Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право». Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право

Главная / Налоги

1.5. Соотношение государственного права и конституционного права

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии - «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии .

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А. Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я. Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник - Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти .

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права - конституции .

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось. Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран». Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х - начале 60-х гг. В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

Главная причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Можно высказать ряд соображений в пользу термина «конституционное право»:

    любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась (государственному, гражданскому, трудовому, уголовному праву и т. д.), всегда устанавливается государством, и по этой причине все отрасли права можно назвать «государственными». Но тогда теряется специфика собственно «государственного права»;

    специфика государственного конституционного права существует и состоит в том, что нормы государственного права определяют основы политической и экономической систем общества, основы деятельности государства в области социального развития, закрепляют символы государственного суверенитета - гербы, флаги, гимны и столицы;

    правовую основу демократических преобразований формирования современного гражданского общества и правового государства может представлять лишь Конституция, как Основной Закон государства;

    термин «конституционное право» употребляется в трех значениях: как отрасль права (или отрасль законодательства), как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. Каждая из этих категорий имеет свою функцию и свой объект.

Наука конституционного права имеет свой предмет изучения. Она представляет собой совокупность (систем) методов, способов, средств познания общественного строя, государственного устройства и основ правового положения граждан . Отрасль права имеет свой предмет регулирования. Посредством конституционно-правовых норм она закрепляет основы конституционного строя. Поскольку эти нормы составляют особую отрасль права, следует признать, что конституционное право является предметом как правоведения, так и государствоведения в целом.

Конституционное право как учебная дисциплина характеризуется следующими признаками.

    Оно является основой всех иных отношений, поскольку именно в нем выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей.

    В конституционных отношениях утверждается власть народа, воплощаются в жизнь воля и интересы народа, всех наций и народностей.

    Общественные отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой экономической и политической жизни.

    Отношения, составляющие предмет конституционного права, характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ, нации, Российская Федерация, республики, национально-территориальные образования.

    Отличительной чертой этих отношений является особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются конституциями РФ и республик, а также законами конституционного значения.

Таким образом, «государственное» и «конституционное» право употребляются в наименовании соответствующей отрасли национального права. Выбор названия для рассматриваемой правовой отрасли конкретного государства зависит от ряда факторов: во-первых, от подхода к объему регулирования отрасли; во-вторых, от позиции по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; в-третьих, от выделения приоритета во взаимосвязи: государство и право; в-четвертых, от исторических и правовых традиций конкретной страны.

Конституционная наука изучает как комплекс норм КП, так и круг регулируемых ими общественных отношений.

Изучает всё это в исторической перспективе из-за динамичности конституционного права.

Наука КП осуществляет идеологическую, гносеологическую, эвристическую и аксеологическую функции.

Онтологическая – изучает бытийные аспекты КП институтов.

Гносеологическая – выработка новых подходов, способов и методов исследования.

Аксеологическая – изучение конституционно-правовых ценностей, которые являются мерилом существующих норм и отношений.

Эвристическая – не только исследование, но и оказание влияния на объект в определённой мере. Но изменение должно всегда соотноситься с КП ценностями.

Методология – общенаучные, частно-научные и специальные методы и средства познания:

Цивилизационный подход, диалектический метод, системный и функциональный анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально юридический методы и др.

Источники:

Теоритические – труды учёных конституционалистов

Социальные – общественные отношения, социальные реалии, определённые черты общества.

Нормативные - НПА, договоры, судебные акты.

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Сторонники идеи государственного права исходят из того, что предмет науки это государство во всех своих ипостасях и т.п.

Те кто за конституционное право говорят, что в таком случае сольются государственное и административное право.

Иногда государственное подразумевают как советское тоталитарное право, а конституционное как новое либеральное.

Хоть сейчас преобладает конституционное право, но их можно с государственным как тождественные использовать.

Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права

Роль КП в современных условиях – не закрепление демократических принципах в основном законе, а создание таких институтов, которые могли бы никогда не утратить своей демократичности.

Сейчас актуальная проблема защиты отдельных прав человека и гражданина.

Актуальная проблема федеративного устройства

Проблема концентрации власти у президента ну и там парламентаризм, избирательное право, самостоятельность исполнительной власти.

Проблема муниципальной власти

Судопроизводство в том числе административное и конституционное и конституционная охрана

Формирование цельной конституционной теории и отрыв её от практики.

Конституция РФ

Теоретические подходы к пониманию конституции.

Основные подходы:

1. Основной закон, обладающий особым способом, субъектом принятия, высшей юридической силой. Формальный смысл.

2. Система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих государственный демократический строй. Юридический смысл.

3. Гос. строй и преобладающие о нём в обществе и идеи. Фактический смысл.

4. Система ограничений государственной власти для реализации прав и свобод человека. Либеральный смысл.

5. Решение о характере и устройстве политической жизни государства учредительным органом власти. Позитивный смысл.

6. Основополагающие нормы естественного права, облечённых в форму общественного договора. Естественно-правовой смысл.

7. основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей. Социологический смысл.

8. Состояние политического единства и порядка в государстве. С точки зрения абсолютной формы.

9. Сумма высших правовых норм государства, к которой восходят все другие. Абсолютная норма.

История и теоритические предпосылки возникновения конституции.

Впервые сам термин появился в римском праве и восходит к указам императора которые также назывались конституциями.

Конституции по гаю это особые законы в том плане, что принцепс не имел права их нарушить в отличие от других законов. Иначе он пошёл бы сам против своей власти.

В Англии потом вместо как установление стали понимать как устройство. Т.е. как государственное устройство.

Понятия «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: как отрасль права, существующая в любом государстве и являющаяся ведущей отраслью его правовой системы; как юридическая наука, изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционноправовые отношения и тенденции их развития; как учебная дисциплина, система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право является ведущей отраслью российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права, и в этом смысле конституционное право является публичночастным(1).

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется другой -- «государственное право». В основном их содержание совпадает(2), хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственноправовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества. В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества1

Ученые, которые используют понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов2.

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст. 2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом3, либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что «система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России. Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим»1. Более того, в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане -- как взаимозаменяемые винтики. Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право2, применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С. Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан3.

Термин государственное право использовался и советской школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии. Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях. Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического.

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы так называемой «перестройки» во второй половине 1980х и в начале 1990х гг., когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять. Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи. В их сочетании в какойто степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России1: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 70х гг. прошлого века), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту. Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А. Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственноправового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство -- общество -- человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И. Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право». Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий1.

В процессе дискуссии ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, поскольку речь фактически шла скорее о споре терминов, а не о содержании отрасли. К тому же аргументы в пользу того, что в России еще не сложился конституционный строй и нет реального приоритета прав и свобод человека, постепенно теряют свое значение в связи с очевидностью современной тенденции к соблюдению прав человека, к экономическим и социальнокультурным переменам в российском обществе, к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней между собой и с системой местного самоуправления. Видимо, поэтому сегодня подавляющее большинство учебников носит название «Конституционное право России», что, по мнению И.А. Конюховой, свидетельствует о трансформации взглядов российской школы государствоведения и более прочном утверждении доктрины конституционализма2. Так же назвал учебник и С.А. Авакьян, подчеркнув при этом, что конституционное и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождественен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также и в детальном правовом оформлении3.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право (как отрасль права) – ведущая отрасль российского права, регулирующая и охраняющая совокупность общественных отношений, урегулируемых нормами конституционного права.

Отличительные особенности конституционного права:

Конституционное право – ядро правовой системы государства, что обусловлено его фундаментальностью и её системообразующим характером ;

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (властеотношения и статус личности );

Конституционно-правовое регулирование проникает во все сферы общественных отношений, что обусловлено их универсальным и, при необходимости, восполнительным характером .

Функции конституционного права:

- регулятивная;

- охранительная;

- учредительная;

- определение основ социального и экономического строя государства;

- гарантирование достоинства личности и её гармоничного развития.

Соотношение понятий государственное право, конституционное право и отечественное право

Отечественное право = правовая система государства

Государственное право = конституционное право ИЛИ государственное право – часть конституционного права

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Предмет конституционного права:

- основы конституционного строя;

- основы правового положения личности;

- территориальная организация государства;

- система государственных органов и органов местного самоуправления.

Метод отрасли права – совокупность приёмов и способов регулирования правоотношений.

Метод конституционного права – совокупность правовых средств (приёмов и способов) воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Метод конституционного права складывается из отдельных элементов следующих методов.

Особенности метода конституционного права:

- приоритет императивного метода воздействия (публичность);

- сочетание общего регулирования (правовой статус человека) и детального регулирования (властеотношения высшего уровня);

- двойное воздействие норм из-за двойного характера регулируемых отношений.

Нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 ).

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:

- учредительный характер;

- большое количество декларативных норм;

- низкое количество санкций;

- большое количество общерегулятивных норм;

- приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей;

- большое количество норм требует отраслевого развития.

Виды конституционно-правовых норм:

1. По территории действия:

- федеральные;

- региональные;

- муниципальные.

2. По методу правового регулирования:

- императивные;

- диспозитивные.

3. По характеру предписания:

- материальные;

- процессуальные.

4. По функциям:

- регулятивные;

- охранительные.

5. Также выделяют:

- дефинитивные;

- нормы-цели;

- нормы-принципы;

- нормы-гарантии;

- коллизионные;

- оперативные (регламентируют время вступления в силу и время прекращения действия норм).

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Субъекты конституционного права:

- общности (народ (для субъекта, наделённого властными полномочиями), население, этносы, территориальные коллективы);

- территориальные единицы (РФ, её субъекты, МО);

- индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностное лицо (наделён властными полномочиями, помимо общегражданского статуса);

- объединения и организации (формализованные – зарегистрированные юридические лица, и неформализованные – не юридические лица);

- органы публичной власти:

Государственные органы

Органы местного самоуправления и муниципальные органы;

Межгосударственные органы.

Объекты конституционного права:

1. Объект как некоторое благо:

- материальные;

- нематериальные.

2. Объект как совокупность действий:

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени обобщённости правового регулирования:

- общие;

- конкретные.

2. По времени существования:

- срочные;

- бессрочные.

3. По функциям:

- правореализационные;

- охранительные;

4. По юридическому значению:

- материальные;

- процессуальные.

5. По количеству обязанных субъектов:

- абсолютные;

- относительные.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация