Дисциплинарная ответственность по административному праву. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Любые образовательные работы на заказ

Главная / Суд

Введение

Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организации за нарушения законности и государственной дисциплины.

Существует большое количество различных административных правил. К числу таких правил относятся такие правила, как правила дородного движения, противопожарные, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила воинского учета и другие.

Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность является Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также ряд федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.

Предметом рассмотрения нашей контрольной работы является одна из разновидностей административной ответственности - дисциплинарная ответственность.

Понятие дисциплинарной ответственности в административном праве

Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.

В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.

Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.

В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями.

Так, по Закону об основах государственной службы в Российской Федерации государственные служащие подлежат ответственности j.i должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.

Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется различным способом. Например, служебная дисциплина в органах налоговой полиции означает соблюдение сотрудниками налоговой полиции установленных законодательством Российской Федерации, присягой, контрактом о службе, а также приказами директора Федеральной службы налоговой полиции и прямых начальников порядка и правил при исполнении возложенных на сотрудников обязанностей и осуществления имеющихся у них полномочий.

В описательном варианте определены основания дисциплинарной ответственности глав администраций субъектов Российской Федерации, то есть путем перечисления актов, законов, указов Президента Российской Федерации и т.д., неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет их ответственность.

В понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести.

Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины закреплены в ст. 135 КЗоТ РСФСР, содержащей оговорку, что законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания.

Так, взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном, соответствии, увольнение с государственной службы; к главам администраций субъектов Российской Федерации замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от должности.

Предусмотрены специфические и относительно многочисленные дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим категориям лиц, за совершенные ими дисциплинарные проступки.

Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными opганами (должностными лицами) на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.

Известны также случаи, когда проступок признается дисциплинарным, хотя лица, его совершившие, не связаны с тем или иным коллективом трудовыми, служебными отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них правил и обязанностей.

Дисциплинарная ответственность указанных субъектов всецело регламентируется административным правом.

Любые образовательные работы на заказ

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38)

Курсовая Купить готовую 940 (25 стр) Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка - яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся...

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38) (реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Введение
  • Глава 1. Дисциплинарная ответственность как институт административного права
    • 1. 1. Понятие административной ответственности
    • 1. 2. Правовая природа дисциплинарной ответственности
  • Глава 2. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 2. 1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих
    • 2. 2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться — основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля — I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант — властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих. Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах Р Ф после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г. установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Заключение

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Таким образом, правовое регулирование российского законодательства продолжается. В целом содержание правовых норм соответствует характеру общественных отношений и потребностям общества. Обобщая положения правовых норм, можно выделить наметившиеся тенденции.

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка — яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся в законах. Переход от закрепления правовых норм в подзаконных актах к их законодательному закреплению носит также позитивный характер.

Представляется, что перечисленные тенденции лишь в некоторой степени показывают характер обновления правового регулирования служебных отношений. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Список использованной литературы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,

Таможенный кодекс РФ от 28.

06.2003, N 22, ст. 2066,

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,

Указ Президента Р Ф от 10 .

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749,

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. -150 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. -816 с.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. -725с.

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8.

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9.

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6.

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С. 511

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. С. 3

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. С. 157

Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9. С. 25

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. С. 589

Таможенный кодекс РФ от 28.

05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.

06.2003, N 22, ст. 2066

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6. С. 43

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8. С. 15

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3. С. 25

Указ Президента Р Ф от 10.

11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749

Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. С. 444

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10. С. 54

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,
  2. Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3,
  3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066,
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,
  6. Указ Президента Р Ф от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.11.2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749,
  7. Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. - М., 2001. -150 с.
  8. Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. -697 с.
  9. Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманевой Н. Ю. -М.: Юристъ. 2006. -553 с.
  10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право . -М.: Норма. 2007. -816 с.
  11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. -725с.
  12. Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. -544с.
  13. Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.
  14. Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих //Военно-юридический журнал. 2007. № 8.
  15. Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России //Российский судья. 2005. № 9.
  16. Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих //Трудовое право. 2006. № 6.
  17. Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Курсовая

Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной реформы, порож-дающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижаю-щих доверие к органам власти и управления, к проводимой государством по-литики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и нацио-нальной безопасности. Одним из наиболее существенных...

Курсовая

Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции Р Ф оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда Р Ф рассматривать дела...

Курсовая

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения...

Курсовая

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет. Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях коренным образом изменил подход по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Государственная...

Труднее всего подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, существование которых несовместимо с квалификацией правонарушения, даже в тех случаях, когда удалось доказать нарушение публичных правил и его общественно опасные последствия. В соответствии с КоАП юридическое лицо не может быть признано виновным в административном правонарушении, если оно приняло все зависящие от него меры...

Контрольная

Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т. е. по предмету отрасли действующего права нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т. п.). Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при...

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством было принято Постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям...

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей.

Особенности:

1)наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

2)состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3)право не ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4)основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права, в данном случае - АП.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:

1)истек 1 год давности

2)лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Виды дисциплинарных взысканий (общие для всех):

1. Замечание (устное) - правовых последствий не несет

2. Выговор

3. Строгий выговор

4. Предупреждение о неполном служебном соответствии

5. Увольнение

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине.

Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н. Бахрахом, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих административно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права.

Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса.

Дисциплинарное производство по административному праву базируется на определенных принципах, которые являются исходными позициями, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках государственных служащих, учащихся и других субъектов и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности. Это принципы: законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические. Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Это -- принципы экономичности, оперативности, целесообразности.

Порядок применения и снятия Д.О. по ФЗ «о государственной гражданской службе РФ».

Ст. 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность - разновидность юридической ответственности. B то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ee важнейшие отличительные особенности:

1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2) состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3) право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Ho наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов.

Ha основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц - членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Их виды устанавливаются нормативными актами. Цель их использования - общая и частная превенция правонарушений - достигается как их содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много моральноправовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. A для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение B должности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. A к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. A разные командиры обладают не дцинаковым объемом дисциплинарной власти.

Еще по теме § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву:

  1. 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства по административному праву
  2. Глава 22 Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву
  3. § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  4. Тема 12. Дисциплинарная и материальная ответственность 12.1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности, основания ее применения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие дисциплинарного проступка

2.Общая дисциплинарная ответственность

3. Специальная дисциплинарная ответственность

4. Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Заключение

Список литературы

Введение

Дисциплина труда определяется как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Поведение работников в процессе трудовой деятельности регулируется коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем в пределах своей компетенции, в порядке, установленном ст. 8 ТК. К локальным нормативным актам относятся: правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, графики сменности и др.

Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного изыскания. Такими взысканиями являются: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и дополнению в правилах внутреннего трудового распорядка организаций не подлежит.

Гарантиями защиты интересов работников от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности служат установленные ст. 192 ТК правила наложения дисциплинарных взысканий.

1. Понятие дисциплинарного проступка

Трудовой кодекс основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности считает дисциплинарный проступок. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в действующем законодательстве.

Для дисциплинарного проступка характерно, во-первых, неисполнение работником своих обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине, техническими правилами, должностными положениями и инструкциями, а также вытекающих из трудового договора, заключенного работником с конкретной организацией. К таким нарушениям судебная практика, в частности, относит:

отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением (в установленном порядке) норм труда, так как в силу трудового договора работник обязан выполнять обусловленную работу с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. При этом следует иметь в виду; что отказ от работы в связи с изменением существенных условий труда не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ст. 77 ТК;

отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от специального обучения (в рабочее время) и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Во-вторых, дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, т.е. такое поведение работника, которое нарушает действующее законодательство. Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, за отказ выполнять работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК). Не может служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности участие работника в забастовке, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с требованиями закона (ст. 414 ТК).

Поскольку законом не предусмотрено право работодателя без согласия работника досрочно отозвать его из отпуска, отказ выполнить распоряжение о выходе на работу до окончания отпуска также нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины.

В-третьих, дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника (например, из-за ненадлежащего оборудования рабочего места, необеспечения охраны складского помещения) не может считаться дисциплинарным проступком. Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова. - М., 2003. - С. 249.

2. Общая дисциплинарная ответственность

Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершенный им дисциплинарный проступок составляет содержание понятия дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена разделом VIII ТК. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен в ст.193 ТК.

Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного изыскания, содержащегося в ст. 192 ТК. Такими взысканиями являются: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и дополнению в правилах внутреннего трудового распорядка организаций не подлежит.

Трудовой кодекс расширил перечень оснований, которые рассматриваются дисциплинарными проступками, влекущими применение увольнения в качестве дисциплинарного взыскания. К таким основаниям отнесены:

неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК);

однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей: прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня) (подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК); разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК); совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК); нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п.6 ст.81 ТК);

совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК);

принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК);

однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК).

К дисциплинарному можно отнести аморальный проступок, совершенный работником, выполняющим воспитательные функции (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя, преподаватели). От этих категорий работников (в силу специфики выполняемой работы) требуется образцовое поведение и на работе, и в быту. Совершение же ими аморального проступка, как считает законодатель, несовместимо с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК).

Применение дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины является правом, а не обязанностью руководителя организации, который, учитывая конкретные обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, может и не налагать на работника взыскания, а ограничиться беседой с ним или устным замечанием. В то же время работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание и тогда, когда работник до совершения этого проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются по истечении срока предупреждения об увольнении. Дзарасов М.Э. К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение // Гражданин и право. - 2002. - № 5.

Гарантиями защиты интересов работников от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности служат установленные ст. 192 ТК правила наложения дисциплинарных взысканий. Они состоят в следующем.

1. Дисциплинарные взыскания вправе налагать работодатель. Другие должностные лица пользуются дисциплинарными полномочиями в том случае, если они предоставлены им соответствующими документами (уставом организации, приказом работодателя и др.). Однако право применять дисциплинарное взыскание в виде увольнения имеют только должностные лица, правомочные осуществлять прием и увольнение работников.

2. До наложения взыскания от нарушителя должно быть затребовано в письменной форме объяснение о совершенном дисциплинарном проступке. Отказ работника дать письменное объяснение не может служить препятствием для применения взыскания. В случае отказа работника дать письменное объяснение по существу совершенного им проступка составляется акт с указанием присутствующих при этом свидетелей.

3. Дисциплинарные взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Этим днем считается день, когда о проступке стало известно любому должностному лицу, которому по службе подчинен работник, независимо от того, наделен он правом налагать дисциплинарные взыскания или нет.

В месячный срок не засчитывается время отсутствия трудящегося на работе вследствие болезни или нахождения в отпуске (ежегодном, учебном, без сохранения заработной платы и др.), а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников. Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работы), не прерывает течение месячного срока.

Когда в порядке дисциплинарного взыскания применяется увольнение по подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК, месячный срок исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда, которым установлена вина работника в хищении (в том числе мелкого) чужого имущества, растрате, умышленном его уничтожении или повреждении, либо постановления компетентного органа о наложении за эти правонарушения административного взыскания.

В случае совершения работником длительного прогула месячный срок со дня его обнаружения исчисляется не с первого дня прогула, а с последнего.

Дисциплинарное взыскание не применяется по истечении шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности -- по истечении двух лет со дня его совершения, не считая времени производства по уголовному делу.

4. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника. Согласно устоявшейся судебной практике, если при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с котором расторгнут за нарушение трудовой дисциплины, суд прядет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета его тяжести, обстоятельств, при которых он совершен, а также предшествующего поведения работника, отношения к труду, он может быть восстановлен на работе.

5. За один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание. Наряду с ним к нарушителю трудовой дисциплины могут быть применены и другие меры правового воздействия, например полное или частичное лишение премии и вознаграждения по итогам работы за год.

Если после наложения дисциплинарного взыскания работник продолжает нарушать трудовую дисциплину, допустимо применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в том числе увольнение.

6. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) работодателя, который доводится до сведения работника под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Кроме того, в ч. 6 ст. 193 ТК предусмотрено, что в случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

7. Взыскание сохраняет свое действие на протяжении одного года, по истечении которого работник считается не подвергавшимся дисциплинарной ответственности (если в этот период к нему не будет применено новое дисциплинарное взыскание). Наложенное взыскание может быть снято до истечения года по инициативе работодателя, применившего взыскание, по просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник. Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова. - М., 2003. - С. 253.

Трудовой кодекс предоставляет работникам право обжаловать приказы (распоряжения) о наложении дисциплинарных взысканий. В отличие от КЗоТ, допускавшего подачу жалобы в органы по рассмотрению трудовых споров, ч. 7 ст. 193 ТК предусматривает альтернативную подведомственность по таким трудовым спорам, предоставляя работникам право выбора инстанции, в которую направляется жалоба, -- государственные инспекции труда или органы по рассмотрению трудовых споров.

3. Специальная дисциплинарная ответственность

Специальная дисциплинарная ответственность установлена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих под действие уставов и положений о дисциплине. В Трудовой кодекс включена ст. 195, посвященная дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей.

К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам (положениям) о дисциплине, наряду с общими взысканиями могут применяться взыскания, предусмотренные в соответствующем уставе (положении). Например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2311. , введено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном служебном соответствии, которое применяется в случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков:

в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 40. - Ст. 3965. , предусмотрено такое дисциплинарное взыскание, как изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла.

В уставах и положениях о дисциплине определяются руководители, наделенные властными полномочиями по применению конкретных дисциплинарных взысканий, и порядок их применения. Так, согласно Уставу о дисциплине экипажей, судов обеспечения Военно-Морского Флота, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г., руководитель (командир судна, капитан) имеет право: объявлять замечание, выговор, строгий выговор, предупреждать о неполном служебном соответствии. Руководитель (командир соединения кораблей, воинской части), обладающий правом приема на работу, имеет право налагать дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины на капитанов и членов экипажей судов в полном объеме. Правами по применению дисциплинарных взысканий обладают также вышестоящие руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова. - М., 2003. - С. 255.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий может иметь особенности, учитывающие специфику работы транспорта. Например, дисциплинарное взыскание, по общему правилу, не может налагаться позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. Уставом же о дисциплине работников морского транспорта для членов экипажей судов дальнего плавания этот срок увеличен до одного года.

Статья 192 ТК не допускает применения дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Нельзя, например, уменьшать отпуск на число дней прогулов, переносить отпуск на другое время, налагать штраф, переводить работников на нижеоплачиваемую работу или должность.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами (положениями) о дисциплине, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ГК. Исходя из содержания этой статьи, профсоюзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать работодателю заявление, указав в нем на допущенные руководителем (его заместителями) организации нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть это заявление и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова. - М., 2003. - С. 256.

3 . Дисциплинарная ответственность государственных служащих

дисциплинарный проступок ответственность

Законодательство предусматривает также, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Она выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение правонарушений, т.е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность -- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применятся на общих с другими гражданами основаниях (равенство перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 -- обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, и др.

Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности

Предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. На этот счет применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции -- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной ответственности лица, находящиеся на государственной службе, привлекаются на общих основаниях с гражданами РФ, однако с соответствующими ограничениями, например в отношении военнослужащих, как это предусмотрено ст. 2.5 КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст.1. и другими нормативными правовыми актами.

Заключение

Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершенный им дисциплинарный проступок составляет содержание понятия дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную.

К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники. Она предусматривается Трудовым кодексом и обычно воспроизводится правилами внутреннего трудового распорядка организаций.

Специальная дисциплинарная ответственность установлена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих под действие уставов и положений о дисциплине.

Специальную дисциплинарную ответственность отличает от общей перечень взысканий, порядок их наложения и обжалования.

Одним из ее видов является ответственность по уставам и положениям о дисциплине. Она распространяется в основном на работников соответствующей отрасли народного хозяйства, которые выполняют в ней основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата. Уставы (положения) определяют и круг должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания.

К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам (положениям) о дисциплине, наряду с общими взысканиями могут применяться взыскания, предусмотренные в соответствующем уставе (положении).

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1999. - 48 с.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст.1.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст. 3.

4. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990; 1999. - № 9. - Ст. 974; 2000. - № 46. - Ст. 4537.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 25.08.1992 № 621 (ред. 24.05.2002) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 9. - Ст. 603.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии» от 10.07.1998 № 744 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3557.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г. № 1396 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 47. - Ст. 5742.

8. Административное законодательство Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: Юристъ, 2000. - 830 с.

9. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - 697 с.

10. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2000. - 728 с.

11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1998. - 672 с.

12. Габричидзе Б.Н. , Елисеев Б.П. Российское административное право. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 622 с.

13. Дзарасов М.Э. К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение // Гражданин и право. - 2002. - № 5.

14. Козлов Ю. М. Административное право. - М.: Юристъ, 2001. - 320 с.

15. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств» / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: ИНФРА-М, 1998.

16. Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 1998. - 798 с.

17. Манохин В.М. , Адушкин Ю.С. , Багишаев З.А. Российское административное право. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.

18. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - 592 с.

19. Ноздрачев А.Ф. Правоограничения государственных служащих в России // Право и экономика. - 1995. - № 11 - 12. - С. 16 - 20.

20. Ноздрачев А.Ф. Федеральный закон об основах государственной службы // Право и экономика. - 1995. - № 23 - 24. - С. 8 - 14.

21. Овсянко Д.М. Административное право. - М.: Юристъ, 1997. - 448 с.

22. Силин А.А. Трудовая дисциплина (социально-правовые аспекты) // Законодательство. - 2000. - № 11.

23. Сосна Б.И. Трудовое право: практические вопросы применения ответственности // Законодательство. - 2001. - № 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, функции и условия возникновения дисциплинарной ответственности в российском трудовом праве. Источники регулирования отношений в сфере дисциплинарной ответственности, ее основные виды. Отличия специальной дисциплинарной ответственности от общей.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Сущность понятия "дисциплинарная ответственность". Дисциплинарный проступок: объект, субъект, признаки. Отличие специальной дисциплинарной ответственности от общей. Функции дисциплинарной ответственности: регулятивная; превентивная; восстановительная.

    реферат , добавлен 19.07.2010

    Рассмотрение основных видов источников трудового права Российской Федерации. Анализ особенностей регулирования трудовых отношений между работником и работодателем. Изучение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2014

    Общая и специальная дисциплинарная ответственности в трудовом праве, ее виды, черты, порядок и условие применения. Значение дисциплины труда, служебная подчиненность. Дисциплинарный проступок, вина правонарушителя и виды взысканий, сценарии их отмены.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Общее понятие и сущность юридической ответственности. Виды дисциплинарной ответственности и их соотношение. Дисциплинарный проступок как основное условие дисциплинарной ответственности. Обусловленность дисциплинарных взысканий и порядок их наложения.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности. Характеристика проблем дисциплинарной ответственности государственных служащих, в том числе в проекте Трудового Кодекса Украины. Порядок и условия применения дисциплинарных взысканий.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие и условия возникновения дисциплинарной ответственности в Российском трудовом праве. Источники регулирования отношений в сфере дисциплинарной ответственности. Общая и специальная дисциплинарная ответственность: понятие, субъекты, виды взысканий.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Понятие дисциплинарной ответственности и ее основные виды. Основания для привлечения к ней. Субъекты и объекты дисциплинарного проступка. Его отличие от административного правонарушения. Основные виды, меры и порядок применения дисциплинарных взысканий.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2011

    Понятие, виды и основные черты ответственности по административному праву. Наказательная функция, общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение административных мер. Виды юридической ответственности. Состав административного проступка.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация