прав за оставление места ДТП.

При этом ситуация была следующей: водитель не уступил дорогу другой машине, которая была просто вынуждена врезаться в дерево. И хотя автомобиль, спровоцировавший аварию, продолжил спокойно двигаться дальше, суды посчитали, что именно он имеет самое прямое отношение к происшедшему.

С этим согласился и Верховный Суд, изложив свою позицию в постановлении от 18.09.2015 года по делу № 78-АД15-4.

Поэтому, если водитель подрезает другую машину, продолжая при этом двигаться дальше без каких-либо повреждений, то виновником возможного ДТП может стать именно он. Другое дело, что зачастую трудно доказать подобный факт. И здесь на помощь могут прийти данные видеорегистратора или показания свидетелей, в число которых могут войти водители проезжающих рядом машин.

Не исключено, что появившееся решение суда станет толчком к изменению не только судебной практики, но и законодательства. Ведь нынешняя редакция правил дорожного движения подразумевает, что участниками ДТП являются машины, которые получили повреждения.

При этом транспорт, который действительно спровоцировал аварию, ПДД не обошли своим вниманием. Однако Верховный Суд указал, что такие водители также являются участниками ДТП, независимо от того, получила их машина повреждения или нет.

Из всего сказанного можно сделать только один вывод. Если вы совершили ДТП по причине того, что вас подрезала другая машина, ее водителя также можно привлечь к ответственности.

Однако для этого должны быть веские доказательства именно его вины. Тогда свою правоту можно отстаивать в суде, опираясь, в том числе и на вышеупомянутое постановление Верховного Суда РФ.

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д.А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова - без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда - от мирового до Верховного - пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

В России обеспечить единообразие судебных решений призваны постановления Пленума Верховного суда РФ. Обобщая судебную практику, судьи ВС РФ изучают решения других судов, в частности Верховного суда и высших судов субъектов РФ. Есть также обзоры судебной практики Верховного суда, на который могут ссылаться все региональные судьи. В обзоре, как правило, содержатся разъяснения по различным ситуациям и анализ конкретных дел. И хотя ни обзоры, ни даже постановления Пленума ВС не являются нормативными актами, судьи всех уровней стараются руководствоваться этими документами, чтобы их решения «устояли» в высших инстанциях.

Что подскажет судьям Пленум?

Таким образом, в отличие от решений Конституционного Суда РФ, официально опубликованная практика других высших судов России судебным прецедентом не является, хотя она и учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона. И лишь арбитражные суды обычно признают наличие прецедента.

Возможно, после решения Верховного суда, защитившего водителя, который пострадал не по своей вине, провокаторов аварий станут чаще признавать виновными и наказывать. Но однозначно утверждать, что «ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание», все-таки рано.

Во-первых, хотелось бы дождаться постановления Пленума ВС на этот счет. Во-вторых, в каждом конкретном случае судья все равно должен разбираться, учитывая обстоятельства дела и показания очевидцев происшествия.

Обычно трудно доказать, что авария случилась из-за машины, которая уехала. Если удалось зафиксировать, чьи опасные маневры вызвали ДТП, и найти «беглеца», то его как минимум можно привлечь к ответственности за оставление места происшествия. Но надо еще доказать, что он видел аварию и имел к ней отношение.

Кто прав, кто виноват?

Разберем две типичные ситуации. На красный свет пролетает лихач. Водитель, который тронулся на разрешающий зеленый сигнал светофора, резко тормозит, чтобы избежать столкновения. И получает удар в зад, потому что в двигавшейся сзади машине не ждали такого подвоха. Раньше всегда был виноват тот, кто ехал сзади.

Второй случай: водитель легковушки обгоняет фуру, но, увидев приближение встречной машины, резко выворачивает руль вправо, подрезает фуру и та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Обочина оказывается мягкой, и фура переворачивается. Виноватым в аварии всегда становился водитель фуры, так как легковушки и след простыл.

специалисты по разбору происшествий и опытные водители советуют: если вас подрезают, не виляйте в сторону, не меняйте полосу движения. Иначе виновным могут объявить именно вас. Правила дорожного движения не предусматривают в случае возникновения опасности выполнения каких-либо маневров. Водитель не должен выезжать на полосу встречного движения или объезжать препятствие по обочине. Он должен только тормозить.

Если же избежать ДТП не удалось, придется собирать доказательства, искать свидетелей, запрашивать записи дорожных камер. Не лишним будет и наличие у участников аварии видеорегистратора.

Изменят ли ПДД?

В силу пункта 1.2 ПДД Дорожно-транспортное происшествие - это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Если автомобиль, водитель которого нарушил ПДД и тем самым спровоцировал ДТП, каких-либо повреждений не получил, то очень непросто доказать, что в действиях этого водителя имеется объективная сторона состава правонарушения. Ведь в определении понятия «дорожно-транспортное происшествие» ничего не говорится о транспортных средствах, имевших непосредственную причастность к аварии.

Нет также и понятия аварии с участием «автомобиля-провокатора». Лихач может остаться безнаказанным, поскольку повреждений на его автомобиле нет, и доказать умысел скрывшегося с места ДТП водителя невозможно.

Итак, решение Верховного суда может изменить правовое отношение к таким авариям, но все же желательно внести соответствующие поправки в Правила дорожного движения, которые у нас, как известно, утверждаются постановлением правительства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация