14 августа праздник православный успенский пост. Что можно есть в Успенский пост

Главная / Суд

Успенский пост установлен перед великим праздником и продолжается две недели - с 14 по 27 августа (01.08 - 14.08 ст.ст), он длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к .

Слово "успение " означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула".

Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно" пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здеш­ней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух празд­ников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день "Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою".

На первый день Успенского поста приходится праздник « ». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».
На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник ().
Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.
В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название - «Яблочный Спас».
По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу - в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день - также рыбный, а разговев переносится на следующий день.
Заканчивается пост праздником 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Согласно церковному уставу в эти дни строгость трапезы такая же как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения. Кроме того, предписывается:
в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
в первый день поста, в праздник (), по традиции совершается освящение мёда нового сбора и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);
в праздник () можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);
в праздник (), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет;
В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Кроме того, несмотря на строгость, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Успение Божией Матери

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских.
В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского.
В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.
В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания".

Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.
С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Святой Иоанн Дамаскин говорит, что апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.
Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.
Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа.
Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали:
"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирали не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах").
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.
Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.
Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.
Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верой исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.
По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".
Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса.
Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.
Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка. Название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий спасы приходятся на начало и конец поста, а второй спас - на середину.

В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. 14 августа совершается освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый.
Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор - второй Спас.
празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте), которое произошло в 944 году.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
24.02.2019 -
25.02.2019 -
26.02.2019 -

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост - время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост - это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. — единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Начинается этот пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход». Успенский пост - это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам - Преображения Господня и Успения Божией Матери. Так называемые двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.
Даты Успенского поста

Успенский пост наступает ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.
Что можно есть в Успенский пост

Как говорит церковный Устав, Успенский пост - такой же строгий, как и Великий. Это значит, что с 14 по 27 августа православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продукты и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается есть рыбку. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.
История Успенского поста

Успенский пост был установлен в память двух двунадесятых праздников. Первый - Преображение Господне. Второй - Успение Божией Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.
«Медовый Спас»
«Медовый Спас» - это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на «Медовый Спас» в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мед начинали подавать к столу.

Хозяйки пекли на «Медовый Спас» медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
«Яблочный Спас»
«Яблочный Спас» - народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.
«Ореховый Спас»
Был на Руси и третий «Спас» - «Ореховый». Так простой народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или третий) спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным».
Народные традиции Успенского поста

В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины - три праздника, которые простые люди называли «Спасами».

«Медовый Спас» (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи.
В народе верили, что на «Медовый Спас» заканчивается лето и начинается осень. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих - в том числе нищих. Считалось, что щедрое угощение - залог доброго урожая в следующем году.
«Яблочный Спас» (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. После этого можно было есть яблоки. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье.

Третий «Спас» (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа) на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая.
«Хлебным Спасом» называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас - хлеба припас» или «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
Приметы и поговорки об Успенском посте

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
На первый Спас и нищий медку попробует.
Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.

На Макавея (медовый Спас) собирают мак.
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.
Отцветают розы, падают холодные росы.
На Первый Спас святили колодцы.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).

Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка.

Во что Маккавеи, в то и разговенье.

Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать.
Как нужно поститься?

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», - это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Православные из года в год свято соблюдают различные праздники, включая и длительные, и непродолжительные. О времени, когда начинается и как правильно питаться во время него, можно узнать из специального календаря, который есть в православных храмах. В нём церковники подробно описывают правила соблюдения этого непродолжительного периода.

История Успенского поста

В первые века христианства уже признавали Успенский пост. Еще папа Римский святой Лев I Великий (был во на протяжении 21 года - с 440 по 461) ясно указывал даты, когда начинается Успенский пост. Уже тогда он был в перечне 4 самых важных

Но окончательно его установили лишь в 1166 году. Он ознаменовался проведением знаменитого Константинопольского Собора. Тогда же был выбран праздник, к которому приурочен данный период.

Начало Успенского поста

Информацию, с какого числа начинается Успенский пост, можно запомнить раз и навсегда, ведь она, в отличие от многих других православных дат, не изменяется. Пост начинается 14 августа. Он довольно непродолжительный и длится всего 2 недели. Заканчивается 27 числа того же месяца. В 2016 году начало и конец поста приходятся на выходные дни. Это невероятно удобно, ведь так проще изменять свой режим.

Название этого летнего праздника появилось благодаря Успению Пресвятой Богородицы. Собственно говоря, именно к нему и приурочен пост. Торжество приходится на 28 августа - следующий день после периода ограничений. Это единственный пост, который посвящен Деве Марии.

Время, когда начинается Успенский пост, знаменуется торжеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сопровождается данное празднование крестным ходом и освящением различных мест. Предполагается, что такие мероприятия смогут предупредить или избавить от болезней, если отнестись к ним с великой верой.

Приходится на еще один большой православный праздник - Медовый спас. С этого дня соблюдающие церковные правила люди получают благословение употреблять в пищу мед.

Питание во время поста

Душевное состояние - самое важное при соблюдении поста. Священники утверждают, что необходимо максимально посвятить время молитве, вести себя прилежно и служить в угоду Бога.

Но питание также чрезвычайно важно. Тем более что указанный пост является одним из 4 самых строгих, а церковники приравнивают его к Великому по необходимости ограничений. Именно поэтому соблюдающим пост рекомендуют отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц.

Но список разрешенных продуктов достаточно большой, и вмещает:

  • фрукты,
  • овощи,
  • отвары,
  • компоты,
  • серый хлеб,
  • грибы,
  • крупы,
  • орехи.

За все время, когда начинается и заканчивается Успенский пост, можно употреблять в пищу только вышеперечисленные продукты.

Подробное питание по дням

Существуют ограничения по питанию и по дням недели. Понедельник, среда и пятница, к примеру, у соблюдающих пост - это время, когда необходимо придерживаться сыроедения. В этот день стоит довольствоваться только фруктами и овощами, сухофруктами и орехами, а также медом. Запрещено использование растительного масла.

Вторник и четверг - время горячей пищи, но добавление масла также запрещено.

Суббота и воскресенье - самые простые дни. В это время разрешены все вышеперечисленные продукты с добавлением масла. Также разрешено в употребление вино.

Небольшое послабление и снятие ограничений возможно для:

  • беременных,
  • больных,
  • детей.

Кроме того, разрешено употребление рыбы в день Преображения Господнего, который празднуется 19 августа.

Правда, специалисты по питанию не рекомендуют в первый раз строго придерживаться поста. Так можно только испортить своё самочувствие, не получив духовного очищения. Священники также утверждают, что при любых проблемах со здоровьем лучше придерживаться поста не строго и усиленно молиться, ведь душевное ограничение гораздо важнее телесного. Исходя из этого, даже в дни, когда разрешено исключительно сыроедение, можно есть горячую пищу, а иногда добавлять масло. От основных запрещенных продуктов всё же стоит отказаться.

Дополнительные ограничения во время поста

14 августа начинается Успенский пост. На протяжении всего указанного периода церковь не приветствует проведение каких-либо торжеств. И свадьба входит в данный перечень. Рекомендуется посвятить это время молитвам, позаботиться о телесном и духовном очищении, а не предаваться развлечениям.

К слову, праздник Успения Пресвятой Богородицы трактуют как возможность избавления от страха смерти. Согласно приданию, Дева Мария заранее знала о времени своего перехода в другой мир. Поэтому она решила подготовиться к нему усиленной молитвой и постом. И это несмотря на то, что вся её жизнь была образцом жертвенности.

Время, когда начинается Успенский пост, - одно из самых значимых для православных. В этот период церковники пытаются соблюдать все традиции и ограничения, связанные с праздником.

Включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться.

Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост , то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня . Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:

  • в понедельники, среды и пятницы - сухоядение ;
  • по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
  • по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
  • (1 августа), по традиции совершается освящение Медовый Спас плюшки с маком);
  • в праздник Преображения Господня (6 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают Яблочный Спас );
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа

Согласно общецерковному уставу:

  • в первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 августа), по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас , и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);
  • в праздник Преображения Господня (6 августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас );
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Поговорки и приметы

  • Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка.
  • Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать.
  • Во что Маккавеи , в то и разговенье .
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).

См. также

Ссылки

  • Успенский пост - традиции, ответы священников, рецепты на сайте Православие и мир .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Успенский пост" в других словарях:

    Успенский пост - последний из многодневных постов в церковном году и единственный пост, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа (1 по 14 августа по старому стилю). Успенский пост… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Успенский пост - пост, учрежденный в христианстве в честь Пресвятой Богородицы. Продолжается с 14 августа до 28 августа – Дня Успения Пресвятой Богородицы. Это один из четырех многодневных постов в году. Успенский пост – строгий пост, когда верующим не… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См. Посты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Успенский пост - Усп енский п ост … Русский орфографический словарь

    Успенский пост - – см. Посты … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Успенский пост. Такой же строгий, как и Великий - Сегодня, 14 августа, первый день Успенского поста. Самый короткий из всех постов, он длится всего две недели: начитается янтарным медовым Спасом, центр его Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. Успенский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    1. ПОСТ, а, предлож. о посте, на посту; м. [франц. poste] 1. Место, пункт (обычно оснащённые техническими устройствами), откуда можно наблюдать за кем, чем л. или охранять кого, что л. Занять, оставить п. Обходить, проверять посты. Встать на п … Энциклопедический словарь

    - [место] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? поста, чему? посту, (вижу) что? пост, чем? постом, о чём? о посте и на посту; мн. что? посты, (нет) чего? постов, чему? постам, (вижу) что? посты, чем? постами, о чём? о постах 1. Пост это… … Толковый словарь Дмитриева

    УСПЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Добровольно выполняемые ограничения с целью духовного очищения и совершенствования. Православная Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания посты. Постились… … Русская история

Книги

  • Православный пост. Великий пост. Петров пост. Успенский пост. Рождественский пост , . В последние годы, когда массовое возвращение людей к вере стало одной из примет нашего времени, бытует ошибочное мнение, что православный пост - это лишь определенные гастрономические…

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас с началом Успенского поста!

Д ля духовного и познавательного прочтения предлагаем статью об истории Успенского поста и его важных датах, моментах и праздниках, которыми насыщены две последние августовские недели Церковного года.

У спенский пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 августа по 27 августа (по новому стилю).

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что: «пост в августе, (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Креста Господня - 14 августа называется в народе «Медовым Спасом». В этот день начала Успенского поста на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора.

Успенский пост близок по строгости к Великому. В этот строгий пост рыбу можно вкушать только один раз — в праздник Преображения Господня (6/19 августа).

Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года, является зримым образом будущего преображеия мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией.

В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья — те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».

В праздник Преображения разрешается вкушение рыбных яств, растительного масла, вина. Но главным угощением праздника являются, конечно, яблоки. До этого дня яблоки нового урожая есть не полагалось. К яблочному же Спасу в России их продавали целыми возами. Каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом наделить всех бедных плодами, а больным посылать в дом.

В России известно около полутора тысяч сортов яблок. Уже «Домострой» различает яблоки кузьминские, можайские, наливные и простые. В зависимости от сроков созревания, сорта делят на летние, осенние и зимние. Одним из самых знаменитых зимних сортов является антоновка.

Издавна бытует афоризм: «Антоновка в русском садоводстве - что рожь в полеводстве». Название этого сорта связано с селом Антоновым, откуда он и произошел. Зимние сорта яблок, созревающие во второй половине сентября — начале октября, сохраняются свежими в течение зимы лучше всех других. Некоторые из них лежат до следующего урожая.

Известен на Руси и виноград - одно из древнейших культурных растений на земле. Библия упоминает, что Ной, спасшийся от всемирного потопа, насадил виноградник и приготовил вино. С виноградом неразрывно связана история Древнего Востока, Греции, Рима. Но особое значение приобрел виноград в христианстве.

Виноградная лоза символизирует Xриста. «Я есть истинная виноградная лоза», — сказал Он во время Тайной вечери (Ин.15,1). Ее ветви — символы учеников и последователей Христовых, а плоды — символы добрых дел, совершаемых христианами. Если ветвь не приносит доброго плода, то ее отсекают и бросают в огонь. Так же и люди — если не совершают добрых дел, то гибнут в геенне огненной.

Не случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Лишь виноградное вино претворяется на литургии в Кровь Христову. Вино используется также во время совершения таинства Венчания. Оно напоминает о том, как Иисус Христос превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тем самым благословляя брак.

О винограде поется и в русских свадебных песнях. Есть упоминание, что уже в XI веке виноград начали разводить в монастырских хозяйствах Киева.

Россия богата фруктами и ягодами. Издавна здесь выращивали вишни и сливы, малину, облепиху, смородину, крыжовник. А великолепная лесная ягода! Всего и не перечесть. Из теплых южных стран завозили лимоны, абрикосы, персики… Соответственно богат и фруктовый русский стол.

Фрукты и овощи использовались для начинки в разнообразных пирогах. Приготовлялись фруктовые квас и мед. Русский фруктовый взвар — отвар из фруктов и ягод с добавлением меда, патоки, сахара — являлся прообразом современного компота. Порой такой взвар делали с пряностями — корицей, имбирем, мускатом. Хорошо известен и фруктовый кисель. Он происходит от ячменного и молочного киселя — старинного, питательного блюда, часто появлявшегося на русском столе. Постепенно в ячменный кисель начали добавлять ягоды, а потом он уже стал приготовляться из одних лишь ягод с добавлением крахмала.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация