«Стихи читают люди с особой психофизикой» Поэты, издатели и критики обсуждают, кому нужна современная поэзия. Нужны ли нам поэты
Для чего в самом деле пишутся стихи? Чего не хватает в поэзии современному среднестатистическому подростку, чтобы она стала любимой, желанной? Как преподносить её на уроках? На эти вопросы пытались найти ответы на круглом столе, организованном редакцией «Литературной газеты» и пресс-центром «Пламя» гимназии № 1579. В разговоре приняли участие учителя московских школ, поэты, студенты педагогических вузов.
Всеволод Троицкий,
профессор, член Комиссии РАН по образованию:
– Язык наш неисчерпаемо богат! По-русски, можно сказать: девушка, дева, девица, девка, девонька, девочка, девчонка, девчушка, девчушечка, деваха, девчушенька и так далее. Каждое из этих синонимичных слов имеет свой оттенок, своё оценочное содержание. А на английском языке одно только слово – girl…
Но не будем прекраснодушны. Среди словесного многозвучья толпы сегодня нет-нет да и выскочит вдруг похабное, гнусное, смердящее слово-выродок, как ушат грязи, вылитой на поверхность белотканой скатерти. Увы, ныне значительная часть молодёжи (в том числе учащихся) не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне.
Людмила Козлова, учитель русского языка и литературы, школа № 2051:
– Когда сегодня слышу вопрос, нужна ли поэзия современным школьникам, то невольно думаю о том, что ещё лет 15–20 назад (в школе преподаю почти 40 лет) никому бы в голову не пришло об этом спрашивать. Когда же появилась поворотная точка?! «Кто виноват? Что делать?» Вопросы эти набили оскомину, но ответов нет, вернее простых нет. Пора принимать серьёзные меры в защиту литературного образования! Есть «Национальная программа поддержки и развития чтения в России», но вот я прихожу в школу и вижу, что воз и ныне там. Родители учащихся зачастую сами не интересуются чтением, не знают прозаические произведения даже в рамках школьной программы, что уж говорить о поэзии!
Маргарита Русскова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1534:
– Девятиклассники, надо признать, теперь с трудом выучивают наизусть и пять стихотворений Пушкина, а ведь в 90-е мы с них по 25 спрашивали. Теперь они, прагматичные и рациональные, всё чаще бунтуют.
Как пытаемся приучить их к поэзии? Вот, например, «Поэтическая лестница» (подсмотрено у коллег из гимназии № 1514). На большой перемене собирается «могучая кучка» – человек 10–15, в основном зрителей. Но человек пять решаются выйти наверх, на лестницу (встав, таким образом, над слушателями), что весьма метафорично, и успевают прочитать (прокричать?) стихи. Тема иногда задаётся (настроение, время года, памятная дата), чаще – нет. Можно читать классику, можно самостоятельно накопанное даже в Сети, можно – своё.
Расписывать стены альма-матер стихами – тоже большое удовольствие. Такой – однократно – счастливый момент выпал накануне ремонта в нашем кабинете. Раз всё равно закрасят, почему бы не порадовать себя не голыми грязноватыми стенами, а... стихами? Расписывали их строками Бродского и своими собственными.
Татьяна Васюченкова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861 «Загорье»:
– Вызывают интерес задания, в которых, например, надо попробовать восстановить пропущенные эпитеты или рифмы. Поэзия Лермонтова характеризуется эпитетами «хладный», «немой», «таинственный», «чужой», «мрачный», «мятежный», а у Тютчева господствует эпитет «роковой». Такую работу по отбору эпитетов можно давать для индивидуального задания.
Провожу уроки, которые я называю «На поэтических перекрёстках», когда учащиеся сопоставляют стихи разных авторов или одного автора, но написанные в разные периоды жизни. Например, «Тройку» Н.А. Некрасова и «На железной дороге» А. Блока, «Мадонну» А.С. Пушкина и «Мадонну» А. Фета, «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева и «Летнюю грозу» В. Брюсова, стихи о назначении поэта и поэзии Пушкина, Некрасова, Б. Пастернака. Так постигаются традиции русской поэзии и индивидуальность поэта, его стиль.
Татьяна Кизим,
педагог-организатор, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», школа № 1861 «Загорье»:
– Я проработала 7 лет в специальной школе для детей с девиантным поведением и не переставала удивляться тому, что эти дети не читали вообще ничего! У них слабо развита память, рассеянное внимание, образность мышления на уровне примитивной, они имеют неразвитую технику речи. Поняла, что им нужно читать вслух те стихи, которые будут вызывать эмоции. Методом проб и ошибок обнаружила, что они реагируют на поэзию военных лет, как губка впитывали стихи Ю. Друниной, К. Симонова, Р. Рождественского, А. Твардовского. Для них, этих брошенных детей, бродяжек, оказалась близкой полная драматизма, лишений и исканий жизнь лирических героев. Особенно они приняли балагура – весельчака Василия Тёркина. А потом мой воспитанник Саша В. на окружном конкурсе чтецов занял первое место со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста», а на вечере, посвящённом Пушкину, Сергей П., «необучаемый» по заключению психологической комиссии, с упоением читал «Буря мглою небо кроет…», и для него это было сродни подвигу.
Маргарита Денисова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1148 имени Достоевского:
– Молодые люди читают мне наизусть стихи (пусть и за оценку!) уже 30 лет, и я уверена, что поток поэзии никогда не иссякнет, ибо велика потребность высказаться, и высказаться не просто, а в изящной форме. И пока поэты будут протягивать людям на ладони своё обнажённое сердце, у этого мира есть шанс!
Владимир Лизинский,
профессор, директор издательского дома «Педагогический поиск»:
– Недавно я объявил Всероссийский конкурс стихов о школе, об учителе, о друзьях. Сколько, вы думаете, стихов прислали? Всего-навсего 100 работ. Из них 99 мы попросту выбросили как графоманию. И только одно стихотворение оставили. Его написала 85-летняя старушка. В XIX веке знали наизусть по сто стихов, в XXI чаще всего – ни одного!
Дарья Афонина,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861:
– Сейчас на первом плане мнимые ценности: благосостояние, разнообразие удовольствий, комфорт, вкусная еда, а свои чувства молодёжь в основном старается скрыть. Иногда подростки даже стесняются говорить о поэзии. Но когда я завожу с ними беседу о литературе, они всё же постепенно втягиваются, даже могут процитировать поэта, чьи строки глубоко запали в душу.
Мария Семиткина,
учитель русского языка и литературы, школа № 947:
– Я видела искренние слёзы на глазах своих учеников, когда они услышали стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга». Каждый понимал и проецировал на себя метафоричность фразы: «Ты не знаешь природы: ведь может быть тело дворняги, а сердце – чистейшей породы!» Они открыли для себя новый мир, делились впечатлениями, размышляли, волновались. Именно поэзия способна соприкоснуться с душой человека и от сердца к сердцу провести незримую нить. Самое прекрасное – уметь чувствовать чужие эмоции, сострадать, сопереживать. Именно этого не хватает нынешнему поколению.
Варвара Баграмянц,
педагог-библиотекарь, школа № 2051:
– Ученики начальной школы в библиотеке в первую очередь спрашивают стихи. У нас есть 15 наименований книг серии «Читаем сами». Но этого мало. Некоторым детям приходится предлагать поэтические сборники, предназначенные для старших школьников. Хочется, чтобы больше издавалось тоненьких иллюстрированных книжек, и они поступали в школьные библиотеки. Нужен удобный шрифт, цветные иллюстрации. Поверьте, маленькие читатели – очень благодарный народ.
Олег Куманов,
редактор газеты «Пионерская правда»:
– Сейчас у детей 10–14 лет наблюдается некоторый спад интереса к стихотворчеству, характерному для этого возраста. Может быть, влияет то, что родители реже читают малышам, меньше стало литературных кружков. Чисто поэтические студии вообще редкость. Больше привлекает ребят сочинение заметок, рассказов. «Пионерская правда» старается представлять читателям наиболее успешные, интересные работы. Если говорить о темах, то чаще всего пишут о природе. Ориентир – школьный учебник, где много стихов о красоте русской природы, есть чему учиться. По детским стихам видно, кто что помнит, проскальзывают метафоры, сравнения…
Анастасия Толикова,
ученица 9-го класса, гимназия № 1579:
– Я считаю, что поэзия помогает человеку увидеть свой внутренний мир и понять, чего он действительно хочет. Поэзия заставляет задуматься не только о собственных проблемах, но и обратить взор на несчастья других.
Поэзия делает нас людьми.
Подготовила Елена Сапрыкина
Поэзия в жизни человека
План
1. Литература в жизни человека.
2. Хорошие стихи - это тайна.
а) Нужна ли поэзия?
б) «Любовь прекрасна и грустна».
3. Значение поэзии для человека.
Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются. Е. Винокуров
Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие - исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Хорошие стихи - всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Ф. Тютчев:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия - это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные стихи о любви.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.
Так писала Анна Ахматова. А Александр Пушкин любимую женщину называет «гением чистой красоты». Он напоминает о том, что красотой нужно дорожить, оберегать ееот «шумной суеты», не забывать даже в несчастье. Любовь - это то, без чего человек жить не может, а любовь не может жить без поэзии.
Любовь прекрасна и грустна. И все на свете ясно - Грустна для третьего она, А для двоих прекрасна.
Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли.
Поэзия - удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки». «Хорошо видит только сердце.
Главного глазами не увидишь». Трогательно описывается встреча и дружба Маленького принца и лиса. Мудрый лис предлагает мальчику приручить себя и дает самое главное наставление: «Мы ответственны за тех, кого приручили».
Экзюпери напоминает и нам, живущим в XXI веке, об ответственности за наши поступки, о том, что нельзя мириться со злом, о том, каким должен быть человек. Произведение убеждает нас, что дружба - великое и сильное чувство, которое необходимо каждому из нас. Повесть «Маленький принц» можно считать завещанием летчика, писателя, философа. Это завещание адресовано всем людям. Его нужно внимательно читать, иначе можно пропустить главное.
Зачем нам нужны стихи? Какая от них польза? Что людям могут дать стихи? Как вы относитесь к поэтам и стихам?
- чтобы лучше выразить состояние души, показать красоту языка, не зря же красивые стихи перекладывают на музыку, получаются отличные песни.
- Очень многие легко проживают жизнь и без стихов. Но есть те, кому они просто необходимы. Особенно когда мелодия стихотворения совпадает с мелодией души. Наверное вот за это ощущение, что тво сердце не одиноко, что есть те, кто думает и переживает точно так же, как ты, вот за это и любят стихи.
Я очень люблю красивые стихи, где гармоничны и звучание, и смысл. А к поэтам я отношусь.. . как к коллегам:) - Я издаю стихи забытых поэтов
- выучи несколько, узнаешь
- Поэзия это рифмованный ребус, где в изящной форме можно с иным акцентом изложить, описать, происходящее или вымышленное. Что дат?. . Разнообразие. Забавно когда прозаический персонаж в сюжете что-то напевает. А это уже поэзия. И здесь е присутствие украшает сюжет. Поэзию имеет смысл считать украшением. Не зря считается, что удачное дело это поэзия.
- Не говоря про то, что они на слух красиво звучат.. А если на них наложить музыку, то они зазвучат в виде песен - а это же так здОрово, разве нет?: -)
- Проявляются новые чувства
- Стихотворение - наиболее чтко выраженная мысль, включающая в себя логический смысл, эмоциональную окраску и отношение автора к данной теме.
- Зачем нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
- Попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов!!! - смысл стиха для нынешней молоджи заключается в песнях
еслибы не было стихов не было бы и песен, не было бы песен не былобы и певцов, а если не было бы певцов то и не было бы кумиров - Просто кому-то нравиться рифма и она стимулирует их воображение, это их особенности восприятия стихи нужны только таким людям, так же существуют эстетствующие показушники, которые не понимают, что и почему, но считают, что любовь к стихам делает их элиткой и выпендриваются этим…А главная польза стихов, что в сочетании с музыкой получаются хорошие песни, хотя тут стихи и необязателны…в общем большинство любителей стихов- показушники)
- Поэзия говорит сама за себя:Не так ли мы стихов не чувствуем порой,
Как запаха цветов не чувствуем? Сознанье
Притуплено у нас полдневною жарой,
Заботами.. . Мы спим.. . В нас дремлет обонянье.. .
Мы бодрствуем.. . Увы, оно заслонено
То спешкой деловой, то новостью, то зреньем.
Нам прозу подавай: все просто в ней, умно,
Лишь скована душа каким-то сожаленьем.
Но вдруг.. . как будто в сад распахнуто окно,
А это Бог вошел к нам со стихотвореньем!***
Поэзия явление иной,
Прекрасной жизни где-то по соседству
С привычной нам, земной.
Присмотримся же к призрачному средству
Попасть туда, попробуем прочесть
Стихотворенье с тем расчтом,
Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
За тем трхсложником, за этим поворотом.. . - выражать свою любовь.
Сегодня существует огромный разрыв между представлениями о настоящей поэзии творческой элиты и взглядами на этот предмет широкой аудитории. Такой разрыв имеет свои закономерности: элитарная культура опережает потребности общества в культурной пище, которая является основой его ценностей и духовности, задает направление развития культуры общества. Однако, если никто не возьмет на себя ответственность за управление процессом донесения до населения представлений о настоящем искусстве, не позаботится о том, чтобы этот разрыв сокращался, массовая культура не оставит шансов элитарной культуре быть востребованной, влиять на базовые основы общества. Недостаточность институтов управления подобными процессами неминуемо приведет к кризису культуры: выхолащиванию общечеловеческих ценностей, снижению духовности. Кто должен взять на себя ответственность за эти процессы?
Общаясь с редакторами ведущих российских издательств, я столкнулась с неверием в то, что современная поэзия может быть востребована читателем. Редакторы говорят о том, что спрос есть на классику, поэтов серебряного века. Именно эти поэтические серии издаются наиболее часто. Издание же сборников современных поэтов крайне рискованно и убыточно.
Большая часть современных поэтов годами копят деньги на издание своей книги. Кому то везет больше: их книги издаются на деньги спонсоров. Но меценатов, любителей настоящей поэзии, сейчас не так много. Поэзия не может быть основой для бизнеса, она по своей сути не имеет коммерческой составляющей.
Редакторы толстых литературных журналов не считают своей миссией доносить талантливую современную поэзию до широкой аудитории, формировать, воспитывать в людях вкус к хорошей поэзии. Они видят своей миссией развитие современного поэтического творчества, работают в узких рамках профессиональной и элитарной аудитории, работая как бы на будущее.
Вот характерное мнение одного из ведущих литературных критиков: «Масса в принципе не способна воспринимать настоящую поэзию - слишком тонкая и сложная это материя. Не позволить массе насыщаться всем низкопробным невозможно - ничто другое ее не насыщает. Дайте массе высокую поэзию - она скажет, что это глупый набор слов, и потребует стишков на случай. Низкопробных. И скажет: вот хорошие стихи». Это точка зрения очень хорошего критика, к сожалению, как и другие, чувствующего свое бессилие что-либо изменить.
Точка зрения о "данности" способностей обсуждалась многими исследователями в области психологии. Чезаре Ломброзо говорил, что преступниками и проститутками рождаются, а потому бессмысленно заниматься социализацией, воспитанием тех, кто не может быть другим. Его концепция много раз подвергалась критике специалистами в области социальной психологии и педагогики. Существует множество факторов, влияющих на формирование личности и ее ценностных установок. Но если литературные критики стоят на такой жесткой позиции "они не мы, они никто", а мы "только для избранных" - это значит, что они расписываются в собственной несостоятельности в системном влиянии на культуру. Они считают, что бесполезно работать с "серой массой", "сеять разумное, доброе, вечное", "пробуждать добрые чувства лирой", искать пути воспитания в людях вкуса к поэзии. Либо это дано от природы, либо нет.
Не это ли одна из причин засилья массовой культуры, что представители элитарной культуры не видят смысла бороться за то, чтобы истинное искусство было более широко представлено в сознании людей? В результате элитарное искусство все больше сдает свои позиции, и сознание людей наполняется штампами массовой культуры, порабощая личность.
Алексей Алехин, главный редактор
- Та самая “актуальная” поэзия, бесконечно имитирующая новизну
- Непритязательная поэзия для “широких” (относительно) масс
- И, наконец, существующая как всегда вопреки всему и как всегда тонкая, веточка собственно поэзии - поэзия как искусство.
А. Алехин видит, тем не менее, некий континуум поэтического творчества, имеющий право на свое существование в обществе, который ведет читателя от простого к сложному. Цель поэзии как искусства, быть главным ориентиром этого движения, задавать высокие стандарты.
По его мнению, «поэзия как искусство» - это и есть истинная поэзия, понимание которой доступно немногим. Это соответствует более общему мнению: настоящее искусство - элитно, по крайней мере, для современников. Для потомков сегодняшнее элитное искусство может приблизиться к массовому. И все же, если сейчас не позаботиться об институтах воспитания у людей вкуса к настоящей современной поэзии, потомки просто не смогут рассмотреть зерно истины в потоке все возрастающей информационной нагрузки на человека.
Ответ "массы" литературным редакторам
Размышляя над проблемой управления процессами сокращения разрыва между «элитарным и массовым», снижения негативного влияния массовой культуры на личность человека, укрепления ценностных и духовных основ общества, я решила обратиться к пользователям моего сайта edu.jobsmarket.ru и задать им вопрос: нужна ли поэзия современному человеку?
Результаты этого исследования – это только подвод поднять вопрос, вместе со всеми заинтересованными лицами сформировать видение на проблему и найти нетривиальные решения.
Кто принял участие в исследовании?
Интерес к теме опроса был огромен, за 2-е суток было заполнено более 5000 анкет.
Возраст
Размер населенного пункта, чел.
Пол
Ответы пользователей на вопросы анкеты
Вы когда-нибудь писали стихи?
Как часто вы обращаетесь к поэзии?
Как часто вы обращаетесь к поэзии? Ответили "НИКОГДА", распределение по возрастным группам в %
Что для вас является поводом обращения к поэзии?
Если вы обращаетесь к поэзии, стихи каких поэтов вы будете скорее читать?
Какая тематика стихотворений нравится вам больше других?
Какой носитель информации предпочтителен для вас при чтении стихов?
Разница предпочтений носителя информации в зависимости от возрастной группы, %
Нужна ли поэзия современному человеку?
Как часто вы обращаетесь к поэзии ? Ответили "НЕТ", распределение по возрастным группам в %
По вашему мнению, какую роль поэзия играет в культуре общества?
Из результатов этого исследования мне видится, что наша российская «масса» читателей не столь безнадежна, как это кажется редакторам толстых журналов. Очевидно, что массовый читатель не только интересуется поэзией (пусть на своем уровне ее понимания), но и видит ее роль в своей жизни и жизни общества.
Надеюсь, что это небольшое исследование будет хорошей информацией к размышлению для литературной среды, редакторов и поэтов.
Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus . Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/ . Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты », туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых ». Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева. Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте. |