Что представляет собой состав экологического правонарушения? Понятие и состав экологических правонарушений 1 понятие и состав экологического правонарушения

Главная / Суд

В Российской Федерации как конституционном правовом государстве согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как правило, самые незначительные проступки, например, непотушенный костер на лесном участке, мойка автомобилей на берегу водоема или водотока, складирование бытовых, производственных отходов в несанкционированной локации могут привести к причинению существенного вреда окружающей среде вплоть до необратимости восстановления таковой.

Приходится констатировать, что российские нормы права, регулирующие экологические отношения, нарушаются практически повсеместно. При современном уровне развития науки и техники неправосознательные и недобросовестные граждане, должностные лица продолжают загрязнять и уничтожать уникальные компоненты окружающей природной среды. В предпринимательской сфере экологические приоритеты либо не соблюдаются, либо вообще системно нарушаются грубейшим образом .

В связи с вышеуказанным абсолютно справедливо возникает вопрос о правовых последствиях антиэкологического поведения субъектов вредоносных правоотношений, а также о возможности и основаниях привлечения допустивших нарушения лиц к установленной законом ответственности.

В правовой науке предусмотренная позитивными нормами права юридическая ответственность за совершенное правонарушение имеет признак ретроспективности, т.е. это закономерная деятельность уполномоченных органов власти или должностных лиц по возложению обязанностей и лишений за неправомерное поведение в охраняемом общественном отношении, имевшее место в прошлом.

Ретроспективная юридическая ответственность возникает в результате неисполнения активной обязанности, нарушения установленного в источнике права императивного запрета, злоупотребления правом с признаками неправомерной деятельности (шиканы). Следовательно, основанием наступления ретроспективной юридической ответственности служит противоправное поведение в форме правонарушения. Перед тем как основательно перейти к характеристике такового, необходимо рассмотреть сущность юридической ответственности, ту роль, ради которой принимаются соответствующие правовые санкции с целью защиты хрупкого экологического баланса в интересах настоящего и будущих поколений граждан.

Представляется, что юридическая ответственность, прежде всего, означает негативную реакцию государства или муниципального образования, а также большей части общества на совершенное правонарушение, включая нравственно-правовое осуждение, в т.ч. порицание социумом правонарушителя. Указанная реализация специфического внимания к субъекту юридической ответственности за совершенное им противоправное деяние состоит в конгруэнтном воздаянии, которое заключается в справедливом возмещении или соразмерной компенсации причиненного правонарушением вреда и в применении к личности или имуществу правонарушителя мер негативного воздействия. При этом вопрос о характере и размере причиненного вреда имеет важное самостоятельное значение для любой правовой отрасли, регламентирующей самостоятельный вид юридической ответственности .

Следует отметить, что ответственность за экологические правонарушения, в основном, выполняет ряд следующих функций (направлений функциональной нагрузки):

> мотивационная - направленная на стандартное соблюдение норм экологического права всеми субъектами правоотношений;

> карательная - проявляющаяся в реализации принципа неотвратимости наказания субъекта правонарушения за совершение противоправного деяния;

> предупредительная - способствующая предупреждению совершения новых правонарушений;

> восстановительная - возмещение причиненного ущерба окружающей среде в натуральной форме либо посредством выплаты денежных средств;

> просветительская - привлечение представителей общества к современным проблемам экологии, повышение в обществе экологического правосознания.

Исходя из вышеперечисленных функциональных задач, сущность и назначение юридической ответственности как правового результата совершения экологического правонарушения заключается в неблагоприятных последствиях, применяемых к личности и (или) имуществу нарушителя экологических требований.

Таким образом, юридическая ответственность за экологические правонарушения - это многогранные отношения между государством или муниципальным образованием в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц в области охраны окружающей среды, с одной стороны, и совершившим экологическое правонарушение физическим, должностным или юридическим лицом - с другой стороны, по применению к нарушителю установленных мер негативного воздействия к его личностному, организационному и (или) имущественному состоянию. Иными словами, юридическая ответственность является прямым правовым последствием совершения экологического правонарушения, вследствие которого причиняется вред окружающей среде либо провоцируется возможность причинения такового.

Говоря об определении понятия экологического правонарушения, следует отметить, что это противоправное, как правило, виновное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Классификация экологических правонарушений имеет прямую зависимость от видов юридической ответственности, установленных российским законодательством.

В различных источниках экологического права положения о юридической ответственности и экологических правонарушениях формулируются по-разному. Согласно положениям Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 1 лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 31). Однако в ст. 32, регулирующей возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, имущественная ответственность даже не упоминается. Вместе с тем такой вред подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда; при их отсутствии - в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ также не указывается, в рамках какого вида юридической ответственности возмещается вред, причиненный земельными правонарушениями: юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений (ст. 76).

На сегодня остается немало не вполне решенных вопросов, касающихся экологических правонарушений и юридической ответственности за их совершение. Например, существует проблема соотношения гражданско-правовой и материальной ответственности как разновидностей имущественной ответственности, установленной Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Другая проблема коррелирует к возможности существования эколого-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности .

В целом, думается, что применительно к сфере взаимодействия общества и природы представляется возможным назвать различные виды юридической ответственности:

1) конституционная (при нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду и иных конституционных прав в экологической сфере);

2) экологическая (по факту вредоносного посягательства на объекты экологического права);

3) природоохранительная (при нарушении требований об охране природных ресурсов);

4) природоресурсная (в случае нерационального использования компонентов природной среды);

5) таксовая (официально-оценочная ответственность, выраженная в валюте РФ с целью исчисления размера причиненного вреда);

6) уголовная (по приговору суда в связи с криминализацией экологического правонарушения);

7) административная (по факту совершения экологического правонарушения, предусмотренного административным законодательством);

8) дисциплинарная (при нарушении трудовых (служебных) правил в экологической сфере);

9) имущественная (когда вред может быть оценен и иметь имущественное выражение для последующего возмещения);

10) гражданско-правовая (в рамках исполнения деликтного обязательства, вытекающего из причинения вреда);

11) материальная (если правонарушение работника (служащего) причинило вред имуществу работодателя).

Тем не менее презюмируется, что основные виды экологических правонарушений - деликты, проступки и преступления - определяются по критерию определенного вида ответственности, закрепленного в действующем законодательстве.

Необходимо обратиться к базовому нормативному правовому акту экологического права как отрасли российского законодательства - Федеральному закону РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , в котором юридическая ответственность за экологические правонарушения находит свое отражение в нормах гл. XIV. Так, в ст. 75 указанного правового источника за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Таким образом, всего существует четыре основных вида правонарушений в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:

> экологические деликты (гл. 59 ГК РФ );

> эколого-дисциплинарные проступки (гл. 30 ТК РФ );

> административные экоправонарушения (гл. 8, 10 КоАП РФ );

> экологические преступления (гл. 26 УК РФ ).

Важно отметить, что юридическим основанием привлечения правонарушителя к установленным мерам ответственности является наличие в его деянии (действии, бездействии) состава экологического правонарушения, подробно регламентированного нормами соответствующей отрасли права в зависимости от вышеуказанной видовой характеристики противоправного поведения.

Как известно еще из теории государства и права, любой состав правонарушения содержит стандартные структурные элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), однако экологические правонарушения, безусловно, характеризуются своей спецификой.

Прежде всего объектом экологического правонарушения является регулируемая нормами права совокупность общественных отношений по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Соответственно, в качестве объектов экологического правонарушения могут выступать общественные отношения:

> в сфере публичного управления экологическими процессами;

> области рационального использования природных ресурсов;

> сфере установленных правил охраны отдельных природных комплексов, природных объектов и компонентов природной среды;

> направлении обеспечения экологической безопасности граждан;

> сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Непосредственным предметом экологического правонарушения, как правило, выступает экосистема в целом или некоторые элементы природы, в т.ч. почва, недра, водные ресурсы, атмосферный (тропосферный) воздух, биологический мир, озоновый слой, околоземное космическое пространство и иные компоненты окружающей природной среды.

Объективная сторона экологического правонарушения, как известно, характеризует внешнее выражение процесса противоправного посягательства на охраняемые экологические явления. В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, обстановка, способы совершения правонарушения (ст. 256 УК РФ, ст. 8.26 КоАП РФ).

В целом объективную сторону образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества и государства либо создание реальной угрозы причинения такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде возникновения ущерба окружающей среде и (или) здоровью человека.

Следует отметить, что по конструктивным свойствам объективной стороны составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные. Правонарушения, объективная сторона которых определяется с помощью единственного признака, т.е. нарушения экологических требований путем действий или бездействия (признак № 1), имеют формальные составы. При обязательном наличии всех признаков объективной стороны (признаки № 1, 2, 3) подразумеваются материальные составы.

Следующий элемент состава экологического правонарушения - это субъект, в роли которого могут выступать физические, должностные или юридические лица в зависимости от квалификации деяния и его вида. Так, субъектами эколого-дисциплинарных проступков являются должностные лица и работники предприятий, экологических преступлений - физические и должностные лица, административных экоправонарушений и экологических деликтов - граждане, должностные лица и организации.

Уголовная и административная ответственность физических лиц за совершение экологического правонарушения наступает с 16-летнего возраста. Гражданско-правовая ответственность возлагается на граждан с четырнадцати до восемнадцати лет в качестве ограниченной, при этом по мере необходимости дополняется имущественными санкциями к законным представителям несовершеннолетних (родителям, опекунам, попечителям и др.), т.е. таковые отвечают субсидиарно. Полная имущественная ответственность наступает с восемнадцати лет, когда физическое лицо становится уже полностью деликтоспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной ответственности к лицам, виновным в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере, что предполагает возраст, с которого может быть заключен трудовой договор, т.е. с 14 лет (ст. 63 ТК РФ).

Говоря о субъективной стороне экологического правонарушения, необходимо назвать ее основное проявление в одной из двух форм вины - умысел или неосторожность. Так, например, в Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Форма вины в конкретных экологических преступлениях либо подразумевается, либо прямо указывается в диспозициях статей. Умысел правонарушителя презюмируется в составах, когда указания на неосторожность отсутствует (ч. 2 ст. 24 УК РФ). В административном законодательстве формы вины определяются аналогично - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). В свою очередь, ГК РФ оперирует понятием «грубой неосторожности» самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при оценке ущерба для его возмещения правонарушителем (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

Требуется констатировать, что в природоохранительной практике может иметь место ответственность при отсутствии вины (ст. 1079 ГК РФ). Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Проанализировав состав экологического правонарушения, следует отдельно остановиться на объективной стороне и ее третьем признаке (причинная связь между деянием и последствиями), который, в свою очередь, на практике доказывается весьма проблематично, несмотря на явное существование двух других, по причине качественных и количественных свойств экологического вреда.

Безусловно, вред окружающей среде проявляется в нескольких формах: экологической - уничтожение, истощение, загрязнение природных объектов, разрушение естественных связей в экосистемах, деградация генофонда биосферы; экономической - вредоносные воздействия на имущество собственника, а также лица, осуществляющего легальное природопользование, возникновение вынужденного бремени несения

расходов по восстановлению имущественных интересов; социальной - ухудшение условий жизни людей, отрицательное влияние на прогрессивное развитие человеческого общества, демографическую ситуацию; медицинской - дестабилизация здоровья физических лиц, начиная с малолетнего возраста, рост числа заболеваний на фоне неблагоприятной экологической обстановки, превышение смертности над рождаемостью, изменение человеческого генома, вред не только настоящему, но и будущим поколениям людей; глобальной - накопление сложнообратимых либо абсолютно необратимых изменений окружающей природной среды в общепланетарном масштабе.

Существует серьезная проблема правоприменения, при которой вышеуказанные формы вреда, причиненного экологическими правонарушениями, не учитываются при функционировании правового механизма охраны соответствующих интересов общества и государства.

Вместе с тем на законодательном уровне разработаны и утверждены соответствующие правовые рекомендации по расчету и оценке причиненного экологического ущерба, который возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вредоносных последствий.

Специальные методики применяются в отношении таких объектов, как земля, водные объекты, атмосферный воздух и недра, а таксы (твердые единицы исчисления убытков) - в отношении лесов и животного мира. К сожалению, исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного экологического ущерба . Необходимо назвать действующие нормативные правовые акты, содержащие легальные методики исчисления экологического вреда различным компонентам окружающей среды:

1) атмосферного воздуха: «Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха» (утв. Минприроды РФ 02.11.1992) ;

2) водных ресурсов: приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» ; приказ Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 № 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» ;

3) лесных насаждений: Постановление Правительства РФ от

08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» ;

4) объектов животного мира: приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» ; приказ МПР России от

28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» ; приказ Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим

ресурсам» ;

5) почвы: приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» .

Следует отметить, что в системе методико-правовых источников по определению экологического вреда временные рекомендации по поводу охраны атмосферного воздуха уже значительно устарели, а эффективная методика исчисления ущерба недрам вообще практически отсутствует. Кроме того, действующие методические указания по вышеназванным объектам постоянно уточняются. Так, например, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 02.06.2015 № 12-П признал не соответствующими Конституции РФ положения Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в той мере, в которой они не учитывают расходы нарушителя по ликвидации последствий вреда при расчете размера компенсации вреда окружающей среде .

Соответственно, с точки зрения выявления, оценки причиняемого эковреда и его последствий экологическое правонарушение объективно представляет собой не вполне изученное юридическое явление.

По итогам настоящего параграфа следует сделать вывод, что экологическим правонарушением принято считать виновное, противоправное четырехсоставное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вредоносные последствия окружающей природной среде, рассчитываемые в соответствии с установленными таксами и методиками, либо создающее реальную угрозу такого причинения. На современном этапе развития законодательства институт юридической ответственности применительно к сфере взаимодействия общества и природы получил достаточно интенсивное развитие, что также подтверждается динамичным существованием отдельной главы 26 «Экологические преступления» в УК РФ.

Еще по теме § 1. Понятие, виды и состав экологического правонарушения:

  1. 8. Административное правонарушение: юридический состав
  2. § 1. Понятие, виды и состав экологического правонарушения
  3. Концепция экологической ответственности за экологические правонарушения
  4. Экологическое правонарушение и виды ответственности за его совершение
  5. § 4. Основания и виды ответственности за нарушения таможенного законодательства.
  6. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  7. § 1. Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности и их классификация
  8. § 2. Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль как основные инструменты выявления земельных правонарушений
  9. § 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области земельных отношений
  10. § 2. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере земельных отношений
  11. § 3. Виды административных правонарушений, посягающих на экономические отношения, и проблемы их квалификации
  12. § 1. Назначение и исполнение основных видов административных наказаний в области защиты Государственной границы Российской Федерации
  13. § 2. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности членов органов управления хозяйственных обществ
  14. § 1. Понятие и сущность страхования гражданско-правовой ответственности
  15. Ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды Арктики по законодательству Российской Федерации
  16. § 2. Понятие и частноправовые аспекты объекта предпринимательского отношения по эксплуатации опасных производственных объектов

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризующие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объект экологического правонарушения

Объектом экологического правонарушения в широком смысле его понимания являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Экологическое право России. Учебник. / Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. - М.: Триада, ЛТД, 2006. С.92.

Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.

Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, -- хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

В экологических правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).

Под объектом правонарушения в узкой трактовке экологического правонарушения понимается то, на что направлено посягательство, т.е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.

  • - общий - вся совокупность административных правоотношений в сфере экологии;
  • - родовой - 1) отношения собственности на природные ресурсы; 2) отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, сохранению окружающей среды и обеспечению экологических прав граждан; 3) отношения, складывающиеся в процессе управления охраной природы;
  • - непосредственный - отношения в области конкретных объектов природы и экологических прав граждан. Деревянко Л. А. Экологическое преступление и проступок: сравнительный анализ законода-тельства об ответственности за кологические правонарушения // Право и окружающая среда: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2001.С.54.

Предмет экологического правонарушения в узком понимании не ограничивается только вышеуказанными элементами. В отдельных случаях информация является непосредственным предметом правонарушения. Например, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, - сокрытие или искажение экологической информации является полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Важной является взаимосвязь предмета и объекта эколого-административного правонарушения, игнорирование которой может вызвать ошибки в правоприменительной практике.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве. Это есть мера государственного принуждения, заключающаяся в претерпевании субъектом неблагоприятных последствий, установленных санкцией эколого-правовой нормы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления экологического правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно-безопасном экологически чистом мире.

Административную ответственность за нарушение экологического законодательства целесообразно рассматривать в традиционном ее понимании, т.е. как негативную реакцию государства на нарушение эколого-правовых административных норм.

Термин «экологическое правонарушение», прочно вошедший в лексикон науки экологического права, получил легальное закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Ответственности за экологические правонарушения посвящена глава XIV Федерального закона “Об охране окружающей среды” (ст. 75-80). В ст. 75 этого закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность Дубовик О.Л. Экологические конфликты // Экологическое право. - 2005. - № 2..

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

Деяние может выражаться в действии либо бездействии.

Подавляющее большинство преступлений и административных правонарушений - это активные действия: уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ) и т.д.

Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать. В форме бездействия выражена объективная сторона таких административных правонарушений и преступлений, как невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП РФ) и др.

По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы - это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным - означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо подразумевается. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с иными законами - Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Необходимость разграничения преступления и проступка возникает при применении 99% содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) норм экологического характера.

Административная ответственность.

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения.

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов субъектов Российской Федерации. В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений помимо главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 75), Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ “О недрах” (ст. 49), Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” (ст. 31), Федеральным законом “О животном мире” (ст. 55) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические правонарушения в главе 8 “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования”. Здесь предусматривается ответственность за несоблюдение общих экологических требований (ст. 8.1 - 8.5), порчу земель и иные земельные нарушения (ст. 8.6 - 8.8). Статьи 8.9 - 8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. 8.12 - 8.15 КоАП РФ.

Статьи 8.16 - 8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха - выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24 - 8.32).

Статьи 8.33 - 8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.

Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.

Статья 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др.

Статья 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. “к”) Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в г. Владивостоке действует закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», предусматривающий ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 4).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Причем в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 - 4, 9.

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.

В целом более 90% выявляемых ежегодно нарушителей подвергаются штрафу. Но размеры штрафа настолько малы, что предприятию выгоднее уплатить его, чем нести расходы на выполнение дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, как показывает анализ правоприменительной практики, штрафные санкции возлагаются в основном на юридических лиц, а виновные должностные лица уходят от ответственности. Тем самым не соблюдается принцип индивидуализации и неотвратимости ответственности. Негативная практика привлечения юридических лиц к административной ответственности вызывает у должностных лиц уверенность в своей безнаказанности. По этим причинам административно-правовые методы воздействия на правонарушителя являются малоэффективными.

Уголовная ответственность.

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие дано согласно ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды")).

При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246-262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды:

1. Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. 246 - 249 УК РФ.

2. Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются:

на основные природные объекты (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр) - ст. 250-255 УК РФ;

в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) и растительного мира (флоры) - ст. 256 - 262 УК РФ.

Помимо перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления против мира и безопасности человечества” введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358) - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу. В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).

И наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами).

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Поэтому следует иметь в виду, что целый ряд статей как Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экологическое значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

Рассмотренные судами уголовные дела об экологических преступлениях связаны в основном с нарушениями правил добычи водных животных, а также правил охоты, рубки деревьев и кустарников. Крайне редки случаи рассмотрения судами дел по иным составам преступлений, что прямо связано со сложившейся структурой экологической преступности и характеризует существенные недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с нарушениями в области охраны окружающей среды Ефимов Е.И. Экологическое право России: Библиография (1958-2004г.г.) -М.: Городец, 2007.

Она выражается в наличии вины правонарушителя, которая, как известно, имеет две формы: умысел и неосторожность. Умысел в свою очередь подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и небрежность. Правонарушение признается умышленным, если лицо, совершившее его, осознавало общественную опасность (противоправность) своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных (противоправных) последствий и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало эти последствия либо отнеслось к ним безразлично (косвенный умысел).

Правонарушение по неосторожности предполагает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления общественно опасных (противоправных) последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность).

Хотя понятия умысла и неосторожности даны лишь в отношении преступлений (ст. 25 и 26 УК РФ) и административных проступков
(ст. 2.2. КоАП РФ), но они полностью применимы ко всем другим видам правонарушений. Экологическое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, как с прямым умыслом, так и с косвенным, а также в результате легкомыслия или небрежности.

Притом в конкретных статьях КоАП и УК, как правило, форма вины не указывается. Но она легко определима по смыслу диспозиций соответствующих составов административных и уголовных правонарушений.



Многие экологические правонарушения совершаются с прямым умыслом. Среди административных правонарушений – это, например, самовольное пользование недрами, самовольный захват водных объектов, самовольная переуступка права лесопользования и пользования животным миром, нарушение правил рыболовства и охоты.

Ряд экологических преступлений по смыслу диспозиций соответствующих статей УК также могут быть совершены с прямым умыслом. Это, к примеру, регистрация незаконных сделок с землей, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников (соответственно ст. 170, 192, 256, 258, 260 УК РФ).

12 из 17 статей главы 26 УК РФ об экологических преступлениях могут быть совершены с косвенным умыслом. Это такие составы, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение атмосферы (соответственно ст. 246, 247, 250, 251) и другие (см. ст. 248, 249, 252, 253, 254, 255, 259, 261, 262).

Действительно, лицо, допускающее своими действиями (бездействием), например, загрязнение, засорение и истощение водных объектов, нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ осознает возможность причинения вреда окружающей среде и человеку, предвидит наступление таких последствий, хотя и не желает их наступления, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

КоАП и УК РФ по-разному реагируют на такую форму вины, как неосторожность.

Большинство административных экологических правонарушений совершается по неосторожности. Притом в отличие от УК КоАП безразлично относится к форме вины нарушителя. Здесь важен факт нарушения установленных в законе требований.

Уголовный же закон (ст. 24 УК РФ) деяние, совершенное по неосторожности, признает преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В действующем УК РФ таких случаев немного. Это в основном деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (см. части третьи ст. 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ). Можно назвать также ч. 1
ст. 261 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности.

Наше право отрицает объективное вменение, то есть возложение ответственности за сам факт причинения вреда. Исключение составляют хранитель, владелец источника повышенной опасности и ряд других, ответственность которых наступает независимо от вины. Они освобождаются от ответственности лишь в случае, если докажут, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего
(ст. 1079 ГК РФ). С другой стороны, каждый, кто совершает правонарушение виновно, неотвратимо должен нести ответственность.

Неотвратимость ответственности (наказания) – это общий принцип российского права и имеет исключительно важное превентивное значение. Принцип неотвратимости исходит из того, что лицо, виновное в совершении правонарушения, обязательно должно понести ответственность, установленную в соответствующих нормах уголовного, административного, трудового, гражданского, экологического и других отраслей права.

Лицо, совершившее правонарушение виновно, может быть освобождено от ответственности за свое деяние лишь при наличии оснований, прямо указанных в законе. Одним из таких оснований для освобождения от уголовной и административной ответственности является малозначительность деяния. Если совершено малозначительное административное правонарушение, то орган (должностное лицо), уполномоченный решить дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 24 КоАП РФ), которое, как известно, взысканием не является.

Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением, действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.

Закон предусматривает освобождение от ответственности и в случаях, когда исключается противоправность поведения. К ним в области экологии можно отнести крайнюю необходимость. Не подлежит административной или уголовной ответственности лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства и общества, личности, правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП РФ, ст. 39 УК РФ). Если в административном и уголовном праве крайняя необходимость – безусловное основание для освобождения от ответственности, то гражданское право решение этого вопроса передает на усмотрение суда (ст. 1067 ГК РФ).

Субъектами причинения вреда в состоянии крайней необходимости могут быть предприятия и организации, их должностные лица, а также граждане. Например, с целью предотвращения затопления поселения в срочном порядке укрепляется дамба. При этом с сельскохозяйственных полей вместе с основным грунтом снимается и плодородный слой почвы. Объективно – это порча земли, но она допущена в состоянии крайней необходимости. Другой пример. Члены геологического отряда в запрещенное для охоты время отстреляли дикое животное, чтобы обеспечить себя питанием, запасы которого у них кончились, другого пути приобрести питание в сложившейся обстановке у них не было. К состоянию крайней необходимости относится и случай, когда человек вынужден убить нападающее на него животное.

9.3. Административная ответственность
за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения является самым распространенным видом ответственности в области экологии. Она наступает, напомню, за совершение административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами административной ответственности являются граждане, а также должностные и юридические лица. Административная ответственность граждан наступает с 16-летного возраста.

Административная ответственность за экологические правонарушения в основном носит формальный характер, то есть наступает за сам факт нарушения правовых предписаний и не связывается с наступившим результатом. Но хотя и редко есть составы и материальные.
Например, ст. 8.6 КоАП преследует за загрязнение земли, ст. 8.10 – за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых.

КоАП РФ 2001 года предусматривает административную ответственность за широкий круг экологических правонарушений. Она сосредоточена в основном в главах 7, 8 и частично в главе 19.

Глава 7. (Административные правонарушения в области охраны собственности). 13 статей этой главы предусматривают административную ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы. Это, например, ст. 7.1, которая преследует за самовольное занятие земель; ст. 7.6 – за незаконное завладение водными объектами;
ст. 7.9 – за самовольное пользование участками лесного фонда.

Основную нагрузку несет гл. 8 (Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). 41 статья этой главы (8.1–8.41) практически охватывают весь круг правонарушений в этой области. Например, ст. 8.4 преследует в административном порядке нарушение законодательства об экологической экспертизе;
ст. 8.6 – порчу земель; ст. 8.9 – нарушение требований по охране недр; ст. 8.13 – нарушение правил охраны водных объектов; ст. 8.37 – нарушение правил пользования объектами животного мира и т.д.

Глава 19. (Административные правонарушения в порядке управления) содержит три статьи, которые берут под охрану некоторые управленческие отношения в области экологии. Это ст. 19.9, которая преследует в административном порядке нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и водных объектов;
ст. 19.19 – нарушение обязательных требований технических регламентов и правил обязательной сертификации в области экологии; ст. 19.21 – несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество (на землю и другие природные ресурсы) и сделок с ним.

Административная ответственность выражается в применении к нарушителю административного наказания. Ст. 3.2 КоАП предусматривает девять видов наказаний;

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

К юридическим лицам могут быть применены только четыре первые виды наказаний.

За совершение экологических правонарушений применяется в основном административный штраф, величина которого определяется в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ) и колеблется в широких пределах. На граждан налагается штраф в пределах от 1 до 25, на должностных лиц – от 3 до 200 и на юридических лиц – от 30 до 500 МРОТ, а по некоторым статьям до 2000, до 3000 МРОТ (ст. 8.18, 8.19).

В ряде случаев (незаконный лов биоресурсов на территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны) штраф устанавливается в кратном размере стоимости добытого природного объекта и колеблется для граждан в пределах от ½ до 1 размера стоимости водных биоресурсов, должностных лиц – от 1 до 2 и юридических лиц от 2 до 3 (см. ст. 8.20).

Хотелось бы сказать особо о таком виде взыскания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объектом конфискации могут быть судна, летательные аппараты и другие орудия незаконного добывания животных и растений. Притом конфискации подлежат орудия совершения правонарушения, применяемые как гражданами и должностными лицами, так и юридическими лицами. Примечательно, что орудия правонарушения подлежат конфискации независимо от того, в чьей собственности они находятся (см. ст. 8.17; 8.18; 8.19; 8.35; 8.37; 8.39 КоАП).

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Конфискация назначается судьей.

Одно из наказаний, которое применяется за экологическое правонарушение – это лишение гражданина права охоты на срок до двух лет в случае нарушения им правил охоты.

За экологическое правонарушение может быть применена и такая мера наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения. Это может быть, например, охотничье ружье, применяемое для охоты, но не зарегистрированное в установленном порядке. Но такая мера не применяется к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Хотелось бы сказать отдельно о таком новом виде административного наказания, как административное приостановление деятельности, применение которого, возможно, будет более эффективным, чем других наказаний.

Административное приостановление деятельности (АПД) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

АПД применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.

АПД назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания – устранения угрозы перечисленным объектам.

АПД назначается на срок до девяноста суток.

Постановление судьи об АПД исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

При АПД производится наложение пломбы, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об АПД мероприятий, необходимых для исполнения наказания в виде АПД.

Судья, на основании ходатайства лица, деятельность которого приостановлена, вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, вынудившие применить АПД.

В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д. и предотвращение угрозы другими способами невозможно, применяется временный запрет деятельности (ВЗД).

ВЗД вводится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено АПД. ВЗД устанавливается впредь до рассмотрения судьей дела об АПД.

Многие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за экологические правонарушения, содержат наказание в виде АПД. Оно предусмотрено, в частности, ст. 8.2 за несоблюдение экологических и санитарно-гигиенических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ст. 8.3 за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; ст. 8.6 за порчу земель.

Органы и лица, управомоченные применять административные наказания, указаны в гл. 23 КоАП РФ. Во-первых, – это судья. Судья вправе применять конфискацию орудий совершения или предметов административного правонарушения. В ограниченных случаях судья может наложить административный штраф. Например, за незаконную добычу янтаря (ст. 7.5 КоАП); нарушение обязательных требований технических регламентов, правил обязательной сертификации в области экологии (ст. 19.19 КоАП); несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 19.21 КоАП).

Во-вторых, – это Федеральные и региональные органы, осуществляющие управление соответствующими природными ресурсами.

Постановление, вынесенное по делу об административных правонарушениях, может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП.

Административная ответственность за экологические правонарушения может быть установлена и законами СРФ. Но виды нарушений, за которые может быть установлена административная ответственность, и виды наказаний, которые могут быть применены за административные правонарушения, существенно ограничены.

К примеру, Законом Алтайского края от 10.07.02 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в административном порядке преследуются лишь такие экологические правонарушения, как:

· уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений на территории Алтайского края;

· сжигание сорняков и остатков растений на полях и вдоль дорог;

· выпас домашних животных и птиц в неотведенных местах;

· мойка транспортных средств в неотведенных местах;

· неиспользование земельных участков, находящихся на праве постоянного пользования, праве пожизненного наследуемого владения, предназначенных для сельскохозяйственных нужд или жилищного строительства.

Наказание предусмотрено только в виде предупреждения или штрафа.

Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация