Как действует нормативный акт в пространстве. Действие нормативных правовых актов в пространстве и во времени. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Главная / Суд

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);

  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие

    Нормативный правовой акт действует в трех сферах:

    1. Во времени (с момента вступления в силу до момента ее утраты).

    Момент вступления в силу: (указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с

    момента принятия; с момента подписания; с момента регистрации; с момента получения адресатом; по истечении

    Прекращает действовать: (по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением

    обстоятельств, на которые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юридической

    силы, противоречащего старому акту).

    Обратная сила (может ли распространяться действие нормативного правового акта на прошедшее время) - закон

    не имеет обратной силы. Два исключения:

      если специально предусматривается применение норм к отношением, возникшим до вступления закона в силу;

      если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за преступления или административные проступки.

    Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы. Нормативные правовые акты вступают в действие:

      с момента, указанного в самом акте;

      по правилам, установленным действующим зак-вом. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты - по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти - при наличии 2 условий:

      после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан,

      после опубликования по истечении 10 дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

    Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

    истечения срока, на который был принят; официальной отмены или признания утратившим силу;

    принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

    вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части; признания акта неконституционным;

    приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить

    действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст. 85 КРФ). Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. К действию НПА во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый НПА распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуе­мость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

    2. В пространстве (действие может распространяться на всю территорию государства (НПА общего действия) и на территорию отдельных субъектов).

    Территория государства: (суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство;

    территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; кабели, трубопроводы; морские,

    речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны).

    Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного гос-ва. К

    ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка),

    внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и

    водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего

    государства, если они находятся в водах своего гос-ва или в нейтральных водах. Территорией данного

    государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море.

    Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом

    имеется соответствующее соглашение между государствами.

    3. По кругу лиц:

      НПА общего характера (распространяется на всех граждан государства);

      НПА специального характера (распространяется на отдельные категории граждан).

    НПА распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие;

    ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения

    (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

    Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия, по общему правилу, на всех, кто

    находится на территории данного гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное.

    Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но

    привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без

    гражданства не распространяются некоторые положения зак-ва, например политические права и свободы

    предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской

    обязанности.

    Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры,

    военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов - Крайнего Севера, районов,

    где объявлено чрезвычайное положение, и др.

    Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на

    определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами

    (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем

    или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

    Предметное действие НПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений.

    Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием

    частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами,

    основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на

    отношения, регламентируемые нормами других отраслей права.

    Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, пре­имущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Имму­нитеты - особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. По сути это подтверждается и содержани­ем международных договоров. В частности, в разд. 19 ст. V Кон­венции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятия­ми и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям». Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты. Во-первых, все они создают особый юридический режим, позво­ляют облегчать положение соответствующих субъектов, расширя­ют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский им­мунитеты также выполняют данную роль. Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средства­ми, побуждающими к определенному поведению и обозначающи­ми собой положительную правовую мотивацию. В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятель­ности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей. В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах. В-пятых, представляют собой формы проявления дифферен­циации юридического упорядочения социальных связей. Вместе с тем, иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привиле­гий, говорить об их самостоятельной юридической природе. Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то им­мунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрица­тельных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязан­ностей, - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности). Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполне­ния международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполно­моченного по правам человека в РФ, членов избирательных комис­сий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседа­телей, прокуроров, следователей прокуратуры и других. Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законода­тельстве. Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты под­разделяются на международные, государственные и обществен­ные; в зависимости от сферы их осуществления - на межгосудар­ственные и внутригосударственные; в зависимости от их характе­ра - на материально-правовые (например, освобождение долж­ностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, имму­нитет судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов и т.п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет - на личную неприкосновенность, не­прикосновенность служебных и жилых помещений, неприкосно­венность имущества, служебной переписки, архивов и иных доку­ментов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.

    Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

    Общий характер нормативных актов не означает отсутствия пределов их действия. Пределы действия нормативных актов устанавливаются во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: 1) вступлением акта в действие; 2) временем прекращения его действия.

    Установлен следующий порядок вступления нормативного акта в действие: 1) общий порядок; 2) специальный порядок.

    Общий порядок вступления нормативного акта в действие определен специальным законом, иным нормативным актом для данного вида нормативных актов, принимаемых определенными органами. Так, согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой 25 мая 1994 г., «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. 3), а вступают в действие по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

    Указом Президента РФ от 26 мая 1996 года установлено: акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (ст. 5 Указа). Общий порядок вступления в действие нормативных актов Правительства РФ определен Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ от 11 апреля 1997 г.: постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия; нормативные акты Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу не ранее их опубликования; иные акты – со дня их подписания. Общий порядок опубликования и введения в действие региональных нормативных актов устанавливается специальными актами самих субъектов Федерации.

    Специальный порядок введения в действие нормативных актов устанавливается в самом нормативном акте либо в особом акте о порядке вступления в действие данного закона, принятом законодательным органом одновременно с законом. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие кодекса.

    Специальный порядок введения в действие нормативных актов может предусматривать следующие случаи:

    § в акте называется конкретная дата введения его в действие;

    § акт вводится в действие с момента принятия;

    § акт вводится в действие с даты утверждения (регистрации) акта;

    § акт вводится в действие поэтапно (частями);

    § акт вводится в действие с даты фактического получения акта исполнителями (для актов, которые не публикуются).

    Нормативные акты прекращают свое действие с утратой ими юридической силы. Такая утрата возможна в результате наличия следующих обстоятельств:

    истечение срока действия, если нормативный акт издан на определенный строк (таков, например, закон о бюджете);

    прямая отмена данного акта другим актом, изданным компетентным органом;

    фактическая отмена (замена) нормативного акта изданием нового, который устанавливает для данного круга отношений новые правовые нормы, в этом случае ранее действующий нормативный акт утрачивает силу с момента введения нового нормативного акта.

    С действием нормативного акта во времени связана проблема обратной силы закона и переживание закона (нормативного акта).

    Обратная сила закона - это распространение действия нового акта на факты, обстоятельства, которые возникли до введения в действие новых правовых норм. По общему правилу: закон обратной силы не имеет. Он направлен в будущее, распространяется на юридические обстоятельства, факты, которые возникают после вступления закона в действие. Из этого общего правила есть несколько исключений.

    Обратная сила данному нормативному акту может быть придана самим правотворческим органом, что указывается в соответствующих нормах права этого акта. Обратной силой обладают нормативные акты, устраняющие или смягчающие юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Такой силой обладают нормативные акты, конкретизирующие ранее принятые правовые акты.

    Переживание закона - это продолжение действия определенных норм закона после его отмены. Это возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенное время действие норм отмененного закона.

    Действие нормативных актов в пространстве характеризуется тем, на какую территорию они распространяются. Нормативные акты, действующие внутри границ данного государства, распространяют свое действие:

    § на всю территорию государства (акты правотворческих органов общей компетенции);

    § на определенную ее часть (региональные, местные акты).

    С территорией тесно связано действие нормативных актов по лицам. Общее правило здесь - нормативный акт распространяет свое действие на всех лиц в пределах территориальной сферы действия. Вместе с тем отдельные нормативные акты могут распространяться только на определенную группу субъектов. К ним относятся, например, многие ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется только на лиц в пределах данного ведомства или организации (локальные нормы).

    С пределами действия нормативных актов связана возможность столкновения, противоречий между ними, которые называются коллизиями. Для преодоления коллизий имеются определенные правила (коллизионные нормы):

    § при расхождении федерального и регионального (субъектов федерации) законов действует федеральный закон;

    § при расхождении нормативных актов, изданных различнымигосударственными органами, преимущество имеет акт, изданный вышестоящим органом;

    § при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, преимущество имеет более поздний акт.

    Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу : 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

    В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

    Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

    Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

    Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие : а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта, противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

    По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

    В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

    По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

    Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

    Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

    Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской аварии), за пределами которой акт теряет свое регулирующее воздействие.

    В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

    Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

    В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда .

    Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

    Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Действие нормативных правовых актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо с момента их принятия, либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

    В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

    Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем прежний, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

    По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы . Это означает на практике следующее: при возникновении, например имущественного спора или совершения преступления в то время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

    В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом.

    По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны. Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Под государственной территорией РФ понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе. Акты субъектов РФ действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

    Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц – значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания. В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и нс совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация