Все о работе для беженцев. Трудоустройство беженцев: как получить разрешение на работу. Видео: репортаж о получении временного убежища в России

Главная / Налоги

В связи со сложной ситуацией на Украине и увеличивающимся количеством людей, которые пытаются найти убежище в России, возникает масса вопросов. Кто такие беженцы? На каком основании они могут находиться в пределах России? Какими правами и обязанностями они обладают? И наконец, смогут ли они найти работу, и как потенциальным работодателям принимать их на работу? Мы постараемся подробно рассмотреть каждый из этих вопросов, но больше внимания уделим именно вопросу трудоустройства беженцев.

Беженец - это гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства, который ищет убежище, потому что гражданин подвергся преследованию по национальной, расовой принадлежности или вероисповедания и иным причинам.
Правительство России издало постановление, в котором урегулировало вопросы предоставления временного убежища гражданам Украины (постановление от 22.07.2014 г. № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"). Новый порядок сократил время и упростил саму процедуру рассмотрения документов для предоставления временного убежища.
Людям, которые приехали из Украины, дается временное убежище по личному заявлению. Делается это только в том случае, если есть причины для признания его переселенцем, либо из гуманных побуждений. Заявитель обязан пройти некоторые этапы идентификации личности. В частности, это дактилоскопия и фотосъемка. Также в десятидневный срок с момента прибытия нужно пройти медосмотр.
Далее беженец может прийти в орган ФМС, либо Многофункциональный центр для предоставления госуслуги с заявлением на выплату денежной помощи и направления в Центр временного содержания. В таких Центрах беженцы находятся для соблюдения санитарно-карантинных правил.
Как правило, убежище предоставляют на 3 месяца. Те, кто решил остаться в России на более длительный срок, проходят более сложную процедуру, для получения статуса беженца и соответствующего удостоверения.
Удостоверение беженца будет для гражданина Украины основным документом, удостоверяющим личность. С этим документом он может пойти в органы занятости населения или искать работу самостоятельно. Чтобы получить удостоверение беженца, иностранцу нужно пройти процедуру признания его беженцем. Эту процедуру можно разделить на несколько этапов:
- Гражданин обратиться с ходатайством, представленные им документы будут предварительно рассмотрены;
- Будет принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства. С таким свидетельством гражданин будет ожидать принятие основного решения о присвоении статуса;
- Физлицо либо получит удостоверение беженца, либо отказ в присвоении статуса беженца. Всё это он узнает лично.
В целом, этапы получения удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Устройство на работу
При устройстве на работу иностранцу, который получил статус беженца или временное убежище, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, а так же документы об образовании и трудовую книжку. Документом, удостоверяющим личность, будет свидетельство о предоставлении убежища (как мы сказали ранее) либо удостоверение беженца, так как свой паспорт они оставляют в ФМС, где получали статус беженца.
Остановимся подробнее на заполнении трудовой книжки. В пределах нашей страны действительны трудовые книжки установленного образца. Трудовые книжки иностранного государства российскими компаниями не ведутся. Если у сотрудника есть трудовая книжка, оформленная ранее (по образцам 1938, 1973, 2003 годов), в компании могут ее принять. Если у сотрудника нет такой трудовой книжки, или у него трудовая книжка иностранного государства, ему нужно оформить новую трудовую книжку.
Не стоит забывать об обязательном пенсионном страховании. Все работники подлежат обязательному пенсионному страхованию. Но будет ли распространено это требование законодательства на беженцев? Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие застрахованные лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ): граждане России, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства.
На иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, компания так же уплачивает страховые взносы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Если у работника не было страхового стажа (т.е. он устроился на работу впервые), в фирме должны ему оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Работник-беженец должен предъявить документ, подтверждающий получение образования. Надо отметить, что документ об иностранном образовании, представляемый при трудоустройстве должен быть легализован, то есть, проставлен апостиль и переведен на русский язык.
В легализации образовательных документов нет необходимости, если есть договор между двумя или несколькими государствами, который отменяет или делает проще эту процедуру. В случае трудоустройства беженца из Украины процедура легализации не применяется. Украина является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.1993 в Минске. В данном случае необходим лишь перевод документов, заверенный нотариусами, или консульскими учреждениями РФ.
Необходимо также знать, что на Работников-беженцев, имеющих (имевших) судимость, как и на граждан России, распространяются ограничения по приему на работу с несовершеннолетними (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, детско-юношеского спорта, искусства и культуры). Для подтверждения факта отсутствия судимости, необходимо обратиться в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за получением справки о наличии (отсутствии) судимости. Срок выдачи такой справки составляет 30 дней. Данная справка должна быть представлена Работником при трудоустройстве.
Документы воинского учета беженцами, не предъявляются, так как иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Документы при трудоустройстве:

Как мы видим, различия в предоставлении документов незначительны, так же как и сама процедура оформления приема на работу беженцев.
На сегодняшний день, для многих беженцев очень остро стоит проблема трудоустройства на территории России. В общем, процедура приема таких соискателей достаточно проста и не займет у работодателя много времени и ресурсов. Поэтому, российским работодателям не стоит бояться принимать к себе на работу новых работников-беженцев.

Фактически документ это заменитель качеств обращающегося. Чиновник бессознательно формирует ощущения о подписавшемся, который написал свои доводы, изучая документ и его смысл. В местах, когда ответ формируется от умственного решения это случается критично влиятельным. Составить стоящий образец в юрфирме стоит существенных вложений. Причина - это труд, требующий опыта.

Прием на работу беженца

Действующее законодательство разрешает приём на работу лиц, имеющих удостоверение беженца или временное свидетельство о нахождении в таком статусе. Этих документов должно быть достаточно, поскольку они выдаются в обмен на личный паспорт, временно сдаваемый на хранение в Миграционную службу. Соответственно, такой работник не обязан получать и разрешение на работу. Чтобы получить сначала свидетельство, а затем и удостоверение (получить статус), гражданину приходится подавать ходатайство в какой-либо орган ФМС. Порядок рассмотрения таких обращений и выдача соответствующих удостоверений производятся согласно постановлению Правительства РФ № 356 от 10.05.2011 г.

Что касается каких-либо запретов и ограничений при приёме на работу беженцев, то они касаются лишь строго ограниченных сфер деятельности, к примеру, военной отрасли. Полный перечень ограничений можно найти в постановлении Правительства РФ № 755 от 11.10.2002 г. В целом же, законы Российской Федерации обязывают содействовать беженцам и в трудоустройстве, и в профессиональном обучении наравне с российскими гражданами.

Приём на работу украинских беженцев

Большинство украинских граждан, в последнее время прибивающих на территорию РФ, стремятся получить статус беженца, позволяющий беспрепятственно и официально устроиться на работу в России. Как временно принять на работу человека, имеющего удостоверение беженца? Какие взносы необходимо платить с доходов беженца, и как рассчитывать НДФЛ?

Прием на работу беженца

Действующее законодательство разрешает приём на работу лиц, имеющих удостоверение беженца или временное свидетельство о нахождении в таком статусе. Этих документов должно быть достаточно, поскольку они выдаются в обмен на личный паспорт, временно сдаваемый на хранение в Миграционную службу. Соответственно, такой работник не обязан получать и разрешение на работу.

Чтобы получить сначала свидетельство, а затем и удостоверение (получить статус), гражданину приходится подавать ходатайство в какой-либо орган ФМС. Порядок рассмотрения таких обращений и выдача соответствующих удостоверений производятся согласно постановлению Правительства РФ № 356 от 10.05.2011 г.

Вместе с тем, чтобы удостовериться в квалификации работника, принимаемого на должность, требующую специальных знаний, работодателем может быть истребован документ о получении образования. Кроме того, существует целый ряд должностей, дополнительно требующих предъявления справки об отсутствии судимости. Заметим, это касается не только беженцев, но и российских граждан, например, принимаемых на работу в качестве детских воспитателей.

Что касается каких-либо запретов и ограничений при приёме на работу беженцев, то они касаются лишь строго ограниченных сфер деятельности, к примеру, военной отрасли. Полный перечень ограничений можно найти в постановлении Правительства РФ № 755 от 11.10.2002 г. В целом же, законы Российской Федерации обязывают содействовать беженцам и в трудоустройстве, и в профессиональном обучении наравне с российскими гражданами.

Об уплате страховых взносов и НДФЛ

Желающим принять на работу украинского беженца необходимо знать особенности уплаты налогов и взносов с его дохода. Так, в данном случае будет иметь место 30-процентный НДФЛ, который снизится до 13% после переквалификации беженца в резидента РФ. Применительно к страховым взносам каких-либо отличий от обычной практики нет: взносы в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и ФФОМС следует начислять на общих основаниях. В ситуации, когда принятый сотрудник еще не получил статус беженца, уплата взносов должна осуществляться, как с временно пребывшего иностранца: только 22% в Пенсионный Фонд.

Как оформлять на работу беженцев и переселенцев?

В 2014 году в Россию в большом количестве стали прибывать беженцы и переселенцы, которые обращаются к российским предпринимателям в целях трудоустройства. Мы подготовили ответы на самые популярные вопросы по данной теме.

Какие документы должны представить беженцы и как принять их на работу?

По поводу трудоустройства обратились два гражданина Украины. Один из них подал документы для участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, а второй – для оформления временного проживания. Можно ли в настоящий момент принять их по трудовому договору?

В обоих случаях граждан Украины можно принять на работу с учетом следующих особенностей.

Если до момента трудоустройства гражданин Украины уже получил статус беженца (имеет удостоверение беженца), его можно оформить без разрешения на работу. Если такой статус официально не получен, прием на работу проводится в общем порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан. При этом гражданин Украины должен оформить разрешение на работу.

То же правило действует в отношении переселенцев и граждан, находящихся в процессе оформления временного проживания. Если гражданин Украины уже получил статус участника Государственной программы добровольного переселения (имеет свидетельство участника этой программы) либо разрешение на временное проживание, заключить трудовой договор можно беспрепятственно. При отсутствии указанных статусов с трудоустройством придется подождать или начать оформлять разрешение на работу.

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами. По общему правилу иностранный гражданин может вести трудовую деятельность на территории России при наличии разрешения на работу. Но этот порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся:

  • беженцы (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане, то есть получившие соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участники Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Нужно ли уведомлять о трудоустройстве граждан Украины службу занятости и миграционную службу? Какие еще ведомства следует известить в этом случае?

    Нужно уведомлять службу занятости и ФМС России (за исключением случаев, когда гражданам Украины не требуется разрешение на работу). Желательно уведомить также налоговую инспекцию.

    Работодатели по общему правилу обязаны уведомлять службу занятости населения и территориальное подразделение ФМС о заключении и расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг с иностранными работниками, в том числе гражданами Украины. Обязанность по уведомлению возникает при одновременном наличии следующих условий:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы;
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу.
  • Вывод: порядок одновременного уведомления территориального подразделения ФМС России и службы занятости действует только в отношении временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке и оформивших разрешение на работу.

    Если гражданин Украины относится к категориям, которые не обязаны получать разрешение на работу, уведомлять указанные выше ведомства о заключении (расторжении) с ним трудового (гражданско-правового) договора не нужно. Например, это не требуется в отношении:

  • беженцев (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, то есть получивших соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участников Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Уведомлять службу занятости населения и миграционную службу нужно в установленном порядке. Необходимо учитывать, что за неуведомление (уведомление с нарушениями) предусмотрена ответственность (см. ч. 3-4 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Извещение налоговой инспекции о трудоустройстве временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке (в том числе и граждан Украины), является спорным моментом. Однако во избежание претензий рекомендуется уведомить налоговую службу.

    Признаются ли украинские документы об образовании, предъявляемые иностранными гражданами, в России без легализации?

    Признаются без легализации.

    В отношении документов об образовании, ученых степенях и званиях между Россией и Украиной действуют следующие международные соглашения:

  • Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г.;
  • Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (заключен 28 января 2003 г.).
  • Эти соглашения признают взаимную эквивалентность документов об образовании, полученных в указанных странах, без процедуры легализации образования.

    Должны ли беженцы из Украины предъявлять работодателю при трудоустройстве справки о судимости?

    Должны предъявлять, если поступают на работу, к выполнению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (например, это педагогическая деятельность, трудовая деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления и т.п.) (подрлбнее смотрите абз. 7 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ).

    Как принять беженца на работу: особенности оформления и законодательная база

    Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой - беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

    Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии - в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г. вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

    Основания для пребывания беженцев на территории РФ

    Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

    Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

    Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

  • подал ходатайство о признании беженцем;
  • признан беженцем;
  • получил временное убежище.
  • Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

    Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

    Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

    Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

    Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

    Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

  • работу на стратегических военных предприятиях;
  • военную, государственную или муниципальную службу;
  • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.
  • Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

    Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» - беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

    Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

    В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

  • предоставление временного жилья;
  • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
  • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
  • содействие в трудоустройстве и переобучении;
  • социальная защищённость как у граждан РФ;
  • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.
  • Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

    Варианты трудоустройства беженцев без статуса

    Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

    1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
    2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
    3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
    4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

    Приём на работу беженцев без статуса

    Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

    Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

    В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

    1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

  • заявление;
  • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
  • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
  • копии регистрационных и учредительных документов организации.
  • Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

    2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

    Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

    3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

    Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

  • миграционная карта;
  • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
  • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.
  • При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

    Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Правовая база

    Граждане Украины для нас иностранцы. Все отношения с иностранными гражданами регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    В 2014 году этот закон уже дважды претерпевал изменения. Последние новшества вступили в силу совсем недавно, в августе.

    Режимы пребывания иностранцев в России

    Итак, иностранцы могут проживать в России временно или постоянно. Постоянно проживающие имеют вид на жительство , который продлевается каждые 5 лет. Эта категория приравнена в трудовых отношениях к гражданам России, т.е. ограничений в приеме таких иностранцев нет, никаких разрешительных документов получать никому не нужно. Иностранца, у которого есть вид на жительство, принимаем по .

    Временно находящиеся в РФ иностранцы могут иметь целых пять режимов пребывания в России:

    • временно пребывающий;
    • временно проживающий;
    • беженец;
    • получивший временное убежище;
    • участник программы по содействию добровольного переселения соотечественников.

    Но только в первом случае, если иностранец имеет статус временно пребывающего, ему нужно оформлять разрешение на работу. Без такого разрешения принимать на работу гражданина другой страны нельзя.

    (Примечание . С 2015 года иностранцы, прибывшие в РФ в безвизовом режиме, оформляют патент на работу, а визовые иностранцы — разрешения.)

    Все остальные категории временно проживающих иностранцев имеют такие же права, как и россияне, но с некоторыми ограничениями. Для удобства мы свели в все нужные сведения из законодательных актов.

    Как принять беженца на работу

    Теперь, используя таблицу, ответим на главный вопрос статьи. Если гражданин Украины получил статус беженца, т.е. у него на руках есть Удостоверение беженца , то его можно оформить на работу в обычном порядке, как россиянина. Беженцу не нужно оформлять разрешение на работу.

    Примечание: о том, как составить трудовой договор с иностранцем, читайте в .

    Если Удостоверения беженца нет, то принять гражданина Украины на работу можно только в порядке, который предусмотрен для временно пребывающих иностранцев, т.е. получить в ФМС патент или разрешение на работу.

    Нужно ли работодателю получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников в случае приема гражданина Украины?

    Нет, не нужно. Украинцы прибывают в Россию в безвизовом порядке (визы так и не ввели, хоть и было много разговоров), а значит, в соответствии с п. 4.5. статьи 13 №115-ФЗ, разрешение на привлечение иностранных работников работодателю не требуется.

    Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

    Получение иностранным гражданином статуса беженца

    Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

    Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

    Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы :

    1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
    2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
    3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
    4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
    5. Рассмотрение ходатайства по существу.
    6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
    7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

    Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

    • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
    • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
    • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
    • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

    Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

    Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

    Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

    Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

    Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем .

    Кстати

    Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

    Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем .

    Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

    Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

    Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации .

    ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

    По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца .

    Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

    Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию . В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

    Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

    1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

    Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

    Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

    Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

    2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

    3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

    С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

    Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1-2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

    По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

    4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

    Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1-2 ст. 68 ТК РФ).

    5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

    Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

    6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

    Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия :

    • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
    • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

    Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами . При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

    Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

    В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации . В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация